Могу ли я отказаться от проверки инспектором Росреестра?

Владельцы участков земли столкнутся с проверками Росреестра

Относительно недавно в сети появилась информация о том, что владельцы участков земли будут вынуждены сталкиваться с внеплановыми проверками со стороны работников Росреестра.

Их основным назначением выступает выявление разных нарушений со стороны землевладельцев. При обнаружении данных нарушений, собственники участков будут привлечены к ответственности.

Содержание предупредительного письма

Обычно такие нарушения связаны с наличием незарегистрированных построек или нецелевым использованием территории.

Как проводится дистанционная проверка

Чтобы обнаружить и предупредить разные нарушения, работники Росреестра занимаются реализацией дистанционных проверок.

С их помощью можно понять, используется ли территория в соответствии с ее целевым назначением. Для этого специалистами применяется аэрофотосъемка. Тут вы узнаете, как заполняется новая декларация по земельному налогу.

Какие нужны документы для купли-продажи земли можно посмотреть в этом видео:

С использованием специальных летательных средств делается съемка местности. Данные передаются инспекторам Росреестра, которые сравнивают имеющиеся строения и границы с данными, имеющимися в ЕГРН.

Кому положен вычет по земельному налогу можно узнать по ссылке.

Какие выявляются нарушения

С помощью такой проверки инспекторы Росреестра могут выявить разные существенные нарушения. К ним относится:

  • Самовольное использование земли, принадлежащей муниципалитету или другим лицам. Сюда включается необоснованное расширение имеющегося участка, например, монтаж забора или перемещение установленных межевых знаков. Дополнительно к такому нарушению причисляется возведение сооружений, частично или полностью заходящих на чужой участок, а при этом отсутствует согласие от владельца территории. К нарушениям относится запрет другим гражданам пользоваться землей, которая не оформлена в Росреестре.
  • Нецелевое использование земли. Такие нарушения достаточно легко выявляются. Например, гражданин может построить жилой дом на территории, предназначенной для ведения сельского хозяйства. В зоне, которая может использоваться только для многоэтажного строительства, запрещается возводить частный дом.
  • Отказ от использования территории. Если участок простаивает, поэтому не применяется для ведения сельского хозяйства или возведения жилого строения, то это является существенным нарушением. Земля должна использоваться в течение трех лет с момента ее передачи гражданину. Учитываются только какие-либо уважительные причины для простоя.

Вышеуказанные нарушения действительно являются серьезными, поэтому за них назначается существенное наказание.

Выявить нарушения со стороны землевладельцев достаточно просто даже дистанционным способом, поэтому работникам Росреестра для этого не требуется посещать лично участок.

Что представляет собой налоговая декларация по земельному налогу и когда она подается можно посмотреть по ссылке.

Какая ответственность по результатам проверки? Фото: pexels.com

Какие применяются виды наказаний

Размер и особенности наказания зависят от того, какое именно выявляется нарушение. К основным мерам воздействия относится:

  • за самовольное занятие чужой территории назначается штраф в размере от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости объекта, но платеж не может быть меньше 5 тыс. руб.;
  • за нецелевое использование территории взимается штраф от 0,5 до 1% от кадастровой цены земли, но не меньше 10 тыс. руб., а если отсутствуют сведения о кадастровом показателе, то штраф устанавливается в пределах от 10 до 20 тыс. руб.;
  • если земля вовсе простаивает, поэтому не используется по назначению, то уплачивается штраф от 1 до 1,5% от кадастровой цены, но не меньше 20 тыс. руб., причем при отсутствии данных о кадастровой стоимости должностные лица назначают платеж от 20 до 50 тыс. руб.

Здесь вы узнаете, как рассчитать земельный налог и какие показатели нужно применять.

Для этого учитывается их целевое назначение и правила регистрации всех объектов. Если человек не воспользовался территорией в течение трех лет с момента получения, то он может лишиться данного имущества.

Какие нужны проверки при покупке земли – смотрите тут:

Вопрос: Оспорить результаты проверки земельным надзором

20 октября 2014г. на территории принадлежащего мне (главе КФХ) на правах собственности земельного участка проводился очередная внеплановая выездная проверка касательно соблюдения земельного законодательства. По её результатам был составлен акт, который никак не учитывал данных мной пояснений. Выдано предписание. Выдано уведомление о необходимости присутствия при составления на меня протокола по ст.8.8 КоАП РФ. С результатами проверки категорически не согласен. Хочу обжаловать в суд.

Вопрос:
1. Когда идти в суд? до оформления протокола об административном правонарушении или после?
2. Порекомендуйте грамотного юриста, кто имел дело с подобными обжалованиями.

Ответ ( )

Вопрос проведения проверок в сфере государственного земельного контроля регулируется Приказом Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 N 318 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому уполномоченным органом на проведение проверок является Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

Главные инспекторы и их заместители, инспекторы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства (далее — проверки) обязаны проводить проверки на основании и в строгом соответствии с распоряжениями на проверку.
Согласно п. 3.16. Регламента о проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В силу п. 3.27. Регламента выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росреестра (территориального органа), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) о назначении проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
В соответствии с нормами этого же пункта все документы, которые запрашиваются, все иные мероприятия по проведению выездной проверки должны соответствовать обозначенному в распоряжении предмету проверки и не выходить за его рамки.
Далее, можно поговорить о Ваших правах:
Согласно п. 1.8. руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки соблюдения земельного законодательства имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от должностных лиц Росреестра (его территориального органа) информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой осуществляется в соответствии с федеральным законодательством;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росреестра (его территориального органа);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росреестра (его территориального органа), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По итогам проверки составляется акт проверки.
В соответствии с п. 3.37. Регламента в акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного земельного контроля (Росреестр, территориальный орган);
3) дата и номер распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа);
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего проверку.
К акту прилагаются объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В силу п. 3.42. Регламента юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного земельного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного земельного контроля.
Таким образом, в течение 15 дней с даты получения акта вы вправе подать возражения и указать на все то, что на Ваш взгляд нашло неверное отражение в материалах проверки, указать на нарушение процедуры проведения проверки, недостоверное изложение фактических обстоятельств, нарушение норм материального права, приложить подтверждающие документы, подать в Росреестр.
В случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством порядке.
Тем не менее, следует отметить, что предписание, вынесенные Росреестром, решения о привлечении к ответственности не являются безапелляционными. Их можно обжаловать в суд, либо арбитражный суд по месту нахождения Росреестра.
Срок давности на обжалование предписаний, решений Росреестра составляет 3 (три) месяца со дня, когда Вы узнали о том, что соответствующий ненормативный акт (предписание, решение) нарушают Ваши законные права и интересы.
Например, если Вы получили предписание 25 октября 2014 года, то можете его обжаловать в суд вплоть до 25 января 2015 года, 26 января 2015 года срок будет считаться пропущенным.
Отвечая на Ваш первый вопрос, следует отметить, что в суд Вы можете идти как до, так и после оформления протокола об административном правонарушении, если хотите обжаловать предписание Росреестра. Если хотите обжаловать постановление о привлечении к ответственности, то оно последует за протоколом об административном правонарушении. В любом случае, можно подождать постановления и обжаловать все в совокупности.
Также стоит заметить, что уровень грамотности юриста зачастую не зависит от успеха, поскольку следует смотреть изначальные причины появления проблемы, а также то, что действительно можно противопоставить Росреестру, Вы можете обратиться в любую юридическую фирму, которая занимается представлением интересов клиентов в судах.

Читайте также:  Аренда участка. Как правильно?

Статьи

Новый регламент проверки земельных участков

Какие сейчас проводятся проверки земельных участков? Что нужно знать о нынешнем регламенте проверки участков?

При приобретении земельного участка на владельца по закону возлагаются определенные обязательства и запреты. И соблюдение правил контролируется со стороны Росреестра, а также его территориальных подразделений. И если обнаруживаются нарушения, то не избежать привлечения к ответственности.

Недавно был издан новый Административный регламент, в котором подробно расписано, как именно теперь будут проводиться проверки земельных участков. И в этой статье мы рассмотрим этот регламент.

Что именно будут проверять?

Проверка будет проводиться с целью выявления следующего:

  • наличие у хозяина законного основания владеть конкретным участком (либо же он незаконно занимает землю по собственной инициативе)
  • соблюдение целевого назначения земельного участка в плане его применения (например, запрещается возводить дома на землях, которые предназначены для огородничества)
  • нет ли простоя земельного участка, который был выделен для проведения жилищного строительства, огородничества либо садоводства.

Дополнительное обследование без уведомления

Кроме стандартных проверок, которые должны проводиться, по закону выделяется еще одна особая дополнительная процедура, совершаемая госнадзором, а именно административное обследование участка.

Основным отличием данной проверки является то, что владелец земельного участка может быть не в курсе того, что его земля будет находиться под обследованием, потому что он не только не получит никакого уведомления о начале процедуры, но и вовсе не увидит на своем участке никого из проверяющих.

При данном обследовании инспектор будет пользоваться данными о земельном участке, которые он будет собирать и анализировать на основе официальных источников, к которым относятся кадастровый учет, реестр недвижимости и иные источники. Что касается визуального осмотра земельного участка, то он будет проводиться только дистанционно и при помощи аэросъемки. Поэтому участок проверяющие не будут посещать.

По результатам данного обследования допустимы два варианта решения:

  • будет выдано заключение о том, что на участке отсутствуют нарушения земельного законодательства (поэтому следующее обследование будет проводиться не раньше, чем через два года)
  • будет выдан акт об обнаруженных нарушениях (в этом случае будет проводиться внеплановая проверка или будет возбуждено административное производство и произведено привлечение владельца к ответственности, если данных собрано достаточно).

Все заключения и акты можно найти на официальном сайте Росреестра. Поэтому желательно регулярно проверять сайт, чтобы выявить, не появился ли ваш земельный участок при проверке.

Кроме стандартных проверок, которые должны проводиться, по закону выделяется еще одна особая дополнительная процедура, совершаемая госнадзором, а именно административное обследование участка.

Плановые и внеплановые проверки

Обычно для граждан проводятся два вида проверок от Росреестра: плановые и внеплановые. Также каждая из этих двух проверок может быть выездной (когда нужно побывать на земельном участке) и документальной (когда не проводится посещение земельного участка).

Помимо этого, все плановые проверки имеют определенный график, по которому он совершаются. И данный график получает утверждение каждый год. Данный график со всеми сроками проверок, а также обозначением предмета можно найти на сайте Росреестра. И если ваш участок проверялся три года назад, то он, с большей долей вероятности, тоже будет включен в данный график.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся в том случае, если у Росреестра появляются сведения о том, что есть нарушения в использовании участка (эти нарушения могут быть обнаружены после административного обследования, обращения других лиц либо организаций, а также по предписанию прокурора) либо закончился срок предписания, которое владелец обязан был исполнять.

Если планируется проведение плановой проверки, то владелец участка должен получить уведомление об этом как минимум за три дня, тогда как при проведении внеплановой проверки собственника уведомляют лишь за сутки.

При проведении проверки инспектор может запросить ряд определенных бумаг, а именно:

  • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность владельца земли
  • документ, который подтверждает право на земельный участок
  • документ, который закрепляет границы обследуемого участка
  • документ об использовании земли.

В процессе проведения выездной проверки делается обмер границ конкретного земельного участка, выяснение их координат и фотосъемка. При этом владелец участка не имеет права препятствовать проведению проверки на земельном участке.

После проверки все результаты записываются в акт, который передается владельцу земли и в дальнейшем будет выступать в роли основания для привлечения к ответственности в случае обнаружения тех или иных нарушений.

Споры с Росреестром

Росреестр осуществляет такую функцию как государственный земельный надзор, который заключается фактически в проверке соблюдения закона при использовании лицами земли в целях недопущения самовольного занятия земельных участков, использование по целевому назначению и др.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет разрешить спор с Росреестром, обжаловать предписание Росреестра: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Внеплановая проверка Росреестра

Для проверки соблюдения требований закона в отношении земельных участков, Россреестр проводит внеплановые проверки в следующих случаях:

  1. если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю было выдано предписание для устранения нарушений и истек срок его исполнения.
  2. если поступило заявление о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
  3. если поступила информация о возникновении угрозы причинения или причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и др., а также угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
  4. если руководителем издан приказ о проведении внеплановой проверки на основании поручения Президента РФ, Правительства РФ и требований прокурора.
  5. если по результатам административного обследования объекта земельных отношений установлены нарушения законодательства, за которые предусмотрена ответственность. Должностное лицо визуально может установить, что, например, перенесет забор и фактически захвачена часть другого земельного участка.
  6. если поступили заявления о нарушении имущественных прав, например, о том, что самовольно занят участок.
  7. если не представлена декларация об использовании земельного участка в установленный срок. Это касается так называемого «дальневосточного гектара».
  8. если земельный участок из земель сельхозназначения приобретается на публичных торгах на основании решения суда об изъятии земельного участка по причине неиспользования его по целевому назначению или использование с нарушением требований законодательства, либо у Росреестра имеется информация, что земельный участок по целевому назначению не используется в течение 3-х лет и более.
Читайте также:  Расширение участка для строительства, если через него проходит ЛЭП

Перед проведением внеплановой проверки по пунктам 5 и 6 Росреестр должен согласовать ее проведение с органами прокуратуры, а проведение проверки по пункту 8 не требует согласования.

Порядок обжалования действий Росреестра

Действия должностных лиц Росреестра могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке, если лицо считает, что нарушаются его права.

В досудебном порядке лицом может быть подана жалоба непосредственно в Росреестр (территориальный орган). Также на действия Росреестра может быть подана жалоба в органы прокуратуры.

Жалоба в досудебном порядке может быть направлена по почте, подана в электронном виде, на личном приеме или через окно приема документов. При подаче жалобы необходимо зафиксировать данный факт, путем проставления отметки на экземпляре заявителя. Если жалоба направляется по почте, то направить ее лучше заказным письмом с описью документов.

В жалобе необходимо указать, кому она адресована, кто является заявителем, изложить обстоятельства, касающиеся проверки и указать доводы, по которым заявитель не согласен с действиями Росреестра.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео об оспаривании решений государственных органов, пишите свой вопрос в комментариях ролика прямо сегодня

Исковое заявление об оспаривании решения Росреестра

Оспаривание решения Росреестра в судебном порядке осуществляется путем подачи административного искового заявления (далее – заявление) в порядке административного судопроизводства, урегулированного КАС РФ или путем подачи заявления в порядке арбитражного судопроизводства, урегулированного АПК РФ. Вид производства зависит от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд.

При оспаривании решения Росреестра в заявлении необходимо указать, какие права, свободы и законные интересы лица, обращающегося в суд с заявлением, нарушены или созданы препятствия к их осуществлению и реализации, или на лицо возлагаются незаконно обязанности.

ВАЖНО: заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении его прав. Однако, лучше обратиться в суд как можно раньше.

Требования к форме заявления указаны в процессуальных кодексах:

  • ­ указывается наименование суда, в который подается заявление;
  • ­ информация об истце (заявителе) и ответчике (заинтересованном лице);
  • в тексте заявления излагаются обстоятельства дела, какие нарушения допущены проверяющим органом, какие права заявителя нарушены;
  • в просительной части указываются требования о признании решения незаконным или недействительным.
  • ­указываются, так сказать, общие реквизиты для формы заявления, к которым относится перечень прилагаемых документов и реквизиты подписи.

Ответ на предписание Росреестра

При обнаружении Росреестром нарушений земельного законодательства, указанный орган выдает соответствующее предписание лицу для устранения таких нарушений.

Предписание Росреестра является обязательным для исполнения. Однако, если лицо считает, что предписание незаконно, его следует обжаловать в установленном порядке.

Спорным является вопрос, а что, если предписание является незаконным и не обжаловано?

Часто суды в своих решениях ссылаются на то, что предписание является обязательным к исполнению и лицом не обжаловано, следовательно, является законным. Если по результатам проверки лицу выдано предписание, и оно с ним не согласно, необходимо оформить это в письменном виде в форме ответа на предписание или возражений, изложив все свои доводы.

Следует убедиться в получении соответствующего ответа на предписание Росреестром. Возможно, когда Росреестр получит ответ на предписание, то он самостоятельно отменит свое предписание, согласившись с доводами заявителя.

Последствия неисполнения предписания

При неисполнении в срок предписания, лицо будет привлечено к административной ответственности с назначением ему административного штрафа. Для должностных лиц также предусмотрено альтернативное наказание в виде дисквалификации до 3-х лет.

Часть 25 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает следующие размеры штрафа:

  • ­ для граждан от 10 000 руб. до 20 000 руб.;
  • ­ для должностных лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • ­ для юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб.

Если лицо согласно с предписанием, но по каким-то причинам не укладывается в срок его исполнения, следует обратиться с ходатайством о продлении срока исполнения соответствующего предписания.

Помощь адвоката

В юридических вопросах всегда лучше обращаться к профессиональным специалистам, к которым относятся адвокаты. При проведении Росреестром внеплановых проверок обратившись к нашим адвокатам

► лицо сможет получить развернутую юридическую консультацию по сложившейся ситуации;

► адвокат проверит документы, касающиеся внеплановой проверки, и оценит, соблюдена ли процедура проведения такой проверки, допущены ли Росреестром какие-то нарушения в ходе проведения проверки;

► адвокат может подготовить правовое заключение по вопросу проведения внеплановой проверки;

► адвокат при необходимости грамотно с соблюдением процессуальной формы подготовит заявление в суд;

► адвокат может представлять интересы заявителя в Росреестре, в прокуратуре, в суде.

Если Вы считаете, что Росреестр нарушает Ваши права и не знаете, что делать, обратитесь к нашим адвокатам, имеющим большой профессиональный опыт, которые приложат максимум усилий для защиты Ваших прав.

Внеплановая проверка земельного участка физического лица

vneplanovaya_proverka_zemelnogo_uchastka_fizicheskogo_lica.jpg

Похожие публикации

Внеплановая проверка земельного участка физического лица имеет особенности. Порядок ее проведения не попадает под действие закона № 294-ФЗ от 26.12.2009 о защите прав предпринимателей и юридических лиц при осуществлении госконтроля. Внеплановые проверки граждан регламентированы другими нормативными актами, в частности, Земельным кодексом РФ. Обычно их назначение связано с поступившими жалобами и необходимостью выяснить, соблюдает ли владелец участка требования российского законодательства.

Кто проверяет граждан-землевладельцев

Внеплановая проверка земельного контроля физического лица, как правило, проводится инспекторами Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, то есть Росреестра. Они действуют в рамках своих полномочий, среди которых – осуществление государственного земельного надзора (Положение о Росреестре, утв. Постановлением Правительства № 457 от 01.06.2009 № 457, раздел II, пп.5.1.14). Что понимается под данным правомочием, поясняется в ст. 71 Земельного кодекса РФ. Государственный надзор включает деятельность:

по выявлению и предупреждению нарушений земельного законодательства, за совершение которых установлена административная или другая ответственность;

по устранению выявленных инспекторами нарушений и их последствий;

по систематическому наблюдению за исполнением действующего законодательства.

Предметом внеплановой проверки инспекторами Росреестра является соблюдение физлицом требований земельного законодательства по вопросам:

целевого использования земли;

недопущения самовольного занятия участка, нарушению чужих границ;

выполнения обязанности привести участок в пригодное состояние (для целевого использования) и т.д.

При ее проведении землевладелец обязан представить запрашиваемые документы, если они необходимы для надзорной процедуры, и обеспечить беспрепятственный доступ работникам ведомства на свой участок.

В отдельных случаях государственный земельный контроль осуществляют и другие ведомства (Положение о государственном земельном надзоре, утв. Постановлением Правительства № 1 от 02.01.2015, ред. от 03.08.2019):

Россельхознадзор – в основном надзирает за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Росприроднадзор – проверяет соблюдение экологических требований владельцами земельных участков.

Однако к физическим лицам, использующим земельные участки не для коммерческих целей, а для собственных нужд, они являются крайне редко.

Внеплановая выездная проверка земельного участка физического лица: особенности назначения

Внеплановая выездная проверка земельного участка гражданина организуется по следующим основаниям (ст. 71.1 Земельного кодекса РФ):

в надзорное ведомство поступила жалоба или обращение (от СМИ, граждан, организаций, чиновников и т.д.);

по результатам административного обследования выявлены признаки допущенных нарушений;

неиспользование гражданином по целевому назначению сельскохозяйственных земель более трех лет;

контроль за исполнением ранее выданных предписаний владельцу земельного участка.

Проведение внеплановой проверки в отношении физического лица не требует предварительного согласования с органами прокуратуры. Лимитов проверок за землевладельца-гражданина законом не установлено. Его личное присутствие при проведении надзорных мероприятий не является обязательным.

Читайте также:  Как уменьшить участок, если после межевания он заходит на запретную зону?

Внеплановая выездная проверка земельного участка физического лица: последствия

Результаты внеплановой проверки участка землевладельца заносятся в специальный акт. Гражданину выдается письменное предписание, какие нарушения надо устранить, и в какой срок это необходимо сделать. Если есть основания для привлечения лица к административной ответственности, составляется протокол.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции в виде штрафов не только за нарушение земельного законодательства (ст. 7.1, 7.16, 8.6 и т.п.), но и за воспрепятствование проведению государственного контроля (ст. 19.4, 19.4.1), и за неисполнение полученных предписаний (ст. 19.5). Штрафные санкции существенно увеличиваются при совершении повторных правонарушений.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственный контроль

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Проверка соблюдения требований земельного законодательства

Содержание статьи:

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в статье ЗК РФ 71.1. В 2011 году Минюстом был издан Приказ № 22094, который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора — плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года. Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок — контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за межеванием, рекультивацией, использованием земель по определенному в кадастре типу и категории. Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации. Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений, которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно. В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, так и исполнение его юридическими лицами.

Проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства проводится на основании разработанных администрациями этих образований регламентов. Они определяют правила проведения проверок, ответственных лиц за составление ежегодных планов и их согласование. Положения местного регламента не должны противоречить Федеральному законодательству.

Вся информация о плановых проверках включается в Росреестр. Он является единым для всей страны. Порядок проведения проверок определен постановлением Правительства № 489. Оно было принято в 2010 году. Согласно этому документу, проверки могут проводиться органом надзора на основании затребованных документов или в выездной форме. Лица, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства при проведении проверки должны иметь, помимо распоряжения о её проведении, должностное удостоверение, подтверждающее их статус и полномочия.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о нарушении прав потребителя. Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Порядок проведения таких проверок описан в статье 12 ФЗ № 294. Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294. Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ. К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок, выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей. Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней. Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками.

Ответ: Добрый день, Алексей. Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов. Для микропредприятия — 15 часов. Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год.

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

Ссылка на основную публикацию
×
×