Семей Cити
Семей Cити
Авторизуйтесь через социальную сеть:
- Главная
- Новости Казахстана
- В Казахстане вступят в силу поправки в закон о гуманизации уголовной политики
Новости Казахстана
В Казахстане вступят в силу поправки в закон о гуманизации уголовной политики
Как заявил заместитель генерального прокурора, наказание для всех участников убийства Дениса Тена будет суровым и справедливым. Он напомнил, что такое поручение дал сам Президент.
В то же время в Казахстане уже 31 июля вступят в силу поправки в закон о гуманизации уголовной политики, согласно которым около 5 тысяч человек покинут стены колоний, еще двум с половиной тысячам осужденных за растрату вверенного имущества и мошенничество сократят сроки. Поправки коснулись 262 статей уголовного, 45 статей угловно-процессуального и 9 статей уголовно-исправительного кодексов. Илья Рыбин разбирался в нововведениях и прямо сейчас готов рассказать, стоит ли бояться казахстанцам освобожденных уголовников, и правда ли, что мошенники смогут отделаться общественными работами.
ИЛЬЯ РЫБИН, корреспондент:
– Не успели поправки в закон о гуманизации уголовной политики вступить в силу, как уже наделали много шума. Поэтому Генеральная прокуратура решила прояснить все тонкости.
Самое главное, о чем сегодня думают в надзорном органе – за решетку надо отправлять людей, которые реально опасны для общества. Это люди, которые совершили так называемые насильственные преступления, и есть угроза рецедива. По 247 преступлениям теперь вместо нар будут привлекать к общественным работам. Речь идет о проступках небольшой и средней тяжести, если они совершены впервые, и человек имеет безупречную характеристику. По подсчетам, за год подметать улицы будут около 1000 осужденных.
МАРАТ АХМЕТЖАНОВ, зам. генерального прокурора РК:
– Раньше если бухгалтер растратил или допустил растрату миллион двести тенге, это считалось тяжким преступлением и каралось санкцией от 5 до 10 лет лишения свободы. И, как мы говорим сегодня, альтернативы не было. Сегодня мы вводим альтернативу. Во-вторых, это преступление, если в таком размере совершит, это уже средней тяжести.
ИЛЬЯ РЫБИН, корреспондент:
– Особое внимание решили уделить наказаниям, на которых государство может подзаработать. Согласно изменениям, количество приговоров, бьющих по карману, увеличат. Но для удобства людей снизят порог суммы минимального штрафа. Раньше это было 500 МРП – это чуть больше миллиона 200 тысяч, теперь 200 МРП – 481 тысяча тенге. Кроме того, уплату штрафа можно будет растянуть аж на три года, сейчас срок всего шесть месяцев.
Сегодня же Марат Ахметжанов заявил, что публикации об освобождении 5000 тысяч опасных преступников не соответствуют действительности.
МАРАТ АХМЕТЖАНОВ, зам. генерального прокурора РК:
– Самое главное, хочу отметить, что 5 тысяч осужденных за тяжкие преступления, тем более разбойников, насильников, убийц, педофилов никто никогда не собирается и не собирался освобождать.
Отвечая на вопросы журналистов, заместитель генерального прокурора заявил, что высокопоставленные чиновники в прошлом, которые сидят за коррупцию по тяжким и особо тяжким статьям, на послабления могут не надеяться. Это касается и экс-председателя правления «ЭКСПО-2017» Талгата Ермегияева и бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева.
ИЛЬЯ РЫБИН, корреспондент:
– Прокуроры от такой гуманизации видят одни плюсы. Из-за сокращения количества заключенных уже закрыли 8 колоний и сэкономили 12 миллиардов тенге. Следующая на примете колония строгого режима в Астане – ее переделают в колонию-поселение.
Как повлиял закон о гуманизации на криминогенную ситуацию в Астане
В июле 2018 года в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы внесен ряд изменений и дополнений, направленных на снижение репрессивности уголовного процесса, укрепление гарантий прав граждан, вовлеченных в его орбиту. Были внесены поправки и дополнения в 11 сопутствующих законов, сообщает Zakon.kz со ссылкой на столичную прокуратуру.
Изменения и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс связаны с корректировкой норм Уголовного кодекса в части направления неопасных для общества осужденных в учреждения минимальной безопасности и улучшений условий выплаты штрафа.
Смягчены условия отбывания наказания осужденным за преступления в сфере медицины, экологии, информатизации, экономики, осужденных впервые к лишению свободы на срок до 2-х лет. Ранее осужденные по таким делам отбывали наказание в учреждениях средней и максимальной безопасности вместе с теми, кто осужден за насильственные преступления – грабежи, разбои, изнасилования, убийства.
Теперь они направляются в учреждения с минимальным уровнем безопасности для того, чтобы быть изолированными от негативного влияния идей преступного мира.
В Уголовно-процессуальном кодексе на треть снижен минимальный порог размера залога (по преступлениям небольшой тяжести с 50 до 30, по средней тяжести с 250 до 200, тяжким с 500 до 350 МРП), а по правонарушениям небольшой и средней тяжести установлен его верхний предел(по преступлениям небольшой тяжести до 120, по средней тяжести до 350).
По 36 видам преступлений снижен предельный срок лишения свободы. На пять лет снижены сроки давности (прежде было 15 лет за тяжкое преступление и 20 лет за особо тяжкое, теперь 10 и 15 лет соответственно)привлечения к ответственности по тяжким и особо тяжким преступлениям.
В настоящее время по 19 составам уголовных правонарушений суды, с учетом возмещения ущерба и других смягчающих обстоятельств, могут назначать ограничение свободы. С момента вступления Закона в силу судами города Астаны ограничение свободы по таким делам назначено 31 лицу.
При возмещении причиненного ущерба потерпевшей стороне по имущественным преступлениям (кражи, мошенничество, присвоение и растрата чужого имущества) предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы. С момента действия Закона, по данным категориям уголовных дел 22 лицам назначены альтернативные лишению свободы наказания.
До того, по тяжким имущественным преступлениям против собственности, безальтернативно назначалось лишение свободы.
Минимальный порог наказания в виде штрафа по преступлениям снижен с 500 до 200 МРП (сокращен с 1,2 млн до 481 тыс. тенге). Теперь при назначении штрафа учитывается имущественное и семейное положение осужденного, возможность получения им заработной платы и иного дохода.
Судами столицы изменения широко применяются на практике.
В этом году число назначенных штрафов возросло почти в два раза, с 264 за прошлый год до 411 за истекший период этого года.При этом улучшилась их исполняемость, превышающая прошлогоднюю на 45%(за 2017 год – 15%, в этом году – 60%).
С учетом изменений в уголовное законодательство, шире стал применяться такой вид наказания – как привлечение к общественным работам. Если за прошлый год судами города это наказание назначено 120 лицам, то в этом году оно возросло до 230.
Необходимо отметить, что при вышеуказанных обстоятельствах гуманизация уголовного закона не повлияла на криминогенную ситуацию в целом, так как не коснулась опасных преступников. Закон не предусматривает снижение наказанияпо делам против личности,о террористических преступлениях и т.д. Ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления осталась такой же строгой.
Читайте также:
На казахстанскую певицу напали и пытались изнасиловать
Многодетная семья лишилась арендного жилья из-за пожара
Казахстанских магистрантов отчислили после фото из Германии
Более ста южан стали жертвами финансовой пирамиды
“Должен сидеть в тюрьме”. Пожизненный срок запросили для убийцы трехлетнего ребенка
Гуманизация законодательства по-казахстански
Генеральный прокурор Казахстана говорит, что в новом законе, направленном на гуманизацию уголовного законодательства, расширена сфера применения альтернативных видов наказания. Некоторые адвокаты и правозащитники считают, что «новый закон смягчает наказание коррупционерам, но бессилен перед “политическими” статьями».
ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Спустя восемь дней после того, как президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства», 20 июля, он был опубликован в официальных СМИ. В законную силу закон вступит через десять дней после публикации.
Генеральный прокурор Казахстана Кайрат Кожамжаров 10 июля на заседании коллегии ведомства в Астане заявил о планах по сокращению на пять лет срока давности по тяжким преступлениям, а также сообщил, что в рамках гуманизации из тюрем будет освобождено «до пяти тысяч осуждённых».
В интервью официальному изданию, которое было опубликовано 13 июля, Кайрат Кожамжаров сказал следующее: «Особенностью закона является расширение сферы применения альтернативных мер наказания. Общественные работы как альтернатива вводятся по 258 составам. Ограничение свободы – по 11 тяжким преступлениям против собственности, экономики и должностных преступлений. В два раза увеличивается порог значительного, крупного и особо крупного ущерба. Снижаются штрафы и увеличиваются сроки их уплаты с 6 месяцев до 3 лет. Сокращаются сроки и основания ареста, а также верхний порог лишения свободы по 36 составам».
«КОРРУПЦИОНЕРАМ СМЯГЧАЮТ НАКАЗАНИЕ»
Адвокаты и правозащитники, с которыми удалось пообщаться репортеру Азаттыка, в целом поддерживают гуманизацию уголовного законодательства, однако выражают досаду по поводу отсутствия дикуссий и каких-либо поправок в статьях, характеризуемых как «политические».
Адвокат Гульнара Жуаспаева считает, что по мере изменения уголовного кодекса «упрощение наказаний за коррупционные преступления становится привычным».
– Возмещение объема ущерба, причиняемого коррупионерами, сокращается в 10 раз. Прежде задержанные со взяткой (намеревавшиеся получить или получившие деньги) в качестве штрафа государству платили сумму в 500-кратном размере взятки. Сейчас этот показатель понизили до 200. Теперь они (осуждённые по коррупционным статьям) смогут воспользоваться обратной силой закона (статьей 6 уголовного кодекса) и подавать заявления о пересмотре дела. Могут даже вернуть себе часть штрафа, оплаченного ими в 500-кратном размере, – говорит Гульнара Жуаспаева.
Адвокат говорит, что по прошествии некоторого времени статьи, по которым в свое время были осуждены крупные чиновники, из уголовного кодекса перейдут в кодекс об административных правонарушениях. «Пришла к выводу, что новый закон направлен на спасение сидящих в тюрьмах коррупционеров», – говорит Жуаспаева.
Адвокат из Астаны Аманжол Мухамедияров также считает, что «с каждым годом наказание за коррупционные правонарушения смягчается».
– Дается много льгот по коррупционным преступлениям (в новом законе о гуманизации). К примеру, если лицо, совершившее тяжкое преступление, прежде не имело судимости, будет отбывать наказание не в учреждении средней безопасности, то есть не в колонии общего режима, а в учреждении с низким уровнем безопасности. «Коррупционные преступления сейчас сравнялись с преступлениями экономическими и в сфере медицины», – говорит он.
Согласно проекту о гуманизации уголовного законодательства, из части 2 статьи 361 «Злоупотребление должностными полномочиями» исключено специальное наказание лица, использовавшего служебное положение. Прежде использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, или организаций, либо нанесения вреда другим лицам или организациям, наказывалось штрафом в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Теперь за превышение служебных полномочий предусмотрено такое же наказание, как в части 1 этой статьи. Согласно закону, должностное лицо привлекается к такому же наказанию, как и уполномоченное лицо.
Аманжол Мухамедияров говорит, что эти изменения противоречат Концепции правовой политики Казахстана на период с 2010 по 2022 год.
– В концепции, подписанной Назарбаевым в 2009 году, говорится об усилении уголовной ответственности за коррупцию. Против себя выступают (власти). Как депутаты пропустили это? Если сравнить вариант уголовного кодекса 1998 года и принятый позже в 2014 году и учесть этот закон, можно увидеть, что с каждым разом ответственность коррупционеров смягчается, – говорит он.
Адвокат Бауыржан Азанов считает, что должностные и коррупционные преступления должны считаться самыми тяжкими видами преступлений.
– В стране растет число коррупционеров. Потому что они знают, что ответственность за коррупционные правонарушения не ужесточена. Казахстан находится в числе стран с самым низким уровнем восприятия коррупции, – говорит Азаттыку Азанов.
«СТАТЬИ, НА КОТОРЫЕ ГУМАНИЗАЦИЯ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ»
Жанара Балгабаева является адвокатом предпринимателя Искандера Еримбетова. Суд по его уголовному делу, возбужденному по статье «Мошенничество», некоторые казахстанские правозащитники называют «политически мотивированным». Поправки, направленные на гуманизацию уголовного законодательства, адвокат расценивает как «незначительные». Она считает, что новый закон не отразится на ее подзащитных (имеет в виду осуждённых, уголовное преследование которых носит «политический характер»).
– Гуманизация законодательства не отразится на моих подзащитных Алмате Жумагулове (подозревается в призывах к «терроризму») и Искандере Еримбетове (сейчас проходит фигурантом уголовного дела о «мошенничестве» и подозревается в «легализации денежных средств, полученных преступным путем»). Гуманизация – хорошая тенденция. Однако возникает вопрос: «В отношении кого она будет применена?» Власти часто говорят об этом, однако гуманизация мало что может изменить. «Потому что суды применяют ее на свое усмотрение», – говорит адвокат.
По мнению Жанары Балгабаевой, новый закон ориентирован на определенную категорию лиц – на освобождение бывших государственных служащих. «Мне не удалось освободить своих подзащитных в рамках принятых прежде амнистии и гуманизации», – говорит она.
Обладательница Международной премии за смелость адвокат Айман Умарова приветствует новый закон и считает правильным смягчение наказания за преступления, не связанные с причинением смерти человеку, а также замену лишения свободы на штрафы. Однако, как и ее коллега Жанара Балгабаева, она недовольна тем, что в некоторые статьи не внесли поправки.
– Не внесли изменения в часть 2 статьи 405 «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма». По этой статье много заключенных. Они никого не убивали. Можно было учесть это. Также можно было освободить осуждённых по статье «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» (статья 174), заменить им наказание на штраф. Ведь отпускают тех, кто был задержан по коррупционным статьям, они платят штраф и выходят, – говорит Айман Умарова.
Юрист Джохар Утебеков, который придерживается мнения, что «государство использует статьи с политическим подтекстом для сведения счетов со своими оппонентами», говорит: «По этим статьям слишком длительные сроки заключения. Поэтому гуманизацию необходимо проводить в этом направлении».
В интервью официальному изданию генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров заявил: «Мы не снижаем наказание педофилам, убийцам, экстремистам, террористам и бандитам. Их ответственность осталась такой же строгой, как и раньше. На них не распространяется амнистия. Они не могут быть освобождены от ответственности в связи с примирением, раскаянием, истечением сроков давности».
«ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ВИНОВНЫЕ В ПЫТКАХ»
Юристы, с кем удалось пообщаться репортеру Азаттыка, отметили несколько положительных изменений.
– Понравилось введение большого количества норм, связанных с привлечением к общественным работам (в качестве альтернативного наказания). Контролировать то, работают они или нет (привлеченные к этому виду наказания), – это вопрос не уголовного кодекса, а администрации. Это хорошо, что сократили объемы штрафов для людей и гуманизация коснулась видов преступлений, по которым не причинен большой вред. Правильно, что осуждённым облегчили условия выплаты штрафов, – это хорошо для бюджета, – говорит адвокат Джохар Утебеков.
Столичный юрист Аманжол Мухамедияров приветствует тот факт, что в часть 4 статьи 68 внесли пункт, согласно которому виновные в пытках не освобождаются от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.
– Прежде положения этой статьи не распространялись на лиц, совершивших преступления, повлекшие смерть человека либо смерть двух и более лиц, коррупционные преступления, террористические преступления, экстремистские преступления, преступления, совершённые в составе преступной группы даже в том случае, если стороны приходили к примирению. Теперь еще добавили пытки (статья 146), – говорит он.
«ГУМАНИЗАЦИЯ НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ПЫТКИ»
На вопрос официального издания о пытках и злоупотреблениях со стороны тех, кто должен стоять на страже закона, генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров ответил следующее: «Да, к сожалению, на практике случается такое. Поэтому нами совместно с правоохранительными органами в этом направлении ведется наступательная работа».
Кожамжаров говорит, что согласно закону «О Фонде компенсации вреда потерпевшим», который вступил в действие с 1 июля, «теперь государство выплачивает денежную компенсацию жертвам пыток». «В стране открыто более 500 прозрачных стеклянных кабинетов для допросов с видеофиксацией. Внедрен электронный учет лиц, доставленных в полицию. Это позволило сократить на 10 процентов жалобы на действия и решения органов уголовного преследования и в два раза – число необоснованных доставлений граждан в здания правоохранительных органов», – сказал он.
Однако адвокаты Айман Умарова и Жанара Балгабаева, защищавшие интересы граждан, которые заявляли о пытках со стороны представителей казахстанской власти, не согласны с утверждением, что в Казахстане «сокращаются случаи пыток». По словам Умаровой, в местах заключения, напротив, наблюдается рост количества пыток.
– Не знаю, откуда он (имеет в виду Кайрата Кожамжарова. – Ред.) берет такие данные. Прежде такого количества пыток не было. Они (правоохранительные органы) не направляют в суд дела по фактам пыток – ворон ворону глаз не выклюет. У нас много, кого жестоко избивали, – говорит она.
Видео: Независимые наблюдатели рассказали о пытках в казахстанских тюрьмах
Замгенпрокурора объяснил освобождение 5000 заключённых и рассказал о гуманизации системы
Суды чаще будут применять общественные работы в качестве наказания, а за мошенничество сократят сроки лишения свободы.
Заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов в Службе центральных коммуникаций разъяснил положения законодательства, направленного на гуманизацию уголовной политики.
Марат Ахметжанов рассказал о том, какой категории осуждённых коснётся гуманизация и в какие правовые акты внесены поправки.
Особенностью закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных органов” является расширение сферы применения альтернативных мер наказания. Закон вступает в силу 31 июля.
10.10 – Сведения об освобождении 5000 осуждённых за тяжкие преступления недостоверны
“Что-то вырвали из контекста и преподнесли в выгодном свете, чтобы получить сенсацию. Ведь не каждый читает законы. 5000 осуждённых за тяжкие преступления, тем более разбойников, насильников и убийц никто не собирается освобождать”.
10.12 – “Согласно концепции нового закона о снижении репрессивности УК и УПК, изоляции подлежат только те, кто реально опасен для общества. А к другим, кто совершил ненасильственные преступления, будут применяться наказания, не связанные с изоляцией от общества”.
10.14 – “В законе есть нормы, которые сокращают сроки наказания и смягчают условия отбывания наказания по ненасильственным преступлениям, а также есть нормы, ужесточающие ответственность за нарушения условий отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.
10.15 – Суды будут больше применять общественные работы, ежегодно к ним будут привлекаться более 1000 человек
“По 247 преступлениям небольшой и средней тяжести, не связанным со смертью человека, в качестве альтернативного наказания впервые вводятся общественные работы”.
“Раньше за преступления небольшой и средней тяжести назначались только 4 вида наказаний. Это штрафы, ограничение свободы, лишение свободы и исправительные работы. Подсудимые не могли оплатить штрафы (6%), а лишение свободы по нетяжким преступлениям применялось как крайняя мера (12%). Поэтому введены общественные работы. Мы рассчитываем, что суды будут назначать их чаще. Такие осуждённые будут приносить пользу обществу, благоустраивать и чистить города или сёла”.
10.17 – Гуманизация не коснётся тяжких и особо тяжких преступлений
“За грабежи, разбои и другие опасные преступления гуманизации не будет. Ввели ограничение свободы по некоторым тяжким преступлениям. Пример – осуждённые летчики, разбившие самолёт. Они не представляют угрозу обществу, поэтому для таких людей ввели альтернативу как ограничение свободы. На обучение и подготовку лётчиков государство тратит 1 млн долларов”.
10.21 – 2,5 тысячам осуждённых к лишению свободы за растраты и мошенничество сократят сроки наказания
“Будут смягчены условия отбывания наказания не опасной категории осуждённых и впервые осуждённых к лишению свободы на срок до 2 лет. Их будут направлять в учреждения с минимальным уровнем безопасности. С более строгих режимов переведут порядка 400 осуждённых. Они не освободятся одномоментно. Сначала им суды сократят сроки лишения свободы. Да, освободится кто-то сразу, кто уже отсидел значительную часть срока. Но у многих только приблизятся сроки УДО и ЗМН. И тут только суд решает, отпускать их или нет. Если не погасил ущерб, отрицательно характеризуется, то суд может и отказать в освобождении”.
10.23 – Гуманизация не повлияет на безопасность общества
“Не снижается наказание педофилам, экстремистам, членам ОПГ и другим опасным для общества преступникам. В отношении них действуют множество ограничений”.
10.24 – Реформа ведётся поэтапно с 2015 года
“Тюремное население за пять лет сократилось на 19 тысяч человек. Закрыли 8 тюрем. Криминогенная обстановка не ухудшилась. Снизились тяжкие преступления. Стало меньше убийств, изнасилований и разбоев”.
10.26 – Во время испытательного срока запрещают употреблять алкоголь и наркотики
“Иначе можно снова оказаться в колонии. Правительство также работает над внедрением электронных браслетов. Предложение на рассмотрении в Миннацэкономики. Если поддержат, то браслеты наденут порядка 5 тысяч осуждённых”.
10.27 – Могут ли выйти на свободу раньше срока фигуранты громких дел?
“Смотря каких дел: если они совершили преступление в составе ОПГ или особо тяжкие преступления, то не могут выйти”.
10.28 – Как скоро потерпевшие смогут получить компенсацию из фонда компенсации потерпевших?
“Закон вступил в силу с 1 июля. Фонд формируется из принудительного платежа, то есть каждый осуждённый преступник, в зависимости от тяжести преступления, вносит от 5 до 30 МРП. Фонд создан для жертв преступлений. Возможно, преступника не нашли, он скрылся. Мы не можем ждать, человеку надо оказать поддержку, и здесь фонд будет выплачивать компенсацию, независимо от того, найдено или нет виновное лицо. Это единовременная помощь от государства. Мы планируем аккумулировать более 1 млрд тенге. В течение 10 дней без волокиты будут выплачиваться суммы”.
10.32 – Сроки для выплаты штрафов будут продлевать
“За границей больше наказывают рублём. Мы ввели это, но это не совсем хорошо работает. Штрафы судами применяются редко. Суммы штрафов большие, а сроки уплаты короткие. Для людей это непосильные условия. Реформа затормозилась. Поэтому мы снижаем верхний предел от 500 до 200 МРП. Мы поняли, что за шесть месяцев нереально выплатить штраф, и теперь до трёх лет будут продлевать возможность выплаты штрафа”.
10.40 – Как будут трудоустраивать 5000 осуждённых?
“Некоторые из них уже на свободе, некоторые на досудебной стадии находятся. С 2015 года у нас освобождены из мест лишения свободы 15 тысяч человек. Я читал, что спрашивали, где они будут работать. Есть социальные квоты, государство решает этот вопрос. Если частник принимает на работу, то 50% оплачивает государство. Эти вопросы на контроле, законом налагается ответственность на акимов за правопорядок”.
10.45 – Об освобождении Кайрата Жамалиева
“Что касается Жамалиева, Верховный суд после допэкспертизы снизил ему наказание, когда подошло время УДО”.
10.48 – Какой экономический эффект от освобождения 5000 человек?
“Мы начинали с гуманизации экономических преступлений. В 2016 году приняли ряд поправок по гуманизации. Сегодня сокращение восьми колоний в год даёт 12 млрд тенге экономии, эти средства мы направляем на пробацию. Когда человек сам кормит детей, не требует от государства помощи, это выгодно для государства и общества. Чем сидеть в тюрьме и заражаться идеологией нетрадиционных религиозных течений или других тюремных субкультур, лучше приносить пользу обществу”.
10.51 – О расследовании убийства Дениса Тена
“Имеется поручение главы государства. По делу назначен конкретный процессуальный прокурор. На сегодня дело возбуждено по двум статьям: умышленное убийство в группе лиц из корыстных побуждений и разбой из корыстных побуждений в группе лиц. Арестованы по подозрению в совершении данного преступления трое. Третий привлекается за недонесение о преступлении. Собрано достаточно доказательств, законность их проверяет прокурор. Судом санкционирован арест подозреваемых”.
Читайте Informburo.kz там, где удобно:
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Проект закона ук рк о гуманизации
Гуманизация уголовного законодательства
Как в любом молодом государстве в нашей стране проводятся реформы, в том числе издаются новые законы, либо вносятся поправки в существующие.
Важной для общества является гуманизация Уголовного законодательства, т.е. смягчение ответственности лиц, совершивших уголовные правонарушения, возместивших причиненный ущерб, и (или) если в их деяниях имеются обстоятельства смягчающие ответственность и наказание, и отсутствуют отягчающие.
Эти реформы также направлены на снижение тюремного населения, предусматривают не только лишение свободы, но и другие основные наказания, такие как штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, кратковременный арест, ограничение свободы.
Реформы не направлены на улучшение положения рецидивистов, не желающих встать на путь исправления, а также на лиц, совершивших преступления, повлекшие смерть человека, террористические, экстремистские, преступления связанные с незаконным оборотом наркотических и других одурманивающих средств, тяжкие коррупционные преступления, особо тяжкие преступления, преступления в составе преступной группы и преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
31 июля 2018 года вступил в законную силу Закон Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 180-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» (далее – Закон от 12.07.2018 года).
23 января 2019 года опубликован Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 217-VI « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» (далее – Закон от 21.01.2019 года), который в целом вступает в силу 03.02.2019 года.
Эти Законы внесли в Уголовный кодекс Республики Казахстан ряд поправок, направленных на гуманизацию.
Не перегружая читателя нормами статей УК и чрезмерным массивом цифр попытаюсь показать основные новеллы, в том числе и на примерах о том, какие изменения претерпел УК.
Так, если ранее в старой редакции УК от 3 июля 2014 года до принятия Закона от 12.07.2018 года за уголовные проступки штраф устанавливался в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей, либо в размере, установленном в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. После поправок внесенных Законом от 12.07.2018 года в ст.41 УК, за уголовные проступки штраф устанавливается в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей либо в кратном размере.
Также в ст.41 УК внесены положения о том, что при назначении штрафа суд обязан определить его размер и срок уплаты с учетом тяжести уголовного правонарушения, имущественного и семейного положения осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода.
В случае временного ухудшения имущественного положения осужденного в связи с задержкой или невыплатой заработной платы, временной нетрудоспособностью, потерей работы или дохода суд может по его ходатайству предоставить ему отсрочку на срок от одного месяца до одного года. Время отсрочки не входит в исчисление срока уплаты штрафа, установленного приговором суда.
Срок уплаты штрафа должен исчисляться с момента вступления приговора в законную силу и по приговору суда не может превышать три года т.е. он увеличен с 6 месяцев до 3 лет.
Если ранее наказание в виде общественных работ предусматривалось только за уголовные проступки, то после поправок оно предусмотрено и за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.
Данная поправка не распространяется на уголовные правонарушения, повлекшие смерть человека.
После поправок, исправительные работы должны исполняться путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от десяти до пятидесяти процентов заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца.
Размер исправительных работ за уголовные проступки снижен и установлен в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления – в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.
Наказание в виде общественных работ установлено за уголовные проступки на срок от двадцати до двухсот часов, за преступления небольшой и средней тяжести – на срок от двухсот до одной тысячи двухсот часов и должно отбываться путем выполнения осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно полезных работ, организуемых акиматами в общественных местах и отбываются не свыше четырех часов в день с освобождением осужденного на время их отбывания от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы либо в свободное от учебы время.
Законом от 12.07.2018 года произведена коррекция наказания в виде ареста за уголовные проступки, который ранее устанавливался на срок от тридцати до девяноста суток, а теперь установлен на срок от десяти до пятидесяти суток.
По некоторым тяжким преступлениям, не связанным с причинением смерти, например по кражам, присвоению и растрате вверенного чужого имущества, мошенничеству и другим, наряду с наказанием в виде лишения свободы, включено наказание в виде ограничения свободы .
Например, если ранее по ст.188 ч.3 п.1) УК, за кражу совершенную в крупном размере, предусматривалось только лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества, то в настоящее время по данной статье суды смогут назначать ограничение свободы в пределах того же срока.
Эти поправки введены для того, чтобы, в случае наличия у виновного смягчающих обстоятельств, при отсутствии отягчающих, и при возмещении ущерба потерпевшему, отсутствии с его стороны претензий, суды, учитывая личность виновного, обстоятельства дела, могли бы назначать виновному наказание в виде ограничения свободы т.е. не лишать его свободы.
При этом ограничение свободы по тяжким преступлениям не должно назначаться ранее судимым, не желающим вставать на путь исправления лицам, не возместившим ущерб от преступления.
Также общий срок принудительных работ подлежащих назначению осужденным к ограничению свободы, сокращен с 240 часов в год до 100 часов ежегодно в течение всего срока отбывания наказания.
К осужденным, имеющим постоянное место работы, учебы, принудительный труд не применяется, как и к другим лицам, перечисленным в ст.44 УК.
Согласно внесенным изменениям в ч.5 ст.46 УК, отбывание лишения свободы теперь должно назначаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности; лицам, осужденным за преступления, не связанные с применением насилия, предусмотренные главами 7, 8, 9 , 12 и 13 настоящего Кодекса; лицам, осужденным за преступления, предусмотренные главой 15 (коррупционные и иные против интересов гос…..) настоящего Кодекса, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением; лицам, впервые осужденным за совершение умышленного преступления, за которое назначено наказание к лишению свободы на срок до двух лет.
А в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности отбывание лишения свободы подлежит назначению лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше двух лет за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести или тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы; женщинам, совершившим особо тяжкое преступление, а также при рецидиве преступлений; лицам, которым штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, ограничение свободы заменены лишением свободы;
Ранее в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности отбывание лишения свободы назначалось лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также впервые осужденным за совершение умышленного преступления к лишению свободы на срок до одного года, а в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности – лицам, впервые осужденным к лишению свободы на срок свыше одного года за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений.
Изменены в сторону увеличения количественные значения значительного ущерба и значительного размера, с которого наступает уголовная ответственность по ряду статей указанных в подпункте 2) статьи 3 УК, например со 100 до 200 месячных расчетных показателей .
Также Законом от 12.07.2018 года в ст.3 УК повышены значения особо крупного ущерба и особо крупного размера, крупного ущерба и крупного размера, и в связи с этим деяния ранее осужденных лиц по некоторым статьям УК, перешли из категории тяжких в категорию преступлений средней тяжести.
Так ранее уголовная ответственность по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в крупном размере, наступала при причинении ущерба в пятьсот раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2018 год – 1202500 тенге), то после поправок в УК, с 31.07.2018 года ответственность за причинение такого ущерба, предусмотрена уже ст.189 ч.2 УК
А по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК будут квалифицированы деяния при причинении крупного ущерба в размере, который превышает одну тысячу МРП (по состоянию на 2018 год -2 405 000 тенге).
Ранее уголовная ответственность по подпункту 2) ч.4 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере, наступала при причинении ущерба в две тысячи раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2018 год – 4810000 тенге), после поправок с 31.07.2018 года ответственность за причинение такого ущерба, предусмотрена уже ст.189 ч.3 п.1) УК
А по подпункту 2) ч.4 ст.189 УК будут квалифицированы деяния при причинении особо крупного ущерба в размере, который превышает четыре тысячи МРП (по состоянию на 2018 год -9 620 000 тенге).
Внесены поправки в ст.55 УК, регулирующие нормы назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за уголовное правонарушение, то есть, если ранее при наличии смягчающего обстоятельства, не предусмотренного в качестве признака совершенного преступления, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могли превышать при совершении: преступления небольшой или средней тяжести – половины; тяжкого преступления – двух третей; особо тяжкого преступления – трех четвертей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания (лишения свободы), предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, то после внесения поправок Законом от 12.07.2018 года, эти нормы применяются ко всем видам основных наказаний назначаемых за преступления, будь то штраф, исправительные работы, общественные работы, ограничение или лишение свободы.
Оба Закона снизили ответственность за некоторые уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности.
Повышены пороги значительного ущерба или размера, крупного и особо крупного ущерба либо размера по некоторым экономическим преступлениям.
Это сделано в целях развития бизнеса, исключения коррупционного давления на предпринимателей со стороны правоохранительных органов.
Так, например по ст.245 УК – Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций, порог особо крупного размера ущерба повышен с суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей до суммы превышающей семьдесят пять тысяч месячных расчетных показателей, порог крупного размера – с суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей двадцать тысяч месячных расчетных показателей до суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.
По ст.235 УК- Невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте, порог крупного размера суммы невозвращенных средств в национальной и иностранной валюте (с которого наступает уголовная ответственность) , повышен с суммы превышающей пятнадцать тысяч месячных расчетных показателей до суммы превышающей сорок пять тысяч месячных расчетных показателей.
В ст.241 УК – Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и в ст.243 УК – Н езаконное использование денег банка Законом от 21.01.2019 года внесена поправка о том, что л ицо, впервые совершившее эти деяния, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.
Также при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ст.244 УК – Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет и ст.245 УК – Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций, внесена поправка о том, что лицо совершившее их, может быть освобождено от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты задолженности по налогам и (или) другим обязательным платежам в бюджет, а также пени, установленных законодательством Республики Казахстан (за исключением, если преступление по ст.245 УК, совершено преступной группой).
Внесенные поправки, согласно статье 6 УК, улучшают положение лиц, которые совершили преступление до введения в действие этих Законов, в том числе лиц, отбывающих наказание, и назначенное им наказание подлежит сокращению в пределах санкции новых положений УК, поправки также влекут переквалификацию деяний осужденных.
Применение поправок, приведение приговоров в соответствие с новым законом, улучшающим положение осужденных, производится судами по месту исполнения наказаний, в порядке статей 476 – 478 УПК, как по ходатайству самого осужденного, так и по ходатайству органа, отвечающего за исполнение наказания.
Следует также отметить, что вместе с этими поправками, направленными на гуманизацию, Законом от 21.01.2019 года усилена ответственность лиц, совершивших неоднократно преступления, предусмотренные ст.188 УК (Кража), 189 УК ( Присвоение или растрата вверенного чужого имуществ) , 190 УК (Мошенничество).
Если ранее, деяния этих лиц квалифицировались как преступления средней тяжести и имелась возможность прекращения дела за примирением с потерпевшими, то с введением в действие Закона от 21.01.2019 года лица, совершившие эти деяния 03.02.2019 года и позже будут привлекаться к уголовной ответственности, как лица, совершившие тяжкие преступления и у совершеннолетних преступников не будет возможности избежать уголовной ответственности за примирением с потерпевшим.
Таким образом, государством проводятся системные меры в целях сближения с общемировыми стандартами в сфере правосудия, в том числе меры по совершенствованию уголовного законодательства и по его дальнейшей гуманизации.
Судья Темиртауского городского суда Карагандинской области
Гуманизация уголовного законодательства в РК: По 19 видам преступлений наказание заменят на ограничение свободы
Дата: 22 июня 2018 в 17:04 2018-06-22T17:04:22+06:00 Категория: Происшествия
В настоящее время законопроект по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства одобрен обеими палатами парламента Казахстана. На сегодняшний день документ находится на подписании у главы государства Нурсултана Назарбаева.
По задумке разработчиков проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» должен усилить гарантии законности в уголовном процессе, в части повышения уровня защиты прав граждан, и усовершенствовать работу органов внутренних дел.
Поправки и дополнения внесены три кодекса и десять сопуствующих законов. В целом пакет поправок был разработан во исполнение поручения в рамках плана нации. По мнению главы государства, вся правоохранительная система Казахстана должна быть нацелена на обеспечение прав и свобод граждан и строгое исполнение законов.
«Нам необходимо добиться, чтобы все правоохранительные органы, и прежде всего полиция, стояли на службе интересов людей и укрепления правопорядка. В целом утверждение в Казахстане правового государства – это наша конституционная задача, которая решается в рамках единого модернизационного процесса. Реализация обозначенных мер и подходов повысит доверие к национальной судебной и правоохранительной системе со стороны граждан, а также зарубежных инвесторов, и в целом улучшит бизнес-климат в нашей стране», ― отметил глава государства.
По данным Генпрокуратуры, в Казахстане преступность ежегодно снижается на 7-10 процентов. В настоящее время в тюрьмах и колониях отбывают наказание 34 тысячи казахстанцев. На заре Независимости эта цифра была втрое выше.
Как отметили в генеральной прокуратуре, которая является разработчиком проекта закона, акцент сделан на гуманизацию и снижение репрессивности уголовного процесса.
«Последовательно проводимая комплексная реформа уголовно-правовой системы сместила акценты от карательно-репрессивного и обвинительного уклона к правозащитному направлению», ― отметили в главном надзорном органе республики.
В законопроекте РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» упоминаются два направления. Первое направление касается укрепления защиты конституционных прав казахстанцев и гуманизацию правоохранительной деятельности. Для этого в 255 статей уголовного кодекса Казахстана вносятся изменения, в уголовно-процессуальном – в шестнадцать статей и в уголовно-исполнительном кодексе – в шесть статей.
Разъясняя основные положения нового пакета поправок в Генпрокуратуре отметили, что с принятием документа на треть будет снижен минимальный размер залога, а по правонарушениям небольшой и средней тяжести устанавливается верхний предел суммы залога.
Судей и следователей обяжут рассматривать возможность применения и назначения более мягких мер наказания в отношении задержанных и подсудимых. В случае если смягчение наказания невозможно, суд и органы следствия должны это обосновать.
«Запрещается выделять в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, с которыми заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины», ― подчеркнули в генеральной прокуратуре, разъясняя основные положения законопроекта.
В части гуманизации уголовного процесса предусмотрено смягчение наказания по ряду правонарушений. Допустим. Если человек совершил преступление небольшой или средней тяжести, то его могут приговорить к общественным работам, или даже штрафу. В целом вдвое снижаются пределы размеров штрафа, а также произведена коррекция срока ареста по проступкам, с соблюдением иерархии санкций административного и уголовного законодательства.
При этом имеется оговорка, что законодательная поправка не касается преступлений, повлекших смерть потерпевшего.
Кроме того, по 19 преступлений суды могут назначать ограничение свободы, в том числе по 11 тяжким составам, таким как кража, хищение, мошенничество и другие.
По преступлениям против собственности, в сфере экономики и некоторым другим в два раза увеличиваются пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности.
«По 36 преступлениям снижается верхний предел лишения свободы. Снижаются на пять лет сроки давности привлечения к уголовной ответственности по тяжким преступлениям, наказания за которых предусмотрены на сроки от 15 до 10 лет, и особо тяжким преступлениям со сроками наказания от 15 до 20 лет», ― рассказали в генеральной прокуратуре.
Ряд поправок касаются защиты и соблюдения прав заключенных. Так проектом закона расширяется применение условно-досрочного освобождения или замены наказания на более мягкое. Кроме того, предусматривается перевода не социально опасных заключенных в колонии с минимальным уровнем безопасности.
Если говорить о втором направлении проекта закона, то оно касается совершенствования работы полиции. В частности департаменты внутренних дел областей и республиканских городов объединят с местными полицейскими службами. В результате чего будут образованы департаменты полиции областей.
Руководителей обновленных департаментов полиции будут назначать акимы регионов. Они же будут и увольнять начальников департаментов.
Самые интересные новости в нашем Telegram-канале