Как правильно конкурентные процедуры или конкурсные процедуры

Что такое конкурентная закупка

Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения

Что такое конкурентная закупка? Какие требования предъявляются к поставщикам в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ? Какие способы закупок конкурентные? Какие этапы включает цикл закупочных процедур?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое конкурентная закупка
  • Какие требования предъявляются к поставщикам в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ
  • Какие способы закупок конкурентные
  • Какие этапы включает цикл закупочных процедур

Что такое конкурентная закупка? В самом общем виде конкурентные способы закупки можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия.

К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя.

Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить основные закупочные процедуры.

Что такое конкурентная закупка

Конкурентная закупка — это процесс приобретения продукции, в котором могут участвовать сразу несколько поставщиков.

По форме проведения конкурентные закупки делятся на:

  • Бумажные. Данный способ подачи заявки на участие в торгах практически не используется с 01.01.2019 года, остались только некоторые процедуры в виде исключения (приобретение ГСМ, гуманитарная помощь, закупки заказчиков, которые ведут деятельность на территории зарубежного государства и т.д.).
  • Электронные, проходящие на интернет-платформе ЭТП или едином агрегаторе торговли. Большинство тендеров в настоящее время проводятся именно в таком формате.

Можно выделить следующие основные формы конкурентной закупки:

  • Конкурсы и запросы предложения, где стоимость контракта – отнюдь не самый главный фактор. В данном случае важность представляют параметры, критерии и характеристики, указанные заказчиком в положении о закупках. Победит тот участник, который предложит лучшие условия.
  • Аукционы и запросы котировок, где цена является единственным критерием выбора победителя – выигрывает поставщик с наименьшим ценовым предложением.

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, заказчик вправе провести конкурентную закупку, состоящую как из одного этапа (аукцион, запрос котировок), так и из нескольких (двухэтапный конкурс).

Форма размещения заказа на поставку товаров и услуг определяется госзаказчиком. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников тендера. При выборе формы конкурентной закупки руководствуются обычно:

  • Типом закупаемой продукции (в одном случае товары, работы и услуги госзаказчики обязаны приобретать только посредством проведения аукциона, в другом – конкурса, где побеждает участник торгов, предложивший лучшие условия сделки, в третьем – через запрос предложений).
  • Фактической ценой. К примеру, запрос котировок проводится, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Если контрактный управляющий неправильно выбрал закупочную процедуру, его могут оштрафовать на 30 тыс. руб. (см. п. 1 ст. 7. 29 КоАП).

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.

Виды конкурентных способов закупки

Перечень закупочных процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ и представлен в следующей таблице:

Вид

Подвид

Описание

Победитель

Самая распространенная форма конкурентной закупки. Информация о проведении конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем публикации извещения в ЕИС. Цена контракта может быть любой. К поставщикам предъявляются единые требования.

Участник, предложивший лучшие условия конкурентной закупки.

С ограниченным участием

Вид конкурса, в котором могут принимать участие поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Проводится при заказах высокотехнологичных и инновационных товаров (работ, услуг). Требования к поставщикам едины. Информация о проведении конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц.

К поставщикам, помимо основных, могут предъявляться дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Конкурс проводится для заключения контракта на создание произведения литературы или искусства, проведение научных исследований, проектных работ и т.д.

Информация о проведении конкурса направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют определенным требованиям. Проводится при поставке товара, выполнении работы или оказании услуги, сведения о которых составляют гостайну, а также при транспортировке музейных коллекций, при поиске водителей для судей, приставов и т.д.

С 01.07.2018г. закрытые способы определения поставщиков применяются и для осуществления государственных закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Закрытый с ограниченным участием

Электронные конкурсные процедуры

Проводятся с использованием документов на бумажных носителях. С 01.07.2018г. заказчики вправе приобретать продукцию подобным способом. А с 01.01.2019г. электронные конкурсные процедуры для госзаказчиков становятся обязательными.

Открытый в электронной форме

Самая востребованная процедура. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. Стоимость контракта не ограничена. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013г. № 2019-р утвержден перечень товаров, работ и услуг, для приобретения которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Проходит на одной из восьми существующих на данный момент ЭТП.

Участник, предложивший в ходе проведения торгов с поэтапным снижением цены лучшие условия конкурентной закупки.

За предоставление документации о закрытом аукционе с участников торгов заказчиком может взиматься плата. Торговая площадка АСТ ГОЗ — это специализированная электронная платформа для проведения закупок в области государственного оборонного заказа и закрытых торгов, утвержденная распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018г.

Используется, если начальная (максимальная) цена контракта не более 500 тыс. рублей. Заявка подается в бумажном виде, в конверте, не позволяющем прочитать содержимое до момента вскрытия. Информация сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения.

Участник с самым низким ценовым предложением.

Электронный запрос котировок

Если с 01.07.2018г. госзаказчики имели право проводить электронный запрос котировок, то с 01.01.2019г. данная форма закупочных процедур становится для них обязательной.

При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более 100 млн руб. (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Посредством проведения запроса предложений осуществляется покупка лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и оборудования для сборных команд РФ в случае признания повторного круга несостоявшимся.

Информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения.

Участники запроса предложений могут улучшить свою заявку (снизить цену контракта, сократить сроки поставки и т.д.) после вскрытия конвертов. Данный этап процедуры называется переторжка.

С 01.01.2019г. список оснований для запроса предложений пополнился. Появилась возможность приобретать жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

Участник, окончательное предложение которого будет идеально соответствовать условиям заявки.

Электронный запрос предложений

С 01.01.2019 госзаказчики перешли на дистанционный метод определения победителя.

электронный запрос предложений можно выбрать после того, как признали:

электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;

открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 закона о контрактной системе.

Каким требованиям должны соответствовать участники конкурентных закупок по 44-ФЗ

Согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участником конкурентной закупки может быть любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо любое юридическое лицо вне зависимости от его организационно-правовой формы, местонахождения, формы собственности, кроме территорий и государств, предоставляющих организациям льготный режим налогообложения (оффшорные зоны).

Для участия в тендерах поставщики должны соответствовать требованиям, установленным статьей 31 Федерального закона о контрактной системе. Их все можно разделить на две категории: единые и дополнительные.

Первые являются обязательными. Вторые же устанавливаются только в особых случаях.

Согласно ч. 1.1. ст. 31 44-ФЗ, организация, а также её учредители и руководитель должны отсутствовать в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

При проведении конкурентных госзакупок Правительство РФ вправе требовать от всех участников соблюдения дополнительных условий. Эти требования установлены Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99. К ним относятся:

  • наличие опыта, материальных и финансовых ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения взятых на себя обязательств;
  • для строительных и проектировочных фирм обязателен факт исполнения за последние 3 года аналогичного контракта;
  • для оказания транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок, исполнителям необходимо иметь на праве собственности и (или) на ином законном основании плавсредства, оборудование и материальные ресурсы.

Этапы проведения закупки конкурентным способом

Конкурентная закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (ст. 3 44-ФЗ).

Еще на этапе планирования самой закупочной процедуры контрактные службы или контрактные управляющие заказчика приступают к работе с документацией, которая делится на:

  • извещение о проведении конкурентной закупки;
  • другая закупочная документация, раскрывающая все детали процедуры.

К примеру, в извещении для проведения аукциона — конкурентного способа закупки – указывается следующая информация:

  • исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены потенциальными поставщиками;
  • дата проведения мероприятия;
  • размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
  • адрес электронной площадки, на которой будут проходить торги;
  • требования, предъявляемые к участникам.

В закупочной документации можно предусмотреть и дополнительную информацию:

  • сведения о начальной цене договора;
  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам продукции;
  • дата окончания срока приема заявок;
  • размер обеспечения исполнения контракта, при наличии такового;
  • информация о контрактной службе, контрактном управляющем.

По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки конкурентными способами:

  • в сроки, предусмотренные ст. 83.2 44-ФЗ;
  • на условиях, указанных в документации;
  • приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 94 44-ФЗ.

Таким образом, конкурентная закупка это основной вид приобретения продукции в рамках 44-ФЗ. Из 2-ух и более участников побеждает тот, кто сможет, в зависимости от вида процедуры, предложить либо лучшие условия исполнения контракта, либо наименьшую его стоимость.

Если найдете неточности или устаревшую информацию, напишите об этом в комментариях и получите скидку 5% на обучение в нашем центре.

Госзакупки. Конкурсные процедуры

Любая конкурентная закупка подразумевает под собой конкуренцию (как ни странно), то есть сбор предложений от различных поставщиков, удовлетворяющих условиям закупки с последующим определением наиболее достойного для заключения с этим самым поставщиком контракта. При этом цена является важным, но не всегда единственным критерием отбора поставщиков.

Вне зависимости от типа проведения закупки они могут быть:

  • Открытыми. То есть участвовать могут все потенциальные поставщики, удовлетворяющие условиям. Информация и полная конкурсная документация о таких закупках размещается в открытом доступе;
  • Закрытыми. В закрытых конкурсных процедурах участие могут принять поставщики после личного приглашения заказчика. Документация по таким закупкам в общем доступе не публикуется;
  • Одноэтапными. Это означает, что торги по закупке происходят после подачи заявок участников;
  • Двухэтапными. В данном случае на первом этапе заказчик рассматривает технические характеристики предполагаемого предмета закупки безотносительно цены. И только после отбора подходящих заявок устраивается ценовой отбор на втором этапе;
  • Однолотовыми. Здесь заказчик устраивает торги всего на один предмет закупки;
  • Многолотовыми. Это закупки, в рамках которых закупается несколько объектов (или лотов), объединенных общей тематикой. Например: поставка стройматериалов и комплекс работ при строительстве здания «под ключ».
Читайте также:  Образец доверенности на оформление полиса осаго

Теперь перейдем к самому интересному, а именно к способам проведения конкурсных процедур!

И что же мы здесь имеем? А имеем мы следующее!

Первое – это Аукцион – наиболее распространённый способ проведения закупок.

Заказчик размещает документацию с описанием предмета закупки и начальной максимальной стоимостью контракта. Участники подают заявки в течение определенного времени. После окончания срока подачи заявок между участниками происходят онлайн-торги по уменьшению цены на электронной площадке. Побеждает участник предложивший наименьшую цену.

Далее у нас идет Конкурс. Это закупка при которой заказчик размещает в конкурсной документации критерии сравнения заявок участников. И здесь нужно отметить, что цена является важным, но не единственным критерием. Как правило заказчика интересует срок выполнения контракта, длительность гарантии на предмет закупки и объем ранее успешно завершенных контрактов участника с аналогичной тематикой. Исходя из используемых заказчиком коэффициентов важности критерия, всем участникам присваивается определенное количество баллов. Побеждает участник предложивший наилучшие условия исполнения договора и набравший наибольшее количество баллов соответственно.

Третий вариант – это Запрос предложений. В данном случае заказчик размещает в открытом доступе информацию о закупке с учетом критериев отбора и оценки заявок участников. Здесь как в конкурсе: важна не только цена, но и суперпозиция критериев. Все желающие могут подать заявки, соответствующие данным критериям в течение срока подачи. После окончания срока подачи заявок заказчик получает доступ ко всем заявкам участников и оценивает их. Побеждает участник предложивший наилучшие условия выполнения контракта. Этот вид закупок может проводится только для закупок по определенным тематикам: например медицинские препараты, спортивный инвентарь и экипировка.

Четвертый способ проведения закупок – это Запрос котировок. Этот механизм в целом аналогичен запросу предложений, но с тем условием, что тут как раз единственным критерием оценки является цена. Этот вариант проведения допустим только для закупок со стартовой ценой до полумиллиона рублей.

Вариант номер пять – Конкурентные переговоры – очень экзотическая процедура мягко говоря. Данный вид закупок не подразумевает проведения прямых торгов и является единственным, при котором происходит прямое и неограниченное общение заказчика с участниками. Между заказчиком и участниками ведутся переговоры о стоимости и характеристиках приобретаемого предмета закупки.

Ну вот… Это, если вкратце.

Фактически у каждого вида закупок есть свои сроки, требования к конкурсной документации, составу заявки, своя специфика проведения и определения победителя. Все это имеет смысл разбирать отдельно и более подробно. Чем мы, собственно и займемся в следующих статьях.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Определения форм подготовки и заключения сделок

Содержание

Конкурентные формы подготовки сделок

Конкурентные процедуры конкурентная форма покупки или продажи товаров, услуг, работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Термин «конкурентные» обладает наиболее обширным значением. Он подразумевает все разнообразие форм подготовки и заключения сделок, основанных на принципах состязательности участников. Конкурентные процедуры включают в себя как конкурсные, так и внеконкурсные процедуры.

К внеконкурсным процедурам относятся такие формы, как запрос котировок. Внеконкурсные процедуры не накладывают на их организатора какой-либо ответственности перед участниками, подавшими свои предложения.

Конкурсные формы заключения сделок

Конкурсные формы сделок – это конкурентные формы заключения сделок, обладающие дополнительными законодательными ограничениями и налагающие на организаторов обязательства в соответствии с законодательством.

Основной конкурсной формой в РФ являются торги. Торги подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа и проводятся только в один этап, см. ст. 447 – 449 ГК РФ.

Формы подготовки и формы заключения сделок

Конкурсная процедура является формой заключение сделки. Ее условия и ход проведения определяют победителя до подписания контракта. Отказ организатора конкурса в подписании контракта может быть обжалован в суде. В связи с тем, что условия сделки определяются до подписания контракта на основании условий конкурса, условия конкурса должны быть составлены максимально четко, что во многих случаях сделать затруднительно. Поэтому компании предпочитают внеконкурсные процедуры.

Внеконкурсная процедура является формой подготовки сделки, поэтому не влечет за собой обязательств заключения сделки. Участвуя во внеконкурсной процедуре стороны должны понимать, что окончательные условия сделки будут утверждены путем подписания договора.

Конкурентные процедуры состоят из подмножества конкурсных и внеконкурсных процедур.

Конкурс

Конкурс (коммерческий конкурс) представляет собой одну из форм торгов (наряду с аукционом). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия, см. гл. 28, 57 ГК РФ.

Аукцион

Аукцион (от лат. auctio — продажа с публичного торга) — разновидность торгов, при которой договор купли-продажи продаваемого имущества заключается с лицом, предложившим наивысшую цену.

Тендер

Тендер (англ. tender – предложение) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов «конкурс» или «торги», так могут подразумеваться и внеконкурсные (но конкурентные) процедуры, например запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Таким образом, тендер можно использовать для обобщения всех конкурентных видов подготовки сделок.

Отсутствие законодательных ограничений по термину «тендер» позволяет организаторам самостоятельно определять правила его проведения. С другой стороны, если в определении условий тендера будет сказано, что он является конкурсом – тендер приобретет законодательные свойства конкурса. Для исключения разночтений следует дополнительно указать в условиях тендера, что он не является (или является) торгами в соответствие с ГК РФ.

Роль условий тендеров

Для того, чтобы исключить толкования форм подготовки и заключения сделки, организатор тендера должен четко определить форму и прописать, является ли данная процедура формой подготовки или формой заключения сделки.

Тендер является обобщенным определением различного вида конкурентных коммерческих процедур. Для того, чтобы исключить толкования форм подготовки и заключения сделки, организатор тендера должен четко определить форму и прописать, является ли данная процедура формой подготовки или формой заключения сделки, подпадает ли она под определение торгов по ГК РФ или нет.

См. также: Запрос котировок
См. также: Открытый тендер на закупку
См. также: Открытый аукцион на закупку

Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

КонкурентныеНеконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный)Закупка у единственного поставщика
Аукцион
Запрос котировок (в т. ч. и электронный)
Запрос предложений (в т. ч. и электронный)
Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Начиная с июля 2020 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
ВидПодвидОписаниеПобедитель
КонкурсОткрытыйТот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участиемИспользуется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
ДвухэтапныйКроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедурыАналогичны «бумажным»
АукционОткрытый в электронной формеСамая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь.Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
ЗакрытыйМожет устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировокИспользуется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС.Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок
Запрос предложенийТот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2020 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

В настоящее время для регулирования закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков используются два основных федеральных нормативных акта – Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если Федеральный закон №44-ФЗ представляет собой достаточно строгий нормативный акт, который регулирует подавляющее большинство вопросов, характерных для закупочной системы, то Федеральный закон №223-ФЗ, наоборот, дает заказчику достаточную свободу в части организации своей закупочной деятельности.

Нормативная основа существования конкурентных процедур для закупок по 223-ФЗ

В рамках требований, которые предъявляет к заказчикам Федеральный закон №223-ФЗ, содержится обязательное требование о создании своего собственного Положения о закупочной деятельности. Это Положение ложится в основу проведения всех закупочных процедур, описывая те из них, которые заказчик принял решение провести для заключения договоров и контрактов для удовлетворения своих нужд.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Сам указанный выше федеральный нормативный акт в части 3.1 статьи 3 перечисляет те закупочные процедуры конкурентного типа, которые могут быть использованы всеми государственными и муниципальными заказчиками, работающими по данному закону. В соответствии с данной частью заказчик имеет право использовать:

  • торговые процедуры в виде конкурса (в открытом, закрытом видах, а также в электронной форме), аукциона;
  • неторговые процедуры в виде запроса котировок, запроса предложений, конкурентных переговоров.

Использование последних возможно только в том случае, если они проводятся с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 части 3.1 статьи 3 указанного федерального нормативного акта.

Главным требованием, которое применяется к конкурентным процедурам вне зависимости от того, идет ли речь о торговых процедурах либо об их неторговом типе, является возможность борьбы за заключение контракта между различными участниками рынка, что является главным принципом соблюдения законодательства о защите конкуренции в Российской Федерации.

Торговые конкурентные процедуры для удовлетворения нужд заказчиков

Сложившаяся практика применения Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» позволяет выделить конкурентные процедуры для определения исполнителей по договорам и контрактам двух типов: торговые и неторговые.

На основании практики применения указанного федерального нормативного акта можно выделить следующие виды торговых закупочных процедур: конкурс и аукцион. Торговыми данные процедуры называются по той причине, что в них имеется элемент состязания между участниками за снижение начальной максимальной цены контракта или договора, установленной заказчиком при объявлении закупки. При этом целью процедуры может и не быть снижение значения начальной максимальной цены, но в итоговом протоколе полученное снижение все же будет зафиксировано, как один из критериев оценки всех имеющихся участников процедуры.

Аукцион

Аукцион – это специальная закупочная процедура, главной целью проведения которой является предельно возможное снижение установленной заказчиком начальной максимальной цены контракта или договора.

Общий срок проведения такой процедуры после последних изменений в Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» составляет от пятнадцати календарных дней (были изменены минимальные сроки проведения закупочной процедуры, а также порядок расчета таких сроков с рабочих на календарные дни).

Аукцион может проводиться в бумажной (традиционной) или электронной форме в зависимости от того, какие цели преследует заказчик, и включен ли предмет закупки в специальный перечень Правительства Российской Федерации для закупки только в форме электронной процедуры.

Кроме того, выделяют также открытые и закрытые формы, которые проводятся по решению либо самого заказчика, либо на основании специальных требований действующего законодательства: если заказчик принял решение о необходимости аукциона, то он проводит закупку в открытой форме за исключением случаев, когда использование открытой формы прямо запрещено законодательством в силу того, что сведения о предмете закупки могут послужить основанием для причинения вреда интересам самого заказчика или государства в целом (например, предмет закупки содержит сведения, относимые к сведениям о государственной тайне, охраняемым законодательством). В документации к проводимому аукциону, кроме его формы (электронной или бумажной, открытой или закрытой), указываются также требования к финансовому шагу, который должны соблюдать участники при участии в торгах, а также к самим участникам, так как до момента подписания контракта или договора заказчик не имеет права проводить прямые консультации с потенциальными исполнителями.

Конкурс

Конкурс – это еще одна специальная конкурентная торговая процедура, которая проводится заказчиком для того, чтобы получить максимально удобные для себя результаты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не только в части снижения их стоимости, но и в части получения наиболее положительных условий исполнения условий контракта или договора.

Конкурсы могут проводиться так же, как и аукционы, в электронной и бумажной формах, а также делятся по типам закрытой и открытой процедур. Конкурс может носить одно- или двухэтапный вид в зависимости от наличия необходимости проведения специального отбора участников на первом этапе, если такой отбор является необходимым в силу технической сложности предмета закупок. При этом если заказчик указал в документации к проводимой закупке данные о выборе им двух- или многоэтапного вида конкурса, все заявки на участие на первом этапе подаются от потенциальных участников без указания ценовых значений их предложений. Если комиссия принимает решение о возможности допуска к участию лица, подавшего заявку, то следующий пакет документов он уже обязан подать с обязательным указанием своего ценового предложения.

Все конкурсы по умолчанию проводятся в открытом формате. Однако, как и в случае с аукционными процедурами, имеются такие ситуации, когда закупка должна быть проведена по закрытому типу. Использование закрытого типа имеет те же причины, что и для аукциона – закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых относятся к защищаемым законом и не подлежащим разглашению, либо закупка товаров, работ или услуг, включенных в специальные перечни Правительства РФ для проведения закрытого типа процедур.

Неторговые конкурентные процедуры

Неторговыми некоторые закупочные процедуры названы по причине отсутствия в них соревновательного элемента за снижение объявленной заказчиком начальной максимальной цены контракта или договора. В этом случае заказчик изначально получает заявки на участие в таких процедурах с указанием ценового предложения потенциального участника. Контракт в этом случае будет заключаться либо с тем участником, который предложил максимальное снижение, либо сформулировал наиболее выгодные условия исполнения обязательств в рамках договора или контракта, либо подал заявку при прочих равных условиях с другими участниками раньше, с хронологической точки зрения.

К числу основных неторговых конкурентных процедур на сегодняшний день относятся (по степени распространенности):

  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • запрос цен;
  • запрос оферт.

По итогам проведения запросов котировок и предложений, а также по итогам конкурентных переговоров контракты или договоры заключаются заказчиком всегда, так как эти процедуры направлены на получение итогового результата.

В то же время запрос цен и запрос оферт может использоваться заказчиком с целью проведения мониторинга существующего рынка. Заключение контракта или договора по итогам такой процедуры не является обязательным.

Запрос котировок

Запрос котировок по своему сроку проведения является на сегодняшний день самой короткой процедурой среди конкурентных способов закупок. Все участники предоставляют заказчику заявки на участие в процедуре, в рамках которой указывают свое ценовое предложение. Изменить это предложение уже не будет возможности за исключением случаев, когда заказчик предусмотрел в качестве завершающего этапа проведения закупочного мероприятия переторжку или преддоговорные переговоры. Выставленное ценовое предложение не должно превышать установленную заказчиком начальную максимальную цену договора или контракта.

Последние изменения в закупочное законодательство также сократили и сроки проведения данной процедуры. Теперь такой срок составляет не менее пяти рабочих дней, что сделало данную процедуру наиболее выгодной для заказчиков в случае необходимости срочного заключения контракта, который должен заключаться конкурентным способом.

Запрос предложений

Запрос предложений – еще одна форма неторговой конкурентной процедуры, которая проводится заказчиком в тех случаях, когда инициатору такой закупки необходимо не только получить снижение установленной начальной максимальной цены контракта или договора, но и наиболее выгодные условия исполнения обязательств, которые предусмотрены таким контрактом или договором.

Перечень критериев, которые будут использоваться заказчиком для оценки поданных заявок на участие в запросе предложений, должен быть обозначен заказчиком в документации о закупке, которая публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок в тех случаях, если такая информация должна быть размещена в рамках требований действующего закупочного законодательства к публикации сведений о закупочной деятельности.

Конкурентные переговоры

Еще один вариант неторговой конкурентной процедуры – конкурентные переговоры, которые проводятся заказчиком с потенциальными исполнителями по контрактам и договорам. В ходе таких переговоров заказчик стремится получить наиболее выгодное для себя предложение. На участие в такой процедуре должно быть приглашено не менее двух контрагентов, которые в ходе проведения таких переговоров имеют право корректировать свои предложения.

Свое решение о возможности заключения договора или контракта по итогам конкурентных переговоров заказчик обязан оформить в виде специального итогового протокола. Требования к такому протоколу, как и ко всему алгоритму проводимой закупки, в том числе к срокам ее проведения, должны быть зафиксированы заказчиком в Положении о закупочной деятельности, действующей внутри организации-заказчика.

Запрос оферт и запрос цен

Если указанные выше виды неторговых конкурентных форм закупок предусматривают под собой обязательное подписание договора или контракта для удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика, то есть также еще две наиболее распространенные формы процедур, согласно которым, происходит оценка имеющихся представителей рынка, но заключение контракта или договора происходит не всегда. К таким процедурам относятся запрос оферт и запрос цен.

Если говорить об общих признаках данных процедур, то можно выделить следующие:

  • заказчик готовит документацию к таким процедурам, которая будет размещена в Единой информационной системе в сфере закупок для оповещения потенциальных участников закупочного процесса об использовании данной формы;
  • в документации указываются точные сведения о предмете закупки, а также фиксируются те требования, которым должны соответствовать предложения об исполнении обязательств;
  • в тексте документации может содержаться прямое указание на то, что по итогам данной процедуры контракт или договор могут не быть подписанными, так как заказчик использует данную процедуру для того, чтобы получить максимальное представление о рынке в конкретном секторе;
  • приглашение к участию в такой процедуре может быть адресовано широкому кругу потенциальных участников закупочной деятельности, а может носить и адресный характер (когда заказчик рассылает такие приглашения определенному кругу юридических лиц или индивидуальных предпринимателей).

Что касается отличий, то они кроются в наименовании процедур:

  • запрос цен направлен, в первую очередь, на получение заказчиком сведений об имеющихся ценовых предложениях, которые могут предоставить ему потенциальные исполнители по контрактам и договорам. При этом в заявленных ценовых предложениях от потенциальных участников закупочной деятельности могут содержаться условия, улучшающие положение заказчика в случае подписания контракта с таким участником, либо специальные дополнительные условия, которые могут быть учтены заказчиком при принятии решения;
  • запрос оферт отличается тем, что заказчик производит сбор конкретных условий в части исполнения контракта. При этом в получаемых предложениях должны содержаться условия, которые действующим гражданским законодательством относятся к существенным условиям исполнения различных договорных обязательств. По итогам рассмотрения полученных оферт заказчик может заключить договор по своему усмотрению с одним из участников процедур либо отказаться вовсе от заключения какого-либо договора, использовав полученную информацию для анализа состояния имеющегося рынка в определенном секторе.

Правила выбора к использованию разных форм и типов конкурентных закупочных процедур заказчиком

Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день не устанавливает для государственного или муниципального заказчика ограничений по поводу того, какие именно закупки он должен использовать для удовлетворения своих нужд. Статья 3 указанного закона содержит указание на те формы закупок, которые должны быть использованы в обязательном порядке для обеспечения нужд заказчика, использующего указанный федеральный нормативный акт в рамках регулирования своей закупочной деятельности. Однако нет ограничений по использованию других дополнительных форм процедур, которые также могут в итоге привести к подписанию определенного контракта.

Для того чтобы со стороны заказчика было зафиксировано четкое соблюдение действующего закупочного законодательства, имеются специальные требования в отношении выбора существующих закупочных процедур. Так, заказчик обязан руководствоваться следующими принципами при выборе тех или иных процедур:

  • соблюдение законодательства о защите конкуренции. Этот принцип выражается в ограничении использования процедур, которые не дают возможности потенциальным исполнителям в полной мере соревноваться между собой за право заключения договора. Исключение составляют договоры и контракты, которые заключаются с организациями, относимыми к естественным монополиям (например, в сфере оказания коммунальных услуг);
  • соблюдение требований гражданского законодательства об использовании разумных сроков для заключения контрактов или договоров (от этого принципа зависит выбор проведения тех или иных процедур, например, конкурсов, аукционов или запросов котировок);
  • соблюдение требований о необходимости сохранения баланса между проводимыми конкурентными торговыми и неторговыми процедурами (например, на договоры, заключенные по итогам запроса котировок, отводится меньшее процентное соотношение совокупного годового объема закупок, нежели в отношении договоров, подписанных по итогам аукционов);
  • соблюдение требований руководящих органов Российской Федерации в части выбора открытого или закрытого типов процедур. Так, если предметом закупки являются товар, работа или услуга, которые относятся к сведениям, специально охраняемым действующим федеральным законодательством, заказчик не имеет права выбрать открытый тип процедуры для заключения контракта или договора. Аналогичным образом заказчик будет обязан выбрать закрытую процедуру в том случае, если предмет закупки включен в специальные перечни Правительства Российской Федерации;
  • после последних изменений действующего законодательства в сфере закупок все закупочные процедуры должны проводиться в электронной форме за исключением случаев, прямо описанных в Положении о закупках товаров, работ, услуг, действующем в организации-заказчике, а также в действующем законодательстве в сфере закупок. Если заказчик определяет процедуру, как электронную, она должна быть проведена только на специально аккредитованной электронной торговой площадке. В противном случае, такая процедура не может быть признана электронной даже в том случае, если на нее поданы документы в электронной форме с использованием различных носителей (например, дисковых накопителей) либо посредством электронных сервисов обмена данными (например, с помощью электронной почты);
  • к закрытым процедурам заказчиком приглашаются те потенциальные участники, с которыми раньше у заказчика были контракты, исполненные без нарушения их условий. С каждым исполнителем количество контрактов должно быть не менее трёх.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как проводятся конкурентные процедуры по 223-ФЗ и какие виды закупок предпочтительнее для заказчика?

В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.

Порядок выбора исполнителя зависит от вида конкурентной процедуры и условий закупки.

Понятие и регулирование конкурентных закупок

Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.

Законодательное регулирование конкурентных процедур осуществляется:

В ст. 3 закона № 223 приведены условия конкурентной закупки, а в ст. 3.2-3.3 указан порядок определения исполнителя. Закон № 135 устанавливает требования к проведению конкурентных процедур и порядок рассмотрения жалоб на заказчиков при нарушении порядка таких процедур (ст. 18.1 закона № 135).

Ст. 447-449.1 ГК РФ определяют особенности заключения договора по результатам торговых процедур, а Положение о закупке, формируемое заказчиком, определяет детальный порядок таких процедур в рамках законодательства о закупках. Местные законы регулируют проведение закупок в конкретном регионе или отрасли хозяйствования.

Виды и формы конкурентных процедур

Для выбора поставщика товаров, услуг или подрядчика для выполнения работ в рамках 223-ФЗ предусмотрены следующие процедуры:

  • конкурс;
  • аукцион на понижение;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • иные процедуры, определенные заказчиком.

Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц.

Торговые процедуры

Согласно ч. 3.1.ст 3 закона № 223, к торгам относят конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

При проведении торговых процедур сведения об условиях закупки размещаются в открытом доступе в ЕИС, а также на электронных торговых площадках и сайте заказчика, после чего потенциальные исполнители подают заявки на участие. В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.

Аукцион и конкурс являются предпочтительными для заказчика способами выбора поставщика в следующих случаях:

  • при большом количестве потенциальных участников закупки;
  • при высокой начальной цене договора (более 10 миллионов рублей);
  • когда сроки осуществления закупки позволяют выделить время на подготовку документации и проведение конкурса или аукциона.

Выбор исполнителя путем запроса предложений происходит следующим образом:

  1. Заказчик размещает в ЕИС требования к закупке.
  2. Участники предлагают условия исполнения.
  3. Договор заключается с лицом, предложившим самые подходящие условия.

Данная процедура отличается от конкурса тем, что каждый участник может оценивать предложения других участников, которые публикуются в ЕИС, и подавать новое предложение, а участники конкурса не могут подавать более одной заявки на закупку.

Запрос котировок предполагает заключение договора с лицом, предложившим выполнить заказ за самую низкую цену. Главное отличие от аукциона заключается в отсутствии необходимости делать ставки по цене: рассматривается цена, поданная в составе заявки. Для дальнейшего снижения цены может быть проведена процедура переторжки.

Если торговая процедура признана состоявшейся, заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры, а при выборе исполнителя с помощью процедуры, не относящейся к торгам, заключение договора необязательно: заказчик вправе рассмотреть все предложения потенциальных исполнителей и выполнить закупку у единственного поставщика.

Процедуры, не относящиеся к торгам

Конкурентные переговоры осуществляются при закупках высококвалифицированных услуг или специфических товаров, когда нельзя однозначно определить приоритет цены или качества требуемых объектов закупки.

Заказчик может осуществить свой вид конкурентной процедуры по определению поставщика при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ):

  • сведения о закупке размещаются в ЕИС в публичном доступе, а при проведении закрытой процедуры приглашения высылаются не менее, чем двум участникам;
  • участники соревнуются за право заключить договор на равных условиях;
  • для объектов закупки (товаров, работ или услуг) указываются только качественные и потребительские характеристики без указания конкретной торговой марки и иных требований, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.

Собственными видами конкурентных процедур могут быть запросы предложений в несколько этапов или комбинации из запросов предложений и котировок.

Порядок закрытых процедур

В рамках закрытых процедур производится выбор исполнителей закупок на нужды обороны, в целях обеспечения госбезопасности и иных случаях, определяемых правительством. Приглашаемые для участия в закрытой конкурсной процедуре лица должны иметь опыт поставок требуемых объектов и необходимые лицензии.

Закрытые торговые процедуры в электронной форме проводятся на специализированных защищенных онлайн-площадках.

Конкурентные процедуры по закону №223 проводятся в соответствии с антимонопольным законодательством и призваны способствовать выбору исполнителя на принципах свободной конкуренции. Чтобы заключить выгодный договор по итогам конкурентных процедур, нужно избегать чрезмерного усложнения условий договора и следить за изменением законодательства о закупках.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию
×
×