Можно ли заключить договор задним числом с энергоснабжающей компанией?

Стоит ли заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями?

С 3 апреля собственники квартир получили право заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями. На самые злободневные вопросы ответили юристы и представитель управляющей организации.

Для чего это сделано?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО “СК Наружные Инженерные Коммуникации”:

“Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего. Одновременно, данные изменения объективно делают более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключают из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию.”

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний “ГОСТ”:

“Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой. Наоборот, мы еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95% – и это еще в лучшем случае. Всегда есть те потребители, которые не платят, – и деньги за них поставщикам ресурсов платим мы.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены “изымать” из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома. Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем.”

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.

Также переход поможет избежать “так любимой” для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация.”

Получится ли платить за коммуналку меньше?

venimo, ADE2010 / Depositphotos.com

“Нет, стоимость услуг при этом дешевле не станет – тарифы на услуги ЖКХ как росли в среднем на 4% по стране в год, так и будут расти. Зато у потребителя появится твердая уверенность, что его платежи ушли по назначению. Прямые договоры между жильцами и поставщиками ресурсов исключают посредника в лице управляющей компании, делая поставки коммунальных ресурсов и их оплаты более прозрачным для всех.

К тому же, при некачественно оказанных услугах, потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность монополиста. Если оплата идет через общую квитанцию, то “вычленять” некачественную услугу из оплаты становится сложнее.”

Как осуществить переход?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний “ГОСТ”:

“Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” (далее – Закон № 59-ФЗ).”

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО “СК Наружные Инженерные Коммуникации”:

“Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).”

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.”

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний “ГОСТ”:

“Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным “виновником” заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ около 250-300 млрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.”

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО “СК Наружные Инженерные Коммуникации”:

“Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).”

Что будет с должниками?

RasulovS / Depositphotos.com

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО “СК Наружные Инженерные Коммуникации”:

“Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд. Если сумма долга не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом (ст. 151 Гражданского процессуального кодекса). Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник.”

А если есть долг по общедомовому потреблению?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.”

Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО “СК Наружные Инженерные Коммуникации”:

“Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (п. 5 ст. 3 Закона № 59-ФЗ). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен. Денежные средства могут истребованы гражданами от управляющей компании в судебном порядке. Штраф возместит гражданам расходы при повторной оплате услуг ЖКХ напрямую поставщику коммунальных ресурсов.”

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

dpfoxfoto / Depositphotos.com

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний “ГОСТ”:

“Как в любом нововведении, в заключении прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным “платежкам” за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании. Именно управляющие компании до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие компании, по сути, являются тем самым “одним окном”, куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции “регулировщика” лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, они будут непосредственно с региональными “энерго…”, “водо…”, “тепло…”. А в новом законе остается не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Очевидно, что за то, что “вне дома”, отвечает поставщик ресурсов, а то, что “внутри дома” – на совести управляющей компании. Но с юридической точки зрения эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Могу предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов о, скажем, слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут “перекидываться” между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы “до границы дома” будут кивать на управляющие компании, чьи трубы “внутри дома” прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая компания, с которой они вправе требовать.

Читайте также:  Является ли обязательной замена счетчика электроэнергии?

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Но в действительности монополисты это саботируют под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу.”

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“Увеличение числа квитанций, и как следствие, проведение соответствующих расчетов в большем размере, а также необходимость проведения взысканий с неплательщиков должны привести к расширению штата ресурсоснабжающих организаций, а это значит, что и к возрастанию затрат предприятия. Возникает вопрос: каким образом будет производиться компенсация таких расходов? Не получится ли, что заложенные денежные средства на прокладку и ремонт коммуникаций направят на печать, изготовление квитанций и оплату труда юристов?

Законодатель также не разъяснил порядок и не указал, кто будет отвечать за готовность внутридомового хозяйства к отопительному сезону, а это важнейший вопрос.

Еще можно добавить, что в случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как до нововведений это делают управляющие организации.”

Какие перспективы у данного нововведения?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний “ГОСТ”:

“Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.”

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

“Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.”

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО “СК Наружные Инженерные Коммуникации”:

“Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.”

Разъяснения ФАС РФ “По вопросу заключения договора энергоснабжения с членами СНТ”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СНТ

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Закон об электроэнергетике), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее – Правила розничных рынков электрической энергии).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Пункт 61 Правил розничных рынков содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения:

1) отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

2) нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 62 Правил розничных рынков для заключения договора энергоснабжения заявитель направляет гарантирующему поставщику документы, подтверждающие выполнение необходимых для заключения указанного договора условий (далее – Условия):

1) присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;

2) обеспечение учета электрической энергии;

3) надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

При этом в соответствии со вторым абзацем пункта 62 Правил розничных рынков, при обращении потребителей физических лиц – членов садоводческих некоммерческих товариществ (далее – СНТ) к гарантирующему поставщику для заключения прямого договора энергоснабжения, в случае когда представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения Условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение Условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.

Учитывая положения части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, потребитель вправе обратиться в СНТ или сетевую организацию для получения документов, подтверждающих:

1) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям СНТ или сетевой организации;

2) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В случае нарушения СНТ или сетевой организацией обязанности по предоставлению указанных документов гарантирующий поставщик не вправе отказать потребителю в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 88 Правил розничных рынков Собственники жилых домов (коими могут являться члены СНТ) вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии и жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” (далее – Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в электроснабжении.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ член СНТ обязан:

– выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

– соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) и СНТ.

В случае если подобное решение не принималось, член СНТ вправе заключить прямой договор энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор с УК с оплатой услуг задним числом

Здравствуйте, УК вообще не должна рулить ситуацией, т.к. именно ТСЖ выбирает УК, если договор с ней не был заключен то Вы с ней не состоите в правоотношениях и заставить Вас вступить в эти правоотношения она также не может. Обратитесь по данному факту в органы прокуратуры.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ:

. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

Читайте также:  Законно ли в деревне отключили колонки?

3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

Можно ли заключить госконтракт «задним числом», включив в него уже оказанные услуги?

Может ли казенное учреждение заключить контракт по п. 22 ст. 93 ФЗ-44 (ед. источник) на управление многоквартирным домом, в котором имеются помещения, находящиеся в госсобственности, «задним числом»?

Заключение контракта осуществляется не конкурентным способом. Услуги уже оказаны.

Можем ли мы применить ч. 2 ст. 425 ГК РФ, распространив условия договора на отношения сторон, возникшие с 01.01.2017, и оплатить (вернее, возместить расходы) за фактически оказанные нам услуги по договору, заключенному в феврале 2018 года?

Заключение государственного контракта «задним числом» и включение в него положения, согласно которому условия контракта распространяются на отношения сторон, возникшие до его заключения, действующим законодательством о контрактной системе закупок не допускается.

В отсутствие контракта, который заключен с соблюдением порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ, фактическое выполнение работ или оказание услуг не подлежат оплате. Соответствующая позиция была выработана судами в период действия Закона № 94-ФЗ, в частности, при рассмотрении споров по взысканию в качестве неосновательного обогащения задолженности за подрядные работы, выполненные для государственных или муниципальных нужд (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 № 18045/12, от 04.06.2013 № 37/13).

Суды указывали, что в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, не подлежат возврату как неосновательное обогащение, если приобретатель докажет, что лицо, которое требует возврата имущества, знало об отсутствии обязательства. Подрядчик, выполняющий работы для государственного (муниципального) заказчика, не может не знать, что он действует без заключения контракта, т.е. при очевидном отсутствии обязательства.

Данный подход подтвержден п. 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165). Президиум ВАС РФ отметил, что в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

Государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 БК РФ).

По общему правилу гражданско-правовой договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). Стороны гражданско-правового договора, отношения между которыми фактически уже существовали, вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

Однако в государственный (муниципальный) контракт включать положение, согласно которому условия контракта распространяются на отношения сторон, возникшие до его заключения, не допускается. Этот вывод также следует из Писем Минэкономразвития России от 03.08.2015 № Д28и-2286, от 22.06.2015 № Д28и-1815, от 22.01.2015 № Д28и-118.

Вопрос о возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения рассмотрен так же в Письме Минэкономразвития России от 02.10.2015 № Д28и-2847, от 29.07.2015 № ОГ-Д28-10150: «Относительно возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 94 исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена»

Следует вывод: лицам, планирующим осуществлять выполнение работ, оказание услуг государственным и муниципальным заказчикам, не рекомендуется заключать с заказчиками договоры в порядке, который отличается от предусмотренного Законом № 44-ФЗ о контрактной системе закупок. Обязательным условием заключения государственного (муниципального) контракта является соблюдение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Для заказчика существует риск применения ответственности по ст. 7.30 КоАП РФ, а для поставщика – риск неполучения денег за оказанные услуги, выполненные работы, поставленный товар.

На вопрос отвечала:
В. А. Лексина,

vasiliybalanyuk

vasiliybalanyuk

Часто бывает, что стороны, подготовив проект договора приступают одновременно к двум стадиям – согласованию договора и его исполнению. Фактически, исполнение договора может окончиться, тогда как сам договор все еще не подписан. И в таком случае возникает масса нюансов – произошла ли оплата, кто будет нести ответственность за качество оказанных услуг, возможно ли применение неустоек, предусмотренных по договору, примет ли налоговая такие расходы и так далее.

Согласно ныне действующей налоговой политике, отношения между сторонами должны быть оформлены договором. При отсутствии договора налоговым органом могут быть не приняты оказанные услуги в качестве расходов, соответственно, это влечет отказ в возмещении НДС, отказ в подтверждении расходов, отказ в подтверждении налоговой базы, – в зависимости от налогового режима.

Обычно стороны делаю следующим образом: уже после оказания услуг и произведения оплаты наконец-то приходят к консенсусу и подписывают договор «задним» числом. Но это неправильно. Если одна из сторон начнет злоупотреблять своим правом, и произойдет ситуация, которую будет необходимо разрешить в суде, то положения договора отношения сторон распространяться не будут.

Признавать договор заключенным в фактическую дату его подписания и неважно, что там стороны понаписали в самом договоре, – такую позицию выработал арбитражный суд сейчас. Раньше, действительно, можно было подписывать «задним» договоры и всю документацию. Но сейчас суды уделяют большее внимание преддоговорным отношениям, спорам, возникшим в связи с заключением договора. Так, арбитражные с особой тщательностью исследуют доказательства, предъявляемые стороной, оспаривающей факт заключения договора в дату, стоящую на нем. К таким доказательствам могут быть отнесены: преддоговорная переписка сторон (в том числе, в электронном виде), документы, подтверждающие отправку оригиналов договора посредством почты (бланки описи вложенного в письмо, почтовые уведомления, сопроводительные письма), бухгалтерские документы, платежные поручения и указания в них на дату оплаты и основание оплаты (нередко стороны пишут «за услуги такие-то», хотя следует писать «по договору такому-то и счету такому-то»). В совокупности указанные доказательства могут свидетельствовать, что договор действительно был подписан «задним числом», а значит, начал свое действие в дату фактического подписания.

Так как же узаконить отношения, имеющие действие в прошлом? Выходов два и оба они связаны с ретроспективой.

Договор обратной силы

Согласно действующему законодательству, договор вступает в силу в момент получения акцепта оферентом, то есть стороной, сделавшей предложение заключить договор. Однако положения закона также гарантируют право хозяйствующим субъектам свободы договора. То есть, стороны свободны в заключении договора и выборе их условий, главное, чтобы положения договора соответствовали закону и не противоречили воле одной из сторон. Кроме того, ч.2 ст. 425 ГК РФ предусматривает возможность применения условий договора на фактические отношения, сложившиеся между сторонами до заключения договора. Здесь главное, что отношения фактически были до момента заключения договора и этому есть доказательства (письменные), потому как в случае отказа одной из сторон от каких-либо отношений без договора, положения ч. 2 ст. 425 ГК РФ работать не будут.

Здесь важно отметить, что ретроспектива не может быть бесконечной. Важно указать, какой период до заключения договора регулируется его положениями.

Таким образом, ввести в правовое поле заключенного договора отношения, сложившиеся до его подписания, можно добавив ретроспективную ссылку, следующего, например, вида: «Положения настоящего договора распространяются на отношения сторон, возникшие до его заключения согласно ч. 2 ст. 425 ГК РФ, начиная с …». Таким образом, договор имеет ретроактивную силу, и регулирует отношения возникшие как до его фактического заключения, так и после – до окончания срока его действия.

Возникает также вопрос, а можно ли применить разные условия к отношениям, сложившимся до и после заключения договора. Да, можно, – положение о свободе заключения договора позволяет. Например, стоимость услуг до заключения договора составляла 1 000 рублей в месяц а после заключения договора составит 10 000 рублей в неделю. Предположим, договор заключен в апреле текущего года, а отношения начались с февраля. Ретроактивную силу договора и распространение разных условий можно выразить следующим образом: «Положения настоящего договора распространяются на отношения сторон, возникшие до его заключения согласно ч. 2 ст. 425 ГК РФ, начиная с 01 февраля 2013 года. Стоимость услуг в период с 01.02.2013 по 01.04.2013 составляет 1 000 рублей в месяц, всего 2 000 рублей; стоимость услуг с 01.02.2013 составляет 10 000 рублей в месяц».

Еще один важный момент: положение о неустойке должно быть прописано отдельно. Дело в том, что неустойка — это способ обеспечения обязательства, который должен быть согласован сторонами в письменном виде. Это вроде как отдельный договор, включенный в текст основного договора. Стало быть, без указания на распространение соглашения о неустойке на отношения, действующие до заключения договора, такое положение ретроактивной силы иметь не будет.

Так, например, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» суд указал: «достижение сторонами соглашения о применении к их отношениям, сложившимся до заключения договора, условий об обязанности арендатора по внесению арендной платы и возмещению арендодателю расходов по уборке прилегающей к арендуемому зданию территории свидетельствует только о согласии арендатора оплатить фактическое использование им здания и расходы, понесенные арендодателем в этот период на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у ответчика ранее заключения самого договора». То есть, нет обязанности, нет неустойки – способа обеспечения обязательства.

Чтобы включить в период начисления неустойки период до заключения договора, необходимо об этом прямо указать в договоре: «Положения настоящего договора, касающиеся неустойки распространяются также и на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора».

Это соглашение, регулирующее отношения, сложившиеся в прошлом. В таком соглашении можно точно указать, какие обязательства были у сторон, какие суммы подлежат перечислению, какие услуги были заказаны, какие фактически были оказаны, а также любые иные условия.

Особых правил по составлению такого документа нет. Он будет узаконивать отношения сторон, возникшие до момента подписания договора, и не будет составлять разногласий по сроку действия договора, а также уберет из его текста лишние положения. Главное указать срок его действия и фактическую дату подписания. Текст договора должен ясно отражать действительность: он заключен уже после того, как услуги были оказаны.

Заключение прямого договора с Мосэнергосбытом

В связи с участившимися случаями недобросовестного начисления платы за потреблённые энергоресурсы со стороны ТСЖ и управляющих компаний с 2018 года вступил в силу новый закон, позволяющий собственникам жилых помещений напрямую заключать договоры с энергоснабжающими компаниями.

Вы получите:

Закажите карту сейчас и мы бесплатно доставим ее Вам завтра

Многие граждане хотят заключить прямой договор с “Мосэнергосбытом”, но не знают правил проведения процедуры. Поэтому в данном обзоре Вы подробно ознакомитесь со всеми нюансами и поэтапным оформлением договорных отношений.

Что нужно для заключения договора с “Мосэнергосбытом” напрямую

До вступления в силу 59-ФЗ от 03.04.2018 все платежи по электроэнергии, водоснабжению, отоплению и вывозу твёрдых коммунальных отходов должны были начислять управляющие компании. Часто возникали спорные ситуации, когда суммы в квитанциях были завышены или ТСЖ получала деньги в счёт оплаты от жильцов, но не перечисляла их энергоснабжающей компании. Вследствие таких действий потребители числились в должниках, а управляющая компания вскоре объявляла себя банкротом.

С 2018 года граждане могут заключить прямой договор с поставщиком ресурсов, тем самым минуя посредника в виде управляющей компании, ТСЖ или ЖЭУ. Но у большинства граждан возникает вопрос: как заключить прямой договор с “Мосэнергосбытом”?

Существуют несколько вариантов. Например, если УК задолжала поставщику деньги за поставленные ресурсы за два месяца, то последний вправе подать на неё в суд. После того, как дело будет выиграно, договора с жильцами считаются расторгнутыми. В этом случае “Мосэнергосбыт” напрямую высылает квитанции об оплате и с этого времени считается, что заключён индивидуальный договор с каждым жильцом.

Если решение о перезаключении договорных отношений принимают сами жильцы, то в первую очередь необходимо организовать собрание собственников жилья и большинством голосов принять решение в пользу заключения индивидуальных договорных отношений с “Мосэнергосбытом”.

Если речь идёт о садовых и огороднических товариществах, то процедура принятия решения будет такой же, но вместо квартиры нужно в согласии написать номер участка.

После проведения собрания копии протокола направляются в управляющую компанию с заявлением о расторжении договора и в “Мосэнергосбыт”. После получения одобрения от энергоснабжающей компании жильцам не нужно заключать индивидуальные договоры, так как одобренный документ будет выложен на сайте организации и считаться публичным, а значит не требующим подписания.

Установить счётчик электроэнергии на опоре линии электропередачи

Этот шаг необходим садовым и огородническим хозяйствам, принявшим решение о заключении прямого договора с “Мосэнергосбытом”. Расходы на установку приборов ложатся на потребителя. При этом установка может производиться сторонними организациями, имеющими допуск к проведению подобного рода работ на электросетях. А вот акт допуска в эксплуатацию выдаёт только энергосбытовая компания.

Обратиться в ближайший офис по работе с клиентами ПАО “МОЭСК”

После проведения собрания и установки приборов учёта на границе участка собственникам необходимо обратиться в ближайший офис “Мосэнергосбыта” для заключения прямого договора.

Узнать адрес ближайшего отделения можно по телефону горячей линии 8(499) 550-9-550. Звонить можно в будни с 8:30 до 20:30. А также на сайте “Мосэнергосбыта” указаны адреса территориальных отделений.

Пакет необходимых документов

Для заключения индивидуального договора с “Мосэнергосбытом” необходимо направить в его адрес полный пакет документов. Список разный и зависит от обслуживаемого объекта.

Для садоводческого некоммерческого товарищества:

  1. Акт о проведении техприсоединения.
  2. Акт разграничения границ балансовой принадлежности.
  3. Акт эксплуатационной ответственности.
  4. Протокол решения собственников.
  5. Документ права собственности земельного участка и на дом, который должен значиться как жилой

Бланки актов можно получить в “Мосэнергосбыте”, где специалист также пояснит, как правильно их оформлять.

Для жителей многоквартирного дома достаточно направить протокол собрания собственников.

Для граждан, проживающих в ИЖС:

  1. Акт техприсоединения.
  2. Акт разграничения балансовой принадлежности.
  3. Акт допуска в эксплуатацию.
  4. Копия паспорта собственника жилья.
  5. Документ, подтверждающий право собственности на землю и жильё.

Произвести оплату по договору

После перехода на прямые договора с “Мосэнергосбытом” долги по коммунальным платежам не аннулируются. Просто с даты перехода собственник должен производить оплату уже на счета “Мосэнергосбыта”, а до этой даты — управляющей компании. Соответственно, долг прошлых периодов будет значиться в бухгалтерии УК.

Если при заключении прямого договора потребовалась установка приборов учёта, то необходимо произвести оплату услуг “Мосэнергосбыта”. Обычно сперва оплачиваются работы, а затем на место выезжает специалист и проводит все необходимые подключения.

Установка счётчиков в обязательном порядке требуется СНТ. “Мосэнергосбыт” выдвигает свои условия к оборудованию:

  • присутствует ящик для электросчётчика с окошком;
  • есть заземление ящика и крышки;
  • провода убраны в гофру.

Сделать пломбировку счётчика

Все приборы учёта должны быть установлены в соответствии с нормативами, а также не должна быть нарушена целостность пломбировки. При переходе на прямые договоры с “Мосэнергосбытом” многоквартирных домов счётчики уже имеют пломбы с оттиском компании. Поэтому дополнительных действий не требуется.

Обычно установка приборов учёта нужна в частных домах, которые недавно были построены и требуют подключения к энергосетям. В этом случае вызывается электрик из “Мосэнергосбыта”, который проводит установку электросчётчика и его опломбировку.

Особенности заключения договора напрямую с “Мосэнергосбытом”

Если Вы решили подписать индивидуальный договор с энергосбытовой организацией, то необходимо учитывать некоторые нюансы, связанные с видом недвижимого имущества:

  • квартира в многоквартирном доме;
  • новостройка;
  • садовое или огородническое товарищество;
  • нежилое помещение.

Рассмотрим более подробно нюансы подачи документов для заключения прямого договора с “Мосэнергосбытом”.

Для квартиры

Бывают случаи, когда один или несколько жильцов многоквартирного дома изъявляют желание заключить прямой договор с “Мосэнергосбытом”, при этом квитанции об оплате за электричество поступают от ТСЖ или управляющей компании. Здесь стоит отметить, что ни один поставщик энергоресурсов не будет заключать индивидуальный договор с отдельными квартирами в многоквартирном доме. Необходимо, чтобы весь недвижимый объект перешёл на баланс энергосбытовой организации.

Для многоквартирного дома

У большинства граждан возникает вопрос о том, как заключить прямой договор с “Мосэнергосбытом” в многоквартирном доме. Необходимо в первую очередь провести собрание собственников.

При этом подсчёт голосов идёт не по количеству проголосовавших, а по их доле в помещении. То есть нужно набрать не менее 50% от общей площади всего дома.

Необходимый пакет состоит из следующих документов:

  1. Согласие жильца. Оформляется на каждого голосующего отдельно. В нём указываются персональные данные собственника, количество квадратных метров жилья и номер квартиры. При этом если у одного объекта несколько владельцев, то необходимо рассчитать долю, которой каждый из них владеет. Например, площадь квартиры составляет 48 кв. м., а собственников двое и доля каждого равна ½. В этом случае каждый голосует долей, равной 24 кв. м. Обязательными пунктами Согласия являются: адрес дома, вопрос о назначении председателя и секретаря собрания, непосредственно вопрос о заключении прямого договора с “Мосэнергосбытом”, дата перехода на прямые договорные отношения и внесение изменений в действующий договор.
  2. Список всех собственников многоквартирного дома. В строке должны быть указаны следующие данные: фамилия, имя и отчество, номер квартиры, способ вручения сообщения и подпись жильца.
  3. Протокол собрания. В нём подсчитываются все голоса, указывается дата проведения собрания и подсчёта (они должны быть разными). Подписи должны ставить председатель и секретарь комиссии.

Для новостройки

Сложность заключения прямого договора с “Мосэнергосбытом” после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию заключается в том, что большая часть квартир ещё не оформлена в собственность. Это значит, что провести собрание жильцов не удастся. В такой ситуации застройщик после ввода в эксплуатацию в течение 5 дней на своё усмотрение заключает договор на три месяца с любой управляющей компанией.

Помимо этого, в течение 20 дней после ввода в эксплуатацию объявляется конкурс по выбору управляющей компании. После его завершения в течение 10 дней всех собственников оповещают о новой УК. После этого управляющая компания заключает с каждым жильцом договор обслуживания.

Если необходимо перейти на прямые договоры с “Мосэнергосбытом”, то проводить собрание собственников МКД нужно после завершения конкурса.

Для нежилого помещения

Часто вопросы о заключении прямого договора с “Мосэнергосбытом” возникают у арендаторов помещений в МКД. Для оформления договорных отношений потребуется:

  1. Установить оборудование, считывающее потребляемое электричество. Монтажные работы должен проводить специалист от компании поставщика, так как он пломбирует счётчик и выдаёт документы.
  2. Предоставить в “Мосэнергосбыт” акты ввода в эксплуатацию, техприсоединения и о разграничении балансовой принадлежности. Помимо этого, потребуется предоставить документы, подтверждающие личность владельца организации (юр. лица), устав компании, свидетельство о постановки на налоговый учёт.
  3. Написать заявление на заключение прямого договора.

Справка! Рассчитать стоимость услуг в зависимости от присоединяемой мощности в “Мосэнергосбыте”, а также скачать бланки заявлений можно на официальном сайте “Технологическое присоединение”.

Если Вы уже заключили прямой договор, то мы просим поделиться своим опытом и рассказать другим пользователям о нюансах оформления пакета документов. Ваше мнение очень важно для “Мосэнергосбыта”, так как на его основе может быть улучшен сервис, а другие потребители смогут ознакомиться с отзывами и узнать о том, как им действовать в подобной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
×
×