Ознакомление с материалами проверки упк рф

Ознакомление с материалами проверки упк рф

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1251-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции” и статьей 7 Федерального закона “О персональных данных”

Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. N 1251-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции” и статьей 7 Федерального закона “О персональных данных”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Навального к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Навальный оспаривает конституционность части второй статьи 145 “Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении”, части четвертой статьи 148 “Отказ в возбуждении уголовного дела” УПК Российской Федерации, части 5 статьи 30 “Гарантии правовой защиты сотрудника полиции” Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” и статьи 7 “Конфиденциальность персональных данных” Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”.

Как следует из жалобы, органом дознания – со ссылкой на часть 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции” и на необходимость обеспечения конфиденциальности персональных данных – А.А. Навальному было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 июня 2011 года, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции от 1 августа 2011 года, действия органа дознания были признаны законными и обоснованными.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют правоохранительным органам без предусмотренных законом оснований отказывать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами проверки, проведенной по его заявлению о преступлении, а потому противоречат статьям 24 ( часть 2 ), 29 ( часть 4 ), 45 , 46 ( части 1 и 2 ), 52 , 55 ( части 2 и 3 ) и 56 ( часть 3 ) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Навальным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Статья 24 ( часть 2 ) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть вторая статьи 145 и часть четвертая статьи 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 года N 191-О и от 19 февраля 2003 года N 78-О ). Таким образом, оспариваемые нормы уголовно-процессуального закона не могут рассматриваться как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе использовать право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и оспариваемые положения федеральных законов “О полиции” и “О персональных данных” .

Часть 5 статьи 30 Федерального закона “О полиции”, не возлагая на сотрудника полиции обязанность давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления, гарантирует правовую защиту сотрудника полиции во время проведения им проверочных мероприятий и не регламентирует основания и порядок ознакомления граждан с этими материалами после того, как производство по делам и материалам будет завершено, в том числе и вынесением в установленном порядке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Федеральный закон “О персональных данных” регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным ( часть 1 статьи 1 ). Следовательно, действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Разрешение же вопроса о правильности истолкования и применения оспариваемых законоположений в конкретном деле, который, по существу, ставится заявителем, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

Всё об уголовных делах

Ознакомление с материалами доследственной проверки

Права лица, в отношении которого велась проверка

Право подозреваемого на доступ к материалам доследственной проверки

Отказ в доступе

Жалоба на отказ в доступе к материалам доследственной проверки

Доступ к материалам при избрании мер пресечения

Доступ к протоколам объяснений данным в ходе доследственной проверки

Ходатайство об ознакомлении с материалами доследственной проверки

– данное ходатайство используется в период доследственной проверки ( 144 УПК ) в период до принятия решения в срок 3 суток (почти никогда не соблюдается), или 10-суток или 30 суток со дня регистрации сообщения о преступлении.

об ознакомлении с материалами доследственной проверки

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина ознакамливаться с материалами проверки

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту:_________________________________________________________________________

п.6 ч.3 ст.6 N 63-ФЗ право адвоката фиксировать информацию

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств. (Техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

– чтобы упростить сотрудникам канцелярии поиск Вашего материала, желательно:

а) конкретизировать событие и фигурантов “”по факту ДТП (КУСП №_________ от____) с участием водителей Иванова А. А. и Петрова В.В.”

б) конкретизировать состав документов. Желательно указать в ходатайстве состав документов, которые Вы планируете изучить (хотя Вы не имеете возможность полностью знать, что входит в материал проверки).

– на практике Вам просто дают весь материал и Вы изучаете его целиком.

– но предположительный состав документов, которые там обязаны быть, лучше указать:

Как писать в ходатайстве:

– прошу предоставить возможность ознакомиться:

– ч.1 144 УПК объяснения до возбуждения дела

– ч.1 92 УПК протокол задержания составляется в 3 часа после доставления

– с документами, фиксирующими правовые основания доставления указанных граждан в ОВД ( протоколом задержания , протоколами о доставлении (ч. 3 27.2 КоАП РФ) протоколами о административном задержании (27.42 КоАП).

– ч.1 148 УПК постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Право “подозреваемого” на доступ к материалам доследственной проверки

– имеет ли гражданин, в отношении которого проводилась проверка право на ознакомление с материалами доследственной проверки ?

В нормах УПК такого права нет

п.1 ч.4 46 УПК подозреваемый вправе получать документы

– следует понимать, что статуса подозреваемого он не имеет и поэтому у него нет права на ознакомление с документами, предусмотренного п.1 ч.4 46 УПК .

– в нормах ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК предусмотрена обязанность должностных лиц извещать о результатах проверки – только заявителя.

– при этом, в данных нормах не упоминается лицо, в отношении которого велась проверка.

Фактически право на ознакомление есть

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

– но это не означает что у этого лица нет права на доступ к материалам. Хотя и нет прямых норм уголовно-процессуального закона, предусматривающих такое право, есть общие нормы:

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами,

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального. Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

ч.2 24 Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

– сведений, содержащих государственную тайну,

– сведений о частной жизни,

– а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью,

должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы.

Данная правовая позиция. полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией. .”

– иллюстрация жалобы в суд, на отказ в доступе к материалам доследственной проверки (подробнее о практике подачи таких жалоб можно прочитать здесь: Жалоба в суд на органы расследования в досудебной стадии, механизм 125 УПК .

Жалоба на отказ в предоставлении материалов доследственной проверки (в порядке 125 УПК )

– мной было подано письменное обращение в ________, содержащее требование предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту______.

– отказ в ознакомлении данными материалами причиняет ущерб моим конституционным правам и свободам моего подзащитного. Квалифицирую данный отказ как незаконное, необоснованное действие – грубо нарушающие мои процессуальные права.

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

– данный отказ не имеет под собой никакого правового основания, и прямо противоречит законодательству ( ч.2 ст.5 N 59-ФЗ).

– п. 10 Пленума № 1 кого обязаны известить о жалобе

Настоящую жалобу прошу рассмотреть с моим участием ( ч.3 125 УПК ).

– п. 8 Пленума № 1 выясняется, не подана ли аналогичная жалоба по 124 УПК

Уведомляю суд, что с аналогичной жалобой к прокурору или руководителю следственного органа – не обращался.

На основании изложенного,

Что просить в жалобе, нельзя просить у суда того, что он не может сделать

Признать незаконным отказ в предоставлении возможности ознакомиться с материалами доследственной проверки и обязать дознавателя устранить указанное нарушение закона

Могу ли я ознакомиться с результатами доследственной проверки?

Подскажите, могу ли я ознакомиться с материалами доследственной проверки по делу, в котором я потерпевший. Начальник участковых(вроде так должность называется) на этот вопрос в телефонном разговоре ответил, что я такого права не имею. Постановление об отказе в возбуждении дела у меня на руках. Меня настораживает тот факт, что длится это очень долго и не замнут ли это дело, выражаясь проще. Две недели не могу дозвониться до участкового, который ведёт моё дело, а дозвонившись до начальника, услышал то о чём писал выше. Заранее спасибо за пояснение!

Читайте также:  Умножение чисел со степенями с разными основаниями

Ответы юристов ( 2 )

Доследственной — нет, только по окончании следствия

УПК РФ
Статья 42. Потерпевший
2. Потерпевший вправе:
12) знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

Законность п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК была предметом разбирательства в Конституционном Суде (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 300-О), и вот что он постановил:

1. Находящиеся во взаимосвязи положения пунктов 1, 5, 11, 12 и 20 части второй статьи 42 УПК, части второй статьи 163, части восьмой статьи 172 и части второй статьи 198 УПК Российской Федерации не исключают права потерпевшего до окончания предварительного расследования по уголовному делу знакомиться с постановлениями о привлечении конкретных лиц в качестве обвиняемых, знать состав следственной группы, осуществляющей предварительное расследование по этому делу, а также знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз, независимо от их вида, с экспертными заключениями и поступившими от участников производства по уголовному делу жалобами и представлениями в случаях, когда ими затрагиваются его права и законные интересы.

т.е. перечень случаев, когда Вам дано право всё-таки знакомиться с материалами дела, достаточно мал. Вы можете обжаловать письменный отказ в предоставлении вышестоящему должностному лицу или в суд, но это займёт больше времени: следствие окончится раньше, у Вас и так появится право знакомиться с материалами.

Спасибо большое за пояснение!

Норма приведенная выше конечно не та на которую вы можете ссылаться для того, чтобы ознакомиться с материалом проверки, так как она применяется к потерпевшим, то есть лицам официально признанным потерпевшими по уголовным делам. Но право такое у вас есть.

Прямого указания на разрешение или запрет в УПК не предусмотрено на ознакомление с материалами проверки, но четко обозначено, что вы имеете право обжаловать решение. Отказ в ознакомление означает нарушение ваших прав и свобод, которые затрагиваются при рассмотрении заявления о преступлении.

Обжаловать принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела вы можете в прокуратуру или суд. Логически, чтобы обжаловать решение вы должны ознакомиться с материалами проверки, иначе как вы будете обжаловать. Жалоба должна быть обоснованной, то есть должны быть указаны конкретные нарушения, недостатки проведенной проверки.

Вам надо прекратить устные переговоры с малограмотным начальником участковых (предполагаю, что он не умышленно вам отказывает в ознакомлении). Затем составить заявление на имя первого руководителя отдела или управления полиции, где принято решение с просьбой ознакомиться с материалами проверки, путем их копирования. Если и начальник откажет, то придется обжаловать и это решение в те же инстанции, можно одновременно это делать.

Затем, сделав копию изучаете материал и составляете жалобу или жалобы, опять же можно одновременно подавать.

Спасибо за ответ. Всё ясно. Но есть один момент. Как я понял, доследственная проверка длится 10 дней и по истечении этого срока им нужно предоставить какое-либо решение для отчёта. По истечении 10 дней мне прислали уведомление об отказе в возбуждении дела, вернее получил я его много позже, но это уже другой вопрос. Так вот как они объясняют, что это обычная практика, то есть выносится решение по результатам проверки( в моём случае отказ), а затем дело возвращается на доследование. Так вот в данный момент, как я понял опять же, дело находится в производстве, то есть актуален первый ответ, но доследственная то проверка окончена и, соответственно, с её результатами я могу ознакомиться? Я ведь правильно всё понимаю? Подскажите ещё где посмотреть образец заявления? Или оно пишется в свободной форме?

Доследственная проверка

Содержание статьи

По какой статье УПК РФ можно обжаловать в суд не предоставление материалов проверки?

По какой статье УПК РФ можно обжаловать в суд не предоставление материалов проверки по моим жалобам по вновь открытым обстоятельствам?

Сошлитесь не на УПК, а на Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200 “О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации”. Пункт 4.14 указанной инструкции гласит – по окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Так что, если Вы заявили жалобу, была проведена проверка, свободы и законные интересы других лиц не затронуты, Вам должны предоставить возможность ознакомиться с этими материалами.

Ознакомление с материалом следственной проверки

При ознакомлении с материалом проверки в следственном комитете могу ли я снять ксерокопии этого документа? Я отец умершего.

Добрый день — вам лично могут отказать если вы не защитник по делу

УПК РФ Статья 217. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела

2. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

Имеет ли право ознакомиться

В отношении гражданина вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Известно, что в ходе проведения проверки сообщения о преступлении в отношении указанного гражданина были собраны сведения о его частной жизни. Имеет ли право гражданин ознакомиться с материалами проверки?

Безусловно. напишите соответствующее заявление, указав в нем ваш процессуальный статус: лицо, в отношении которого проводилась проверка. И обязательно сошлитесь на ч.2 ст. 24 Конституции РФ – Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Вас обязаны ознакомить с материалами проверки.

Да, он имеет право. Ему необходимо обратиться с заявлением в следственный комитет. При отказе — можете обратиться в Прокуратуру.

Досудебна проверка уже осужденного

Добрый день. Такая ситуация. Мужа осудили по ст 159 ч4, назначили наказание в виде лишения свободы на срок 1г 4мес, сейчас он отбывает наказание. Стало известно, что к нему в ИК приезжали опера, что якобы на тот момент когда его судили не все эпизоды их орг группы были известны, сейчас всплыли еще 5 эпизодов. У меня вопрос, если мы сейчас найдем адвоката, то сможет ли он ознакомиться с материалами доследственной проверки, узнать ФИО потерпевших и их адреса, чтобы доехать до них, возместить им ущерб и поговорить, чтобы они написали бумагу в ОМ о том, что просят дальнейшую проверку не проводить. Очень не хочется, чтобы закончилось возбуждением уголовного дела, не хочется очередного суда и добавление срока. Есть какой-нибудь выход из данной ситуации, чтобы материал проверки закончился отказом в возбуждении уголовного дела? Очень жду ответа. Спасибо

Вы мыслите в совершенно правильном направлении.

Адвокат вправе принимать участие в деле в ходе доследственной проверки. Не факт, что ему дадут адреса и данные потерпевших, но хороший адвокат, особенно, если это отставной следователь, договориться с оперативником сумеет. Так и объяснит, ч то данные о потерпевших необходимы для возмещения ущерба.

Это всё реально, но действовать нужно очень срочно! чтобы предотвратить возбуждение нового дела.

Это типичная практика оперативиных сотрудников, уже после того как лицо осуждено возбуждать дела, и отправлять их в суд по накатанной улучшая статистику. К сожалению ни адвокат, ни обвиняемый не имеет право знакомиться с материалами проверки. Поэтому нанимать адвоката бессмысленно. Лучше надеяться на удачу и беречь деньги чтобы возместить ущерб потерпевшим и тогда суд учтет это и возможно добавит не более одного двух месяцев. На практика такое бывало.

ни адвокат, ни обвиняемый не имеет право знакомиться с материалами проверки

Это так, но на практике бывает иначе. Возместить ущерб оперативники всегда помогут; возмещение ущерба раньше, в советское время, тоже засчитывалось в показатели. Не знаю, как сейчас.

нанимать адвоката бессмысленно

А вот с этим не согласен. Адвокат может решить вопрос так, что дело не будет возбуждено. 100% гарантии нет, но шансы достаточно высоки. Тем более, что сам осужденный знает, по каким именно эпизодам его опрашивали. Так что выход на потерпевших с целью возмещения ущерба вполне возможен. А там видно будет, есть состав, не ли его.

Юлия, даже если Вы уговорите потерпевших написать заявления о прекращении проверки, они необязательны для органов внутренних дел, поскольку дела о мошенничестве являются делами публичного обвинения и могут возбуждаться независимо от согласия потерпевших. Лишь в случае, если данные эпизоды будут иметь туманную судебную перспективу, опера могут принять решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же перспектива осуждения будет реальная, дела будут возбуждены, от этого зависят показатели работы полиции и косвенно прокуратуры (надзор за выявлением и раскрываемостью преступлений).

Срок доследственной проверки

Здравствуйте.22 апреля на меня написали заявление по ст.119ч1 ст.УК РФ,и только сегодня 13.05.2015 мне по почте пришло постановление о возбуждении уголовного дела от 08.05.2015,разрешен ли законом такой срок доследственной проверки? Спасибо

Здравствуйте, в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов,
предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий
руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор
по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с
обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства,
послужившие основанием для такого продления.

При этом уголовное дело может быть возбуждено и в случае принятия первоначального решения об отказе в возбуждении уголовного дела с последующей отменой такого решения и проведения дополнительной проверки.

Не удовлетворена проверкой,проведённой по делу

В подъезде своего дома получила телесные повреждения от известного лица. Вызвала наряд полиции и написала заявление.Прошла мед.освидетельствование. Дело передали участковой. При беседе с ней, указала двух свидетелей происшествия(номера квартир).Она опросила виновную сторону и сказала, что будет передавать дело в суд. Опрашивать свидетелей отказалась и сказала, что они должны явиться в суд. Поговорив со свидетелями я выяснила, что они готовы дать показания, но идти в суд не хотят. Как мне быть в этой ситуации? Кто должен проводить проверку?

Доброго времени Татьяна. Доследственную проверку по факту причинения Вам телесных повреждений проводят сотрудники полиции. Они обязаны всесторонне и полно установить обстоятельства по делу и опросить свидетелей и очевидцев происшествия. Из вопроса известно, что участковая отказалась опрашивать свидетелей происшествия. Это нарушение законодательства. Надзор за правильностью рассмотрения материалов доследственных проверок осуществляет прокуратура. Рекомендую обратиться с жалобой на бездействие участковой в прокуратуру. Прокуратура обязана проверить материалы доследственной проверки. Принять меры прокурорского реагирования для устранения недостатков. Рекомендую также знакомиться с материалами в отделе полиции о ходе устранения недостатков. После передачи материалов в суд, вызванные свидетели обязаны явиться в судебное заседание. В противном случае судебный пристав доставит свидетелей в суд в принудительном порядке.

Желаю Вам удачи в защите Ваших прав.

Ознакомление с материалами проверки в следственном комитете

здравствуйте!как ознакомиться с материалами проверки в следственном комитете по заявлению адвоката об оказании на подозреваемого психологического воздействия при написании явки с повинной

Ознакомление с материалами проверки по заявлению о преступлении

Ознакомление с материалами доследственной проверки

Права лица, в отношении которого велась проверка

Право подозреваемого на доступ к материалам доследственной проверки

Отказ в доступе

Доступ к материалам при избрании мер пресечения

Ходатайство об ознакомлении с материалами доследственной проверки

— данное ходатайство используется в период доследственной проверки ( 144 УПК ) в период до принятия решения в срок 3 суток (почти никогда не соблюдается), или 10-суток или 30 суток со дня регистрации сообщения о преступлении.

об ознакомлении с материалами доследственной проверки

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина ознакамливаться с материалами проверки

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту:_________________________________________________________________________

п.6 ч.3 ст.6 N 63-ФЗ право адвоката фиксировать информацию

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств. (Техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

— чтобы упростить сотрудникам канцелярии поиск Вашего материала, желательно:

а) конкретизировать событие и фигурантов «по факту ДТП (КУСП №_________ от____) с участием водителей Иванова А. А. и Петрова В.В.

б) конкретизировать состав документов. Желательно указать в ходатайстве состав документов, которые Вы планируете изучить (хотя Вы не имеете возможность полностью знать, что входит в материал проверки).

— на практике Вам просто дают весь материал и Вы изучаете его целиком.

Читайте также:  Когда будет стартовая площадка в покровское стрешнево

— но предположительный состав документов, которые там обязаны быть, лучше указать:

Как писать в ходатайстве:

— прошу предоставить возможность ознакомиться:

— ч.1 144 УПК объяснения до возбуждения дела

— ч.1 92 УПК протокол задержания составляется в 3 часа после доставления

— с документами, фиксирующими правовые основания доставления указанных граждан в ОВД ( протоколом задержания , протоколами о доставлении (ч. 3 27.2 КоАП РФ) протоколами о административном задержании (27.42 КоАП).

— ч.1 148 УПК постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Право «подозреваемого» на доступ к материалам доследственной проверки

— имеет ли гражданин, в отношении которого проводилась проверка право на ознакомление с материалами доследственной проверки ?

В нормах УПК такого права нет

п.1 ч.4 46 УПК подозреваемый вправе получать документы

— следует понимать, что статуса подозреваемого он не имеет и поэтому у него нет права на ознакомление с документами, предусмотренного п.1 ч.4 46 УПК .

— в нормах ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК предусмотрена обязанность должностных лиц извещать о результатах проверки — только заявителя.

— при этом, в данных нормах не упоминается лицо, в отношении которого велась проверка.

Фактически право на ознакомление есть

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

— но это не означает что у этого лица нет права на доступ к материалам. Хотя и нет прямых норм уголовно-процессуального закона, предусматривающих такое право, есть общие нормы:

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами,

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального. Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

« ч.2 24 Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

— сведений, содержащих государственную тайну,

— сведений о частной жизни,

— а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью,

должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы.

Данная правовая позиция. полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

— иллюстрация жалобы в суд, на отказ в доступе к материалам доследственной проверки (подробнее о практике подачи таких жалоб можно прочитать здесь: Жалоба в суд на органы расследования в досудебной стадии, механизм 125 УПК .

Жалоба на отказ в предоставлении материалов доследственной проверки (в порядке 125 УПК )

— мной было подано письменное обращение в ________, содержащее требование предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту______.

— отказ в ознакомлении данными материалами причиняет ущерб моим конституционным правам и свободам моего подзащитного. Квалифицирую данный отказ как незаконное, необоснованное действие – грубо нарушающие мои процессуальные права.

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

— данный отказ не имеет под собой никакого правового основания, и прямо противоречит законодательству ( ч.2 ст.5 N 59-ФЗ).

— п. 10 Пленума № 1 кого обязаны известить о жалобе

Настоящую жалобу прошу рассмотреть с моим участием ( ч.3 125 УПК ).

— п. 8 Пленума № 1 выясняется, не подана ли аналогичная жалоба по 124 УПК

Уведомляю суд, что с аналогичной жалобой к прокурору или руководителю следственного органа – не обращался.

На основании изложенного,

Признать незаконным отказ в предоставлении возможности ознакомиться с материалами доследственной проверки и обязать дознавателя устранить указанное нарушение закона

Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

Механизмы реализации гражданами конституционного права на обращение регламентированы Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 №59-ФЗ, а также иными федеральными и федеральными конституционными законами в зависимости от характера обращений.

Так, в ст. 5 названного Закона прописаны права, которыми пользуются граждане в рамках обращений. Думается, не лишне напомнить посетителям нашего сайта, какими правами пользуются граждане при рассмотрении их обращений государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами.

Итак, граждане имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения.

Кроме того, они вправе ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Так, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если, к примеру, в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка в связи с тем, что федеральным законодательством охраняется тайна усыновления (удочерения).

Можно привести множество других примеров, препятствующих исполнению Закона в этой части.

Что необходимо сделать гражданину, чтобы получить доступ к материалам, связанным с его обращением, рассмотренным, скажем, в органе прокуратуры?

Гражданин обращается с письменным заявлением, в котором он просит дать ему возможность ознакомиться с материалами и документами, находящимися в надзорном (наблюдательном) производстве и связанными с его обращением. При этом он указывает о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Он вправе предоставить своему представителю возможность ознакомиться с материалами и документами единолично, указав об этом в своем заявлении.

Необходимо помнить, что представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).

Надо заметить, что гражданин вправе ознакомиться с одним или несколькими документами, которые, по его мнению, в данный момент представляют для него определенный интерес, о чем он также указывает в своем заявлении.

Может ли при этом гражданин требовать от компетентного должностного лица органа прокуратуры изготовления для него копий материалов и документов или копий отдельно взятых документов?

Согласно положению пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если с соблюдением вышеуказанных запретов, которых установил федеральный законодатель, ему или им предоставлены материалы и документы для ознакомления.

Основания для ознакомления с материалами доследственной проверки

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению о совершенном преступлении, лицо осуществлявшее проверку, обязано направить заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая — все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память. Вторая — по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья — когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки используя при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите ЗДЕСЬ.

1. Конституция РФ — ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

Адвокат Виганд Александр Викторович.

Вопрос-ответ

Статья 24 Конституции России обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О (далее – Определение суда) разъяснено указанное положение Конституции России в силу которой, любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а статьи 145 и 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

Указанные нормы закона не могут рассматриваться, как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы, в том числе право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Положения Федерального закона «О персональных данных» не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Следовательно, действие этого закона не распространяется на отношения по сбору, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и материалами проверок сообщений о преступлениях.

Таким образом, отказ в ознакомлении с материалами доследственной проверки заинтересованного лица, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, ограничивает конституционное право на обжалование действий и бездействия органов государственной власти. Наличие в материалах проверки по заявлению о правонарушении персональных данных иных лиц при отсутствии в них сведений об их частной жизни и иных конфиденциальных сведений не является основанием для ограничения права заинтересованного лица на ознакомление с этими материалами.

Информация подготовлена прокуратурой Нахимовского района
города Севастополя.

Ознакомление с материалами проверки по заявлению о преступлении

Ознакомление с материалами доследственной проверки

Права лица, в отношении которого велась проверка

Право подозреваемого на доступ к материалам доследственной проверки

Отказ в доступе

Доступ к материалам при избрании мер пресечения

Ходатайство об ознакомлении с материалами доследственной проверки

— данное ходатайство используется в период доследственной проверки ( 144 УПК ) в период до принятия решения в срок 3 суток (почти никогда не соблюдается), или 10-суток или 30 суток со дня регистрации сообщения о преступлении.

об ознакомлении с материалами доследственной проверки

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина ознакамливаться с материалами проверки

1) Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту:_________________________________________________________________________

Читайте также:  Подать на развод в спб через суд красногвардейского района

п.6 ч.3 ст.6 N 63-ФЗ право адвоката фиксировать информацию

2) Разрешить мне в процессе ознакомления снять копии с помощью технических средств. (Техническое средство, используемое для снятия копий: цифровой фотоаппарат).

— чтобы упростить сотрудникам канцелярии поиск Вашего материала, желательно:

а) конкретизировать событие и фигурантов «по факту ДТП (КУСП №_________ от____) с участием водителей Иванова А. А. и Петрова В.В.

б) конкретизировать состав документов. Желательно указать в ходатайстве состав документов, которые Вы планируете изучить (хотя Вы не имеете возможность полностью знать, что входит в материал проверки).

— на практике Вам просто дают весь материал и Вы изучаете его целиком.

— но предположительный состав документов, которые там обязаны быть, лучше указать:

Как писать в ходатайстве:

— прошу предоставить возможность ознакомиться:

— ч.1 144 УПК объяснения до возбуждения дела

— ч.1 92 УПК протокол задержания составляется в 3 часа после доставления

— с документами, фиксирующими правовые основания доставления указанных граждан в ОВД ( протоколом задержания , протоколами о доставлении (ч. 3 27.2 КоАП РФ) протоколами о административном задержании (27.42 КоАП).

— ч.1 148 УПК постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Право «подозреваемого» на доступ к материалам доследственной проверки

— имеет ли гражданин, в отношении которого проводилась проверка право на ознакомление с материалами доследственной проверки ?

В нормах УПК такого права нет

п.1 ч.4 46 УПК подозреваемый вправе получать документы

— следует понимать, что статуса подозреваемого он не имеет и поэтому у него нет права на ознакомление с документами, предусмотренного п.1 ч.4 46 УПК .

— в нормах ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК предусмотрена обязанность должностных лиц извещать о результатах проверки — только заявителя.

— при этом, в данных нормах не упоминается лицо, в отношении которого велась проверка.

Фактически право на ознакомление есть

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

— но это не означает что у этого лица нет права на доступ к материалам. Хотя и нет прямых норм уголовно-процессуального закона, предусматривающих такое право, есть общие нормы:

ч.2 24 Конституции право граждан на ознакомление с материалами,

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального. Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

« ч.2 24 Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

— сведений, содержащих государственную тайну,

— сведений о частной жизни,

— а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью,

должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы.

Данная правовая позиция. полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч.2 145 УПК и ч.4 148 УПК не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

— иллюстрация жалобы в суд, на отказ в доступе к материалам доследственной проверки (подробнее о практике подачи таких жалоб можно прочитать здесь: Жалоба в суд на органы расследования в досудебной стадии, механизм 125 УПК .

Жалоба на отказ в предоставлении материалов доследственной проверки (в порядке 125 УПК )

— мной было подано письменное обращение в ________, содержащее требование предоставить мне возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по факту______.

— отказ в ознакомлении данными материалами причиняет ущерб моим конституционным правам и свободам моего подзащитного. Квалифицирую данный отказ как незаконное, необоснованное действие – грубо нарушающие мои процессуальные права.

ч.2 ст.5 N 59-ФЗ право гражданина знакомиться с материалами проверки

— данный отказ не имеет под собой никакого правового основания, и прямо противоречит законодательству ( ч.2 ст.5 N 59-ФЗ).

— п. 10 Пленума № 1 кого обязаны известить о жалобе

Настоящую жалобу прошу рассмотреть с моим участием ( ч.3 125 УПК ).

— п. 8 Пленума № 1 выясняется, не подана ли аналогичная жалоба по 124 УПК

Уведомляю суд, что с аналогичной жалобой к прокурору или руководителю следственного органа – не обращался.

На основании изложенного,

Признать незаконным отказ в предоставлении возможности ознакомиться с материалами доследственной проверки и обязать дознавателя устранить указанное нарушение закона

Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

Механизмы реализации гражданами конституционного права на обращение регламентированы Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 №59-ФЗ, а также иными федеральными и федеральными конституционными законами в зависимости от характера обращений.

Так, в ст. 5 названного Закона прописаны права, которыми пользуются граждане в рамках обращений. Думается, не лишне напомнить посетителям нашего сайта, какими правами пользуются граждане при рассмотрении их обращений государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами.

Итак, граждане имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения.

Кроме того, они вправе ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Так, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если, к примеру, в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка в связи с тем, что федеральным законодательством охраняется тайна усыновления (удочерения).

Можно привести множество других примеров, препятствующих исполнению Закона в этой части.

Что необходимо сделать гражданину, чтобы получить доступ к материалам, связанным с его обращением, рассмотренным, скажем, в органе прокуратуры?

Гражданин обращается с письменным заявлением, в котором он просит дать ему возможность ознакомиться с материалами и документами, находящимися в надзорном (наблюдательном) производстве и связанными с его обращением. При этом он указывает о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Он вправе предоставить своему представителю возможность ознакомиться с материалами и документами единолично, указав об этом в своем заявлении.

Необходимо помнить, что представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).

Надо заметить, что гражданин вправе ознакомиться с одним или несколькими документами, которые, по его мнению, в данный момент представляют для него определенный интерес, о чем он также указывает в своем заявлении.

Может ли при этом гражданин требовать от компетентного должностного лица органа прокуратуры изготовления для него копий материалов и документов или копий отдельно взятых документов?

Согласно положению пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если с соблюдением вышеуказанных запретов, которых установил федеральный законодатель, ему или им предоставлены материалы и документы для ознакомления.

Основания для ознакомления с материалами доследственной проверки

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению о совершенном преступлении, лицо осуществлявшее проверку, обязано направить заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая — все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память. Вторая — по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья — когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки используя при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите ЗДЕСЬ.

1. Конституция РФ — ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

Адвокат Виганд Александр Викторович.

Вопрос-ответ

Статья 24 Конституции России обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О (далее – Определение суда) разъяснено указанное положение Конституции России в силу которой, любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а статьи 145 и 148 УПК Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

Указанные нормы закона не могут рассматриваться, как препятствующие гражданам защищать свои права и свободы, в том числе право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования.

Положения Федерального закона «О персональных данных» не содержат ограничений права заявителя на ознакомление с материалами, послужившими основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Следовательно, действие этого закона не распространяется на отношения по сбору, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и материалами проверок сообщений о преступлениях.

Таким образом, отказ в ознакомлении с материалами доследственной проверки заинтересованного лица, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, ограничивает конституционное право на обжалование действий и бездействия органов государственной власти. Наличие в материалах проверки по заявлению о правонарушении персональных данных иных лиц при отсутствии в них сведений об их частной жизни и иных конфиденциальных сведений не является основанием для ограничения права заинтересованного лица на ознакомление с этими материалами.

Информация подготовлена прокуратурой Нахимовского района
города Севастополя.

Ссылка на основную публикацию
×
×