Ведение бухгалтерского учета в автосалоне

Демонстрационный автомобиль: учет, налоги

Автор: С. В. Манохова

Каков порядок бухгалтерского учета автомобилей, используемых дилером для совершения тестовых поездок потенциальными покупателями? Могут ли указанные автомобили амортизироваться в целях налогообложения?

В большинстве автосалонов потенциальный покупатель может прокатиться на понравившейся ему модели авто (как правило, дилеры имеют целый парк автомобилей для тест-драйва – по одной-две машины на каждую модель). Указанные автомобили регистрируются в органах ГИБДД, как правило, страхуются по КАСКО на случай ДТП. Впоследствии тестовые экземпляры автомобилей продаются с существенной скидкой. Каков порядок бухгалтерского учета названных авто? Могут ли они амортизироваться в целях налогообложения?

Формулировки дилерского соглашения.

Прежде чем приступить к анализу ситуации, озвучим условия стандартного дилерского договора: поставщик предоставляет дилеру неисключительное право, а дилер принимает на себя обязанность осуществлять продажу договорной продукции клиентам (автомобилей и оригинальных и (или) рекомендованных поставщиком и приобретенных у поставщика запасных частей, расходных материалов и аксессуаров для автомобилей), а также обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание продукции.

Согласно договору дилер обязан иметь демонстрационные автомобили, допущенные к дорожному движению, находящиеся в исправном и готовом для использования состоянии, в количестве и ассортименте моделей, предусмотренных в годовом плане поставки. Предназначение таких автомобилей – предоставить возможность потенциальному клиенту совершить ознакомительную поездку «тест-драйв», в результате которой можно установить достоинства (недостатки) автомобиля определенной марки (модели).

В отношении демонстрационных автомобилей заключаются договоры купли-продажи отдельно на каждый автомобиль. Минимальный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного составляет шесть месяцев со дня постановки на учет. По окончании срока демонстрационный автомобиль может быть выведен из тест-драйва, снят с учета и продан конечному потребителю со скидкой (расчетная скидка – 10% от рекомендованной розничной цены).

Бухгалтерский учет.

Для ответа на первый вопрос (каков порядок бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей?) обратимся к положениям ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Основные средства».

Согласно п. 2 первого из названных документов в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Прочитав формулировки названных выше ПБУ, однозначно сказать, к какому из этих двух типов активов относится демонстрационный автомобиль, нельзя.

Условия признания актива в качестве ОС

Выполняется (+), не выполняется (-)

Демонстрационный автомобиль предназначен для использования в предпринимательской деятельности торгового предприятия (в частности, для активизации покупательского спроса)

Данное условие можно считать выполненным, если автомобиль в качестве демонстрационного образца организация планирует использовать свыше 12 месяцев

По окончании эксплуатации демонстрационный автомобиль планируется продать (при этом данный автомобиль будет считаться бывшим в употреблении, поскольку он был зарегистрирован, а потом снят с учета в органах ГИБДД)

Четвертое условие признания актива в качестве ОС по своему смыслу близко к первому, поскольку использование актива в деятельности предприятия само по себе подразумевает его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

Таким образом, автомобиль, предназначенный для тест-драйва, – нечто среднее между двумя видами активов (товар, основное средство). Как правило, торговые организации при принятии решения о том, в качестве какого актива учитывать данные автомобили, ориентируются на предполагаемый срок их эксплуатации в автосалоне. Если планируется использовать ТС в качестве демонстрационных автомобилей длительное время (более одного года), целесообразно принимать их на учет в качестве ОС. Если же планируемый срок эксплуатации невелик (скажем от шести месяцев до одного года), разумнее учитывать их в качестве товаров.

Налоговый учет.

Итак, выше мы рассмотрели вопросы бухгалтерского учета автомобилей, используемых для тест-драйва. Далее поговорим о налоговой стороне вопроса. Идентичны ли правила квалификации ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Какое имущество признается амортизируемым в целях налогообложения прибыли?

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ понимается часть имущества:

используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Понятие амортизируемого имущества содержится в ст. 256 НК РФ. Так, амортизируемым признается имущество:

которое находится у налогоплательщика на праве собственности;

которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

со сроком полезного использования более 12 месяцев;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Обратите внимание: критерии признания активов в качестве основных средств (амортизируемого имущества) в бухгалтерском и налоговом учете не идентичны. В частности, в целях ведения налогового учета не имеет значения дальнейшее применение актива (то, что организация предполагает последующую его продажу). Кроме того, в налоговом учете речь идет о сроке полезного использования объекта ОС, под которым понимается период, в течение которого он служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, при этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы[1]. В то время как в бухгалтерском учете важен другой критерий – предназначение актива для использования в течение длительного времени на конкретном предприятии.

Возникает вопрос: вправе ли организация учитывать автомобили, предназначенные для тест-драйва, в составе товаров в целях ведения бухгалтерского учета и в составе амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли? Теоретически, да. В подтверждение этого вывода приведем пример из арбитражной практики (см. Постановление АС ВВО от 30.05.2017 № А79-5411/2016).

Мнение налоговиков.

В ходе налоговой проверки инспекторы установили, что организация в проверяемый период учитывала демонстрационные автомобили в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары». В налоговом учете она признала их амортизируемым имуществом и ежемесячно начисляла амортизацию. Одновременно с этим налоговый орган установил, что в ряде случаев такие автомобили были проданы покупателям (считая с даты их приобретения) через продолжительное время (более года), а в ряде случаев – в период менее года.

По мнению инспекторов, спорные тестовые автомобили не отвечают критериям отнесения приобретаемого имущества к амортизируемому и не могут быть приняты на учет в качестве основных средств. Причем тот факт, что в отдельных случаях автомобили эксплуатировались в организации более года, не повлиял на принятое налоговиками решение.

Что интересно: в отношении демонстрационных автомобилей, приобретенных ранее и учтенных обществом на счете 01 «Основные средства», инспекция посчитала правомерным списание затрат путем отнесения амортизационных отчислений на расходы в период использования автомобилей в производственной деятельности.

Из объяснений налогоплательщика.

Ранее тестовые автомобили отражались в бухгалтерском учете на счете 01. В проверяемый период бухгалтером было принято решение учитывать их на счете 41 на том основании, что в целях ведения бухгалтерского учета не выполняется условие 3 для признания актива в качестве ОС.

То есть налоговики возможность начислять амортизацию в налоговом учете напрямую увязали с алгоритмом бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей.

Мнение арбитров.

В статье 256 НК РФ не содержится условие о том, что для отнесения имущества к амортизируемому в целях ведения налогового учета необходимо соблюдение условия о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в период использования тестовых автомобилей в деятельности организации путем начисления амортизации соответствует положениям ст. 256 НК РФ и установленному ст. 272 НК РФ принципу равномерности признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Более того, указанный подход не приводит к потерям в бюджете, а наоборот, исходя из названного принципа равномерности признания доходов и расходов, позволяет равномерно учитывать расходы в отношении имущества, приносящего доход в длительный период.

Доводы инспекции о неправомерности учета тестовых автомобилей в составе амортизируемого имущества лишь на том основании, что налогоплательщик учитывал их на счете 41, не правомерны, поскольку законодатель исходит из различного применения понятий «основное средство» и «амортизируемое имущество» для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

В итоге суд сделал вывод, что демонстрационные (тестовые) автомобили правомерно учтены обществом в налоговом учете в составе амортизируемого имущества, а их стоимость частично списана через механизм амортизации.

Нормы бухгалтерского и налогового учета активов, расходов, доходов не идентичны. В частности, следуя буквальному прочтению бухгалтерских и налоговых норм, автомобили, используемые для тест-драйва и предназначенные для последующей продажи, допустимо отражать в бухгалтерском учете в качестве товаров, в налоговом учете – в качестве амортизируемого имущества. Но это в идеале. На практике такое «несоответствие» наверняка бросится в глаза налоговым инспекторам, и велик риск, что они посчитают признание в налоговом учете амортизационных отчислений неправомерным.

В то же время, мы видим, что судьи в подобной ситуации могут принять сторону организации. Как всегда, выбор алгоритма действий – за налогоплательщиком.

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с названной классификацией легковые автомобили включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Особенности бухгалтерского и налогового учета в автосалоне

Об услуге

Развитие большой сети автосалонов требует от их собственников грамотного и точного бухгалтерского и налогового учета. Такие автосалоны, как правило, покупают и продают автомобили, автохимию, аксессуары для авто, а также занимаются послепродажным сервисным обеспечением. Работы, оказываемые этими организациями, имеют узкоспециализированный характер, которые включают: обслуживание авто в день обращения, долговременное обслуживание, хранение автошин, продажу расходных материалов, покупку и продажу бывших в употреблении автомобилей.

При такой деятельности осуществлять бухгалтерский учет в автосалоне будут бухгалтеры, у которых, как правило, возникают различные вопросы, связанные с особенностями учета в том или ином случае. В том числе вопросы, связанные с организацией автоматизированного учета. В таких случаях автоматизация автосалона обязательна.

В любом случае всегда целесообразно рассматривать бухгалтерский учет реализации товаров и услуг автосалона в соответствии с действующим законодательством. Как показала практика проверок, неверное трактование законодательной базы часто приводит к очевидным налоговым нарушениям, что приводит к административным штрафам и отнимает много времени на исправление последствий этих нарушений.

Квалификация бухгалтера

Несмотря на то, что автосалон не является крупным предприятием с многоуровневой иерархической структурой управления и производственных связей различной сложности, выбор специалиста высокой квалификации, а в данном случае бухгалтера не перестает быть актуальным даже для такой организации. Правильность и безошибочность всех проводок не только облегчает жизнь руководителю организации, но и экономит время всех задействованных в таком бизнес-процессе работников автосалона, что позволяет сконцентрироваться на работе и решении новых задач.

Поиск такого специалиста является трудным, что обусловлено невысокой заинтересованностью бухгалтеров, участвовать в бизнесе такого уровня. Ведь в автосалоны высокого класса трудно попасть, учитывая, что их процент очень невысокий по сравнению с мелкими и средними автосалонами, расположенными повсеместно. Как правило, особенность подбора профессиональных кадров заключается не в прямом поиске кандидата, а передача такой функции на аутсорсинг, что является очень распространенным сегодня.

Обычно если автосалон является небольшой организацией и не имеет широкой сети филиалов, то бухгалтер может справляться с работой в одиночку. Если же автосалон превратился в среднюю или крупную сеть, то здесь руководителю придется позаботиться о расширении штата до необходимого количества работников. Данные работники должны осуществлять вспомогательную функцию главному бухгалтеру, отвечающему за все проводки и финансовые движения по счетам.

Организация рабочего места бухгалтера

Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера в большинстве своем не отличается от такой организации мета других работников за исключением особенности. Такая особенность состоит в том, что все бухгалтеры пользуют программным обеспечением, специально предназначенным, для ведения бухгалтерского учета.

Обязательным условием является соблюдение легальности такого программного обеспечения. Оно должно быть лицензионным. Монитор должен быть широкоэкранным, так как на нем легче заполнять и просматривать проводки в счетах в таблицах. Клавиатура должна быть по возможности эргономичной, ведь работать на ней бухгалтеру приходится большую часть своего рабочего времени.

Многие бухгалтерские работники трудятся сверхурочно, а значит помещение, где находятся такие работники должно быть максимально благоприятным для проведения в нем большего рабочего времени. Оно должно хорошо проветриваться, а в жаркую погоду охлаждаться кондиционером, или вентилятором. Освещение должно быть в меру ярким, так как работу с бумажными документами никто не отменял до сих пор. Наличие возможности перекусить, или попить чай всегда будет приветствоваться, так как это позволит самому работодателю более эффективно использовать рабочее время его работников. Такие специалисты не будут отвлекаться на то чтобы сходить в кафе подкрепиться и вернуться обратно. Как показывает практика, такие мелочи очень хорошо влияют на рабочий процесс.

Читайте также:  В какой осп подать исполнительный лист

Оприходование и реализация

Важным является выбор программного обеспечения, которое позволит исправно и точно вести учет в автосалоне. Сегодня выбор подобного софта весьма обширен. Можно использовать программные продукты иностранных производителей, которые весьма хорошо продвинулись в данном направлении. Такие продукты позволят наладить учет и вовремя сдавать всю необходимую отчетность точно в срок.

Однако сегодня на рынке специализированного программного обеспечения существуют достойные заменители отечественного производства, такие как «1С». Этим продуктом уже пользуются не только автосалоны, но и крупные промышленные организации. Поэтому переход на такой учет по «1С» целесообразен и логичен. Позволит быстро делать бухгалтерские проводки, поможет специалисту сделать все, что необходимо не только для бухгалтерского учета, но и для обеспечения налогового учета.

Розничные продажи

В бухгалтерском и налоговом учетах организации такого уровня используют счета 41, 42, 46, 50, 60, 62, 80. Главное для бухгалтера — правильно осуществить проводки и учесть все налоговые обязательства от продажи товаров автосалона его клиентам. Организация работы должна быть не только видна, но и правильно организована, что легко выяснить при проведении аудиторской проверки, осуществляемой на регулярной основе каждой организацией самостоятельно. Вся отчетность автосалона должна быть публичной. Открытой не только для проверяющих органов, но и для возможности ознакомиться с ней неспециалисту.

Важным и ответственным моментом для любой такой организации является закрытие квартальных и годовых отчетов. Здесь обязательно чтобы все расходы были учтены, и все отчеты сошлись. Только после сведения таких отчетов можно считать, что работа по бухгалтерскому и налоговому учету выполнена автосалоном.

Особенности ведения бухгалтерского учета в автосалоне

Стержневым правовым документом по части бухучета в РФ является ФЗ № 402 от 06.12.2011. Специфику бухучета коммерческой структуры определяет ПБУ 9/99 с поправками от 06.04.2015, ПБУ 5/01 (поправки от 16.05.2016), а также План счетов бухучета организаций, одобренный Министерством финансов от 31.10.2000 № 94н (с поправками от 08.11.2010). В статье расскажем про бухучет в автосалоне, дадим примеры проводок.

Специфика бухгалтерского учета в автомобильном салоне

Современный автомобильный салон обычно занимается несколькими видами деятельности. Соответственно, первостепенной обязанностью его бухгалтерии является организация учета по всем фигурирующим в работе направлениям, в том числе:

  • затрат, доходов, входного НДС (наличествует раздельный учет);
  • касательно розничной торговли автотранспорта (продажа, возврат и т. д.);
  • по части реализации бонусной программы (наличествующие акции, бонусы, скидки).

Бухучет по розничной торговле автотранспортом формируется по аналогии с учетом движимых непродовольственных товаров. Тем не менее и тут следует отметить ряд особенностей. Так, при формировании бухучета если затраты затруднительно причислить к конкретному виду деятельности, то производится их разделение через удельный вес каждого вида прибыли к общему доходу. Читайте также статью: → “Учет расходов на служебный автомобиль».

НДС к вычету предпочтительнее учитывать после оплаты покупки автотранспорта и отображения этой операции на надлежащем счету обычным порядком.

При продаже авто по желанию клиента может производиться дооснащение. Тогда траты могут включаться в себестоимость продаваемого товара и учитываться как траты, фигурирующие в связи с дооснащением по желанию клиента. Траты при подобной модернизации авто по отдельному договору учитываются обычно обособленно.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Бонусные суммы могут зачисляться поквартально по результатам работы. Причем с автотранспортом их не увязывают и НДС с них не высчитывают. В отличие от них имеющиеся скидки всех видов связаны непосредственно с транспортом. Их размер, как и бонусные суммы, могут относиться к оплате авто, причем учитываются и те и другие как внереализационные доходы.

Стандартные контировки, применяемые в бухгалтерском учете в автосалоне

При ведении бухгалтерского учета автосалон задействует счета: 90 — учет выручки и трат по всем видам деятельности, 44 — траты, 004 — учет нового авто до платежа своими средствами, 41 — учет авто для реализации после покупки его у поставщика, 69 — расчеты по соцстрахованию, 70 — зарплата сотрудникам. Читайте также статью: → “Счет 41: учет поступления товаров на склад предприятия. Пример, проводки».

Бухгалтерией используются следующие стандартные контировки:

Стандартные контировкиХарактеристика
По тратам, доходам, налогам:

ДТ 44, КТ 69

зачисление единого соцналога;
ДТ 44, КТ 10списана цена материалов, фигурирующих в предпродажной подготовке авто;
ДТ 90, КТ 44списание трат на предпродажную подготовку;
ДТ 62, КТ 90, субсч. 90-1доход от реализации;
ДТ 90, субсч. 90-2, КТ 41списание себестоимости проданного авто;
ДТ 41, КТ 60принятие к учету авто;
ДТ 90, субсч. 90-3, КТ 68НДС к уплате в бюджет
При возврате авто от покупателя:

ДТ 90, КТ 41

оприходование по себестоимости товара
При участии товара в рекламной акции либо в качестве образцов:

ДТ 44, КТ 41

авто списывается
По зарплате персоналу:

ДТ 44, КТ 70

расчеты с сотрудниками по зарплате
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенности налогообложения автомобильного салона

При соблюдении ряда требований в отношении суммы прибыли, численности работающих, остаточной цены основных средств автосалон может выбрать наиболее приемлемый для работы режимный вариант налогообложения. Это может быть УСН, ЕНВД, ОСНО. Каждой из указанных систем законодательством предусмотрена оплата определенных налогов, послабления.

Все правовые требования в полной мере должны быть соблюдены и реализованы согласно установленному регламенту.

Никаких отступлений в налогообложении при применении любого из этих режимов автосалонами законом не предусмотрено. Любой автоцентр вправе применять несколько режимов налогообложения, если деятельность его охватывает разные направления. Примечательно, в свою очередь, по этой же причине бухгалтерией ведется раздельный учет по тратам, доходам, входному НДС.

Так, стандартный автомобильный салон вправе совмещать ОСНО, ЕНВД. Читайте также статью: → “Учетная политика ЕНВД: совмещение с ОСНО, УСН, ИП». По общей системе налогообложения исчисляются налоги в отношении розничной торговли автотранспортом, розничной и оптовой торговли запчастями, дополнительным оснащением, а также обслуживания автотранспорта по гарантии, посреднических услуг. Под систему единого налога на вмененный доход подпадает мойка, техническое обслуживание, починка авто.

Бухгалтерская учетная документация в автомобильном салоне

Правила ведения бухучета и отчетности в коммерческой структуре определяет Положение, одобренное приказом Минфина № 34н (с поправками от 08.07.2016). При формировании учета задействуется следующий необходимый минимум документации.

Основная первичная документацияНазначение
Товарная накладнаяПоказывает выручку от продажи авто
Акт приема-передачи автоОприходование авто
Бухгалтерская справкаФиксирует исполнение договорных обязательств, аннулирование себестоимости проданного авто, начисление НДС, оприходование авто, исправительные контировки при обнаружении ошибок
Приходный кассовый ордер (КО-1)Отображает доплаты по реализованному авто,

по нему принимают наличные

Расходный кассовый ордер (КО-2)По нему выдают деньги
Отчетная справка кассираПоказывает поступление доплат по проданному товару

С 2013 года большинство образцов первичной документации организация вправе разрабатывать самостоятельно. Это значит, что привычный формат многих документов, представленных в альбомах унифицированных форм, сегодня не является обязательным. Исключением являются лишь формы, введенные уполномоченными органами сообразно федеральному законодательству. Примером могут послужить квитанции, кассовые документы.

Типовые ошибки при ведении учета в автосалоне

Неточности, различного рода погрешности, а, порой, и серьезные ошибки нередко встречаются в отчетности бухгалтерской службы. Согласно действующему ПБУ №22 от 28.06.2010 подобное неверное отображение фактов хозяйственной деятельности признается существенным, если прямо либо косвенно оказывает влияние на последующие экономические решения. В итоге создается искаженное представление о финансовом положении дел.

Указанное Положение содержит полное описание возможных ошибок в действиях бухгалтера и способов их исправления. Посему бухгалтеру следует принять во внимание этот документ и руководствоваться им при исправлении допущенных погрешностей.

Некоторые ошибки при формировании бухгалтерского и налогового учетаПравильный вариант
Неверно подсчитаны и указаны итоговые показатели в отчетности (погрешности не связаны с ошибочными действиями в первичной отчетности и учетных регистрах)Нужно перечеркнуть неправильный показатель, рядом написать правильный вариант, добавить «Исправленному верить», расписаться, указать дату внесения поправки
Предпринимательская деятельность ведется в двух российских регионах и подпадает под действие УСН и ЕНВД. Раздельный учет по доходам не ведетсяНалогоплательщик должен вести отдельный учет прибыли и затрат в части ЕНВД и другой деятельности (Налоговый кодекс, ст.346.26, п. 7)
В первичных документах, формат которых не предусмотрен альбомом соответствующих унифицированных форм, не проставлен код формы, нет расшифровки подписи ответственного лицаНе считается нарушением порядка бухучета формально, но если в организации правила ведения документооборота обязывают указывать эти данные, то подобные требования надо исполнять

Следует понимать, что многие ошибочные действия могут привести не только к искажению дальнейших данных, но и к штрафным санкциям со стороны налоговиков (20-40% от недоимки). Это имеет непосредственное отношение, например, к неверным расчетам, указанным в поданной декларации.

Избежать подобных последствий можно, внеся своевременно нужные исправления и представив уточненную декларацию, т. е. до обнаружения ошибок налоговиками и назначения выездной проверки. Либо нужно рассчитаться полностью с налогами по уточненному варианту декларации и заплатить пеню. Тогда до штрафа дело не дойдет.

Пример 1. Стандартные контировки для отображения продажи автомобиля

Л. М. Григорьев (физлицо) приобретает новую машину. Бухгалтерия автомобильного салона при реализации автотранспорта обязана показать операции типовыми контировками:

  1. ДТ 60, КТ 51 — оплата поставщику авто.
  2. ДТ 41, КТ 60 — стоимость поступившего авто.
  3. ДТ 19, КТ 60 — отображение НДС по закупленному авто.
  4. ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС.
  5. ДТ 62, КТ 90-1 — прибыль от продажи авто Л. М. Григорьеву.
  6. ДТ 90-2, КТ 41 — снятие с учета себестоимости товара.
  7. ДТ 90-3, КТ 68 — отображение НДС к уплате в бюджет.

Пример 2. Контировки, применяемые бухгалтерией для отображения операций по дооснащению продаваемого автомобиля (траты включены в цену авто)

Автосалон продает автомобиль гражданину РФ Л. М. Петрову. По желанию клиента до продажи было выполнено дооснащение продаваемой машины. Необходимые работы выполнялись сторонней организацией. Траты, связанные с дооснащением, включили в стоимость авто, подготовленного к продаже.

Бухгалтерия отобразила операции по дооснащению авто так:

  1. ДТ 41 (отданные авто на дооборудование), КТ 41 (купленные авто) — передача авто на дооснащение другой организации.
  2. ДТ 60, КТ 51 — оплата услуг организации, которая выполнила дооснащение авто.
  3. ДТ 41, КТ 60 — наличествующие траты, фигурирующие в связи с дооснащением.
  4. ДТ 19, КТ 60 — НДС по дооснастке продаваемого авто.
  5. ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС.
  6. ДТ 41, КТ 41 — цена продаваемой машины Л. М. Петрову.

Пример 3. Контировки для отображения операций по дооснащению автомобиля (траты учитываются отдельно)

Л. М. Петров при покупке автомобиля выразил желание его дооснастить. Установка дополнительного оборудования производилась силами сторонней организации. Учет, касающийся дооснащения, велся бухгалтерией обособленно:

  1. ДТ 44, КТ 60 — наличествующие траты, фигурирующие в связи с установкой дополнительного оборудования.
  2. ДТ 19, КТ 60 — НДС по дооснащению авто.
  3. ДТ 60, КТ 51 — платеж за услуги по дооснащению другой организации.
  4. ДТ 68 (НДС), КТ 19 — вычет НДС.
  5. ДТ 62, КТ 90-1 — доход от исполненных работ по дооснащению.
  6. ДТ 90-2, КТ 44 — списание трат, фигурирующих в связи с дооснащением.
  7. ДТ 90-3, КТ 68 (НДС) — НДС к уплате в бюджет.
  8. ДТ 90-9, КТ 99 — доход.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как учесть и отобразить операции, связанные со страховыми полисами ДСАГО, ОСАГО, КАСКО?

  • Полисы учитываются на забалансовом счете. Пример используемой контировки: ДТ 013 «Полисы ДСАГО, ОСАГО, КАСКО» — учет полиса ДСАГО.
  • КТ 013 «Полисы ДСАГО, ОСАГО, КАСКО» — списание полиса с внебалансового счета (при расторжении договора либо окончании его срока действия).
  • ДТ 51, КТ 76-1 – получение от страховщика части страховой суммы.

Вопрос №2. При каких условиях обязательства по расчетной документации при продаже автотранспорта считаются исполненными (оплата производится наличными деньгами)?

Требования по части расчетных документов, счет-фактур в подобных случаях регламентирует НК РФ, ст. 168, п. 3 и 4. Для их исполнения продавец (автосалон) должен выдать покупателю кассовый чек (иной типовой документ) сообразно п. 7 этой же статьи российского Налогового кодекса.

Вопрос №3. Каким программным продуктом можно пользоваться при ведении бухучета в автосалоне?

Программа «1С- Бухгалтерия 8».

Вопрос №4. Какие контировки использует бухгалтерия для аннулирования затрат по страхованию?

Списание трат по страхованию отображается так: ДТ 20 (23, 26, 44…), КТ 76-1 — цена страховой премии причисляется к тратам за текущий месяц (либо к тратам по договору страхования, если страховка действительна месяц).

Бухгалтерский учет в автоцентре

Автоцентр является одновременно и предприятием торговли (автосалон) и производством (станция технического обслуживания).

В автоцентре одновременно осуществляется несколько различных видов деятельности. В связи с этим возникает необходимость организовать бухгалтерский учет сразу по нескольким направлением:

  • розничная торговля автомобилями, запчастями, дополнительным оборудованием и аксессуарами,
  • продажа автомобилей по системе трейд-ин (автомобили с пробегом),
  • оптовая торговля запчастями, аксессуарами,
  • техническое обслуживание, мойка и ремонт автомобилей,
  • гарантийное обслуживание автомобилей,
  • посредничество.

Одни виды деятельности облагаются по ОСН (основной системе налогообложения), по другим видам деятельности может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

Облагаются ОСН следующие виды деятельности:

  • розничная торговля новыми автомобилями,
  • розничная запчастями, дополнительным оборудованием аксессуарами,
  • оптовая торговля комплектующими, запчастями, дополнительным оборудованием,
  • посредничество при продаже автомобилей с пробегом,
  • гарантийное обслуживание автомобилей.

Облагаются ЕНВД следующие виды деятельности:

  • техническое обслуживание, мойка и ремонт автомобилей.

В связи с тем, что в одном юридическом лице совмещается несколько налоговых режимов, бухгалтерской службе автоцентра необходимо организовать раздельный учет:

Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета каждого из видов деятельности, которые могут быть представлены в автоцентре.

Бонусная программа Импортера.

Автоцентр продает конечным покупателям новые автомобили. В этом случае автоцентр выступает как автосалон. Как правило, автосалон является официальным Дилером одной или нескольких марок и получает автомобили для продажи от Импортера. Линейка автомобилей ежегодно обновляется. Планы по реализации автомобилей заключаются тоже на год.

Марка следит за выполнением плана продаж автомобилей. Для стимулирования деятельности Дилера марка разрабатывает Бонусную программу (бонусы и скидки).

Бонус выплачивается за:

  • выполнение плана продаж,
  • качество обслуживания клиентов,
  • соответствие архитектуры и общей концепции марки,
  • перевыполнение плана в пределах установленной нормы.

В расчете бонуса принимают участие такие показатели, как своевременное представление финансовой отчетности, обучение персонала по программе, разработанной Импортером, соответствие объема продаваемых автомобилей площадям шоу-рума и другие показатели, которые Импортер считает существенными. Сумма бонуса начисляется по итогам работы за прошедший квартал. Бонусы не привязаны к конкретным автомобилям, поэтому сумма бонуса не облагается НДС.

Кроме бонуса, Импортер начисляет Дилеру скидки. Скидки привязаны к конкретному автомобилю. В Акте и Счете-фактуре на скидки поименованы все автомобили по VIN-номеру с указанием размера скидки.

Скидки могут быть нескольких видов. Ретроспективная скидка начисляется уже после того, как покупатель оплатил и получил автомобиль (право собственности на автомобиль перешло к покупателю). Импортер может предоставить скиду на модель определенной комплектации для стимулирования продаж. Такую скидку Импортер может предоставить еще до продажи автомобиля.

И бонусы и скидки могут быть учтены как внереализационные доходы.

Сумма бонусов и скидок может быть зачтена в счет оплаты автомобилей. Иногда Импортер переводит сумму причитающихся скидок и бонусов на расчетный счет Дилера.

Учет новых автомобилей.

Импортер осуществляет отгрузку новых автомобилей в адрес дилерского центра на основании согласованных планов продаж. Обычно склад новых автомобилей Дилера составляет 2,5 объема месячных продаж.

Чтобы обеспечить равномерность продаж автомобилей, склад Дилера должен систематически пополняться. Поэтому Дилер вынужден регулярно производить выкуп автомобилей у Импортеров. Многие дилеры сумму выручки за автомобили расходуют исключительно на выкуп новых автомобилей у Импортера. Для этих целей открывается отдельный расчетный счет.

Импортер может предоставить Дилеру коммерческий кредит (отсрочку платежа) за новые автомобили. Те марки, которые уже имеют свое кредитное учреждение (Тойота Банк- марка Тойота и Лексус, Фольксваген Банк- марки Фольксваген, Ауди, Шкода) заключают трехсторонний договор (Импортер-Дилер-Банк) и для выкупа автомобилей в Концерне предоставляется банковский кредит. Суть операции не меняется. Пока Дилер не оплатит автомобиль Импортеру своими деньгами, он не получил ПТС, а значит Дилер не сможет передать автомобиль покупателю.

ПТС на автомобиль Импортер передает на хранение в банк, через который проводятся расчеты за автомобили. Дилер оплачивает выставленный Импортером счет за автомобиль (отдельно по каждому VIN -номеру) и после того, как денежные средства поступят на расчетный счет Импортера, банк получит распоряжение Импортера выдать ПТС Дилеру. Право собственности на новый автомобиль переходит в момент оплаты автомобиля Дилером. Теперь Дилер может передать новый автомобиль конечному покупателю.

Бухгалтерский учет новых автомобилей ведется на забалансовом счет 004 до того момента, пока автомобиль не будет оплачен собственными средствами. После выкупа автомобиля у Импортера 004 счет закрывается и автомобиль отражается как товар для перепродажи на 41 счете.

При реализации автомобилей важно учитывать несколько моментов:

  1. автомобиль не может быть продан ниже входной цены (закупочной стоимости),
  2. сначала покупатель полностью оплачивает автомобиль, а только затем происходит отгрузка автомобиля.

Импортер устанавливает рекомендованную продажную цену каждой модели в зависимости о комплектации. И следит за уровнем цен реализации моделей. Реализация автомобиля по цене, ниже закупки, разрешается только в том случае, если от Импортера поступила Директива на этот счет и Импортер впоследствии компенсирует потери Дилера.

Бухгалтер, который ведет учет новых автомобилей, перед тем, как подписать документ на отгрузку автомобиля (накладную и Акт о передачи автомобиля), обязан проверить, не продан ли автомобиль по цене, ниже закупочной.

Деятельность по продаже автомобилей облагается по общей системе налогообложения.

Спорным остается вопрос о моменте принятия к вычету НДС по новым автомобилям.

Поскольку в законе указано, что НДС можно принять к вычету в момент отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета (без уточнения: на балансовых или на забалансовых счетах), то есть мнение, что отразив поступление автомобиля на забалансовом 004 счете, (если в этот момент у Дилера имеются ТТН и СФ) Дилер может принять к вычету НДС.
Рисковать или нет, каждый решает сам. Мы рекомендуем вычет НДС учитывать только после оплаты автомобиля и отражении автомобиля на счете 41 “Товары для перепродажи”.

Учет запчастей, деталей, аксессуаров, доукомплетации, масел и дополнительного оборудования.
Кроме торговли автомобилями, автоцентр оказывает услуги по продаже запчастей, масел, аксессуаров, доукомплектаций и дополнительного оборудования. А также оказывает услуги по гарантийному ремонту и постгарантийному обслуживанию (техническое обслуживание, мойка и ремонт транспортных средств).

В момент получения запчастей, деталей, гсм, аксессуаров (назовем их условно запчасти) неясно, будут ли эти материальные ценности проданы, или будут использованы для ремонта и технического обслуживания автомобилей и включены в заказ-наряд. Поэтому в момент оприходования вся сумма НДС по запчастям принимается к вычету, а стоимость запчастей приходуется на балансовый счет 10 “Материалы”. По мере отпуска запчастей в ремзону для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей, НДС восстанавливается на 20 счет “Основное производство”.

Если детали использовались для выполнения гарантийного ремонта, НДС также должен быть восстановлен и отнесен на стоимость запчастей.

Ввиду совмещения различных видов деятельности (ЕНВД- техническое обслуживание автомобилей, ОСН НДС 18% — продажа запчастей, ОСН без НДС — гарантийный ремонт), необходимо организовать раздельный учет НДС косвенных расходов. Механизм грамотно разработан посредством программы “1С-Бухгалтерия 8”. И позволяет используя штатные программные инструменты, обеспечить требования налогового законодательства.

Вообще, учет склада запчастей и отпуск запчастей в производство (отгрузку деталей в заказ-наряды) является одним из сложных участков в автоцентре ввиду большого количества номенклатурных позиций.

Учет поступлений запчастей на склад и выдачу запчастей в заказ-наряды или для реализации необходимо автоматизировать, используя для этих целей систему штрих-кодирования.

Обеспечение сохранности ценностей.

Внедрение системы штрих-кодов — один из методов повышения сохранности материальных ценностей. О сохранности материальных ценностей (именно деталей, запасных узлов, красок для кузовно-малярного производства и прочее) необходимо вообще сказать несколько слов.

На таком предприятии, как автоцентр, велик соблазн хищения материальных ценностей. И возможностей для этого более чем достаточно. Вот несколько примеров из реальной жизни:

  1. Работники сервиса договорились, включили в заказ-наряд масляный фильтр, получили его со склада, но менять фильтр в автомобиле клиента не стали, думали, что клиент не заметит. Клиент попался умный. Зная, что такие случаи возможны, от пометил старый краской. После получения автомобиля с ТО клиент выявил подлог.
  2. К работнику отдела запчастей обратился его знакомый с просьбой продать подешевле дорогостоящий воздушный фильтр. Работник отдела запчастей договорился с работниками склада. Взамен старого фильтра продавец запчастей получил новый. Складские работники старый фильтр отправили Импортеру якобы как брак.
  3. Работники склада, проверяя товар, полученный от поставщика, указывают на недостачу нескольких ходовых дорогостоящих позиций. На самом деле, недостачи не было. Товар был похищен, для последующей перепродажи. Этот факт подтвердили представители поставщика (поставка была контрольная).
  4. Гарантийный инженер составил заявку по гарантийному ремонту, Импортер одобрил гарантийную заявку после утверждения ее заводом-изготовителем. Затем заказ-наряд на гарантийные работы снова открыли и добавили деталей, которые изначально в гарантийном ремонте не участвовали. Детали получили со склада и продали.
  5. Отдельный случай — учет бензина, который приобретается для предпродажной подготовки. Не секрет, что порой чтобы снять автомобиль с автовоза, необходимо долить в банк бензин. Для того, чтобы клиент, приобретая новый автомобиль, мог доехать на нем до ближайшей заправки, необходимо влить в банк автомобиля сколько-то бензина. На этот счет создаются нормы. Но кто проверяет, сколько бензина наливается в банк автомобиля, льют ведь из канистры и на глазок. И потом, в бак какого автомобиля влит бензин. Можно ведь и личный автомобиль отдать в мойку и влить в него бензина (за счет того, что по предпродажной подготовки).

Таких примеров можно привести много. Уследить за тем, какие придумываются методы с целью личного обогащения, не просто. Поэтому, изначально необходимо организовать учет материальных ценностей таким образом, чтобы все учитывалось в одной программе, например в “1С”. Если на предприятии используются несколько различных программ (для учета автомобилей- одна, для учета запчастей — другая и Бухгалтерия), то необходимо организовать выгрузку правильных данных из всех программ в Бухгалтерию.

Целесообразно ежедневно закрывать период в программе для того, чтобы не было несанкционированных изменений данных прошлых периодов. А все необходимые изменения проводить таким образом, чтобы не изменялся первый (изначальный) вариант документа.

Учет доходов и расходов.

Ввиду того, что в автоцентре совмещаются несколько видов деятельности, необходимо организовать раздельный учет выручки и учет расходов по видам деятельности. Для этих целей отрываются аналитические счета по всем видам деятельности на 90 счете.

Для расходов открывается подробная аналитика на 44 счете. Если расходы невозможно отнести к какому-то конкретному виду деятельности, такой расход распределяется. Эта методика отработана в программе “1С-Бухгалтерия 8”. Распределение происходит методом удельного веса каждого вида выручки к общей выручке.

Для того, чтобы корректно формировалась декларация по налогу на прибыль, флаг “отражать в налоговом учете” необходимо выставить во всех документах, в том числе и документах по деятельности, облагаемой ЕНВД.

Если Вам потребуется помощь или консультация, просим обращаться к нашим специалистам по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.

Автосалоны особенности бухгалтерского учета и налогообложения

Бухучет в автосалоне: при усн на осно особенности учет затрат и доходов


Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. N 154н. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств”. ПБУ 6/2001. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г.

N 26н*(22). Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов”.

ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г.

N 153н. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР.

Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1990 г.

Бухгалтерский учет в автоцентре: особенности и нюансы

М. Петрову. По желанию клиента до продажи было выполнено дооснащение продаваемой машины.

Необходимые работы выполнялись сторонней организацией. Траты, связанные с дооснащением, включили в стоимость авто, подготовленного к продаже.

отобразила операции по дооснащению авто так:

    ДТ 41 (отданные авто на дооборудование), КТ 41 (купленные авто) — передача авто на дооснащение другой организации. ДТ 60, КТ 51 — оплата услуг организации, которая выполнила дооснащение авто. ДТ 41, КТ 60 — наличествующие траты, фигурирующие в связи с дооснащением. ДТ 19, КТ 60 — НДС по дооснастке продаваемого авто. ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС. ДТ 41, КТ 41 — цена продаваемой машины Л.

Состав определяется пунктом 2 Закона № 129-ФЗ.

В него включаются: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменениях капитала;

Особенности ведения бухгалтерского учета в автосалоне

Тем не менее и тут следует отметить ряд особенностей.

Так, при формировании бухучета если затраты затруднительно причислить к конкретному виду деятельности, то производится их разделение через удельный вес каждого вида прибыли к общему доходу.

Читайте также статью: → «».НДС к вычету предпочтительнее учитывать после оплаты покупки автотранспорта и отображения этой операции на надлежащем счету обычным порядком.При продаже авто по желанию клиента может производиться дооснащение. Тогда траты могут включаться в себестоимость продаваемого товара и учитываться как траты, фигурирующие в связи с дооснащением по желанию клиента.

Прибыль налоги автосалона

То есть налоги платят все бизнесмены.

Бух учет у автомобильных салонов

Продажная цена автомобиля А составляет 240 000 руб.

(в том числе НДС 36 610 руб.), фактическая себестоимость реализованного автомобиля А — 180 000 руб. Инфо Согласованная стоимость старого автомобиля Б составляет 120 000 руб.

По условиям договора физическое лицо доплачивает разницу в цене — 120 000 руб. в наличной форме. Все вышеуказанные операции совершены в один день. Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета товары учитываются по покупным ценам.

Гражданско-правовые отношения По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

В связи с этим возникает необходимость организовать бухгалтерский учет сразу по нескольким направлением:

yurburo61.ru

Нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.

Других вариантов в данном случае нет.

Общиеположения, которые одинаковы для всех организаций, в учетную политику включать не следует. Организация может использовать унифицированные формы первичных учетных документов, а также использовать формы первичных учетных документов, разработанные самостоятельно. Формы, разработанные организацией, должны быть утверждены в качестве приложения к учетной политике.

Кроме того, необходимо разработать формы документов, необходимых для управленческого учета и внутренней бухгалтерской отчетности.

Учетная политика в целях бухгалтерского учета в автосалонах

От учетной политики, которую примет организация, будет зависеть:

  1. величина налоговых платежей в бюджет.
  2. величина прибыли, полученной организацией в ходе коммерческой деятельности;

Несмотря на то что бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех организаций, у каждой из них могут быть различные цели и задачи. Рекомендации, приемлемые и полезные для управления одним предприятием, могут быть вредны или бесполезны для других.

Поэтому, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, каждая автотранспортная организация должна самостоятельно формировать свою учетную политику (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ)).

Ответственным за формирование учетной политики является главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета автотранспортной организации (п. 4 ПБУ 1/2008)

Справочник Бухгалтера

НДС по лизинговому платежу принят к вычету 68 «Расчеты по налогам и сборам» 19 «НДС по приобретенным ценностям» 8 000-00 Списан автомобиль с забалансового учета по окончании договора лизинга 001 «Основные средства» 1 888 000-00 Автомобиль принят на учет по выкупной стоимости 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 32 000-00 Отражен НДС с выкупной стоимости 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5 760-00 Оплачена выкупная стоимость автомобиля 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета» 37 760-00 НДС с выкупной стоимости принят к вычету 68 «Расчеты по налогам и сборам» 19 «НДС по приобретенным ценностям» 5 760-00 Налоговый учет автомобиля в лизинге При расчете налога на прибыль лизингополучатель учитывает лизинговые платежи в прочих расходах по мере их начисления в соответствии с условиями договора (пп. 10 п. 1 ст. Что нужно сделать с 16 по 20 апреля С каждым днем весна все увереннее вступает в свои права. Яркое солнце, голубое небо и пение птиц кого угодно могут заставить забыть о заботах и погрузиться в сладкие грезы.

Чтобы предаваясь мечтам вы, тем не менее, не пропустили ни одной важной бухгалтерской даты, мы представляем вашему вниманию наши еженедельные напоминания.<>

Особенности бухгалтерского и налогового учета в автосалоне

Работы, оказываемые этими организациями, имеют узкоспециализированный характер, которые включают: обслуживание авто в день обращения, долговременное обслуживание, хранение автошин, продажу расходных материалов, покупку и продажу бывших в употреблении автомобилей.

При такой деятельности осуществлять бухгалтерский учет в автосалоне будут бухгалтеры, у которых, как правило, возникают различные вопросы, связанные с особенностями учета в том или ином случае.

В том числе вопросы, связанные с организацией автоматизированного учета. В таких случаях автоматизация автосалона обязательна.

В любом случае всегда целесообразно рассматривать бухгалтерский учет реализации товаров и услуг автосалона в соответствии с действующим законодательством.

Демонстрационный автомобиль: учет, налоги

Автор: С. В. Манохова

Каков порядок бухгалтерского учета автомобилей, используемых дилером для совершения тестовых поездок потенциальными покупателями? Могут ли указанные автомобили амортизироваться в целях налогообложения?

В большинстве автосалонов потенциальный покупатель может прокатиться на понравившейся ему модели авто (как правило, дилеры имеют целый парк автомобилей для тест-драйва – по одной-две машины на каждую модель). Указанные автомобили регистрируются в органах ГИБДД, как правило, страхуются по КАСКО на случай ДТП. Впоследствии тестовые экземпляры автомобилей продаются с существенной скидкой. Каков порядок бухгалтерского учета названных авто? Могут ли они амортизироваться в целях налогообложения?

Формулировки дилерского соглашения.

Прежде чем приступить к анализу ситуации, озвучим условия стандартного дилерского договора: поставщик предоставляет дилеру неисключительное право, а дилер принимает на себя обязанность осуществлять продажу договорной продукции клиентам (автомобилей и оригинальных и (или) рекомендованных поставщиком и приобретенных у поставщика запасных частей, расходных материалов и аксессуаров для автомобилей), а также обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание продукции.

Согласно договору дилер обязан иметь демонстрационные автомобили, допущенные к дорожному движению, находящиеся в исправном и готовом для использования состоянии, в количестве и ассортименте моделей, предусмотренных в годовом плане поставки. Предназначение таких автомобилей – предоставить возможность потенциальному клиенту совершить ознакомительную поездку «тест-драйв», в результате которой можно установить достоинства (недостатки) автомобиля определенной марки (модели).

В отношении демонстрационных автомобилей заключаются договоры купли-продажи отдельно на каждый автомобиль. Минимальный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного составляет шесть месяцев со дня постановки на учет. По окончании срока демонстрационный автомобиль может быть выведен из тест-драйва, снят с учета и продан конечному потребителю со скидкой (расчетная скидка – 10% от рекомендованной розничной цены).

Бухгалтерский учет.

Для ответа на первый вопрос (каков порядок бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей?) обратимся к положениям ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Основные средства».

Согласно п. 2 первого из названных документов в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Прочитав формулировки названных выше ПБУ, однозначно сказать, к какому из этих двух типов активов относится демонстрационный автомобиль, нельзя.

Условия признания актива в качестве ОС

Выполняется (+), не выполняется (-)

Демонстрационный автомобиль предназначен для использования в предпринимательской деятельности торгового предприятия (в частности, для активизации покупательского спроса)

Данное условие можно считать выполненным, если автомобиль в качестве демонстрационного образца организация планирует использовать свыше 12 месяцев

По окончании эксплуатации демонстрационный автомобиль планируется продать (при этом данный автомобиль будет считаться бывшим в употреблении, поскольку он был зарегистрирован, а потом снят с учета в органах ГИБДД)

Четвертое условие признания актива в качестве ОС по своему смыслу близко к первому, поскольку использование актива в деятельности предприятия само по себе подразумевает его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

Таким образом, автомобиль, предназначенный для тест-драйва, – нечто среднее между двумя видами активов (товар, основное средство). Как правило, торговые организации при принятии решения о том, в качестве какого актива учитывать данные автомобили, ориентируются на предполагаемый срок их эксплуатации в автосалоне. Если планируется использовать ТС в качестве демонстрационных автомобилей длительное время (более одного года), целесообразно принимать их на учет в качестве ОС. Если же планируемый срок эксплуатации невелик (скажем от шести месяцев до одного года), разумнее учитывать их в качестве товаров.

Налоговый учет.

Итак, выше мы рассмотрели вопросы бухгалтерского учета автомобилей, используемых для тест-драйва. Далее поговорим о налоговой стороне вопроса. Идентичны ли правила квалификации ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Какое имущество признается амортизируемым в целях налогообложения прибыли?

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ понимается часть имущества:

используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Понятие амортизируемого имущества содержится в ст. 256 НК РФ. Так, амортизируемым признается имущество:

которое находится у налогоплательщика на праве собственности;

которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

со сроком полезного использования более 12 месяцев;

первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Обратите внимание: критерии признания активов в качестве основных средств (амортизируемого имущества) в бухгалтерском и налоговом учете не идентичны. В частности, в целях ведения налогового учета не имеет значения дальнейшее применение актива (то, что организация предполагает последующую его продажу). Кроме того, в налоговом учете речь идет о сроке полезного использования объекта ОС, под которым понимается период, в течение которого он служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, при этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы[1]. В то время как в бухгалтерском учете важен другой критерий – предназначение актива для использования в течение длительного времени на конкретном предприятии.

Возникает вопрос: вправе ли организация учитывать автомобили, предназначенные для тест-драйва, в составе товаров в целях ведения бухгалтерского учета и в составе амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли? Теоретически, да. В подтверждение этого вывода приведем пример из арбитражной практики (см. Постановление АС ВВО от 30.05.2017 № А79-5411/2016).

Мнение налоговиков.

В ходе налоговой проверки инспекторы установили, что организация в проверяемый период учитывала демонстрационные автомобили в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары». В налоговом учете она признала их амортизируемым имуществом и ежемесячно начисляла амортизацию. Одновременно с этим налоговый орган установил, что в ряде случаев такие автомобили были проданы покупателям (считая с даты их приобретения) через продолжительное время (более года), а в ряде случаев – в период менее года.

По мнению инспекторов, спорные тестовые автомобили не отвечают критериям отнесения приобретаемого имущества к амортизируемому и не могут быть приняты на учет в качестве основных средств. Причем тот факт, что в отдельных случаях автомобили эксплуатировались в организации более года, не повлиял на принятое налоговиками решение.

Что интересно: в отношении демонстрационных автомобилей, приобретенных ранее и учтенных обществом на счете 01 «Основные средства», инспекция посчитала правомерным списание затрат путем отнесения амортизационных отчислений на расходы в период использования автомобилей в производственной деятельности.

Из объяснений налогоплательщика.

Ранее тестовые автомобили отражались в бухгалтерском учете на счете 01. В проверяемый период бухгалтером было принято решение учитывать их на счете 41 на том основании, что в целях ведения бухгалтерского учета не выполняется условие 3 для признания актива в качестве ОС.

То есть налоговики возможность начислять амортизацию в налоговом учете напрямую увязали с алгоритмом бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей.

Мнение арбитров.

В статье 256 НК РФ не содержится условие о том, что для отнесения имущества к амортизируемому в целях ведения налогового учета необходимо соблюдение условия о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в период использования тестовых автомобилей в деятельности организации путем начисления амортизации соответствует положениям ст. 256 НК РФ и установленному ст. 272 НК РФ принципу равномерности признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Более того, указанный подход не приводит к потерям в бюджете, а наоборот, исходя из названного принципа равномерности признания доходов и расходов, позволяет равномерно учитывать расходы в отношении имущества, приносящего доход в длительный период.

Доводы инспекции о неправомерности учета тестовых автомобилей в составе амортизируемого имущества лишь на том основании, что налогоплательщик учитывал их на счете 41, не правомерны, поскольку законодатель исходит из различного применения понятий «основное средство» и «амортизируемое имущество» для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

В итоге суд сделал вывод, что демонстрационные (тестовые) автомобили правомерно учтены обществом в налоговом учете в составе амортизируемого имущества, а их стоимость частично списана через механизм амортизации.

Нормы бухгалтерского и налогового учета активов, расходов, доходов не идентичны. В частности, следуя буквальному прочтению бухгалтерских и налоговых норм, автомобили, используемые для тест-драйва и предназначенные для последующей продажи, допустимо отражать в бухгалтерском учете в качестве товаров, в налоговом учете – в качестве амортизируемого имущества. Но это в идеале. На практике такое «несоответствие» наверняка бросится в глаза налоговым инспекторам, и велик риск, что они посчитают признание в налоговом учете амортизационных отчислений неправомерным.

В то же время, мы видим, что судьи в подобной ситуации могут принять сторону организации. Как всегда, выбор алгоритма действий – за налогоплательщиком.

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с названной классификацией легковые автомобили включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Ссылка на основную публикацию
×
×