Как быть, если учитель физкультуры не принимает справки?

УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ ТРЕБУЕТ ОТ МЕНЯ СПРАВКИ

Александр, добрый день.
Ответ законному представителю несовершеннолетнего.
Законный представитель несовершеннолетнего (“Мама или папа”) обращается к врачу-педиатру участковому (“Детский доктор”) за справкой об отсутствии противопоказаний для занятия физической культурой. Очный медицинский осмотр ребенка обязателен. Клинический диагноз и/или другие сведения касающиеся заболевания ребенка в справке не указываются. Справка заверяется личной печатью врача-педиатра участкового, печатью ЛПУ (“Детская поликлиника”) и предоставляется медицинскому работнику оказывающему первичную медицинскую помощь в среднем общеобразовательном учреждении (“Школа”) для приобщения к медицинской карте ребенка, см. ниже. Понадобится медицинское заключение ВК (врачебной комиссии) ЛПУ (“Детская поликлиника”) – законный представитель несовершеннолетнего обращается к председателю ВК ЛПУ. Очный медицинский осмотр ребенка обязателен.
“Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов” Пр. Минздрава № 241 от 03.07.2000г.

Наталья, добрый день.

По существу. Насколько поняла, речи о документе ограничивающим физическую активность подростка, в частности рекомендации (!) врача-специалиста либо рекомендации (!) ВК ЛПУ об освобождении от занятий физической культурой на N месяцев, не идет.
Недоразумение с педагогом среднего общеобразовательного учреждения (“Школа”) легко погасить предоставлением справки (простая письменная форма) выданной врачом-педиатром участковым о наличии противопоказаний занятиями физической культурой. Потребуется заключение ВК ЛПУ – получить это самое заключение. Все просто

Для информации:
1. “Медицинская справка формы 095/у”
Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности” утратил силу, соотв.учетная форма справки испарилась вместе с Пр.
2. “Медицинская справка формы 027/у”
Пр. Минздраа СССР 4.10.80 № 1030 утратил силу, соотв. учетная форма справки под названием “Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного (подчеркнуть) больного” как бы не действующая. Но пользуются успехом, поскольку Миндзравсоцразвитие не разродилось новыми учетными формами.
3. Медицинские справки и/или заключения ВК ЛПУ с рекомендациями (!) составляются в простой письменной форме, клинические диагнозы и иная информация о состоянии здоровья деток не указывается. Рекомендовано/не рекомендовано. Право законных представителей деток (младше 15 лет) следовать рекомендациям врачей-специалистов или отказаться.

И еще. Мы все живые люди. Доктора работаю на сервере без оплаты – добрая воля. Потому громадная просьба, нежнее, пожалуйста.

СОЗДАТЬ НОВОЕ СООБЩЕНИЕ.

Но Вы – неавторизованный пользователь.

Если Вы регистрировались ранее, то “залогиньтесь” (форма логина в правой верхней части сайта). Если вы здесь впервые, то зарегистрируйтесь.

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете в дальнейшем отслеживать ответы на свои сообщения, продолжать диалог в интересных темах с другими пользователями и консультантами. Помимо этого, регистрация позволит Вам вести приватную переписку с консультантами и другими пользователями сайта.

Правомерны ли действия преподавателя физкультуры?

  • Циник и скептик

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 4 217

@ 08 сентября 2008, 12:30)Но преподаватель заставляет заниматься,

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 56
  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 871
  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 56
  • мегатеронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 318
  • ***

  • Группа: Донатор
  • Сообщений: 2 571

@ 08 сентября 2008, 15:18)Если ребенок освобожден, то как могут ставить зачет или не зачет?

QUOTE (LuCiFer @ 08 сентября 2008, 16:02)
искривление позвоночника не такой уж весомый агрумент чтобы совсем на занятия не ходить.
  • Без статуса

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 537

@ 08 сентября 2008, 12:30)Но преподаватель заставляет заниматься.

Неужели на равне со всеми заставляет. Не верю.
Почему бы ему не подышать свежим воздухом, выполняя легкие разминочные упражнения?
Или вы не хотите присутствия ребёнка на занятиях, что бы он поспал подольше?

Простите, если я чего-то не понимаю.

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 56
  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 562

@ 08 сентября 2008, 18:17)Я всего лишь просила юридическую помощь.

Вряд ли вы ее получите.

Состав учебных программ – компетенция ВУЗа. Если вы хотите вообще исключить физкультуру из учебной программы для вашего сына – то вам надо идти даже не к преподавателю, а в в деканат, и договариваться там.

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 56
  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 722
  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 661

У меня самой при поступлении в вуз был скалиоз 4 степени. Ничего страшного, просто сильное искривление позвоночника.
В школе естессно была освобождена. Когда пришла в политех, то определии в специальную группу. Плюсом к этом все поголовно писали постоянно рефераты. В этих группах особото и нормативов нет, да и заниматься, развеяться приятно. Так что все позакону – ниче страшного.
Кстати к концу обучения позвоночник стал лучше вот щас (спустя 10 лет) уже почти вторая степень и занимаюсь всеми физ. нагрузками – хожу в фитнесс зал!

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 56
  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 722
  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 058

@ 08 сентября 2008, 18:17)Для таких детей необходим специальный комплекс упражнений, который преподаватель, естественно, не знает и знать не хочет.

  • ***

  • Группа: Донатор
  • Сообщений: 2 571
QUOTE (elenaberg @ 09 сентября 2008, 11:12)
Либо раздуть скандал и спровоцировать вопрос о профпригодности студента к выбранной специальности.
  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 060

Таша, я подтверждаю, что во многих ВУЗах есть спецгруппа для студентов, которые не могут заниматься физ-рой на общих основаниях. там облегченная программа, совершенно другие упражнения. нормативов как таковых нету. рефераты да, пишут студенты.

поэтому вам действительно стоит узнать, есть ли на кафедре физкультуры в вашем ВУЗе спецгруппа. если нет – пишите рефераты :). это требование совершенно адекватно со стороны преподавателя.

совсем на физкультуру не ходят обычно только студенты, которые играют за ту или иную ВУЗовскую команду (спортивную). их тренировки и соревнования обычно идут в зачет.

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 159

@ 08 сентября 2008, 12:30)Ребенок поступил в ВУЗ. Есть справка-освобождение от физкультуры, т.к диагноз-сколиоз 4-ой степени( и справка МСЭ). Но преподаватель заставляет заниматься,

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 058
QUOTE (pinokolada @ 09 сентября 2008, 11:56)
Какая связь между физкультутрой и профпригодностью к специальности? Это что, критерий для приема в ВУЗ? Физкультуру ставят всем, вне зависимости от выбранной специальности. Вы хотите сказать, что если человек по состоянию здоровья не может заниматься физкультурой наравне со всеми, то ему путь в школы-университеты закрыт, он непригоден для обучения?

Да нет конечно, это не критерий для приема, но как одно из средств воспитания студентов. Никто не отчислит, но нервы помотают.
Я вижу ваш конфликт не с Вашей стороны, а со стороны преподавателя. Вы ведь не знаете как Ваш ребенок ведет себя на занятиях. Не справедливо, если все впахивают, а один держа бумажку в руках идет гулять. Ну пусть поработает хотябы на рефератах. Всё не так обидно остальным будет.

Хочу сказать, что если человек по состоянию здоровья не может заниматься физкультурой наравне со всеми, то ему путь не во все школы-университеты открыт, не для любого обучения он пригоден. В природе существует список профнепригодности по медицинским показаниям.

Обязан ли посещать уроки физической культуры ученик, освобожденный от занятий?

Современные школьники, проводящие большую часть своей жизни за компьютером, не отличаются богатырским здоровьем. Они практически не бывают на улице, а о спорте даже не помышляют. Следствием этого становятся рецидивирующие простудные заболевания, а затем — освобождение от физкультуры в школе. Обязан ли в таком случае ученик посещать уроки?

История вопроса

Приказом министра образования и науки Российской Федерации с 2011/2012 учебного года в школах России в качестве обязательного часа к учебной нагрузке школьника ввели третий урок физкультуры. Анализ состояния учебного предмета «физическое воспитание» в ОУ помог понять чиновникам Минобра, что двух уроков физкультуры в неделю для обеспечения обучающимся высокого уровня физической активности недостаточно.

В результате в базисный учебный план образовательных организаций, занимающихся реализацией программы основного общего образования, внесли изменения, и в объем недельной нагрузки учащихся ОУ всех типов и видов было введено третье занятие физической культурой.

Такое увеличение учебной нагрузки продиктовано многими обстоятельствами:

  • необходимостью усиления роли физической культуры в воспитании современных школьников;
  • задачей укрепления их здоровья и общего физического самочувствия;
  • увеличением объема двигательной активности учащихся;
  • необходимостью развития физических качеств и совершенствования физподготовки;
  • в целях формирования навыков ЗОЖ (здорового образа жизни).

Учителям физкультуры также необходимо ориентироваться на состояние здоровья обучающихся и разделение их на три группы. Каждого школьника по состоянию его здоровья определяют в основную, подготовительную или специальную группу.

Для тех, кто отнесен к подготовительной группе, рекомендуется использовать физические упражнения с целью укрепления здоровья. В этом случае занятия спортом помогут противостоять неблагоприятным условиям внешней среды.

Те же, кто имеет ограничения для занятий физкультурой в связи с противопоказаниями, могут с помощью уроков в школе повышать свою физическую подготовленность, укреплять здоровье и даже корректировать физическое развитие.

Что такое «освобождение от физкультуры»?

Согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту), во всех школах есть учебный предмет «физическая культура». Каждый обучающийся школьник должен освоить эту дисциплину и получить оценку в аттестат об окончании основной или общей школы. После перенесенного заболевания ученик получает справку из медицинского учреждения, которая и дает основание на две недели или на месяц освободить его от физических нагрузок. Однако такая справка не освобождает от освоения данного учебного предмета. Следовательно, ученик должен присутствовать во время урока, но выполнять задания, не включающие физическую нагрузку.

Читайте также:  Упрощенный транзитный документ через литву в калининград

Нужно учитывать и то, что Федеральный Закон «Об образовании» (часть 7 статьи 28) предусматривает ответственность школы и конкретного преподавателя за жизнь и здоровье учащегося весь учебный день. Если по расписанию идет урок физкультуры, а школьник предоставлен сам себе, то нельзя гарантировать его безопасность. И за любой несчастный случай, который произойдет в эти 45 минут с ребенком, данный предметник будет несет ответственность, включая уголовную.

В случае, если урок физкультуры стоит в расписании первым или последним, родители могут попросить у директора разрешения в письменной форме не посещать их ребенку урок две недели или месяц (как значится в справке). Однако при этом в заявлении они указывают, что ответственность за его жизнь и здоровье берут на себя. Важно не забывать, что присутствие на уроке помогает учащемуся, хотя бы теоретически, осваивать выполнение новых элементов гимнастики или техники выполнения прыжков и т. д.

Чем должен заниматься на уроке освобожденный ученик?

В прежние времена дети, относящиеся к специальной группе здоровья, могли годами быть освобожденными от физической культуры. Поэтому в их аттестате об образовании предмет «физическая культура» просто не значился. Предполагалось, что данный ребенок такой предмет не осваивал по состоянию здоровья. По современному стандарту, эта школьная дисциплина должна значиться в каждом аттестате: и за 9, и за 11 класс. Поэтому дети, относящиеся к специальной группе, должны заниматься ЛФК (лечебной физкультурой) или в группе здоровья с щадящим режимом. Следовательно, оценки они получать будут, как правило, хорошие.

Могло быть и так, что ученики, много и часто болеющие, из-за постоянного освобождения от уроков физической культуры не имели оценки за одну или даже две-три четверти. Им ставили отметку — «н/а», что означало «не аттестован». Сейчас это недопустимо, поэтому освобожденный после болезни ученик не просто должен присутствовать на уроке, а получать оценки. Он может подготовить устное или письменное сообщение о любом виде спорта (если занимаются баскетболом, то об истории его возникновения). Он может рассказать учителю о правилах поведения на уроке, о технике безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах и т. д.

В связи со сдачей государственной выпускной аттестации в тестовой форме было разработано большое количество тестов по физкультуре, онлайн-тренажеров и тому подобных ресурсов. Они тоже могут стать подспорьем в выставлении итоговой оценки за четверть или даже год ученику, часто освобождаемому от занятий по физической культуре. Полное либо окончательное освобождение от физкультуры допустимо только для лиц с ограниченной дееспособностью.

Как дети симулируют болезнь, чтобы не пойти в школу:


Заставляют посещать физкультуру

Ребенок имеет освобождение от уроков физкультуры по состоянию здоровья, а администрация школы требует посещать занятия, что делать?

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса. Если ученик освобождён врачом от физических нагрузок и об этом имеется справка, то учитель физкультуры должен понимать, что именно ему придется нести ответственность за последствия принуждения, если занятия нанесут вред здоровью ученика.

Между тем, освобождение от физкультурных занятий не отменяет обязанности посещать уроки и выполнять задания учителя, которые могут быть не связанными с физической нагрузкой, либо могут включать нагрузку, которая разрешена при соответствующем заболевании.

В соответствии с Письмом Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г. выставление оценки и проведение аттестации по физической культуре является обязательным для всех учащихся без исключения. В тексте письма перечислены теоретические вопросы, которые должен освоить учащийся.

На уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.

Дети занимаются со снижением физической нагрузки.

Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

Специальная группа здоровья (III группа)

Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.

Дети занимаются со снижением физической нагрузки.

Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. Как указано в разъяснениях Минобразования, в качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).

Для разных заболеваний рекомендуется разные ограничения нагрузки.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Примерный перечень теоретических вопросов и практических заданий – общий для выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы приводится в письме № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г.

Освобождение от физкультуры? Невозможно!

Российское правительство озаботилось здоровьем школьников и решило способствовать их хорошему физическому развитию. Именно по этой причине физкультура вошла в разряд обязательных предметов, без прохождения которой ученик не сможет получить аттестат о среднем образовании. При этом не во всех школах уроки физкультуры желанны для детей и любимы ими. Казалось бы, это нонсенс: ведь бегать и прыгать любят все дети, независимо от пола и возраста. Но любое хорошее начинание можно испортить. Так и с этим уроком.

Почему дети не хотят посещать уроки физкультуры?

  • Основная причина — ребёнок боится выглядеть смешным в глазах одноклассников, не справившись с каким-либо заданием учителя. Получать прозвища типа «слабак» и «сосиска» никому не интересно. Вот и ищет ученик возможность не появляться на уроках физкультуры.
  • Вторая причина — не желание выглядеть непривлекательно в глазах противоположного пола. Практически во всех школах мальчики и девочки занимаются вместе, хотя физиологически это не очень совместимо и существуют абсолютно разные нормативы. В старших классах, когда у девушек начинаются менструации, многие учителя не принимают это во внимание, заставляя заниматься на равных с мальчиками, в то время, как у ученицы все мысли лишь о том, как бы случайно не запачкать физкультурную форму — а это самый настоящий стресс.
  • Третья причина — заболевание, мешающее ребёнку выполнять какие-либо упражнения, что выделяет его из коллектива.
  • Четвёртая — уроки проходят скучно, однотипно, неинтересно.

Справкой дела не исправишь

Все вышеперечисленные причины не являются достаточными для того, чтобы ребенок обзавёлся справкой освобождения от уроков физкультурой. Они должны решаться на уровне школьной администрации и учителей физкультуры. Во многих школах объединяют два класса для занятий физической культурой. При этом один учитель занимается с мальчиками, а второй — с девочками. Такой подход в разы увеличивает интерес детей к занятиям.
Если учитель физкультуры тактичный человек, настоящий учитель, то к нему дети тянутся и не пропускают уроков. Но что делать родителям тех детей, которые действительно нуждаются в освобождении от физической культуры?

Как получить освобождение от физкультуры?

Купить такую справку можно практически в любом медцентре за небольшие деньги, однако с каждым годом это сделать сложнее, потому что фальсификация документов рейтинга лечебному учреждению не прибавляет и является уголовно наказуемым актом.
Но можно получить освобождение вполне легально:

  • если ребенок переболел острым заболеванием, педиатр может дать обычную справку, освобождающую от занятий физкультурой сроком до одного месяца, но чаще — на две недели;
  • если ребенок долго и тяжело болеет, или имеет травму, то освобождение сроком на весь учебный год выдаёт комиссия врачей (КЭК). Такое заключение заверяется тремя подписями и особыми печатями.

Ты — сюда, а ты — сюда

Но как же тот факт, что каждый ребенок должен быть аттестован по физкультуре? Всё просто:

  • здоровые дети занимаются в основной группе и выполняют полную нагрузку;
  • дети с незначительными отклонениями занимаются в подготовительной группе, по справке педиатра с чёткими рекомендациями. То есть, ребенок посещает общую группу, но не выполняет часть заданий (не ходит в бассейн, если переболел средним гнойным отитом, не участвует в соревнованиях, если у него вегето-сосудистая дистония по кардиальному типу и т. д.);
  • дети со значительными отклонениями в здоровье занимаются в специальной группе, отдельно от всего класса. Переводит ребенка в эту группу справка КЭК на определенный срок;
  • дети, имеющие полное освобождение от физкультуры пишут рефераты. Во время урока они должны находиться под присмотром учителя физкультуры и чаще всего просто сидят на лавочке, наблюдая за тем, как занимаются одноклассники.
Читайте также:  Журнал учета прибытия и убытия работников

Учитель физкультуры: “Смертность будет только увеличиваться”

1. Здоровье детей ухудшается — травматизм растет

Мне трудно сказать, правдива ли эта статистика – 211 умерших за год детей на уроках физкультуры. Странно, что только сейчас вдруг эта тема возникла. Чтобы понять, как относиться к этой цифре, надо знать, во-первых, какое количество детей погибло на уроках в прошлом году, какова динамика. Во-вторых, надо соотнести эти цифры с чем-нибудь другим – допустим, с тем, сколько детей погибает на улице. Ни у меня, ни у моих знакомых учителей никогда на уроках не было смертельных случаев, хотя случаи травматизма у всех у нас бывают.

Причина роста травматизма – в том, что общий уровень здоровья ухудшается, это ни для кого не секрет, и постепенно детей с ослабленным здоровьем будет становиться все больше и больше.

И смертность из-за некомпетентности учителей, которые не готовы к массовому ухудшению здоровья, тоже будет увеличиваться. Учителя старой школы подготовлены в основном по профилактике травмы; когда их учили, еще не было такого количества проблем со здоровьем детей, поэтому их слабо готовили по части реанимации.

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

2. Учитель диктует, что делать, а ребенок к этому не готов

Сегодня многие дети не любят физкультуру, но раньше такого не было. В моем детстве, в 50-60-е годы, все бегали, прыгали через скакалки, играли с удовольствием в волейбол, пионербол, это было постоянным фоном нашего детства. Сейчас этого нет. Но у ребенка есть потребность в движении, и она должна удовлетворяться в культурной форме.

Опасность на уроке физкультуры для неподготовленного ребенка может представлять все. Допустим, у ребенка плохо с пространственной ориентировкой, он не может учитывать движущиеся объекты вокруг себя и интуитивно рассчитывать свои силы – столкнулись, ударились головой – сотрясение мозга. Могут и руки-ноги ломать, могут и более серьезные травмы быть.

Опасность может представлять ситуация, когда учитель из лучших побуждений дает детям повышенную нагрузку, потому что хочет повысить их уровень подготовленности, а ребята к этому не готовы.

Чтобы для детей это все не представляло опасности, мы должны с детского сада воспитывать у них потребность в движении. Чтобы они сами хотели прыгать, бегать и знать, как удовлетворить эту потребность.

Но если у нас на уроках учитель диктует, что делать, и нет простора для инициативы ребенка, что будет? Ребенок сможет двигаться только под диктовку. У нас в школе четверть обязательно начинается со свободного урока: дети играют, занимаются, чем хотят, учителя им помогают в этом, и в этой тестирующей ситуации сразу видят, с какими запросами и возможностями пришли дети.

В конце четверти – снова свободный урок: мы смотрим, что из того, чем занимались в течение четверти, дети освоили и начали делать сами по себе. Мы общаемся с тьюторами, они нам рассказывают, в какие игры дети играют на улице, чем они занимаются.

3. Дети перестали держать себя в руках

Учитель должен отслеживать нагрузку для тех детей, которым показана другая медицинская группа. Их количество растет, ему приходится следить за группами с разными показаниями, урок физкультуры преображается.

Способность детей удерживать себя в рамках на уроке тоже ухудшается. Если бы у детей была хорошая дисциплина и если бы можно было сказать: ты делаешь то, ты – это, и они бы занимались тем, что сказал учитель! А так — не очень понятно, как в такой ситуации одному педагогу выстроить индивидуальную траекторию в рамках одного урока.

Например, мы в нашей школе не освобождаем детей от физических нагрузок. Если ребенок пришел в школу после болезни, значит, он не может бегать, но может ходить, и если все пробегают, допустим 4-5 кругов, то этот ребенок проходит в том темпе, в котором ему комфортно, сколько может. Но если ребенок не соблюдает дисциплину, то он может и побежать, и это проблема. Получается, учителю нужно останавливать его, следить за ним, за другим, за третьим…

Может, по мере нарастания двух этих проблем встанет вопрос о том, что урок должны вести, например, два учителя или что детей надо делить не на мальчиков и девочек, а по группам здоровья.

Если у ребенка и сердечная болезнь, и гиперактивность – это большая проблема, потому что у него есть высокая потребность в движении, но для него это опасно. Но если у такого ребенка хороший самоконтроль и есть контакт с учителем, то мы с ним договариваемся, что он все делает без нагрузок. Весь класс бросает мячик в кольцо – и он бросает, класс отжимается – он не отжимается, класс бегает – он ходит, класс кувыркается 10 раз – он 1-2 раза по самочувствию. Когда дисциплина в классе хорошая, это не проблема.

Фото: The Press Democrat

У нас в школе есть две универсальных темы, которые показаны всем, в том числе детям с освобождением: это упражнения на жонглирование и баланс. Жонглирование – это координация с нагрузкой мозговой структуры, оно повышает интеллектуальные способности, а баланс – это работа на уравновешенность. Эти упражнения у нас отработаны, и когда приходит ребенок с освобождением, мы их ему даем.

6. Чрезмерная нагрузка педагога опасна для учеников

Еще одна причина травматизма и трагических случаев – нарушение контакта с педагогом. Он, допустим, вынужден зарабатывать, вести много часов и поэтому теряет контроль над ситуацией. Он устает – и это тоже может способствовать и повышению травматизма, и ухудшению ситуации с детьми, нуждающимися в особом контроле.

Однажды я проводил открытый урок на физкультурном комплексе, на «лазилках». Проводил его очень интенсивно, потому что хотел показать все возможности этого пространства нашему иностранному гостю. Все прошло замечательно, дети уже выходили из зала, и один увлеченный мальчик спросил: «Сергей Владимирович, можно я пройду по ребристой доске?» — у нас была такая доска на возвышении между двумя стремянками.

Я сказал: «Можно», потому что они до этого выделывали такие сложные вещи, почему бы и не пройти перед выходом. Поскольку урок закончен, я уже расслабился полностью, этот ребенок пошел, упал и ударился промежностью об эту доску.

То, в каком состоянии находится учитель, всегда невидимым образом влияет на то, как проходит урок, насколько он эффективен, а, в случае с физкультурой, и на травматизм детей. В случае с ребенком, ударившимся на моем уроке, я ослабил внимание, поэтому так произошло. Когда я внимателен и собран, своим состоянием я наоборот помогаю детям.

5. Учителя физкультуры приходят из спорта

Нормативы на уроках физкультуры разрабатываются институтами, которые, видимо, исходят из среднего уровня детей. Для тех, кто занимается в спортивных секциях, эти показатели не проблема. А если ребенок все время сидит за компьютером, то ему даже средние нормативы не сдать.

Надо заниматься два-три раза в неделю по полтора часа общей физической подготовкой, которая у нас почему-то не пользуется популярностью. А нужен бег, отжимания, подтягивания, упражнения на пресс и спину. У детей не должны расцепляться руки на кольцах, они должны удерживать себя в каком-то положении, иметь крепкие ноги и спину, которая позволит им держать баланс.

И задача учителя физкультуры – не в том, чтобы дать им задание бегать. Важно, чтобы им понравилась общая физическая подготовка и захотелось больше отжиматься, подтягиваться, бегать.

И это самая большая трудность, потому что очень многие учителя физкультуры приходят в школу из спорта, а спорт — это селекционный подход: справился – проходишь на следующий уровень и там тренируешься, опять справился – на уровень еще выше. А в школе основной задачей должна быть мотивация ребенка.

А мотивация начинается с базового доверия. Может ли учитель устанавливать доверие с учениками? Есть ли у него такие способности? Понимает ли он этот механизм, знает ли, как доверие возникает и как пропадает? Или это учителя вообще не интересует, он замучен нагрузкой и считает, что дети обязаны у него на уроке что-то делать?

Разрывы между нормативами и реальными способностями детей возникают еще и потому, что у детских садов одни задачи, у начальных школ – другие, у средних – третьи, у старших – четвертые, у института – пятые.

Читайте также:  Получить социальную карту пенсионера в мфц ростов на дону

6. Физические ограничения и запреты ослабляют здоровье детей

Здоровьесберегающие технологии часто превращаются в ограничения для детей, а ограничения ведут к тому, что функциональные, моторные и психологические возможности детей адекватно реагировать на какие-то ситуации тоже снижаются.

Меня больше всего беспокоит то, что у нас первая реакция на все самая простая — очередное ограничение в подвижности детей, и я боюсь, что после этого заявления министра последуют очередные запреты.

Конечно, проблему нужно поднимать, но прежде чем ее поднимать, я бы исследовал причины и динамику этого явления и обсудил бы, какими способами ее можно решать: увеличить количество учителей, осуществлять их подготовку по оказанию первой помощи, разработать методики, позволяющие проводить урок, когда есть очень большой разброс по здоровью детей. А запретительные меры приведут только к одному – к увеличению количества несчастных случаев.

Когда мы что-то запрещаем, ребенок не получает этого опыта и в дальнейшем не может им пользоваться. Простой пример: в свое время дети стали слабее, но им очень нравится качаться, они раскачивались на кольцах в гимнастическом зале, падали и получали травмы. Самым простым способом решить эту проблему было не разработать программу по укреплению кистей детей, а убрать кольца, и они из физкультурных залов незаметно исчезли.

Боюсь, что то же самое произойдет по той же причине с канатом: где-то с кем-то что-то случится, и их запретят. Я боюсь реакций управленцев на заявление министра.

7. Без контакта с родителями успеха не будет

Как показывает практика, родители часто скрывают диагнозы детей, особенно психологического плана. Но, естественно, в школе есть информация о состоянии их здоровья, и в начале года учителя физкультуры получают списки детей с пометками. Те родители, у чьих детей серьезные проблемы со здоровьем, могут подойти к учителю и персонально с ним об этом поговорить, если они хотят, чтобы ребенок все же занимался физкультурой.

В группе риска находятся, в первую очередь, конечно, дети с сердечными проблемами, при которых противопоказаны большие нагрузки, с астматическим компонентом. В моей практике таких случаев было достаточно немного, но всегда, когда такое случалось, родители беседовали со мной по этому поводу.

Я очень приветствую участие родителей в этих вопросах, потому что без контакта с родителями никогда не бывает серьезных результатов.

Я обратил на это внимание тогда, когда занимался с детьми, у которых были расстройства аутичного спектра. Если родитель принимает болезнь ребенка, у ребенка есть прогресс, если родитель принимает болезнь и понимает, что делает педагог, прогресс еще больше, если родитель понимает, принимает болезнь и помогает учителю, то происходят вообще чудесные случаи.

Кто в результате крайний?

Если на уроке физкультуры что-то произошло, конечно, виноват учитель, но общество и родители берут ли на себя ответственность? Или здесь только один крайний?

Пока крайним будет учитель физкультуры, у нас и будет запретительная педагогика, чтобы ничего не случилось.

Она уже приводит к трагическим последствиям, и приведет к еще более трагическим. Учитель создаст такие условия, чтобы у него на уроках ничего не случалось, а за то, что происходит за дверью зала, он не отвечает. И в результате ребенок на уроках не приобретает тот опыт, который ему нужен во всей остальной жизни. Поэтому если что-то случается, мы с родителями вместе несем за это ответственность.

Сегодня, как я уже говорил, падает уровень здоровья, детей окружает комфорт, в их жизни произошло уменьшение двигательной активности, потому что в ней больше нет потребности. Но на самом деле у ребенка такая потребность есть, а мы ее гасим ограничительными мерами. Более того: сейчас количество рисков уменьшилось, а потребность пробы сил осталась, поэтому сегодня огромное количество людей занимается экстремальными видами спорта. Кто готов – отлично, но ведь многие не готовы, и это приводит к трагическим случаям.

Это системные проблемы, проблемы общества. Пока аналитики, люди с интуицией, методисты и методологи не будут внедрять в общественное сознание понимание реальных проблем и крайними будут учителя, это ни к чему не приведет.

Часто за проблемами с физической активностью скрываются психологические. Например, если у ребенка удовлетворена потребность в телесном контакте с родителями, у него все хорошо, и он не виснет на учителях, но мы все знаем детей, которые виснут на всех учителях или толкаются со сверстниками и нарушают нормы поведения. Или эту проблему надо решать с помощью психолога, или это системное явление в масштабах общества, и тогда в физкультуре должны появиться новые компоненты, ранее ей несвойственные — не только подготовка к нормам ГТО, но и то, что относится к психофизике.

И получается, что проблема назревает в обществе, а решать ее должны инструкторы по физической культуре в саду и учителя физкультуры в школе.

Что-то происходит – например, уничтожение дворовой культуры, где происходило физическое, психологическое и социальное развитие ребенка, которое он сейчас нигде не получает, — и этого никто даже не замечает, а потом вдруг появляется масса проблем.

Отсутствие игровой среды привело к тому, что у детей ухудшилась память, внимание, я даже не говорю про физические качества, про взаимодействие друг с другом. Сегодня один из дефицитных навыков у детей, называемых учителями в числе основных, — это самообслуживание. Когда я хотел, чтобы у меня дети катались на лыжах, я две недели занимался тем, что учил третьеклассников завязывать шнурки.

Слово директора

Новокрещенов Илья Владимирович, директор московской школы «Покровский квартал»

Важно понимать, в каком контексте министр привела печальную статистику. С ее точки зрения именно незнание учителями конкретных диагнозов учеников может поставить под угрозу их здоровье и жизнь. Ведь зачастую летального исхода можно было бы избежать, если бы учитель четко понимал: что ребенок делать может, а чего нет.

Информация о группе здоровья ребенка, которой владеют учителя, носит слишком общий характер. В моей практике был случай, когда незнание мной диагноза ребенка привело к возникновению довольно опасной ситуации.

Я тогда еще учился в педагогическом университете и проходил практику в летнем лагере. У ребенка, как позже выяснилось, стоявшего на учете в психоневрологическом диспансере по поводу шизофрении, началось обострение, ребенок попытался убежатьиз лагеря и заблудился. Знай я заранее о проблемах мальчика, я гораздо внимательнее отнесся бы к реакции ребенка на ситуацию, которая спровоцировала это обострение. Так что в этом вопросе я скорее на стороне министра.

Но при этом очень важно понимать, чтоодновременно с предоставлением такого рода конфиденциальной информации, если соответствующее решение будет принято, необходимо будет и усилить ответственность учителя за ее неразглашение. Потому что, увы, иногда бывает, что учитель вольно или невольно делает эту информацию достоянием гласности, что может вызвать дополнительные, и иногда очень большие, трудности у самого ребенка в общении со сверстниками. Дети, а особенно подростки, очень ранимы к подобного рода вещам.

Если же говорить об обеспечении безопасности на уроках физической культуры, то мы в Москве договорились о том, что: во-первых, в случае любого травмирования ребенка (даже если травма кажется неопасной, например, падение с небольшой высоты) учитель первым делом должен вызывать бригаду скорой помощи.

Очень важно, чтобы диагноз все-таки ставили профессионалы. Потому что учитель – не врач, он не может адекватно оценить текущее состояние ребенка, он может вызывать скорую и оказать первичную помощь, если это необходимо (например, он может попытатьсяостановить кровотечение, но при этом упавшего с каната ребенка трогать он не должен, потому что при падении мог быть поврежден позвоночник).

Ошибочно пытаться прежде всего позвонить родителям и пытаться передать решение о вызове скорой помощи им, по той же самой причине – родитель не видит своего ребенка, он не может адекватно оценить его состояние. Так что правило №1 – учитель сразу должен вызвать бригаду скорой помощи.

Во-вторых, мы решили установить в спортивных залах видеокамеры. Конечно, невозможно себе представить ситуацию, при которой директор и его заместитель целый день сидят и контролируют посредством видеотрансляции ход урока, так что я бы не назвал это формой какого-то дополнительного жесткого контроля. Но в ситуации травмирования ребенка, мы всегда можем просмотреть видеозапись и оценить действия педагога.

Учителей это дисциплинирует и заставляет более серьезно относиться к вопросам соблюдения техники безопасности. Бывали случаи, когда такая видеозапись помогала и защитить учителя от обвиненийв его адрес со стороны расстроенных родителей, в ситуации, когда педагог все делал правильно и травмирование ребенка произошло не в результате халатного отношения учителя к своим обязанностям, а по трагической случайности. Хотя такие случаи довольно редки. Как правило травма – как раз следствие пренебрежения к правилам.

Ну и, наверное, самый действенный способ профилактики травм – профессионализм учителя. Если урок физкультуры проходит интересно, учитель видит каждого ребенка, с большой ответственностью относится к соблюдению правил техники безопасности, грамотно действует в случае возникновения чрезвычайной ситуации – случаи получения ребенком на уроке физкультуры серьезной травмы, тем более, несовместимой с жизнью, останутся все же единичными.

Ссылка на основную публикацию
×
×