Защита прав потребителя и ОСАГО

Защита прав потребителя и ОСАГО

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • ОСАГО и закон о защите прав потребителей

Распространяются ли нормы закона “О защите прав потребителей” к договору обязательного страхования (ОСАГО)? В частности, могу ли я быть освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд за взысканием со страховой компании страховой выплаты, положенной мне как потерпевшему?

Ответ:

На отношения, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности, а также из договора имущественного страхования, нормы Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” не распространяются.

По данному вопросу высказывался в “Обзоре” Верховный Суд РФ:

“Вопрос 28: Применяется ли Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” к правоотношениям, вытекающим из Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”?

Ответ: Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. “О защите прав потребителей” (в редакции от 21 декабря 2004 г.), этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула того же Закона).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (в редакции от 21 июля 2005 г.) договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) является договор, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, и является публичным.

Согласно ст. 4 названного Федерального закона владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет застраховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Таким образом, данный Федеральный закон направлен на защиту жизни, здоровья и имущества третьих лиц.

Следовательно, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. “О защите прав потребителей”, регулирующий отношения, вытекающие из договоров купли-продажи (выполнении работ, оказании услуг), направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не может распространяться на правоотношения, вытекающие из Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (“Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года”, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в “Бюллетене Верховного Суда РФ” № 9 за 2006 год).

P.S. : Изменения в судебной практике! Нормы закона о ЗПП распространяются и на отношения из договора ОСАГО

Об изменениях судебной практики по вопросу распространения норм закона “О защите прав потребителей” на отношения из договора ОСАГО см.:

Верховный Суд РФ о применении к ОСАГО закона о защите прав потребителей и о штрафе в пользу потребителя

В пп. 1, 81-83 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” содержатся следующие разъяснения:

Отношения по ОСАГО регулируются, в том числе нормами закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами.

При удовлетворении судом требований потерпевшего суд одновременно разрешает вопрос о взыскании с ответчика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО). Если такое требование не заявлено, то суд в ходе рассмотрения дела по существу ставит вопрос о взыскании штрафа на обсуждение сторон (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Размер штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего определяется в размере 50 процентов от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате по конкретному страховому случаю потерпевшему, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке до возбуждения дела в суде, в том числе после предъявления претензии. При этом суммы неустойки (пени), финансовой санкции, денежной компенсации морального вреда, а также иные суммы, не входящие в состав страховой выплаты, при исчислении размера штрафа не учитываются (пункт 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО).

Штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего, исходя из положений абзаца пятого статьи 1 и пункта 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, взыскивается в пользу физического лица – потерпевшего.

Таким образом, если ранее (до 1 сентября 2014 года), страховщик за неисполнение требований потерпевшего заплатил бы штраф в размере 50% от всей суммы взыскания, определенной судом, в том числе: 1) суммы страховой выплаты; 2) неустойки; 3) морального вреда, то теперь штраф уплачивается лишь от разницы между страховым возмещением и осущественной страховой выплатой. При этом, при расчете штрафа не учитываются санкции в отношении страховщика.

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

“Нет!” спорам по “автогражданке”

В конце января ВС РФ ответил на основные вопросы, связанные с разрешением споров по ОСАГО (Постановление Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – Постановление). Рассмотрим наиболее важные положения документа, а также узнаем у наших экспертов, насколько удачны, по их мнению, сделанные судом выводы.

Защита прав потребителей

До 2012 года суды, как правило, не распространяли на споры по ОСАГО Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – закон о защите прав потребителей). Со временем ситуация изменилась в противоположную сторону: сформировалась иная судебная практика, которую впоследствии подтвердил своим постановлением ВС РФ (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”). Суд указал, что к отношениям, возникающим из договоров личного и имущественного страхования, закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Формулировка достаточно размытая, поэтому даже после вынесения этого акта вопрос о приравнивании страхователей к потребителям поднимался не раз.

В связи с этим ВС РФ в Постановлении четко указал, что закон о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договора ОСАГО (п. 2 Постановления). Правда, это правило действует только тогда, когда застрахованное транспортное средство используется для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, факт перевозки пассажиров в такси или маршрутке по установленному маршруту на возмездной основе послужит основанием для отказа во взыскании со страховой компании штрафа в рамках закона о защите прав потребителей (определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 13 марта 2013 г. № 33-470/2013).

Применение к отношениям, вытекающим из ОСАГО, закона о защите прав потребителей дает водителям:

  • возможность предъявлять иск к страховщику не по месту нахождения страховой компании, а по месту своего жительства или пребывания либо по месту заключения или исполнения договора – по своему усмотрению (абз. 3 п. 5 Постановления);
  • право на взыскание неустойки за нарушение как срока направления мотивированного отказа в страховой выплате (0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки), так и срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуральной форме (1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки) (п. 57 Постановления).

При этом следует иметь в виду, что на отношения между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков, связанные с компенсационными выплатами, закон о защите прав потребителей не распространяется (абз. 2 п. 2 Постановления).

Компенсационная выплата – это возмещение вреда, осуществляемое профессиональным объединением страховщиков (например, РСА) в случаях, когда страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена страховой компанией.

При причинении вреда имуществу компенсационная выплата производится, если страховщик обанкротился или у него отозвана лицензия. Если же вред причинен жизни и здоровью, то помимо этих оснований есть еще два: виновник ДТП неизвестен или у него нет действующего полиса ОСАГО (п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей, страховщик, не исполнивший свое обязательство по выплате страхового возмещения, должен выплатить потерпевшему штраф. Ранее суды ориентировались именно на это положение. Однако с 1 сентября 2014 года схожая норма действует и в законодательстве об ОСАГО – согласно ей, размер налагаемого на страховщика штрафа составляет 50% от разницы между суммой страхового возмещения, присужденного судом, и размером страховой выплаты, осуществленной в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – закон об ОСАГО). Подобная формулировка позволяла страховым компаниям тянуть с выплатой страхового возмещения до последнего и выплачивать его только тогда, когда становилось очевидно, что судебное решение будет вынесено не в их пользу. Таким образом, считалось, что страховщик исполнил свое обязательство, а, значит, оснований для наложения штрафа нет.

Кстати, некоторые водители предпринимали ответные меры, всеми силами препятствуя выплате возмещения до окончания судебного разбирательства. “Страховщики платили потерпевшим перед последним судебным слушанием. А страхователи, пытаясь ответить на хитрость страховщиков, стали закрывать свои банковские счета после подачи иска в суд”, – рассказывает управляющий партнер компании “Антистраховщик”, руководитель портала “Антистраховщик.РФ” Илья Афанасьев.

Читайте также:  Страховка в связи со смертью военнослужащего

Учитывая это, Суд в своем Постановлении дополнительно подчеркнул, что уже само по себе наличие судебного спора указывает на неисполнение страховщиком обязанности по уплате страхового возмещения в добровольном порядке (п. 63 Постановления). А это значит, что удовлетворение требований потерпевшего в период рассмотрения спора в суде не освобождает страховщика от уплаты штрафа.

Кроме того, если ранее досудебный порядок урегулирования спора соблюдался не всегда (это зависело от усмотрения водителя), то с 1 сентября 2014 года он является обязательным (ст. 16.1 закона об ОСАГО). Это подтвердил и ВС РФ, но с одной оговоркой: данное правило распространяется только на страховые случаи, имевшие место после 1 сентября 2014 года (п. 7 Постановления). При несоблюдении потерпевшим претензионного порядка суд вправе возвратить ему исковое заявление.

Причем правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора применяются и в случае предъявления иска к профессиональному объединению страховщиков о взыскании компенсационных выплат (абз. 3 п. 1 ст. 19 закона об ОСАГО), и в случае замены ответчика на страховую компанию (абз. 3 п. 9 Постановления).

Заключение договора ОСАГО

Суд подчеркнул, что выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное (п. 15 Постановления). Поводом к подобному заключению стали многочисленные судебные разбирательства, в рамках которых страховые компании отказывались возмещать причиненный потерпевшему ущерб в связи с тем, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника, предъявившего полис, не была должным образом застрахована (например, страховая премия была выплачена не полностью, представленный страховой полис выдан мошенниками и др.).

Так, в рамках одного из судебных дел страховщик ссылался на то, что списал бланк страхового полиса как испорченный и уничтожил его, а на представленной в материалы дела квитанции об уплате страховой премии за заключение договора страхования имеется оттиск печати, не принадлежащей страховой компании. Однако суд обратил внимание на то, что РСА подтвердил принадлежность указанного бланка страховщику, а также на то, что последний не представил вступивший в законную силу судебный акт, устанавливающий недействительность/ незаключенность соответствующего договора. Таким образом, доводы страховой компании были отклонены, и с нее было взыскано страховое возмещение (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2011 г. № Ф05-2174/11 по делу № А40-47903/2010).

В своем Постановлении ВС РФ подчеркнул, что страховщик не освобождается от исполнения своих обязательств по договору даже при:

  • представлении страхователем при заключении договора заведомо недостоверных сведений. Но в этом случае страховщик может потребовать признания такого договора недействительным (ст. 178, 179 ГК РФ, ст. 15 закона об ОСАГО, п. 46 Постановления);
  • неполной и/или несвоевременной уплате страховой премии;
  • несанкционированном использовании бланков страхового полиса (например, передача водителю чистого бланка страхового полиса или искажение представляемых сведений об условиях договора);
  • хищении бланков страховых полисов обязательного страхования – исключением является только случай, когда страховщик, страховой брокер или страховой агент обратились в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков до наступления страхового случая (п. 7.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

Однако существуют опасения по поводу защиты водителей, которые могут пострадать от мнимого заключения договора ОСАГО с мошенником, незаконно завладевшим бланками полисов. Остается неясным, каким образом информация о том, что бланки страховых полисов являются недействительными в связи с их хищением, будет доведена до страхователя и как будут в этом случае защищаться его права.

Использование транспортного средства

Пожалуй, одним из наиболее значимых положений нового Постановления является определение Судом такого понятия, как “использование транспортного средства”, которое ранее вызывало немало споров среди специалистов. Под ним ВС РФ предлагает понимать не только перемещение автомобиля, но и все действия, связанные с его эксплуатацией (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т. д.) (п. 17 Постановления). “Это не может не радовать, так как теперь появилась реальная возможность претендовать на получение страхового возмещения в случаях, когда водитель стоящего на обочине автомобиля неожиданно открывает дверь и проезжающему мимо транспортному средству (а также тому, которое стоит) наносится ущерб”, – комментирует позицию Суда Илья Афанасьев.

Использование автомобиля, по мнению Суда, может происходить не только в пределах дорог, но и на прилегающих к ним и предназначенных для движения территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Однако ДТП, в котором было задействовано установленное на транспортном средстве оборудование (например, автокран, бетономешалка, разгрузочные механизмы, стрела манипулятора, рекламная конструкция на автомобиле), не будет являться страховым случаем (абз. 2 ст. 1 закона об ОСАГО).

Немаловажные выводы сделал Суд и в отношении страховой выплаты. Так, если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно определить степень вины каждого из водителей, страховщики производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (п. 21 Постановления). В то время как закон связывает принятие этого решения с соответствующим актом суда (абз. 4 п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), ВС РФ дал страховым компаниям возможность выплачивать возмещение в равных долях на основе документов ГИБДД (абз. 1-2 п. 21 Постановления).

При этом размер страхового возмещения по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, следует устанавливать только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее – Единая методика). Этот документ призван помочь рассчитать стоимость ремонтных, лакокрасочных и прочих работ, сделать этот процесс более систематизированным и исключить возможные злоупотребления со стороны страховщиков и станций технического обслуживания. Единая методика предусматривает создание в виде электронных баз данных специальных справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ. Во исполнение этого требования РСА запустил на своем сайте онлайн-сервис для определения расходов на ремонт.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

При этом ФБУ “Российский федеральный центр судебной экспертизы” при Минюсте России рекомендовал экспертам не использовать справочники, упомянутые в Единой методике, если:

  • в них отсутствуют прямые ссылки на источники информации, использованные при их составлении;
  • сведения о стоимости материалов, запчастей и нормо-часа работ отличаются более чем на 10% от стоимости, рассчитанной по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.

Однако говорить о существенных плюсах или минусах Единой методики пока рано – необходимо дождаться, пока сформируется устойчивая практика ее применения как со стороны страховщиков, так и со стороны судов.

Продолжая тему страховой выплаты, Суд отметил, что возмещению подлежат в том числе восстановительные и иные расходы, необходимые для получения страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение, восстановление дорожного знака и/или ограждения, доставку ремонтных материалов к месту ДТП и т. д.). При этом с причинителя вреда могут быть взысканы лишь убытки, превышающие предельный размер страховой суммы (п. 28 Постановления). Ранее страховщики нередко ссылались на то, что возмещению подлежат исключительно расходы на восстановительный ремонт (абз. 7 ст. 1 закона об ОСАГО), а все прочие траты следует взыскивать с виновника ДТП.

К реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запчастей ВС РФ отнес также утраченную товарную стоимость транспортного средства (п. 29 Постановления). При этом водитель может требовать ее компенсации даже тогда, когда выбрал возмещение вреда не в виде страховой выплаты, а в виде организации восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.

Утрата товарной стоимости автомобиля – уменьшение его стоимости, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта (п. 29 Постановления).

Износ – снижение стоимости имущества в результате утраты им своих физических свойств (прочность, внешний вид и т. п.) в связи с естественным физическим старением в процессе его использования.

При организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта транспортного средства между страховой компанией, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках ремонта и его стоимости. В направлении на ремонт Суд обязал страховые компании указывать согласованный размер полной стоимости ремонта, а также примерные расходы на запчасти с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене (абз. 2 п. 35 Постановления).

Если станция технического обслуживания своевременно не приступила к ремонту или выполняет его настолько медленно, что окончание ремонта к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплатить ему страховое возмещение в размере, необходимом для завершения восстановительного ремонта (абз. 8 п. 35 Постановления). Данное уточнение весьма существенно, поскольку закон об ОСАГО такое право страхователя напрямую не предусматривает.

Обязательства страховщика считаются исполненными надлежащим образом, если потерпевший забрал автомобиль из ремонта, подписав при этом акт выполненных работ (абз. 5 п. 35 Постановления). Это означает, что заявить свои претензии о качестве ремонта страхователю следует до того, как он заберет свою машину. Однако если после получения отремонтированного автомобиля страхователь обнаружит в нем скрытые недостатки, он вправе предъявить к страховой организации требования об их устранении (абз. 7-8 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО, абз. 9 п. 35 Постановления).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если станция технического обслуживания не выполнила ремонт автомобиля в срок, произвела ремонтные работы некачественно или нарушила иные свои обязанности, претензию по этому поводу необходимо адресовать не самой станции, а страховой компании, выдавшей направление на ремонт (абз. 8 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО, абз. 6 п. 35 Постановления).

Кроме того, ВС РФ дополнительно затронул вопрос возмещения вреда, возникшего в результате ДТП, если его виновником является водитель машины с прицепом. Такой вред, как подчеркнул суд, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица (п. 49 Постановления). Отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем, страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю (п. 49 Постановления, подп. “в” п. 1 ст. 14 закона об ОСАГО).

Читайте также:  Как вернуть навязанную мне при получении кредита страховку?

***

Можно сказать, что ВС РФ затронул наиболее спорные и важные на сегодняшний день вопросы разрешения споров по “автогражданке”. Но далеко не все эксперты разделяют оптимистический взгляд на этот документ. Так, Илья Афанасьев подчеркивает: “Хотя указанное Постановление и имеет под собой хорошую основу для становления положительной судебной практики, но главный вопрос с применением Единой методики оставлен не просто без ответа, а убит на корню”. Отметим, правда, что у суда всегда есть возможность проверить достоверность представленных ему доказательств о реальной стоимости деталей, поэтому некоторые недостатки Единой методики могут быть преодолены в судебном процессе.

ОСАГО и закон о защите прав потребителей

В настоящее время суды автомобилистов со страховыми компаниями (СК) стали настолько обыденным делом, что Верховному суду Российской Федерации (ВС РФ) приходится периодически выступать с разъяснениями, определениями и постановлениями, регулирующими правоприменительную практику судов в делах, касающихся автострахования.

По этим делам в суды поступают заявления и от автовладельцев, и от страховых компаний

Первые жалуются на отказы или задержки в выплатах страховых компенсаций, а также на недостаточную их величину.
Вторые – на участившиеся случаи мошенничества со стороны страхователей.
И не без оснований: зарегистрированы отнюдь не единичные случаи, когда автомобилисты, заключив договор, допустим, на добровольное страхование ответственности (ДСАГО), лимит на которое определяется конкретной СК и достигает – в предельном случае – 15 миллионов рублей, организуют «расстановку» ранее поврежденных дорогих автомобилей на дороге, вызывают ГИБДД, а затем пытаются отремонтировать повреждения за счет страховой.
Это служит поводом для страховщиков «перестраховываться» и в спорных случаях всячески избегать даже положенных по закону выплат. Законодательство до недавнего времени в этом их поддерживало. И судебная практика свидетельствовала о том, что ОСАГО и Закон о защите прав потребителя (ЗЗПП) между собой «не дружили».

Если по КАСКО Пленумом Верховного суда РФ еще в 2012 году было принято Постановление №17 («О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»), касающееся, вообще говоря, всех видов имущественного и личного страхования – и суды стали использовать положения ЗЗПП в своей работе, то касательно ОСАГО практика до недавнего времени оставалась неоднозначной.

Причина в том, что иск по ОСАГО предъявляется третьим лицом, не заключавшим договор со СК, которая должна производить выплату – и в этом смысле «потребителем» не являющимся. Ряд судов также руководствовался тем, что отношения между потерпевшим и СК виновника ущерба регулируются Законом об ОСАГО, в котором регламентируемые ЗЗПП выплаты не предусмотрены.

Принят закон, защищающий права потребителей, застрахованных по ОСАГО

И лишь только в текущем году (29 января 2015 г.) состоялся Пленум ВС РФ, который принял Постановление №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», с полным текстом которого можно ознакомиться здесь. В нем рассмотрены 66 спорных вопросов, на которые даны конкретные и обстоятельные ответы. При этом во главу угла ставится защита прав потребителя. Страхование ОСАГО в смысле теперь ничем не отличается от той же страховки КАСКО: на оба вида автострахования безоговорочно распространяются положения ЗЗПП, о чем недвусмысленно написано в пункте 2:
«На отношения, возникающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности».
Да, есть ограничения, связанные с предпринимательством. Да, ЗЗПП не распространяется на компенсационные выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в случае невозможности СК выплачивать деньги. Но тут, согласитесь, не до жиру. В целом же поворот страхового законодательства лицом к потребителю – налицо (тавтология здесь вполне уместна).

Что при этом конкретно улучшится для нас с вами – простых автомобилистов и страхователей по ОСАГО?

  • Теперь мы имеем альтернативную подсудность, то есть вправе предъявлять иск СК не только по месту ее нахождения, но и по месту собственного проживания
  • Мы имеем право взыскивать неустойку с СК за нарушение сроков мотивированного отказа и/или возмещения ущерба – размеры неустоек четко определены законодательством
  • Мы, в случае необоснованного занижения выплат СК, должны получить по суду не только недостающую сумму выплат, но и штраф в свою пользу в размере половины недоплаченной суммы – даже если в иске такого требования не предъявляли
  • Мы должны получить выплату от СК даже при неполной или несвоевременной уплате страховой премии
  • Мы освобождаемся от госпошлины (если сумма иска менее миллиона рублей)
  • Мы получим возмещение, даже если ДТП случилось не во время движения автомобиля (как прежде), а также за повреждение во время остановки, буксировки, нахождения на парковке.

Что нужно делать, если страховая не платит по ОСАГО?

И это лишь малая толика возможностей, предоставляемых ЗЗПП и законодательством по страховому делу, которыми потребителю прежде воспользоваться не удавалось из-за разного рода интерпретаций положений законов. Теперь судам даны вполне ясные ориентиры, на которых будет строиться — и уже строится – их практика. А простой автолюбитель теперь точно знает, что делать, если страховая не платит по ОСАГО: законным порядком предъявлять претензию к страховой (досудебное разбирательство отныне обязательный этап спора), а затем – в отсутствии положительного результата – обращаться в суд. Он восстановит справедливость.

А помочь ее восстановить тем, кто не имеет ни знаний, ни опыта в вопросах юриспруденции и судебных тяжбах, всегда могут автоюристы нашего объединения.

Звоните, спрашивайте – и вам ответят, проконсультируют, окажут необходимую юридическую помощь.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Рекомендации для автовладельцев по оформлению полиса ОСАГО – Защита прав потребителей

Рекомендации для автовладельцев по оформлению полиса ОСАГО

Рекомендации для автовладельцев по оформлению полиса ОСАГО

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (далее Управление) в связи с поступающими обращениями потребителей на отказ страховых компаний заключить договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) без оказания дополнительных платных услуг (страхование жизни, имущества и др.) разъясняет следующее.

Нормативной правовой базой данного вида страхования являются непосредственно положения главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Закона РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Постановления Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно п. 4 статья 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В соответствии п. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно Федерального закона от 23.07.2013г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой надзор осуществляется Банком России.

На основании вышеизложенного, Управление рекомендует обратиться в досудебном порядке с письменной претензией (заявлением) в страховую компанию cтребованием о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без оказания дополнительных услуг.

Примерная форма заявления:

В страховую компанию (название)

от (ФИО) _________________________________

Место жительства _________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

без оказания дополнительных услуг

___________г. я обратился в страховую компанию (название) с целью заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Представитель организации отказался заключить договор без оказания дополнительной услуги: _______________________________. За оказание дополнительной услуги необходимо оплатить _______________________________ рублей.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является публичным.

В соответствии со ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.

Нормами п.3 ст.426, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если сторона уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В соответствии с п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать оказание одной услуги обязательным оказанием иной услуги. Информация об условиях оказания услуг должна быть доведена до потребителя с учетом отсутствия специальных познаний и обеспечения свободного выбора услуги (ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Поскольку законом установлено право потребителя заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных без оказания дополнительных услуг, до потребителя должна доводиться информация, позволяющая реализовать данное право.

Читайте также:  Имею ли право получить СНИЛС?

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуги, непредставления необходимой информации об услуги, возмещаются исполнителем в полном объеме.

На основании вышеуказанных норм,

_____________г. заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) без оказания (навязывания) дополнительных услуг в страховой компании, расположенной по адресу ________________________________________ либо в ином офисе организации, расположенном в ______________________________________.

Информировать меня о времени, в которое следует подойти в страховую компанию для заключения договора и адресе офиса, по телефону ___________________________и электронной почте _________________________.

Надеюсь на быстрое и надлежащее рассмотрение заявления. В случае не удовлетворения настоящего требования, буду вынужден обратиться в суд с предъявлением дополнительных требований, в том числе уплаты штрафа, морального вреда, судебных издержек, а также буду вынужден обратиться в надзорные органы.

______________________ (подпись, ФИО)

ОСАГО и закон о защите прав потребителей – нужен автоюрист

Оглавление:

В последние несколько лет судебные разбирательства автолюбителей и страховщиков стали проводить так часто, что Верховный суд России постоянно издаёт различные пояснения, постановления и прочие определения, упорядочивающие применение законов в судебных разбирательствах по страхованию автомобилей.

По таким делам иски в суд подают как владельцы автомобилей, так и страховые компании (СК).

Автовладельцы подают жалобы на невыплаты или затягивание оплаты страховок и часто не согласны с размерами самих выплат.

Страховщики жалуются на частые попытки проведения афер автолюбителями.

И у них есть на это право: зафиксировано множество происшествий, в которых владельцы авто, подписав договор на добровольную страховку (ДСАГО), норма выплат для которой определяется каждой страховой самостоятельно и составляет 15 млн. рублей (максимум), выставляют на шоссе уже «битые» дорогие иномарки, обращаются в ГИБДД, а потом хотят произвести ремонт этих иномарок за счёт СК.

Такие случаи являются для страховых компаний поводом насторожиться и при «мутных» происшествиях они стараются вообще не платить даже причитающихся по закону денег. И закон до недавних пор был на их стороне. И практика таких судебных дел показывает, что закон о защите потребителей и ОСАГО не ладили друг с другом.

Если в отношении КАСКО Верховный суд России ещё в далёком 2012 году вынес Постановление за номером 17О ведении судом гражданских дел по спорам о защите потребителей»), относящееся ко всем формам страховки – и судьи начали применять статьи закона о защите прав потребителя при вынесении решений, то касательно ОСАГО не всегда всё было понятно.

А всё потому, что иск в суд по ОСАГО подаёт третья сторона, не являющаяся стороной договора со страховой компанией, которая должна платить – и в таком случае «потребителем», которого защищает соответствующий закон, не являющейся. Некоторые судьи опирались на то, что взаимоотношения между пострадавшим и страховой компанией виновного в ДТП управляются законом об ОСАГО, где положенные законом о защите прав потребителя компенсации отсутствуют.

Недавно приняли закон, который защищает права потребителей, имеющих страховой полис ОСАГО.

И только в этом году (конец января 2015 года) прошло заседание Верховного суда, на котором было принято Постановление за номером 2 «Об использовании судом закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев», полностью прочитать который вы можете у нас на сайте. В нём разобрано 66 неоднозначных ситуаций, для которых теперь есть чёткие и развёрнутые решения. При рассмотрении за основу брали защиту прав потребителя. Теперь такой вид страховки как ОСАГО абсолютно идентичен виду страхования КАСКО: и тот и другой вид страховки безусловно подчиняются статьям закона о защите прав потребителя, это чётко прописано в пункте 2 данного положения.:

«На взаимоотношения, проявляющиеся из договора страхования ОСАГО, закон о защите потребителей распространяется в тех ситуациях, когда страховой договор заключается только для семейных, личных, бытовых, домашних или иных целей, никак не связанных с коммерческой или другой экономической деятельностью».

Конечно, скажете вы, есть ограничительные рамки, связанные с коммерческой деятельностью. И закон о защите прав потребителей не действует при выплате компенсаций, которые должны проводиться объединением страховых компаний в тех ситуациях, когда сама страховая компания не может заплатить. Так раньше ведь и этого не было. Сейчас же наблюдается явная переориентация законов страхования в сторону потребителя.

Так что же хорошего в этом законе для нас с вами, рядовых автолюбителей и держателей полисов ОСАГО?

  • Сейчас у нас есть возможность выбора подсудности, т.е. мы можем подавать иск к страховщикам не только по месту их расположения, но и по нашему месту жительства.
  • У нас с вами появилось право «стрясти» компенсацию со страховой компании за нарушение срока обоснованного отказа и право на моральную компенсацию – величина компенсаций конкретно прописана в законе.
  • Автолюбители, при ничем не доказанном снижении размера компенсации страховыми компаниями, имеют право на взыскание с них не только разницы с реальным размером выплаты, но компенсации в виде штрафа в свою пользу на 50% невыплаченной суммы – даже в том случае, если автовладелец не указывал этого в своём иске.
  • Автовладельцы имеют право на получение выплаты от страховщиков даже если имеют непогашенные страховые взносы.
  • С автовладельцев не взимается госпошлина (за иски до 1 миллиона рублей).
  • Владельцу авто заплатят компенсацию, даже когда дорожно-транспортное происшествие случилось не в процессе езды (как прежде), но и за ущерб при эвакуации или остановке, или если машину повредили на стоянке.

Что же предпринять, если страховщики отказываются возместить ущерб по полису ОСАГО?

И это только незначительная часть прав, данных вам законом о защите прав потребителя и законом по страховке, коими автовладельцу нельзя было пользоваться раньше из-за разницы в толковании многих статей. Теперь у судий есть чёткое понимание того, как применять – и они уже применяют – данные изменения на практике. А обычные автовладельцы уже будут уверены в своих действиях, если страховщики не захотят платить по ОСАГО: на законных основаниях подавать жалобу в страховую компанию (попытка мирного урегулирования спора теперь обязательный этап дела), а потом, если нет устраивающего вас решения – иск в суд. И защищать свои права там.

А оказать помощь в защите своих прав тем, у кого нет соответствующих знаний по автоправу и практики их применения, всегда рады адвокаты нашей компании.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ СТРАХОВАНИИ ОСАГО

Судебная экспертиза – все виды услуг в России

Отдел судебной экспертизы по экономическим преступлениям и противодействия коррупции при Межрегиональной Коллегии Судебных Экспертов

Антиколлекторы при отделе судебной экспертизы по экономическим преступлениям и противодействия коррупции Межрегиональной Коллегии Судебных Экспертов

Права автомобилистов как потребителей

Чтобы безбедно существовать, страховые компании часто прибегают к методу занижения настоящей стоимости вреда, полученного в результате ДТП. Теперь закон «О защите прав потребителей» берет под свою опеку всех, кто столкнулся с неверным оцениванием ущерба транспортному средству или затягиванием выплат по автогражданке. Так, данный закон включает:

  • право на получение информации;
  • право на компенсацию ущерба;
  • право на возмещение морального вреда;
  • право требования альтернативной подсудности.

Вдобавок, без оплаты государственной пошлины есть право, которое обеспечивает защита прав потребителей ОСАГО, на подачу иска по месту жительства, а не по адресу регистрации страховой компании. Более того, страхователи получили возможность требовать уплаты неустойки.

Санкции за несоблюдение обязательств

Автолюбитель находился под большей защищенностью, чем прежде, когда закон о защите прав потребителей не распространялся на случаи страхования. Важно, что при обращении в судебные инстанции для решения спорного вопроса между страхователем и страховщиком суд взыскивает штраф. Санкции предусматриваются в случае, когда права, по закону о защите прав потребителей, владельца ОСАГО были нарушены, при этом не были удовлетворены на добровольном основании уполномоченным лицом.

Интересно, что при ненадлежащем исполнении обязанностей, неудовлетворении требований истца, страховая компания обязуется выплатить штраф в размере половины от суммы, которая незаконно удерживалась ответчиком. ОСАГО права потребителей защищает так, что штраф взыскивается даже без необходимости подачи соответствующего заявления истцом.

Оплата неустойки страховщиком

Если страховое возмещение не было получено страхователем в срок 30 дней с момента предоставления всех требуемых документов, то страховую компанию ждет выплата неустойки. Ранее суд отказывал в удовлетворении иска тех лиц, чье имущество было застраховано по ОСАГО и стало участником ДТП, а страховой орган в последующем или заплатил меньше положенного, или вовсе в месячный срок отказал в компенсации.

До недавних пор судьи считали, что отсчет неустойки начинается с получения судебного решения, по которому было взыскано возмещение по страховке или часть предполагаемых денежных средств. Однако сейчас защита прав потребителей по ОСАГО осуществляется сразу двумя законами: законом «О защите прав потребителей» и законом об ОСАГО.

Нарушение свободы выбора

Наиболее распространенным нарушением прав потребителя страховыми компаниями считается выдвижение условия покупки одних услуг лишь при обязательном приобретении других. То есть, страховщик может заключить договор автогражданки с лицом, которое приобрело дополнительные страховые услуги, на которые указал страховщик. К числу других документов могут быть отнесены добровольное страхование здоровья, или страхование жизни.

Так, при покупке ОСАГО права потребителей соблюдаются, поэтому добровольные страховки могут приобретаться исключительно при желании обратившегося лица. Если же было доказано, что ввиду навязывания страховых услуг страхователь получил убытки, то они в полном объеме должны возмещаться.

Как бы то ни было, доказать своими силами ущемление свободы выбора страховщиком очень сложно, в связи с чем только юридически подкованный профессионал способен отстоять интересы пострадавшей стороны.

Ссылка на основную публикацию
×
×