Правомерен ли отказ военнослужащему в постановке на учет в качестве нуждающегося в постоянном жилье?

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения происходит на основании его заявления с приложенными документами, и в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

Кто имеет право на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ

Право на получение постоянного жилья имеют военнослужащие, признанные нуждающимися, и:

  • заключившие первый контракт до 1 января 1998 года, независимо от выслуги лет;
  • заключившие первый контракт после 1 января 1998 года и имеющие выслугу 20 лет и более в календарном исчислении.

Кто может быть признан нуждающимся в получении постоянного жилья?

Признание военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье происходит на основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ, если:

  • военнослужащий и члены его семьи не имеют жилых помещений в собственности или на праве пользования;
  • военнослужащий и члены его семьи имеют жилые помещения в собственности или на праве пользования, однако уровень обеспеченности на одного человека меньше, чем учётная норма.

Уровень обеспеченности – это общая площадь жилого помещения, разделённая на количество членов семьи.

Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, для признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления и составляет, как правило, 8 – 12 кв. метров на человека. Учётную норму нельзя путать с нормой предоставления, которая устанавливается статьёй 15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 кв. метров на одного человека).

Военнослужащий А. проходит военную службу по контракту в городе Ростове-на-Дону и имеет двухкомнатную квартиру общей площадью 39 квадратных метров. Состав семьи – 4 человека, включая военнослужащего.
Соответственно, уровень обеспеченности составляет 39 : 4 = 9,75 кв. метров.

Учётная норма в Ростове-на-Дону установлена Решением Городской думы от 25 апреля 2006 года № 7 и составляет 10 кв. метров на одного человека.

Так как уровень обеспеченности меньше учётной нормы, решением ФГКУ «Югрегионжильё» военнослужащий А. и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилого помещения.

Однако, если бы общая площадь квартиры составила 41 кв. метр, то уровень обеспеченности 41 : 4 = 10,25 превысил бы учётную норму 10 кв. метров на одного человека, и тогда военнослужащего было бы отказано в признании нуждающимся в получении жилья.

Порядок признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения.

Порядок установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Инструкция утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих нуждающимися в жилье, они подают заявление в Региональное управление жилищного обеспечения или в их территориальные отделы (отделения). Заявление можно подать как лично, так и отправив по почте ценным письмом (бандеролью) с описью вложения.

Примечание: в Инструкции указано, что заявление и приложенные документы можно направить заказным письмом с описью вложения или бандеролью. Однако по Правилам Почты России, опись можно вложить только в ценное письмо (бандероль). Отсутствие описи вложения может привести к спорам о полноте приложенных документов, что затянет процесс признания нуждающимся.

Скачать бланк заявления можно в разделе документы.
Скачать бланк описи вложения можно в разделе документы.

Сведения о признании нуждающимися, Региональные управления направляют в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Информация размещается в сети интернет на сайте МО РФ и доступна из личного кабинета. Для доступа в личный кабинет необходимо знать свой личный номер.

Дата принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции.

Перечень документов, необходимых для признания военнослужащих нуждающимися:

  • копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

Просмотреть и скачать бланк сведений можно в разделе документы.

В случае, если по результатам принятых военнослужащим мер, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Читайте также:  Возможность расторжения контракта о службе, заключаемого вместо срочной службы

Важно: информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи представляют Кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации (воинских частей). Если военнослужащий представит справки самостоятельно, они не будут приняты во внимание. Однако, разумно будет проявить инициативу, проверить подготовленные справки, и ускорить их отправку официальным письмом или нарочным.

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения

Наиболее часто военных интересует вопрос о возможности получение жилого помещения от Министерства обороны или другого ведомства, в котором предусмотрена военная служба. А это, в первую очередь, возможно только и исключительно в случае признания военнослужащего нуждающимся его и членов семьи.

Возможно, для кого-то будет удивительно, но этот вопрос не регулируется военным законодательством. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» лишь содержит отсылочную норму, в соответствии с которой «Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».

Таким образом, основное правило установлено в статье 51 Жилищного кодекса РФ

Отсутствие у военнослужащего и членов его семьи жилого помещения.

Пункт первый части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи вообще нет никакого жилого помещения, ни в собственности, ни по договору социального найма. Здесь всё просто – нет вообще никакого жилья, значит, военнослужащий может быть признан нуждающимся.

Закон предусматривает равные права как для собственников (нанимателей), так и для членов их семей.

В пунктах 1, 2, 4 видим, что закон не делает никаких различий в том, являетесь ли вы лично собственником (нанимателем) жилого помещения, или членом семьи собственника (нанимателя) жилого помещения. Это объясняется тем, что в соответствии с частью 2 статьи 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. А в соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Другим словами, при определении нуждаемости не имеет значение, зарегистрировано ли право собственности на квартиру/дом на вас, или на вашего супруга, детей, или иных родственников, с которыми вы совместно проживаете. Не имеет значение, являетесь ли вы нанимателем по договору социального найма, или ими являются ваши родственники, с которыми вы совместно проживаете.

Военнослужащий или члены его семьи имеют жилое помещение, но его общая площадь на одного члена семьи менее учетной нормы.

Пункт второй части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи жилое помещение есть, но уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для правильного понимания необходимо знать, что понимается под учётной нормой.

Учётная норма определяется органом местного самоуправления. Она может быть установлена даже в самом маленьком населённом пункте.

Поэтому поиск должен быть таким: находим учётную норму в вашем населённом пункте, и если она не установлена, ищем учётную норму, установленную в вашем районе, а при отсутствии – в вашей области (крае, республике). Как правило, учётная норма составляет 8-12 квадратных метров общей площади, хотя могут быть исключения, как приятные (например, в Торжке учётная норма составляет 20 (. ) квадратных метров), так и неприятные – в меньшую сторону.

Важно: если вы самостоятельно не можете найти учётную норму и обращаетесь за посторонней помощью, то помните, что населённый пункт должен быть указан точно. Это примечание для тех, кто использует различные сервисы бесплатных юридических консультаций, и указывает при регистрации другой населённый пункт.

Алгоритм расчёта.

Например, военнослужащий проходит военную службу в городе Урюпинске.

  1. Набираем в вашей любимой поисковой системе запрос: «учётная норма урюпинск» и получаем ответ:
  2. Решением Урюпинской городской Думы от 24 апреля 2008 года № 45/54 « О внесении изменений в постановление Урюпинской городской думы Волгоградской области от 25 августа 2005 года № « Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении десять и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
  3. Далее открываем документ: свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение или договор найма жилого помещения и смотрим общую площадь жилого помещения (которую нельзя путать с жилой площадью).
  4. Делим общую жилую площадь на количество проживающих, в результате у вас получается уровень обеспеченности на одного человека.
  5. Сопоставляем уровень обеспеченности с учётной нормой. Если уровень обеспеченности на одного члена семьи меньше, чем учетная норма, вы вправе быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения (или жилищной субсидии, или иной формой жилищного обеспечения военнослужащих).
  6. Радуемся.

Может ли военнослужащий быть признанным нуждающимся при обеспеченности служебным жилым помещением?

А вот эти случаи регулируются военным законодательством – абзацами третьим и двенадцатым части первой статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Всё зависит от того, когда был заключён первый контракт. Если до 1 января 1998 года – то вы имеете право встать в очередь (быть включённым в реестр, в списки) на постоянное жильё. Если же первый контракт заключён после 1 января 1998 года, то такое право у вас появится после 20 лет выслуги.

В следующей статье мы разберём случаи, регламентируемые частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, то есть случаи, когда у военнослужащего и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении жилого помещения по причине наличия у него члена семьи, являющегося участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (по материалам судебной практики)?

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении жилого помещения по причине наличия у него члена семьи, являющегося участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (по материалам судебной практики)?

, капитан юстиции, старший офицер отделения судебной защиты и договорно-претензионной работы отдела правовой работы управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России

Обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями относится к мерам социальной поддержки данной категории граждан. По нашему мнению, это также дополнительный способ стимулирования, пусть не всех, но большинства военнослужащих. Многие военнослужащие, не имеющие «своего угла», добросовестно выполняя свой воинский долг, нередко рискуя своими жизнями, надеются, что, уходя на заслуженный отдых, они получат от государства долгожданное жилье или денежную субсидию на его приобретение.

При рассмотрении вопроса о нуждаемости военнослужащего и членов его семьи в получении жилого помещения для постоянного проживания члены жилищных комиссий, в частности, руководствуются положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, согласно ч. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Также члены комиссий руководствуются судебной практикой по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. В правовых условиях, когда в нашем государстве нет законодательного закрепления прецедентного права, при его, на наш взгляд, фактическом присутствии, бывает крайне затруднительно принять верное решение, чтобы оно в перспективе не было отменено судом в случае его обжалования.

19 марта 2015 г. Томский гарнизонный военный суд вынес решение[1] по делу об обеспечении жилым помещением военнослужащего, которое, по мнению некоторых должностных лиц, является пилотным. Но можно ли руководствоваться данным решением суда при рассмотрении схожих спорных ситуаций?

Мы постараемся проанализировать указанное решение, а также другие судебные акты по данному административному делу и указать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.

Приведем основные выдержки из судебных актов.

В своем решении суд установил, что военнослужащий З. с 1996 г. проходил военную службу по контракту и находился в распоряжении командира воинской части. 19 декабря 2014 г. З. обратился с заявлением в жилищную комиссию воинской части о признании нуждающимся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии указанной воинской части ему было отказано в признании нуждающимся на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Посчитав нарушенным свое право на жилище, З. обратился с заявлением в суд, в котором просил признать незаконными указанное решение жилищной комиссии, а также действия командира воинской части, связанные с утверждением указанного решения, обязать жилищную комиссию отменить свое решение и рассмотреть заявление о постановке на жилищный учет по существу, а командира – отменить свое решение, связанное с утверждением решения жилищной комиссии и обязать дать указание жилищной комиссии о проведении повторного заседания.

Представитель командира и председателя жилищной комиссии воинской части, ссылаясь на Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», требования заявителя не признал и объяснил, что супруга заявителя является военнослужащей и участником накопительно-ипотечной системы, а согласно указанным нормам жилые помещения участникам НИС и членам их семей в натуре не предоставляются.

Военный суд пришел к следующим выводам.

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 указанного Кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что З. относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Таким военнослужащим жилые помещения предоставляются в соответствии с правилами абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Судом также установлено, что З., имеющий 18 лет 6 месяцев выслуги на военной службе в календарном исчислении, находится в стадии увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Читайте также:  Что военкомат должен поставить на моем экземпляре заявления при его получении?

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии З., заключивший первый контракт в 2001 г., признан нуждающимся в служебном жилом помещении и включен в соответствующий список со 2 сентября 2014 г.

Как следует из уведомления, супруга заявителя – З. Н. С. 31 октября 2012 г. включена в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с рапортом З. он просил принять его на жилищный учет как нуждающегося в обеспечении жильем для постоянного проживания с составом семьи три человека, включая жену и дочь.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии З. отказано в признании нуждающимся в постановке на жилищный учет для постоянного проживания на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Мотивом отказа послужил факт учета супруги заявителя в реестре участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих (НИС), что, по мнению жилищного органа, в силу законодательного запрета, установленного п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ограничивает право заявителя быть принятым на жилищный учет, так как он является членом семьи военнослужащего – участника НИС.

Оценивая решение жилищного органа, утвержденное командиром части, суд учитывает, что абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих, к составу которых относится заявитель, предусмотрен порядок обеспечения жильем путем предоставления его в натуральной форме или жилищным субсидированием.

Согласно положениям п. 15 ст. 15 названного Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, пп. 13, 14, 16 – 19 ст. 15, а также абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В силу ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено названным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Аналогичная норма о составе семьи военнослужащего закреплена в Федеральном законе «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (ч. 1 ст. 12). Эта же норма определяет, что перечень членов семьи определяется для целей названного Федерального закона, который, согласно его преамбуле и положениям гл. 1, регулирует отношения в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.

На основании п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Следовательно, участие супруги З. в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, при условии, что заявитель является членом ее семьи, в силу прямого законодательного запрета не позволяет ему претендовать на статус нуждающегося в жилом помещении самостоятельно. В этой же связи суд одновременно учитывает, что в данном случае в отношении З., в силу двойственности его правового статуса военнослужащего и одновременно члена семьи военнослужащего – участника НИС, подлежит применению ограничивающая норма, которая по смыслу законодательной конструкции является специальной в отношении норм, допускающих принятие заявителя на жилищный учет при соответствии прочим законодательным условиям, поскольку в отношении членов семьи военнослужащих – участников НИС действует прямой запрет постановки на жилищный учет для обеспечения жильем в иной форме.

Учитывая изложенное, суд признает заявление З. необоснованным и в его удовлетворении отказывает.

Сразу отметим, что не понятно, почему суд при наличии «двойственности правового статуса» заявителя (хотя такая двойственность, по нашему мнению, спорна) сразу применяет нормы, ухудшающие положение заявителя? Какая-то, на наш взгляд, «презумпция виновности»!

Указанное решение суда было обжаловано заявителем в установленном порядке до Верховного Суда Российской Федерации включительно. Всеми инстанциями решение суда оставлено без изменения, в том числе судьей Верховного Суда Российской Федерации. Но на этом «точка» в данном вопросе не ставится. Следует проанализировать определение судьи Верховного Суда Российской Федерации по данному делу.

Согласно определению судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2015 г., отказывая в удовлетворении требований заявителя, руководствовались положениями п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, З. просит поставить на жилищный учет и свою супругу, подлежащую как участник НИС самостоятельному обеспечению жильем за счет государства. При этом с заявлением о постановке на жилищный учет для получения жилого помещения на иной состав семьи З. не обращался и такой вопрос жилищной комиссией не рассматривался.

По нашему мнению, указанные судебные акты нельзя использовать как преюдицию в аналогичных ситуациях по следующим основаниям:

1. Вынося определение от 01.01.01 г., судья Верховного Суда Российской Федерации по указанному административному делу, на наш взгляд, преимущественно руководствовался не тем фактом, что З. являлся членом семьи участника НИС, а именно тем фактом, что его супруга должна быть обеспечена как участник НИС и, следовательно, она не могла быть учтена как член семьи З. при обеспечении его жильем, а с рапортом об обеспечении семьи меньшим составом (без учета супруги) З. не обращался. Следовательно, решение жилищной комиссии об отказе З. в обеспечении жильем обоснованно. Но мы считаем, что в данном определении судья должен был все же изменить ранее принятые судебные акты по делу, изменив в них основания для принятия решения.

2. Полагаем, что суды неверно применили положения п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данная норма имеет отсылочный характер, так как ссылается на Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон о НИС), который имеет приоритетное значение при правовой оценке данных правоотношений. В соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона о НИС реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений и последующего их использования; предоставления целевого жилищного займа; выплаты денежных средств, дополняющих накопления. Анализ данной нормы, по мнению автора, позволяет прийти к выводу о том, что действие абз. 2 п. 15 ст. 15 Федерального закона распространяется только на военнослужащих – участников НИС, а в качестве членов семьи имеются в виду те, к которым переходят права военнослужащего – участника НИС по причине его гибели или смерти или признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

3. Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Таким образом, военнослужащие, подлежащие обеспечению жильем для постоянного проживания, имеют самостоятельное основание для его получения и тот факт, что член семьи военнослужащего является участником НИС, без наличия реальной возможности использовать накопления (и возникнет ли такая возможность или нет, не известно), не может, на наш взгляд, являться сам по себе основанием для отказа в обеспечении жильем.

4. Кроме того, в Обзорной справке практики рассмотрения военными судами дел о реализации прав на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей[2] таких примеров нет. В справке приведены примеры, согласно которым военнослужащий, претендующий на получение жилого помещения для постоянного проживания на состав семьи, включающий военнослужащего – участника НИС, имеет право на получение жилого помещения без учета такого члена семьи, так как данный член семьи имеет право на реализацию своих прав как участник НИС. Думаем, что именно данные примеры стали основанием для отказа определением Верховного Суда Российской Федерации гражданину З. в получении жилого помещения, так как его супруга подлежала обеспечению жильем как участник НИС, а рапорта без ее учета З. не писал.

5. По нашему мнению, в сложившейся ситуации, когда у военнослужащего возникло два основания для обеспечения жильем (либо как участника НИС, либо как члена семьи военнослужащего, получающего жилое помещение), должно быть право выбора основания. В случае обеспечения по последнему основанию денежные средства, накопленные на лицевом счете участника, должны быть возвращены в федеральный бюджет.

Таким образом, мы полагаем, что нельзя отказать военнослужащему в получении жилого помещения лишь на основании того, что член его семьи является военнослужащим – участником накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем. Думаем, это будет грубым нарушением прав данного военнослужащего. Нельзя экономить на правах граждан, тем более на правах тех, кто с честью защищает свое государство!

[1] Судебная практика по административным делам Томского гарнизонного военного суда за 2015 год.

[2] Право в Вооруженных Силах. 2016. № 2. С 43.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

Читайте также:  Что делать, если контрактника по окончании контракта уволили из списков части?

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Постановка на учет нуждающихся в жилье

Для постановки на жилищный учет, г осударство в лице в органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предусмотрело очень строгие критерии, какие граждане действительно нуждаются в помощи, в виде бесплатного получения жилья и могут рассчитывать на эту помощь, а также основания для получения возможности улучшения жилищных условий.
Из анализа обращений к нам военнослужащих и членов их семей, граждан уволенных с военной службы, на сегодняшний день складывается следующая картина: порядка в вопросе постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, больше не стало. Скорее, наоборот. В приказе Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 все написано вроде бы доступным языком и красиво, а вот на практике…
К сведению, по итогам обеспечения военнослужащих жильем в Минобороны РФ в 2017 году обеспечено квартирами – 3.1 %, обеспечено жилищной субсидией – 6,9%, обеспечено ГЖС – 0,1%, реализовали право на жилье в рамках НИС – 13,8%.

С 09 ноября 2010 года, в связи с изданием Министром обороны РФ приказа № 1297 от 27 октября 2010 года, жилищные комиссии во всех воинских частях Минобороны РФ были упразднены, функции постановки военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилого помещения, ведение очередности, обеспечения жилыми помещениями военнослужащих проходящих военную службу по контракту и граждан уволенных с военной службы и другие вопросы предоставления жилья, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455, были возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (далее – Департамент).

Конфликт закона, интересов Департамента и военнослужащих продолжается, как следствие – жилищные права военнослужащих и членов их семей продолжают риализовываться с многочисленным нарушениями. Это и отказ Департамента в предоставлении жилого помещения, по причине неверного определения количественного состава членов семьи военнослужащего, имеющих вместе с ним право на получение жилья, затягивание сроков постановки на жилищный учет, и необоснованное снятие с очереди, например, отсутствие у членов семьи постоянной регистрации (прописки) по месту прохождения военнослужащим военной службы, и т.д.
Бывает и так, что сами военнослужащие не обращая внимание на сроки, в течение которых они должны самостоятельно обратиться в жилищный орган (Департамент) с необходимыми документами для поставновки их в очередь на жилье, по той или иной причине пропускают сроки, установленные абз.3 ч.5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512).

Пример. В настоящее время в судах с нашим участием рассматриваются два дела, когда военнослужащие пропустили сроки на подачу документов в Департамент. Один клиент получил отказ по причине того, что обратился с заявлением уже после исключения его из списков л/состава воинской части. Другого клиента Департамент банально “переиграл”, оставив без жилья. Он своевременно, за месяц до увольнения обратился с документами о постановке в очередь, однако собрал не все документы (не хватало справки о сдаче жилья по предыдущему месту службы, а воинская часть была расформирована), пока делал различные запросы, прошло более 3-х месяцев. Получив заветную “справку” подал документы повторно. Естественно ему отказали по причине того, что он уже не является военнослужащим, и право на получение жилья по линии Минобороны России уже не имеет! Еще и издевательски написали в отказе: “. свое конституционное право на жилище Вы можете реализовать путем обращения в органы местного самоуправления, в порядке гл.7 ЖК РФ”.

Исходя из опыта нашей работы, который образован более чем 20-ти летней практикой, поверьте, многие вопросы решаемы. У нас сложилось четкое понимание – военнослужащему можно оказать практическую помощь в получении квартиры с большей вероятностью в случае, когда военнослужащий обратится за советом к нам заранее, до момента предоставления ему жилья. Некоторые военнослужащие тянут с обращением к адвокату до последнего момента. Иногда у нас уже просто не хватает времени на решение возникших вопросов. Несмотря на это, мы пытаемся оказать практическую помощь в получении жилья до последнего. Если у Вас имеются малейшие сомнения в будущем получении жилья, лучше обратитесь к нам заранее и посоветуйтесь. Поверьте, это действительно лучше сделать заблаговременно, чем потом решать проблему в авральном режиме, когда зачастую бывает уже поздно. Мы готовы оказать профессиональную помощь военнослужащим и членам их семей, так как жилищное право – наша специализация, и вопросы постановки в очередь, получения жилья, и т.д. находятся в поле нашей компетенции и подготовленности.

Не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня поступления заявления в структурное подразделение уполномоченного органа, по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных вп.1 Инструкции, принимается решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. И далее, Вам остается ждать своей очереди на получение постоянного жилого помещения, которое предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов в структурное подразделение уполномоченного органа.

При наличии у военнослужащего или члена его семьи в собственности квартиры, доли в праве жилого помещения:

Пример. У военнослужащего или члена его семьи находится в собственности квартира, доля в праве жилого помещения (полученная по завещанию, договору дарения, купли-продажи, мены). Как быть?

В связи с невозможностью сдачи жилья, ранее полученного от военного ведомства (от иного органа государственной власти), в период прохождения военной службы, если в квартире остались проживать бывшие члены семьи:

Пример. Военнослужащий перевелся к новому месту прохождения военной службы при этом, в квартире остались проживать бывшие члены его семьи. Что делать?

2. Условия и основания признания военнослужащих и лиц гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, нуждающимися в служебных жилых помещениях.

Для признания военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010)

Постановка в очередь и предоставление жилых помещений военнослужащих осуществляется:

  • В вооруженных Силах РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280. Для ознакомления с Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. приказом МО РФ № 1280 от 30.09.2010).
  • В соответствии с приказом Федеральной службы безопасности N 590 от 24 октября 2011 года, функции по обеспечению жилыми помещениями в органах федеральной службы безопасности возложены на жилищные комиссии ФСБ РФ, которые в своей деятельности руководствуются Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (утв. приказом ФСБ РФ № 590 от 24 октября 2011г.).
  • В соответствии с приказом Федеральной службы охраны РФ N 362 от 13 ноября 2002 года, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ФСО РФ, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России (утв. приказом ФСО РФ N 362 от 13 ноября 2002 г.).
  • В соответствии с приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75, во Внутренних войсках МВД, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ВВ МВД, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ (утв. приказом № 75 от 12 февраля 2010 г.).

Внимание! При вашем желании (при наличии полномочий), мы можем собрать и подготовить необходимые документы для включения вас и членов вашей семьи в реестр военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма. Кроме того, мы можем получить за вас справку в 1-м отделе ФГКУ “Западрегионжилье” Минобороны РФ о сдаче (необеспеченности) служебным жилым помещением по предыдущему месту прохождения военной службы (особенно актуально для проходящих военную службу не Московском гарнизоне). А также представим ваши интересы в Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, в 1-м отделе ФГКУ “Западрегионжилье” Минобороны РФ, а также в иных организациях и ведомствах г. Москвы и Московской области.

В разделе «Категории дел», Вы можете ознакомиться с перечнем споров, по которым мы также успешно отстаиваем интересы военнослужащих и членов их семей в военных судах и судах общей юрисдикции (городских, районных).

Ссылка на основную публикацию