Можно ли оспорить объединение классов в школе, если теперь в классе более 30 человек?

Законно ли объединение классов школ и групп детсада?

В настоящее время проблема с очередями в детский сад стоит как никогда остро. Нехватка детских садов, многотысячные очереди, и, как результат – гневные письма родителей в Роспотребнадзор с просьбами решить проблему комплектования дошкольных учреждений. Что же придумали чиновники? Они решили проблему не строительством новых детских садов, а изменением норм закона.
История вопроса

Ранее, когда речь шла о комплектовании дошкольного образовательного учреждения, заведующие руководствовались понятием предельной наполняемости групп. Для детей от 2 месяцев до 1 года предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определялась цифрой в 10 человек, от 1 года до 3 лет – 15 человек; для детей 3 – 7 лет – 20 человек. При этом, при наличии в группе общеразвивающей направленности детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) максимально возможное число человек составляло 8; при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 – 7 лет) – 10; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 – 7 лет) – 20. В конце 2010 годаПостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 г. № 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в существующий СанПиН были внесены изменения, касающиеся норм комплектования.

Как обстоят дела сейчас? Согласно п.1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп – не менее 2,5 метров квадратных на одного ребенка, в дошкольных группах – не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Таким образом, с 2011 года число детей в группах стало определяться в зависимости от площади игровой комнаты, где на одного ребенка должно приходиться не менее 2 или 2,5 кв. метра в зависимости от возраста.

Норма о предельной наполняемости групп сохранилась лишь в отношении групп детей в детских садах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

• для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
• для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
• для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
• для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
• для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
• для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
• для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
• для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

• для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;
• для детей, часто болеющих, — 10 и 15 детей;
• для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.

В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

• до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
• старше 3 лет: 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
• 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
• 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Резюме

Отмена предельной наполняемости в группах детских садов общеразвивающей направленности (а таких детских садов большинство) привела к тому, что, к примеру, в детских садах старой постройки, где игровые комнаты достаточно просторные, появилась возможность набирать группы по 35–40 человек. Это вызвало повторную волну негодования среди родителей: снова посыпались жалобы в Роспотребнадзор, местные органы образования и т.д. Родителей можно понять, они руководствуются интересами ребенка: хотят, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно, а воспитатели могли уделить внимание каждому малышу, что весьма проблематично при большой численности группы.

Объединение классов в школе В том, что касается объединения классов в школе, действуют несколько иные правила. Наполняемость классов: требования закона В соответствии с п.26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, установлена наполняемость классов в количестве 25 обучающихся. В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях.
Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах. Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.

Поясним, что в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

• начальное общее (I ступень – с 1 по 4 класс),
• основное общее (II ступень – с 5 по 9 класс),
• среднее (полное) общее образование (III ступень – с 10 по 11 класс).

Причем одновременно в п.10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 указывается, что при объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 – 10 мин. (кроме урока физической культуры). Кроме того, есть свои особенности в отношении объединения классов компенсирующего обучения, в которых количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В том же, что касается возможности объединения классов II и III ступеней общего образования, действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 32 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение классов на II и III ступенях общего образования допускается. Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14. СанПиН 2.4.2.2821-10).

В случае, если родители не согласны с действиями администрации школы, считают, что объединение неблагоприятно может повлиять на их детей, они могут обратиться с письменной жалобой в районный отдел образования или прокуратуру. По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации.

Можно ли оспорить объединение классов в школе, если теперь в классе более 30 человек?

По нормам СанПиН в классе должно быть не более 25 человек. Так что 39 – это нарушение.

СанПиН 2.4.2.1178-02», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.11.2002 № 44 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002 № 3997). В соответствии с п. 2.3.1. указанного Постановления наполняемость каждого класса общеобразовательного учреждения не должна превышать 25 человек.

По нормам СанПиН в классе должно быть не более 25 человек. Так что 39 – это нарушение.

Не знаю, откуда у Вас эта информация, но класс считается укомплектованным, если в нем не менее 25 человек. В противном случае, даже если вдруг класс разрешат открыть (что очень маловероятно), он не будет делиться на группы для уроков иностранного языка, информатики, труда и даже физкультуры. Т.е. группы 12+13 разрешены, а 12+12 – оплата педагогам идет только за одну группу.
Выход: если школа Вас устраивает – срочно всем классом проводите рекламную компанию с целью добора 11 человек; если не очень – ищите варианты перехода.

Не разрешат открыть – это одно. Но если класс уже открыт, а численность его за время учебы уменьшилась – это совсем другое. В прошлом году выпускной класс школы, из которой мы ушли, состоял из 15 человек. Сейчас в нашем “бывшем” классе осталось 22 человека,

Вопрос с открытием классов решается в августе – первых числах сентября, но каждый год заново. Но делиться такой класс на группы все равно не будет.:(

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Санитарно – эпидемиологические правила
СанПиН 2.4.2.1178-02
2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения – 80 человек, I и II ступеней – 250 человек, I, II и III ступеней – 500 человек.
Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения](конец цитаты)

Таким образом увеличение количества обучающихся сверх 25 человек противоречит действующему законодательству.

В соответствии со здравым смыслом и законодательством РФ (в частности ст.38 Конституции РФ и ст.64 Семейного Кодекса РФ) защита прав и свобод ребенка возлагается на его родителей (законных представителей). Т.е. Вы не просто имеете право, а ОБЯЗАНЫ защищать права и свободы своего ребенка.

Читайте также:  Предусмотрено ли перенаправление обращения по компетенции?

Красиво! А за чей счет этот банкет?

Это нормы, которые у нас принято, к сожалению, нарушать, говоря и родителям, и учителям, что класс не откроют, если численность будет менее 25 человек. Так что не понимаю Вашего комментария. Вы же заинтересованы как учитель, чтобы у Вас в классе сидело до 25 человек, а не 30 и более:001:. А добиться результата может оказаться и не так сложно.

Вопрос с открытием классов решается в августе – первых числах сентября, но каждый год заново. Но делиться такой класс на группы все равно не будет.:(

Видимо, это очень зависит от школы и от руководства. От его умения и желания изыскать средства.
У нас сейчас у старшей дочери в классе сейчас 19 человек. В параллельном примерно столько же. Прекрасно они делятся на группы. И такое количество детей точно никтообъединять не будет. Объединяют иногда, если остается на 2 класса порядка 30 человек.
Но мы в 610й, да и у Дионы сын тоже не в микрорайонной школе учится :))
Школы государственные. С родителей денег за это не берут.

А нормы с 2002 не изменились. случайно

По нормам СанПиН в классе должно быть не более 25 человек. Так что 39 – это нарушение.

СанПиН 2.4.2.1178-02», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.11.2002 № 44 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002 № 3997). В соответствии с п. 2.3.1. указанного Постановления наполняемость каждого класса общеобразовательного учреждения не должна превышать 25 человек.

2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человекНаполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

Может, мы вообще о разном? Санитария-то подразумевает класс как помещение, а не список. И в зданиях школ по стандартным проектам, т.е. исходя из размеров учебных кабинетов. А в Центре полно школ с кабинетами значительно большей допустимой наполняемости. Да и куда больше, чем на 1000 человек в целом.

Мы говорим об одном и том же. Читайте выше посты.
Санитарная норма оговаривает не только размер помещения, но и количество учащихся в классах, а также высоту столов, цвет стен , тип освещения и многое-многое другое.
Понимаю ваше недоумение, возмущение, т.к. каждая вторая школа (если не сказать каждая первая) не соблюдает эти самые нормы. НО:

Набор учащихся в школы производится по уставу школы, который составляется на основе типового положения об общеобразовательном учреждении, в котором написано:
“Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения. ”
Заметьте, не оговорено до 25 человек или более, это и позволяет трактовать, что класс не откроют, будь он менее 25. Однако там есть фраза с учетом санитарных норм, а их нарушать не имеют права, а по сан. нормам четко оговорено – количество не более 25 человек.
А вообще-то родители, дети которых учатся в классах с наполняемостью более 25 человек, подойдите к директору и спросите, почему нарушаются эти самые санитарные нормы. Если вам ответят, что они не нарушены, скажите, что позвоните (напишете) в СЭС, Роспотребнадзор с просьбой провести проверку. И посмотрите на реакцию администрации школы…

Для себя делаю вывод, если администрация школы заинтересована и не идет на поводу чиновников которые настаивают на укрупнении классов с целью сэкономить, то в школе будут классы с нормальной наполняемостью (25 человек). Ежели нет, так все свалится на шею бедных учителей. Отразится на детях.

Для galamag:
У нас в школе делятся классы на уроках ин.языка, информатики. И это при том, что в классах может быть и 19-20 человек. Значит, находятся средства. О доплатах из родительского кармана мне неизвестно.:004:

В классе 37 учеников, это нарушение? Куда жаловаться?

В 10 класс школы набрали на новый учебный год 37 человек. Не хватает столов и стульев. Ссылаются на то, что в течение года посещаемость не 100% (кто болеет или еще по каким-то причинам отсутствует). Что делать? Куда обратиться?

Ответы юристов ( 1 )

Добрый день Елена.

В классе 37 учеников. Это нарушение?
Елена

Наполняемость класса не может быть больше 25 человек.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от
30 августа 2013 г. N 1015
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить
прилагаемый Порядок
организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
от
30 августа 2013 г. N 1015
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пункт 18. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734)

Вы можете обратиться с жалобой как в департамент образования города, в прокуратуру района / города.

Надеюсь смог Вам помочь.

Добрый день! А у меня есть другая информация. С 1.01.2016г. вступили в силу изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10. Из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 человек. И как тут быть?

Давайте разбираться вместе для чего будем использовать актуальную информацию из баз Гарант и Консультант+

Во первых по приведённому мною Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067

согласно справки Консультант+

Начало действия редакции — 25.08.2015.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Изменения, внесенные Приказом Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru — 14.08.2015).

То есть редакция приказа действующая.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“ (с изменениями и дополнениями)

X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в пункт 10.1 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
— не менее — 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

В среднем 1 класс школы советской постройки это от 40 до 46 кв.м. ( у Вас может быть другие метры)

Путём нехитрых вычислений получаем 46/2,5=18,4 обучающегося.

Таким образом хотя из СанПина и была исключена норма об ограничение кол-ва наполняемости классов в 27 человек она заменена на норму по площади учебных кабинетов. Кроме того приказ на который я ссылался действует и хотя разница в формулировках есть, школы обязаны выполнять приказы своего министерства.

Насколько я понимаю, приказ скорее всего изменят и поставят формулировку как в СанПине НО это не будет означать, что класс в 37 человек — это нормально, если конечно класс не 92,5 кв.м. Но такой класс не пройдёт по другим нормам.

Надеюсь, что мы с Вами разобрались с Вашим вопросом.

Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Читайте также:  Не выдают загранпаспорт

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821–10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Классы, объединяемые в класс-комплектКоличество обучающихся в классе-комплекте
1+38-10
1+28-10
1+48-10
2+310-12
2+410-15
3+410-15

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

К чему привело слияние школ: результаты исследования

Ученые из Высшей школы экономики выяснили, как изменилась жизнь учеников и педагогов в результате слияния школ, которое началось в 2012 году, — общее число московских школ за эти несколько лет сократилось более чем в два раза — с 1572 до 700. Цели его были заявлены достаточно четко: «Детям — хорошие знания, учителям — признание, карьера и рост доходов». Сейчас этот сложный, болезненный, не всем понятный процесс в целом завершился, и можно делать какие-то выводы. Стоила ли игра свеч? Оправдались ли надежды и обещания? Итоги исследования, которое называется «К чему привело слияние школ в Москве», опубликованы на сайте НИУ ВШЭ.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, исследователи проанализировали данные мониторингов за 2013-2015 годы и провели письменные опросы школьного сообщества в пяти московских образовательных комплексах — всего в исследовании участвовало 600 учащихся восьмых классов и 250 учителей. Изменения фиксировались по семи пунктам: доступность образования, качество обучения (в баллах ЕГЭ), успеваемость детей, кружки в школе, настроения учителей, их профессиональный рост, готовность школы к диалогу с родителями. Ожидания и обещания в начале пути, в 2012 году, когда процесс слияния начинался, сравнили с реальными его плодами через несколько лет — не экономическими, а образовательными.

простые классы часто формируются по остаточному принципу

Главной целью всех реформ и, в частности, объединения школ в образовательные комплексы, была «доступность качественного образования». Логика была такой: раньше существовало ограниченное количество «хороших» школ, которые находились на особом положении — особое финансирование, педагоги, дети, прошедшие жесточайший отбор. Элитное образование, доступное очень немногим. С этим решили покончить: к « хорошей » школе присоединили несколько обычных, чтобы те имели возможность «подтянуться», а трудолюбивые и способные дети со всего района, приписанного к образовательному комплексу, получили возможности развиваться внутри него, а не ездить в школы через всю Москву. Реализовалось ли это на практике?

В качестве положительного результата участники процесса отметили то, что профильные классы стали доступнее, а образование в них, как правило, ведется на достаточно высоком уровне — по крайней мере, позволяет достойно сдать ЕГЭ по выбранным предметам. Однако во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы: туда поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ. Исследователи назвали эту ситуацию «эффектом бутылочного горлышка», через которое способны пройти немногие. Из-за этого талантливые дети, которые не попали в «избранные» классы, оказались в еще более уязвимом положении, чем раньше — простые классы часто формируются по остаточному принципу.

Читайте также:  Незаконное содержание под стражей за административное правонарушене

Исследование показало также, что сильным школам не удалось подтянуть более слабые — разрыв между подразделениями одного комплекса остается огромным: например, из «подразделения-аутсайдера» сегодня 40% выпускников девятых классов уходят из школы в техникумы и колледжи, а из «подразделения-отличника» — в два раза меньше. Есть большая разница и в баллах по ЕГЭ, которые получают выпускники разных подразделений. Объединенные формально, как правило, по территориальному принципу, часто школы не становятся единым коллективом. Как указывается в исследовании, в некоторых объединенных школах «отсутствует общее для всех переживание доверия, комфорта, интереса к учебе», что мешает «создавать культуру общих ценностей для всего комплекса».

Что же произошло в целом с качеством обучения? Ученые отметили позитивный результат: неудач на экзаменах стало меньше, доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), снизилась. При этом доля двоечников уменьшилась почти в два раза. Однако серьезного роста тоже нет. Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике — уменьшился с 57 до 55 баллов.

Много надежд возлагалось при слиянии школ на дополнительное образование. Чиновники обещали расцвет кружкового движения и развития детских талантов — ведь чем больше организация, тем больше у нее возможностей сделать так, чтобы все нашли себе что-то по душе. Например, в одной школе семь человек хочет заниматься шахматами, а три — хоккеем на траве. Удовлетворить их желания раньше не было возможностей, а теперь, когда школа стала в разы больше, уже не семь, а 13 шахматистов и 10 хоккеистов готовы заниматься, и ради них можно организовать любой кружок. Так ли это сейчас? Как показало исследование, доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла. Но большинство школьных кружков стали платными, недоступными для многих семей.

мы стали как фабрика, все для рейтинга, а ученика потеряли

Как учителя чувствуют себя в объединенных школах? Получили ли они обещанные «признание, карьеру и рост доходов»? С точки зрения конкурентоспособности педагоги образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из неукрупненных заведений. Они реже занимаются репетиторством и другими дополнительными работами. Но, как считают исследователи, это не всегда означает, что у них высокие доходы: учителя комплексов реже отмечали рост зарплат и чаще говорили о чрезмерной занятости. Все это влияет на самоощущение. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», — подчеркнул один из педагогов. Больше трети учителей негативно оценили укрупнение школ. Недовольство вызвали плохой соцпакет, низкая зарплата, работа с трудными учениками и сложные отношения с начальством. Педагоги считают, что их заслуги часто не признаются. «Мы стали как фабрика, все для рейтинга, а ученика потеряли, до ребенка вообще уже нет дела», — заявил один из них.

Что же касается диалога с родителями и доступности руководства, здесь тоже не все однозначно. Родители теперь лучше информированы о событиях в школе, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе. Но само руководство малодоступно. Время у директоров комплексов расписано по минутам из-за высокой нагрузки и занятости. Неудивительно, что количество личных встреч руководителей школ с родителями сократилось, и прием ведется чуть ли не по предварительной записи.

Директора оторваны и от учителей, подчеркнули исследователи: «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором».

Из-за этого недоразумения, которые можно было бы решить внутри школьного коллектива, в последнее время часто перерастают в скандалы. Например, так произошло недавно в учебном комплексе № 1133, куда были присоединены два уникальных образовательных учреждения: экспериментальный учебный комплекс (ЭУК) «Школа развития» и школа № 379 для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

«К учебному комплексу № 1133 присоединили два образовательных учреждения: экспериментальный учебный комплекс (ЭУК) „Школа развития“ и школу № 379 для детей с ОВЗ. В обоих подразделениях начались изменения в худшую сторону. ЭУК, на базе которого осуществлялись проекты Федеральной инновационной площадки, планомерно уничтожается: был уволен основатель и бессменный директор подразделения, само оно упразднено. Разрушаются базовые принципы и основы развивающего обучения, происходит огромное количество процессуальных нарушений. Для учителей и учеников создается невыносимый психологический климат. Педагогам задерживают зарплату, сокращают воспитателей. Разрушается успешно функционировавшая 25 лет система, ради которой родители со всей Москвы возили сюда детей. Не лучше обстоят дела и в отделении для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До слияния школ регулярно проводились психологические тесты со всеми учениками школы, каждую неделю работали психологические группы для детей и для родителей, индивидуальные занятия с психологом, удобные в плане расписания. В школе, где 80% детей имеют инвалидность и 100% детей с ОВЗ, нет ни одного медика. Вся помощь, которую можно оказать в случае ухудшения состояния ребенка, — вызов „03“. Подобные школы прекрасно справлялись с задачей социализации детей с хроническими заболеваниями, детей сюда привозят со всего города. Раньше воспитатели и учителя выполняли на безвозмездной основе роль персональных тьюторов — то есть было полное сопровождение ребенка в течение всего учебного дня. Были врачи, была постоянно присутствующая медсестра, которая делала уколы детям, которым был назначен какой-либо длительный курс. Сейчас этого нет».

Какой должен быть коллектив в классе? 30 человек? Зачем?!

или ?

Два последних топика в блоге «Образование 2.0» были посвящены «Главным недостаткам». Я хотел бы поднять вопрос не главного, но весьма существенного недостатка: большое число учащихся в классе.

Мы настолько привыкли, что учащихся в классе должно быть 30-40 человек, что даже не подвергаем это сомнению (я учился в классе из 42 учеников). Рискну опровергнуть эту догму.

Почему детей в классе сейчас так много?

Если верить Роберту Кийосаки, то современная система образования зародилась в Пруссии в эпоху индустриализации. Стране требовались рабочие и солдаты, и система воспитывала не творческих думающих людей, а подчиненных, беспрекословно выполняющих несложные задачи.

Класс − это маленький отряд, или цех. Это будущая рота солдат, или сборище рабочих под подчинением бригадира. Рабочие должны выполнять примитивную работу, солдаты должны выполнять примитивную работу. 30-40 подчиненных одного человека − это максимум, сколько можно более или менее удерживать в поле зрения. Больше − просто разбегутся.

А сколько должно быть?

Для примитивной работы можно собирать и толпу народу. А для сложной, интеллектуальной большие коллективы просто бессмысленны. 2, 3, 4 человека, максимум 6. При чем заметьте − обычные компании людей собираются именно в таком количестве. Группы собираются в таком количестве. Это естественно.

А теперь вопрос: обучение, это примитивная работа, или все-таки высоко-интеллектуальная? Мы идем к модернизированному обществу, или в эпоху индустриализации?

Чем плохи большие коллективы?

Приведу такой пример. Есть большой лист фанеры весом 60 кг. Его комфортно могут нести 6 человек. Да, каждому по 10 килограмм, но вполне посильно, быстро выявляется лидер, который руководит, остальные спокойно подчиняются, либо могут безконфликтно корректировать его действия.

А теперь предложим нести этот лист 30 участникам. Тут же выявляется как минимум 4 компании, у каждой свой лидер. Как минимум 2 лидера своих компаний сойдутся в споре за общее лидерство, при чем они будут поддерживаться своими приятелями. Но это все мелочи, на самом деле.

Итак, 30 человек взяли лист, каждый несет всего по 2 кг, что очень легко. Любой может сделать вид что, несет, и ни кто этого не заметит. И будет подозревать соседа в том, что тот не несет, а прикидывается. Теперь у нас есть 3 типа поведения:

  1. Честно нести, но подозревать, что сосед не несет.
  2. Не нести, но делать вид, что несешь, в тихую посмеиваясь.
  3. Открыто не нести, указывая на абсурд ситуации.

И парадокс в том, что первые два пункта реально антисоциальны, потому что порождают недоверие. А третий пункт антисоциален формально! Все антисоциальны, это проблема не совести, а неверной организации.

Какие коллективы ждут сегодняшних учеников?

Примитивной работы становится все меньше. Солдаты только маршируют толпой, реальные боевые действия ведутся маленькими группами, они легче управляются и эффективнее действуют. На заводах стоят станки с ЧПУ.

30 программистов под руководством одного человека смогут написать хорошую программу? 30 беременных женщин родят ребенка за неделю? Кто не читал «Мифический человеко-месяц» − прочитать срочно!

Итак, как известно, мы движемся в будущее, к модернизации и инновациям. А воспитываем детей, как будущих бурлаков на Волге.

Критиковать мы все умеем, а ты предложи что-нибудь умное!

Я понимаю, что если собирать классы из 6 человек, то ни каких учителей не хватит. К тому же надо и традиции чтить. Поэтому как-то надо все-таки справляться с классами в 25-30 человек.

Не претендуя на 100% решение предложу свои варианты:

Разбиваем класс на группы

Начало урока − короткое «совещание», учитель дает общее направление. Далее принцип «1 учитель − 30 молчаливых учеников» заканчивается. Класс разбивается на группы по 3-4-5 человек. Каждая группа разбирает предмет по учебнику или другому материалу. Внутри группы кто-то понимает быстрее, объясняет другим. Учитель ходит между группами и помогает, может разъясняет. Но основная работа ведется внутри. Далее внутри групп ведется решение задач. Идет соревнование между группами.

Очень важно, чтобы группы учились быстро само организовываться. Быстро распределялись роли: лидер, мозг, секретарь, практик и проч. Это отдельная тема, но ей надо учиться именно в школе, а не на улице в компаниях.

Важно постоянно менять составы групп. Школьники должны уметь ориентироваться в разных ситуация, быть гибкими. И важно менять роли: кто-то часто является «мозгом» − пусть побудет «секретарем», чтобы оценить, насколько это тоже сложная и ответственная работа.

Группы углубленного изучения

Известно, что мы движемся к тому, что обязательных предметов становится все меньше. 3 предмета в день можно оставить по старой системе. А предметы с углубленным изучением можно проводить в небольших группах. Небольшие помещения (например, разделенные перегородкой) собирают группы до 6 человек. Они могут изучать предметы самостоятельно по учебникам и компьютерам, а раз в неделю встречаться с учителем, чтобы корректировать программу обучения.

Ссылка на основную публикацию
×
×