Возможно ли создание общественной организации в 16 лет?

Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

– не менее трех участников;

– организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

– организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

– назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

– открыть расчетный счет в банке;

– заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Несовершеннолетние смогут стать членами общественных объединений

В патриотические и спортивные общественные объединения (ДОСААФ, Российское военно-историческое общество и др.) предлагается принимать в том числе несовершеннолетних россиян с согласия их родителей. Законопроект депутата Госдумы Виталия Золочевского (есть у «Известий») поддержал председатель комитета ГД по обороне Владимир Комоедов. Сегодня участниками общественных объединений могут быть только граждане, достигшие 18 лет и юридические лица.

Предлагается внести в ст. 19 закона «Об общественных объединениях» положение о том, что «членами и участниками государственно-общественных и общественно-государственных объединений. в области патриотического воспитания граждан, физической культуры и спорта могут быть граждане, не достигшие 18-летнего возраста, с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя)». В пояснительной записке к законопроекту в качестве примера перечислены несколько организаций указанной направленности: две спортивные: «Динамо», «Юность России», а также две патриотические: Российское военно-историческое общество и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Как пояснил автор поправок Виталий Золочевский, их цель — разрешить ситуацию, когда законность посещения патриотических кружков детьми ставится под сомнение.

— Сейчас у молодых людей нет законных оснований стать членами организаций. Когда они находятся на сборах ДОСААФа — это чуть ли не нарушение закона. Но общественные и государственные организации должны прививать патриотические чувства с юного возраста, а не с момента, когда человека забирают в армию, — сказал депутат.

Золочевский также отметил, что членство в патриотических организациях поможет молодежи подготовиться к военной службе. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов сообщил, что сегодня молодые люди не имеют такой возможности. По его мнению, оптимальный возраст для членства в патриотических организациях — с 16 лет.

— Причина этой инициативы в том, что сейчас в школе нет военной подготовки, если бы она была, теоретически можно было бы оставить планку в 18 лет. Раньше был предмет «военное дело», сегодня школьное ОБЖ ничего не дает, а молодого человека надо научить жить. Допризывная подготовка необходима до совершеннолетия — когда человек уже должен идти в армию, зачем ему ДОСААФ? — недоумевает Комоедов.

В 2012 году аналогичный законопроект на рассмотрение Госдумы вносили депутаты Марат Бариев, Владимир Овсянников и Сергей Поддубный.

— Закон, который мы вносили, находится на рассмотрении в государственно-правовом управлении президента (ГПУ), — рассказал «Известиям» Сергей Поддубный. — Пока они не дают своего решения — слишком большая загрузка из-за Крыма. В новой версии есть хорошее дополнение про письменное согласие представителей несовершеннолетнего. Вместе с Маратом Бариевым мы встретимся с Золочевским и попытаемся объединить наши законы — дополнение снимет вопросы, которые нам задают.

Комитет Госдумы по делам общественных объединений не поддержал законопроект 2012 года. В заключении комитета записано, что в законах нет критериев отнесения общественного объединения к числу патриотических.

— Над этим нужно работать. Патриотизм сейчас зазвучал в том виде, в каком он должен быть. На ближайшем заседании комитета [по общественным объединениям] я подниму вопрос об определении патриотизма и патриотических организаций, — пообещал Сергей Поддубный.

Зампредседателя ДОСААФа по авиации и спортивной работе Виктор Чернов отметил, что сложилась парадоксальная ситуация: молодые люди имеют право управлять самолетом, а стать членами организации не могут.

— С 14 лет у нас начинают летать на планерах, прыгать с парашютом, с 16 лет человек имеет право самостоятельно летать на поршневых самолетах, с 17 лет — на реактивных. Но членами ДОСААФа эти ребята быть не могут, — сказал Чернов. По его словам, члены организации получают льготы, например, скидку на парашютные прыжки.

Как сообщил зампредседателя ДОСААФа, уже возникли сложности с патриотическими обществами в Крыму.

— Аналогичные организации в Крыму давно установили возможность членства с 14 лет. Сейчас они говорят, что лишатся большого числа участников — молодежь до 18 лет составляет около 40%. На наш взгляд, актуальность снижения возрастного порога более чем очевидна.

Ранее сообщалось, что на территории полуострова создадут один региональный и 17 районных филиалов ДОСААФа.

Читайте также:  Предприятие отказывается предоставить свид во о регистрации ИП

— С письменного согласия родителей мы будем принимать даже детей восьмилетнего возраста, — заявил зампредседателя ДОСААФа Андрей Головатюк. — Педагоги для этого у нас есть — 24 тыс. сотрудников. Сейчас ДОСААФ в основном посещают допризывники, проходящие подготовку по военно-учетным специальностям, они не могут стать членами организации и получать соответствующие привилегии.

Молодежное общественное движение

Может ли 14-летний подросток один создать молодежное общественное движение, целью которого будет защита прав и законных интересов детей? Какие другие общественные организации имеет право создавать (без образования юридического лица) подросток?

Согласно п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определена в ст. 26 ГК РФ, п. 2 которой установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ.

По достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с п. 1 и 2 данной статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с ГК РФ.

Согласно п. 4 ст. 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 21 (т.е. когда несовершеннолетний приобрел гражданскую дееспособность в связи со вступлением в брак в соответствии со ст. 13 Семейного кодекса РФ) или со ст. 27 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (см. гл. 32 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 27 ГК РФ родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Согласно ст. 123.7-1 ГК РФ общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Федеральный закон «Об общественных объединениях», устанавливающий организационно-правовые формы общественных объединений (а это общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия – ст. 7) и определяющий порядок их создания, в ст. 19 прямо указывает, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Таким образом, создание общественного движения независимо от целей возможно только после возникновения гражданской дееспособности в полном объеме, т.е. с наступлением совершеннолетия, по достижении 18-летнего возраста.

Создание некоммерческой организации

Некоммерческая организация создается в два этапа:

Подготовительный этап перед регистрацией.

В статье рассмотрим первый этап. Создание и подготовка к регистрации НКО регламентируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Кто создает некоммерческую организацию

Создают некоммерческие организации учредители. Об учредителях НКО рассказывается в статье 15 закона «О некоммерческих организациях».

Учредителями могут быть:

дееспособные граждане России;

люди без гражданства или иностранные граждане, находящиеся в России.

Учредителями быть не могут:

иностранцы и люди без гражданства, если законом России запрещено их пребывание в стране;

включенные в перечень людей, которые содействуют отмыванию денег и терроризму (согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ),

организация или человек, связанные с экстремистской деятельностью;

руководитель организации, деятельность которой запретили судом согласно закону об экстремизме или противодействии терроризму. Такой человек не имеет права создать НКО в течение 10 лет после решения суда о ликвидации его организации.

НКО может создать один человек или юрлицо. Исключением являются некоторые виды НКО:

Для создания некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) (ст. 15 п.1.3. № 7-ФЗ) требуется не менее двух учредителей (ст. 123.9 Гражданского кодекса (ГК)).

Общественные организации создаются минимум тремя учредителями (ст. 18 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ).

Местные религиозные организации создаются минимум десятью гражданами России, постоянно проживающими в данной местности.

Централизованные религиозные объединения учреждаются тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания (п. 1 и п. 2 ст. 9 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Некоммерческая организация создается на неопределенный срок. При необходимости устанавливает срок деятельности в своем уставе.

Количество участников НКО не ограничено.

Способы создания НКО

при помощи учреждения новой организации;

через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).

Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.

НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).

При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).

Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО (на 2019 год – 10 000 рублей, п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Выбор цели НКО

Некоммерческая организация нацелена на достижение общественных благ. Для этого НКО занимаются теми видами деятельности, которые прописаны в уставе и учредительных документах.

Цели, в зависимости от формы НКО, могут быть:

охрана здоровья граждан;

удовлетворение нематериальных и духовных потребностей граждан;

защита прав граждан и организаций;

оказание юридической помощи;

У потребительского кооператива цель отличается – это повышение материального и иного обеспечения своих членов путем выполнения заготовительных, производственных или иных работ.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми и требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений (например, образовательные услуги – ст. 91 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

Читайте также:  Присоединение одного юр.лица к другому и смена налогового режима

№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Наименование НКО

Название НКО нужно подбирать тщательно. Если название не соответствует закону, могут отказать в государственной регистрации НКО.

В полном наименовании НКО указывается организационно-правовая форма и характер деятельности организации (ст. 4 ФЗ-7 «О НКО», ст.54 ГК РФ). Исключением являются названия политических партий: они не указывают, что являются общественной организацией (организационно-правовая форма), но обязательно пишут слова «политическая партия» (п. 1.1 ст. 6 Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях»).

Пример названия НКО с указанием формы и характера деятельности и политической партии: Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам «Ярзам»; Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России».

Некоммерческие организации могут иметь сокращенное наименование. Исключение составляют религиозные организации: они обязательно указывают полное наименование (п. 8 ст. 8 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Название НКО не должно оскорблять нравственность, религиозные и национальные чувства граждан. Если это требование не выполнено, то НКО отказывают в регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 23.1 № 7-ФЗ «О НКО»).

НКО могут использовать в наименовании личные имена граждан только при наличии письменного нотариально заверенного разрешения правомочности их использования (ст. 19 ГК РФ).

Также есть ограничения по использованию в названии НКО слова «Россия». Это допустимо по разрешению, выдаваемому в установленном Постановлением Правительства РФ порядке от 24.09.2010 г. №753 «Об утверждении правил выдачи разрешений на включение в наименование НКО официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

К названиям некоторых видов НКО федеральными законами устанавливаются специальные требования.

Например, наименование общественной организации дополнительно должно указывать на территориальную сферу, на которой она работает (ст. 28 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Примеры названий НКО с указанием на территорию: Алтайская краевая общественная организация «ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» или Воронежская региональная общественная организация помощи детям и взрослым с расстройствами аутического спектра «Преодоление».

Названия образовательных организаций должны содержать тип организации (п. 5 ст. 23 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и дополнительные сведения: уровень, направленность, содержание образовательных программ и дополнительные функции (содержание, интернат, лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, технологическая или научно-исследовательская деятельность).

После государственной регистрации НКО обладает исключительными правами на использование своего наименования (п. 1.1 ст. 4 №7-ФЗ «О НКО»). Другие организации не вправе его использовать.

Общее собрание НКО

После принятия решения учредителей о создании НКО проводят общее собрание.

На общем собрании ведется протокол, в который записываются принятые решения. После собрания протокол подписывается и хранится вместе с учредительными документами НКО.

В протоколе содержатся:

Место проведения заседания.

ФИО председателя и секретаря.

ФИО ответственного лица за подсчет голосов.

Информация об избранных высших и исполнительных органах управления.

Место нахождения (регистрации).

Источники формирования имущества.

Порядок действий учредителей по созданию (учредительный договор).

Распоряжение выбранным ответственным лицам о сборе пакета документов для государственной регистрации НКО.

Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня.

Подписи лиц, участвовавших в заседании.

На общем собрании учредителей утверждается Устав НКО. В нем содержится наименование, характер деятельности, организационно-правовая форма и место регистрации НКО. Указаны предмет и цели деятельности, порядок управления, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (если имеется членство), источники формирования имущества и т.п.

В зависимости от организационно-правовой формы НКО перечень обязательных сведений Устава может меняться. Требования к уставам разных НКО прописаны в соответствующих законах: для общественного объединения – в ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»; для образовательной организации – в ст. 25 ФЗ «Об образовании».

Например: устав фонда дополнительно содержит сведения о попечительском совете и порядке назначения и освобождения должностных лиц (ст. 14 ФЗ-7); устав ассоциации или союза содержит сведения о составе органов управления и порядке принятия ими решений в случае единогласного голосования или квалифицированного большинства голосов (ст. 14 ФЗ-7).

Устав НКО может изменяться, если такая возможность была предусмотрена (п. 3 ст. 29 ФЗ-7).

На общем собрании составляется учредительный договор, который определяет порядок деятельности учредителей по созданию НКО, условия добровольной передачи имущества учредителей в собственность НКО, условия и порядок выхода участников из её состава.

Затем выбранному исполнительному органу НКО даются поручения по подготовке пакета документов для государственной регистрации созданной НКО.

Место нахождения НКО

Вновь созданная НКО должна иметь адрес места регистрации, без него нельзя зарегистрироваться в Минюсте.

Место регистрации НКО вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, должен совпадать с адресом места нахождения НКО (п. 2. ст. 4 №7-ФЗ «Об НКО»).

По этому адресу осуществляется связь регистрационных и контролирующих органов с НКО (ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если организация не выполнила отправленные предписания, она несет ответственность, даже если отсутствует по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В качестве адреса места регистрации (и нахождения) НКО может указать жилое помещение.

НКО начинает работу после внесения в ЕГРЮЛ информации о создании; заканчивает – после представления в Минюст сведений о прекращении деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

На этом этап создания НКО завершен, далее следует государственная регистрация НКО.

Автоматизация работы НКО

На этапе создания некоммерческой организации стоит продумать важный момент: как осуществлять деятельность эффективно. В этом поможет специальная программа, которая автоматизирует процессы работы НКО любого типа:

ведите список источников финансирования;

распределяйте целевые средства;

учитывайте затраты, основные средства, нематериальные активы, НДС;

планируйте бюджет и расходы;

делайте смс-рассылку по своей базе клиентов;

и многое другое.

Организуйте для будущей некоммерческой организации собственный сайт. Пока вы создаете и регистрируете НКО, информация о ней уже будет доступна в интернете. Чем раньше вы разместите информацию о себе, тем быстрее привлечете благотворителей, волонтеров, новых участников.

Могут ли школьники создавать объединения?

Распространяются ли права человека на школьников? Имеют ли право школьники создавать собственные объединения или профсоюзы? С какого возраста? Нужно ли для создания объединений получать одобрение администрации школы, партии и правительства? Где и при каких условиях можно собираться? Может ли директор школы запретить публичные собрания?

Эти вопросы навеяны историей о десятикласснике из Питера, который решил создать независимое объединение «Ученик» для решения проблем учащихся. Школьники набросали программу действий, например, планировали добиться ограничения числа контрольных работ в день и отмены контроля за внешним видом. На это директор школы пригрозил отчислением, прокуратурой и вообще обозвал всю эту активность в защиту своих интересов экстремизмом.

Разберемся, что по поводу происходящего говорит закон.

Могут ли школьники создавать объединения и участвовать в их деятельности?

Конституция РФ дает гарантии соблюдения основных прав и свобод человека, которые признаются неотчуждаемыми и «принадлежат каждому от рождения». В том числе:

Статья 30

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Участвовать в объединениях можно уже с начальной школы: “членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет”, а молодежных – достигшие 14 лет. (Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”).

Но есть существенное ограничение. Создателем (учредителем) детских и молодежных объединения может стать только совершеннолетний старше 18 лет. Например, в такой роли может выступить родитель или педагог.

Участие в работе общественных объединений — дело добровольное. Учащиеся имеют право вступать в существующие общественные организации либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения.

Общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях»

Важно! Общественные объединения не должны преследовать антиобщественные цели, нарушать права и свободы других людей, основы конституционного строя и нравственности, мешать нормальному функционированию организаций, создавать помехи в движении транспорта, нарушать оборону и безопасность государства.

Закон позволяет создавать профсоюзы и вступать в них лицам старше 14 лет, но при условии, что они осуществляют трудовую деятельность. Профсоюзы создаются в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Есть такая категория как «молодежные и студенческие объединения, являющиеся профсоюзами. Студенческие профсоюзы широко распространены и поддерживаются как одна из форм студенческого самоуправления. Но меры поддержки реализуются для высшего и среднего профессионального образования

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Читайте также:  Регистрация ИП в другом регионе без регистрации по месту жительства

Статья 2 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”

Советы обучающихся

Для учащихся образовательных организаций закон прямо предусматривает право создавать Советы обучающихся в качестве коллегиального органа управления школой.

Этот совет может быть создан по инициативе обучающихся. Для создания Совета обучающихся не обязательно получать разрешение администрации школы, но должен быть соблюден ряд условий. Например, инициатором создания Совета обучающихся может быть общественная организация, которая объединяет не менее 50% учащихся школы. Такое требование выполнить не просто. Сделав это учащиеся смогут официально влиять на решение вопросов, которые затрагивают их права и интересы.

Порядок учета мнения совета обучающихся законодательно не установлен, следовательно, он должен определяться уставом образовательной организации.

Состав и порядок работы Совета регламентируются не уставом и локальными нормативными актами школы, а внутренними положениями и иными документами самого Совета обучающихся (Положением о Совете обучающихся).

Может ли директор школы запретить публичные собрания?

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Запретить собираться в группы не имеют права. Но если нет своего места, где можно собраться — для проведения собрания необходимо согласие собственника помещений или территории места сбора. Школа может предоставлять помещения или отказывать в их предоставлении по своему усмотрению. За исключением случаев, когда собрания проводят официально созданные Советы обучающихся, либо инициативные группы по созданию Советов обучающихся. В этом случае, инициаторы могут требовать от школы предоставления помещения для проведения предвыборной конференции.

Свобода собраний – неограниченная возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен только устроителями собрания.

Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию, к участию в каком-либо собрании или манифестации.

Свобода манифестаций – возможность проводить демонстрации, шествия, митинги, пикеты и осуществлять любые другие выступления под открытым небом, при условии предварительного уведомления властей.

Публичные выступления под открытым небом разрешено проводить при условии предварительного уведомления властей. Для проведения публичного собрания и митингов на улице, на территории школы необходимо разрешение администрации школы. Для проведения собрания во дворах жилых домов требует получения согласия от собственников этих домов.

Свобода собраний и ассоциаций также гарантируется:

  • Всеобщей Декларацией прав человека, статья 20, п. 4 статьи 23 (10 декабря 1948 года)
  • Международным Пактом о гражданских и политических правах, статьи 21, 22 (19 декабря 1966 года)
  • Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, статья 11(4 ноября 1950 года)

А что же история с питерским школьником?

На уровне законов, Конституции, международных норм, да даже локальных актов школы – мы большие молодцы. Все права и свободы гарантированы. Решения же все равно принимаются исходя из сложившейся культуры отношений, а не из конституционных гарантий. Демократия работает только при активной поддержке администрации школы и история из Питера – яркий тому пример.

Претензии школьника были по сути обоснованы, хотя он и не выдержал некоторые важные процедуры и формальности. Радикальное решение – сделать историю публичной – сложилась по вине самой администрации, из-за ее неспособности вести переговоры и неготовности воспринимать школьников всерьез. До этого у директора еще был шанс придираться именно к деталям, требовать корректной формы реализации права. А теперь, отказав школьнику именно в самом праве выступать с предложениями, создав конфликт, школа сразу проиграла. Школьник оказался кругом прав и потому имеет возможность пользоваться всеобщей поддержкой и сочувствием. Хоть и с учетом некоторых оговорок.

Великое начинается с малого: в политические партии могут разрешить вступать до 18 лет

Автор проекта внесения изменений в закон «Об общественных объединениях» (есть в распоряжении RT) утверждает, что 16-17-летние активисты готовы принимать участие в работе партийных структур, однако существующие нормы не позволяют им этого делать. В этом депутат Власов убедился как руководитель Молодёжной организации ЛДПР, в которой сам начал работать с 16 лет (сейчас Власову 21 год).

«Я много общался с нашими 17-летними единомышленниками, с представителями молодёжных крыльев других парламентских партий, — говорит Власов. — И стало ясно, что невозможность вступить в партию в этом возрасте — это проблема для многих молодых людей и девушек, включая 17-летних студентов российских вузов. Мы должны позволить проявлять полноценную политическую активность тем молодым ребятам, которым небезразлична судьба нашей страны».

Законопроект Власова дополняет статью 19 закона «Об общественных объединениях».

«Членами и участниками общественно-государственных объединений, осуществляющих свою деятельность в области патриотического воспитания граждан, могут быть граждане, не достигшие 18-летнего возраста, с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя)», — говорится в документе.

Отметим, по закону общественными объединениями считаются политические партии, общественные организации, движения, фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности.

Власов добавил, что ещё дорабатывает вопрос о партийных взносах с несовершеннолетних членов партий, но полагает, что их быть не должно.

«Поскольку это не основной показатель того, будет ли человек заниматься политической работой», — заметил Власов.

Рановато будет

Председатель координационного совета «Молодой гвардии «Единой России» Денис Давыдов считает, что официально начинать политическую жизнь до совершеннолетия не стоит.

«Если полная ответственность наступает с совершеннолетия, то и в политические партии должны вступать с 18 лет, поскольку 16 лет — это не совсем сознательный возраст. Лично я вступил в партию «Единая Россия», когда мне было 19 лет», — пояснил он.

Глава социал-демократического союза молодёжи «Справедливая сила» (является молодёжной организацией партии «Справедливая Россия») Илья Свиридов согласен с Давыдовым. Он тоже не видит причин выдавать партбилет активистам, не достигшим 18 лет.

«Ведь человек может вступить в партийное молодёжное крыло. Лучше думать о том, как привлечь на избирательные участки совершеннолетнюю молодёжь, которая на выборы почти не ходит», — считает Свиридов.

Со Свиридовым согласен заместитель председателя ЦК партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович. Он считает, что несовершеннолетние сторонники той или иной партии должны вступать в молодёжные организации, как это было ещё в СССР. Однако неясно, как решать вопрос о членских взносах: «ведь по уставу членские взносы должны уплачивать все члены партии, поскольку все члены партии равны (согласно ст. 29 закона «О политических партиях» каждая партия сама в своем уставе определяет обязанность уплаты членских взносов. — RT)».

Адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнёры» Андрей Шугаев отмечает, что норма о вступлении в партию только с 18 лет зафиксирована и в законе «О политических партиях». Поправок в него молодой депутат не предусмотрел. По мнению Шугаева, депутатам придётся их подготовить, если идею Власова одобрят.

«Иначе возникнет конфликт законов, а это приведёт к массе негативных последствий при их исполнении, в том числе при обращении в суды или другие органы власти. Но я сомневаюсь, что такая инициатива будет поддержана в Думе. Ведь при вступлении в политическую партию человек должен иметь опыт общественной жизни и жизни в целом», — говорит Шугаев.

Ответственность и самообразование

Лидер Общероссийского молодёжного фронта Николай Шлямин говорит, что в 16-17 лет молодые люди хотят изменить страну к лучшему — и партии могли бы это использовать.

«Молодёжные крылья партий — это сугубо бюрократические структуры, которые до конца реализоваться молодёжи не дают. Фактически им остаётся только ходить с флагами и раздавать листовки. А более активно себя проявлять там не позволяют, поскольку для таких действий есть партия и её действующие члены. В партию же вступить сейчас им нельзя в силу возраста. Поэтому молодые люди втягиваются в различные радикальные и экстремистские политические круги, которые официально не зарегистрированы», — говорит Шлямин.

Он добавил, что вступление в партию даст молодёжи почувствовать свою сопричастность к серьёзной организации.

«Будет возрастать процент людей, подкованных в политико-правовой тематике, — продолжает Шлямин. — Потому что политическая конкуренция мотивирует шире мыслить, повышать уровень самообразования, читать законы и юридическую литературу. В политическую жизнь страны будет встроено больше молодёжи, и к следующим выборам эти молодые люди, став совершеннолетними, уже смогут проголосовать. Это также повысит явку на выборах. К слову, эти молодые люди будут придирчивыми избирателями, понимающими политическую картину в России».

В законе должно быть прописано, что при приёме в партию несовершеннолетних должны назначаться кураторы из числа взрослых партийных работников, которые будут направлять их работу и оберегать от ошибок, считает политик.

Желающие найдутся

Среди 16-17-летних молодых людей, подписанных на страницы парламентских партий в соцсетях, действительно есть желающие вступить в партию.

Так, 17-летний Сергей Анискин, следящий за деятельностью ЛДПР, говорит, что «хотел бы иметь прямое отношение к партии».

А 17-летняя Пелагея Милованова, подписанная на страницу КПРФ, и вовсе хочет создать свою партию, поскольку ни одна из существующих её не устраивает.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию