Является ли продажа квартиры родителей ухудшением жилищных условий сотрудника МЧС?

Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: 8 (800) 600-3617 .
  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Права и обязанности людей? снимающих помещение? подробно описаны в статье.

По https://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/zashhita-ot-moshennichestva.html ссылке находится материал который поможет вам проверять чистоту сделки купли квартиры.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.

После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как получить квартиру сотруднику МЧС в 2022 году

Сотрудники МЧС относятся к категории льготников. Также на них распространяются привилегии, положенные военнослужащим, в том числе по части обеспечения жильем. На законодательном уровне данные вопросы регулируют:

  1. ФЗ № 283 от 30.12.2012 — соцгарантии работникам МЧС.
  2. ФЗ № 76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих».
  3. Правительственное Постановление № 217 от 16.03.2013 — правила предоставления жилплощади из числа специализированного жилищного фонда.

Стандартно МЧС на определенных условиях обеспечивает своих сотрудников временным либо постоянным жильем, а также дает им возможность воспользоваться субсидией.

Названые льготы распространяются на военнослужащих, сотрудников ФПС, спасателей МЧС РФ (содержание которых производится за счет федерального бюджета). Главное условие — признание данной категории работников нуждающимися в жилых помещениях.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Гражданские служащие МЧС решают жилищные вопросы в органах местного самоуправления.

Статус жилплощадиПорядок и условия предоставления
СлужебнаяВыделяется только на период службы с учетом количества членов семьи сотрудника МЧС.

Данный тип жилья не приватизируется и сдается по окончании службы

Жилье по договору соцнаймаПредоставляется:

только тем, кто встал на учет как нуждающийся в жилых помещениях до 01.03.2005;

уволившимся лицам, которые обрели право на получение квартиры от государства

Жилплощадь, обретенную по договору соцнайма, можно будет приватизировать общим порядком

Собственная квартираПоложена по закону только отдельным лицам со стажем не менее 10 лет.

Выдается по решению уполномоченного должностного лица МЧС

Если сотрудник МЧС отказался от обеспечения жилплощадью, он вправе оформить единовременную субсидию (в виде сертификата). Калькуляция суммы к выплате производится с учетом состава семьи.

Военную ипотеку вправе оформить сотрудник НИС (накопительной ипотечной системы) тем же порядком, что и для военнослужащих. Обязательное условие — сотрудник должен числиться в реестре не менее 3 лет и продолжать служить (приказ МЧС РФ № 535 от 14.09.2009 с изменениями согласно распоряжению МЧС № 223 от 04.05.2011). Наличие жилплощади по договору соцнайма либо в собственности при этом ни на что не влияет.

Экспертное пояснение к вопросу об улучшении жилищных условий сотрудников МЧС

Как известно, с 2017 г. активно реализуются директивы Приказа МЧС РФ № 535 от 14.09.2009. Правовой акт предусматривает ряд мер по улучшению жилищных условий для личного состава МЧС. Сотрудники для этих целей могут использовать разные способы. К примеру, воспользоваться субсидиями, единовременными соцвыплатами на покупку (строительство) собственного жилья. Глава ведомства В. А. Пучков отметил, что для финансирования в этом направлении задействуют и дополнительные лимиты.

В министерстве обратили внимание также на то, что следует регулярно осведомлять личный состав обо всех происходящих изменениях, принятых решениях по части улучшения жилищных условий. Всестороннюю информацию можно получать на сайтах региональных органов МЧС. Прежде всего речь идет об очередниках, которые включены в списки нуждающихся в жилых помещениях. Также опубликованию подлежат сведения, касающиеся работы, проводимой жилищными подкомиссиями.

Условия получения жилплощади сотрудником МЧС

Установленный законодательством общий регламент по метражу одинаково распространяется на получателей любого типа жилья: как собственного, так и по договору соцнайма.

Основные нормы метражаНормы дополнительного метража
Стандарт:

на человека — 33 кв. м.;

на двух супругов — 42 кв. м.;

на семью из трех и более человек — с расчетом по 18 кв. м. на каждого члена семьи

Дополнительный метраж составляет 15 кв. м., на него вправе претендовать сотрудники МЧС:

в звании не ниже полковника

(а также получившие данное звание при увольнении);

с ученым званием и степенью

(в том числе при присвоении их при увольнении)

Если сотрудник имеет право на дополнительные квадратные метры по ряду приведенных выше оснований, то размер площади не суммируется

Речь идет о нуждающихся сотрудниках с 10-летним стажем либо отдельных лиц, которые без учета требуемого стажа, но на определенных условиях вправе обрести жилье. К обязательным условиям относят:

  • отсутствие какой-либо жилплощади (собственной, по договору соцнайма);
  • недостаток метража (менее 15 кв. м. на члена семьи);
  • проживание в коммуналке либо общежитии;
  • несоответствие помещения требуемым стандартам жилого помещения, необходимым для нормального проживания;
  • иные стесняющие факторы (например, невозможность совместного проживания с тяжело больным).

Право на жилплощадь сохраняется и за уволенными пенсионерами, состоящими в очереди нуждающихся.

Жилье в ипотеку для сотрудника МЧС

Военная ипотека позволяет приобретать сотрудникам МЧС практически любое собственное жилье без ограничений, в том числе вместе с прилегающим земельным участком. Обретенная через куплю—продажу недвижимость оформляется в собственность, но находится под залогом у банка до тех пор, пока заемщик не выплатит весь кредит.

Для того, чтобы воспользоваться ипотечным кредитованием, следует на добровольной основе вступить в НИС. Для этого подается рапорт, который регистрируется надлежащим образом. Далее на имя данного сотрудника открывается счет для ежемесячного начисления денег.

Накопления можно будет использовать только по прошествии 3 лет службы. Стандартно ипотеку получают с 21 года, т. к. ранее сделать это нельзя, а выплачивают максимум при достижении 45—летия, но не позже.

Распространенные ошибки при выделении жилья сотруднику МЧС

Описание ошибкиПравка
Воспользоваться полученным сертификатом (субсидией) можно в любое время и только для приобретения одной квартирыПозиция неточная.

Выданный сертификат действителен 2 месяца.

Его владелец вправе оформить по нему более одной квартиры.

Для этого необходимо:

получить согласие остальных членов семьи;

предоставить банку имеющиеся договора о всех сделках по приобретенной недвижимости сразу

Пример 1. Отказ в предоставлении служебного жилья

Сотрудник МЧС прописан у отца, который является ее собственником квартиры. Указанное жилье находится в городе Н., где он проходит службу. Помимо него и отца в квартире прописаны еще несколько человек. На каждого жильца приходится по 11 кв. м., что меньше учетной нормы.

Служебное жилье сотруднику МЧС не выделят, т. к. он не признается нуждающимся в служебном жилье. Он — член семьи собственника (отца), жилплощадью по месту службы обеспечен (ЖК РФ, ст. 99, п.2).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: У родителей сотрудника МЧС имеется собственное жилье. Могут ли из-за этого ему отказать в единовременном субсидировании для покупки недвижимости?

Фактически могут. Но данное решение можно оспорить, т. к. речь идет о приобретении жилья самим сотрудником МЧС, а не его членами семьи. К тому же если родственники, имеющие свою квартиру, с ним не проживают, то отказать в предоставлении единовременной соцвыплаты комиссия не вправе.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Ухудшение жилищных условий

В связи с ростом цен на недвижимость, снижением дохода населения, многие российские граждане пытаются получить недвижимое имущество на условиях социального найма с последующей приватизации или без нее.

Как известно, постановка на учет нуждающихся в жилье возможна при необеспеченности семьи учетной нормой жилья на человека с условием, что семья является малоимущей. Также отдельные жилые помещения полагаются гражданам с некоторыми тяжелыми хроническими заболеваниями.

Стоит отметить, что совершение действий, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий влечет отсрочку в постановке на учет на 5 лет.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жилищными условиями, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Что является ухудшением жилищных условий?

В федеральном законодательстве четко не определены действия, которые считаются ухудшением условий жизни.

Однако, жилищным законодательством установлено, что это действия, которые могут повлечь признание лица и членов его семьи претендующими на получение жилья.

Каждый регион принимает собственный закон об улучшении условий жизни, где указываются и действия, которые ухудшают жилищные условия, а также действия которые таковыми не являются.

Для примера рассмотрим законодательство Москвы относительно ухудшающих условия жизни действий.

Так в настоящее время действует Закон города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Действиями ухудшающими жилищные условия по законодательству Москвы являются:

  1. изменение порядка использования жилых помещений путем заключения сделок;
  2. обмен жилым недвижимым имуществом;
  3. невыполнение условий сделок об использовании жилого недвижимого имущества, повлекшее выселение граждан через суд;
  4. изменение состава семьи, в том числе вследствие развода;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилого недвижимого имущества;
  7. продажа или дарение имеющегося в собственности лиц и членов их семей жилого недвижимого имущества или частей помещения.

Однако, существуют действия, которые не влекут ухудшение жилых условий по законодательству Москвы:

  1. вселение несовершеннолетних детей по месту проживания отца или матери;
  2. вселение мужа или жены, нетрудоспособных родителей, иных лиц в недвижимое имущество в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилой учет в г.Москве;
  3. прекращение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения её получателю;
  4. признание сделки с недвижимым имуществом жилого назначения недействительной через суд;
  5. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
    1. имели по предыдущему месту жительства в г.Москве самостоятельным правом пользования недвижимым имуществом, признанным непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
    2. безвозмездно передали жилое недвижимое имущество по прежнему месту жительства в г.Москве органам государственной власти г.Москвы;
  6. отказ дарителя от исполнения договора дарения, отказ от принятия дара одаряемым.

Конечно, с некоторыми условиями можно было поспорить, например, с условием об изменении состава семьи, в том числе с разводом. Получается, что пока лицо состоит на учете на улучшение жилых условий жизни, оно не имеет права расторгнуть брак.

Однако, по российскому законодательству никто не может быть ограничен в личных неимущественных правах. Выходит, что данная норма противоречит федеральному законодательству. Однако, сведений о признании указанной нормы таковой не имеется.

Ухудшение жилищных условий ребенка

Чаще всего данное понятие используется, когда несовершеннолетний является хозяином квартиры или доли в ней и родители намереваются продать долю ребенка, выделив ему меньшую по площади долю.

Важно! Однако, для того, чтобы продать недвижимое имущество ребенка, необходимо разрешение органов опеки и попечительства.

Естественно, что при таких условиях разрешение на продажу органы опеки не дадут. Необходимо выделение аналогичной по площади доли в ином недвижимом имуществе или внесение денежных средств соразмерно стоимости его доли на счет, который будет открыт на имя ребенка.

Также указанное понятие может быть использовано при семейных спорах об определении места проживания ребенка с иным родителем, когда фактически ребенок попадает в условия менее пригодные для его проживания и которые бы удовлетворяли все его потребности.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Действия, которые могут повлечь ухудшение жилых условий жизни военнослужащих устанавливаются Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280

“О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений”.

Данные действия почти идентичны действиям, которые влекут ухудшение условий жизни по законодательству Москвы.

Так, военнослужащие не могут быть признаны претендующими на улучшение жилых условий жизни ранее прошествия пяти лет после произведения ими действий по намеренному ухудшению жилых условий жизни, вследствие которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее учетной нормы площади жилого недвижимого имущества, в том числе связанных с изменением порядка использования жилых помещений, обменом недвижимого имущества, неисполнением условий сделки социального найма жилого недвижимого имущества, развода, выделением доли жилых помещений собственниками, продажа, дарение недвижимого жилого имущества или их частей.

Действия, не влекущие ухудшение жилищных условий, также во многом совпадают с действиями установленными законодательством Москвы.

Так, не относятся к действиям по намеренному ухудшению жилых условий жизни:

  1. вселение военнослужащими в недвижимое жилое имущество супругов, детей и через суд – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их прописка по адресу воинской части, в которой военнослужащие осуществляют военную службу, если до вселения или прописки по адресу воинской части перечисленные лица:
    1. не владели недвижимым жилым имуществом на праве пользования или на праве собственности;
    2. имели право использования недвижимым жилым имуществом или являлись собственниками жилой недвижимости, которые в у были объявлены непригодными для жительства;
    3. произвели действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту осуществления военнослужащими военной службы при регистрации с ними брака;
    4. осуществили действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их матерью или отцом (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  2. прекращение по инициативе получателя ренты договора ренты недвижимого жилого имущества, совершенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этой недвижимости;
  3. объявление сделки с недвижимым жилым имуществом недействительной через суд, в результате чего военнослужащие и (или) члены их семей прекратили право использования жилой недвижимостью или собственности на помещение жилого назначения.

Таким образом, видно, что положения законодательства во многом схожи, но имеются и различия и нюансы.

Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?

Напомним, что действиями по ухудшению жилых условий жизни являются действия, которые могут привести к постановке на учет в качестве претендующих на получение жилья.

Вследствие приватизации, вы получаете дополнительную жилую площадь и чаще всего уже не можете быть поставлены на учет в качестве указанных лиц. Поэтому приватизация не является действием, ухудшающим жилые условия жизни.

Однако, получая дополнительные метры, вы утрачиваете право состоять на учете.

Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?

В каждом регионе устанавливаются действия, которые влекут и не влекут ухудшение жилых условий жизни. По законодательству Москвы регистрация супруга не относится к действиям, ухудшающим жилые условия.

Могу предположить, что в регионах приблизительно схожее законодательство и в вашем регионе данные действия также не будут считаться ухудшением условий жизни.

Важно! Однако, нужно удостоверится в этом и посмотреть региональное жилищное законодательство.

Итак, в настоящей публикации мы разобрали что считается ухудшением жилых условий и какие действия к этому относятся по законодательству Москвы и наоборот, изучили вопросы ухудшения жилищных условий ребенка и военнослужащих, попытались понять является ли приватизация и регистрация супруга ухудшением условий жизни.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Проблемы с жильем можно решить разными способами, одним из которых является постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как у многих людей есть нормальное жилье, и оно вполне подходит для комфортного проживания, у них возникает идея сознательно ухудшить жилищные условия для того, чтобы получить квартиру получше. Насколько это реально и какие есть особенности у данной процедуры – читайте в этой статье.

Понятие намеренного ухудшения

Намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий кратко описано в ст.53 Жилищного Кодекса РФ. В основе лежит желание получить более комфортное жилье за счет государства. Так, например, если стать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно претендовать на новую квартиру по договору социального найма. А потом ее можно без особых проблем приватизировать по закону.

В то же время, рассматривается именно намеренное ухудшение условий с целью стать на учет. К сожалению, в законодательстве нет четкого описания того, что именно может считаться (или не может считаться) намеренным ухудшением жилищных условий. Этот элемент отдан на откуп местному законодательству в каждом отдельном регионе.

На практике, если ситуация четко нигде не описана, то конечное решение принимается в индивидуальном порядке. Иногда – на этапе обращения в местную администрацию с целью постановки на учет, но чаще всего – в суде.

Основной и важный элемент, являющийся подтверждением ухудшения гражданами своих жилищных условий – это намерение/умысел. Одно дело, если человек по определенным причинам (свадьба, рождение ребенка и так далее) прописывает в своей квартире других людей (жену, ребенка и так далее) и совсем другое, если собственник квартиры специально прописывает в своем жилье всех, до кого только может дотянутся.

В первом случае человек получает право на улучшение жилищных условий, так как ухудшение произошло по вполне логичным причинам (проживание вместе с женой, рождение ребенка, которого тоже нужно прописать и так далее). Во втором случае такие действия могут расцениваться как сознательное ухудшение жилищных условий со всеми вытекающими отсюда последствиями (о последствиях см.ниже).

Способы ухудшения жилищных условий

Основные способы ухудшения условий жизни, которые могут быть признаны умышленными при постановке на учет для получения жилья:

  • Изменение статуса недвижимости. В частности – превращение жилья в нежилое помещение. Это явно сознательное действие. Если владельцу больше негде жить, то может рассматриваться как умышленное ухудшение условий.
  • Уменьшение жилой площади недвижимости. Это может быть, например, превращение зала или спальни в большую кладовку или гардеробную. Подобных вариантов может быть множество, однако они крайне редко рассматриваются как ухудшение условий проживания и, что в данном контексте более важно, такие действия и не являются, фактически, ухудшением. Дело в том, что сейчас при определении площади жилья, приходящегося на каждого из прописанных лиц, используется не жилая, а общая площадь квартиры. Таким образом, администрации будет все равно, как используются помещения и какой они имеют статус до тех пор, пока недвижимость остается жилой.
  • Отказ от заключения договора социального найма. Некоторые лица уже даже после постановки на учет хотят получить не просто какое-то жилье, а очень хорошую квартиру. Как следствие, они могут отказаться заключать договор социального найма, если предложенная квартира их не устраивает. Такие действия считаются умышленными и не дают права требовать чего-то лучшего.
  • Нарушение условий договора социального найма или нарушение условий проживания в квартире. Чаще всего в таких ситуациях подразумевается неоплата коммунальных услуг на протяжении долгого срока (от нескольких месяцев до нескольких лет). В результате владелец/жилец квартиры будет выселен из занимаемой им недвижимости при расторжении договора социального найма в одностороннем порядке или при аресте квартиры. Оба варианта действий также являются умышленными. Исключение составляют ситуации, когда человеку действительно нечем платить за коммуналку и он может это доказать.
  • Прописка новых жильцов. Это самая распространенная и спорная схема. С одной стороны, нельзя назвать умышленными действия, когда собственник квартиры прописывает своих родителей, родственников, жену, ребенка и так далее. Особенно если им больше негде жить. С другой стороны, чаще всего для намеренного ухудшения жилищных условий используется именно эта схема: собираются все доступные родственники и прописываются в одной квартире. Так как количество занимаемой площади будет меньше любой нормы, появляется возможность стать на учет. Подобные ситуации обычно рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, в некоторых регионах действуют строгие правила, определяющие, вселение каких лиц и при каких условиях является умышленным или неумышленным действием.
  • Жилья или его продажа с получением квартиры меньшей площади. Самый простой пример: продажа двухкомнатной квартиры с последующим приобретением однокомнатной. Формально – жилищные условия ухудшились, но фактически человек пошел на такую сделку сам, а значит все сделал умышленно. Исключение делается только для отдельных ситуаций, когда продажа была вынужденным шагом.

Ухудшение жилищных условий:

Каждая ситуация с преднамеренным ухудшением жилищных условий может рассматриваться индивидуально, ведь обстоятельства могут быть очень отличающимися друг от друга. Ниже приведено несколько самых распространенных вариантов.

Несовершеннолетнего ребенка

Специально ухудшить условия жизни ребенка – очень сложная задача. За этим следят органы опеки. Так, например, не получится без их разрешения продать жилье, выписать ребенка и, в некоторых случаях, вписать нового жилья без веских на то оснований. Как следствие, проблемы именно с детьми возникают крайне редко.

Военнослужащих

При постановке на учет для получения ЕСВ (единовременных социальных выплат) военным также нередко возникают проблемы. К счастью, в данном случае следует опираться на приказ Министерства Обороны №1280. В нем достаточно детально описано все, что может или не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Считается намеренным ухудшением:

  • Продажа или обмен квартиры, в результате чего площадь каждого из прописанных лиц падает ниже установленной нормы.
  • Специальная неуплата коммунальных услуг, порча общедомового имущества и другие антисоциальные действия, в результате которых возникает угроза выселения жильца.
  • Заключение фиктивного брака с последующей регистрацией «супруги/супруга» в квартире для постановки на учет.
  • Специальное расторжение брака с выделением долей в квартире бывшей супруге/супругу и детям. Предполагается именно фиктивный вариант, а не выполнение подобных действий по решению суда или в соответствии с условиями ранее заключенного брачного контракта (последнее – под вопросом, может быть рассмотрено и как фиктивный брак с сознательным заключением изначально невыгодного брачного контракта).

Не считается намеренным ухудшением:

  • Регистрация ребенка или второго супруга.
  • Отсутствие места для проживания (фактическое отсутствие квартиры по уважительным причинам).
  • Проблемы с жильем по причинам, которые не зависят от заявителя (дом с предыдущей квартирой признан аварийным, был уничтожен и так далее.

Молодых семей

Существует специальная государственная программа, позволяющая молодым семьям (возраст до 35 лет) получить квартиру на льготных условиях (меньше ставка по кредиту, погашение части долга государством и так далее). Важная особенность – молодая семья должна действительно нуждаться в жилье. По этой причине некоторые родители сознательно идут на различные махинации, чтобы показать, что дети действительно нуждаются в квартире. Это может быть, например, аннулированная прописка мужа или жены, регистрация в квартире родителей других родственников и так далее.

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий:

Выделяются некоторые намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, которые могут стать причиной для постановки на учет. Рассмотрим их подробнее.

Развод

После развода в квартире, где обитала семья, обычно остается тот человек, которому это жилье принадлежало до брака. Исключение составляют ситуации, при которых квартиру приходится делить или продавать с последующим разделом вырученной суммы. В данной ситуации все очень индивидуально.

Так, например, если семья действительно распалась и супруг/супруга не имеет места для проживания, он/она получает право на постановку на учет. С другой стороны, если развод с разделом имущества был сознательным и специальным, выполненным только для того, чтобы получить новое жилье, то такие действия будут признаны умышленными.

Отказ от наследства

Отказ от наследства практически никогда не рассматривается как ухудшение жилищных условий. Во-первых, наследник принимает такое решение самостоятельно. А во-вторых, если он не проживает в той квартире, которая может перейти к нему по наследству, то ни о каком ухудшении жилищных условий речь вообще не идет.

Отказ от приватизации

Добровольное участие в приватизации – это обязательное условие. Если человек специально отказывается от части имущества, он, фактически, ничего не теряет: он сохраняет за собой право на бесплатную приватизацию квартиры в дальнейшем и, кроме этого, получает право пожизненного проживания в этой же квартире, вне зависимости от того, кто становится ее собственником. Как следствие, никакого ухудшения условий не происходит, а значит не возникает и право постановки на учет.

Отказ во включении в список сирот

Про закону, каждая сирота имеет право на бесплатное жилье от государства. Для этого нужно стать в специальную очередь. Этого можно и не делать, однако участие не является обязательным. Потому отказ от участия не считается основанием для постановки на учет.

Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий

Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:

  • Обмен или продажа недвижимости.
  • Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
  • Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
  • Регистрация в квартире третьих лиц.
  • Раздел квартиры между несколькими собственниками.
  • Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
  • Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
  • Выход из кооператива с соответствующим получением пая.

Последствия

Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.

Судебная практика

В связи с тем, что не существует строгого регулирования действий и порядков, каждый суд рассматривает заявление индивидуально и руководствуется действующей практикой, разъяснениями вышестоящих инстанций, а также местным законодательством. Это значит, что в каждом отдельном случае результат может серьезно различаться. Пара примеров из судебной практики:

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Ухудшение жилищных условий

ЗАПИСЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 740-55-17

Комментарии (253)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Семья моего мужа стоит в г.Москве в льготной очереди (мама инвалид 2 гр.) с 2004 г. В 2011 году я продала свою квартиру в Подмосковье. На данный момент собственности не имею. В браке мы с 2009 г. В жилищном отделе нам отказывают в льготном приобретении квартиры, хотя даже при наличии моей квартиры превышения по квадратным метрам не было. Является ли продажа моей квартиры ухудшением, если лично я в деле на улучшение жилищных условий не фигурировала и ни на что не претендовала? Спасибо за ответ.

Здравствуйте! У моего мужа была доля в квартире его матери и прописан он был там. Я с дочерью была прописана в квартире своих родителей. Недавно мы приобрели однокомнатную квартиру, он передал свою часть квартиры путем дарственной матери. И все мы прописались и живем в нашей однокомнатной квартире. В следующем году мы хотим встать в очередь на получение субсидии на улудшение жилищных условий. Подскажите, будет ли отказ от своей доли расцениваться как ухудшение жилищных условий? Заранее спасибо.

Доброй ночи! Подскажите, пожалуйста, вот в таком вопросе. Однокомнатная квартира 35 кв.м (общая), прописаны — я, мама и 2-е моих детей. Я замужем. Муж имеет в собственности 2/3 квартиры (вступление в наследство после смерти родителей), прописан в ней. Месяц назад привезли дедушку, ему 82 года и он лежачий инвалид (2 гр.), т.к. в его месте проживания за ним ухаживать было некому. Там он не был признан нуждающимся в кв.м, т.к. был прописан в просторную квартиру внучки (она собственница) (мы прописали деда в Москву). Муж сейчас продает свою квартиру и хочет купить в другом городе (правда, меньшую). Вопрос: что является ухудшением (и на какой срок, если можно) и существует ли хотя бы 1 улучшение? Заранее спасибо!

Здравствуйте. Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию. Я военнослужащий, срок службы 20 лет, службу прохожу в г.Москве, жилья в собственности не имею, стою в очереди на получение жилья от МО в составе семьи — 1 человек. Моя супруга зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире 57 кв.м. (г.Москва), которая находится в собственности в равных долях у её родного брата и её несовершеннолетнего сына от первого брака (10 лет). После рождения у нас ребенка, мне отказали прописать его со мной «при части», сославшись на то, что есть возможность прописать его с матерью в реальной квартире. Интересует, правомерны ли в этом случае действия сотрудников жилкомиссии?
Может ли моя супруга и наши общие дети также претендовать на получение жилья от МО? В части отказываются ставить её со мной на учет нуждающихся в жилье, т.к. она постоянно зарегистрирована в г.Москве, хотя и не имеет жилья в собственности.

Продажа квартиры супругом очередника может считаться намеренным ухудшением жилищных условий, если проданная квартира являлась общей собственностью супругов, а продавший эту квартиру супруг вселился в квартиру очередника. Во всех остальных случаях такое отчуждение жилья не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий, о чем уже сформировалась четкая судебная практика, включая практику Верховного Суда РФ.

Дарение вашим мужем своей доли квартиры матери не считается намеренным ухудшением жилищных, если ваш муж стал сособственником квартиры по безвозмездной сделке (дарение, приватизация или наследование).

В данном случае намеренным ухудшением жилищных условий считается вселение дедушки в вашу квартиру. Такое намеренное ухудшение жилищных условий влечет за собой пятилетнюю отсрочку в постановке вас на учет нуждающихся в жилищных помещениях.
Продажа квартиры вашим мужем не может расцениваться, как ухудшение жилищных условий, поскольку эта квартира не является вашей совместной с мужем собственностью (так как была получена им по наследству) и ваш муж не вселялся (не был зарегистрирован по месту жительства) в вашу квартиру.

Действия жилищной комиссии, в данном случае, являются неправомерными, поскольку согласно ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетнего признается место жительства его родителей, и только вы с женой вправе определить, с кем из вас будет проживать (будет зарегистрирован по месту жительства) ребенок. В случае регистрации ребенка в вашей служебной квартире, он должен быть поставлен на очередь по улучшению жилищных условий, совместно с вами.

Добрый день. Я совместно с бабушкой в двухкомнатной коммунальной квартире владеем комнатой 21 м. Год назад зарегистрировал в ней жену (она приезжая из Белгорода). В этом году родился ребенок. Как встать на жилищный учет? Может ли жена написать отказ от постановки ее на учет совместно со мной бабушкой и ребенком, чтобы не получить отказ по причине намеренного ухудшении жилищных условий?

Вопросы постановки на жилищный учет отнесены Жилищным кодексом РФ к предмету ведения субъектов Российской Федерации.
Если речь идет о г.Москве, то здесь действует Закон г.Москвы №29 от 14 июня 2006 года, согласно которому вселение вашей жены в вашу комнату считается намеренным ухудшением жилищных условий и влечет за собой пятилетнюю отсрочку в постановке на жилищный учет. Исключение составляет лишь регистрация супруга, ранее принятого на жилищный учет по прежнему месту жительства. При этом постановка на жилищный учет производится одновременно всех жильцов жилого помещения (в Вашем случае — всех жильцов комнаты в коммунальной квартире).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Я являюсь военнослужащим подлежащим увольнению по ОШМ в 2012 г. Проживаю и зарегистрирован с семьей (4-е человека) в г. Североморске с 2002 г., в муниципальной 3-х комнатной квартире общей площадью 65,5 кв.м. (учетная норма жил.площади в г. Североморске составляет 14 кв.м). В 2011 г. мне была распределена 3-х комнатная квартира по избранному месту жительства г. Подольск Московской области. Однако департаментом жилищного обеспечения мне было отказано в предоставлении данной квартиры на основании того, что в феврале 2009 г. моя жена продала дом в Воронежской области, доставшийся ей на правах наследования после смерти родителей и, тем самым, ухудшили свои жилищные условия (с момента продежи дома прошло менее 5-и лет). В данном доме никто из членов моей семьи не проживал и зарегистрирован не был. Долей в этом доме у меня и моих дочерей не было. Намерений по ухудшению жилищных мы не имели, т.к. содержать дом в другом регионе возможности не было. На постоянное место жительства в Воронежскую область мы не собирались и о начале ОШМ (сокрашении моей должности) стало известно только в ноябре 2009 г. До этого я собирался продолжать службу. Военный суд г. Североморска оставил данное решение ДЖО без изменения. Правомерно ли это?

В данном случае решение об отказе в распределении вам площади можно оспорить, поскольку проданный вашей женой дом не являлся совместной собственностью супругов, то есть вы не имели самостоятельного права пользования этим домом. Соответственно, отчуждение вашей женой своего собственного имущества не может считаться намеренным ухудшением вами своих жилищных условий. Соответствующая судебная практика по такой категории дел уже сложилась.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Дела по намеренному ухудшению жилищных условий

Дела по намеренному ухудшению жилищных условий

Re: Намеренное ухудшение жилищных условий

“Как следует из содержания ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.”
А если причиной продажи является невозможность гасить займы (кредиты, долги)за приобретенное жилье, всвязи с предстоящим увольнением и потерей постоянного зароботка? Где социальные гарантии увольняемых? Почему изначально забывается обещание обеспечения ЖП со стороны МО? И почему в первую очередь поднимают ЖК РФ, а не ФЗ О Статусе, всеже мы жили по этому закону, но как увольнять, так по ЖК?

Добавлено спустя 32 минуты 9 секунд:

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток декабря 2010 г.

Тихоокеанский флотский военный суд в составе:
председательствующего …….
Судей……
при секретаре…….
рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на
решение 35 гарнизонного военного суда от октября 2010 года по
заявлению старшего матроса контрактной службы Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи……. флотский военный суд

установил:
Решением гарнизонного суда оставлено без удовлетворения заявление
Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и
жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее
нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной
службы месте жительства – г, П-К.

В кассационной жалобе Золотая рыбка выражает несогласие с решением
суда, проект его отменить и принять новое решение об удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на положения ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст, 50-57 Жилищного
кодекса РФ указывает, что продажа занимаемого ранее ею и членами ее
семьи жилого помещения в г. В. не может являться основанием
для отказа в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения в
другом населенном пункте – г. П-К
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в
кассационной жалобе, флотский’ военный суд находит решение суда
подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств,
имеющих значение для дела»
Отказывая в удовлетворении требований Золотой рыбки, гарнизонный суд
указал в решении, что поскольку заявитель была обеспечена жилой
площадью по установленным нормам, однако продала имеющееся жилое
помещение, то есть сознательно и добровольно ухудшила свои жилищные условия5 то отказ жилищной комиссии войсковой части 00000 в постановке
ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является
обоснованным.
Как видно из материалов дела, Золотая рыбка проходит военную службу в
распоряжении командира войсковой части 00000 в г. В. и, имея
выслугу в календарном исчислении более 10 лет, планируется к увольнению
с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Также из представленных материалов усматривается, что
двухкомнатная квартира по адресу: г. В.
была приобретена мужем заявителя в 2000 году после заключения с ним в
1998 году брака Золотой рыбки. После этого в декабре 2004 года указанная
квартира была обменена на трехкомнатную квартиру родственников
заявителя по адресу: г, В. А в 2009 году продана мужем Золотой рыбки , а семья заявителя
осталась проживать в указанной квартире по договору найма.
Решением жилищной комиссии войсковой части 00000(протокол от 30
сентября 2010 года №00), утвержденным командиром указанной воинской
части 1 октября 2010 года, Золотой рыбке и членам ее семьи отказано в принятии
и постановке на автоматизированный учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях.
Вместе- с тем в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность
военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений. При желании указанных
военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с
военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному
месту постоянного жительства в порядке^ предусмотренном пунктом 14
статьи 15 настоящего Федерального закона,
Анализ приведенных нормативных предписаний позволяет сделать
вывод о том5 что избрание военнослужащим соответствующей категории
места жительства, не совпадающего с его последним местом службы,
является самостоятельным правовым основанием для его признания
нуждающимся в улучшении жилищных условий в этом избранном месте
жительства.
Согласно т 14 ст. 15 Федерального закона «О . статусе
военнослужащих» в редакции, действующей с 1 января 2005 года,
обязанность обеспечения лиц, увольняемых с военной службы, жилыми
помещениями по избранному ими после увольнения в запас месту
жительства независимо от обеспеченности их жилым помещением по последнему месту службы возложена на федеральные органы
исполнительной власти, в которых они проходили военную службу.
Следовательно, с 1 января 2005 года обязанность учета
военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по последнему месту
службы и выразивших желание быть обеспеченными таковым по избранному
после увольнения по возрасту, болезни или организационно-штатным
мероприятиям при наличии выслуги более 10 лет месту жительства,
возложена на соответствующие органы того федерального органа
исполнительной власти, в котором они проходили военную службы.
Применительно к Министерству обороны таковыми являются
жилищные КОМИССИЙ воинских частей и соответствующие квартирно-
эксплуатационные и морские инженерные службы, поскольку именно этими
органами данные военнослужащие после увольнения в запас и будут
обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Следовательно, вопреки выводам в судебном решении, жилищная
комиссия и командир части не имели права отказать Золотой рыбке, имеющей выслугу свыше 10 лет и увольняемой с военной службы по организационно- штатным мероприятиям, в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства в г. П.-К. лишь по тому основанию, что она была обеспечена жильем по месту службы в г. В,
Более того, из материалов дела видно, что заявитель в период
прохождения военной службы жилой площадью от МО РФ не
обеспечивалась, государственного жилищного сертификата, как и
безвозмездной ссуды на приобретение и строительство жилья, не получала.
При таких обстоятельствах без исследования вопроса обеспеченности
Золотой рыбки жильем по избранному ею после увольнения постоянному месту
жительства выводы гарнизонного суда о правомерности отказа жилищной
комиссии войсковой части 00000 в постановке Золотой рыбки на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий являются
преждевременными.
Поскольку гарнизонный военный суд неправильно определил
обстоятельства, имеющие значение для деда, судебное решение подлежит
отмене па указанным основаниям, с направлением дела на новое
рассмотрение для устранения допущенных нарушений и принятия законного
и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 361, п I ч. 1 ст. 362, ст. 366 ‘ГПК РФ, флотский,
военный суд

определил:
Решение 35 гарнизонного военного суда от октября 2010 года по
заявлению старшего матроса контрактной службы Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении, отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно: Судья Тихоокеанского
флотского военного суда……..

Председательствующий по делу судья Котляренко В.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № КГ- 562

31 марта 2011 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего – Романова В.С.,
судей: Батаева А.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Шалимовой М.Д., с участием заявителя Драваленко С.Б. и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Кузнецовой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2011 года, согласно которому частично удовлетворено заявление майора запаса Драваленко С. Б. об оспаривании действий командира войсковой части 000, связанных с представлением заявителя к увольнению с военной службы и исключением из списков личного состава этой воинской части.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Как видно из решения суда и материалов дела, Драваленко в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), приказом командира войсковой части 000 от 18 ноября 2010 года № 232 с 31 декабря того же года был исключен из списков личного состава этой воинской части без обеспечения жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы в городе Воронеже, денежным довольствием, а также предметами вещевого имущества.
Полагая свои права нарушенными, Драваленко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части 000 по оформлению документов к досрочному увольнению его с военной службы, а также приказ указанного воинского должностного лица от 18 ноября 2010 года № 232 об исключении его из списков личного состава этой воинской части и обязать это должностное лицо восстановить его в этих списках до обеспечения жилым помещением по установленным нормам и всеми положенным видами довольствия.
Кроме того, заявитель просил взыскать с войсковой части 000 в его пользу понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за обращение с заявлением в суд в размере 200 рублей.
Судом первой инстанции заявление Драваленко удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части 000, связанные с необеспечением заявителя положенным вещевым имуществом при исключении его из списков личного состава воинской части, и обязал командира этой воинской части выдать Драваленко положенное ему вещевое имущество.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части 000 в пользу Драваленко судебные расходы в размере 200 рублей за уплату государственной пошлины при обращении с заявлением в суд.
В удовлетворении остальных требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда в части отказа в удовлетворении его требований отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции по тем основаниям, что в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации он имеет право на жилище, однако в нарушение требований статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был уволен с военной службы без предоставления ему жилья по нормам жилищного законодательства.
Ссылаясь на статью 27 Конституции Российской Федерации, обращает внимание на то, что он имеет право свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, по мнению автора кассационной жалобы, он правомерно отказался от предоставленной ему квартиры, расположенной по адресу: 000, кв. 88, общей площадью 54.4 кв.м., поскольку она находится в экологически неблагополучном районе города 000, и её рыночная стоимость значительно ниже аналогичного жилья в других районах города.
Обращает внимание на то, что при исключении из списков личного состава воинской части он не был обеспечен в полном объеме предметами вещевого имущества. Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Из имеющейся в материалах дела накладной следует, что заявителю не выдано незначительное количество предметов вещевого имущества.
Таким образом, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд правомерно отказал Драваленко в удовлетворении требования об отмене приказа командира войсковой части 000 от 18 ноября 2010 года № 232 и восстановлении его в списках личного состава этой воинской части до обеспечения вещевым имуществом, поскольку неполучение заявителем незначительного количества предметов вещевого имущества не может являться достаточным основанием для восстановления его в списках личного состава воинской части.
Возлагая на командира войсковой части 000 обязанность обеспечить Драваленко положенными ему предметами вещевого имущества, суд правомерно руководствовался разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» о том, что в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Согласно материалам дела решением жилищной комиссии войсковой части 000 от 29 мая 2010 года (протокол № 9) Драваленко на состав семьи три человека (он, жена, сын) была распределена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: 000, кв. 88, общей площадью 54,4 кв.м. Рапортом от 29 мая 2010 года заявитель отказался от получения названного жилого помещения, поскольку оно находится в экологически неблагополучном районе города 000.
Каких-либо документов, указывающих на то, что названное жилое помещение находится в экологически неблагополучном районе города 000 в материалах дела не имеется и заявителем суду не представлено, как и не имеется документов, указывающих на невозможность проживания в этом жилом помещении.
При таких данных, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд правомерно пришел к выводу о том, что у командира войсковой части 000 не имелось каких-либо препятствий для представления Драваленко к увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), поскольку он отказался от получения жилого помещения по месту прохождения военной службы в городе Воронеже, распределенного ему по установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норме предоставления площади жилого помещения.
Кроме того, Драваленко в настоящее время состоит в списке очередников на получение жилья в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что он в нарушение требований статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» неправомерно уволен с военной службы, не может быть принята во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу являлись действия воинских должностных лиц, связанные с представлением заявителя к увольнению с военной службы, а не приказ командира войсковой части 09436 от 8 июля 2010 года № 066 об увольнении Драваленко с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Согласно протоколу судебного заседания Драваленко пояснил, что был согласен с увольнением с военной службы по названному основанию.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор кассационной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, абз. 2, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2011 года по заявлению Драваленко С. Б. оставить без изменения, а его кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи

Читайте также:  Правомерно ли наложили штраф на автомобиль?
Ссылка на основную публикацию
×
×