Оплата труда водителю за ненормированный рабочий день

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем («Ваш партнер-консультант», № 52, 2008 г.)

Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).

Названные документы обязательны в применении всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минсоцразвития РФ от 12.05.2003 № 28.

Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

В графике сменности обязательно указывается время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения). Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).

Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан.

Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

Часть 1 ст. 99 ТК РФ

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически). Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10.08.2008 и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что, в случае если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10.08.2008.

В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Следовательно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней, денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

Таким образом, работодатель не обязан оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени.

Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.

Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах таких изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

Оплата труда водителю за ненормированный рабочий день

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли работодатель отменить надбавку водителям за классность, а также дополнительный отпуск работникам организации, установленный за ненормированный рабочий день, в то время как данные надбавки оговорены внутренними локальными актами и коллективным договором? Будет ли это являться ухудшением условий труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе отменить “классность” водителей и надбавку за класс либо путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с каждым водителем, либо при наличии соответствующий оснований в одностороннем порядке. Отменить предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу на условиях ненормированного рабочего дня при сохранении в трудовых договорах сотрудников условия о работе на условиях ненормированного рабочего дня работодатель не вправе.

Обоснование вывода:

1. Отмена “классности” водителей и надбавки за класс

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать работникам те или иные виды квалификации – разряды, категории, классы и прочие. Однако подобная система необходима для тарификации работ, то есть отнесения видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда работодателями, применяющими тарифную систему оплаты труда. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (часть восьмая ст. 143 ТК РФ).
Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, предусмотрено, что работы по управлению легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок составляют квалификационную характеристику такой профессии, как водитель автомобиля. Согласно п. 8 указанного Квалификационного справочника порядок присвоения категорий, класса, группы по отдельным профессиям аналогичен порядку присвоения разряда рабочему, который изложен в Общих положениях единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.
В соответствии с п. 10 Общих положений ЕТКС вопрос о присвоении разряда, группы квалификация класса, категории рассматривается квалификационной комиссией предприятия (организации, цеха) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады. При этом право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев и добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.
Из примечания к квалификационным характеристикам по профессии “водитель автомобиля” следует, что присвоение классности осуществляется на основании стажа работы водителя у данного работодателя*(1).
Суды придерживаются позиции, согласно которой установление класса производится работодателем на основании разработанного локального акта, предусматривающего порядок присвоения классности водителям и начисления надбавки (доплаты) за классность (апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 21.03.2014 по делу N 11-2338/2013). Класс может быть снижен или отменен по приказу руководителя на основании решения квалификационной комиссии в случае невыполнения водителем требований, предусмотренных соответствующими производственными характеристиками; систематического нарушения правил дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава; несоблюдения трудовой и производственной дисциплины; нарушения правил техники безопасности и рабочих инструкций; нарушения правил дорожного движения и технической эксплуатации подвижного состава, повлекших за собой ДТП по вине водителя (решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 30.09.2011 по делу N 2-524/11, решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 14.05.2013 (Извлечение)).
При этом работодатель самостоятельно решает, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19.09.2013 по делу N 33-4965/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2761/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2762/2013).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя, а также вносить изменения в ранее принятые акты, равно как и утверждать новые взамен прежних. При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (часть вторая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ). Вместе с тем для изменения условий оплаты труда одного только внесения изменений в локальный нормативный акт (либо полной его отмены) недостаточно.
Согласно части первой ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ). Согласно части второй ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда работника являются обязательными условиями трудового договора. Поэтому их изменение потребует внесения соответствующих изменений в трудовой договор работника.
Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа изменения условий трудового договора: по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
Если конкретный работник согласен с изменением системы оплаты его труда, то такое изменение оформляется путем заключения с ним дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке ст. 72 ТК РФ. Поскольку ст. 74 ТК РФ в этом случае не применяется, предупреждать работника об изменениях не менее чем за два месяца не требуется. Дополнительные соглашения вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет предусмотрено самим соглашением (ст. 61 ТК РФ).
В одностороннем порядке работодатель вправе изменить условия трудового договора не всегда. В силу части первой ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Таким образом, изменение условий трудового договора должно быть обусловлено изменением каких-либо организационных или технологических условий труда. При этом необходимо подтвердить, что прежние условия трудового договора не могут быть сохранены*(2).
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая ст. 209 ТК РФ). Полагаем, изменение системы оплаты труда является лишь следствием происходящих организационных или технологических изменений условий труда. Так, если имеют место изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и другие подобные обстоятельства, а сохранить действующую систему оплаты труда невозможно, работодатель инициирует изменение условий трудовых договоров именно на основании положений ст. 74 ТК РФ. Если же рассматривать установление новой системы оплаты труда в качестве причины изменения трудовых договоров, то получится, что сохранение любого условия трудового договора ставится в зависимость от усмотрения работодателя, и ст. 72 ТК РФ теряет всякий смысл. Тогда ст.ст. 72 и 74 ТК РФ фактически означали бы, что условия трудового договора изменяются только по соглашению сторон, за исключением любых ситуаций, когда они изменяются работодателем в одностороннем порядке.
Поэтому если у работодателя отсутствуют предусмотренные ст. 74 ТК РФ организационные или технологические изменения, при которых сохранение прежних условий трудового договора невозможно, то в одностороннем порядке изменить систему оплаты труда он не вправе. Так, при возникновении спора именно работодатель обязан доказывать, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Если наличие таких причин доказать не удается, то суды обычно признают изменение условий оплаты труда работников, проведенное на основании ст. 74 ТК РФ, незаконным (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 78-КГ17-52, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21.12.2017 по делу N 33-9331/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2017 по делу N 33-23422/2017, апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2013 N 11-3084/13, Обзор судебной практики Челябинского областного суда за I квартал 2011 года, утвержденный постановлением президиума Челябинского областного суда от 15.06.2011 (определение N 33-9/2011), Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за май 2009 года (дело N 33-2007), решение Приморского краевого суда от 18.09.2012 по делу N 21-512/12).

Читайте также:  Как вызвать пожарную инспекцию для проверки подъезда

2. Отмена отпуска за ненормированный рабочий день

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. По смыслу закона дополнительный отпуск предоставляется за сам факт установления работнику режима ненормированного рабочего дня. С момента включения в трудовой договор соответствующего условия (часть вторая ст. 57 ТК РФ) работодатель обязан предусмотреть для работника с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск. При этом ст. 119 ТК РФ не ставит предоставление дополнительного отпуска в зависимость от того, привлекался ли фактически сотрудник к работе в условиях ненормированного рабочего дня, и от количества отработанного в таком режиме времени, соответственно, право на такой отпуск установленной продолжительности возникает у работника, занимающего должность, включенную в перечень должностей работников организации с ненормированным рабочим днем, независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня в рабочем году (письмо Роструда РФ от 24.05.2012 N ПГ/3841-6-1).
Соответственно, полная отмена дополнительного отпуска – при сохранении в трудовых договорах сотрудников обязанности работать на условиях ненормированного рабочего дня – будет противоречить трудовому законодательству. Работодатель, не предоставляющий таким работникам дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что в отношении отдельных категорий работников право на сохранение квалификации при изменении места работы прямо предусмотрено нормативными актами. Так, согласно п. 18 Положения о квалификационных комиссиях трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений и предприятий горэлектротранспорта РСФСР (утверждено приказом Минжилкомхоза РСФСР от 17.03.1977 N 110) квалификация третьего, второго и первого класса при изменении места работы водителей сохраняется на основании записи в трудовой книжке.
*(2) О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда и вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения новые определенные работодателем условия трудовых договоров вступают в силу. Если у работодателя остается необходимость в трудовой функции работника, то сокращение численности (штата) работников организации в таком случае не происходит и увольнение при несогласии работника работать в новых условиях и при отсутствии другой работы должно быть осуществлено по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (части третья и четвертая ст. 74 ТК РФ).

Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

О том, что понимается под работой на условиях ненормированного рабочего дня, мы рассказывали в нашей консультации. О ненормированном рабочем дне водителей расскажем в этом материале.

Водители и ненормированный рабочий день

Напомним, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, когда по распоряжению работодателя отдельные работники привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ).

А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день? ТК РФ не содержит конкретный перечень категорий работников, которым можно или нельзя устанавливать ненормированный рабочий день. По сути, он может быть введен для всех тех работников, которые по не зависящим от них причинам не могут полностью выполнять свои трудовые обязанности исключительно в пределах установленной для них продолжительности рабочего дня. Например, водитель служебной машины в исключительных случаях может забирать из дома руководителя организации до начала рабочего дня, а отвозить обратно, когда для всех остальных сотрудников рабочий день уже закончился. Ведь ненормированный рабочий день может распространяться как на период до начала рабочего дня или смены, так и после их окончания (Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1 ).

Водители водителям рознь

Ч.2 ст. 329 ТК РФ предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Минтрансом. Так, в соответствии с п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15), ненормированный рабочий день может устанавливаться:

  • водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
  • водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне водителей устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Кому нельзя устанавливать ненормированный рабочий день?

Получается, что не для всех водителей может быть установлен ненормированный рабочий день. Например, ненормированный рабочий день для водителей грузовых автомобилей вводить нельзя.

Важно также помнить, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно происходить эпизодически и в определенных случаях, а не должно носить систематического характера.

При этом не рекомендуется устанавливать ненормированный рабочий день работникам, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени или ограничена продолжительность ежедневной работы или смены (ст. 92, ч.ч. 1,2 ст. 94 ТК РФ).

Читайте также:  Со скольки продают алкоголь в сочи

А если водитель работает на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день для него может быть введен, только если неполная рабочая неделя установлена с полным рабочим днем (сменой) (ч. 2 ст. 101 ТК РФ).

Устанавливаем ненормированный рабочий день для водителя

Перечень должностей водителей (как и иных категорий работников), для которых будет действовать ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 101 ТК РФ). При этом условие о том, что работнику установлен ненормированный рабочий день, должно быть обязательно включено в трудовой договор с таким работником.

Введение, скажем, ненормированного рабочего дня для водителя легкового автомобиля не отменяет того факта, что время начала и окончания рабочего дня для такого работника также устанавливаются и работник должен эти правила соблюдать.

С работника не требуется получать согласие каждый раз в случае привлечения его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Но работодателю нужно издавать приказ и знакомить с ним работника под роспись.

О том, какая компенсация положена водителям и иных категориям работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, мы рассказывали в отдельном материале.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день и правила ее расчета

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается ненормированный рабочий день. Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством.

Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае. Но есть и определенные общие нюансы.

Определение и общая информация

Термин «ненормированный рабочий день» подробно объясняется в законодательстве РФ. Такое название получил специальный рабочий график. В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени. Обычно подобные правила распространяются на подчиненных, от которых сильно зависит организация и результат технологического процесса.

Что такое ненормированный рабочий день водителя

Работодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе. Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос. Но законодательство до сих пор не выработало четкой позиции по поводу следующих направлений:

  1. Какие должности могут либо не могут быть подвергнуты дополнительным рабочим часам.
  2. Порядок составления списков и графиков.

Подобные вопросы решаются руководством, оговариваются в коллективном трудовом договоре. В трудовых отношениях обязательно нужно отражать само согласие на ненормированную работу, ведь конкретные условия для определенной ситуации могут сильно отличаться от общеустановленных показателей.

Крупные предприятия стараются не отказываться от разработки Положения, связанного с ненормированным рабочим днем. Но часто встречаются ситуации, когда особые условия работы сверх нормы оформляются в виде дополнения к общим правилам распорядка.

Должности, которые допускают ненормированные дни, включают:

  • юристов и консультантов;
  • водителей;
  • высшее руководство предприятия.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день

Сверхурочная работа всегда предполагает наличие дополнительных компенсаций. Здесь существуют определённые правила:

  • таким специалистам, помимо основного, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • продолжительность времени отдыха – до трёх дней и более;
  • предприятие само решает, какое время кому может предоставить.

Как оплачивается ненормированный рабочий день водителя

Специалисты Федеральной Службы занятости отмечают, что дополнительно оплачивать ненормированный график нет необходимости. Только дополнительное время работы предполагает наличие дополнительной оплаты. Но это происходит в том случае, если занимается время, свободное от выполнения основных обязанностей. В данном случае используются те же правила, что и для переработки, то есть – сверхурочных.

Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.

Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.

Сотрудники могут выбирать компенсацию по своему усмотрению. Это может быть отгул либо оплата в удвоенном размере.

Специалисты из служб занятости не рекомендуют злоупотреблять возможностью вызывать сотрудников в неосновное время. Если подобное поведение станет нормой, подчиненный имеет право обратиться в контролирующие организации для защиты своих прав.

Установление графика, необходимые документы

Режимы ненормированного рабочего дня – это не индивидуальная схема для каждого сотрудника. Ее устанавливают коллективно, для определённой группы. Подобный процесс регулируется внутренними нормативными документами.

Документальное оформление ненормированного рабочего дня

Если составляется внутренний коллективный акт, то он должен содержать следующие сведения:

  1. Порядок, по которому рабочее время учитывается. Некоторые должности предполагают применение суммированного варианта.
  2. Количество дней дополнительного отпуска, которые прибавляются к основному. Каждая категория сотрудников в этом вопросе требует индивидуального подхода.
  3. Порядок привлечения к работе в выходные дни.
  4. Общий список должностей, для которых ненормированные графики допустимы.

Не стоит забывать об указании необходимости соблюдать распорядок дня всеми сотрудниками, вне зависимости от должности. Особенно это касается времени прихода на рабочее место, его оставления.

Отдельную графу предусматривают для ознакомления подчинённых с документом. При переводе с обычной должности на ту, которая предусматривает ненормированный график, обязательно отдельное предупреждение.

Составление отдельного Положения с перечнем должностей не будет целесообразным, если у предприятия небольшой штат. Достаточно фиксировать особенности стандартного рабочего графика в обычном трудовом соглашении. Если документ подписан – считается, что все заинтересованные лица ознакомились с ним и не имеют каких-либо возражений.

О классности водителей

Созданы специальные классификации, благодаря которым становится проще оценить уровень подготовки и умений какого-либо конкретного сотрудника. От классов зависит возможность водить автомобили определенной категории, грузоподъемности.

Класс водителяОписание
Самым низким классом считается третий.Предполагается, что водитель способен управляться с транспортом категории B и C любых разновидностей и марок. Либо осуществляется управление только автобусами, представляющими категорию D.
В качестве среднего класса идет второй.Предполагается управление машинами классов B, C, E, или автобусами, которые относятся к группам D, D и E.
Первый разряд становится самым высоким.B, C, D, E – вот какими категориями должен овладеть водитель, чтобы его отнесли к этому классу. Речь идет как о грузовых автомобилях, так и о легковых.

Но руководство само решает, использовать классность, или нет.

Заключение

Установление ненормированного рабочего графика вполне допустимо. Но процесс требует максимального внимания на этапе оформления документов. Иначе у работников появляется право оспаривать решения.

За использование подобных схем можно предоставить дополнительные дни отпуска либо повышенную оплату. Оплата ночного времени – ещё один вопрос, требующий дополнительного разъяснения. Но здесь стороны также должны договориться и уведомить друг друга относительно принятого решения.

О спорных вопросах установления ненормированного рабочего дня смотрите здесь:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Об установлении водителям надбавок и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Об установлении водителям надбавок и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день

Письмо от 04.06.2008 г. № 143/13/116-08

Рабочее время и время отдыха водителей регулируются Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденным приказом Минтранса от 17.01.2002 г. № 18 и зарегистрированным в Минюсте 04.02.2002 г. под № 97/6385.

Согласно пункту 2.7 Положения водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости

может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной, и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени.

Количество часов переработанного времени при такой работе может определяться в коллективном договоре.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством,

производится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Согласно пункту 1 Рекомендаций по порядку предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7 (с изменениями согласно приказу Минтруда от 05.02.98 г. № 18),

ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени, устанавливаемый для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. В случае необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Мера труда в данном случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой).

Согласно статье 8 Закона Украины «Об отпусках» в качестве компенсации за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость периодического выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени предоставляется

дополнительный отпуск до 7 календарных дней.

Конкретная продолжительность дополнительного отпуска устанавливается

коллективным договором по каждому виду работ, профессий и должностей или трудовым договором.

Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется пропорционально времени, отработанному на работе, должности, дающих право на этот отпуск.

Согласно пункту 2 приказа Минтруда Украины от 22.09.2006 г. № 348 «Об упорядочении условий оплаты труда работников Национальной радиокомпании Украины, не являющихся журналистами», зарегистрированного в Минюсте Украины 05.10.2006 г. под № 1097/12971, руководителю НРКУ в пределах фонда заработной платы, утвержденного в смете, предоставляется право устанавливать водителям автотранспортных средств доплаты за ненормированный рабочий день — в размере 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное время.

Таким образом, согласно законодательству

водители автотранспортных средств с ненормированным рабочим днем имеют право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска и одновременно доплаты за ненормированный рабочий день.

Директор Департамента А. Товстенко

Водители за ненормированный рабочий день имеют право на доплату и дополнительный отпуск

Минтруда указывает на возможность предоставления компенсации водителям легковых автомобилей (кроме такси) за работу с ненормированным рабочим днем в виде доплаты и предоставления дополнительного отпуска.

Напомним, что для определенной категории работников может устанавливаться ненормированный рабочий день (такие категории должны быть определены в коллективном договоре).

Ненормированный рабочий день (НРД) устанавливается в случаях, когда нормирование затрат труда невозможно, так как мера труда зависит не только от продолжительности рабочего времени, но и от круга обязанностей и объема выполняемых работ (загрузки). Такой режим предполагает выполнение работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, но работа при этом не считается сверхурочной и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Но при этом работнику за работу в таком режиме предусматривается компенсация.

Читайте также:  Сколько дней действителен билет на электричку в один конец

Так, п. 2.7 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденного приказом Минтранса от 17.01.2002 г. № 18, указывает на то, что водителям с НРД в форме компенсации наряду с предоставлением дополнительного отпуска также проводится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени, в случаях, предусмотренных законодательством.

То, что работникам за работу сверх установленной нормы и за особые условия труда устанавливается доплата (надбавка), следует из ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. А режим НРД и предполагает, во-первых, работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (не являющейся сверхурочной) и, во-вторых, особый характер труда, выраженный в установлении особого режима рабочего времени. При этом в соответствии со ст. 15 Закона Украины «Об оплате труда» условия внедрения и размеры доплат, надбавок предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Что касается дополнительного отпуска, то согласно ст. 8 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР и п. 3 Рекомендаций о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7 (далее — Рекомендации), компенсацией за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость периодического выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени является предоставление дополнительного отпуска до 7 календарных дней.

Конкретная продолжительность дополнительного отпуска устанавливается коллективным договором по каждому виду работ, профессий или должностей либо трудовым договором.

Таким образом, водители легковых автомобилей с НРД одновременно имеют право на получение доплаты за работу с НРД и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.

Отдельно следует обратить внимание на то, что при установлении НРД необходимо учитывать норму п. 2 Рекомендаций, согласно которой НРД не применяется для работников, занятых на работе с неполным рабочим днем.

Для работников, работающих на условиях неполной рабочей недели, ненормированный рабочий день может применяться.

Это означает, что если для должности «водитель легкового автомобиля» в штатном расписании установлена занятость не 1 единица, а, к примеру, 0,5 единицы (0,9; 0,8 ед.), следовательно, работнику на этой должности установлено неполное рабочее время. В этом случае дополнительный отпуск за НРД может предоставляться только, если:

трудовым договором (приказом) предусмотрена работа на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем (т. е. если продолжительность ежедневной работы не уменьшена, а уменьшено количество дней работы в течение недели);

о праве на дополнительный отпуск для этой категории водителей указано в коллективном договоре.

В коллективном договоре может быть оговорено и следующее:

Перечень доплат к тарифным ставкам и должностным окладам

За работу с ненормированным рабочим днем водителям автобусов, легковых автомобилей, автомобилей экспедиций и разведывательных партий — доплата в размере до 25 % тарифной ставки (оклада) за отработанное время.

Перечень профессий и должностей работников, для которых устанавливается НРД и предоставляется в связи с этим дополнительный отпуск

Водители, работающие на легковых автомобилях, которым установлена доплата за НРД в размере до 25 % месячной тарифной ставки — 6 дней дополнительного отпуска.

Примечание. Предоставление дополнительного отпуска за НРД не применяется для работников, занятых на работе с неполным рабочим днем, неделей.

В приведенном примере коллективный договор не предусматривает предоставления дополнительного отпуска водителям с НРД, занятым как неполный рабочий день, так и неполную рабочую неделю.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Единственной формой компенсации при этом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней. Коммерческие организации вправе определять правила и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени, разрабатывать перечни должностей, в отношении которых может применяться режим ненормированного рабочего времени, самостоятельно. При этом разработанные и принятые правила и условия предоставления отпусков могут быть изданы отдельным приказом по организации, а продолжительность отпусков, согласно требованиям ст.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Работники, которым установлен режим ненормированного рабочего дня, на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха, праздничные дни, за исключением случаев, особо оговоренных в трудовых или коллективных договорах или в правилах внутреннего трудового распорядка. При отсутствии такой оговорки работы, производимые в отдельных случаях в указанные выше дни, должны быть компенсированы на общих основаниях.

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем

Ненормированный рабочий день водителя

Наркомтруда СССР от 13 февраля 1928 г. № 100 «О работниках с ненормированным рабочим днем» (далее — постановление № 100). В соответствии с Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением № 884 (далее — Правила предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день), в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Порядок оформления доплаты за ненормированный рабочий день

Работники с ненормированным рабочим днем в случаях производственной необходимости могут привлекаться для выполнения возложенных на них трудовых обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При этом такая переработка для этих работников не считается сверхурочной работой и не компенсируется оплатой в повышенном размере.
Однако они не должны привлекаться к систематической работе во внеурочное время. Введение в индивидуальном порядке режима ненормированного рабочего дня осуществляется по приказу руководителя с извещением работника не позднее чем за два месяца.
Режим ненормированного рабочего дня может устанавливаться также для работников, занятых на условиях неполной рабочей недели (для работников на условиях неполного рабочего дня такой режим устанавливаться не может).

Ненормированный рабочий день

График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

К сведению! Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ. В графике сменности обязательно указываются время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых.
При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников. Согласно п.

Доплата за классность водителям

Зарплата», 2007, N 2 Вопрос: В штатном расписании предусмотрена доплата водителям за ненормированный рабочий день. Какими документами можно подтвердить, что водитель отработал больше установленной нормы? Ведь за сверхурочную работу нужно либо платить в повышенном размере, либо предоставлять дополнительное время отдыха.

Ответ: Давайте сначала разберемся в понятиях «сверхурочная работа» и «ненормированный рабочий день». Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.

ТК РФ компенсация дополнительного отпуска за работу по режиму ненормированного рабочего дня не может выплачиваться беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. За счет средств организации могут предусматриваться и другие льготы за работу в указанном режиме. К ним, в частности, могут быть отнесены повышение суммы заработной платы (установление специальной доплаты, повышенного (персонального) оклада), предоставление отпуска в удобное для работника время, направление работника на обучение за счет средств организации и т.п. Если каких-либо компенсаций для работников с ненормированным рабочим днем предусмотрено не будет, то работы сверх нормы рабочего времени должны быть признаны сверхурочными с их дополнительной оплатой в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен быть закреплен в коллективном договоре, локальных нормативных актах (ст. 101 ТК РФ). Законодательство не обязывает работодателей учитывать время, превышающее нормальную продолжительность рабочего времени таких работников, и оплачивать это время в повышенном размере.

А компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня является дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней. Кроме того, работодатель вправе устанавливать надбавки работникам с ненормированным рабочим днем.

В рассматриваемой ситуации водители работают в режиме ненормированного рабочего дня. Это условие должно быть прописано в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах.

На доплату могут рассчитывать сотрудники, у которых есть 2-й или 1-й разряд. Эту возможность надо предусмотреть в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре.

Чаще всего, размер надбавки следующий:

  • за 2-й класс работник получает 10%;
  • за 1-й класс сотруднику начисляется 25%.

Если в положении об оплате труда (трудовом договоре) не предусмотрена доплата за классность, то работодатель вправе ее не выплачивать. Доплата за ненормированный рабочий день водителям Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен ненормированный рабочий день. За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

В качестве компенсации за повышенную интенсивность, более ответственный характер труда и работу во внеурочное время работникам с ненормированным рабочим днем должен предоставляться дополнительный отпуск. Если работник от использования дополнительного отпуска откажется, время такого отпуска может быть по решению администрации заменено выплатой денежной компенсации в порядке, установленном ст.

126 ТК РФ. Для получения компенсации работник должен представить на имя работодателя письменное заявление и получить одобрение на ее получение. В свою очередь работодатель вправе отказать в выплате компенсации и предоставить дополнительный отпуск в натуре. Согласно ст.

Ссылка на основную публикацию