Браконьерство статья ук рф рыбалка

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи (вылова) водных биоресурсов.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб , которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения .
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

Читайте также:  Список стран разрешенных для военнослужащих в 2020

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

7. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков преступления, указанного в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.

Ответственность за браконьерство – уголовная и административная

Одним из самых распространенных экологических преступлений является браконьерство. Действующее российское законодательство дает точно определение того, что такое браконьерство, а также предусматривает несение ответственности за совершение такового проступка – как в пределах административного, так и уголовного права. Узнайте, какая ответственность за браконьерство по УК РФ и КоАП РФ, как её избежать и что считается браконьерством.

Правовое регулирование понятия браконьерства и законы о нем

Понятие браконьерства рассматривается различными нормативными документами и актами в России, касающимися различных сфер деятельности, связанной с использованием экологических ресурсов дикой природы. В частности, браконьерство может подразумевать не только охоту, но и нанесение ущерба другим живым ресурсам страны. Так, современное законодательство определяет следующие виды браконьерства:

  • Незаконная охота.
  • Незаконный лов рыбы и других речных, морских и океанических обитателей.
  • Незаконный выруб леса.
  • Незаконный сбор растений.

При этом различные из таковых действий контролируются отдельными положениями разных нормативных документов. В частности, за браконьерство предусмотрена уголовная ответственность положениями следующих статей УК РФ:

  • Ст. 256 УК РФ применяется в отношении преступлений, связанных с незаконным выловом рыбы и иных биологических ресурсов. При этом данная статья, учитывая ряд особых условий и факторов, влияющих на конкретную квалификацию преступления.
  • Ст. 258 УК РФ затрагивает вопросы незаконной охоты, а также подразумевает различную степень наказания в зависимости от факторов, с которыми было сопряжено данное преступление.
  • Ст. 258.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот ценных и находящихся под охраной биологических ресурсов, как водных, так и наземных, в том числе не подразумевающий их убийство. При этом наказанию по данной статье могут подлежать не только лица, непосредственно связанные с выловом или убийством представителей охраняемых категорий, но и лица обеспечивающую торговлю ими в живом или мертвом виде либо частями их тел и другими товарами, полученными в ходе браконьерства, в том числе и третьих лиц.
  • Ст. 260 УК РФ рассматривает лесное браконьерство в виде незаконной рубки лесных нахождений. При этом к лесным насаждениям относятся непосредственно деревья, а также кустарники и лианы, которые могут быть к ним причислены.

Административная ответственность за браконьерство регулируется положениями статей 8.28, 8.35 и 8.37 КоАП РФ и рассматривают они соответственно лесное браконьерство, уничтожение охраняемых видов животных и растений, а также нарушение порядка охоты и рыболовства, в том числе случаи браконьерства, не содержащие в себе состава уголовного преступления. Критерии уголовных преступлений для всех видов браконьерства будут определены далее.

Лесное браконьерство – что это, какое наказание и принципы определения

Под лесным браконьерством подразумевается незаконная рубка лесов, кустарников и иных насаждений. При этом рассматривается в качестве административного правонарушения лесное браконьерство в следующих случаях:

  • Когда совершается не в значительном, крупном или особо крупном размере.
  • Когда совершаются одним лицом.
  • Когда свершаются без использования служебного положения.

Наказание административного характера в таком случае будет зависеть от использования спецтехники или её отсутствия. Без применения спецтехники штраф за лесное браконьерство составляет от 3 до 4 тыс. рублей для граждан, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Наказание за применение спецтехники, или же рубку и повреждение в лесопарковых зонах предусматривают больший размер наказания, а также конфискацию незаконной продукции полученной в ходе такового природопользования и могут включать также конфискацию предметов труда. Также в порядке, предусмотренном КоАП РФ карается и оборот заведомо незаконно полученной древесины.

Привлечение к ответственности подразумевает рубку или повреждение деревьев только в случае, если таковые действия привели или могут привести к полной остановке роста растений. Санитарная рубка леса и обработка деревьев не могут приводить ни к административной, ни к уголовной ответственности и браконьерством не считаются.

Уголовная же ответственность за лесное браконьерство и незаконную рубку может предусматривать санкции вплоть до штрафа в 3 млн. рублей и лишения свободы сроком до семи лет в зависимости от обстоятельств. Также в качестве наказания могут использоваться принудительные работы, а штраф может измеряться и в доходе осужденного за определенный судом период. Кроме этого, наказание может также включать в себя и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Под значительным ущербом с точки зрения лесного хозяйства подразумевается нанесение ущерба в соответствии с установленной таксой свыше 5 тыс. рублей. Крупным считается ущерб, превысивший 50 тыс. рублей, а особо крупным – 150 тыс. рублей.

Наказание за незаконную рыбалку и водное браконьерство

Незаконная рыбалка и водное браконьерство начинают считаться таковыми, если ущерб был нанесен в крупном размере, либо же если в процессе нарушения природоохранного законодательства были замечены следующие факторы:

  • Применение моторных и иных самоходных плавсредств.
  • Использование взрывчатых веществ или электротока.
  • Браконьерство в природоохранных или терпящих экологическое бедствие территориях.
  • В местах нереста рыбы.
  • Браконьерство было совершено в отношении морских млекопитающих в открытом море.
  • Браконьерство сопровождалось использованием служебного положения.

В остальных ситуациях ответственность за незаконный лов рыбы и других водных обитателей подразумевает лишь административное наказание. Административный штраф за незаконную рыбалку с нарушением законодательства составляет от 500 до 4000 рублей для граждан. Однако кроме этого таковое правонарушение может также предусматривать и запрет на занятие охотой или рыбалкой и в случае повторного свершения правонарушения во время действия данного запрета размер наказания может увеличиваться.

Уголовная ответственность наступает, когда размер причиненного водным ресурсам ущерба составил более 100 тыс. рублей. Соответственно, привлечь рыбака на весельной лодке, занимавшегося рыбалкой во время запрета на таковую, за браконьерство к уголовной ответственности, например, будет попросту невозможно.

Действующее законодательство относительно браконьерства в сфере рыбной ловли практически не затрагивает интересы рыбаков-любителей и позволяет и обходиться лишь административными штрафами и предупреждениями даже в случае незаконности деяний.

Охота как браконьерство

Именно охота считается одним из основных способов браконьерства. И действующее законодательство строго относится к уничтожению редких животных и просто ведени. незаконной охоты. Это связано с тем что для охоты часто применяется огнестрельное оружие, а ведение охоты в неположенных местах или же в неположенное время может привести даже к человеческим жертвам.

Однако несмотря на такую высокую опасность, незаконная охота среди иных видов браконьерства предусматривает наказание в виде лишения свободы с максимальным сроком в два года, и то в случае браконьерства с участием группы лиц или организованной группы, а также в случаях применения для браконьерства служебного положения.

Этому есть логичное объяснение. Охота, в отличие от промысловой рыбалки или вырубки леса, не может нанести слишком большого урона экологической обстановке, по крайней мере со стороны одного конкретного браконьера. В то время как браконьерская деятельность в лесной или водной сфере часто может приводить к вымиранию целых экосистем.

Некоторые зоозащитные и экологические организации связывают слабое наказание за охоту как браконьерство с тем, что охота является увлечением многих людей с высоким социальным статусом, в том числе работников государственной службы.

Штрафы и наказания за незаконную рыбалку в 2020 году

Отправляясь на рыбалку мало кто задумывается о законодательстве. Но от ответственности, как известно, незнание закона не освобождает.

Поэтому прежде чем копать червей, складывать крючки и расчехлять спиннинги, следует изучить правила – когда, где и как разрешено ловить рыбу.

Где запрещена рыбалка?

Узнать подробно где запрещена рыбалка можно из соответствующих законов. Например, из федерального закона «О рыболовстве» ФЗ-№166. Это основной документ, регламентирующий любительский вылов рыбы, однако, он не единственный.

Конкретные правила и нормы на ловлю рыбы устанавливаются на региональном уровне. Регулирует добычу в России Росрыболовство.

  • Важно! Любительская рыбалка является свободной и бесплатной на всей территории России.

Места, где разрешена рыбалка:

Рыбалка разрешена везде (в те сроки), где не запрещена. То есть, в водоемах общего пользования, которые не являются заповедниками, частными объектами, предприятиями по разведению рыб или иными местами, входящими в вышеуказанный список.

На коммерческих прудах ужение возможно, если хозяева предоставляют такую услугу за плату по установленным хозяйством правилам.

Места, где запрещена рыбалка:

  • возле мостов, шлюзов, плотин и гидротехнических сооружений;
  • возле рыб/заводов и садков для выращивания молодняка;
  • на речных фарватерах с плавсредства (лодки, катера);
  • охранные территории (заповедные места, заказники, рыбопитомники);
  • в прудовых/рыбных хозяйствах;
  • где нерестится рыба во время нереста;
  • на объектах рыбоводных заводов в период выпуска «молодняка».

Прежде, чем поехать на рыбалку, необходимо узнать, можно ли ловить рыбу на этом месте. Весной нужно помнить также о размножении рыб – в этот период правила ужесточаются вплоть до полного запрета рыбалки.

Устанавливаются они территориальными органами. Узнать про них можно на региональных сайтах, в рыболовных обществах и т.п.. Имеющиеся требования можно свести к нескольким основным.

Основные ограничения:

  • запрещение вылова в конкретных местах и на определенные периоды;
  • запрещение добычи охраняемых пород;
  • минимальный размер или вес, препятствующей добыче молоди;
  • квоты ловли на лицо или плавсредство;
  • ограничение на применение речных или морских судов в ловле (по размеру, типу) либо их полный запрет;
  • регламентация снастей (по виду, количеству, способу применения);
  • установление сборов (оплаты) за законно выловленную рыбу (водных обитателей).

Чем запрещено ловить рыбу?

Запрещены в основном такие способы и методы, которые калечат рыбу, ведут к вылову молоди, уничтожают все живое или не дают водным обитателям восстанавливать свою численность.

Чем запрещено ловить рыбу:

  • сети;
  • глушение с помощью взрывчатых веществ;
  • ловушки (морды, верши и т.п.) исключая раколовки;
  • устройство запруд и других заграждений;
  • спуск водоемов;
  • приманка светом;
  • на смык;
  • электрошоковые устройства и электроудочки;
  • ружья и другой огнестрел;
  • акваланги;
  • жмыхоловки и комбайны;
  • зимняя рыбалка с возведением шалашей и временных строений на льду;
  • охота на раков нырянием и вброд;
  • крючковые самоловы;
  • острога и другие устройства для накалывания с берега или лодки;
  • капканы;
  • донные тралы;
  • телевизоры и иные ловушки на основе сетей;
  • сомовники.

Чем разрешено ловить рыбу:

  • жерлицы и кружки – не больше 10 крючков на 1 рыболова;
  • раколовки – не свыше 3 штук на лицо (диаметр раколовки не выше 80 см, а ячейки сетки – больше 22 мм);
  • троллинг на моторных либо парусных средствах – 2 приманки на судно и не больше;
  • переметы – до 10 крюков на 1 ловца;
  • с плавсредств – если они официально не зарегистрированы, не имеют регистрационных знаков, а также в местах нереста, когда он идет;
  • пассивные снасти (переметы, закидушки и т.п.) – на реках, где обитают лососевые рыбы;
  • пневматическое оружие – кроме специально спроектированного для подводной охоты;
  • спиннинги и удочки – до 10 крючков на всех на 1 лицо;
  • спиннинги и удочки – до 5 штук на 1-го удильщика;
  • подъемники, черпаки – с размером более 1 метра с ширину и длину и ячейке сетки не мельче 10 мм.
Читайте также:  Серия и номер стс где смотреть

Ловля рыбы сетями

Любительская ловля рыбы сетями разрешена только в регионах Дальнего Востока, в областях Сибири, в европейской части страны — только на Севере. Для этого нужно получить лицензию в Росрыболовстве.

Все сети учитываются и маркируются с указанием их владельца.

Какую рыбу положено отпускать после поимки?

Закон запрещает добывать молодь. Стоит отметить, что измерение длины рыбы осуществляется от высшей точки рыла (прим. при закрытом рте) и до основания средних лучей хвостового плавника. Для ракообразных это значение будет равно длине тела от конца хвостовых пластин и до линии, которая соединяет середину глаз.

Если длина пойманной рыбы — менее допустимой, ее в обязательном порядке следует отпустить «домой» с минимумом повреждений.

Минимальные размеры по видам (в сантиметрах):

  • толстолобик – 50;
  • белый амур – 45;
  • сом – 40;
  • налим – 40;
  • судак – 38;
  • жерех – 35;
  • щука – 32;
  • сазан – 30;
  • берш – 25;
  • карп – 24;
  • рыбец – 22;
  • голавль – 20;
  • усач – 20;
  • лещ – 17-28 (значения меняются по регионам);
  • тарань – 16;
  • форель – 15;
  • подуст – 15;
  • селедка – 15;
  • рак – 9.

Ограничения на вылов рыбы

По количеству улова законом определено следующее:

  • Норма улова на 1-человека/сутки – 5 кг рыбы. При этом исключение только одно – в случае, когда вес 1-й рыбины – выше нормы улова.
  • Норма вывоза рыбы – не более двойной нормы за 2-е суток пребывания (вывоз в любом виде – соленая или вяленая, копченая и сырая).
  • Отсутствуют ограничения: на улов уклейки, пескарей и ершей.
  • Норма улова раков – не более 30 шт на 1-го человека/сутки.
  • Ловля наживки – не более 30 живцов на 1-го человека/сутки.
  • Категорически запрещено под видом любительской рыбалки заниматься промышленной добычей. Правонарушителю может быть предъявлено обвинение по статье 256 УК РФ.

Штрафы и наказания за незаконную рыбалку в 2020 году

За незаконную рыбалку в 2020 году предусмотрены следующие штрафы и наказания:

Административная ответственность граждан в виде штрафа (КоАП РФ):

  • За нарушение правил вылова рыбы.
    Штраф: – 2000-5000 руб. и конфискация снастей и плавсредства (ст.8.37 ч.2).
  • За рыбалку без лицензии, когда она требуется, либо за нарушение лицензии.
    Штраф: – 500-1000 руб. (ст.7.11).
  • За уничтожение редких видов рыб (из Красной книги).
    Штраф: – 1000-2000 руб. с изъятием улова и снастей (ст. 8.35).
  • За несоблюдение правил переселения, акклиматизации или гибридизации рыбы.
    Штраф: – 1000-1500 руб. (ст.8.36).
  • За игнорирование норм охраны среды обитания или путей миграции рыбы.
    Штраф: – 2000-5000 руб. (ст. 8.33).
  • За нарушение правил водопользования во время рыбалки.
    Штраф: – 1500-2000 руб. (ст.8.14 ч.2).
  • За нарушение правил плавания для судов.
    Штраф: – 500-1000 руб., либо лишение прав сроком до одного года (ст. 11.7 ч.2).
  • За ловлю рыбы в период нереста.
    Штраф: до 300 000 рублей.
  • При использовании запрещенных орудий лова с причинением ущерба в крупном размере в местах (и во время) нереста.
    Штраф: 100 000 — 300 000 рублей или ареста на 6 месяцев.
  • За стоянку авто у водоема (от уреза воды до авто должно быть не менее 200 метров).
    Штраф: — 3 500-4 000 руб.
  • Нельзя засорять берега водоема, бросать в него мусор.
    Такие действия штрафуются по ст. 8.13 ч.1 на 500-1000 руб.
  • Уничтожение или повреждение спец.знаков, определяющих границы охраняемых объектов.
    Штраф: — 300-500 руб.

Уголовная ответственность:

  • За запрещенную добычу водных обитателей в крупных объемах, в период нереста или при миграции рыбы на нерест, с судна с мотором, в заповедниках и заказниках – штраф 300-500 тысяч рублей, либо исправительные работы или тюремный срок до 2 лет (ст. 256 ч.1 УК РФ).
  • За незаконную добычу видов, охраняемых Красной книгой или международными соглашениями – от обязательных работ до 480 часов, до 3 лет тюремного заключения со взысканием до 1 миллиона рублей (ст. 258.1 ч.1 УК РФ).

Дополнение об ответственности за лов краснокнижных пород. Если такая особь была поймана случайно, в результате чего она погибла, то отвечать придется в административном порядке. А вот, если вылов был намеренный, или добытую рыбу везли домой и попались – ждите уголовного обвинения.

Подводная охота

Подводная охота определена как вид рыболовства и допустима только при помощи подводного ружья или гарпуна. Гарпун не должен иметь более 5 зубьев на наконечнике. Использовать эти виды орудия строго запрещено для наземной охоты и рыболовства. Запрещено использовать акваланг для подводной охоты. Также нельзя рыбачить таким образом в местах скопления людей.

Для осуществления подводной охоты необходимо:

  • удостоверение подводного стрелка;
  • путевка — на территории рыбохозяйств;
  • удостоверение подводного охотника.

При этом для этого вида рыбалки действуют все запреты и ограничения федеральных законов «О рыболовстве» ФЗ-№166 и ФЗ-№475, а также общие правила рыболовства и региональные лимиты.

Рыбалка с лодки (катера)

На рыбалку с лодки действует запрет во время нереста. Также на региональном уровне возможны и иные запреты. Опасность тут в том, что возможно не только начисление крупного штрафа, но и конфискация самого плавсредства.

Потому прежде, чем отправиться на рыбалку с лодкой (катером), всегда нужно узнать заранее все правила, которые действуют в регионе в настоящий момент времени. Это важно, потому, что они постоянно меняются и дополняются. Соответствующие документы, разрешение на данный способ ловли, должны быть при вас.

Выводы

Из всего вышеизложенного можно выделить следующие моменты:

  1. Незнание закона не освобождает от ответственности.
  2. Рыболовы должны самостоятельно изучить правила рыбалки.
  3. Ловить рыбу можно везде и в любое время, где это не запрещено, исключая период нереста рыбы.
  4. Использовать можно удочки, спиннинги. Не больше 5 штук на одного рыбака.
  5. Лимит по размеру улова устанавливается на местах.
  6. Норма улова 5 кг на человека в сутки.
  7. Ловить рыбу сетями можно в некоторых районах и только при наличии лицензии.
  8. Подводная рыбалка разрешается без использования акваланга.

Статья 256 УК РФ. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (действующая редакция)

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах –

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, –

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным – двести пятьдесят тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 256 УК РФ

1. К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Водными животными признаются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечнополостные водные организмы.

Промысловые морские растения – водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени либо имеющие специальный правовой статус.

2. Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, имеют материальный (п. “а”) и формальный (п. п. “б”, “в”, “г”) составы. В первом случае преступление окончено с момента причинения крупного ущерба, в остальных – с момента начала добычи независимо от того, были ли фактически добыты водные биологические ресурсы.

Последствия в виде крупного ущерба оцениваются исходя из количества и стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)”).

3. Добычу следует признавать незаконной, если она произведена без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), с превышением установленного количества водных животных, запрещенных к вылову, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.

4. Места нереста – это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и появляется потомство; миграционные пути – водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в больших количествах (рунный ход).

Использование самоходного транспортного плавающего средства, т.е. средства передвижения по воде, снабженного двигателем любого типа (моторной лодки, катера, скутера, яхты и т.п.), в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений является одним из признаков рассматриваемого преступления.

К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. По ч. 2 ст. 256 УК уголовная ответственность наступает за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Открытым признается море за пределами 12-мильной морской полосы от побережья в районах зверобойного промысла России и в районах действия Временной конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана (1957 г.).

Запретные зоны – это прибрежные зоны, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, бобров или иных морских млекопитающих, в том числе их лежбища.

Читайте также:  Необходимо ли выплачивать деньги за услуги до заключения трудового договора?

8. Деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 256 УК, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК), образуют особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 256 УК).

Понятие браконьерства, ответственность и судебная практика

Браконьерство – вылов рыбы и другие водных объектов в запрещенный период (нерест), запрещенных местах (места нереста и пути к этим местам), в незаконных количествах или незаконного вида (вид, занесенный в Красную книгу), а также вылов рыбы, которую запрещено ловить в конкретном водоеме, с использованием запрещенных снастей.

Но в то же время выращивание редких цветов с целью дальнейшей продажи, срубание деревьев на своем земельном участке и использование большинства видов рыболовных сетей не запрещены законом, поэтому определить действовал ли предполагаемый преступник в рамках законодательства трудно. Обычно, за браконьерство отвечают перед законом только люди, нанесшие крупный ущерб природе, или пойманные непосредственно в момент совершения преступления. Это создает иллюзию безнаказанности преступления у граждан.

Статья 256 УК РФ «браконьерство»

  • если действия причинят крупный ущерб;
  • если используются средства для массового истребления водных объектов или самоходный транспорт;
  • когда вылов осуществляется в местах нереста или на особо охраняемой территории.

Наказание за такие действия назначается в виде штрафа (от 300 до 500 тысяч рублей), исправительных работ (до 2 лет), лишения свободы (до 2 лет).

Второй пункт разъясняет, что меры наказания за ловлю морских млекопитающих в открытом море аналогичны наказанию за преступление, обозначенное в первом пункте.

Третий пункт содержит перечень отягощающих обстоятельств, которые ужесточают наказание:

  • использование служебного положения,
  • совершение организованной группой,
  • по предварительному сговору,
  • с причинением особо крупного ущерба.

Наказание предусмотрено в виде штрафа (от 500 тысяч до одного миллиона), лишение свободы (от 2 до 5 лет). Если преступление было осуществлено должностным лицом, его могут лишить права работать в своей отрасли на срок до 3 лет.

Примечание раскрывает значение понятий крупный ущерб (оцененный на сумму более 100 тысяч и особо крупный ущерб).

Обстоятельства водного браконьерства, не упомянутые в статье, регулируются КоАП РФ .

Статьи о других видах браконьерства

  • штрафа размером до 3 миллионов,
  • принудительных работ на срок до 5 лет,
  • лишение свободы на срок до 7 лет.

Максимальные наказания возможны только при наличии отягощающих обстоятельств.

Судебная практика

К уголовной ответственности за браконьерство привлекаются только те преступники, результат деятельности которых, нанес явный ущерб. Рассмотрим пример судебной практики по делам, связанным с незаконной охотой и рыбалкой:

Незаконно охотясь на лося в составе группы гражданин А увидел, что в зарослях что-то шевелится и выстрелил. Оказалось, он подстрелил гражданина Б, который также вышел на охоту. Заметив, что подстрелен человек, организованная группа стала разделывать ранее подстреленного лося, не обращаясь за помощью. Тело гражданина Б нашли милиционеры и по калибру пули выяснили, что ружье, из которого убит Б, принадлежит гражданину А. В ходе предварительного следствия подозреваемый признал свою вину. Исходя из состава преступления, виновнику грозит уголовное наказание по статье 258 (п.2) за незаконное браконьерство, а также наказание за непредумышленное убийство (7-15 лет лишения свободы). Каждому участнику группы грозит наказание за браконьерство и по 124-той статье УК РФ (пункт 2) за неоказание помощи.

Профилактика браконьерства

С целью профилактики браконьерства власти прибегают к ужесточению мер наказаний за преступление и более тщательный контроль. Так, в предполагаемых местах браконьерства могут быть размещены фотоловушки, позволяющие узнать личность браконьера, регулярно проводятся проверки, сформированы патрули, которые выезжают на место преступления по вызову, связанному исключительно с браконьерством. Незаконное оружие и другие приспособления для браконьерства конфискуются у правонарушителей. Но действительно предотвратить экологическое преступление может только влияние на общественное сознание посредством рекламы и агитаций.

Комментарии к 256 статье Уголовного кодекса о незаконном вылове рыбы

За браконьерство на воде в России предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ. Согласно данной норме незаконная добыча, или вылов, водных биологических ресурсов – это рыбная ловля и добыча иных водных организмов, в т. ч. ценных животных, совершённая с нарушением установленных правил. Даже рыболовство с обычной электроудочкой подпадает под ст. 256 УК РФ. В соответствии со ст. 151 УПК РФ дознание по данным фактам может осуществляться органами пограничной службы ФСБ, если деяние было ими выявлено. В иных случаях дознание либо административное расследование проводится органами внутренних дел.

Браконьерство – угроза природе

Ежегодные потери российской экономики от браконьерства на водоёмах в 2004 году оценивались, по официальному заявлению МВД, в 1 млрд дол. Обеднение видового состава биоценоза ставит под угрозу и тех животных, на которых охота не ведётся, поскольку нарушается экологическое равновесие и разрываются пищевые цепочки. Варварское добывание икры уменьшает количество молодой рыбки и снижает численность популяции.

В мелких водоёмах вроде лиманов браконьеры способны вылавливать тонны живого веса без выхода в море.

Добывание рыбы и морских животных разрешается в рамках квот по платным лицензиям. Квоты на вылов будут регулироваться на основе данных о выловленных в предыдущий год объёмах.

Рыбный промысел, который обеспечивает законопослушных рыбаков трудовыми доходами, страдает от обеднения естественной среды после того, как браконьеры поймали большой объём биоресурсов, при этом не заплатив за лицензию. Данная уголовная норма призвана защищать окружающую среду от ущерба, а экономику – от бюджетных потерь.

Закон перечисляет в качестве преступных орудий такие предметы:

  • моторные лодки и катера;
  • взрывчатку;
  • химические приманки;
  • электрические удочки;
  • иные способы массового лова.

Право дознавателей ФСБ проводить предварительное расследование по данным преступлениям связано с тем, что ловля с судов в территориальных водах России иностранными рыбаками, не имеющими лицензий, осуществляется зачастую с нарушением пограничного законодательства и требует для поимки нарушителей усилий погранслужбы.

Как доказывается и наказывается преступление?

Субъективная сторона преступления заключается в том, что браконьер осознаёт отсутствие права ловить рыбу или другую водную фауну (крабов, трепангов) сверх разрешённого объёма или вне разрешённого района. Если инспекция обнаруживает людей на водоёме или на его берегу в период, когда там запрещён лов, и при этом имеются признаки того, что люди прибыли для лова, это даёт основания для проверки целей их нахождения на воде либо у воды.

Для фиксации факта изъятия добытых ресурсов может применяться запись на видео, также видео- и фотосъёмка закрепляют характерные признаки техники: номер автомобиля, катера, иного транспортного средства.

Криминалистические экспертизы по делам о вылове биоресурсов включают в себя определение типа и характеристику орудий лова. В экспертном заключении должно быть описано орудие, из чего станет ясно его устройство, материал, способ производства (промышленный или кустарный) и пригодность к использованию.

Сети и электроудочки самодельной конструкции доказывают преступный умысел особенно наглядно, поскольку в магазинах запрещённые орудия лова не продаются. Орудием преступления и уликой зачастую выступают рыболовные сети и их разновидности: вентери, «экраны» и т. п. Ещё один способ незаконного добывания рыбы – это использование рыболовных веществ, в состав которых входят стимуляторы аппетита у обитателей воды.

Санкции по 256 УК РФ достигают миллиона рублей штрафа и пяти лет лишения свободы. Применение штрафных санкций обычно включает в себя и конфискацию добытой водной живности и зверя. В целях определения ущерба применяются таксы – расценки за единицу добычи, которые утверждаются правительством. Для судебного преследования количество голов в улове подсчитывается и умножается на таксу для каждого вида. Получившаяся сумма взыскивается с осуждённого в бюджет. Охота на морских млекопитающих преследуется также по 256 УК в отличие от браконьерства на суше

В качестве наказания за данное деяние Уголовный кодекс предусматривает:

  1. Штраф.
  2. Исправительные работы.
  3. Лишение свободы.

Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься охотой в 256 УК прописано только в ч. 3, но может быть назначено судом (обычно назначается) и по первым двум частям.

Если группа браконьеров получает приговор по ч. 3, то новый деликт до погашения судимости будет рассматриваться как рецидив.

Также ч. 3 подлежит применению, если незаконный лов вело должностное лицо с использованием своего положения либо ущерб превысил сумму в 250 тыс. р. Такой ущерб возникает, например, при добыче 30 осетров или 200 лососей; для других видов он определяется по вышеупомянутым расценкам.

Особенности судебной практики

Судебная практика по делам о преступлениях, наносящих ущерб водным биоресурсам России, во многом складывается из приговоров, что выносятся в особом порядке, когда доказательства не исследуются в суде, а наказание не может составить больше двух третей предусмотренного по данной статье срока.

Оправдательные приговоры по данной статье встречаются редко, но тем не менее бывают. Так, в 2011 году в Курганской области были оправданы два рыбака, которым вменялось незаконное добывание рыбы с причинением крупного ущерба. В суде было установлено, что рыбаки ловили сетью в том же районе, где производится добыча биоресурсов в промышленных объёмах, а следовательно, их действия общественной опасности не представляли.

Уголовный закон не выделяет частные и арендованные водоёмы из общего понятия среды, в которой обитали незаконно выловленные организмы, однако учёные-юристы, консультанты судов и судьи считают, что в случае, когда лицо занималось тайной ловлей на специальном водоёме, где рыбу разводят, то имеет место преступление, за которое предусмотрено наказание не по ст. 256, а по ст.158 УК РФ (кража), поскольку происходит не в прямом смысле незаконное добывание водных биологических ресурсов, а хищение рыбы, разводимой собственником (арендатором). Например, в 2015 году в городе Георгиевске Ставропольского края гражданин Макогонюк А. В. был осуждён по ст. 158 УК РФ за незаконный вылов рыбы из частного водоёма.

Возможно, что при очередном изменении Уголовного кодекса в нём появится разъяснение о том, когда за хищение рыбы наступает ответственность по ст. 256, а когда по 158 УК РФ. Законодательно эта тонкость пока не закреплена, но на практике применяется.

Работа профессионального рыболова неизбежно связана с тем, что при извлечении сетей в них могут оказаться редкие организмы. Состав преступления в данном случае не возникает, поскольку не было умысла, а плата за лицензию на пользование природными ресурсами уже включает в себя возможный побочный вред. Однако если добывание велось именно в отношении видов, лов которых ограничен или запрещён, это будет видно по составу добычи, то за эти организмы будет начислена сумма к возмещению ущерба по таксе Правительства (см. выше). Постановление правительства №724 от 2000 года классифицирует объекты противоправной добычи, разделяя их на две большие группы: обычные и редкие (занесённые в Красную книгу).

Внутри этих групп перечисляются такие водные объекты и организмы:

  • рыбы;
  • млекопитающие;
  • ракообразные;
  • рептилии;
  • моллюски;
  • водоросли;
  • икра;
  • некоторые другие группы организмов.

Однако не всегда целенаправленная незаконная добыча является преступлением. Помимо случаев, описанных выше, малозначительность вреда может быть очевидна уже при задержании нарушителей, и тогда органы, уполномоченные охранять водные ресурсы, просто оформляют административный протокол.

Административные правонарушения

Если размер ущерба оказался менее предусмотренного в УК, то нарушение правил охоты и рыбной ловли преследуется в административном порядке, а именно по ст. 8.17 и 8.37 КоАП РФ. Срок давности составляет год со дня совершения правонарушения. В качестве наказания за правонарушение также применяется конфискация орудия правонарушения.

Поскольку стоимость лодки или катера, подлежащих конфискации, может превышать сумму штрафа, эта угроза даже сильнее, чем прописанные в КоАП наказания в денежном эквиваленте.

В отличие от уголовных составов, административные допускают также привлечение организаций к ответственности.

Поэтому лица, привлекаемые к административной ответственности, делятся на три группы:

  1. Граждане.
  2. Должностные лица.
  3. Юридические лица.

Для последних предусмотрены наибольшие штрафы, но для предприятий они могут оказаться почти незаметными благодаря обороту (если это крупное предприятие). Наиболее уязвимы перед административными штрафами индивидуальные предприниматели, поскольку они платят крупные штрафы как должностные лица, но зарабатывают зачастую как обычные граждане.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию