Правомерно ли требование об оплате собственнику части газопровода за разрешение для подключения?

спор по пользованию частным газопроводом.

Гражданин является собственником частного газопровода. С его согласия к принадлежащему ему оборудованию присоединились другие лица. Собственник, в соответствии с законом, оплачивает услуги по обслуживанию своего газопровода в соответствии с договором с Региональной газораспределительной организацией. Собственник предложил разделить свои расходы на содержание газопровода с подключившимися лицами. Составили договор оказания услуг. Но не все оплачивают указанные суммы. Может ли собственник в данном случае принять меры по отключению их от частного газопровода. На какие статьи закона ссылаться?

Технически может, с правовой точки зрения не может.

Что так, с правой точки?

Хм. А так. Я считаю, что действующее законодательство не предоставляет собственнику право отключить пользователей от газопровода.

Цена договорная

По общей норме (ст.209 ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Если Вы говорите об ограничении прав собственника, то должна быть специальная норма.

Приветствую Вас Алена! Правовых оснований для отключения собственник не имеет. Для чего затевать всю эту историю с отключением. По моему проще и правильнее взыскать задолженность по оплате, в соответствии с условиями договора.

По моему проще и правильнее взыскать задолженность по оплате, в соответствии с условиями договора.

Надо еще посмотреть, стоит ли тот договор бумаги, на которой напечатан. Услуги он оказывает, понимаешь ли. Деятельность в области газоснабжения регулируется государством, вот и все. Тарифы)

Привет Станислав! Всё правильно, согласен, но ст. 421 ГК не отменили, договор или его условия, в этой части, не признаны недействительными, а посему иск вполне можно закинуть, конечно при наличии доказательств неоплаты за пользование газом. Ну и взглянуть бы договорчик не мешало бы.
С требованием об отключении конечно не согласен. Хрень полная.
Лучше Европу по бороде пустить, винтель им закрутив по самое не балуйся, пущай померзнут гадёныши и фашисты укропные вместе с ними.

А если встречный о недействительности?)

Цена: 800 руб.

Вот о чем и речь, что нужно условия смотреть. весь маловероятно, что признают. А в части обязанности оплаты вообще вероятность равна нулю, что признают. Святое правило-взял, отдай, а то что предмет “услуги” указан, это не существенно важно, факт что пользуется газом, обязался оплачивать, а не оплачивает.

ИМХО, надо забыть об этом договоре, неосновательное взыскивать, может и получится что.

Безусловно, было бы проще всего. Только вот размер неосновательного из чего будет вытекать? В равных долях. По счетчику. А счетчик установлен. Неплательщиков как я понял не одно лицо, а несколько. Потом пишет автор , что составили договор. Между кем и кем он составлен. Не знаем, не пишет. А мож он составлен между собственником, ГРО и не плательщиками?

Вот блин, как я не люблю сидеть и догадываться.
Ну не судьба было автору корректно изложить свой вопрос!

Если договор с РГО, то только с собственником, нет там прочих) Он сначала трубу построил, ввел ее в эксплуатацию, заключил договор на обслуживание, потом других присоединил, оформлять не стал, ибо гемор. Он и деньги за подключение брал не по установленному тарифу, а по собственному усмотрению. Скорее всего)
В равных раскинет, как еще то.

P.s. Борис, если бы из задающих вопросы (включая и меня) все давали себе труд полно и ясно изложить вопрос (а для этого осмыслить его со всех сторон), то вопросов было бы в два раза меньше. Ибо в правильном вопросе половина ответа.

Я считаю что у собственника нет оснований взыскивать с присоединившихся лиц неосновательное обогащение. Законом о тех.присоединении предусмотрена компенсация собственникам от третьих лиц (тех кто дополнительно “врезался” в трубу) расходов связанных со строительством (реконструкцией) газопровода. И только этих расходов. Взимание платы (или возмещения части платы) за эксплуатацию газопровода собственником с третьих лиц действующим законодательством не предусмотрено.
Можно передать газопровод в аренду в .ч. со множественностью лиц со стороны арендатора (исключительно право пользования без права владения), однако это большой геморр.

Я обычно предлагаю собственнику требовать с ГРО плату за транзит газа.

Цена: 800 руб.

А это не плата за эксплуатацию. И не аналог аренды.
Собственник во всяком случае платит кому то там за тех.обслуживание и что то там аварийно-диспетчерское.
А пользуются – все, но не платят. Почему бы у них выгода за чужой счет? Вот и неосновательное.

А почему собственник не обращается в ГРО с требованием оплаты за транзит газа к конечным потребителям?

Хороший вопрос! Лично я уже 10 лет оплачиваю ГРО всякого рода услуги типа: обход и осмотр газопровода, тех.обслуживание запорных кранов и т.д. Вместе с тем, на моем газопроводе сидят еще трое абонентов! Причем эти абоненты даже присоединение к моим сетям мне никак не компенсировали. Посему внимательно буду следить за комментариями профессионалов по заданному вопросу и делать соответствующие выводы.
Кстати, как я понял из содержания вопроса, речь об оплате транзита не идет, поскольку транзит “сидит” в цене газа.

Приветствую Вас Марат! Был пару тройку недель назад в Саратове, такой же вопрос там возникал. Заключили договор с собственником причем с оплатой половины стоимости затрат на установку и дальнейшей частичной оплаты. Не знаю о чем коллеги воздух трясут. Какое неосновательное. Возникло обязательство. Это обязательство стороной не исполняется. Кто запрещает взыскать причитающееся по возникшему обязательству. О признании недействительной сделки пекутся? А разве такое встречное в счет первоначального требования? А разве суд выносит взыскание о признании сделки недействительной и за предыдущее время? А если даже и признает, то суд -то какие правовые последствия применит к недействительной сделке? Пустое.
Как чукча сказал: трактор нужен однако. Исковое подавать о взыскании долга в соответствии с условиями договора.

Здравствуйте, Борис! По всей видимости именно так необходимо поступить в такой ситуации.

Разрешение на подключение к частному газопроводу

#1 Головоломка Головоломка –>

Подала заявку на получение техусловий на подключение газа. Позвонили из газовой службы и сказали что для дальнейшей работы я должна принести согласие собственника частного газопровода. Письменный ответ не ,дали. Действительно ли так бывает что газопровод полностью в частном владении? Получается что он у меня может требовать абсолютно любую сумму денег за врезку? Не должна ли затраченная им сумма кратно делиться между всеми подключившимися к его трубе?

Читала в интеренете что газовая труба может принадлежать только специализированным организациям в силу своей опасности.

Также читала что это задача горгаза выдать техусловия по заявке оратившегося лица, а каким путем построен был частный газопровод остается исключительно проблемой того человека, который изначально изъявил желание построить газопровод для того чтобы у него был газ.

Помогите пожалуйста разобраться что да как))

#2 Егор783683 Егор783683 –>

Поставщик ресурса должен самостоятельно урегулировать отношения с собственником газопровода к которому вам надлежит подключиться, т.е. получить его согласие. Ежели собственник откажет в подключении, либо проигнорирует запрос газовиков, последние выдают техусловия, предусматривающие подключение в ином порядке.

#3 Головоломка Головоломка –>

Я тоже об этом читала. Но об этом все молчат и вешают ненужную работу на заявителей. В бланке газовой службы также указано разрешение от собственника в перечне необходимых документов.

Поставщик ресурса должен самостоятельно урегулировать отношения с собственником газопровода

то каким образом тогда собственник возьмет с меняя эту сумму? Приплюсуют к плате за подключение?

Я интересовалась непосредственно на участке газовой службы, которая обслуживает данный газопровод, и все в один голос кричат что я сама обязана договориться с собственником газопровода о сумме и разрешении.

Как мне поступить тогда? Дождаться истечения срока для выдачи ответа по заявке на техусловия?

Есть какой то единый НПА, который регулирует вопросы урегулирова отношений между собственниками частных газопроводов и лицами, желающими подключиться к ним? Или такие документы разрабатывают индивидуально для какого то региона?

#4 Егор783683 Егор783683 –>

Предусмотрено постановлением правительства РФ № 1314 от 30 декабря 2013 г.

Деятельность, связанная с поставкой энергоресурсов, является регулируемой. Регулированию подлежит в том числе порядок определения стоимости услуг сетевых организаций, путем установления для каждой организации персонального тарифа.

Я предлагаю вам обратиться в антимонопольную службы с заявлением о проверке законности “газовой службы”, в заявлении укажите, что от вас требуют согласовывать техприсоединение с третьим лицом – собственником газопровода, и без такого согласования, техусловия не выдают.

Антимонопольщики на таких вещах собаку съели.

#5 Головоломка Головоломка –>

Спасибо за совет. Дождусь тогда когда ответ письменный дадут. Т.е. газпром даже не стесняется указывать согласие на балках, заведомо зная что это они должны делать?

Тарифы на подключение одинаковыми долны быть при подключении к гос трубе или частной трубе? Но ведь не я первая с кого деньги просят за врезку. Получается что незаконно что ли?

#6 mooner mooner –>

Ежели собственник откажет в подключении, либо проигнорирует запрос газовиков, последние выдают техусловия, предусматривающие подключение в ином порядке.

Я так понимаю, что здесь у заявителя иных вариантов нет.

Деятельность, связанная с поставкой энергоресурсов, является регулируемой. Регулированию подлежит в том числе порядок определения стоимости услуг сетевых организаций, путем установления для каждой организации персонального тарифа.

А с чего Вы взяли, что собственник газопровода – это сетевая организация?

Я предлагаю вам обратиться в антимонопольную службы с заявлением о проверке законности “газовой службы”, в заявлении укажите, что от вас требуют согласовывать техприсоединение с третьим лицом – собственником газопровода, и без такого согласования, техусловия не выдают.

Вы всерьез считаете, можете использовать чужое имущество без согласия собственника?

#7 Головоломка Головоломка –>

Ежели собственник откажет в подключении, либо проигнорирует запрос газовиков, последние выдают техусловия, предусматривающие подключение в ином порядке.

Я так понимаю, что здесь у заявителя иных вариантов нет.

Разве в договоре между газовой службой и собственником частного г/провода нет пункта о неприпятствиии подключения?

Mooner, а какой выход из данной проблемы видится Вам?

#8 mooner mooner –>

Mooner, а какой выход из данной проблемы видится Вам?

Выход у Вас следующий: изучить нормативку или нанять юриста, который изучит ее за Вас.

Пока скажу только, что несколько лет назад я в судебном порядке отключал от частного газопровода организацию, которая присоединилась к нему без согласия собственника. Решение было засилено кассацией.

А вообще выход есть.

#9 Егор783683 Егор783683 –>

Газовики не вправе перекладывать свои обязанности по согласованию подключения к частному газопроводу с собственником такого газопровода.

К антимонопольщикам я советовал обратиться, в том числе в связи с указанными выше требованиями газовиков.

#10 Головоломка Головоломка –>

Mooner, а какой выход из данной проблемы видится Вам?

Выход у Вас следующий: изучить нормативку или нанять юриста, который изучит ее за Вас.

Пока скажу только, что несколько лет назад я в судебном порядке отключал от частного газопровода организацию, которая присоединилась к нему без согласия собственника. Решение было засилено кассацией.

А вообще выход есть.

Вы прям человек-загадка))

Читайте также:  Тараканы в многоквартирном доме

Имеете ввиду договориться с собственником газопровода?

А про подключение БЕЗ согласия собственника никто и не говорит. Я лишь пытаюсь выяснить насколько законны требования газовой службы, на чьи плечи ложится необходимость согласования подключения с частным лицом-собственником г/провода.

Сообщение отредактировал Г@Л@В@ломка: 19 Февраль 2015 – 19:06

#11 Головоломка Головоломка –>

Вот что нашла про подключние в постановлении 1314.

34. В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее – основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

А вот информацию о том, кто должен “добыть” согласие не нашла.

#12 mooner mooner –>

А вот информацию о том, кто должен “добыть” согласие не нашла.

Вы считаете, что если запрос на тех. условия предоставляется заявителем, то его составная часть (которой является согласия основного абонента), может быть представлена кем-то другим?

#13 Головоломка Головоломка –>

Вот пункт 17 Правил, в котором не сказано прямо что согласовать должен именно заявитель:

17. В случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее – основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 341, от 29.07.2013 N 644)

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

А пункт 8 вообще не содержит “согласия” в списке необходимых документов для получения техусловий:

8. Запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

информацию о разрешенном использовании земельного участка;

информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644)

(см. текст в предыдущей редакции)

планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

ВС РФ разъяснил, почему использование газораспределительных сетей без договора аренды не образует неосновательного обогащения

Закон о газоснабжении не предусматривает обязанность газотранспортной организации заключить договор аренды газораспределительных сетей с их собственником, не оказывающим услуги по передаче (транспортировке) газа, что исключает возможность взыскания платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор.

Реквизиты судебного акта

Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области

АО «Газпром газораспределение Орел»

Суть дела

В собственности муниципального образования Мценского района Орловской области находятся газораспределительные сети высокого и низкого давления общей протяженностью 71 000 м, 15 газораспределительных подстанций общей площадью 92 кв. м. (далее — имущество, газораспределительные сети).

В марте 2016 г. администрация Мценского района предложила АО «Газпром газораспределение Орел» (далее — общество) заключить договор аренды газораспределительных сетей. Годовую арендную плату администрация определила в размере 470 600 руб. на основании отчета независимого оценщика. Общество сообщило о готовности заключить договор аренды указанного имущества, но с величиной годовой арендной платы, не превышающей размер расходов, учитываемых при расчете тарифа на транспортировку газа, установленный ему Федеральной службой по тарифам. Размер годовой платы за пользование имуществом, по расчетам общества, не должен превышать суммы в 312 200 руб. без НДС или 368 400 руб. с НДС.

Полагая, что в период с 10 апреля по 10 июня 2016 г. муниципальные газораспределительные сети незаконно использовались обществом для транспортировки газа потребителям в отсутствие заключенного договора аренды, Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области (далее — управление) обратилось в суд с иском о взыскании с общества 78 400 руб. неосновательного обогащения.

Позиция судов

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. С общества в пользу управления взыскали 52 000 руб.

Апелляция отменила данное решение и удовлетворила требования управления в полном объеме. Решение поддержал суд округа. Суды пришли к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения, возникшего в результате бездоговорного использования спорных газопроводов, и приняли расчет, произведенный истцом исходя из рыночной стоимости арендной платы за использование имущества.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и отказал в удовлетворении иска, исходя из следующего.

В рассматриваемом деле объектом неосновательного обогащения является пользование обществом чужим имуществом (муниципальными газораспределительными сетями, по которым осуществляется поставка газа потребителям) без внесения за это платы, а предметом иска — плата за его использование.

В силу специального назначения спорного имущества к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.

Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций — собственников Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные названным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Согласно ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 23 Закона о газоснабжении тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.

Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7 (далее — Методические указания).

В соответствии с п. 4 Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети. Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (п. 10, 11, 15 Методических указаний).

Исходя из изложенного, ВС РФ заключил, что истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газораспределительных сетей. Следовательно, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.

Вместе с тем истец в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объектам не обращался, тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям для него не утвержден. Вопреки выводам судов ответчик не извлек дохода в связи с использованием имущества истца и не получил экономически необоснованной выгоды от такого использования.

Кроме того, ВС РФ отметил, что предложенный истцом доходный метод определения величины арендной платы за пользование газораспределительными сетями не соответствует действующей методике расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не учитывает специального назначения имущества, фактически направлен на обход действующего законодательства по ценообразованию.

Закон о газоснабжении не предусматривает обязанность газотранспортной организации заключить договор аренды газораспределительных сетей с собственником этого имущества, не оказывающим услуги по передаче (транспортировке) газа, что исключает взыскание платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор.

Вопрос недели: Правомерно ли заключение договора поставки (транзита) газа между Собственником частного газопровода и Собственниками жилых домов (смежных участков)?

У физического лица в собственности земельный участок (категория земли населенных пунктов, разрешенное использование: ЛПХ), на котором им построен газопровод низкого давления для поставки газа собственникам смежных участков. Правомерно ли заключение собственником частного газопровода с собственниками жилых домов (смежных участков) договора поставки (транзита) газа?

Сообщаю Вам следующее:

Заключение договора поставки (транзита) газа между физическими лицами, будет неправомерным.

Обоснование.

Деятельность в области газоснабжения регулируется государством. Согласно федеральному закону 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» системы газоснабжения, предназначенные для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа находятся в собственности организаций, образованных в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке. То есть не могут принадлежать физическим лицам.

СПС КонсультантПлюс не содержит такой формы договора как договор поставки (транзита) газа между физическими лицами (Форма: Договор о поставке газа, 2018). Согласно законодательству поставщиком газа является газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

В связи с вышеизложенным считаем, что заключение договора поставки (транзита) газа между физическими лицами, будет неправомерным.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее — Правила N 1314) устанавливают порядок выдачи технических условий на подключение к газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее — основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

При этом, Правила N 1314 не содержат порядок и условия выдачи согласия основным абонентом на подключение заявителя к сети газопотребления.

Согласно судебной практике основной абонент вправе возместить долю своих расходов, понесенных на строительство газопровода. Какой именно документ при этом подписывается между лицами законодательством не урегулировано.

Подборка материалов:

Читайте также:  Можно ли заключить договор задним числом с энергоснабжающей компанией?

Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации

Федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.

Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций — собственников Единой системы газоснабжения, организаций — собственников региональных систем газоснабжения, организаций — собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм

Статья 6. Единая система газоснабжения

  1. Определение и предоставление технических условий

34. В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения

При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение

… к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

При этом, Правила N 1314 не содержат порядок и условия выдачи согласия основным абонентом на подключение заявителя к сети газопотребления.

Вместе с тем, имущественные споры, в том числе связанные с предоставлением собственником права пользования принадлежащим ему имуществом другим лицам, являются предметом регулирования гражданского, а не антимонопольного законодательства.

…Суд при рассмотрении спора пришел к правильному выводу о том, что ответчица должна возместить истице половину расходов, понесенных ею непосредственно на строительство газопровода в сумме, отказав в удовлетворении требований о запрете на подключение газа от газопровода истицы…

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Тонкости получения разрешения на подключение к газопроводу – законодательная сторона вопроса

Подключение газа — один из самых важных моментов в обустройстве собственного дома. Но чтобы разжечь ваш семейный очаг, в первую очередь необходимо получить разрешение на подключение к газопроводу, что не так просто осуществить.

Что такое согласие основного абонента? Как быть, если хочется сделать дешевле, но получается или дорого или через чужой участок? У кого спрашивать, если тянешь газ от основной магистрали? Всегда очень много вопросов у будущих хозяев именно на начальных этапах процесса, но мы постараемся на них максимально подробно ответить.

Какие объекты разрешено газифицировать?

Прежде чем начинать хлопотать по поводу подвода газа к объекту, узнайте, можно ли это сделать.

Газифицировать, согласно ФЗ № 69 можно: дома частного типа, а также многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию; участки с еще не введенными в эксплуатацию зданиями, на этапе окончания их проектирования; дачные и садовые дома при наличии капитальности строений (фундамента); организации.

В местном ГРО вы можете уточнить, можно ли и на каких условиях подключить свое строение к газоснабжению.

На основании ПП РФ № 549, невозможно подключить к сети газоснабжения:

  • объекты некапитального строения, не имеющие фундамента, то есть гаражи, кухни летнего типа, теплицы и так далее;
  • некоторые квартиры в многоквартирном доме при условии отсутствия газа во всем доме;
  • дачные и садовые дома без капитального фундамента и учета в ЕГРН.

Если вы нашли свой объект в верхнем списке, поздравляем, вы можете запускать процесс подготовки и сбора документов.

Начальный этап газификации

Итак, чтобы подключить дом к системе газоснабжения, необходимо предварительно определить, есть ли для этого технические возможности и получить все необходимые разрешительные документы.

Если вы не знаете, кто курирует местные трубосети, обратитесь с запросом в органы местного самоуправления либо спросите у газифицированных соседей, если таковые имеются.

Далее вам нужно подать запрос в ГРО, лучше всего лично, есть ли вообще в вашем районе доступный газ и кто является владельцем ближайшего газопровода и как лучше к нему подключиться. Если подключаться к основной магистрали, требуется согласование с ГРО, но возможно у газопроводной сети обязательно есть другой собственник. Это может быть местный муниципалитет, частное лицо, юридическое, СНТ.

Разделение примерно такое:

  1. Транспортировочные магистрали и компрессорные станции, а также отводы газовых веток до населенных пунктов находятся в собственности газовой компании.
  2. Трубопроводы, идущие по улицам населенного пункта могут принадлежать ГРО, местному муниципалитету, организациям, коллективному собранию собственников или частному лицу.
  3. Газовая ветка на земельном участке собственника от точки врезки в распределительную магистраль до подключения к газопотребляющим приборам является имуществом собственника земельного участка либо его правопреемника.

Таким образом, определив хозяина и уточнив в ГРО возможность подключения по нагрузке, следующим шагом будет оформление разрешения на врезку.

Если вы не владелец газопровода к которому подключаетесь, нужно получить разрешение соседа или муниципалитета на проведения газа, если они владеют ветвью. Разрешение — первостепенная и необходимая часть процесса начала технологического подсоединения. Зафиксировано это обязательство во 2 части ПП РФ №1314, в пункте 8, где указан перечень документов, предоставляемых на получение техусловий.

Согласно ему, требуется согласие основного абонента на технологическое присоединение к трубам, находящимся в его ведении и владении, даже если он сам не пользуется этим природным ресурсом.

Также, по тем же правилам в п. 34 указано, что согласие основного абонента необходимо при оформлении технических условий и подаче заявки на подключение. При этом, если газоводная труба проходит по чужому участку, то еще и на проведение строительства ветви на его территории.

И если с местным муниципалитетом проблем возникнуть не должно, а также с СНТ, которые не имеют права, все по тем же правилам дать отказ, то с частными собственниками не редко бывают сложности согласования.

Рассмотрим подробнее этот момент.

Основной абонент — частное лицо

Статья 209 ГК РФ гласит, что права пользования имуществом, принадлежат его собственнику, по статье 210 собственник несет бремя ответственности за свое имущество. А по статье 304 ГК РФ, если имуществом воспользовались без ведома хозяина, тот вправе потребовать устранить все нарушения.

Предварительно следует уточнить, точно ли труба официально и на праве собственности принадлежит конкретному абоненту. Часто бывает так, что газопровод (не идущий через участок) был протянут на средства юридического или физического лица, однако во владение оформлен не был и находится полностью на балансе газовой службы либо муниципалитета.

Если газоводная труба, к которой вы планируете подключиться, в собственности частного лица, организации, товарищества или юридического лица, необходимо получить их письменное согласие.

Можно не искать, как такой документ заполняется, согласие основного абонента на подключение газа пишется не по установленному образцу, хотя содержание примерно одинаково.

Кроме того, рекомендуется оформить расписку нотариально, если такая возможность есть.

В общих сведениях разрешительного документа содержатся личные данные владельца трубопровода — ФИО, точный адрес проживания и нахождения объекта согласования, роспись, дата подписания договора.

Очень часто, хозяин трубопровода требует компенсацию за врезку, размер ее договорной, законом не установлен. Если вами была произведена полная либо частичная оплата этот факт необходимо документально зафиксировать, взяв расписку.

Также, если труба находится у соседа либо ее так ближе и удобнее протащить, необходимо оформить еще и согласие на прокладку газопровода по его участку, а кроме того, оговорить возможность реконструкции коммуникаций, их осмотра и ремонта.

Если идет речь об основном абоненте, как о коллективном сообществе, действует тот же порядок, но регламентируют имущество ст. 246 и 247 ГК РФ, в которых указано, что владеть и пользоваться общедолевым имуществом можно по соглашению всех владельцев. При не достижении согласованности, решение можно обжаловать в судебном порядке.

Полномочия основного абонента

К сожалению, согласия владельца на врезку в газопровод не всегда достаточно. Дело в том, что официальный владелец мог смениться за время пользования газопроводом, а это означает, что новый владелец, не переоформивший газовую магистраль, права давать разрешительные документы не имеет.

Чтобы восстановить или переоформить права владения объектом, необходимо, чтобы человек обратился в ГРО со следующими документами:

  • заявлением, написанным по форме;
  • копией документа о праве собственности или каким-либо еще, подтверждающим его владение данным имуществом;
  • доверенностью, если переоформлением занимается уполномоченный заявителем человек;
  • ТУ на технологическое подключение своего объекта к сетям газоснабжения;
  • копией проектных документов;
  • копией договора с поставщиком.

Или другими документами, как-либо подтверждающими факт оформления подключения к сетям, если нет акта о подключении.

Полный перечень необходимо уточнить в организации. И только после этого можно приступать к оформлению соглашения.

Подключение с уступкой мощности

Согласно ПП № 1314, владеющее не менее 5 лет на праве собственности газоводной веткой лицо, физическое или юридическое, может осуществить соглашение с владельцем ветви о присоединении к его трубам с уступкой мощности. Разумеется, при наличии такой технической возможности.

Такое соглашение актуально в том случае, если нагрузки газопровода не хватает на ваш объект по магистральной линии.

Техническая возможность определяется исполнителем присоединения, то есть ГРО, однако при осуществлении следующих условий:

  1. При достигнутом соглашении с основным потребителем. Это называется соглашением об уступке.
  2. Если обе стороны получили технические условия, подтверждающие такую возможность.
  3. В случае, когда есть возможность такого подключения.

При оформлении такого вида соглашения, оба потребителя, настоящий и будущий, отправляют запрос исполнителю.

Этот документ должен содержать такие данные как:

  • ФИО уступающего владельца или наименование его организации;
  • точный адрес нахождения газоводной ветви;
  • объем уступаемой мощности;
  • точки подключения;
  • ФИО нового потребителя либо наименование организации.

Решение исполнитель выносит в течение 22 дней со дня получения заявки, в письменном виде и эта услуга оказывается бесплатно.

Однако есть и ограничения. Например, настоящий потребитель должен заменить все свое газовое оборудование на менее мощное с учетом расходов газа новым потребителем, а также обязательно нужно внести все необходимые изменения в проектную документацию.

Читайте также:  Законно ли в деревне отключили колонки?

Таким образом, этот вариант также стоит рассматривать при подключении к газопроводу, если иной возможности нет.

Получение разрешения у администрации

Согласование с муниципалитетом более простой вопрос. На портале Госуслуг указано, что она может быть оформлена лично, через представителя или по почте и это абсолютно бесплатно.

Для обращения необходимо подать следующий пакет документов:

  1. Заявление, заполненное по типовому образцу. Вот примерный Образец заявления.
  2. Копии проекта газоснабжения.
  3. Свидетельства о праве собственности, пользования или аренды объекта в виде копий.
  4. Документы, удостоверяющие личность для физических лиц.
  5. Доверенность, если соглашение заказывает не хозяин объекта.
  6. Для юридических лиц копии документов организации и права на представление интересов компании.

Основанием для отказа могут стать неправильно оформленные документы или неполное их предоставление, а также другие причины, которые обязательно укажут представители муниципалитета в письменном виде. Отказ может быть обжалован.

К слову, запрос на разрешение на врезку в газопровод осуществляется по образцу, который есть на портале.

Подробнее о процедуре вы можете узнать на портале Госуслуг, в МФЦ или в администрации своего региона.

Выводы и полезное видео по теме

Положительный опыт спора с владельцем газопровода:

Таким образом, оформить разрешение на газификацию достаточно просто через администрацию или получив согласие основного абонента. Главное собрать все необходимые документы и грамотно провести нужные согласования.

А у вас был опыт согласования врезки в газопровод с основным абонентом? Или может быть есть вопросы по теме статьи? Делитесь своими историями, оставляйте вопросы и участвуйте в обсуждении материала в расположенном ниже блоке.

Итоги круглого стола в УФАС ЧО по рассмотрению вопросов о нарушении газораспределительными организациями Правил подключения

27 мая 2015 года на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области опубликован протокол состоявшегося 16 апреля 2015 года заседания круглого стола по рассмотрению вопросов о взаимодействии между компетентными органами при рассмотрении заявлений о нарушении газораспределительными организациями Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от № 1314) (далее — Правила подключения).

В протоколе изложена позиция антимонопольного органа по многим проблемным вопросам применения Правил подключения.

  • В частности, изложено мнение Управления по вопросу наличия/отсутствия оснований у газораспределительной организации для выдачи технических условий на подключение к газопроводу (газораспределительной сети) стороннего лица (основного абонента), при наличии его согласия на такое подключение.

Отмечено, что газораспределительная организация (ГРО) в силу Правил подключения несет бремя исполнения обязанности по определению и предоставлению технических условий и заключению договоров на подключение объектов капитального строительства заявителей с учетом установленного Гражданским кодексом РФ принципа применения гражданского законодательства по аналогии, ГРО обязано осуществить подключение объекта капитального строительства заявителя к существующей сети газораспределения основного абонента в условиях согласия ее владельца на такое подключение.

Кроме того, несмотря на то, что такое согласие подлежит представлению заявителем, в целях минимизации издержек заявителя по подключению объекта газоснабжения ГРО обязана по собственной инициативе предпринять все возможные меры по получению согласия основного абонента на подключение к его сети, расположенной в непосредственной близости от объекта заявителя.

Если ГРО в будущем приобретет право собственности на сети газораспределения основного абонента либо на бесхозяйные сети, она сможет компенсировать понесенные затраты по подключению к ним, обратившись в тарифный орган с соответствующими документами.

Отказ ГРО являющейся субъектом естественной монополии и, соответственно, занимающей доминирующее положение на рынке транспортировки газа от подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети основного абонента при его согласии неправомерен и является основанием для применения мер антимонопольного реагирования независимо от компенсации ГРО понесенных на такое подключение расходов.

  • Рассмотрен вопрос о пределах полномочий ГРО по истребованию документов, необходимых для подключения объекта заявителя к сети стороннего лица (основного абонента), не являющегося ГРО, при наличии его согласия на такое подключение и о составе таких документов.

Антимонопольный орган пояснил, что для случаев подключения к сетям газораспределения не принадлежащим на законном основании ГРО, в составе заявки на подключение, кроме определенных Правилами подключения документов, представляется согласие основного абонента на подключение к его сетям.

Правила подключения не обязывают заявителя при этом представлять в ГРО документы, подтверждающие право собственности на его газораспределительную сеть, техническую документацию на нее и иные документы вне установленного перечня.

Поскольку выбор варианта технического решения отнесен к обязанностям ГРО как профессионального участника рынка, именно ГРО должна при имеющейся необходимости самостоятельно получать документы, позволяющие определять условия подключения, пропускную способность сети, свидетельство о регистрации, акт ввода в эксплуатацию газопровода, документацию в порядке взаимодействия с организациями, обслуживающими данный газопровод либо иными лицами, в срок, исчисляемый с момента поступления заявки на выдачу технических условий.

В ситуациях, при которых документов, подтверждающих право собственности на газораспределительную сеть, может не быть либо они могут находиться в стадии оформления, ГРО не освобождается от обязанности определения технической возможности подключения. В таком случае могут быть получены любые документы, идентифицирующие собственника.

  • Изложена позиция Управления по вопросу необходимости получения ГРО согласия от всех собственников газопроводов, входящих в состав газораспределительной сети, принадлежащей ГРО, в случае если точка подключения определена к газопроводу, принадлежащему на праве собственности физическому либо юридическому лицу, не являющемуся ГРО, подключенного к газораспределительной сети опосредованно через газопроводы, принадлежащие физическим либо юридическим лицам, не являющимся ГРО.

Отмечено, что в обозначенной ситуации следует получать согласие физического либо юридического лица — владельца газопровода, к которому непосредственно подлежит подключению объект капитального строительства заявителя, руководствуясь по аналогии действующим в электроэнергетике механизмом «последней мили».

При нахождении газораспределительной сети в долевой собственности данный вопрос целесообразно решать получением согласия от собственников в форме простого большинства голосов.

  • Рассмотрен вопрос о возможности внесения изменений в договор на подключение по индивидуальному проекту в части корректировки размера платы путем заключения дополнительного соглашения в случае, если после разработки индивидуального проекта будет установлено отсутствие необходимости выполнения таких мероприятий как проведение лесоустроительных работ, проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых территорий.

Антимонопольный орган указал, что ГРО на стадии формирования технических условий должна определять конкретные мероприятия по подключению, технические параметры возводимого газопровода , то есть техническое решение должно быть подготовлено уже на момент представления технических условий, что призвано обеспечивать право заявителя осуществлять проверку выставленного ГРО расчета платы, при несогласии с ним.

Если окончательное техническое решение ГРО не выбрано, она должна предложить заявителю альтернативные варианты подключения с максимальным набором технических мероприятий и указанием промежуточного расчета по всем вариантам, чтобы вносимые впоследствии возможные изменения в договор были известны заявителю.

При этом, расчет платы, сделанный по индивидуальному проекту не может быть изменен ГРО путем применения утвержденных регулятором стандартизированных ставок.

  • По вопросу определения платы за подключение при предоставлении технических условий и заключении договора на подключение на основании законодательства, действующего до момента вступления в силу ст. 23.2 Федерального закона от № «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) антимонопольный орган занял следующую позицию.

Поскольку механизм ценообразования на работы по присоединению вновь построенных газопроводов к действующим газопроводам до момента вступления в силу ст. 23.2 Закона о газоснабжении не подлежал государственному регулированию, размер платы по подключению, выполняемому в настоящий период на основании таких технических условий и заключенного договора подлежит определению на основании соглашения сторон. Размер выставленной ГРО платы может быть оспорен заявителем в судебном порядке.

Напомним, что ст. 23.2 закона о газоснабжении вступила в силу с 08 июня 2013 года. Она закрепила, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину подлежат государственному регулированию.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Ранее плата за подключение к сетям газоснабжения должна была определяться на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления.

  • Вопрос о возможности ГРО требовать у заявителя подписания запроса о предоставлении технических условий, направляемого в электронной форме, электронной цифровой подписью прокомментирован следующим образом.

Действующее законодательство не возлагает на заявителей при направлении ими в электронной форме запроса о предоставлении технических условий обязанность подписания такого запроса ЭЦП. Кроме того, физическое лицо не обязано иметь ЭЦП.

Требование ГРО о подписании направляемого в электронной форме запроса о представлении технических условий ЭЦП незаконно.

  • Рассмотрен вопрос о наличие у ГРО обязанности направить ответ на отказ заявителя от подписания проекта договора или протокол разногласий к нему в случае нарушения заявителем тридцатидневного срока направления таких документов.

Отмечено, что тридцатидневный срок, предоставленный Правилами для реализации заявителем права направления в ГРО отказа от подписания проекта договора или протокола разногласий к нему, не является пресекательным, и его нарушение не освобождает ГРО от обязанности направления ответа на возражения заявителя.

Между тем, учитывая, что через шестьдесят дней, исчисляемых с момента получения заявителем проекта договора при ненапралении им в ГРО подписанного проекта договора либо возражений на него, заявка на подключение аннулируется, направление заявителем подписанного проекта договора либо возражений на него за пределами указанного срока лишает ГРО возможности направить ответ заявителю, и такое бездействие не будет противоречить Правилам подключения.

  • По вопросу о том, входит ли плата за проведение пусконаладочных работ внутридомового газового оборудования в размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети отмечено следующее.

В силу п. 88 Правил подключения мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Следовательно, плата за проведение пусконаладочных работ внутридомового газового оборудования в пределах границ земельного участка заявителя в размер платы за подключение не входит.

Плата за подключение включает в себя плату за выполнение ГРО всех организационных и технических действий, включая оформление разрешения на строительство, проектирование, монтаж, врезку и пуск газа и оформление права собственности на газопровод за пределами границ земельного участка заявителя.

  • Рассмотрен вопрос о праве ГРО требовать в составе заявки на подключение ситуационного плана, который выдается уполномоченными органами исполнительной власти муниципальных образований.

Указано, что Правила подключения содержат единственное требование к предоставляемому заявителем ситуационному плану расположения земельного участка — он должен быть с привязкой к территории населенного пункта. Возвращение заявителю запроса о предоставлении технических условий без рассмотрения только по мотиву того, что заявителем не представлен ситуационный план, выданный уполномоченным органом, является неправомерным.

Ссылка на основную публикацию