Незаконное содержание под стражей за административное правонарушене

Статья 301. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей

1. Заведомо незаконное задержание —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей —

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Комментарий к Ст. 301 УК РФ

1. Предусмотренные комментируемой статьей преступления посягают как на отношения, обеспечивающие интересы уголовного судопроизводства, так и на свободу и личную неприкосновенность человека, гарантируемые ст. 22 Конституции.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в активных действиях, проявляющихся в задержании лица, вопреки установленным уголовно-процессуальным законом правилам, предписывающим, что лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, если оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; если потерпевшие или очевидцы укажут на него как на лицо, совершившее преступление; если на лице, его одежде или в его жилище обнаружены явные следы преступления; если при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если в суд направлено ходатайство об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК).

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, может выражаться как в действиях (инициировании и принятии решения о заключении под стражу или о продлении срока содержания под стражей ненадлежащим субъектом, в отсутствие оснований и условий применения этой меры пресечения), так и в бездействии (неосвобождении обвиняемого или подозреваемого из-под стражи при истечении предельного срока, при отпадении оснований или условий для содержания под стражей и т.п.), не соответствующих требованиям ст. ст. 97, 99, 108, 109, 110 УПК.

4. В составы преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в качестве обязательного признака не входят те или иные негативные последствия задержания или содержания под стражей. В то же время эти составы преступлений не являются формальными, поскольку они предполагают незаконное лишение свободы человека, что уже само по себе является общественно опасным последствием. Вынесение же постановления об обращении в суд с ходатайством об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу или постановления о заключении обвиняемого под стражу, если оно не сопровождается фактическим лишением человека свободы, может быть квалифицировано только как покушение на преступление, предусмотренное данной статьей.

В случае, когда незаконное заключение лица под стражу сопряжено с привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности, содеянное подлежит квалификации только по ст. 299 УК.

Незаконное лишение человека свободы вне рамок уголовного судопроизводства и не в связи с применением мер процессуального принуждения в виде задержания или заключения под стражу под признаки состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не подпадают.

5. Субъектами преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, могут быть лица, уполномоченные в силу ст. ст. 91, 97 УПК решать вопросы, связанные с применением таких мер уголовно-процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу: следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, прокурор, судья. Ответственности по данной статье подлежат также должностные лица учреждений, обеспечивающих применение указанных мер уголовно-процессуального принуждения, которые в силу ст. 50 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязаны освобождать из-под стражи лиц, оснований для содержания которых под стражей нет.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 2003. N 50. Ст. 4847.

6. С субъективной стороны незаконные задержание, заключение под стражу, содержание под стражей представляют собой умышленные преступления. Причем совершены они могут быть только с прямым умыслом, предполагающим, что виновный осознает общественную опасность и противоправность своих действий и желает лишить потерпевшего свободы. Незаконное лишение лица свободы вследствие грубой ошибки, допущенной при установлении и оценке фактических обстоятельств или при применении нормы уголовно-процессуального закона, может быть квалифицировано по статье 293 УК РФ.

Мотивы совершения деяний, предусмотренных комментируемой статьей, определяющего влияния на квалификацию данного преступления не оказывают, хотя могут учитываться при назначении наказания.

7. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2, указывается наступление тяжких последствий, которыми могут выступать, в частности, смерть или тяжкое заболевание потерпевшего, суицид или его попытка, гибель или тяжкое заболевание оставшегося без присмотра члена семьи потерпевшего, утрата имущества.

Что такое незаконное задержание и что делать с неправомерными действиями правоохранителей

Незаконное задержание правоохранительными органами – с таким действием может столкнуться любой человек. Полезно знать, как вести себя в такой ситуации, какими правами обладает гражданин, что может делать при этом он, и на что имеют право сотрудники полиции. А также какие меры принять в случае, если должностные лица действуют с превышением полномочий и допускают самоуправство.

Общие понятия

Согласно российским законам, задержание — краткосрочное лишение человек свободы, если есть основания полагать, что он замешан в преступлении или для рассмотрения административного правонарушения. Лишение свободы в данном случае – это краткосрочное содержание под стражей. Арестовывать кого-либо без достаточных оснований запрещено законом.

Срок, на который возможно задержать лицо, установлен основным законодательным актом нашей страны и составляет не больше 48 часов (часть 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации).

Правовая сущность задержания состоит в том, что защищая интересы государства и общества в целом, органы правопорядка должны не только прямо пресекать противоправные действия отдельных лиц, но и предупреждать их, в том числе временно удерживая лицо для проверки причастности к преступлению.

Задержание может относиться к одной из двух разновидностей:

  1. Уголовное. Происходит в строго определённых УПК РФ случаях по особой процедуре.
  2. Административное. Проводится в исключительных случаях, прямо предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ. Имеет отличия по сроку от уголовного задержания (3 часа в общем случае, а до 48 часов в исключительных).

И одно, и другое задержание следует не путать с арестом, представляющим собой один из видов наказания, применяемым тогда, когда вина лица установлена в законном порядке. Поэтому нельзя отождествлять понятия задержанного и арестованного.

Полномочиями задерживать граждан обладают в нашей стране органы правопорядка, в частности, сотрудники полиции (МВД РФ). Оно проводится во внесудебном порядке, а подвергшиеся ему лица содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС).

Задержанный не является обвиняемым, и хотя ограничен на время в личной свободе и неприкосновенности, сохраняет все другие права и свободу, предоставленные государством. Признать кого-либо виновным в преступлении можно только по приговору суда.

Чтобы задержание считалось законным, оно должно производиться по чётко перечисленным в правовых актах (УПК РФ, КоАП РФ) основаниям, с соблюдением предписанной ими же процедуры.

Основания

Задержание не является мерой ответственности. Осуществляется оно по решению органа или должностного лица, ведущего предварительное расследование по уголовному делу или административное производство.

УПК РФ и КоАП РФ содержат список лиц, которым позволено принимать решение о задержании.

По ст. 91 УК РФ таким правом обладают:

  1. Орган дознания.
  2. Дознаватель.
  3. Следователь.
  4. Руководитель органа следствия.

Согласно ст. 27.3 КоАП РФ задержание могут проводить:

  1. Полиция.
  2. Пограничники.
  3. Таможенные органы.
  4. Органы УИС (Уголовно-исполнительной системы).
  5. Должностные лица военной автоинспекции.
  6. Вневедомственная охрана МВД.
  7. Органы, осуществляющие борьбу с нелегальным оборотом наркотиков.
  8. Лица, ведущие контртеррористическую операцию.

Другие лица полномочиями проводить задержания не обладают. Не имеют права задерживать граждан, даже при наличии каких-либо подозрений, охранники в магазинах (чаще всего сотрудники ЧОП). Последние вправе только вызвать полицейских для разбирательства.

Чтобы задержание происходило строго по закону, основания для него должны быть прямо перечислены в нём. УК РФ (ст. 91) выделяет следующие:

  • при совершении (или сразу после него) лицо было обнаружено на месте преступления;
  • на человека указали (сделали заявление) потерпевшие или очевидцы;
  • следы преступления имеются на самом лице (одежда, руки и т.д.), в его жилье.

Основания также содержатся в статье 14 ФЗ № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 года.

В иных случаях задержание производится только по решению суда о заключении человека под стражу. В суд с ходатайством, поддержанным прокурором, обращается руководитель дознания.

Важно: задержание по уголовному делу проводится только при наличии двух условий одновременно –уже возбуждено уголовное дело. За такое деяние предусмотренонаказание в виде лишения свободы. Если преступление не представляет особой общественной опасности, не нанесло объекту охраны большого ущерба, задержание будет неправомерным.

Ст. 27.3 КоАП РФ предусматривает следующие основания:

  • чтобы обеспечить рассмотрение дела о правонарушении (к примеру, если гражданин игнорирует вызовы, скрывается и т.д.);
  • для исполнения уже имеющегося решения по делу о правонарушении.

Задерживать можно и человека, в отношении кого ведётся расследование, за которое санкция статьи предусматривает административный арест (здесь срок задержания возможен максимальный – 48 часов).

Административный кодекс подчёркивает, что задержание– мера исключительная. И хотя его могут производить достаточно много органов и должностных лиц (к примеру, при совершении транспортного правонарушения – сотрудники ГИБДД, при нарушении таможенных норм– таможенники).В любом случае при задержании должен составляться протокол (о факте задержания, а не о существе правонарушения).

Крайне важным является соблюдение органом/должностными лицами, осуществляющими само задержание всех процессуальных требований (ознакомление с правами, составление протокола, и т. д.). При нарушении процессуальных норм, даже если основания имелись впоследствии на такое действие правоохранительных органов может быть подана жалоба, в том числе в судебном порядке.

Когда действия полиции неправомерны

Нельзя отрицать, иногда сотрудники органов правопорядка, отдавая себе отчёт о безосновательности и незаконности своих действий, все равно задерживают человека. Здесь имеет место заведомо незаконное деяние, образующее состав преступления и уголовную ответственность.

За неправомерное задержание сотрудниками полиции статья УК РФ № 301 (ч. 1) предусматривает санкции:

  1. Ограничение свободы до 3 лет.
  2. Принудительные работы до 2 лет.
  3. Арест в течение 4-6 месяцев.

И в первом, и во втором случае виновный может быть лишён права занимать какие-либо должности, вести определенную деятельность.

Вторая часть статьи определяет наказание за заведомо неправомерное заключение под стражу или содержание под ней (принудительные работы, заключение до 4 лет). Если факт такого задержания имел за собой тяжкие последствия, виновные наказываются принудительными работами до пяти лет или лишением свободы 3-8 лет (статья 301 УК, часть 3).

Исходя из комментариев к статье, объектом преступления является правильное функционирование системы права в целом (суда, дознания, прокуратуры), а дополнительным – личность потерпевшего (его свобода, достоинство).

Субъектом деяния выступают должностные лица органов дознания, следствия. При этом неважно, чем именно руководствовался субъект: корыстью, местью, другими мотивами. Наступление тяжких последствий может выражаться в материальных проблемах, ухудшении здоровья, самоубийстве потерпевшего или покушении на него и пр.

При безосновательном задержании или нарушениях процедуры, пострадавший вправе обжаловать его в прокуратуре или суде.

Общественная опасность

Любое действие, нарушающее установленные нормы, несёт в себе урон обществу и опасен для него. Степень такой опасностипри различных преступлениях неодинакова.

Читайте также:  Статьи и штрафы по несанкционированной свалке

Выделяют преступления небольшой степени тяжести, не наносящие охраняемым законом отношениям значительного ущерба. Поэтому при задержании человека, даже если правоохранители уверены, что он преступник, нужно учитывать тяжесть сделанного.

Неслучайно УК РФ разрешает проводить задержание, если виновному грозит санкция в виде лишения свободы. Предусмотрена ответственность за превышение мер воздействия, применяемых в случае задержания (ст. 35 УК РФ).

Что касается административного задержания, то оно носит исключительный характер, и причинения вреда при нём быть не должно.

Последствия

Задержание всегда оформляется протоколом. Время отсчитывается с момента, когда человек теряет возможность передвигаться по своему усмотрению и составляет не более двух суток, если суд не даст разрешения арестовать лицо или продлить срок задержания.

Задержанному должна быть дана возможность сделать один звонок (кому и куда – по его выбору), не позднее половины суток следователь обязан уведомить семью задержанного о событии. Особые правила действуют относительно несовершеннолетних задержанных.

Важно: подозреваемый с самого начала пользуется правом на защитника, а также может не давать никаких показаний против себя.

Задержанный освобождается в случаях:

  • не подтверждена его причастность;
  • нарушения закона при задержании;
  • оснований держать человека под стражей больше нет.

При освобождении гражданинудаётся справка с указанием: кто, когда, на основании каких данных проводил задержание, где человек находился. Должен быть указан фактический период задержания. Если суд не одобрил следствию продление срока задержания, постановление об этом также вручают гражданину.

Все перечисленные документы впоследствии могут быть приобщены к исковому заявлению.

Компенсация за нарушенные права

Материальное возмещение за неправомерное задержание не оговаривается нормами уголовного закона. Возможность получить такие выплаты установлена гражданским законодательством.

Пострадавшее лицо может просить суд оследующей компенсации:

  • материального вреда, нанесённого сотрудниками полиции (п. 1 ст. 1070 ГК РФ);
  • морального вреда (ст. 151 и 1100 ГК РФ).

К вреду относят не только ущербздоровью, но ипорчу, уничтожение имущества лица, произошедшие при задержании. Моральный вред представляет собой страдания лица, физические или нравственные, причинённые ему нарушением его прав.

Исковое заявление потерпевший может подать в рамках гражданского судопроизводства (по месту жительства ответчиков), и в уголовном процессе (гражданский иск в суд, рассматривающий соответствующее дело). Документ составляется по числу участвующих лиц (сторон), подписывается истцом и передаётся в канцелярию суда. Образец составления иска можно найти на стендах информации или воспользоваться квалифицированной юридической помощью специалиста.

Важно: в случае преступного нарушения прав лица, причинённый ему вред возмещается, а компенсация морального вреда производится за счёт средств соответствующей казны (РФ, субъекта РФ, местного бюджета).

Заключение

Мера принуждения в уголовном процессе и мера обеспечения при административном производстве встречаются достаточно часто и необходимость их не оспаривается. Однако сотрудники уполномоченных органов обязаны действовать в точном соответствии с нормами законов.

Задержанному человеку следует:

  1. Не допускать конфликтов с правоохранителями.
  2. Фиксировать все допущенные нарушения, чтобы впоследствии защитить свои права, максимально полно обосновать требования к суду по поводу компенсации за нарушение своих прав.

Факт задержания оспорим не только если к нему не было оснований (или их было недостаточно), но и когда при этом нарушались процедурные нормы (не разъяснены права, не составлен протокол, произошла фальсификация доказательств, не было дано возможности позвонить, и т. д.).

Административный арест: понятие, условия содержания административно-арестованных лиц

Административный арест: понятие, условия содержания административно-арестованных лиц

Правовая регламентация административного ареста осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 726, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 №627, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными приказом МВД России от 06.06.2000 № 605дсп.

Административный арест является видом административного наказания за совершение административного правонарушения (п. 6 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) и в соответствии с ч.1 ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест применяется только за наиболее тяжкие проступки. Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Основанием для применения административного ареста является наличие совершенного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь за совершение строго установленных КоАП РФ административных проступков и применяется только в качестве основного административного наказания (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ).

На настоящий момент 27 составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, предусматривают возможность назначения административного ареста в качестве наказания: ч.3 ст.5.35; ст.6.8; ст.6.9; ст.6.12; ч.2 ст.6.13; ст.7.27; ст.10.5.1; ч.1 ст.11.1; ч.6 ст.11.17; ч.2 ст.12.7; ч.3 ст.12.8; ч.2 ст.12.26; ч.2 ст.12.27; ч.1 ст.17.3; ст.18.7; ст.19.3; ч.1 ст.19.24; ст.20.1; ч.3 ст.20.2; ч.1 ст.20.3; ст.20.5; ч.6 ст.20.8; ст.20.18; ст.20.21; ст.20.25; ч.3 ст.20.27; ст.20.29 КоАП РФ.

Административному аресту не подлежат (часть 2 ст. 3.9 КоАП РФ):

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет;
  • лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 №195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено право судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, при решении вопроса о назначении административного наказания в виде административного ареста признавать в качестве обстоятельства, исключающего применение данного вида наказания, также такое не указанное в ч.2 ст.3.9, ст.4.2 КоАП РФ основание, как самостоятельное воспитание отцом малолетних детей.

По общему правилу административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до тридцати суток. Административный арест назначается исключительно судьей (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ).

Административное задержание часто предшествует административному аресту. В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в том числе направлено на исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9, ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ).

При этом следует учесть, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение соответствующего органа, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч.4 ст.27.5 КоАП РФ).

Так, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 №19-АД11-3 по надзорной жалобе гр-на Б. постановление мирового судьи, решение судьи районного суда и постановление заместителя председателя краевого суда, вынесенные в отношении Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, изменены: при исчислении срока административного наказания в срок административного ареста включен период административного задержания Б. (при назначении гр-ну Б. административного наказания в виде административного ареста с 10 час. 00 мин. 07.04.2010, мировой судья не учел, что 24.03.2010 в 05 час. 00 мин. в отношении Б. была применена такая мера обеспечения по делу об административном правонарушении, как административное задержание).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч.3 ст.25.1 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ), и дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства, установленное ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, может быть ограничено при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений ч.3 ст.25.1, ч.4 ст.29.6, ст.32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г.).

Определение судьи об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному правонарушению, влекущему административный арест, исполняется организациями незамедлительно при получении данного определения (ст.26.10 КоАП РФ). Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента её подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.3 ст.30.5 КоАП РФ).

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ).

Постановление судьи об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 ст.32.8 КоАП РФ).

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч.1 ст.31.5 КоАП РФ). К числу данных обстоятельств можно отнести, например, болезнь лица, привлеченного к ответственности, наличие у него материальных трудностей и др.

В соответствии с ч.4 ст.32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением №726 от 02.10.2002 утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста, которым регулируются доставка арестованных в специальный приемник, проведение первичного медицинского осмотра и оказание арестованным медицинской и санитарно-противоэпидемической помощи, а также обеспечение их питанием и получение передач (далее – Положение № 726), постановлением № 627 от 15.10.2003 утвердило Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

Министерством внутренних дел Российской Федерации 06.06.2000 издан приказ № 605дсп «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства», которым утверждены Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее – Правила №605дсп).

Читайте также:  Курение на территории торгового центра

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст.32.8 КоАП РФ).

В соответствии с Положением № 726 арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее – специальные приемники).

Арестованные доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат обязательному дактилоскопированию и фотографированию.

Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных. Медицинская помощь оказывается арестованным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Арестованные обеспечиваются питанием по норме №3 суточного довольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1992 №935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2010 № 41-В09-30).

Арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, несут обязанности, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством. Не допускается дискриминация либо предоставление льгот и привилегий по признакам национальности, расы, языка, вероисповедания, имущественного положения, политических взглядов и принадлежности к партиям, организациям и движениям, прошлых заслуг и иных обстоятельств (п.24 Правил № 605дсп).

В соответствии с п.17 Правил № 605дсп в специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.

  • мужчины от женщин;
  • курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий);
  • арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе;
  • арестованные, которые решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров (п.19 Правил № 605дсп).

Арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

Согласно п.18 Правил № 605дсп камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила № 950) и должны быть оборудованы: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с п.25 Правил № 605дсп арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, имеют право:

  • получать от руководящего и инспекторского состава специального приемника информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • получать питание, материально-бытовое обеспечение по установленным нормам и медико-санитарное обеспечение в соответствии с действующим законодательством
  • при возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения преступления против личности арестованного со стороны других лиц, содержащихся в специальном приемнике, обращаться к любому должностному лицу с заявлением о переводе в другое помещение. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу арестованного в другое безопасное помещение;
  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз в течение срока ареста пользоваться телефоном с продолжительностью разговора до 3 минут для связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров);
  • на восьмичасовой сон в ночное время;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами №605дсп (приложение № 6);
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио в установленное время до 22 часов;
  • отправлять религиозные обряды в помещении специального приемника, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа, соблюдая установленные правила и не ущемляя права других арестованных;
  • получать вещевые и продуктовые передачи, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить, получать в передачах, определяются Правилами №605дсп (приложение № 6).
  • пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника. На прогулку не выводятся больные, которым она не рекомендована врачом или фельдшером. Вывод арестованных на прогулку осуществляется в дневное время по графику, составленному начальником специального приемника или его заместителем. На прогулку выводятся раздельно женщины и мужчины. Прогулки арестованных проводятся на охраняемой территории специального приемника в течение всего светового дня покамерно. Прогулка может быть отменена или сокращена по распоряжению начальника специального приемника в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, при ликвидации чрезвычайных происшествий (побегов, попыток самоубийств и т.д.) и в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар и т.п.).

Порядок использования арестованных на физических работах установлен разделом VI Правил №605 дсп, согласно которому лица, подвергнутые административному аресту,могут быть использованы с их согласия на физических работах. При помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста.

Организация трудового использования арестованных возлагается на местные органы исполнительной власти, которые по согласованию с руководителями органов внутренних дел, в структуре которых находятся специальные приемники, определяют перечень организаций, где арестованные могут быть использованы на физических работах. С руководителями этих организаций заключаются соответствующие договоры.

Орган внутренних дел, в структуре которого находится специальный приемник, заключает договоры (соглашения) с организациями, независимо от их организационно-правовой формы, и физическими лицами на выполнение различных работ арестованными.

Денежные средства, полученные в результате трудовой деятельности арестованных, могут быть использованы с их согласия на возмещение расходов, связанных с содержанием, питанием и медицинским обслуживанием арестованных в специальном приемнике.

Статья 301. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей

1. Заведомо незаконное задержание —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей —

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Комментарий к Ст. 301 УК РФ

1. Предусмотренные комментируемой статьей преступления посягают как на отношения, обеспечивающие интересы уголовного судопроизводства, так и на свободу и личную неприкосновенность человека, гарантируемые ст. 22 Конституции.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в активных действиях, проявляющихся в задержании лица, вопреки установленным уголовно-процессуальным законом правилам, предписывающим, что лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, если оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; если потерпевшие или очевидцы укажут на него как на лицо, совершившее преступление; если на лице, его одежде или в его жилище обнаружены явные следы преступления; если при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если в суд направлено ходатайство об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК).

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, может выражаться как в действиях (инициировании и принятии решения о заключении под стражу или о продлении срока содержания под стражей ненадлежащим субъектом, в отсутствие оснований и условий применения этой меры пресечения), так и в бездействии (неосвобождении обвиняемого или подозреваемого из-под стражи при истечении предельного срока, при отпадении оснований или условий для содержания под стражей и т.п.), не соответствующих требованиям ст. ст. 97, 99, 108, 109, 110 УПК.

4. В составы преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в качестве обязательного признака не входят те или иные негативные последствия задержания или содержания под стражей. В то же время эти составы преступлений не являются формальными, поскольку они предполагают незаконное лишение свободы человека, что уже само по себе является общественно опасным последствием. Вынесение же постановления об обращении в суд с ходатайством об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу или постановления о заключении обвиняемого под стражу, если оно не сопровождается фактическим лишением человека свободы, может быть квалифицировано только как покушение на преступление, предусмотренное данной статьей.

В случае, когда незаконное заключение лица под стражу сопряжено с привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности, содеянное подлежит квалификации только по ст. 299 УК.

Незаконное лишение человека свободы вне рамок уголовного судопроизводства и не в связи с применением мер процессуального принуждения в виде задержания или заключения под стражу под признаки состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не подпадают.

5. Субъектами преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, могут быть лица, уполномоченные в силу ст. ст. 91, 97 УПК решать вопросы, связанные с применением таких мер уголовно-процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу: следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, прокурор, судья. Ответственности по данной статье подлежат также должностные лица учреждений, обеспечивающих применение указанных мер уголовно-процессуального принуждения, которые в силу ст. 50 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязаны освобождать из-под стражи лиц, оснований для содержания которых под стражей нет.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 2003. N 50. Ст. 4847.

6. С субъективной стороны незаконные задержание, заключение под стражу, содержание под стражей представляют собой умышленные преступления. Причем совершены они могут быть только с прямым умыслом, предполагающим, что виновный осознает общественную опасность и противоправность своих действий и желает лишить потерпевшего свободы. Незаконное лишение лица свободы вследствие грубой ошибки, допущенной при установлении и оценке фактических обстоятельств или при применении нормы уголовно-процессуального закона, может быть квалифицировано по статье 293 УК РФ.

Мотивы совершения деяний, предусмотренных комментируемой статьей, определяющего влияния на квалификацию данного преступления не оказывают, хотя могут учитываться при назначении наказания.

7. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2, указывается наступление тяжких последствий, которыми могут выступать, в частности, смерть или тяжкое заболевание потерпевшего, суицид или его попытка, гибель или тяжкое заболевание оставшегося без присмотра члена семьи потерпевшего, утрата имущества.

Читайте также:  Не выдают загранпаспорт

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона “О полиции”.

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением “заведомо” понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона “О полиции”.

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Статья 301 УК РФ. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей

1. Заведомо незаконное задержание –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей –

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Комментарии к ст. 301 УК РФ

1. Объектом преступления выступает нормальная деятельность суда, прокуратуры, органов дознания, обеспечивающая неприкосновенность личности против необоснованных посягательств. Дополнительный объект – личная свобода потерпевшего, а также иные интересы и блага личности (например, честь, здоровье, материальные интересы).

2. Объективная сторона состоит в заведомо незаконных задержании, заключении под стражу или содержании под стражей.

Закон устанавливает раздельно ответственность за незаконное задержание и за заключение под стражу или содержание под стражей, предусмотрев их в разных частях ст. 301 исходя из общественной опасности деяний.

Задержание как мера процессуального принуждения применяется к лицу, подозреваемому в совершении преступления, в целях оперативного раскрытия преступления и изобличения виновного. Оно возможно в случаях и по основаниям, которые исчерпывающе предусмотрены в УПК РФ.

3. Незаконным будет задержание, осуществленное при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением хотя бы одного из ограничительных условий. Подпадает под признаки комментируемой статьи задержание, произведенное с грубым нарушением установленной законом процедуры применения этой меры уголовно-процессуального принуждения (например, без составления протокола, без указания в нем времени задержания или времени его составления).

4. Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, и его законность определяется как общими условиями, относящимися ко всем мерам процессуального принуждения, так и нормами, непосредственно регламентирующими применение именно этой меры.

Применение мер пресечения возможно только тогда, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может: скрыться от дознания, следствия или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Если нет хотя бы одного из указанных выше трех оснований, то применение любой меры пресечения, в том числе и заключения под стражу, невозможно.

В качестве меры пресечения заключение под стражу может применяться по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а в исключительных случаях – и по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок до двух лет.

Уголовно-процессуальным законодательством регламентирован порядок заключения под стражу. Заключение под стражу должно быть законным и обоснованным. При этом под его законностью следует понимать соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок применения указанной меры пресечения и продления срока ее действия, а под обоснованностью – наличие в материалах уголовного дела сведений, которые подтверждают необходимость применения заключения под стражу в качестве меры пресечения.

Таким образом, незаконным считается заключение под стражу, если: а) отсутствуют указанные в законе основания для этого; б) нарушаются правила и порядок избрания данной меры пресечения. Конкретно это может выражаться в заключении под стражу лица, обвиняемого в совершении преступления, наказание за которое не предусматривает лишение свободы; в отсутствии определения суда и т.п.

5. Уголовно-процессуальным законодательством определены сроки содержания под стражей, нарушение которых образует самостоятельный вид рассматриваемого преступления, указанного в ч. 2 ст. 301.

6. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей имеют формальный состав преступления. Их следует считать оконченными с момента совершения перечисленных в законе действий.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Закон не содержит в качестве обязательных признаков рассматриваемого преступления мотивы и цели. Они могут быть различными: карьеризм, месть, корысть, иные побуждения.

8. Субъект преступления – должностное лицо органов правосудия, обладающее правом задержания или заключения под стражу. Ответственность за незаконное задержание могут нести лишь работники органов дознания или следователи, а за незаконные заключение под стражу и содержание под стражей – судьи.

9. За незаконное содержание под стражей должностные лица следственных изоляторов несут ответственность по нормам гл. 30 УК.

10. В законе (ч. 3 ст. 301 УК) указан один квалифицирующий признак – наступление тяжких последствий. Этот признак является оценочным. При решении вопроса необходимо исходить из обстоятельств конкретного уголовного дела. К числу тяжких последствий, например, могут быть отнесены самоубийство потерпевшего или покушение на него, психическое заболевание или иное причинение вреда здоровью, тяжелое материальное положение семьи и т.п.

Ссылка на основную публикацию