Государственный строй древнееврейского государства

profjurist.ru

Древнееврейская государственность


Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н.

э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев. В результате ассимиляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой. В политическом отношении это была стадия формирования надобщинных властных структур.

Союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» — выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.В XI в.

до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых

Государство и право еврейского народа. израиль (до 2000 г.) *

Наверное, нет в мире народа с более трагической историей, чем евреи.

Лишены возможности заниматься сельским хозяйством и ремеслом (преградой стояли феодальная собственность на землю и цеховая организация средневековых городов), евреи были вынуждены выживать за счет ростовщичества и торговли подержанными вещами — часто из числа невыкупленных заведений. Не намного лучшим было отношение к евреям и в мусульманском мире. Достойные удивления жизненная сила этого народа, его патриотизм, преданность традициям и обычаям предков.

5. Государство и общество древней Иудеи

владение некоторыми священническими правами Однако его власть была ограничена законом. Царь осуществлял свою власть не только с помощью пророков и левитов, у него была своя администрация, в среде которой выделялся первый министр.

Моисеево законодательство Под Моисеевым законодательством понимается 10 заповедей.

Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины., вероятно это арендаторы.

Их юридический статус ниже, чем статус свободных евреев. Основанием вещного права на землю являлось: право

Общественный строй Древней Палестины

У древнееврейских племен в течение долгого времени сохранялись пережитки матриархата, но с течением времени родительское право матери уступило место отцовскому.

Получила развитие патриархальная семья как форма жизнедеятельности палестинских племен.

В XII—XI вв. до н.э. древнееврейские племена еще сохраняли характерные черты первобытных иравопорядков. Основной ячейкой общества был род (мишпаха), который представлял собой единое целое, имел собственные религиозные верования, способ отправления культа и праздников и правила захоронения на родовых кладбищах.

Выборные вожди являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы соплеменников, почему и обозначались термином «судьи».

Становление Израильско-Иудейского царства.

Государственный строй древней иудеи


Государственный строй древней иудеи Развитие хозяйства и общественный строй Древнееврейские племена, населявшие Палестияу во II тысячелетии до н.

Египетские надписи и описания путешествий египтян в Сирию рисуют довольно примитивный быт этих племён. В египетском языке встречается слово «ихер», обозначающее «палатка кочевника» и вполне соответствующее семитскому слову «ахел».

Следовательно, представление о палатке кочевника египтяне должны были получить именно в Передней Азии.

Таким образом, само слово,

Глава XIII. Древняя Палестина

Печать «Шема, слуги Иеровоама» Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северных границ Аравийской пустыни. На западе она граничит со Средиземным морем, а на востоке — с сирийско-месопотамской степью.

Через эту область проходил большой торговый путь, шедший из Египта в Сирию. Особенно отличалась своим плодородием Саронская низменность, которую иногда называли «райским садом». Не менее плодородны и некоторые внутренние области западной Палестины.

Такова Иерихонская равнина, прекрасно орошаемая Вади-Кельтом.

§ 14. Государственный строй Римской республики

От полиса к империи Конец IV — начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных в праве и в политических традициях.

Во-вторых, с этого времени Римское государство, создав мощную, новую по своим боевым и организационным возможностям армию, перешло к активной завоевательной политике — сначала в самой Италии, а затем и далеко за ее пределами.На протяжении III в. до н. э. Рим покорил Центральную и Южную Италию (Северная была подчинена уже к 288 г.), вступив в политическое и военное соприкосновение с греко-италийскими государствами и с господствовавшей тогда на Средиземноморье Карфагенской державой. Итальянские племена и полугосударства

Семинарское занятие № 3 Тема: «Государство и право Древнего Китая и Индии» План

Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:а) глава государства (фараон – в Египте, патеси – лугаль – в Вавилоне, ван – в Китае, раджа – в Индии) обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией; творит высший суд как по закону, так и произволу;б) светская и церковная власти объединены в одном лице, власть и личность монарха обожествляется;в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;г) подавление личности, отсутствие свобод, унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом существующего порядка, традиции, веры;д) неограниченная царская власть опиралась на войско,

Государственный строй империи

 Всеобщая история государства и права.

Том 1Омельченко Олег Анатольевич В государственно-политическом отношении сложившаяся только за счет военных удач македонской армии держава представляла собой империю, объединившую под единой государственной властью самые разные народы, государства и полугосударства. Македонская держава была третьей в истории древности (после Ассирийской и Персидской) империей, и точно так же главной осью имперской государственности в ней была сверхцентрализованная власть правителя в опоре на военную организацию.

Государство и право древних евреев

Евреи как отдельный народ, населявший земли Палестины, сформировались во II тысячелетии до н.э. Начало формирования древнееврейской государственности относится ко времени правления царя Давида (конец XI — начало X в. до н.э.). В этот период появляется наемная армия и народное ополчение, начинает формироваться государственный аппарат. Под предводительством Давида евреи захватили Иерусалим — один из древнейших городов мира.

Вся территория страны была разделена на 12 округов, над каждым из них назначены начальники. В Иерусалиме как столице государства появился центральный аппарат управления, включавший чиновников и советников царя.

Сам царь являлся предводителем войска, обладал ограниченной судебной властью, но не принадлежал к числу верховных жрецов.

Формирование государственных институтов продолжил царь Соломон (X в. до н.э.), преемник Давида. При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, создается постоянная армия, формируется система государственного хозяйства. В итоге именно Соломон создал единое, сильное Древнееврейское государство. Он проводил активную внешнюю политику, направленную на покорение соседних народов.

В 928 году до н.э. единое Древнееврейское государство распалось на два отдельных царства:

  • 1) Израильское, объединившее большинство из прежних племен, с центром в г. Наблус;
  • 2) Иудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида.

В конце VIII в. до н.э. Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н.э. Иудея попадает под власть Нововавилонского царства.

Позднее Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.

Яркое представление о древнееврейском праве дает такой источник, как Библия.

Главная особенность права древних евреев — зависимость от религиозных предписаний иудаизма с приверженностью идее богоизбранности израильского народа. В целом право древних евреев носило религиозный характер.

Основой древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные Богом через пророка Моисея еврейскому народу. Фактически впервые в истории права оно было оформлено не казуальным способом, но в виде общих правил поведения, хотя и в значительной степени религиозных по содержанию.

Заповеди Моисея содержали три группы предписаний.

Первая группа — это главные требования древнееврейской религии (единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство).

Вторая группа — постановления религиозно-житейского характера, требования к образу жизни (соблюдение субботы как выходного от всех дел, кроме молитвы, дня, почитание родителей).

Третья группа устанавливала запреты преступного поведения (не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни рабы его, ни вола его, ни всего, что есть у него).

Большое место в древнееврейском праве занимало регулирование брачно-семейных отношений.

Брак признавался не только желательным, но и прямо обязательным. Брачный возраст устанавливался в 13 лет. Заключался брак от имени отцов жениха и невесты, обычно в виде письменного договора. Браку предшествовало обязательное обручение, а свадьба свершалась через семь дней.

При первом вступлении в брак женщина обязана была засвидетельствовать свою непорочность (оказавшуюся недевственни- цей в первую брачную ночь не запрещалось и убить перед домом отца). Для мужа в принципе допускалось многоженство ради деторождения (единоженство представлялось идеалом, от которого возможны отступления), однако иметь более трех жен считалось нарушением заповеди.

Позднее было установлено, что следует иметь только одну жену. Запрещался брак с иноверцами, символический смысл стала играть покупка жены.

Достаточно подробно регулировались в законах взаимные обязанности мужа и жены. Муж должен был давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею сожительство. Жена обязывалась быть верной и послушной мужу; все свои имущественные приобретения должна была передавать ему. Допускался развод.

Наиболее своеобразным институтом древнееврейского брачного права был обычай левирата. Согласно этому обычаю после смерти мужа вдову обязан был взять замуж его брат либо старший родственник. Отказ рассматривался как грубое нарушение обычая и оскорбление.

В уголовно-правовой сфере к числу тягчайших преступлений относились возведение богов-кумиров, злословие в адрес родственников, нарушение полевой межи, превратный суд, прелюбодейство с родными, скотоложство и греховные сексуальные действия, тайное убийство и наемное убийство. Все эти виды преступных действий предписывалось карать смертью.

Древнееврейское право различало убийство по злому умыслу, которое наказывалось смертью, и убийство ненамеренное (в драке, случайное и т.п.). Такому убийце закон предоставлял возможность укрыться в убежище до суда (были специально перечислены шесть городов, где можно было укрываться от преследования родственников убитого). Суд определял наказание или освобождал от него, примирив убийцу с родственниками потерпевшего.

В законодательстве сохранялись такие пережитки родового строя, как кровная месть и принцип талиона.

Право кровной мести существовало не только за убийство, но и за другие преступления против личности (членовредительство, оскорбление семьи, рабов). Но уже по правилам Второзакония месть ограничивалась, ее заменил уже известный по вавилонскому праву талион: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обо- жжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

К имущественным преступлениям относилась кража. За нее полагалось возмещение украденного от двух- до пятикратного. Но ночная кража считалась гораздо более тяжким преступлением — за нее можно было самолично расправиться с преступником.

Важной особенностью древнееврейского уголовного права было отсутствие системы наказаний. Суд не был связан назначением конкретного вида наказания. В ряде случаев предусматривалась возможность и даже целесообразность общественного наказания преступника. За непослушание отцу, подстрекательство к служению другим богам и некоторые другие преступника предписывалось побить камнями.

Читайте также:  Пеня за свет

В целом упоминаемые в Библии и применявшиеся в еврейском праве наказания были весьма разнообразны. Наиболее тяжкие преступления карались смертью. Виды смертной казни были разными: сожжение, повешение, обезглавливание, убийство стрелами, камнями, удавление, четвертование, сбрасывание в море и со скалы, раздавливание колесницей, кузнечными механизмами, растерзание зверями. Практиковались членовреди- тельные наказания, например отсечение ног и рук. Предусматривались телесные наказания (битье палками или кнутом). Применялось и заключение в тюрьму.

В целом можно сформулировать следующие особенности права древних евреев:

  • 1) теократический взгляд на наказание;
  • 2) суровая ответственность за преступления против нравственности.

Кроме того, в Законах Моисея впервые в истории древнего права была предпринята попытка формирования абстрактных норм права [1] .

Древнееврейская государственность

Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев. В результате ассимиляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой. В политическом отношении это была стадия формирования надобщинных властных структур. Союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» — выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.

В XI в. до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых племен филистимлян (отсюда и греческое название «Палестина») израильские общины и племена образовали единое протогосударство. Во главе всех племен был поставлен некто Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации. Начало формирования реальной государственной организации относится ко времени правления преемника Саула — царя Давида (конец XI — нач. Х в. до н. э.), когда появляется наемная армия, и особенно знаменитого библейского мудреца царя Соломона (X в. до н. э.). При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государственно-распределительного хозяйства.

В 928 г. до н. э. под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных царства: Израильское, объединившее большинство прежних племен, с центром в г. Наблус, и Иудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида. В социальном отношении оба царства были однотипными и эволюционировали в направлении классового общества, но политически традиции древней государственности оказались недолговечными. В конце VIII в. Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э. Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, население было выселено — начались десятилетия так называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.

Похожие главы из других книг

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.)

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.) Восприятие ханьского опыта в I–III вв. н. э. в условиях политического подчинения представляет особый интерес. Внутренние порядки в землях лаквьетов после захвата в 111 г. до н. э. дельты Красной реки оставались

Исламская государственность

Исламская государственность В первую очередь, это ислам – ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как только что упоминалось, достаточно многое из

Государственность этносов.

Государственность этносов. Когда после 1991 года в Беларуси стали выходить книги историков, утверждавшие, что ВКЛ было государством беларусов, — российские историки тут же возмутились. Но еще более возмущались историки Летувы. Дело в том, что царизм своим запретом термина

Начало игр в государственность республик.

Начало игр в государственность республик. К концу 1943 года произошел коренной перелом в ходе войны. Союзники уже не сомневались в своей победе. Поэтому на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре 1943 года и на Тегеранской

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Одной из самых ярко выраженных черт цивилизации Древней Месопотамии было уважение к закону. Очень много известных на сегодняшний день клинописных документов – до 95 процентов шумерских табличек и не намного меньше аккадских – содержат

Глава 1. Сибирская государственность.

Глава 1. Сибирская государственность. «Культурная общность, установившаяся на всем пространстве евразийских степей в результате раннекочевнической активности, охватывала собой и тяготевшую к ним – в хозяйственном и политическом отношениях – широкую оседлую

Древнееврейская литература и Ветхий Завет

Древнееврейская литература и Ветхий Завет Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Само это слово означает по-гречески «Книги» (в данном случае книги, канонизированные иудеями и христианами).Иудейское

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. — с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.1. Государственность в Древней Индии Древнейшие государственно-политические объединения В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро,

Раннефеодальная государственность

Раннефеодальная государственность Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали весьма разное время — от

§ 25. Раннефеодальная государственность в Британии

§ 25. Раннефеодальная государственность в Британии Образование варварских королевств Коренное население Британии — бритты (кельты) — к началу I тыс. находилось под господством Римской империи. Разрозненные племена переживали стадию формирования у них надобщинной

§ 41. Государственность Византийской империи

§ 41. Государственность Византийской империи Византийскому государству, выросшему из Восточной Римской империи (см. § 15), принадлежит особое место в истории. Единственное из крупных государств античности, Византия сформировалась на основе развитой и во многих

Глава 8 Древнееврейская религия, иудаизм, зарождение христианства

Традиционная государственность и тоталитаризм

Традиционная государственность и тоталитаризм В последние годы рассуждения о характере государственной власти получили широкое распространение. При большом количестве публикаций на эту тему бросается в глаза отсутствие у пишущих ясного представления о реальном

Государственный строй древнееврейского государства

Заключался брак или письменным договором, или узаконением сожительства.

Положение мужа и жены в браке существенно разнилось. При первом вступлении в брак женщина обязана была засвидетельствовать свою непорочность: оказавшуюся не девственницей в первую брачную ночь не запрещалось и убить перед домом отца. Для мужа в принципе допускалось многоженство ради деторождения (единоженство представлялось идеалом, от которого возможны отступления); однако иметь более трех жен считалось нарушением заповеди. (Только в XI в. было постановлено, что следует иметь только одну жену, запрещался брак не по вере, символический смысл стала играть покупка жены.)

Весьма подробно в законах регулировались взаимные обязанности мужа и жены. Муж должен был давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею сожительство.

Государственный строй древнерусского государства

Другую группу неполноправного, но более свободного, чем илоты, населения Спарты составляли пэриэки. Они жили по окраинам страны, вели самостоятельное хозяйство и с него платили государственные подати; их также привлекали к военной службе. Пэриэки обладали собственным самоуправлением, но в общегосударственных делах подчинялись спартанским царям.
Пэриэкам, в отличие от спартиатов, дозволялось не только трудиться на земле, но и заниматься ремеслами, торговлей, которые вообще были слабо развиты, в том числе из-за традиционной политики дорийцев, направленной на всемерное сохранение родового равенства и земледельческого уклада.

Такой довольно странный и безусловно нежизнеспособный в длительной исторической перспективе социальный порядок мог сохраняться только в условиях особого единства верхушки общества — спартиатов.

Государственный строй древнерусского государства кратко

Иудее создается новый свод, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, — «Второзаконие». К этому же времени относится составление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах — сборников обычного древнееврейского права, признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев). После возвращения из вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о прежних временах был составлен сборник древних юридических обычаев — Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался высший религиозный и судебный совет — синедрион.

Несмотря на священно-религиозное отношение к древним законам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать старое право — так к началу I в.
н. э. у евреев стали возникать юридические школы и направления. Причем в отношении к древнему праву эти школы придерживались разных позиций.

Государственный строй древнерусского государства 9-12 века

Так появились крупнейшие впоследствии города-государства Эллады: Спарта, Афины, Коринф и другие.

В государственно-политическом отношении на смену примитивным царствам, представлявшим только первую ступень преобразования надобщинной администрации в протогосударство, возникает правление «лучших людей», опирающееся на землевладельческую аристократию. Появление аристократической (вместо единоличной на Ближнем Востоке) формы раннего государства стало одной из самых важных исторических особенностей становления античной государственности вообще.

К VIII в. до н. э. в большинстве ранних государств Эллады социальное расслоение населения достигло высокой степени. Образовался экономически влиятельный слой земледельческой аристократии (бывшей родовой знати, старейшин, басилеев и т.
д.), многие из которых сохраняли и традиции религиозно-политического влияния соплеменников.

Государственный строй древнерусского государства шпаргалка

Жена обязывалась в безуслов­ной верности и послушании мужу; все свои имущественные приоб­ретения должна была передавать ему. Развод признавался возмож­ным по инициативе и мужа, и жены. Однако женщина могла разве­стись, не выдвигая никаких к тому причин, только если ей не было в замужестве 12 лет (т.
е. когда сам брак мог быть сочтен недейст­вительным). В остальных случаях необходимо было обосновать на­рушение мужем своих супружеских обязанностей. Запрещалось воз­обновлять единожды расторгнутый брак.

Наиболее своеобразным институтом древнееврейского брачного права был обычай левирата. В этом обычае как бы отразилось древнепатриархальное родовое представление о семье и вместе с тем раннее стремление еврейских колен-племен к нарочитой замкнуто­сти.
После смерти мужа вдову обязан был взять замуж его брат ли­бо старший родственник.

Государственный строй древнерусского государства реферат

Положение мужа и жены в браке существенно разнилось. При первом вступлении в брак женщина обязана была засвидетельство­вать свою непорочность: оказавшуюся не девственницей в первую брачную ночь не запрещалось и убить перед домом отца. Для мужа в принципе допускалось многоженство ради деторождения (едино­женство представлялось идеалом, от которого возможны отступле­ния); однако иметь более трех жен считалось нарушением заповеди (только в XI в.

Весьма подробно в законах регулировались взаимные обязанно­сти мужа и жены. Муж должен был давать пропитание жене, оде­вать ее и иметь с нею сожительство.

Политический строй древнерусского государства

Основой — и исторической, и принципиальной — всего древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового поведения, хотя и в значительной степени религиозные по содержанию.

Политический строй древнерусского государства представлял собой раннефеодальную монархию

Но с этим особенностями права связано и его незначительное распространение, помимо огромного литературного влияния через Библию и ее истолкования.Раздел II. Государство и право античного мира

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II–I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особогоантичного мира.

Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории.

Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов.

Охарактеризуйте государственный строй древнерусского государства (князь дружина полюдье)

Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей. Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата.

Государственный строй древнерусского (киевского) государства

Позднее из этих двух сводов — Мишны и Гемары — составили единый памятник под названием Талмуд. Талмуд — это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам; но это не кодекс и не свод чисто правовых норм. Опираясь на разные традиции обычного права, оформились и разные редакции Талмуда в IV — V вв.: иерусалимская и вавилонская.

Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важнейшим источником древнееврейского права.

Еврейское право не прекратило своего существования с падением древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, даже завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона. В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общи­нах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Социальный строй Древнеизраильского государства

На самом же низшем положении лестницы еврейско-иудейского царства находились рабы. Рабы являлись небольшой долей населения, но их численность неуклонно росла, так как развитие ремесла и товарного земледелия повышало спрос на труд рабов. Источники пополнения рабской силы были самые разнообразные. В основном рабами были пленные с захваченных земель, зрелых мужчин как правило убивали(временами щадили и отсылали на каторжный труд), а женщин и детей обращали в рабство. Женщины и девушки становились наложницами победителей, дети же от свободного человека и рабыни часто оставались в доме отца в качестве младших членов семьи, с положением практически рабов с той лишь разницей, что их нельзя было продать посторонним.

Рис. 7. Развалины дома позднеиудейского времени в Телль-бент-Мирсим

С развитием торговли увеличивается значение источника пополнения рабов, их купля-продажа становиться обыденным делом. Всех рабов строго делят на “рожденных в доме” и “купленных”. Так же были попытки обратить в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широкое развитие получило использование труда людей близких по своему положению к типичным рабам (т.е. кабальных должников и «сыновей рабыни»), это было, кстати, характерной приметой рабства на всем Древнем Востоке. Раб, откровенно говоря, был приравнен к животным. В известных поучениях того времени авторы рекомендовали не убеждать раба, а бить его. Большое недовольство у населения вызывала жестокая эксплуатация бедняков и рабов. Упоминаются эпизоды бегства невольников и переговоры об их выдаче.
Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII—VI вв. до н. э.). Исайя и многие другие проповедники ярко и образно разоблачали насилие и пороки власть имущих, хотя и не призывали бедняков к активному сопротивлению. Праповедники возлагали все свои надежды на бога Яхве, который направит на свет своего помазанника (мессию). Тогда в всем мире настанет царство справедливости и райская жизнь. «Пророки» мечтали о возрождении патриархальных традиций и малого имущества. Призывы и обличения проповедников и недовольство стоящих за ними социальных групп вынуждали правящие круги Иудеи и Израиля к маневрированию и попыткам проведения умеренных реформ.

Вследствие тех же самых обстоятельств и в подобных формах, как и в прочих древневосточных государствах, рабство зарождалось и в древней Палестине. Развитие ремёсел и производительных сил в земледельческом хозяйстве приводило к необходимости увеличения количества рабочих рук путём эксплуатации дополнительного труда. К покупке раба прибегали в том случае, когда была нужна рабочая сила. В недрах патриархальной семьи возникало домашнее рабство. Несостоятельных должников как правило делали фактическими рабами. Основным источником рабства являлись войны, увеличивавшие количество рабов в стране.

Отдельные историки, идеализирующие положение рабов в Палестине, утверждали, что тяжелой эксплуатации подвергались лишь рабыни. Однако это, разумеется, ошибочно. Мы имеем сведения, что в древней Палестине было широко распространено рабство. Отголоски этого сохранились и в Библии. Древние евреи после того как завоевали Ханаан, в отдельных районах обратили завоеванные племена Ханаана в государственных рабов. Крупное число рабов работало в храмовых хозяйствах. Так, в частности, в иерусалимском храме были «необрезанные рабы», вероятно из доли иноземных пленников. Труд в больших землевладельческих хозяйствах выполняли рабы. В имении преемника царя Саула трудились рабы. В большом скотоводческом хозяйстве Набала также трудились невольники (неаарим). В Библии часто описывается то, что рабы работали в поле и пасут скот. В лесном хозяйстве так же применялся труд рабов. Невольники выполняли самый трудный физический труд, например, работали при жерновах. Рабы были одним из важнейших разновидностей богатства, причём на рабов рассматривали, как на движимое имущество, как правило пречисляя рабов к скоту. Собственность Авраама изображается в Библии следующим образом: «И был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, ослицы и верблюды». Часто рабство возникало вследствие долговой кабалы. Имущественное расслоение ускоряло банкротство некоторого числа свободных общинников, которые потеряли свои земельные наделы и попали в кабалу к богачам и постепенно превращались в рабов.

Рис. 8. Развалины храма Мекала в Бет-Шане

Медленными темпами шло развитие товарно-денежных отношений, а ростовщичество — более быстрыми, в результате этого многие из простые люди попадали в долговую кабалу. Разорение населения из-за алчности ростовщиков воспринималось как бедствие, и весь пафос разоблачений пророков был направленным против данного зла, что влекло за собой преобразования, которые ставили своей целью сохранение рушившихся старых порядков.
В VII в. до н.э. в Иудее был принят закон, который ограничивал долговое рабство 6-ю годами, а также множество прочих преобразований. Тем не менее это не очень укрепило государство. В том же веке оно было завоевано Египтом, а в начале VI в. до н.э. Иудея была захвачена Нововавилонским царством. Некоторое количество евреев бежало в Египет, другое совместно с жрецами храма были в 586 г. до н.э. угнаны в плен в Вавилонию, где оно находились приблизительно полвека, до тех пор пока персидский царь Кир Великий не возвратил их в Иерусалим.

Дата добавления: 2015-02-28 ; просмотров: 910 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

История еврейской государственности

После разрушения Второго Храма во время Первой иудейской войны и подавления восстания Бар-Кохбы (64 г. н.э.) еврейский народ изгоняется из своей земли, становясь на последующие две тысячи лет народом-изгнанником. За две тысячи лет евреи расселились везде, прониклись обычаями окружающих их народов, постепенно стали говорить на их языках, подчинились их законам, а свои мысли о возвращении в родную землю оставили только в своих молитвах и обрядах . Разумеется, евреи не оставили Тору и свято чтили её заповеди и традиции. Они сохранили свою самобытность, создали в изгнании внутреннее общинное самоуправление, но о своей государственности им пришлось позабыть.

Любопытно, зачем еврейскому народу, который уже прочно обосновался на новом месте ещё со времён Второго Храма, создавать собственное государство. Любой правитель в древнем или средневековом мире, который допускал к себе в страну евреев, сразу предоставлял им широкую судебную автономию и право взимать налоги со своих единоверцев. Еврейская община чем-то напоминала небольшое государство в государстве, которое само могло решать многие внутренние проблемы без вмешательства властей. Местная власть редко вмешивалась во внутриобщинные дела, однако она зорко следила за всем происходящим у своих еврейских подданных. Таким образом, при подобном экономическом и политическом раскладе о создании хоть какого-то еврейского территориального образования не могло быть и речи .

Разумеется, преследования были , и евреи постоянно страдали от притеснений, погромов и прочих форм ненависти, и даже изгнание и насильственное переселение с территории того или иного сюзерена нарушало их экономическую и религиозную деятельность. Тем не менее, община, как монолит еврейского самоуправления, не разрушалась от этих потрясений. Наоборот, принимались новые раввинские постановления, а раввины каждой общины становились их духовными руководителями , и от их слова в жизнедеятельности еврейского населения очень многое зависело.

Особую роль община уделяла еврейскому образованию детей и подростков. Открывались учебные еврейские заведения за счёт общины, для которых нанимались преподаватели. Разработана особая система внутреннего налогообложения среди населения. Межобщинные отношения могли закрепляться на различных раввинских собраниях и съездах. Одним словом, еврейская государственность народа-изгнанника приняла иные формы, которые уникальным образом сохраняли в еврейском народе свою самобытность , но в то же время старались уживаться на чужой территории под суверенитетом правителей-иноверцев, чье отношение к пришлому еврейскому населению не всегда было дружелюбным.

Не смотря на создание евреями в Европе и Азии периода средневековья своего общинного самоуправления, нашему народу приписывается создание некоторых т.н. еврейских государств.

Ярким примером служит известный Хазарский Каганат (650-969 гг. н.э.). Хазары – это племена тюркского происхождения, которые в 6-7 веках н.э. подчинили своей власти огромную территорию от Причерноморья до Каспия и создали на ней раннефеодальное государство. Около 8 века правители Хазарского каганата принимают иудаизм, и эта религия становится правящей . На принятие этой религии, собственно, повлияло местное торговое еврейское население, прибывшее из Ирана. Разумеется, хазарские правители, каганы, способствовали распространению иудаизма на своей территории, строили дома учения, синагоги, однако крупной еврейской общины в Хазарии не было. Евреи не сильно переселялись в дикие степи Волги и Дона, и в Хазарии, в отличие от той же Испании, не проживал свет еврейской учености. Да и сам иудаизм не сильно распространялся в этом тюркском племени. Многие хазарские племена и их вожди оставались при своих верованиях, а некоторые из них были мусульманами и христианами – и все они спокойно уживались в одном союзе.

В отличие от христианских и мусульманских государств, чьи правители старались развивать религиозную мысль своих подданных-единоверцев, Хазарский каганат никаким образом не сыграл и не повлиял на развитие еврейской раввинской мысли, подобно происходящему в то время в Испании, Франции, Северной Африке, Месопотамии и Иране. Не известен ни один раввин, знаток Торы или раввинской письменности, который был бы выходцем из Хазарского каганата. Известна переписка испанского царедворца Хасдая ибн Шапрута с хазарским царём Иосифом, который был знаменит своей приверженностью к исповедуемому им иудаизму. Известен и раввин Ицхак, который путешествовал в эту далёкую страну, и, по всей вероятности, и был тем еврейским мудрецом, который посоветовал кагану Булану принять еврейскую веру. Это случилось примерно в 740 г. н.э.

Те евреи, которые проживали в Хазарии, пусть и в большом количестве, представляли собой торговую прослойку, которая была заинтересована в материальном обогащении, и сильно большой духовности еврейской мысли привнести не смогла. После падения Хазарского каганата, часть хазар принимает ислам и участвует в формировании кавказских народностей, другая часть переселяется в древнерусский Киев, где продолжает играть не последнюю роль при дворе киевских князей. По некоторым версиям, потомками иудейских хазар стали крымчаки и караимы в Крыму, горские евреи Кавказа, а также первая еврейская община Киева.

Общеизвестно, что хазары сыграли немалую роль в российской истории. К сожалению, многие российские и советские историки постоянно подчёркивали их негативную роль в отношении развития русской народности. Здесь, прежде всего, сыграл тот факт, что древнеславянские племена были данниками хазарских правителей (следует отметить, что к моменту их подчинения хазары были ещё язычниками), и, конечно же, юдофобская политика Российской империи и антиизраильская агитация внешней политики СССР.

На сегодняшний день, эта т.н. «хазарская» идея продолжает жить в новом русле. Она стала символом правления «еврейского капитала» в России. Следует понимать, что Хазария не была центром еврейской учености даже в самый пик своего развития, и воинственные хазары, покорившие древнеславянские племена, сделав их данниками, были на то время язычниками.

Однако, по поводу истории еврейской государственности можно сделать вывод, что Хазария не являлась тем еврейским государственным образованием, которое было когда-то в Древней Иудее. Это был тюркский племенной союз, верхушка которого исповедовала иудаизм. Хазария не сыграла большой роли в развитии раввинской мысли, она не повлияла на экономическое состояние евреев в странах их рассеяния и, конечно же, не дала толчок к массовому переселению евреев на их территорию. Ныне, их потомки, в основной своей массе, исповедуют иные религии и никакого отношения к иудаизму не имеют.

Идентичной Хазарскому каганату является история девяти берберских княжеств VI-VII веков н.э., исповедовавших иудаизм до прихода арабских завоевателей – Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир. Их столкновения с арабами привело сначала к победам, а затем к полному поражению и покорению арабами всей Северной Африки. Ислам быстро вытеснил иудаизм, и победоносная борьба берберской правительницы Кахины бесследно канула в прошлое. Подобно Хазарскому каганату, это были, прежде всего, берберские племена, принявшие иудаизм, и никакого большого влияния на еврейскую жизнь просто не оказали.

Ещё один исторический пример еврейской государственности была Мехоза. Это древний город в Месопотамии, населённый преимущественно евреями. Во времена правления Сасанидского Ирана, один из советников шаха по имени Маздак стал проводить политику общего имущества. Оно вызвало большое недовольство в разных процветающих областях Месопотамии, в результате чего было поднято восстание. Интересен тот факт, что зачинщиками и активными предводителями восстания были два известных еврейских мудреца Мар Зутра и его внук. Восстание охватило большую территорию, и около семи лет, до 502 г. н.э., под управлением Мар Зутры существовало настоящее еврейское государство. Более того, по преданию, за Мар Зутрой, подобно Моше, всегда следовал облачный столб, что говорит о настоящем еврейском правителе в истинно еврейском государстве. К сожалению, восстание было жестоко подавлено, а Мар Зутра и его внук казнены в 502 году н.э.. Еврейское население продолжало проживать на этих землях, и более никакой государственной еврейской идеи там не существовало.

Здесь напрашивается следующий вывод: восстание Мар Зутры в Мехозе было всего лишь вооружённым выступлением еврейского населения против нового политического диктата монарха, и идею еврейской государственности не носило, хотя представляло собой религиозное течение, поддержанное местными раввинами.

Кроме того, вызывающим любопытство было существование и еврейского государства на территории Йемена. Оно называлось Химьяритским царством (около 110 до н. э. — 599 г. н.э.), которым управлял легендарный еврейский правитель Зу Нувас. Это был бесстрашный царь, который покорил множество непокорных кланов и сильно препятствовал византийской торговле. При столкновении с флотом византийского императора Юстиниана, он погибает. Еврейское государство Южной Аравии прекращает своё существование.

Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)

Здесь нужно прояснить следующее: древние аравийские кланы до появления ислама тяготели к разным правящим в то время империям. Одни кланы тяготели к Византийской империи и под их влиянием становились христианами. Другие под влиянием еврейской торговли из Месопотамии (Иран) принимали иудаизм и тяготели к Ирану. Между кланами и ранними государственными образованиями часто происходила междоусобная борьба, которая с развитием торговли и мореплавания в том регионе переросла в серьёзную политическую конфронтацию между двумя империями. Проирански настроенные иудаизированные кланы конкурировали с провизантийски настроенными христианствующими кланами. Одной из точек подобных конфликтов стала Южная Аравия, где проходил морской путь из Европы в Индию. Византия, пользуясь поддержкой христианских кланов в Аравии с одной стороны и рядом эфиопских князей с другой, пыталась установить свой контроль над этим важным торговым путём. В то же время конкурировавшие с ними иудейские кланы Химьяритского государства, поддержанные Сасанидским Ираном, пытались овладеть этими землями. Это и стало причиной антихристианской политики иудейского царя Химьяритского царства Иосифа Зу Нуваса, который очень жестоко обошёлся с непокорными христианскими кланами, полностью вырезав их население. Именно его антихристианская, или антивизантийская, политика и повлияла на эфиопских правителей, склонив тех к принятию христианства, которое стало их государственной религией.

В Южной Аравии ещё со времён Первого Храма существовала еврейская община, которая не была этнически связана с иудейскими племенами Аравии. Царь Зу Нувас состоял в переписке с мудрецами Тверии, под влиянием которых он и принял иудаизм (этот факт подвергается сомнению), однако его государство, хоть и временно исповедовало иудаизм в качестве своей государственной религии, скорее всего, просто стало оплотом антивизантийского влияния проиранских кланов Южной Аравии, где иудаизм, вероятно, был просто политической окраской и идеологическим прикрытием в этом конфликте племён.

С началом XIX века в умах многих еврейских мыслителей всё больше возникает идея создания политического образования для евреев со всего мира . Они ссылались, прежде всего, на то, что подобное государство примет и защитит притесняемое еврейское население, дав им свободу и равноправие. Мордехай Мануэль Ноах, политический деятель США еврейского происхождения, выдвинул идею создать еврейскую колонию возле Ниагарского водопада под названием Арарат. Он выкупил треть острова Гранд Айленд и получил возможность выкупить остальную часть у штата Нью-Йорк для заселения евреями. Будучи консулом США в Риге и Тунисе, он увидел притеснение евреев и пожелал создать для них убежище, и, подобно ковчегу Ноаха, он дал название новому еврейскому поселению Арарат.

Мордехай Мануэль Ноах (14.07.17485 – 22.05.1851)

Евреи не последовали его призыву и не переселились в Арарат. Многие считали, что это коммерческий проект, и кто-то хочет просто заработать. М.Ноах обратился к известным тогда раввинам Англии, чтобы они побудили еврейское население к переселению в свободное государство. Однако раввины ответили, что еврейское государство возможно только после прихода Машиаха, и создавать подобное политическое образование для евреев запрещено, ибо изгнание, в котором находятся евреи, требует жить и подчиняться правящим народам.

Ответ раввинов М.Ноаху сделали своим лозунгом раввины еврейских общин, которые открыто выступили против Теодора Герцля и его идеи создания еврейского государства. Эту же идею до сих пор подхватывают ультраправые ортодоксы, выступающие за уничтожение Государства Израиль.

Теодор Герцль (1860-1904)

С возникновением сионизма появилось другое еврейское течение территориализм, чья задача была создать еврейское государство в любой точке земного шара. Идей было много. Даже сам Герцль на одном из Сионистских конгрессов предложил план заселения евреями Уганды. В XIX веке был предложен план еврейской колонизации Суринама (Южная Америка), а в ХХ веке среди французских властей возникла идея переселения евреев Европы на Мадагаскар. Подобный план «Мадагаскар» витал в умах нацистского руководства перед принятием им окончательного решения еврейского вопроса. Всё это были голословные и не состоявшиеся идеи создания еврейской государственности, которые были обречены на полный провал из-за отсутствия какого-либо понимания механизма осуществления подобной идеи.

Конечно же, во всей этой исторической канве нельзя не упомянуть Биробиджанский проект советского руководства . Создание еврейской автономии в непроходимой сибирской тайге не удалось по разным причинам, но именно здесь не было места главному, что было у евреев – Торе и заповедям, которые при коммунистическом режиме были поставлены вне закона. Биробиджан, как и создание еврейских национальных сельсоветов и районов в Украине и Белоруссии, имели своей целью, прежде всего, создание советского политического субъекта для представителей еврейской национальности СССР.

Единственным долговечным еврейским политическим образованием можно считать Государство Израиль , которое с 1948 года существует на исконной родине еврейского народа. История возникновения этого государства, политические предпосылки его создания, отношение раввинского авторитета к еврейскому политическому самоопределению на Ближнем Востоке, и, разумеется, его управление согласно Торе и заповедям – всё это требует серьёзной критики и может стать темой отдельной статьи.

На данном этапе, мы подошли к глобальному выводу о существовании еврейских государств за всю историю еврейского народа. Эти государства могли быть больше политическими образованиями иноверческих племён и народов, которые принимали иудаизм, но они не были этническими еврейскими государствами, которые бы стали эпицентром еврейской мысли, влияющим с точки зрения Торы и заповедей на все еврейские общины своего времени. Наиболее уникальной с еврейской точки зрения проблемой является история еврейской общины, как автономии в рамках государства. Именно еврейская община и является главным элементом развития еврейского общества на протяжении всех веков.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию