Коррупционные преступления в сфере государственных закупок: состав, характеристика, особенности
Прежде чем рассматривать коррупционные преступления, совершение которых возможно в сфере государственных закупок, необходимо определиться, что относится к данной категории.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О противодействии коррупции»
коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1] .
Перечень преступлений, относящихся к коррупционным, содержится в ведомственных и межведомственных правовых актах, таких как Перечень 23 указания Генпрокуратуры России № 387-11 / МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. (ред. от 24 апреля 2014 г.) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», а также приказа Следственного комитета России № 88 от 28 декабря 2012 г. «Об утверждении статистического отчета «Сведения о деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции»».
Подробная уголовно-правовая характеристика этих преступлений не входит в предмет данной лекции, поскольку основной целью является определения видов преступлений коррупционной направленности, совершение которых возможно в сфере государственных закупок.
Необходимо отметить, что с учетом непродолжительного периода действия Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) и Закона № 44-ФЗ достаточно сложно оценить правоприменительную практику закупочной деятельности по этому Закону, а также характер совершаемых нарушений и преступлений.
К преступлениям в сфере публичных закупок могут быть отнесены преступления, прямо либо косвенно имеющие отношение:
- • к планированию закупки;
- • составлению задания;
- • выбору способа размещения заказа;
- • размещению заказа;
- • исполнению контракта и его финансированию за счет средств бюджета;
- • контролю за его исполнением.
Подобные преступления условно можно классифицировать на четыре группы по субъектам, их совершившим.
К первой группе таких преступлений относятся преступные деяния в сфере закупочной деятельности со стороны организаторов закупок — государственных и муниципальных заказчиков, иных заказчиков, их представителей, на которых распространяется действие Закона № 44-ФЗ.
Такие деяния могут быть квалифицированы по ряду статей УК РФ, преимущественно содержащихся в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» при наличии всех признаков состава преступления.
К подобным деяниям относятся:
- • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
- • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);
- • превышение должностных полномочий (ст. 286);
- • присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
- • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
- • получение взятки (ст. 290);
- • служебный подлог (ст. 292).
Кроме того, преступные деяния со стороны представителей государственного заказчика (заказчика) могут быть квалифицированы в соответствии с УК РФ как мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160).
Так, следственным органами ГСУ СК РФ по г. Москве возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий, совершенных должностными лицами ФСИН России и ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» ФСИН России при заключении государственных контрактов о создании и поставке оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
По данным следствия, должностные лица ФСИН России, действуя в рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации о создании системы и поставки оборудования СЭМПЛ для нужд уголовно-исполнительной системы, в нарушении законодательства неправомерно отказались от проведения открытого аукциона и, действуя в интересах подконтрольного им ФГУП ЦИТОС ФСИН России, в целях устранения конкурентов заключили между собой ряд государственных контрактов. При этом должностные лица ФСИН достоверно знали, что на момент заключения первого государственного контракта, а это ноябрь 2010 г., предприятие не имело производственного оборудования, зданий и сооружений для размещения производственных мощностей, что, в свою очередь, не позволяло создать законченный цикл производства оконченных устройств СЭМПЛ в Самарском филиале. Фактически большую часть работ по производству устройств осуществляли сторонние организации, привлеченные ЦИТОС.
При реализации своих преступных намерений, направленных на хищение денежных средств, должностные лица ФСИН России организовали через ЦИТОС формирование существенно завышенной стоимости изделий СЭМПЛ, и, кроме того, они согласовали их приобретение по указанным в государственных контрактах ценам.
Вследствие неправомерного отказа от проведения открытого аукциона на поставку оборудования СЭМПЛ, а также в связи с оказанным влиянием на ценообразование реальная стоимость закупленного оборудования была превышена более чем на 1 млрд 650 млн руб. [2]
Ко второй группе преступлений в сфере публичных закупок относятся преступления, совершаемые организаторами закупок — представителями отдельных юридических лиц — организаторов торгов, обладающих признаками публичности, на которых распространяется действие Федерального закона № 223-ФЗ.
Такие преступления могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ:
- • мошенничество (ст. 159);
- • присвоение или растрата (ст. 160);
- • вымогательство (ст. 163);
- • недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178);
- • принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
- • злоупотребление полномочиями (ст. 201);
- • коммерческий подкуп (ст. 204);
- • подделка, изготовление или сбыт поддельных документов (ст. 327).
К третьей группе преступлений в сфере публичных закупок могут быть отнесены преступления, совершаемые участниками закупок, претендующими на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также непосредственно поставщиками, подрядчиками (субподрядчиками), исполнителями по государственным контрактам для государственных и муниципальных нужд (по госзаказу, сформированному на основании Закона № 44-ФЗ), по контрактам (по заказу, сформированному на основании Закона № 223-ФЗ).
Основным объектом преступных посягательств при совершении таких преступлений также являются экономические правоотношения, сложившиеся в сфере закупок. Составы эти преступлений содержатся в разд. VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики», в частности:
- • мошенничество (ст. 159);
- • присвоение или растрата (ст. 160);
- • вымогательство (ст. 163);
- • незаконное предпринимательство (ст. 171);
- • недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178);
- • принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179);
- • незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
- • злоупотребление полномочиями (ст. 201);
- • коммерческий подкуп (ст. 204).
Если поставщиком, подрядчиком, исполнителем соответственно товаров, работ, услуг по государственным (муниципальным) контрактам является государственное либо муниципальное учреждение, то преступные действия должностных лиц такого учреждения, связанные с закупочной деятельностью, надлежит квалифицировать также и по статьям УК РФ, содержащимся в гл. 30.
К четвертой группе преступлений могут быть отнесены преступления, совершаемые представителями органов контроля в сфере размещения заказов. Деятельность таких лиц может быть квалифицирована по статьям, также содержащимся в гл. 30 УК РФ:
- • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- • превышение должностных полномочий (ст. 286);
- • присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
- • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
- • получение взятки (ст. 290);
- • служебный подлог (ст. 292).
Исходя из указанной классификации преступлений в сфере публичных закупок, можно обозначить и способы совершения преступлений, указав их специфические особенности в зависимости от субъекта преступлений.
М., заместитель начальника ОМТ и ХО тыла ГУВД одной из областей, признан виновным по ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 291 УК РФ. М., являясь должностным лицом, действуя по предварительному сговору с директором ООО «. », из корыстных побуждений, используя свое служебное положение, похитил путем обмана, принадлежащие ГУВД денежные средства в сумме 435 375 руб. в результате проведения торгов по размещению заказа на поставку бланочной и полиграфической продукции для нужд ГУВД. При этом в результате сговора были составлены подложные документы, свидетельствующие о завышении фактических объемов поставленной продукции, направленные М. для оплаты в бухгалтерию ГУВД. Через некоторое время М., действуя с целью скрыть совершенное им хищение денежных средств в сумме 435 375 руб. в рамках государственного контракта совместно с Д., передал взятку должностному лицу — сотруднику КРО ГУВД — за неотражение в акте ревизии факта недостачи бланочной продукции, т.е. за совершение заведомо незаконных действий и бездействие [3] .
Как правило, большинство преступлений, совершаемых в сфере публичных закупок, относятся к преступлениям коррупционной направленности, под которыми понимаются противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
- • наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ;
- • связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- • обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- • совершение преступления только с прямым умыслом.
Субъектами преступлений, совершаемых заказчиками, как правило, являются должностные лица, осуществляющие функции государственного, муниципального заказчика, иного заказчика в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях; должностные лица, выполняющие управленческие функции, связанные с размещением заказа в коммерческой организации, характеризуемой наличием признака публичности, действующие от имени и в интересах такого юридического лица.
Поэтому в большинстве своем преступления в сфере госзаказа совершаются:
• путем хищения бюджетных средств с использованием поддельных документов о заключении контрактов;
- • при приемке товаров, работ, услуг по завышенным ценам и по завышенным объемам, выражающейся в приемке невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров либо в приемке товаров, работ, услуг ненадлежащего качества, в том числе опасных для жизни и здоровья граждан;
- • путем сговоров с представителями участников (потенциальных участников) закупок, создания благоприятных условий для допуска на рынок закупок отдельных хозяйствующих субъектов, вытеснения с рынка неугодных участников, возведения для них барьеров;
- • путем вымогательства взяток, получения взяток под условиями общего покровительства при размещении заказов, обеспечения победы в торгах и приемки товаров.
Преступления, совершаемые поставщиками, исполнителями, подрядчиками в сфере размещения заказов, характеризуются, прежде всего, хищениями путем обмана и злоупотребления доверием государственных и муниципальных заказчиков (должностных лиц, на которых возложены функции по размещению заказа) со стороны поставщиков, исполнителей, подрядчиков контрактных обязательств.
Кроме того, недобросовестные поставщики вступают в преступные сговоры с представителями заказчика в целях получения победы на торгах и сдачи работ, не соответствующих условиям контрактов.
Широкое распространение получили мошеннические схемы недобросовестных поставщиков, использующих подложные банковские гарантии в целях выигрыша в торгах, получения аванса якобы для исполнения контрактных обязательств без намерения фактического их исполнения.
Нередки факты появления на рынке закупок так называемых псевдопоставщиков, исполнителей, подрядчиков контрактных обязательств — несуществующих организаций, сведения о которых при проверках не подтверждаются. Такие юридические лица можно отнести к понятию фирм-«однодневок», использующихся на рынке закупок для хищения денежных средств.
По одному из уголовных дел признаны виновными бывший начальник отдела развития инфраструктуры одного из департаментов Минэкономразвития России А., а также генеральный директор ООО «. » К. и генеральный директор ООО «. » П. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ. Установлено, что чиновник и бизнесмены похитили более 53 млн руб. в результате проведения работ по реконструкции устаревших электро- и теплосетей здания на основании заключенных государственных контрактов с указанными организациями. По предложению А., К. подготовил и передал А. фиктивные документы о якобы выполненных по государственному контракту проектноизыскательских и строительно-монтажных работах по реконструкции внешних сетей для предоставления их руководству министерства. В действительности же данные работы не проводились. Аналогичное предложение А. сделал и П., организация которого осуществляла технический надзор за фактически невыполненными ремонтными работами 1 . Размер похищенных денежных средств в сумме 53 млн руб., которыми завладели указанные лица, убедительно характеризует их корыстный мотив.
К наиболее часто встречающимся преступлениям, совершаемым сотрудниками контрольных органов, можно отнести вымогательство и получение взяток за предоставление преференций при рассмотрении жалоб участников размещения заказа, затягивание сроков их рассмотрения, неприменение мер по выявленным нарушениям закона в целях присуждению победы на торгах «своим» участникам.
Экономические преступления в сфере государственных закупок
Уголовная ответственность в госзакупках касается
как заказчиков, так и участников закупок.
Постараемся рассказать об уголовной ответственности
в госзакупках максимально подробно.
Уголовной ответственности госзаказчика при освоении бюджетных средств посвящается целая глава УК РФ – «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Субъектами этих преступлений являются должностные лица, представители госзаказчиков или организаций, наделенных полномочиями госзаказчика.
Уголовная ответственность госзаказчика в соответствии с УК РФ наступает: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); за превышение должностных полномочий (ст. 286); за служебный подлог (ст. 292); за халатность (ст. 293).
Уголовная ответственность для госзаказчика за данное преступление предусмотрена статьей285.1 УК РФ.
При крупной сумме нецелевого использования – 1,5 млн руб. и более, уголовная ответственность госзаказчику грозит в виде лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это максимальная мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.
В случае, если нецелевым использованием бюджетных средств занималась группа госзаказчиков по предварительному сговору, то такие действия квалифицируются по части 2 статьи 285.1 УК РФ.
Часть 2 статьи 285.1 УК РФ предполагает лишение свободы до 5 лет (максимально) и права занимать должности до 3 лет или без этого.
Также данное преступление квалифицируется по части 2 статьи 285.1 УК РФ, если недобросовестный госзаказчик израсходовал не по назначению 7,5 млн руб. и более (особо крупный размер).
Крупным размером в статье 285.1, а также в статье 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Впрочем, как показывает практика, «аппетит» у наших госзаказчиков очень хороший и такими цифрами их не прокормить.
Уголовная ответственность в госзакупках за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьями 285, 286, 292 и 293 УК РФ. По данным статьям уголовного кодекса уголовная ответственность госзаказчику грозит в виде штрафа до 80 тыс. руб. или лишения свободы до 4 лет.
За злоупотребление должностными полномочиями повлекшим тяжкие последствия госзаказчика ждет лишение свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ).
Уголовная ответственность госзаказчика за превышение должностных полномочий предусмотрена статьей 286 УК РФ. Наказывается штрафом до 80 тыс. руб. или лишением свободы до 4 лет.
При превышении полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, уголовная ответственность госзаказчика предусматривается в виде штрафа до 300 тыс. руб., или в виде лишения свободы сроком до 7 лет, а также права занимать должности до 3 лет или без этого.
При совершении данного преступления с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.
За внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих их действительное содержание, госзаказчиков ждет уголовная ответственность по статье 292 УК РФ в виде штрафа до 80 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 2 лет.
За служебный подлог повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, государства УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб. или лишения свободы на срок до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.
В связи с тем, что действия, совершаемые при нецелевом расходовании бюджетных средств чаще всего, а точнее всегда, направлены на личное обогащение или иной личный интересгосзаказчиков, то уголовная ответственность в госзакупках за халатность малоприменима.
Уголовная ответственность госзаказчика по статье 293 УК РФ предусмотрена в виде штрафа до 120 тыс. руб., либо обязательными или исправительными работами, либо арестом до 3 месяцев.
Если по халатности причинен особо крупный ущерб – семь миллионов пятьсот тысяч рублей и выше, то назначается наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб., либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Пример уголовного дела по данной статье можно посмотреть здесь
Уголовная ответственность в госзакупках для участников закупок, в соответствии с УК РФ наступает: за мошенничество (ст. 159); за присвоение или растрату (ст. 160); за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); за ограничение конкуренции (ст. 178); за злоупотребление полномочиями (ст. 201); за коммерческий подкуп (ст. 204).
Цель участников госзакупок – заключить государственный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с максимальной экономической выгодой, ввиду чего преступления участников госзаказа посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в области госзакупок.
Для участников уголовная ответственность в госзакупках предусмотрена в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».
Недобросовестные участники госзакупок для получения госзаказа могут прибегнуть к мошенническим действиям.
Проблема в том, что уголовный кодекс не предусматривает уголовной ответственности в госзакупках за мошеннические действия, но это не облегчает участи недобросовестных участников закупок, хотя и осложняет работу правоохранительных органов.
В случае мошеннических действий участниками госзакупок, их действия будут квалифицироваться от степени тяжести негативных последствий и иных признаков по различным частям статьи 159 УК РФ:
— по части 1 наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., либо лишение свободы до 2 лет;
— по части 3 мошеннические действия, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно как и в крупном размере, наказываются штрафом до 500 тыс. руб., либо лишением свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., либо без него;
— по части 4 мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб., либо без него.
По статье 160 УК РФ уголовная ответственность в госзакупках предусматривается в виде штрафа до 120 тыс. руб. или в виде обязательных работ до 240 ч., либо исправительных работ до 6 мес., либо в виде ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, либо лишением свободы до 2 лет.
Частью 3 статьи 160 УК РФ предусматривается наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо лишения свободы до 6 лет со штрафом, либо без такового, если данное деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения, равно как и в крупном размере.
Частью 4 статьи 160 УК РФ предусматривается наказание, если данное деяние совершено организованной группой лиц, либо в особо крупном размере в виде лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет, либо без этого.
Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
Данный вид преступления характерен для недобросовестных участников закупок.
Уголовная ответственность в госзакупках за данное преступление предусматривается статьей165 УК РФ и наказывается штрафом до 300 тыс. руб., либо лишением своды сроком до 2 лет со штрафом или без такового и с ограничением свободы или без него.
Если преступление совершенно группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, либо с причинением особо крупного ущерба, то наказание предусматривает лишение свободы до 5 лет.
Самое популярное преступление в области госзакупок – ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 178 УК РФ).
Уголовная ответственность в госзакупках наступает, если путем ограничения конкуренции нанесен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В этом случае в соответствии с частью 1 указанной статьи наказание будет в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо в виде лишения свободы до 3 лет и права занимать должности до 1 года, либо без него.
Часть 2 статьи 178 УК РФ предусматривает лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого, в случае, если данное преступление совершенно лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб, либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере.
Уголовная ответственность в госзакупках за злоупотребление полномочиями наступает только в случае причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Таких горе участников закупок в соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ ждет наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб., либо лишение свободы до 4 лет.
Частью 2 за действия повлекшие тяжкие последствия, предусмотрено наказание в виде штрафа до 1 млн руб., либо лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.
И еще один вид преступления, предусмотренный УК РФ, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность в госзакупках – коммерческий подкуп.
Коммерческий подкуп, пожалуй, самый популярный вид преступления в области госзакупок.
Суть данного преступления состоит в передаче лицу, занимающему служебное положение или выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание этому лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего.
За данное преступление статья 204 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет или в виде лишения свободы до 3 лет.
Данная статья предусматривает различные квалифицирующие признаки, за наличие которых наказание может быть увеличено.
Размер причиненного вреда и тяжести совершенного преступления является границей между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.1 УК РФ) за одни и те же действия.
Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб., а доходом в особо крупном размере 250 млн руб.
Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.
Государственный оборонный заказ.
Уголовная ответственность
С 9 января 2018 года в уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа.
Уголовный кодекс дополнен ст.ст. 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
Установлено наказание в виде штрафа в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за:
— использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении гособоронзаказа;
— использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении гособоронзаказа.
За те же деяния, совершенные организованной группой либо повлекшие тяжкие последствия, установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
Кроме того, предусмотрена конфискация имущества, полученного в результате совершения таких преступлений.
Уголовная ответственность в сфере госзакупок
Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ, которыми в том числе была установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования Уголовного Кодекса.
На кого распространяется уголовная ответственность
Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.
К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:
- работники контрактной службы,
- контрактные управляющие,
- члены комиссии по осуществлению закупок,
- лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
- иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.
Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:
- штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
- принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
- лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:
- штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
- принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
- лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:
- штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
- штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
- исправительными работами на срок до двух лет, или
- принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
- лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.
Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:
- штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
- принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
- лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:
- штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
- лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.
Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.
За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:
- штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
- принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
- лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:
- штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
- лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
То же, но в особо крупном размере наказывается:
- штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
- лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.
Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.
- Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
- Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
- Эксперты с многолетним опытом в закупках
- Простое изложение новых норм
Практика уголовной ответственности в закупках
- On 09.08.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Нарушения в закупках, РНП, ФАС, Электронный аукцион
Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная. В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками. В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.
Ситуация 1. Контракт за «откат»
Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».
Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми. В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков. Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.
К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.
Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги
Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.
Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука». Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей. Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.
В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».
Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области. Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.
Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков
Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя. Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись. Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.
Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.
В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.
Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден. Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию. Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.
Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию
Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.
Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.
Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.
Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.
Ситуация 5. Фальшивые документы
К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта. Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы. Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.
В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.
Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп
Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.
Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.
Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.
За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.
В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:
- 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
- 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.
Преступления в сфере государственных закупок. Соотношение преступности и наказуемости Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Михайлович Бычков, Александра Владимировна Победоносцева
В статье авторы рассматривают вопросы совершенствования уголовной политики в сфере государственных закупок. Анализируется состояние преступности в этой сфере. Определяются круг преступлений, причины, способствующие совершению преступлений, условия противодействия.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Михайлович Бычков, Александра Владимировна Победоносцева
Crimes in the field of public procurement: the ratio of crime and punishability
In the article the authors cons >public procurement . The state of crime in this sphere is analyzed. The range of crimes is defined. Causes contributing to the commission of the crime. Conditions of counteraction.
Текст научной работы на тему «Преступления в сфере государственных закупок. Соотношение преступности и наказуемости»
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Соотношение преступности и наказуемости
Андрей Михайлович БЫЧКОВ,
студент группы ЮФН2-6 Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ
Александра Владимировна ПОБЕДОНОСЦЕВА,
студентка группы ЮФН2-6 Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: andrew99215@gmail.com
Научный руководитель: В.Е. Батюкова, доцент Департамента правового регулирования
экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье авторы рассматривают вопросы совершенствования уголовной политики в сфере государственных закупок. Анализируется состояние преступности в этой сфере. Определяются круг преступлений, причины, способствующие совершению преступлений, условия противодействия.
Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, нецелевое расходование средств, статистика, Судебный департамент, «откат», злоупотребления.
Annotation. In the article the authors consider the issues of improving the criminal policy in the field of public procurement. The state of crime in this sphere is analyzed. The range of crimes is defined. Causes contributing to the commission of the crime. Conditions of counteraction.
Keywords: public procurement, corruption, misuse of funds, statistics, Judicial department, «rollback», abuse.
Система государственных закупок является эффективным инструментом концентрации необходимых ресурсов (материальных, трудовых, научных) для осуществления поставленных государством задач1. Она выступает одним из основополагающих институтов государственного регулирования, так как в условиях смешанной экономики государство становится крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент воздействия на экономику, оказывающий положительное влияние на ее динамику и структуру.
Однако система госзакупок России имеет свои серьезные проблемы, среди которых можно выделить нечеткость и несогласованность правил распределения бюджетных средств, отсутствие действительно эффективного контроля за выполнением норм и правил размещения
заказов, сложности информационного обеспечения размещения заказов. Указанные проблемы создают благоприятные условия для развития криминальной сферы2.
В перечень преступлений, совершаемых в сфере госзакупок, входят не только правонарушения, напрямую связанные с данной системой, но и те преступления, которые косвенно касаются ее. В данной статье мы выделим основные три типа правонарушений.
Первый тип — это преступления, напрямую связанные с государственными заказами. Сущность «отката» состоит в предоставлении подрядчиком должностному лицу незаконного вознаграждения в размере части цены государственного контракта3. По данным, полученным некоторыми исследователями, размеры «откатов» колеблются от 5 до 20%, а в отдельных сферах могут составлять свыше 50% затрат, понесенных предпринимателями.
Направлениями противоправной деятельности должностных лиц могут быть: получение незаконного вознаграждения от победителя конкурсных и иных закупочных процедур, необоснованное завышение стоимости государственного контракта при объявлении о проведении закупочных процедур и др.
Второй тип — это преступления, имеющие коррупционную направленность. Согласно данным Госкомстата РФ, количество зарегистрированных уголовных дел этой категории в период с 2001 по 2010 г. стремительно увеличивается.
Так, если в 2009 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 7909 преступлений, то в 2010 г. уже 120 128, т.е. наблюдается рост практически в 1,5 раза. Взяточничество фактически «институционализировалось» в органах власти, подрывая доверие со стороны населения, препятствуя реализации общественных интересов, причиняя ущерб сотрудничеству с другими государствами, социальной и инвестиционной политике.
Третий тип — нецелевое расходование средств — одно из самых распространенных нарушений бюджетного законодательства. Согласно отчету Счетной палаты РФ объем нецелевого использования бюджетных средств в 2017 г. составил 4,7 млрд руб.
В данную категорию преступлений также нужно отнести правонарушения, совершаемые при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов (приобретение различных активов с целью их последующей продажи, финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных статьями расходов соответствующего бюджета, и др.).
Для того чтобы проследить тенденцию развития преступлений данного вида, необходимо обратиться к статистике и определить динамику их совершения. Но получить максимально достоверную информацию проблематично, так как на одном и том же государственном ресурсе представлены противоположные базы данных.
Так, в отчете Судебного департамента при ВАС РФ «Основные статистические показатели судимости в России за 2008 — 2017 годы» сказано, что в 2016 г. общее количество осужденных за взяточничество (с учетом посредничества и мелкого взяточничества) равнялось 6255, 1134 человека из которых были осуждены за получение взятки, а 3589 — за дачу взятки4.
Количество осужденных за 2017 г. составило 5058, 1099 человек из которых были осуждены за получение взятки, а 1229 — за ее дачу.
В то же время на данном сайте, но уже в другом отчете — «Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям, в том числе по преступлениям коррупционной направленности» — были приведены иные данные:
2016 г. — всего 10 420 осужденных, из которых осуждено за получение взятки — 3337 человек, а за ее дачу — 3707;
2017 г. — всего 8598 осужденных, из которых 2072 человека было осуждено за получение взятки, а за ее дачу — 13485.
Статистика преступлений в сфере госзакупок такова: по данным Генеральной прокуратуры РФ на 2018 г., было зафиксировано 3 664 668 нарушений закона, 23,3% из которых составили преступления в экономической сфере. Преступления в сфере госзакупок составили 14,7% от общего числа преступлений в сфере экономики. Данный показатель превышает показатель за прошлый год практически на 4,1%.
Динамика преступлений имеет положительный характер, о чем свидетельствуют данные, приведенные международным движением Transparency International. Уже три года Россия набирает в ИВК 29 баллов, занимая на 2017 г. 135-е место из 180 возможных. Ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 г. — 119-е, в 2016 г. — 131-е) связаны с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса.
По мнению ОЭСР, одним из лучших мировых опытов регулирования закупочной деятельности и практики противодействия нарушениям в ней признается опыт США, где именно федеральная контрактная система (ФКС) используется уже около 90 лет (в России появилась в 2014 г.).
ФКС США регулируется федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа, которые содержат около 4300 норм и правил. В правовой системе США важную роль играет судебный прецедент, при помощи которого осуществляется уточнение содержания дефиниций «публичный контракт», «откат», «сговор на торгах» и др. (в российском законодательстве эти понятия не конкретизируются).
Второй яркий пример развитой сферы госзакупок — Германия, где система оспаривания итогов размещения госзаказа в суде считается
одной из самых успешных в мире. Она состоит из апелляционной инстанции и судебной и предусматривает ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика. Здесь также предусмотрены крупные штрафы за взяточничество, которые могут составлять до 10 млн евро6.
В целях формирования единообразной судебной практики представляется уместной подготовка отдельного постановления Пленума Верховного Суда РФ, посвященного всему спектру коррупционных проявлений в сфере государственных закупок7, которое позволит унифицировать практику применения уголовно-правовых норм в данной сфере. Структуру такого постановления можно представить следующим образом.
Во-первых, требуется обобщение практики применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части правовой характеристики закупочных процедур и типичных нарушений при их проведении.
Во-вторых, необходима характеристика коррупционных проявлений при проведении закупочных процедур, заключении, исполнении и принятии результатов исполнения государственного контракта. Уместным представляется подробное освещение особенностей преступлений, совершаемых должностным лицом — представителем заказчика, предпринимателями и др.
В-третьих, требуется подробная характеристика особенностей квалификации таких преступлений с разъяснением, в каких случаях могут применяться уголовно-правовые нормы о взяточничестве, хищении, злоупотреблении или превышении должностных полномочий.
Анализ опубликованной судебной практики показал, что по частоте применения за нарушения в сфере закупок лидирующими являются следующие статьи УК РФ: ст. 286, ст. 285, ст. 159, ст. 290 и ст. 204. Это означает, что необходимо ужесточить уголовную ответственность за совершение данных преступлений.
1 Смотрицкая И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы (научный доклад). М., 2007 // URL: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/605527/
2 Ковалева ЕЛ. Механизм государственных закупок в России // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2008. № 1.
3 Шурпаев Ш.М., Питулько К.В. Особенности совершения преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных нужд // Юрид. исследования. 2016. № 10. С. 78—84 // URL: http://e-notabene.ru/lr/article_20406.html
4 Батюкова В.Е. К вопросу о понятии коррупции // Противодействие преступлениям коррупционной направленности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. Николаю Сергеевичу Алексееву / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; Следственный комитет РФ, Академия Следственного комитета РФ. 2016. С. 36—39.
5 https://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/ Eжемесячный%20сборник%20декабрь%202017.pdf
6 Лнтонов В.И. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике / Киселева О.В. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view7id-9274
7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (действ. ред.) // URL: http://base.garant.ru/ 70410688/#ixzz5ZBwzK3z8
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 26-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. Батюкова В.Е. К вопросу о понятии коррупции // Противодействие преступлениям коррупционной направленности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Николаю Сергеевичу Алексееву / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; Следственный комитет РФ, Академия Следственного комитета РФ. 2016. С. 36—39.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 22. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Состав уголовного преступления
Субъект наказания
Наказание
Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
ч.1 — Нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб
Крупный ущерб — ущерб в сумме, свыше 2, 25 млн руб. (прим. к ст. 170.2 УК РФ)
— работник контрактной службы,
— член комиссии по осуществлению закупок,
— лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг,
— иное уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок ТРУ, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации
— штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев
или
— принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
или
— лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
ч.2 — Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 200.4 УК РФ:
а) совершенное группой лиц по предварительному сговору
б) причинившее особо крупный ущерб.
Особо крупный ущерб — ущерб в сумме, свыше 9 млн руб. (прим. к ст. 170.2 УК РФ)
• штраф в размере от 200 тысяч до одного 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет
или
• принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
или
• лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
ч.1 — Незаконная передача:
— работнику контрактной службы,
— члену комиссии по осуществлению закупок,
— лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг,
— иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок ТРУ,
1. денег, ценных бумаг, иного имущества,
2. незаконные оказание ему услуг имущественного характера,
3. предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой ТРУ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч.ч. 1-4 ст.204 и ст.291 КоАП РФ)
или
ограничение свободы на срок до 2 лет
или
исправительные работы на срок до двух лет
или
принудительные работы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 10кратной суммы подкупа или без такового
или
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 10кратной суммы подкупа или без такового
ч.2 — Деяния, предусмотренные ч.1 ст.200.5, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей)
штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет
или
принудительные работы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 30кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового
или
лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового
ч.3 — Деяния, предусмотренные ч.1 (незаконная передача), п. «а» ч.2 (группой лиц по предварительному сговору) ст.2,
совершенные в особо крупном размере (свыше 1 млн.рублей)
— штраф в размере от 1 млн до 2,5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет
или
— лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 40кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч.1-3 ст.200.5, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
ч.4 — Незаконное получение лицами, указанными в ч.1 ст.200.5,
1. денег, ценных бумаг, иного имущества,
2. незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой ТРУ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч.ч. 5-8 ст.204 и ст.290 КоАП РФ)
• работник контрактной службы,
• член комиссии по осуществлению закупок,
• лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг,
• иное уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок ТРУ, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации
штраф в размере от 400 тысяч до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 3 лет
или
принудительные работы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 20кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
или
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 20кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
ч.5 — Деяния, предусмотренные ч.4 ст.200.5, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены в крупном размере
штраф в размере от 1 млн. до 2 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет
или
лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 50кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
ч.6 Деяния, предусмотренные п.»а» и «б» ч.5 ст.200.5, совершенные в особо крупном размере
штраф в размере от 2 млн. до 5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового
или
лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 50кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.
Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?
Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.