Таблица скорости и тормозного пути мотоцикла и

Тормозной путь

Любой автомобилист знает, что часто от ДТП нас отделяют буквально доли секунды. Автомобиль, движущийся с определенной скоростью, не может замереть на месте, как вкопанный, после нажатия на педаль тормоза, даже если у вас стоят покрышки Continental, которые традиционно занимают высокие места в рейтингах, и тормозные колодки с высоким коэффициентом тормозного нажатия.

После нажатия на тормоз, автомобиль еще преодолевает определенное расстояние, которое называют тормозным или остановочным путем. Таким образом, тормозной путь — это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Водитель должен хотя бы приблизительно уметь рассчитывать остановочный путь, иначе не будет соблюдаться одно из основных правил безопасного передвижения:

  • остановочный путь должен быть меньше, чем расстояние до помехи.

Ну, а здесь вступает в действие такая способность, как скорость реакции водителя — чем раньше он заметит преграду и нажмет на педаль, тем раньше машина остановится.

Длина тормозного пути зависит от таких факторов:

  • скорость движения;
  • качество и вид дорожного покрытия — мокрый или сухой асфальт, лед, снег;
  • состояние шин и тормозной системы автомобиля.

Обратите внимание, что такой параметр, как вес автомобиля, не влияет на длину тормозного пути.

Также большое значение имеет и способ торможения:

  • резкое нажатие до упора приводит к неуправляемому заносу;
  • постепенное усиление давления — применяется в спокойной обстановке и при хорошей видимости, в экстренных ситуациях не применяется;
  • прерывистое нажатие — водитель несколько раз жмет на педаль до упора, автомобиль может потерять управляемость, но останавливается достаточно быстро;
  • ступенчатое нажатие — по этому же принципу работает система ABS, водитель полностью блокирует и растормаживает колеса, не теряя контакт с педалью.

Есть несколько формул, с помощью которых определяют длину остановочного пути, и мы применим их для разных условий.

Сухой асфальт

Длина тормозного пути определяется по простой формуле:

Из курса физики помним, что μ — это коэффициент трения, g — ускорение свободного падения, а v — скорость движения автомобиля в метрах в секунду.

Представляем ситуацию: едем на ВАЗ-2101 со скоростью 60 км/час. В метрах 60-70 видим пенсионерку, которая, забыв о любых правилах безопасности, бросилась через дорогу за маршруткой.

Подставляем данные в формулу:

  • 60 км/час = 16,7 м/сек;
  • коэффициент трения для сухого асфальта и резины равняется 0,5-0,8 (обычно берут 0,7);
  • g = 9,8 м/с.

Получаем результат — 20,25 метров.

Понятно, что такое значение может быть только для идеальных условий: хорошее качество резины и с тормозами все отлично, вы тормозили одним резким нажатием и всеми колесами, при этом не ушли в юз и не утратили управляемость.

Можно перепроверить результат еще по одной формуле:

S=Kэ*V*V/(254*Фc) (Кэ — тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс — коэффициент сцепления с покрытием — 0,7 для асфальта).

В данную формулу подставляют скорость в километрах в час.

Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения.

Мокрый асфальт, лед, укатанный снег

Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.

  • 0,7 — сухой асфальт;
  • 0,4 — мокрый асфальт;
  • 0,2 — укатанный снег;
  • 0,1 — гололед.

Подставляя эти данные в формулы, получим следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:

  • 35,4 метра на мокром асфальте;
  • 70,8 — на укатанном снегу;
  • 141,6 — на льду.

То есть на льду длина тормозного пути возрастает в 7 раз. Кстати, на нашем сайте Vodi.su есть статьи о том, как правильно управлять автомобилем и тормозить в зимнее время. Также безопасность в этот период зависит и от правильного выбора зимней резины.

Если вы не любитель формул, то в сети можно найти простые калькуляторы тормозного пути, алгоритмы которых и построены на данных формулах.

Длина остановочного пути с ABS

Главная задача ABS — не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Принцип действия этой системы схож с принципом ступенчатого торможения — колеса полностью не блокируются и тем самым у водителя сохраняется возможность управлять автомобилем.

Многочисленные тесты демонстрируют, что с ABS тормозной путь короче на:

  • сухом асфальте;
  • мокром асфальте;
  • укатанном гравии;
  • на пластиковой разметке.

На снегу, гололеде или на раскисшей почве и глине эффективность торможения с ABS несколько снижается. Но в то же время водителю удается сохранить управляемость. Стоит также отметить, что длина тормозного пути во многом зависит от настроек ABS и наличия EBD — системы распределения тормозного усилия).

Одним словом, тот факт, что у вас есть ABS, не дает вам преимуществ в зимнее время. Длина тормозного пути может быть на 15-30 метров больше, но зато вы не утрачиваете контроль за машиной и она не отклоняется от своего маршрута. А на льду данный факт значит очень много.

Тормозной путь мотоцикла

Научиться правильно тормозить или притормаживать на мотоцикле — задание не из легких. Можно тормозить передним, задним или обоими колесами одновременно, также используется торможение двигателем или юзом. Если затормозить неправильно на большой скорости, то можно очень легко утратить равновесие.

Длина тормозного пути для мотоцикла также рассчитывается по выше приведенным формулам и составляет для 60 км/час:

  • сухой асфальт — 23-32 метра;
  • мокрый — 35-47;
  • снег, грязь — 70-94;
  • гололедица — 94-128 метров.

Вторая цифра — это тормозной путь юзом.

Любой водитель или мотоциклист должен знать приблизительную длину тормозного пути своего ТС при разных скоростях. Сотрудники ГИБДД при оформлении ДТП по длине юза могут определить скорость, с которой двигался автомобиль.

sixbisix

Good moto practice

Продолжаем переводить мотосоветы по теме “торможения”. А какой торможение можно расматривать в отрыве от математики?
Поэтому сегодня короткий урок простой математики по торможению!

James R Davis Stopping Distance And Time (The Math Is Simple)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix

Один читатель после знакомства с Мотосоветом № 31 прислал мне небольшой критический комментарий:

Цитата:
В целом, все о чём вы написали правильно, но думаю вам вероятно нужно проверить ваши вычисления…

В арсенале дорожных строителей есть несколько эмпирических правил, выведенных с течением времени. Например, они установили, что если поверхность дороги сухая, то средний водитель может безопасно остановить автомобиль с замедлением 4.5 метра в секунду за секунду (м/сек/сек) (прим. Sixbisix – падение скорости составит 16 км/час за 1 сек). Это значит, что средний водитель может тормозить с таким замедлением, без какой-либо опасности потерять контроль над машиной.

Единицей измерения скорости является расстояние деленное на время (метры в секунду). Единицей измерения ускорения (или замедления в конкретном случае) являются метры/секунда/секунда в вашей интерпретации.

Я верю, что он хочет помочь, а не только потролить.

Даже если замедление измеряется в м/с/с, а не в м/с, то я не вижу проблем этом. В моей статье рассказывается о том, что вы можете «… замедлится… с замедлением 4.5 м/с», но я думаю, что из контекста понятно, что я имел ввиду, и независимо от скорости, предположим скорость перед торможением была 97 км/час, вы можете замедляться на 16.5 км/час каждую секунду, т.е. через 1 секунду ваша скорость будет 80 км/час, через 2 секунды 64 км/час и т.д. С математической точки зрения было бы корректнее говорить о «м/сек/сек», чем «м/сек», но возможно это бы кого-нибудь запутало.

[Инженеры обычно в своих расчётах используют замедление 16 км/час/сек, указанное в «Стандарт геометрического дизайна скоростных магистралей и улиц» (страница 111). Как следует из цитаты ниже, со страницы 111, это очень консервативное значение:]

(Прим. SixBiSix: в оригинале цитата со страницы 111 пропущена)

Вы заметите, что там сказано «большинство водителей замедляются с замедлением выше 16 км/час/сек» и это с учётом того, что 90% водителей могут замедляться быстрее 12 км/час/сек.

Далее в письме мой читатель продолжает рассуждать:

Цитата:
Это значит, что вы можете остановить ваш мотоцикл за 5.4 секунды (включая 1 секунду на задержку) и общая длинна остановочного пути будет всего 86 метров!

Если вы посмотрите на любой дорожный тест современного мотоцикла, то увидите, что тормозной путь со скорости 97 км/час составляет обычно 37-43 метра. Часто разброс составляет 46-55 метров.

Основываясь на этом предположении, я перепроверил математически и получил такие же результаты.

Здесь я не вижу никаких несоответствий. Смысл мотосовета был в том, что повышая свой навык торможения, вы значительно уменьшаете как время остановки так и остановочный путь. Более того, хотя я осознаю, что мотогонщик может достигнуть замедления 1g (35 км/час/сек) или больше, достаточно опытный мотоциклист может легко тормозить с замедлением более 21 км/час/сек. Для сравнения дорожные строители исходят из предположения, что средний водитель безопасно может достигнуть замедления 16 км/час/сек.

Поэтому, я не говорил, что вы должны (или можете) тормозить с замедлением 1g. Я имел ввиду, что вы, если немного потренируетесь, можете и должны стремиться к тому, чтобы тормозить намного лучше (безопаснее) «усреднённого водителя».

Вернемся к расчётам…

Для того, чтобы определить время торможения при постоянном замедлении, вы должны просто разделить скорость перед началом торможения (в км/час) на величину замедления.

96.56 км/час=26.82 м/сек. Если вы тормозите с замедлением в 6.09 м/сек/сек, то время остановки составит = 29/6=4.4 сек. Еще 1 секунда на задержку перед началом торможения (распознавание опасности и время реакции) и всего для остановки потребуется 5.4 секунды. Столько сколько я и говорил.

Для того, чтобы определить остановочный путь вы должны ½ скорости перед торможением умножить на время торможения (т.е. вы определите вашу среднюю скорость при торможении и умножите её на время, в течение которого вы тормозили). Для приведенного выше примера порядок вычислений следующий:

0.5*26.82*4.4= 59 метра. Так как мы проехали 26.82 метра перед тем, как нажали на тормоза, то мы прибавляем это расстояние к 59 метрам и в итоге получаем 85.82 метра. Столько, сколько я говорил.

Почему же результаты моих вычислений так далеки от данных производителя? Ответ прост. Они указывают ТОЛЬКО тормозной путь и замедление в 1g. [Журнал «Ездок» как-то опубликовал результаты замеров остановки мотоцикла Yamaha со скорости 96.56 км/час. Средний результат 56.99 метров в серии из 9 попыток. Это значит, что торможение было с замедлением 13.41 м/сек или примерно 1.3g ]

Принимая замедление равное 9.75 м/сек (1g) мы вычисляем время остановки 2.75 секунды (26,82/9,75). Рассчитанный тормозной путь составит 36.87 метра (Не принимая во внимание дополнительные 26.82 метра, которые проедет мотоцикл до начала торможения). Это соответствует данным, опубликованным в отчёте.

Математика – это просто. Вывод тоже прост – умелое торможение может сохранить вашу жизнь.

Для тех, кто силён в математике. Я полностью осознаю, что когда я упростил уравнение и ввел понятие «средней скорости», то в итоге получил лишь приблизительный тормозной путь. Формула для точных вычислений, которая учитывает замедление, может быть трудна для восприятия некоторыми читателями. Я решил упростить эту формулу потому, что смысл её прост (Кроме того она дает точно такой же результат).

где,
X – остановочный путь (метры)
Xо – путь до начала торможения (метры – например, распознавание и начало действия – расстояние 26 метров)
Vо – первоначальная скорость (м/сек)
t – время торможения (секунды)
a – замедление (м/с/с)

Тормозной путь мотоцикла и автомобиля. Вопросы безопасности к разбору мото ДТП.

“Спёрто с Мото.ру” и соответственно с мотофорума у maxim1300

(со слов мотоциклиста, но более опытного чем 99% таковых)

Тормозной путь для мотоцикла 46.3 м со 100 км/час и смотрим что у большинства машин тормозной путь со 100 км/час сильно меньше 🙂 одновременно обращаем внимание на приписку: semi-trailer and motorcycle skid distances can increase substantially with weight shift – a situation common with higher vehicles

мы и так это знаем.. мы знаем, что тормозной путь мотоцикла куда больше зависит от внешних факторов ( резина, температура, дорожное покрытие, умение и состояние водителя ) чем автомобиля.

Применив формулы, которые учили в школе и взяв данные из второй ссылки получаем что ускорение ( замедление ) для приведенных цифр будет:

автомобиль: 100-0 км/час на 56 метрах тормозит с ускорением -7 м/сек^2

мотоцикл: 100-0 км/час на 46 метрах тормозит с ускорением -8.5 м/сек^2

(давайте запомним эту цифру, так как она нам понадобится дальше ).

А теперь возьмем данные по первой таблице:

для не спортивной машины:

BMW316: 100-0 на 39.4 метрах . -9.94 м/сек ^2

для полуспортивной машины:

BMW M roadster – 100-0 на 37.1 метр = -10.5 м/сек^2

для спортивной машины:

Porche 911 GT3 CUP – 100-0 на 32.3 метр = -12.7 м/сек^2

для обычной машины:

reno clio 100-0, 43.4 м = -9 м/сек^2

итого, мы получили для байка замедление

и для самой тухлой машины

шо обозначает, что тормозим мы хуже простеньких машин, а гоняемся то обычно с теми, у кого замедление лучше 1g ( -9.8 м/сек^2 )

но пойдем дальше 🙂

еще пара ссылок по теме

James Davis классный парень ( лично не знаком ) , но все таки давайте уметь читать и считать..

читая Davisa находим:

– Indeed, a professional motorcycle racer can obtain a 1g deceleration rate, or more, on his motorcycle. (1g deceleration is 32 fpsps.)

Задаемся вопросом, а много ли здесь профессионалов ?

ну таких, кто 365 дней тестирует байки для производителей ? поднимите руки)))

Нет, не ижи и восходы, они конструктивно не могут так тормозить ( IMHO ), а современные спорты ?

Смотрим, что пишет тот же Davis про avg ridera .. среднего райдера, т.е. про нас с вами.

– With practice, your braking skills should easily allow you to attain deceleration rates in excess of 20 fpsps

– С практикой, ваше умение тормозить _ДОЛЖНО_ легко дать вам возможность достичь замедления более 20 футов/сек^2, что есть 2/3 от 1g или 9.8 /3 * 2 = 6.5 м/сек^2

И это и есть та цифра, к которой большинство из нас должно _стремиться_ путем тренировок ( с поправкой на исправную технику).

И это при том что:

Для того, чтобы быстро останавливаться на мотоциле, нужно гораздо больше умения.

Ну, и цена ошибки (т.е. блокировки) выше.

То есть, вывод: мотоцикл тормозит _хуже_ машины.

И только в руках супер пупер пилотов способен тормозить на уровне обывательских автомобилей и в любом случае серьезно хуже, чем способность тормозить у спортивных автомобилей.

Далее смотрим замедление:

http://wilych. народ .ru/auto/GIBDD/g02/g021.html

Для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже.

Для сухого покрытия j=6,8 м/с2

Что на сухом покрытии, для автомобиля, который уже идет юзом ( заблокированные колеса ) по нашему ГОСТУ ( а это обозначает, что цифры для наших дорог и нашей резины ) автомобиль тормозит _лучше_ чем может тормозить любой из нас .

Теперь тоже самое, но более наглядно:

Тормозной путь мотоцикла со скорости 100 км/ч.

Тормозной путь автомобиля, со скорости 100 км/ч.

Немецкое издание Autobild составило список автомобилей, чья способность тормозить может представлять опасность для владельца и окружающих.

Стандартный тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 100 км/ч, составляет 37 метров. В Евросоюзе принято считать опасными все машины, что не могут остановиться за 40 метров.

Длина тормозного пути напрямую зависит от массы автомобиля. Легкий спорткар с керамическими тормозными дисками размером с хорошую пиццу, остановится быстрее, чем большой внедорожник. К примеру, гоночный Porsche 911 GT3, который можно было увидеть на завершившемся в воскресенье Московском автосалоне, останавливается как вкопанный – всего 31,5 метр разделяет движение со скоростью 100 км/ч от полной остановки. Надежный и любимый в России Toyota Land Cruiser выполнит тот же маневр на 39,5 метрах.

Впрочем, масса автомобиля не всегда играет решающую роль. Эффективность тормозных механизмов, качество шин и наличие страхующей электроники значительно влияет на результаты теста.

Автомобиль В-класса Opel Corsa остановился за 40,1 м. Столько же потребовалось для остановки «Мерседесу» B200. Лишь на 10 сантиметров худший результат показала на немецком полигоне Lada Priora (40,2 м).

В 41 метр уложись хэтчбеки Peugeot 206, Skoda Fabia, Ford Fiesta, Citroеn C3 Pluriel, «каблук» Volkswagen Caddy, китайский седан Brilliance BS4, минивэны Peugeot 3008 Hyundai H-1, кроссоверы Mitsubishi ASX, Land Rover Freelander, Renault Koleos.

Далее в списке следуют кроссовер Lexus RX 450h (41,2 м), компактные хэтчбеки Fiat Panda (41,3 м) и Honda Jazz (41,3 м), кроссоверы Honda CR-V (41,3 м) и Dodge Nitro (41,4 м). Более 42 метров требуется для остановки таким «малышам», как Suzuki Alto, Citroen C1 и Daihatsu Cuore.

Хуже показали себя кроссоверы Nissan X-Trail (42,4 м), Suzuki Grand Vitara (42,5 м), Mitsubishi Pajero (42,6 м), Hyundai ix55 (42,7 м), Mitsubishi L200 (43,4 м) и коммерческий фургон Ford Transit (43,6 м).

Бюджетный кроссовер Dacia Duster, который будет выпускаться на московском заводе «Автофрамос» под маркой Renault, останавливается за 43,8 м. Более 47 метров потребуется культовому «Гелендвагену» Mercedes G-серии. 48,3 метра нужно самому компактному внедорожнику на российском рынке Suzuki Jimny. В этом показателе от него лишь немного отстал главный конкурент по цене – российская Lada 4×4, которую принято называть «Нивой» (48,6 м). Столь же культовый Land Rover Defender будет останавливаться 53,5 метра.

Самым опасным автомобилем в тесте оказался британский родстер в стиле ретро Morgan 4/4, который будет скрипеть покрышками по асфальту почти 60 метров.

Время реакции водителя.

формулы и методики расчета тормозного пути и скорости, который проводит экспертиза ГИБДД и МВД при разборе реальных ДТП:

S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j

S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь)

S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1, t2, t3, t4

t1 — время реакции водителя, 0,8с.

t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.

t3 — время нарастания замедления, 0,3с.

t3 — время на полную остановку

Если применить это к мотоциклу и свести в таблицу, выглядит так:

Для наглядности можно считать в машинах в пробке. На фото, прямоугольниками, я условно отразил открытую дверь автомобиля, до которой можно успеть остановиться при движении с разными скоростями:

Нормальному человеку нужно примерно 0.7 секунды, чтобы распознать опасность на дороге. Чтобы с момента распознания осуществить торможение за счет рефлексов, необходимо около 0.3 секунды.

Комментарий по теме безопасности:

я вот всегда защищал мотоциклистов, т.к. сам бывший мотойиклист, да и на машине далеко не медленно езжу. но в этой ситуации по моему больше виновен мотоциклист. недавно вот тоже еду по 10 лет, наваливаю там 140 примерно, посмотрел в зеркала, весь поток далеко позади, через 5 секунд хотел перестраиваться, и ладно хоть еще раз в зеркало глянул, там несется блеать под 200 наверно, практически в метре от меня прошел. и именно так ездит большинство. а потом еще пишут что не увидели, как можно его увидеть на таких скоростях, машина ладно ее хоть видно хорошо.

Еще одна любопытная таблица, говорят она рассчитана для мотоциклов, но в тексте почему автомобиль.

Ну да ладно, интересно другое:

на скорость 150 км/ч для безаварийного вождения мотоциклист должен контролировать ситуацию на расстоянии 250 (230 метров остановочный путь) метров вперед.

И быть уверен что, например, на расстоянии 150 метров от него на дорогу не выйдет пешеход )))

Выйдите из дома на улицу, или проспект где любите погонять.

Поставьте друга или отметьте в памяти столб и отсчитайте от него 250 метров.

Хорошо друга видно ? А теперь по наблюдайте что происходит на это участке дороги (движение машин, пешеходов)

Тормозной путь мотоцикла и автомобиля

Тема которая часто вызывает споры, как между мотоциклистов так и между автомобилистов и мотоциклистов: Что тормозит лучше, авто или мото?

Долгое время я считал что мотоцикл быстрей остановить чем машину на качественной ровной дороге, то что в повороте или на песке остановить трудней и страшней я знал

Но потом прочитал статью, о том что не опытные водители двухколесной техники считают что они могут быстрее остановиться чем авто, и в этом их ошибка. Были приведены достаточно веские аргументы после которых я стал считать что действительно авто тормозит лучше чем мото

Но буквально вчера, читая комментарии на onliner.by к статье в которой мотоциклист ехавший за bmw которая резко нажала на тормоз, до дыма из под колес, не успел среагировать, затормозить, увернуться, и в итоге погиб. Заметил спор между автомобилистами и мотоциклистами на тему тормозного пути между двумя средствами передвижения, я там тоже пытался доказать что мототехника тормозит хуже, но из за отсутствия видеодоказательств (на youtube не нашел ничего подобного), решил провести свой эксперимент.

Единственная проблема была в том что скутер хороший (Gilera Nexus 500), а машина которая у меня есть не очень (ВАЗ 2101), которая в 10 раз дешевле скутера обошлась. Но на след день проблема решилась, пользователь onliner.by – mikluha-maklai решил тоже поучаствовать на вполне не плохой машине Smart Roadster coupe

Недалеко от Минска и моего места жительства есть достаточно хорошая дорога, которой никто не пользуется по причине того что она уже не актуальна, и рядом построили новую дорогу, на ней начертили линию с которой начинать тормозить, и метки каждый метр.

В общем давайте глянем видео, а потом я оставлю свои комментарии:

UPD: еще один эксперимент с большим количеством техники

Сначала про состояние всех транспортных средств участвующих в торможении:

Smart Roadster: машина не моя, и про нее ничего сказать не могу, но помойму с ней было все хорошо, и резина не лысая

Gilera Nexus 500: скутер мой, и единственное что с ним не так это лысая до металического корда, местами, задняя резина, кстати говорят что когда тормозил с 90 км/ч даже искры были, с передом все ок))

ВАЗ 2101: машина моя, я не знаю что с ним не так(ездил 2 раза), но раньше тормозил только зад или перед, сейчас вроде все тормозило, и еще колеса приспущены.

По погоде и покрытию: покрытие было хорошее, погода: при торможении с 30 км/ч у меня и у Smart-a была одинаковая, при торможении 60 и 90 км/ч у смарта была хорошая, у меня на скутере начинал моросить дождик, а первые минуты дождя самые опасные, поэтому было стремно тормозить, но кроме страха ничего не мешало, тормозили вроде нормально, у ВАЗА – ехал уже после скутера, продолжал моросить дождик, но асфальт не сказать чтоб сильно намок

По стилю торможения: Smart – старался не блокировать колеса т.е. тормозить максимально эффективно, я на скутере старался тоже не блокировать колеса но не всегда получалось, на Жиге на 30 и 60 км/ч тупо педаль в пол, на восьмидесяти старался держать их на грани юза, но все же заблокировал пару раз.

Результаты меня удивили, т.к. вчера в комментах я утверждал обратное.

Что то не давала мне покоя эта темя долгое время, даже после проведения теста т.к. рассчитывал то получить результаты худшие по сравнению с авто.

И нарвался блог инструктора по экстремальному вождению, где он очень четко с формулами разжевывает многие интересные вопросы.

И так, кратце перескажу:

Первое что кажется – то что тормозной путь зависит от массы, но это не так:
С увеличением массы увеличивается увеличивается и инерция, но в то-же время увеличивается и давление поверхность, что увеличивает сцепление шин с дорогой, ровно на столько чтоб ее можно вычеркнуть вообще из формулы расчета, т.к. масса не на что не влияет. Кроме усилия которое приходится делать тормозам. В общем если тормоза могут заблокировать колеса или включить ABC, то все ок и на массу можно забить.

В связи с этим появляется мнение что на тормозной путь влияет пятно контакта шины с дорогой, но и тут оказывается что не влияет.
Во сколько раз мы увеличиваем площадь сцепления с дорогой, ровно во столько же раз мы уменьшаем давление на дорогу. В общем пятно контакта тоже не влияет на тормозной путь. Кстати рисунок протектора тоже не имеет значения для торможения.

Сами тормозные механизмы опять же не имеют значения при торможении, если они в состоянии добиться того чтоб колесо пошло юзом.

В общем исключив все это остается только состав резины. Что приводит нас к выводу что если использовать резину с одинаковым составом на скутере, тракторе, автобусе, легковушке, фуре, самолете или еще чем либо. И одновременно пустить колесо либо юзом(всех участников(при этом тормозной путь увеличится на 10-15% по сравнению с “на грани юза”)), либо на грани юза(тоже для всех участников) они затормозят на одинаковом расстоянии.

Для того чтоб убедиться в том что я сказал перейдите по ссылке Физика торможения: неужели тормозной путь не зависит от массы авто? и следуйте ссылкам в тексте, которые вас заинтересуют, думаю найдете ответы на все вопросы, которые будут возникать по теме торможения, например “нафига тогда используют широкие шины на гоночных машинах”, “или зачем ставят дорогие спортивные тормоза”.

sixbisix

Good moto practice

Продолжаем переводить мотосоветы по теме “торможения”. А какой торможение можно расматривать в отрыве от математики?
Поэтому сегодня короткий урок простой математики по торможению!

James R Davis Stopping Distance And Time (The Math Is Simple)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix

Один читатель после знакомства с Мотосоветом № 31 прислал мне небольшой критический комментарий:

Цитата:
В целом, все о чём вы написали правильно, но думаю вам вероятно нужно проверить ваши вычисления…

В арсенале дорожных строителей есть несколько эмпирических правил, выведенных с течением времени. Например, они установили, что если поверхность дороги сухая, то средний водитель может безопасно остановить автомобиль с замедлением 4.5 метра в секунду за секунду (м/сек/сек) (прим. Sixbisix – падение скорости составит 16 км/час за 1 сек). Это значит, что средний водитель может тормозить с таким замедлением, без какой-либо опасности потерять контроль над машиной.

Единицей измерения скорости является расстояние деленное на время (метры в секунду). Единицей измерения ускорения (или замедления в конкретном случае) являются метры/секунда/секунда в вашей интерпретации.

Я верю, что он хочет помочь, а не только потролить.

Даже если замедление измеряется в м/с/с, а не в м/с, то я не вижу проблем этом. В моей статье рассказывается о том, что вы можете «… замедлится… с замедлением 4.5 м/с», но я думаю, что из контекста понятно, что я имел ввиду, и независимо от скорости, предположим скорость перед торможением была 97 км/час, вы можете замедляться на 16.5 км/час каждую секунду, т.е. через 1 секунду ваша скорость будет 80 км/час, через 2 секунды 64 км/час и т.д. С математической точки зрения было бы корректнее говорить о «м/сек/сек», чем «м/сек», но возможно это бы кого-нибудь запутало.

[Инженеры обычно в своих расчётах используют замедление 16 км/час/сек, указанное в «Стандарт геометрического дизайна скоростных магистралей и улиц» (страница 111). Как следует из цитаты ниже, со страницы 111, это очень консервативное значение:]

(Прим. SixBiSix: в оригинале цитата со страницы 111 пропущена)

Вы заметите, что там сказано «большинство водителей замедляются с замедлением выше 16 км/час/сек» и это с учётом того, что 90% водителей могут замедляться быстрее 12 км/час/сек.

Далее в письме мой читатель продолжает рассуждать:

Цитата:
Это значит, что вы можете остановить ваш мотоцикл за 5.4 секунды (включая 1 секунду на задержку) и общая длинна остановочного пути будет всего 86 метров!

Если вы посмотрите на любой дорожный тест современного мотоцикла, то увидите, что тормозной путь со скорости 97 км/час составляет обычно 37-43 метра. Часто разброс составляет 46-55 метров.

Основываясь на этом предположении, я перепроверил математически и получил такие же результаты.

Здесь я не вижу никаких несоответствий. Смысл мотосовета был в том, что повышая свой навык торможения, вы значительно уменьшаете как время остановки так и остановочный путь. Более того, хотя я осознаю, что мотогонщик может достигнуть замедления 1g (35 км/час/сек) или больше, достаточно опытный мотоциклист может легко тормозить с замедлением более 21 км/час/сек. Для сравнения дорожные строители исходят из предположения, что средний водитель безопасно может достигнуть замедления 16 км/час/сек.

Поэтому, я не говорил, что вы должны (или можете) тормозить с замедлением 1g. Я имел ввиду, что вы, если немного потренируетесь, можете и должны стремиться к тому, чтобы тормозить намного лучше (безопаснее) «усреднённого водителя».

Вернемся к расчётам…

Для того, чтобы определить время торможения при постоянном замедлении, вы должны просто разделить скорость перед началом торможения (в км/час) на величину замедления.

96.56 км/час=26.82 м/сек. Если вы тормозите с замедлением в 6.09 м/сек/сек, то время остановки составит = 29/6=4.4 сек. Еще 1 секунда на задержку перед началом торможения (распознавание опасности и время реакции) и всего для остановки потребуется 5.4 секунды. Столько сколько я и говорил.

Для того, чтобы определить остановочный путь вы должны ½ скорости перед торможением умножить на время торможения (т.е. вы определите вашу среднюю скорость при торможении и умножите её на время, в течение которого вы тормозили). Для приведенного выше примера порядок вычислений следующий:

0.5*26.82*4.4= 59 метра. Так как мы проехали 26.82 метра перед тем, как нажали на тормоза, то мы прибавляем это расстояние к 59 метрам и в итоге получаем 85.82 метра. Столько, сколько я говорил.

Почему же результаты моих вычислений так далеки от данных производителя? Ответ прост. Они указывают ТОЛЬКО тормозной путь и замедление в 1g. [Журнал «Ездок» как-то опубликовал результаты замеров остановки мотоцикла Yamaha со скорости 96.56 км/час. Средний результат 56.99 метров в серии из 9 попыток. Это значит, что торможение было с замедлением 13.41 м/сек или примерно 1.3g ]

Принимая замедление равное 9.75 м/сек (1g) мы вычисляем время остановки 2.75 секунды (26,82/9,75). Рассчитанный тормозной путь составит 36.87 метра (Не принимая во внимание дополнительные 26.82 метра, которые проедет мотоцикл до начала торможения). Это соответствует данным, опубликованным в отчёте.

Математика – это просто. Вывод тоже прост – умелое торможение может сохранить вашу жизнь.

Для тех, кто силён в математике. Я полностью осознаю, что когда я упростил уравнение и ввел понятие «средней скорости», то в итоге получил лишь приблизительный тормозной путь. Формула для точных вычислений, которая учитывает замедление, может быть трудна для восприятия некоторыми читателями. Я решил упростить эту формулу потому, что смысл её прост (Кроме того она дает точно такой же результат).

где,
X – остановочный путь (метры)
Xо – путь до начала торможения (метры – например, распознавание и начало действия – расстояние 26 метров)
Vо – первоначальная скорость (м/сек)
t – время торможения (секунды)
a – замедление (м/с/с)

Тормозной путь Yamaha Enduro

Опции темы
Поиск по теме

Тормозной путь Yamaha Enduro

У меня мотоцикла нет. Я, стыдно сказать. Автолюбитель.

Но жизнь заставляет обратиться к Вам, уважаемые форумчане, за советом. В моего знакомого въехал мотоциклист. Мотоцикл Yamaha Enduro, модель я не помню, но на вид довольно старый и потрепанный. Тормозной пыть до столкновения около 20 м. На асфальте след только один. Оба тормоза на мотоцикле дисковые. вопрос у меня такой — где можно раздобыть официальную информацию о тормозном пути мотоцикла? Здается мне, что скорость там была куда больше 60 км/час, потому как авто помят довольно сильно.

Собственно, вопрос: как найти информацию завода/изготовителя по величине тормозного пути аналогичных мотоциклов?

Возьми тормозной путь мотоцикла и умнож на коэф 1,27 , погрешность на внедорожную резину, а вообще если он передним тормозом не оттормаживался, то это более чем реально.

А официальную экспертизу провести не кому?
Ну умножишь и узнаешь примерную скорость, что это даст?

Я не спрашивал совет, что мне делать. Я задал конкретный вопрос и хотел бы получить конкретный ответ. Trueno, Вы о каком ГОСТе говорите-то? Об Иже, что ли? ЯсЯ, Вы не совсем понимаете процедуру разбора ДТП в рамках административного ресследования в ходе производства по делу об административном правонарушении. И не дай Бог Вам это узнать. Но если Вы этого не знаете, то не нужно спрашивать, зачем мне это нужно, ок? Прежде чем хадатайствовать о назначении экспертизы, нужно что бы был какой-то повод для заявления подобного ходатайства. Я пока хочу выяснить для себя, была ли у водителя мотоцикла возможность избежать столкновения. И для этого мне нужны ОФИЦИАЛЬНЫЕ данные о величине тормозного следа.

Поясню подробнее, если Вы в этом деле не в курсе. Мой знакомый поворачивал налево. Мотоциклист ехал сзади, и решил обогнать, когда знакомый уже начал совершать маневр. Гонщик думал, что успеет, но не успел — въехал в переднее левое крыло и совершил неуправляемый пилотируемый полет через капот на асфальт. Слава Богу, жив остался. Ехал, кстати, без света. Не знаю, какие у него подвязки в ГИБДД, но моему знакомому вешают неправильное расположение транспотного средства на проезжей части. Протокол пока не составляли — ждут судмедэкспертизу по телесным повреждениям. Так вот, тормозной путь мотоцикла около 20 м, плюс еще и сильный удар при столкновении. Сейчас нужно определить, было ли превышение установленного скоростного режима. Надеюсь, понятно объяснил.

Внимание вопрос: А ваш знакомый случаем не начал поворот налево из крайнего правого ряда? Поворотник при этом включил? Вы про это ничего не написали.

А вообще если мотоциклист пошел на обгон и его тормозной путь составил 20 метров, то тут и ежу понятно что скорость он превысил.

Крайнего правого ряда там нет — проезжая часть имеет по одной полосе для движяния в одном направлении. Включил ли он поворотник, теперь знают только двое — он и мотоциклист. Говорит, что включил. Так же как мотоциклист говорит, что ехал со светом. В общем, это уже установить невозможно.

Но вопрос остается актуальным — где ознакомится с информацией по установленному тормозному пути?

P. S. Не могу вложить фото. Это у всех так форум тормозит?

Тормозной путь 20 метров – скорость небольшая точно, ещё и эндуро, поэтому просто товарищ твой видимо накосякопорил, зеркала на машину поставили чтобы в них смотреть. Если даже ему и пишут статью про неправильное расположение – вариант, но тут и другая могла быть – “не убедился в безопасности манёвра”, в ЗЕРКАЛА НАДО СМОТРЕТЬ, не хочется конечно обзывать именно твоего товарица, может он и норм чел, но из за таких ****нов лично моих знакомых разбилось очень много. В ЗЕРКАЛА НАДО СМОТРЕТЬ. а не торговать иплом как на базаре.

Я не спрашивал совет, что мне делать. Я задал конкретный вопрос и хотел бы получить конкретный ответ. Trueno, Вы о каком ГОСТе говорите-то? Об Иже, что ли? ЯсЯ, Вы не совсем понимаете процедуру разбора ДТП в рамках административного ресследования в ходе производства по делу об административном правонарушении. И не дай Бог Вам это узнать. Но если Вы этого не знаете, то не нужно спрашивать, зачем мне это нужно, ок? Прежде чем хадатайствовать о назначении экспертизы, нужно что бы был какой-то повод для заявления подобного ходатайства. Я пока хочу выяснить для себя, была ли у водителя мотоцикла возможность избежать столкновения. И для этого мне нужны ОФИЦИАЛЬНЫЕ данные о величине тормозного следа.

Поясню подробнее, если Вы в этом деле не в курсе. Мой знакомый поворачивал налево. Мотоциклист ехал сзади, и решил обогнать, когда знакомый уже начал совершать маневр. Гонщик думал, что успеет, но не успел — въехал в переднее левое крыло и совершил неуправляемый пилотируемый полет через капот на асфальт. Слава Богу, жив остался. Ехал, кстати, без света. Не знаю, какие у него подвязки в ГИБДД, но моему знакомому вешают неправильное расположение транспотного средства на проезжей части. Протокол пока не составляли — ждут судмедэкспертизу по телесным повреждениям. Так вот, тормозной путь мотоцикла около 20 м, плюс еще и сильный удар при столкновении. Сейчас нужно определить, было ли превышение установленного скоростного режима. Надеюсь, понятно объяснил.

Что ж вы так переживаете-то?
Ваши сомнения и домыслы не будут достаточным поводом для проведения экспертизы :). Даже если форумчане дадут правильную формулу вычисления скорости мотоциклиста.

Уважаемый, я у Вас не спрашивал совета о причинно-следственных связях. Тем более не Вам судить о других людях. Грех это. А с учетом того, что средняя продолжительность жизни мотоциклистов гораздо меньше простых лохов (какими Вы, наверное, считаете всех остальных, кроме себя), то Вы рискуете предстать перед Всевышним довольно скоро. Так что совет — не берите грех на душу и не оценивайте действия кого-либо, тем более что Вы вообще не в курсе дела.

Точно так же, как вы обвиняете всех автолюбителей в невнимательности, я могу обвинять всех мотоциклистов в постоянном превышении скоростного режима. И убиваются мотоциклисты в 90 % по своей собственной вине, а не по вине водителей автомобилей.

P. S. Ответа на свой начальный вопрос я так и не узнал. Неужели из всех участников форума такой информацией никто не владеет?

С чего Вы так уверены, что у меня есть повод переживать? Почерк у меня неровный что ли? Или Вы таким образом хотите спровоцировать глупый разбор типа “сам дурак”?

Я задал конкретный вопрос, и если Вы не знаете ответ, то так и напишите: “Я НЕ ЗНАЮ”. И незачем тут в ромашку играть — будут основания для ходатайства, или не будут. Хотите начать дискуссию относительно процессуальных моментов проведения администртаивного расследования? Милости прошу. Только уж Вы пишите точно: на основании какой статьи КоАП я не смогу заявить ходатайство о назначении по дуле экспертизы?

Читайте также:  2 бригада спецназа гру псков
Ссылка на основную публикацию
×
×