Спор о границах участка

Спор о границах участка

Судебные споры о границах земельных участков

Практика применения закона последних лет показывает, что категория дел, указанная в названии этой статьи, все чаще встречается в судебной практике. По мнению автора статьи, в первую очередь это связано с тем, что собственники и собственники участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных управлений все чаще приводят к уточнению границ своего владения. недвижимость и оформление юридических титулов на землю. Эта работа приводит к тому, что собственники и собственники (часто к своему удивлению) узнают о перекрытии границ участков на картах (схемах) и в поле, о кадастровых ошибках, о расположении своей недвижимости в «чужих» границах, и т. п.

Не претендуя на право исчерпать исследования в рамках статьи в прессе, мы постараемся привлечь внимание к некоторым проблемным вопросам, возникающим в подобных спорах, и сформулировать практические выводы. Помимо прочего, это может помочь начинающим юристам найти правильный подход к разрешению подобных споров.

В соответствии со сложившейся судебной практикой согласно ст. 7 предыдущей редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимого имущества» (с 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (опубликован 08.03.2018) «О государственной регистрации недвижимого имущества», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности»). К характеристикам участка относятся его кадастровый номер, описание расположения границ и участков.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимого имущества сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка в связи с корректировкой расположения его границ (точек поворота) по сути является продажей недвижимости. этот участок, в результате чего юридический титул и другие производные права собственности на участок истекают в прежней форме, определяемой набором уникальных характеристик.

Зарегистрированное право на недвижимость может быть оспорено только в суде. До тех пор, пока суд разрешает такой спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке иска (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Российской Федерации). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, касающихся защиты прав собственности и иных имущественных прав»).

Согласно § 3 п. 2 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 22, к искам в отношении прав на недвижимое имущество относятся, в частности, , иски об установлении земельных границ.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском об изменении границ участка, уже внесенного в кадастр (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 4275/11 ).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда РФ от 07.10.2015 № 305-KG15-7535 по делу № A41-47432 / 2012, когда предметом спора является перекресток (перекрытие ) участков, сведения о границах одного из них вносятся в государственный кадастр недвижимого имущества, а второй подлежит уточнению, требования заявителя затем рассматриваются в претензионном порядке как претензия по определению границ участка.

Поэтому требование определения местоположения границ участка – спорный вопрос.

Претензия об установлении границ земельного участка направлена ​​на устранение неопределенности относительно прохождения границы земельного участка и разрешение спора о праве собственности на определенную его часть. Решение суда, определяющее границы участка, является основанием для изменения сведений об этом участке в Едином реестре недвижимого имущества. В таких исках ответчиком является пользователь соседнего участка земли, поскольку в рамках предъявленного иска граница между участками должна быть определена в соответствии с согласованными координатами точек поворота.

Представленные в исследовании правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать некоторые предварительные выводы при разрешении споров о границах участков:

– Споры такого типа разрешаются в соответствии с положениями о процессуальных действиях, так как просьба об определении местоположения границ участка является спором по закону;

Читайте также:  Имеет ли недееспособный заявитель право наследования?

– Определение (изменение) границ образованных и занесенных в кадастр границ земельных участков входит в компетенцию суда. Суд может изменить эти пределы в установленном законом порядке;

– Постановление суда, определяющее границы участка, является основанием для изменения сведений о данном участке в Едином реестре недвижимого имущества;

– В исках об установлении (изменении) границ между участками ответчиками являются землепользователи соседних земель.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в ред. От 08.03.2018) «О государственной регистрации недвижимого имущества», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания места нахождения земельного участка. и (или) его площадь, за исключением случая формирования участка при отделении от участка или при делении участка, в котором преобразованный участок содержится в измененных границах, осуществляется при условии, что такие изменения связанные с определением местонахождения посылки.

При проведении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения части границ участка, которая также является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменение площади участка требует внесения изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимого имущества, о прилегающих земельных участках, орган регистрации прав одновременно с проведением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимого имущества. В этом случае дополнительное заявление о регистрации в государственном кадастре изменений сведений, содержащихся в Едином реестре недвижимого имущества, относительно указанных смежных участков не требуется. В указанном случае расположение границ участков считается согласованным только в том случае, если в акте согласования расположения границ имеются личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая особенности, позволяющие определять ее как индивидуально определяемую вещь (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ; ч. 8 ст. 22 Закона № 218). – FZ).

Границы являются основным отличительным признаком земельного участка и устанавливаются при выполнении кадастровых изыскательских работ (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ расположение границ участка определяется путем обозначения координат характерных точек этих границ, то есть точек для изменения описания границ участка и разделения на части.

В соответствии со ст. 21 Закона № 218-ФЗ одним из документов, необходимых для кадастрового учета, является план границы (в случае оформления земельного участка, оформления части земельного участка или кадастрового учета в связи с изменением единственного характеристики участка), а также копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора об устройстве расположения границ участка в порядке, установленном земельным законодательством (если в соответствии со статьей 38 Гос. того же Федерального закона, расположение таких границ устанавливается на основании статьи 38 Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ план границы – документ, составленный на основании кадастрового плана данной территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимого имущества данного участка. земли, которая воспроизводит определенную информацию, внесенную в Единый государственный реестр недвижимого имущества, и содержит информацию о создаваемом участке или участках, частях или частях земельного участка, либо новую информацию, необходимую для внесения в единый государственный реестр недвижимого имущество.

В соответствии со ст. 36 ч. 7 Земельного кодекса Российской Федерации расположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического использования участка, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о территориально-пространственном и градостроительном регулировании. планирование. Расположение границ участка определяется с учетом красных линий, расположения границ соседних участков (при их наличии) и естественных границ участка.

Часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местонахождение определяется на основании сведений, содержащихся в документ, подтверждающий право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – на основании сведений, содержащихся в документах, определяющих расположение границ участка при его формировании. При отсутствии документов, перечисленных в настоящей части, границами участка являются границы, существующие на земельном участке в течение пятнадцати лет и более и закрепленные с использованием естественных или искусственных объектов, позволяющие определить расположение границ участка.

Читайте также:  Отзыв запроса о добровольном отказе в соответствии со ст. 80 ТК РФ

Из вышеизложенного можно также сделать некоторые выводы, которые имеют отношение к пониманию процедуры рассмотрения споров на границе (назовем ее для краткости):

– Определение границ участка может производиться во внесудебном порядке (при наличии согласия землепользователей соседних земель – без спора);

– Граничный план, основанный на результатах кадастровых работ, является неизбежным атрибутом пограничного требования. Без такого плана суд не смог бы сформулировать материальную часть своего решения о границе. В некоторых судебных материалах автор публикации даже видел, что план границ был приложением к решению суда. Альтернативой плану границы может служить только заключение судебно-медицинской экспертизы земли;

– Расположение границ земельных участков в решении суда определяется путем обозначения координат характерных точек этих границ (так называемых ориентиров);

– При вынесении судебных постановлений суды не связаны границами, предложенными сторонами в споре. Суд вправе устанавливать пределы по своему усмотрению с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты границ определяются по результатам кадастровых работ или судебной земельной инспекции.

МИХАИЛ БЛИНДСОВ, ЮРИСТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «БЛИНДСОВ И ПАРТНЕРЫ», ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ВНЕОЧЕРЕДНЫЙ ПРОФЕССОР, ПОЧЕТНЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник “Верное решение” Выпуск № 01 (195) дата выпуска 21.01.2019.

Статья публикуется на основании договора от 20 октября 2016 года, заключенного с учредителем и издателем информационного бюллетеня ООО «Истинное решение» ООО «Фирма НЕТ-ДВ».

Рассмотрение земельных споров

Термин «земельные споры» относится к процессу обсуждения и подтверждения прав на земельный участок в порядке, установленном на законодательном уровне.

Земельные споры: понятие и их виды

Термин «земельный спор» означает процесс обсуждения и доказательства ваших прав на земельный участок в порядке, установленном на законодательном уровне, а также при равных правах всех участников перед законом.

Классификация земельных споров может основываться на нескольких признаках. Как правило, категории земельных споров напрямую зависят от причины их возникновения.

Следующие виды споров отличаются землей:

Земные споры относительно обмена участками:

    в результате нарушения установленных принципов предоставления участков и лишений; в результате лишения сюжета в установленных пределах, которые произошли в связи с выделением участков;

Земные споры, связанные с использованием участков:

    Вмешательство несанкционированного лица в работе бизнеса; Помехи и создание всех видов препятствий, которые предотвращают нормальное владение землей.

Споры о земле в связи с приобретением участков:

    Принятие закона несовместимо с решением; Возникновение незаконных претензий к прекращению временного использования.

Споры о компенсации за землю:

    Восстановление потерь в результате несанкционированных актов; Споры для компенсации: компенсация за несанкционированные действия; Компенсация законов в соответствии с законом.

Субъекты и объекты земельного спора. Срок давности земельного спора

Следующие объекты споров отличаются на законодательном уровне:

    физические лица обязаны платить земельный налог; Юридические лица обязаны платить налог на землю.

Предметом спора является право собственности на участок земли.

Период ограничения земельных споров является источником многочисленных дискуссий, поскольку трехлетний срок, установленный на общих чертах, не совсем подходит для этого вида спора.

В некоторых случаях период ограничения составляет всего три года, когда дело доходит до небольшой транзакции. В этой ситуации этот термин начинает учитываться с момента заключения договора.

Но в наземном праве есть некоторые исключения, например, если мы говорим о удалении различных препятствий, которые нарушают право владельца на использование земли. В этой ситуации период ограничения может быть приостановлен на некоторое время, указанное в акте.

Порядок, в котором проводится разрешение земельных споров

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право, зарегистрированное в Конституции Российской Федерации, чтобы обеспечить защиту своих прав и свобод. Сущность этого требования заключается в том, что все действия и отказ от государственных и коммунальных органов, государства и должностные лица могут быть обжалованы в ходе судебных разбирательств.

Читайте также:  Образец письма в прокуратуру о нарушении прав сотрудников в 2022 году

Режим проведения любых необходимых процедур для защиты конституционных прав и свобод каждого гражданина определяется в соответствии со свойствами, регулируемыми в процедурных положениях. Таким образом, любое такое нарушение между объектами может рассматриваться гражданской жалобой

    в арбитражный суд; в суде мира; В арбитражный суд.

Специфика процедурных споров на земле определяется правилами земли и гражданского права. В некоторых случаях указано правовые положения, урегулирование земельных споров между организациями также может проходить через административный порядок.

Такое решение может быть оспорено путем представления ссылки на суд. Порядок разрешения споров на землю определяется в законодательстве по гражданскому делу.

Порядок, по которому осуществляется рассмотрение земельных споров в суде

Процесс рассмотрения споров на земле в ходе судебного слушания заключается в следующем:

1. Первым этапом является применение к суду для защиты его конституционных прав, то есть нарушенное право на землю. Апелляция должна быть выражена в форме претензии, содержащего все обстоятельства нарушения.

Претензия должна содержать имена и фамилию Сторон, точные адреса проживания или зарегистрированного офиса, стоимость претензий, обстоятельства, оправдывающие претензию и полный список всех приложений, прилагаемых к документу.

В течение месяца после принятия судебного процесса суд рассматривает его.

2. На втором этапе, после рассмотрения приложения, разбирательство инициируется по необходимости сокращения наземного спора на заседании суда. На этом этапе суд проверяет все представленные доказательства и призывы и допрашивает обе стороны рассматривать обстоятельства спора. Кроме того, суд имеет право требовать дополнительных документов при необходимости.

3 Следующий этап – предварительный, на котором открывается судебное заседание и устанавливается определенный режим. Например, право участвовать в сеансе имеют только лица, между которыми возник спор. Остальные в зале суда должны хранить молчание, иначе судья будет вынужден применить санкции к виновным.

На этом этапе проверяется явка всех сторон, а также других участников процесса. Присутствующие должны быть проинформированы об их правах и обязанностях.

4. Следующий этап – это собственно судебное разбирательство. В судебном заседании проводится протокол о ходе дела, опрашиваются все участники дела, начиная с истца и ответчика, оцениваются все представленные доказательства.

5. Заключительным этапом рассмотрения земельного спора в судебном заседании является вынесение определения. Это должно быть оправдано и законно. Более того, судья полагается только на представленные к рассмотрению доказательства, а не на свои собственные предположения и предпочтения. Проигравшая сторона должна будет оплатить судебные издержки истца.

Порядок рассмотрения земельных споров в третейском суде

Процессуальная специфика этих споров позволяет передать их в арбитражный суд. Гражданский кодекс России предусматривает, что дела для арбитража могут быть переданы в любой спор, за исключением отдельных споров, отнесенных к уровню федерального законодательства.

Процессуальная специфика рассмотрения земельных споров рассматривает обращение в арбитражный суд как альтернативную форму защиты своих конституционных прав.

В соответствии с положениями гражданского права решение арбитража не имеет юридических последствий.

Соответственно, любое решение суда будет исполнено сторонами добровольно. Принудительное исполнение решения выходит за рамки компетенции третейского суда и возможно только после вынесения мирового решения или арбитражного суда.

Отдельно стоит отметить, что обязанность провести государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и все действия, предпринимаемые в связи с этим, не могут быть приняты во внимание как основание, препятствующее передаче дела о защите нарушенных прав на землю в собственность. арбитражный суд.

Вопреки постановлениям магистратского или арбитражного суда решение арбитражного суда становится обязательным только после прохождения ряда процедур, включая получение соответствующего исполнительного листа. Государственная инспекция показывает соблюдение:

    соблюдение установленных на федеральном уровне гарантий прав и свобод граждан; соблюдение правил формирования судейской коллегии; соответствие принятого судебного решения принципам российского законодательства.

Ссылка на основную публикацию
×
×