Продажа товаров иностранной компании на территории рф

Продажа товаров иностранной компании на территории рф

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация продает иностранной организации недвижимое имущество (здания, земельные участки), находящееся на территории Российской Федерации. Иностранная организация находится на Британских Виргинских островах.
Каков порядок налогообложения НДС данной операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у российской организации возникает обязанность по исчислению и уплате НДС только в связи с реализацией зданий. Порядок налогообложения НДС данной операции раскрыт ниже.

Обоснование вывода:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Операции, признаваемые объектами налогообложения НДС, перечислены в ст. 146 НК РФ. Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ относит к ним, в частности, операции по реализации товаров на территории РФ.
Согласно п. 1 ст. 39, абзацу второму пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализацией товаров организацией для целей исчисления НДС признается передача ею права собственности на товары другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе. При этом товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ), а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, в том числе и недвижимость (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128, п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Место реализации товаров определяется на основании ст. 147 НК РФ. В частности, в целях главы 21 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ, если товары находятся на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружаются и не транспортируются (пп. 1 п. 1 ст. 147 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-08/14558, от 23.01.2014 N 03-08-05/2273).
Соответственно, при продаже находящейся на территории РФ недвижимости имеют место операции по реализации товаров на территории РФ в понимании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Наряду с этим следует учитывать, что пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ выводит из-под объекта налогообложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).
Таким образом, принимая также во внимание, что положения ст. 149 НК РФ в данном случае не применяются, российская организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС только в отношении операций по реализации зданий иностранной компании.
Если здания продаются на условиях постоплаты, то определить налоговые обязательства по НДС российская организация должна на день передачи зданий покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимости с применением налоговой ставки 18% (п. 3 ст. 164, пп. 1 п. 1, п. 16 ст. 167 НК РФ). Налоговая база при этом будет определяться как стоимость зданий, исчисленная исходя из рыночных цен, которые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, соответствуют фактически примененным, без включения в них НДС (п. 1 ст. 105.3, п. 1 ст. 154 НК РФ).
Если имеет место предоплата, то российская организация должна также исчислить НДС и по факту поступления от покупателя авансовых платежей в оплату зданий по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164, пп. 2 п. 1, п. 14 ст. 167 НК РФ). На дату получения предоплаты налоговая база по НДС определяется исходя из полученной суммы с учетом НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). При этом на дату передачи зданий покупателю российская организация получит возможность принять к вычету суммы НДС, ранее исчисленные ею при получении предоплаты за здания (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Также следует учитывать, что при расчетах за здания в иностранной валюте выручку для целей определения налоговой базы по НДС нужно пересчитывать в рубли по курсу ЦБ РФ на даты, соответствующие моменту определения налоговой базы по НДС при реализации товаров, установленному ст. 167 НК РФ (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Место реализации товаров для целей НДС;
– Энциклопедия решений. Учет реализации земельных участков;
– Энциклопедия решений. Налогообложение при купле-продаже недвижимого имущества. Учет у продавца;
– Энциклопедия решений. Организация раздельного учета НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Покупаем товары у иностранной компании

Организации, приобретающие товары, работы или услуги у иностранных компаний, нередко сталкиваются с трудностями при уплате НДС. В статье мы расскажем, как определить, должна ли организация выполнять обязанности налогового агента, как рассчитать налоговую базу и принять к вычету сумму НДС.

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, перечисленными в ст. 161 НК РФ (п. 4 ст. 173 НК РФ).

В частности, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах (далее — российские налогоплательщики) и приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) иностранных лиц (ст. 161 НК РФ).

Однако не каждая закупка товаров у иностранной компании «превращает» российского покупателя в налогового агента.

При каких условиях компания является налоговым агентом по НДС

Обязанность исчислить, удержать и перечислить агентский НДС возникает у российской компании при одновременном выполнении следующих условий (ст. 161 НК РФ):

1. Операция облагается НДС.

2. Товары (работы, услуги) приобретаются у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков. Если иностранная организация зарегистрирована в России, НДС она будет уплачивать сама (ст. 143, 146 НК РФ).

3. У иностранной компании приобретены товары на территории РФ или работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ.

Поговорим более подробно о третьем условии.

Определяем место реализации

В общем случае место реализации товаров определяется по правилам ст. 147 НК РФ. Напомним, что товар считается реализованным на территории РФ, если в момент начала отгрузки или транспортировки он находится в РФ либо товар находится на территории России и при этом не транспортируется и не отгружается.

Место реализации работ и услуг определяется по правилам ст. 148 НК РФ. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1. Российская компания заключила договор с иностранным издательством и получает журналы по почте.

В рассматриваемой ситуации в момент отгрузки товар находится за пределами РФ. Поэтому российская компания не должна уплачивать НДС в качестве налогового агента. Налог придется уплатить при ввозе товара на территорию РФ на основании подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Такую позицию высказал Минфин России в письме от 05.03.2011 № 03-07-08/59.

Ситуация 2. Российская компания заключила с иностранной фирмой договор на оказание ремонтных работ оборудования, находящегося за пределами РФ.

Местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, не признается территория России, если такое имущество находится за ее пределами (подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поэтому ремонтные работы в рассматриваемой ситуации на территории РФ НДС не облагаются, российская компания налоговым агентом не является (письмо Минфина России от 02.03.2012 № 03-07-08/59).

Ситуация 3. Российская компания заключила с иностранной организацией договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. При этом товары перевозятся между пунктами, один из которых находится в России, а другой — за ее пределами.

В этом случае российская компания налоговым агентом по НДС не является, и эти услуги налогом не облагаются. Это объясняется положениями подп. 4.1 п. 1 и подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. А именно, местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями за пределами территории РФ или между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории России, а другой — за ее пределами, территория РФ не признается (письма Минфина России от 18.10.2013 № 03-07-08/43655, от 13.08.2013 № 03-07-08/32779, от 01.02.2013 № 03-07-08/2075, от 03.12.2012 № 03-07-08/335).

Если бы и пункт отправления, и пункт назначения находились на территории РФ, то российской компании пришлось бы выполнять обязанности налогового агента по НДС (письмо Минфина России от 18.10.2013 № 03-07-08/43655).

Обратите внимание на важный момент. При заключении сделок с хозяйствующими субъектами Таможенного союза место реализации определяется в порядке, установленном Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. (далее — Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол). Дело в том, что международные договоры имеют приоритет над нормами национального законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ).

Ситуация 4. Российская фирма приобрела у казахстанской компании услуги по организации выставки, которая проводилась в рекламных целях.

Местом реализации услуг по организации выставок с целью размещения рекламной информации, оказываемых казахстанской компанией российской фирме, признается территория РФ. Российская фирма в этом случае является налоговым агентом по НДС. Эту позицию высказал Минфин в письме от 26.06.2012 № 03-07-15/68. Финансисты приводят следующие аргументы.

Взимание НДС при оказании услуг производится в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг в соответствии с налоговым законодательством данного государства (ст. 2 Протокола).

К рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для не­определенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (ст. 1 Протокола).

На основании ст. 3 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государством — членом Таможенного союза, признается территория этого государства.

Ситуация 5. Российская организация приобрела у иностранной организации услуги по разработке проектной документации на объект недвижимости.

По мнению Минфина, российская компания в этом случае признается налоговым агентом по НДС (письмо от 01.03.2012 № 03-07-08/56).

Местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществ­ляет деятельность на территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультацион­ные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструктор­ские разработки и другие подобные услуги).

Финансисты подчеркнули, что способ передачи результатов работ в данном случае значения не имеет.

Рассчитываем налоговую базу

Налоговая база по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных компаний определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Она рассчитывается как сумма дохода иностранной организации от реализации товаров (работ, услуг) (цена, которая установлена в договоре) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Таким образом, если в контракте предусмотрено, что цена включает в себя НДС, то при исчислении налога нужно использовать расчетную ставку налога 18/118.

Если же НДС не выделен, российскому заказчику придется увеличить договорную стоимость товаров (услуг, работ) на сумму НДС. Иными словами, заплатить налог исходя из ставки 18%, то есть фактически за счет собственных средств (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276). На то, что заказчик должен исполнить обязанности налогового агента, даже если в соглашении определена сумма без учета НДС, указал и ВАС РФ (постановление от 03.04.2012 № 15483/11).

При приобретении у иностранной компании товаров НДС уплачивается налоговым агентом в общем порядке: за истекший налоговый период (квартал) равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ, письма Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303, от 13.11.2008 № 03-07-08/254).

Перечислить сумму налога в бюджет за приобретенные работы и услуги налоговый агент должен одновременно с выплатой дохода иностранной компании. В этом случае в банк сдаются одновременно два платежных поручения (письмо Минфина России от 09.02.2012 № 03-07-08/33):

  • на перечисление дохода иностранному лицу;
  • на перечисление удержанного НДС в бюджет (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если расчеты с иностранным лицом за услуги (работы) ведутся с применением безденежных форм расчетов, налог в бюджет перечисляется по общим правилам — не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором произведен взаимозачет (письмо Минфина России от 16.04.2010 № 03-07-08/116). К примеру, если взаимозачет был проведен в апреле 2013 г., то НДС нужно уплатить не позднее 20 июля, 20 августа и 20 сентября 2013 г.

Налоговый агент может уплатить налог раньше, чем выплатит доход иностранному партнеру. Это не считается нарушением (письмо Минфина России от 13.05.2011 № 03-07-08/149).

Отметим еще один важный момент. Как правило, расчеты с иностранными контрагентами производятся в валюте, в то время как НДС в бюджет перечисляется в рублях. Сумму агентского НДС нужно определять в рублях на дату перечисления средств иностранному партнеру (письма Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303, от 03.07.2007 № 03-07-08/170).

Принимаем НДС к вычету

Суммы НДС, удержанные российским покупателем из доходов иностранного лица и фактически уплаченные в бюджет, могут быть предъявлены им к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

условия для вычета

Право на вычет возникает при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый агент является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Налоговые агенты, применяющие специальные налоговые режимы или не являющиеся плательщиками НДС, удержанный НДС к вычету принять не смогут;
  • товары (работы, услуги) приобретаются налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК). Если услуги, оказанные иностранной организацией, используются при осуществлении операций, как подлежащих обложению НДС, так и освобожденных от обложения этим налогом, к вычету НДС принимается только в части облагаемых операций (письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-07-08/190);
  • сумма НДС уплачена налоговым агентом в бюджет, и у него есть соответствующие платежные документы (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • налоговым агентом выставлен правильно оформленный счет-фактура (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ);
  • товары (работы, услуги) приняты к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Читайте также:  В ч 55584 псковская область

Налоговый агент имеет право на применение налоговых вычетов по НДС при соблюдении этих условий независимо от источника его уплаты — из собственных средств или средств, удержанных им при выплате дохода налогоплательщику (письмо Минфина России от 28.02.2008 № 03-07-08/47).

Когда налоговый агент сможет предъявить НДС к вычету

Налоговый агент, уплативший в бюджет суммы НДС, имеет право на вычет данных сумм в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена их уплата в бюджет (письма Минфина России от 23.10.2013 № 03-07-11/44418, от 13.01.2011 № 03-07-08/06).

Суды тоже считают, что налоговый агент может воспользоваться вычетом в периоде уплаты налога (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2013 № А56-71652/2011).

Арбитры подчеркивают, что нормы НК РФ не содержат каких-либо условий о предъявлении к вычету суммы НДС, уплаченной налоговым агентом, в налоговом периоде, следующем за периодом, в котором была произведена уплата налога (постановления ФАС Московского округа от 26.10.2010 № КА-А40/12573-10, от 29.03.2011 № КА-А40/1994-11, Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 № А32-21695/2008-46/378-34/283-2010-11/1).

А вот у налоговиков иная позиция. Они утверждают, что НДС к вычету можно принять только в следующем после уплаты налога периоде (письма ФНС России от 07.09.2009 № 3-1-10/712@, от 07.06.2008 № 3-1-10/81@). Поэтому заявлять вычет в периоде фактической уплаты налога весьма рискованно.

Российская организация ООО «Колибри» заключила контракт на приобретение товаров у иностранного поставщика Alfa LTD на сумму 10 000 евро, в том числе НДС. Товары были получены 20 января 2013 г. (курс — 40 руб./евро). Оплата за товар была перечислена 2 февраля 2013 г. (курс — 41 руб./евро).

По итогам I квартала ООО «Колибри» представило налоговую декларацию с отражением в ней суммы НДС к уплате в качестве налогового агента в размере 62542,22 руб. (10 000 евро x 18 : 118 х х 41 руб.). Налог был перечислен в бюджет тремя равными платежами в установленные сроки: 19 апреля, 18 мая и 20 июня.

Значит, в декларации за II квартал ООО «Колибри» вправе за­явить к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС.

Предположим, что НДС удержан и уплачен при перечислении авансов в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

По мнению контролирующих органов, суммы НДС с аванса, которые российская организация как налоговый агент уплатила в бюджет, подлежат вычету только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов о принятии к учету. Естественно, при наличии счета-фактуры на сумму предоплаты (письма Минфина России от 29.11.2010 № 03-07-08/334, ФНС России от ШС-22-3/634@).

Аргументация следующая. По общему правилу, покупатели вправе принять к вычету НДС с аванса (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ). Однако на налоговых агентов это правило не распространяется. Ведь к вычету можно принять сумму налога, выставленную продавцом, по счету-фактуре от продавца. А налоговый агент сам себе выписывает счет-фактуру.

Получается, что НДС с аванса налоговый агент сможет принять к вычету только после принятия на учет товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-08/23545, решение ВАС РФ от 12.09.2013 № 10992/13).

Налоговый агент должен выставить счет-фактуру от имени иностранного продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ) в течение пяти календарных дней, считая со дня предварительной оплаты или оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

Счет-фактура подписывается налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченным лицом). Заполняется счет-фактура с учетом следующих особенностей:

  • в строках «Продавец» и «Адрес продавца» счета-фактуры указываются соответственно полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранной компании-продавца согласно договору, заключенному между фирмой и иностранным контрагентом (подп. «в», «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 , далее — Правила);
  • в строке «ИНН/КПП продавца» ставится прочерк (абз. 2 подп. «д» п. 1 Правил);
  • в строке «К платежно-расчетному документу» отражаются номер и дата платежно-расчетного документа, который подтверждает оплату приобретенных товаров (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ, подп. «з» п. 1 Правил). В этой строке также необходимо указать номер и дату платежно-расчетного документа, который свидетельствует о перечислении суммы налога в бюджет (абз. 8 Приложения № 1 к Правилам).

После того как налоговый агент составил счет-фактуру в двух экземплярах, один экземпляр он должен зарегистрировать в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением № 1137).

Второй регистрируется в книге покупок только после того, как у налогового агента возникнет право на налоговый вычет (п. 3 ст. 171 НК РФ, п. 23 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением № 1137).

Продажа товара иностраному контрагенту без перемещения через таможеную границу

Добрый день, уважаемые юристы!
Можно ли продать ввезенный на территорию РФ товар, прошедший таможенную очистку иностранному контрагенту (нерезиденту), не имеющему филиала или представительства в РФ, без вывоза за пределы РФ ?
Предусмотрены ли при этом таможенные платежи или налоговые платежи ?
При последующей продаже иностранным контрагентом этого товара на территории РФ (без вывоза за пределы РФ) требуется ли повторная таможенная очистка и таможенные платежи (пошлина, авансовый платеж) ?

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 5562 отзыва эксперт

Здравствуйте! если товар уже ввезен и прошел все таможенные операции и процедуры – то пока он не покидает территорию рф – больше никаких вопросов с таможней быть не должно ( пошлины уплачивались при ввозе). формально продать то можно- вы собственник – продали, а новый владелец уже может распоряжаться как угодно, захочет пускай вывозит, не захочет- пускай хранит на арендованном складе.

налоги вы будете платить как и после любой др сделки вашей фирмы

  • 8,0 рейтинг
  • 2289 отзывов эксперт

Т.к. товар продается на территории РФ, без последующего перемещения за пределы РФ, то такая сделка не является внешнеэкономической. Чтобы себя как-то обезопасить, то укажите в условиях поставки базис поставки: EXW (ваш адрес где будет забираться товар) ИНКОТЕРМС 2000. (посмотреть что это можно тут – http://www.tamognia.ru/incoterms/e/exw/)

Обратите внимание на то, на каких условиях покупался ввезенный в РФ товар. В своем договоре с покупателем обязательно укажите, что товар продается для использования на территории РФ, а не для вывоза.

Кроме того, обязательно проконсультируйтесь со своим банком, чтобы не нарушить зак-во о валютном регулировании и валютном контроле.

  • 7,1 рейтинг
  • 988 отзывов

Доброго Вам дня!

– Можно ли продать ввезенный на территорию РФ товар, прошедший таможенную очистку иностранному контрагенту (нерезиденту), не имеющему филиала или представительства в РФ, без вывоза за пределы РФ ?

Да, это сделать можно.

————————————-
– Предусмотрены ли при этом таможенные платежи или налоговые платежи ?

Какие-либо таможенные платежи необходимо уплачивать при перемещении товара через границу. В описываемом Вами случае такового не происходит. Соответственно никаких таможенных платежей платить не нужно.

————————————-
– При последующей продаже иностранным контрагентом этого товара на территории РФ (без вывоза за пределы РФ) требуется ли повторная таможенная очистка и таможенные платежи (пошлина, авансовый платеж) ?

Опять же перемещения через границу не происходит. Однако это иностранное ЮЛ обязано уплатить НДС (местом реализации товаров будет РФ, см. ст. 148 НК РФ) и налог на прибыль в России. Это сделает налоговый агент – покупатель товара.

Кроме того необходимо учитывать, что если продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров осуществляется иностранной организацией с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов (в том числе таможенных) и такая деятельность носит регулярный характер, то по общему правилу такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства (Приказ МНС РФ от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 “Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций”).

В этом случае налог на прибыль исчисляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, самостоятельно.

По вопросам налогообложения данных операций Вам лучше обратиться к налоговому консультанту.

Российский посредник для иностранной компании: проблемы НДС

Достаточно часто иностранные юридические лица не хотят открывать свои представительства на территории России, но собираются продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги для российских покупателей. В этом случае, как правило, иностранные организации прибегают к помощи комиссионеров – российских юридических лиц.

У этой распространенной хозяйственной операции есть ощутимый законодательный пробел, связанный с вопросом уплаты НДС из выручки иностранного юридического лица российскими налоговыми агентами. В чем он заключается и как можно его устранить, мы расскажем в нашей статье.

Автор : П. В. Яковенко

Реализация иностранным юридическим лицом товаров

В этом случае необходимость уплаты НДС в российский бюджет возникает дважды. Первый платеж будет произведен на таможне, при пересечении товаром таможенной границы РФ. При этом не имеет значения, будет товар доставлен напрямую покупателю либо он накапливается на складе комиссионера (имеется в виду договор поставки на условиях консигнации). В любом случае, при ввозе товаров на таможенную территорию России возникает объект налогообложения по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кто же должен заплатить налог таможенным органам?

В пункте 1 ст. 16 ТК РФ[1] установлено, что обязанность по совершению таможенных операций в целях выпуска товаров несет российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена. Оно имеет право выступать в качестве декларанта, в обязанности которого входит либо уплатить таможенные платежи, либо обеспечить их уплату. В этом качестве также могут выступать любые иные лица (как правило, российские), правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на ее таможенной территории (п. 1 ст. 126 ТК РФ).

Внешнеэкономическую сделку в данном случае комиссионер, согласившийся работать по договору комиссии, заключает с иностранным юридическим лицом. Поэтому комиссионер – резидент будет оплачивать таможенные платежи, включая НДС. Правда, декларирование товаров может произвести и таможенный брокер, но тогда комиссионер должен возместить ему затраты, хотя ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов будет именно брокер (п. 2 ст. 144 ТК РФ).

Воспользоваться налоговым вычетом по НДС, уплаченному при ввозе товара на таможенную территорию России, комиссионер не может. Суммы НДС и ввозных таможенных пошлин он должен предъявить к возмещению комитенту – иностранному юридическому лицу. Ведь комиссионер совершает сделку за счет комитента, который, согласно ст. 1001 ГК РФ, обязан возместить ему суммы, израсходованные на исполнение поручения.

Не имеет права предъявить НДС к вычету из российского бюджета и комитент – нерезидент РФ. Согласно п. 4 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, которые уплатил налогоплательщик – иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах России, при ввозе им товаров на таможенную территорию РФ для использования их в его производственной или осуществления им иной деятельности. Но даже выполнив это условие, иностранное лицо сможет получить назад уплаченный им НДС только в том случае, если встанет на учет в российских налоговых органах.

Второй раз НДС надо будет заплатить при реализации ввезенных товаров на территории России. Комиссионер осуществляет реализацию товара комитента на основании договора купли-продажи, заключенного с российскими покупателями. В качестве продавца в таком договоре обычно указывается организация – комиссионер. Тем не менее, истинным продавцом товара в такой ситуации является иностранное юридическое лицо. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 996 ГК РФ товар, поступивший к комиссионеру от комитента либо приобретенный комиссионером за счет комитента, является собственностью последнего. Поэтому обороты по реализации товара возникают у комитента, и переход права собственности на товар совершается непосредственно от комитента к покупателю.

Как гласит п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России. Место и момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с частью второй НК РФ (п. 2 ст. 39 НК РФ). При этом ст. 147 НК РФ устанавливает, что для целей исчисления НДС местом реализации товаров признается территория России в следующих случаях:

– если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется;

– если товар находится на ее территории в момент начала отгрузки или транспортировки.

Под отгрузкой товара в гл. 21 НК РФ понимается не переход права собственности на товар, а его фактическая отгрузка. По мнению некоторых специалистов, в данных условиях объекта обложения по НДС не возникает, так как продавцом товара является иностранное юридическое лицо, товар транспортировался, отгружался и в момент начала отгрузки находился вне территории России. Российский комиссионер лишь обеспечивал комитенту – нерезиденту сделку купли-продажи, осуществляя свою деятельность за счет комитента. При этом если нет объекта налогообложения по НДС, то у российской стороны – комиссионера – не возникает обязанностей налогового агента.

Однако налоговые органы имеют прямо противоположное мнение. И их доводы выглядят не менее убедительно. Товар, растаможенный комиссионером, выпускается в свободное обращение и становится российским (ст. 11 ТК РФ). Его отгрузка покупателю производится комиссионером уже с таможенной территории России, поэтому возникает объект налогообложения по НДС, отсутствие которого возможно только в случае растаможивания товара непосредственно самим покупателем (либо уполномоченным им таможенным брокером).

При реализации товаров на территории России иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база, определяемая как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом НДС, рассчитывается налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (ст. 161 НК РФ). В соответствии с п. 2 названной статьи налоговыми агентами признаются организации (индивидуальные предприниматели), состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Вот тут-то и возникает по-настоящему большая проблема – парадоксально: объект налогообложения по НДС есть, а заплатить налог в бюджет некому.

Читайте также:  Суточная парковка у курского вокзала

Во-первых, не будет являться плательщиком НДС в российский бюджет иностранное юридическое лицо, так как оно не состоит на учете в российских налоговых органах. Во-вторых, налоговым агентом по НДС не является и российский комиссионер, так как не выполняются условия, указанные в ст. 161 НК РФ, – комиссионер не приобретает товар у иностранного партнера, а наоборот, продает его. И в-третьих, не является налоговым агентом и покупатель товара. Ведь на основании двухстороннего договора купли-продажи товар приобретается у посредника, и доход выплачивается не иностранному юридическому лицу, а посреднику. Покупатель товара может вообще не знать о том, что товар не принадлежит той организации, у которой он его купил.

По этому пробелу в законодательстве на настоящий момент арбитражная практика отсутствует. Есть только несколько похожих дел в отношении комиссионеров по старому закону об НДС[2] – постановления ФАС Московского округа от 14.02.03 № КА-А40/262-03-П и от 16.04.03 № КА-А40/1769-03. Согласно решению суда, комиссионеры в ситуации, аналогичной рассматриваемой, налоговыми агентами не признавались.

Кроме того, отметим, что п. 4 ст. 174 НК РФ, требующий от банка не осуществлять перевод денежных средств в пользу иностранного лица без одновременного получения платежного поручения на перечисление НДС, распространяется только на работы и услуги. В отношении реализации товаров данное условие не предусмотрено.

Но покупатель товара может предъявить сумму уплаченного им НДС к вычету из бюджета, ведь комиссионер, реализуя товар иностранного юридического лица покупателю, выписывает ему от своего имени счет-фактуру. Так указано в Постановлении Правительства РФ № 914[3] . А это означает, что покупателем выполнены все требования, необходимые для принятия «входного» НДС к вычету, установленные ст. 172 НК РФ.

Объект налогообложения по НДС у комиссионера – резидента возникает только в части оказания посреднических услуг – местом их реализации является территория РФ. Это вытекает из пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Налогоплательщики, получающие доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, исчисляют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров, – такие особенности определения налоговой базы по НДС отмечены в п. 1 ст. 156 НК РФ.

ООО «Кондиционер» заключило с иностранной компанией, не зарегистрированной в российских налоговых органах, договор комиссии о продаже товаров в России.

В августе 2004 г. на российскую таможенную территорию был завезен товар таможенной стоимостью 25 000 евро. Курс евро на день декларирования товара составил 35,1951руб./евро.

Таможенные платежи, которые пришлось заплатить комиссионеру при растаможивании товара, составили:

– таможенная пошлина – 233 963 руб. (25 000 x 31,1951 x 30%);

– таможенный сбор в рублях – 7 799 руб. (25 000 x 31,1951 x 1%);

– таможенный сбор в валюте – 12,5 евро (390 руб.) (25 000 x 31,1951 х 0,05%);

– НДС – 182 491 руб. ((233 963 + 25 000 x 31,1951) x 18%).

Все эти расходы были предъявлены комиссионером для оплаты комитенту как суммы, использованные на исполнение поручения.

После растаможивания товар был продан ЗАО «Арктика» за 1 500 000 руб., в том числе НДС – 228 814 руб. Комиссионер выписал покупателю счет-фактуру на эту сумму. Оплатив товар, ЗАО «Арктика» предъявило «входной» НДС к вычету из бюджета. Комиссионер перечислил деньги иностранной компании, удержав из ее дохода свое комиссионное вознаграждение. Банк не потребовал платежного поручения на уплату НДС, так как деньги перечислялись иностранной компании не за выполнение работ или услуг. В результате НДС в сумме 228 814 руб. в российский бюджет не поступил.

На практике эту проблему решают двумя способами. Во-первых, комиссионер сообщает покупателю о том, что тот приобрел товар иностранного поставщика. После этого покупатель выполняет обязанности налогового агента. В данной ситуации, по мнению автора, при выплате дохода иностранному лицу (но только через счета комиссионера) налоговый агент должен выставить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «за иностранное лицо через комиссионера». В качестве поставщика в нем указывается данное иностранное лицо. При этом счет-фактура выставляется и регистрируется в книге покупок только в момент фактической уплаты НДС в бюджет.

Во-вторых, налоговые органы могут потребовать от комиссионера удержать НДС из дохода комитента и уплатить его в бюджет. В большинстве случаев комиссионеры идут навстречу пожеланиям налоговиков. Тем не менее, решение суда по данному вопросу предсказать трудно. Если судьи будут читать Налоговый кодекс буквально, то у налоговых органов шансов на победу нет. Но если они будут руководствоваться «бюджетной целесообразностью», то аргументацию суда в этом случае предугадать нелегко. Вполне реальна ситуация, когда российский покупатель может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога.

Реализация иностранным юридическим лицом работ или услуг

Объектом обложения по НДС, помимо реализации товаров, является также реализация работ или услуг на территории России (ст. 146 НК РФ). Однако определить место реализации работ или услуг более сложно, чем место реализации товаров. Этому вопросу посвящена ст. 148 НК РФ, из анализа которой следует, что в большинстве случаев при реализации комиссионером работ или услуг иностранного партнера для российских покупателей возникает объект налогообложения по НДС. Исключением являются работы или услуги, которые не перечислены в пп. 1–4 п. 1 ст. 148 НК РФ, так как местом их реализации территория РФ не признается, если иностранное юридическое лицо, выполняющее их, фактически не присутствует на ее территории ни на основании государственной регистрации, ни на основании места, указанного в учредительных документах организации (места управления организацией; места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации; места нахождения постоянного представительства в РФ).

По мнению автора, комиссионер также должен выписать российскому покупателю работ или услуг иностранного юридического лица счет-фактуру, хотя в п. 24 Постановления № 914 речь идет только о реализации товаров. Дело в том, что требование при продаже работ или услуг о выставлении не позднее пяти дней, считая со дня выполнения работ или оказания услуг, соответствующих счетов-фактур содержится в п. 3 ст. 168 НК РФ, а стороной договора купли-продажи работ или услуг для российского покупателя в рассматриваемой ситуации является именно комиссионер. Таким образом, покупатель указанных работ или услуг будет иметь право предъявить уплаченный НДС к вычету из российского бюджета, так как все необходимые для этого условия, установленные ст. 172 НК РФ, будут им соблюдены.

Остается выяснить: кто же должен перечислить в российский бюджет начисленный с реализации работ или услуг НДС? Так же, как и в случае реализации товаров, не будет являться плательщиком НДС иностранное юридическое лицо – поставщик работ или услуг, так как оно не состоит на учете в российских налоговых органах. Комиссионером по-прежнему не выполняются условия ст. 161 НК РФ – он не покупает работы или услуги, а только способствует их реализации, поэтому комиссионер не является в данном случае налоговым агентом. Ну а покупатель работ или услуг не будет являться налоговым агентом в силу того, что эти работы или услуги он покупает не у иностранного поставщика, а у российской организации – комиссионера.

ЗАО «Орион» заказало ООО «ЮрСпектр» разработку проектной документации специализированного помещения под склад. ООО «ЮрСпектр» является комиссионером иностранной компании. Фактические услуги по разработке проекта оказываются именно им. Местом реализации работы является территория России, так как покупатель работы осуществляет свою деятельность на ее территории (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Стоимость работы составляет 210 000 руб., в том числе НДС – 32 034 руб.

Заказчику комиссионером выставлен счет-фактура. Оплатив работу, ЗАО «Орион» предъявило сумму уплаченного НДС к вычету из российского бюджета. Удерживать и перечислять НДС с суммы оплаченной работы ЗАО «Орион» не стало, так как справедливо посчитало, что оно заказало выполнение работы российской организации, а следовательно, не является налоговым агентом.

Банк отказался перечислить денежные средства со счета комиссионера на счет его иностранного партнера без предъявления платежного поручения на уплату НДС в российский бюджет, а комиссионер – удержать и уплатить НДС, так как также правомерно посчитал, что он в данном случае не является налоговым агентом.

Ситуация зашла в тупик. Перечислить деньги непосредственно иностранному юридическому лицу российский покупатель работ или услуг не может. Дело в том, что этому препятствует действующее валютное законодательство России, ведь внешнеторговый контракт заключил именно комиссионер, а не покупатель.

Для того чтобы перечислить денежные средства за работу или услугу непосредственно иностранному поставщику, покупатель должен выполнить требования Федерального закона № 173-ФЗ, а также указания Инструкции Банка России № 117-И[4] и Положения Банка России № 258-П[5]. Проще говоря, покупателю работ или услуг в этом случае легче заключить договор напрямую с поставщиком, и тогда отпадет необходимость в комиссионере.

Таким образом, как и в случае реализации товаров, имеются два выхода, не приводящие к конфликту с налоговыми органами. Первый – комиссионер сообщает покупателю о наличии иностранного партнера, и покупатель удерживает и перечисляет НДС в бюджет. При этом он оформляет соответствующим образом счет-фактуру и переводит деньги комиссионеру за вычетом удержанного налога.

Второй – добровольное возложение на себя обязанностей налогового агента комиссионером. О том, что сумма, перечисляемая им, будет меньше на сумму удержанного НДС, он должен заранее предупредить своего иностранного партнера и оговорить это в заключенном с ним договоре

[1] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.03 № 61-ФЗ.

[2] Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

[3] Постановление Правительства РФ от 02.12.00 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

[4] Инструкция Банка России от 15.06.04 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

[5] Положение Банка России от 01.06.04 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Продажа товара нерезиденту на территории РФ

Продажа товара нерезиденту на территории РФ

Опишите причину своей жалобы

просим пояснить:
1. Клиент зарегистрирован на виргинских островах великобритания. Клиент платит в долларах сша с расчетного счета российского банка за отгрузку оборудования, оборудование получает на территории Росии, Оплата производится в форме 100% предоплаты.
просим пояснить бухгалтерские, налоговые проводки (учет). Будет ли являться экспортом.
2. Тот же самый клиент платит в долларах сша, но с расчетного счета банка расположенного за пределами России.
100% предоплата, оборудование получает на территории России. Просим пояснить будет ли данная операция относится к экспорту, какие бухгалтерские и налоговые проводки необходимо сделать.

Ответ ( Один )

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

НДС

Операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0 процентов (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В рассматриваемых случаях товар с территории РФ Вами не вывозится, а значит данная операция не относится к экспорту.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации налогоплательщик должен исчислить и уплатить НДС независимо от того, какое лицо является покупателем: российское или иностранное (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В Вашем случае применяется ставка 18%.

НДС у поставщика при получении предоплаты (аванса) за товар

Налог уплачивается в бюджет с суммы, реально полученной от покупателя. В дальнейшем эта же сумма налога (в рублях) ставится к вычету на дату отгрузки товара (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Изменение курса иностранной валюты (у. е.) на день применения вычета на эту сумму уже не влияет. Одновременно у поставщика вновь возникает момент определения налоговой базы по НДС (п. 14 ст. 167 НК РФ). Налоговая база на дату отгрузки товара в счет ранее поступившей 100%-ной предоплаты определяется исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без пересчета по курсу Банка России на дату отгрузки товара (см., например, Письма ФНС России от 21.07.2015 N ЕД-4-3/12813, Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-15/70 (направлено ФНС России для сведения и использования в работе Письмом от 12.09.2012 N АС-4-3/15209@), от 06.03.2012 N 03-07-09/20).

НДС у поставщика при передаче товара по договору, в котором предусмотрена предоплата (аванс)

В момент отгрузки товара НДС начисляется в бюджет со всей стоимости передаваемых товаров, а НДС, уплаченный с предоплаты (аванса), ставится к вычету (п. 14 ст. 167, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль у поставщика при получении предоплаты

При применении в налоговом учете метода начисления в части полученной предоплаты (аванса), сумма которой выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), курсовые разницы не возникают (абз. 1 п. 11 ч. 2 ст. 250, абз. 1 пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налог на прибыль у поставщика при передаче товара покупателю

Поставщик, применяющий метод начисления, отражает доходы (выручку) от реализации товаров на дату их передачи, так как в этот момент происходит переход права собственности (п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ, ст. 223 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходы от реализации поставщик вправе уменьшить на стоимость приобретения товара и иные расходы, связанные с его реализацией, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 268 НК РФ. Если передается готовая продукция, то выручка от ее реализации может быть уменьшена на расходы, связанные с ее производством и реализацией, которые определяются в порядке, установленном ст. ст. 318, 319 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Расчеты с покупателями отражаются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», при этом авансы и предварительные оплаты учитываются обособленно (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Сумма предоплаты, полученной в счет предстоящей поставки продукции, не признается доходом организации (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Курсовые разницы не возникают, если покупатель полностью оплатил товары (работы, услуги) авансом. Ведь после отгрузки у него не будет задолженности перед вами. Выручку продавец признает на дату отгрузки в рублях по курсу у. е. или валюты на дату перечисления аванса (п. 9 ПБУ 3/2006, Письмо Минфина от 30.05.2016 N 03-03-06/1/31059).

Читайте также:  Кровь на совместимость супругов

Поэтому аванс в рубли ВЫ пересчитаете 1 раз на момент перечисления.

Порядок отражения в учете суммы НДС, начисленной с полученного аванса, действующими нормативно-правовыми актами не определен. В связи с этим организация самостоятельно определяет такой порядок и закрепляет его в своей учетной политике (п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Сумма НДС, начисленная при получении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок продукции, может отражаться по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», аналитический счет 76-НДС-ав «НДС с авансов полученных» (62, аналитический счет 62-НДС-ав «НДС с авансов полученных»), в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Выручка от реализации продукции по договору поставки признается в бухгалтерском учете доходом от обычных видов деятельности и отражается по дебету счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. п. 5, 6, 12 ПБУ 9/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Погашение дебиторской задолженности покупателя отражается по кредиту счета 62 в корреспонденции с соответствующими счетами в зависимости от способа ее погашения. В данном случае сумма предоплаты засчитывается в счет оплаты стоимости отгруженной продукции, что отражается внутренней записью в аналитическом учете по счету 62.

Начисление НДС с выручки отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 90, субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», и кредиту счета 68. Одновременно сумма НДС, начисленная при получении предоплаты и подлежащая вычету, списывается с кредита счета 76, аналитический счет 76-НДС-ав (с кредита счета 62, аналитический счет 62-НДС-ав), в дебет счета 68.

приобретаем у иностранца

Наиболее распространенными случаями, когда вы в качестве налогового агента будете уплачивать НДС, являютс

  • приобретение товаров (работ, услуг) у иностранца;
  • аренда или покупка имущества (федерального, субъектов РФ или муниципального) непосредственно у органов власти или управления;
  • продажа в качестве посредника товаров (работ, услуг) иностранца.

Кроме того, вы можете стать налоговым агентом, когда реализуете на территории РФ конфискованное имущество, имущество по решению суда, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, ценности, перешедшие по праву наследования государству, а также при просрочке регистрации судна в Российском международном реестре судо Но эти ситуации довольно специфические, мы их рассматривать не будем.

А начнем мы с приобретения товаров (работ, услуг) у иностранца.

Кто должен выполнять агентские обязанности

Налоговые агенты по НДС — это организации и предприниматели, которые исчисляют НДС за другого налогоплательщика, удерживают сумму налога из выплачиваемых ему доходов и перечисляют ее в бюдже

Выступать в роли налоговых агентов могу

  • плательщики НДС;
  • организации и ИП, применяющие общую систему налогообложения (ОСНО), но получившие освобождение от исполнения обязанностей НДС;
  • спецрежимники — упрощенцы, вмененщики, ИП, применяющие патентную систему налогообложения.

Условия для признания вас налоговым агентом

Когда вы покупаете у иностранца товары (работы, услуги), то налоговым агентом вы будете признаваться только при одновременном выполнении таких услови

Если образовательные услуги вам будет оказывать филиал иностранной организации в России, то платить НДС за него вам не нужно

УСЛОВИЕ 1. Местом реализации товаров (работ, услуг) является территория РФ. А это выполняется,

  • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется. Имейте в виду, если вы покупаете недвижимость в РФ у иностранца, то вы не будете являться налоговым агентом. Ведь иностранная организация, владеющая недвижимостью на территории РФ, в обязательном порядке ставится на учет в налоговых органа Так что НДС с продажи недвижимости она будет уплачивать
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ;
  • приобретаемые работы, услуги подпадают под условия, названные в ст. 148 НК РФ. Обратим лишь внимание, что при приобретении у иностранца работ/ услуг, поименованных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, в частности консультационных, юридических, бухгалтерских, рекламных услуг, вы всегда будете являться налоговым агентом. Ведь местом реализации указанных работ/ услуг всегда будет признаваться территория РФ, поскольку в этом случае место реализации определяется по месту ведения деятельности покупателя работ/ услуг, то есть российской организации, зарегистрированной в

УСЛОВИЕ 2. Иностранная организация не состоит на учете в российских налоговых органах. Узнать об этом вы можете:

  • попросив у иностранца копию уведомления/ свидетельства о его постановке на налоговый учет в РФ (форма № 11 форма № 11 Если он скажет, что такого документа у него нет, значит, он не зарегистрирован в РФ;
  • пробив его по базе на сайте ФНС через сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагент Если сведений о госрегистрации иностранца там нет, значит, он на налоговом учете не состоит.

А вот если иностранец предоставит вам копию уведомления/ свидетельства о постановке на учет или вы увидите, что он есть в базе на сайте ФНС, тогда у вас не будет агентских обязанностей, он сам должен будет платить

РАССКАЗЫВАЕМ КОНТРАГЕНТУ

Предоставить налоговому агенту копию свидетельства/ уведомления о постановке на учет в ИФНС в интересах самого иностранного контрагента. Иначе агент удержит с него НДС.

Заметим, что иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (отделения), также подлежат постановке на учет в налоговых органах и им присваиваются ИНН и И если вы будете приобретать товары (работы, услуги) у филиала или представительства иностранной компании, то НДС платить вам не придется.

Минфин считает, что вы должны исполнять обязанности налогового агента и в случае приобретения товаров (работ, услуг) у иностранных

УСЛОВИЕ 3. Договор заключается с иностранцем напрямую, а не через российского посредника, участвующего в расчетах.

УСЛОВИЕ 4. Приобретаемые товары (работы, услуги) облагаются НДС. Если же приобретаемые товары (работы, услуги) освобождены от НДС (поименованы в ст. 149 НК РФ) или их реализация — не объект налогообложения (поименованы в п. 2 ст. 146 НК РФ), тогда удерживать налог у иностранца и перечислять его в бюджет вы не должн Но вот декларацию по НДС все равно представить придется. Правда, заполнять в этом случае нужно будет не агентский раздел 2, а раздел 7, где отражаются не облагаемые НДС операци

Как определить налоговую базу по НДС

Налоговую базу по НДС вы должны определять как стоимость услуг с учетом налог И здесь важно обратить внимание вот на что. Исчисленный НДС вам нужно будет удерживать из денег, которые вы будете перечислять иностранцу. А это означает, что иностранец получит сумму дохода за минусом налога. Поэтому эту информацию нужно донести до своего иностранного контрагента еще на стадии заключения договора. То есть вам нужно установить в контракте такую цену, чтобы и вы без проблем налог с нее удержали, и иностранец получил именно ту сумму, которую хочет. Однако некоторые иностранцы не хотят вникать в тонкости нашего налогового законодательства. В связи с этим возможны две ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. НДС контрактом предусмотрен

Как правило, в контрактах с иностранными контрагентами приводятся такие формулировки:

  • «установленная цена включает в себя сумму всех налогов, подлежащих уплате исполнителем на территории РФ»;
  • «цена, в том числе НДС по ставке 18%»;
  • «цена увеличивается на сумму НДС, подлежащую уплате на территории
  • «цена, кроме того НДС».

В зависимости от формулировки контракта НДС рассчитывается

  • цена включает в себя НДС, тогда цена умножается на расчетную ставку
  • цена увеличивается на НДС, тогда цена умножается на 18%.

СИТУАЦИЯ 2. НДС контрактом не предусмотрен

Тогда, даже если вы полностью перечислите иностранцу сумму, указанную в контракте, вам все равно придется исчислить НДС по ставке 18% и перечислить его в бюджет. Причем сделать это придется за счет собственных средст

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Лучше, если в контракте с иностранцем будет указано, что цена услуг включает в себя российский НДС. И этот налог будет удержан из перечисляемого иностранцу дохода. Тогда споров с ним не будет.

А вот не перечислять налог вообще, аргументируя тем, что раз расчеты с иностранцем уже завершены, то налог удержать из его доходов невозможно, а уплата налога за счет средств налогового агента противоречит не получится. Как указал ВАС, если налоговый агент сам не исчислит НДС, то при проверке налоговики вправе удержать с него нало В этом случае неприменима позиция о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога, основанная на том, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик (то есть иностране к которому инспекция и должна предъявлять требование об уплате налога. Ведь иностранное лицо в российских налоговых органах на учете не состои Имейте в виду, что, помимо налога, вам придется заплатить еще и пени, которые будут начисляться до момента исполнения обязанности по уплате налог

Когда надо исчислить НДС и перечислить его в бюджет

Определить сумму НДС надо на дату перечисления иностранц

  • денег за реализованные товары (работы, услуги);
  • аванса в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Как правило, цена товаров (работ, услуг) в контракте указана в иностранной валюте и расчеты с иностранцем также производятся в валюте. А вот исчислить НДС и перечислить его в бюджет нужно в рубля В связи с этим стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) или сумму перечисленного аванса нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денег иностранц При этом рублевую сумму НДС, исчисленную с валютного аванса, вам уже не придется перерассчитывать на дату получения товаров (подписания акта о выполнении работ, оказании услуг).

ВНИМАНИЕ

В платежке на перечисление НДС за иностранца нужно указать статус плательщика «02» — налоговый агент (а не «01» — налогоплательщик). А КБК по НДС и для налогоплательщиков, и для налоговых агентов единый — 182 1 03 01000 01 1000 110.

Удержанный у иностранца НДС вы должны перечислять по своему месту нахождения (то есть по реквизитам ИФНС, в которой вы состоите на учет

При этом порядок и сроки перечисления НДС в бюджет будут зависеть от того, что вы приобретаете у иностранца и в какой форме с ним рассчитываетесь:

  • вы приобрели у иностранца работы или услуги и рассчитываетесь с ним в денежной форме, тогда НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с перечислением денег иностранц Более того, банку прямо запрещено принимать поручение на перевод денег иностранцу, если вы не принесете платежку на перечисление НДС в бюдже Поэтому вам необходимо оформить сразу два платежных поручения: одно — на оплату работ или услуг, второе — на перечисление НДС. Это правило работает и при перечислении иностранцу авансов.

Если же приобретаемые работы или услуги НДС не облагаются, тогда поручение на перечисление денег иностранцу банк примет без платежки на уплату

  • вы приобрели у иностранца товары и рассчитываетесь с ним в денежной форме, тогда удержанный НДС надо перечислить в общеустановленные сроки, то есть равными долями не позднее числа каждого из 3 месяцев, следующих за кварталом, в котором приобретены товар В таком же порядке перечисляется в бюджет и НДС, исчисленный с аванса под приобретение товаров;
  • вы приобрели у иностранца товары, работы или услуги, но деньги ему не перечисляли, а применили неденежные формы расчетов, тогда НДС также перечисляется в бюджет в общеустановленные сроки. То есть равными долями не позднее числа каждого из 3 месяцев, следующих за кварталом, в котором произведен зачет встречных требований (передано имущество, оказаны услуг

Имейте в виду, по мнению Минфина, исчислить НДС, удержать его из доходов иностранца и перечислить в бюджет нужно и в том случае, если вы иностранцу ничего не перечисляете. Например, в счет оплаты по договору вы передаете имущество или сами оказываете иностранцу услуги (выполняете работы), а потом делаете взаимозаче Кстати, эта позиция закреплена в Правилах ведения книги продаж. Они предписывают налоговым агентам составлять счета-фактуры и при безденежных формах расчето И это несмотря на то, что Пленум ВАС и ВС еще в 1999 г. пришел к выводу, что у налогового агента нет обязанности удерживать налог с иностранца, если оплата ему произведена в натуральной форме, а денежных выплат не было. В этом случае налоговый агент лишь обязан в течение месяца с момента передачи имущества или оказания встречной услуги в произвольной форме письменно сообщить в ИФНС о невозможности удержать Кстати, то же самое Пленум ВАС повторил и в

Если же вы не хотите спорить с проверяющими, тогда можно поступить так: неденежные расчеты с иностранцем проводить на сумму без НДС, а налог перечислять в бюджет.

Как и когда составить

Счет-фактуру от имени иностранца вы выставляете себе сами не позднее 5 календарных дней со дня перечисления иностранцу аванса или денег в оплату уже поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услу Это означает, что если вы товары получили (работы для вас выполнили, услуги вам оказали), но вы их еще не оплатили, то составлять счет-фактуру не нужно.

Если вы приобретаете товары (работы, услуги), которые не облагаются НДС по ст. 149 НК РФ, то счет-фактуру можете не составлят

Как мы уже говорили, обычно товары (работы, услуги) оплачиваются иностранцам в иностранной валюте. И в этом случае стоимостные показатели в счете-фактуре вы можете указать в валют Но раз уж налоговую базу по НДС и сумму налога, перечисляемую в бюджет, вы считаете в рублях, удобнее и счет-фактуру заполнять сразу в рублях.

Так как счет-фактуру иностранцу вы передавать не будете, то его можно выписать в одном экземпляре.

Поскольку порядок составления счета-фактуры при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранца имеет некоторые особенности, рассмотрим его на примере.

Пример. Заполнение налоговым агентом при оказании ему услуг иностранцем

/ условие / Компания spol. (место нахождения — Чешская Республика) оказала ООО «Фокус» юридические услуги. Стоимость услуг по договору составляет 3540 евро, в том числе НДС 540 евро. ООО «Фокус» за оказанные услуги 13.07.2015 перечислило чешской компании 3000 евро (за минусом НДС). Курс евро на 13.07.2015 —

/ решение / Организация все показатели рассчитала в рублях:

  • налоговая база по НДС — 222 833,80 руб. (3540 евро x
  • НДС к уплате в бюджет — 33 991,60 руб. (222 833,80 руб. х Он перечислен в бюджет 13.07.2015 платежным поручением № 1234;
  • стоимость услуг без НДС — 188 842,20 руб. (222 833,80 руб. – 33 991,60 руб.).

Счет-фактуру ООО «Фокус» должно оформить в одном экземпляре так.

СЧЕТ-ФАКТУРА № 1850 от « 15 » июля 2015 г. (1)

ИСПРАВЛЕНИЕ №от «»(1а)

Ссылка на основную публикацию