Процедура розыска человека за рубежом

Международный розыск: процедура объявления, сроки. База данных преступников, находящихся в международном розыске

Международный уголовный розыск считается одним из ключевых направлений сотрудничества стран в противодействии преступности. При его проведении действуют международно-правовые нормы и принципы, положения межгосударственных соглашений и национальных законодательств. Рассмотрим далее особенности международного розыска преступников и иных лиц.

Общая характеристика

Международным розыском называется комплекс мероприятий уполномоченных структур страны-инициатора и запрашиваемых иностранных государств, направленный на обнаружение, задержание и экстрадицию (выдачу) разыскиваемых лиц. Он проводится на территории каждой страны, участвующей в поиске.

Сотрудничество государств базируется на следующих принципах:

  • Суверенного равенства стран.
  • Невмешательства в дела других государств.
  • Добросовестного исполнения взятых обязательств.
  • Уважения свобод и прав человека.
  • Неотвратимости наказания за совершенные противоправные действия.

Основы взаимодействия

В ходе осуществления международного розыска используются все общепринятые формы сотрудничества стран. В частности, государства заключают специальные двух- и многосторонние соглашения, создают универсальные и региональные организации.

Сотрудничество стран осуществляется через посредничество Национальных центральных бюро, международный розыск Интерпола. Взаимодействие координируется Секретариатом МОУП (Международной организации уголовной полиции).

Значение МОУП

В структуру Международной службы розыска входит Генеральный секретариат. Этот орган является постоянно действующим.

Генеральный секретариат координирует мероприятия в международном масштабе, обеспечивает обновление базы данных преступников , которые находятся в розыске. Этот орган также уполномочен отменить действия по поиску лиц в связи с нарушением Устава Интерпола или недостаточностью сведений.

Через Национальное Центральное бюро выполняется международный розыск субъектов:

  • Подсудимых, обвиняемых, но скрывшихся от следственных или судебных органов.
  • Уклоняющихся от отбывания наказания.
  • Осужденных, сбежавших из мест заключения.
  • Безвестно пропавших.

Деятельность НЦБ направлена на обеспечение взаимодействия правоохранительных и прочих госструктур России и зарубежных стран-членов Интерпола.

Основания объявления в международный розыск

Через НЦБ можно инициировать поиск лиц только на территории стран-участниц Интерпола.

Существует ряд нюансов, на которые необходимо обратить внимание. Розыск по линии Интерпола инициируется только в случае, если получены сведения о:

  • Выезде субъекта за пределы России.
  • Наличии дружеских, родственных или других связей у лица за границей РФ.
  • Намерении гражданина покинуть Россию с деловой либо иной целью.

Если имеются подтвержденные сведения о том, что лицо выехало за границу РФ, розыск объявляют незамедлительно. Вместе с тем предпринимаются меры по оперативному объявлению гражданина в федеральный розыск.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, – розыск по линии Интерпола не предусмотрен для субъектов, причастных к преступлениям в военной, политической сфере, а также носящим расовый или религиозный характер.

Нюансы

По линии Интерпола разыскиваются преступники , совершившие побег и уклоняющиеся от отбывания наказания, только если они были осуждены к тюремному заключению.

В организации мероприятий может быть отказано, если в соответствии с национальными законодательными нормами страны, на территории которых предполагается их проведение, за деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый субъект, уголовная ответственность не предусматривается.

Процедурные вопросы

Одновременно с объявлением в розыск в подразделения погранконтроля ФСБ РФ направляется запрос на постановку на контроль преступников, находящихся в розыске .

Поиск обвиняемого, осужденного, подсудимого через НЦБ осуществляется на основании соответствующего постановления правоохранительных органов.

Поручение Генпрокуратуры

Оно направляется в НЦБ для инициирования международного розыска субъектов для дальнейшего ареста и экстрадиции. Для этого формируется поручение Генпрокуратуры обратиться в компетентные органы зарубежных стран по каналам Интерпола с запросом о задержании разыскиваемого гражданина до получения официального ходатайства на его экстрадицию.

В поручении должно содержаться подтверждение того, что при обнаружении и задержании лица на территории какой-либо страны-участницы Интерпола выдача будет запрошена в установленном порядке.

Подготовительный этап

До направления в НЦБ запроса на объявление в розыск преступника или гражданина, безвестно пропавшего, уполномоченные структуры должны:

Установить факт выдачи разыскиваемому субъекту загранпаспорта. Если ответ будет положительным, в соответствующем подразделении УФМС запрашиваются копии материалов, ставшие основанием для получения документа, и реквизиты последнего.

Предпринять меры к сбору данных о личности разыскиваемого гражданина, в том числе необходимых для идентификации субъекта.

Собрать иную информацию, материалы, документы, которые используются при формировании запроса на международный розыск.

Действия НЦБ

После получения запроса Национальное бюро проводит его проверку на соответствие установленным требованиям. После изучения принимается одно из решений:

  1. Принять меры для исполнения запроса.
  2. Истребовать дополнительные сведения, если полученных данных недостаточно.
  3. Отказать в объявлении гражданина в международный розыск.

О решении, принятом Бюро, уведомляется структура, направившая запрос. В ответе указываются меры, предпринятые для организации розыска, полученных в ходе него результатах.

Основные мероприятия

После объявления гражданина в розыск НЦБ осуществляет:

  • Направление запроса в зарубежные страны-члены Интерпола (в одну или несколько).
  • Подготовку и передачу в Генеральный секретариат МОУП ходатайств (YELLOW, BLUE либо RED NOTICE).

Во все страны-члены Интерпола запрос направляется, если:

  1. Оперативно-розыскная работа, проведенная на территории государств, в которых у разыскиваемого были связи, и он сам мог находиться, не дали результатов.
  2. Имеются подтвержденные данные о выезде субъекта за пределы России, но информации о местонахождении или возможных связях за границей отсутствуют.

Ходатайство о формировании международного извещения о розыске направляется в Секретариат через год после отправки во все страны-члены Интерпола запроса об объявлении гражданина в розыск, если предпринятые ранее меры оказались неэффективными.

RED NOTICE

Это ходатайство направляется для составления уведомления о розыске лица для последующего его ареста и экстрадиции. Оно направляется в Секретариат, если в НЦБ из Генпрокуратуры поступило подтверждение о том, что при обнаружении и задержании субъекта на территории иностранного государства, арест и выдача этого лица будут запрошены по установленным правилам.

RED NOTICE может передаваться до истечения года с момента отправки запроса во все страны-члены Интерпола, если:

  1. Разыскиваемый гражданин совершил особо тяжкое деяние.
  2. Преступлением причинен крупный ущерб.
  3. Гражданин является рецидивистом.

Прекращение розыска

Оно допускается по истечение периода, отведенного на реализацию всех необходимых мероприятий по обнаружению гражданина. Срок международного розыска ограничен 1 годом. Однако предусмотрена возможность его продления. Для продолжения оперативно-розыскных мероприятий ежегодно должно направляться уведомление в НЦБ.

Международный розыск завершается, если:

  • Местонахождение разыскиваемого гражданина установлено на территории РФ или зарубежного государства.
  • Обнаружен труп лица или получены документальные подтверждения о его смерти.
  • Прекращено уголовное производство.
  • Произведена выдача субъекта правоохранительным органам, инициировавшим розыск.
  • Гражданин задержан на территории России.
  • Изменена мера пресечения.
  • Издан акт об амнистии.

При наличии одного из указанных оснований выносится постановление о завершении международного розыска.

Порядок взаимодействия с Национальным бюро при обнаружении/задержании лица

Сообщение об обнаружении либо задержании гражданина, разыскиваемого для последующего ареста и экстрадиции, передается:

  • Инициатору мероприятий непосредственно или через его филиал (если запрос поступил из него). Филиал после получения сообщения должен перенаправить его инициатору розыска в течение суток.
  • Генпрокуратуре РФ.

Передача гражданина

Через НЦБ с компетентными структурами страны, не являющейся участницей СНГ, должны быть согласованы вопросы, связанные с реализацией процедуры выдачи субъекта, находившегося в розыске. В частности, определяются дата, время, место передачи, перечень обязательных документов, численность и состав конвоя. Кроме того, должны быть урегулированы вопросы, связанные с пребыванием гражданина в иностранном государстве.

О доставке лица инициатор розыска извещает НЦБ. Национальное бюро, в частности, уведомляется о дате прибытия, месте размещения гражданина.

После доставки инициатор розыска в трехдневный срок после передачи обязан вынести постановление о завершении розыскных мероприятий. Документ в течение 2 суток должен быть передан в НЦБ или филиал. Последний также в течение двух суток обязан проинформировать Национальные бюро зарубежных стран, на территории которых проводился розыск, о его прекращении.

Особенности взаимодействия компетентных органов при обнаружении безвестно пропавшего

В случае поступления в НЦБ соответствующего сообщения оно направляется инициатору поисковых мероприятий либо в филиал.

Если обнаружен совершеннолетний дееспособный безвестно пропавший гражданин, компетентные органы страны, на территории которой он был найден, могут сообщить о его местонахождении только с его согласия. Если таковое отсутствует, передают сведения только о факте обнаружения лица.

Если найденным является несовершеннолетний, субъект, страдающий психическими расстройствами, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, сообщение о местонахождении направляется без согласия обнаруженного лица.

После получения сведений инициатор розыскных мероприятий выносит постановление об их завершении. Документ должен быть издан в течение 3 суток.

Информационное обеспечение

Запросы правоохранительных структур зарубежных стран, поступившие по каналу Интерпола в ОВД РФ, признаются основанием для проведения розыскных мероприятий на территории России.

В качестве ответственных за организацию розыска выступают НЦБ, подразделения МВД и иных уполномоченных органов. В порядке, установленном Министерством внутренних дел, Национальное бюро направляет в единую информсистему сведения об осужденных, обвиняемых, подсудимых и гражданах, безвестно пропавших, для ведения учета.

Розыск в России

После получения запроса из Секретариата или НЦБ иностранного государства, представителей правоохранительных структур, аккредитованных при диппредставительствах и консульствах на территории РФ, об организации розыскных мероприятий, Национальное бюро обязано изучить его. В ходе исследования проверяются:

  • Полнота информации для объявления в розыск.
  • Уголовная наказуемость деяния, к которому причастен гражданин, по российскому законодательству.
  • Наличие с инициатором розыска договора, регламентирующего условия и порядок выдачи.

Если уполномоченные органы зарубежного государства, направившие запрос, располагают данными о возможном местонахождении субъекта, его связях в России, они должны быть переданы в компетентные российские структуры вместе с запросом на выполнение оперативно-розыскных действий для установления адреса, по которому находится гражданин, или для задержания лица. В таком запросе должна присутствовать информация, необходимая для идентификации субъекта, сведения о преступлении, к которому он причастен, документе-основании его задержания. В качестве последнего выступает, в частности, ордер на арест либо судебное постановление.

Особенности международного розыска по линии Интерпола

Международный розыск является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Сотрудничество между государствами в данной сфере реализуется на основе общепризнанных принципов международного права, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добровольного выполнения государством взятых обязательств, уважения прав человека.

Читайте также:  График выплаты пенсий военнослужащим

Международный розыск осуществляется через Международную организацию уголовной полиции (МОУП) — Интерпол. Возможности данной организации позволяют организовать розыск преступников во всемирном масштабе.

Интерпол — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участников в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции — Интерпола, 1956 г.).

Международный розыск по линии Интерпола проводится при посредничестве НЦБ Интерпола, которое также координирует розыскную деятельность между российскими и зарубежными странами.

Рассмотрим основные направления деятельности Интерпола.

1. Уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников. Она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников. Идентификационными признаками являются: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др.

Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный характер. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников.

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление.

3. Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.

Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах родственников и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся также сведения о неопознанных трупах иностранцев.

4. Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п.

Данная работа осуществляется в тесном сотрудничестве не только с государствами — членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО — инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970).

При этом государства, участвующие в данном сотрудничестве, взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а при пересечении таможенных границ требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны.

На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Данная деятельность на территории России осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола при МВД России. В 2011 г. по линии Интерпола в международном розыске за правоохранительными органами России значилось 1659 обвиняемых и осужденных. Всего в базе Генерального секретариата числилось 68,2 тыс. таких лиц. В настоящее время из числа разыскиваемых по каналам Интерпола преступников 15% составляют лица, обвиняемые в совершении убийства: 19 — в совершении хищения путем мошенничества; 7% — в организации и участии в незаконных формированиях, а также лица, причастные к совершению террористических актов.

Международный розыск проводится, если в результате проведенных ОРМ и следственных действий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрею) ОВД, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Одновременно в запросе относительно розыска преступника за рубежом требуется сообщить: основание розыска, избранную меру пресечения, целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением, задержания и последующей экстрадиции (выдачи).

Запрос и другие необходимые материалы направляются в НЦБ Интерпола в России по почте, а в случае если необходимы безотлагательные действия, копия запроса может быть передана по факсу с последующим направлением всех материалов по почтовой связи.

Территориальные подразделения уголовного розыска могут осуществлять запросы через НЦБ Интерпола по следующим направлениям: организованная преступность, терроризм, преступления в сфере экономики, преступления против личности, запросы информации о разыскиваемых лицах, преступлениях, связанных с оружием и незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, связанных с автотранспортом, фальшивомонетничеством, подделкой документов и кражей произведений искусства.

В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в рамках взаимодействия направляют документы следующие органы: а) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; б) ОВД; в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты); г) оперативное управление ФСО России; д) территориальные органы ФСКН России; е) региональные таможенные управления и таможни; ж) территориальные органы ФСИН России; з) главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители.

Обмен информацией между НЦБ Интерпола и взаимодействующими органами осуществляется:

  • по каналам единой сети электросвязи РФ (ЕСЭ России);
  • по каналам мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России;
  • по сети почтовой связи РФ;
  • по сети федеральной фельдъегерской связи.

Основанием для розыска иностранных граждан на территории России является официальное обращение правоохранительных органов зарубежных стран, поступающее в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.

Запросы на проведение ОРМ силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении лиц, причастных к совершению преступлений на территории РФ, а также о согласовании комплекса совместных мероприятий должны направляться взаимодействующими органами в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федеральных министерств или служб, в системе которых эти органы находятся.

Международные обращения рассматриваются в следующие сроки:

  • немедленно — в течение суток со дня поступления;
  • очень срочно — в течение трех суток;
  • срочно — в течение пяти суток;
  • обычно — в течение десяти суток.

Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, прекращается в связи с достижением цели розыска и по истечении его срока. Срок международного розыска ограничивается одним годом, но может быть при необходимости увеличен путем направления уведомления о его продлении.

Основаниями прекращения международного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи являются:

  • выдача разыскиваемого иностранным государством либо его осуждение и пребывание в местах лишения свободы другого государства;
  • задержание разыскиваемого на территории РФ;
  • обнаружение на территории РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получение документально подтвержденных данных о смерти разыскиваемого;
  • прекращение уголовного дела;
  • изменение меры пресечения с заключения под стражу на иную;
  • акт амнистии;
  • истечение одного года после объявления международного розыска.

При наличии оснований для прекращения международного розыска выносится постановление.

В целях эффективного осуществления международного розыска Интерпол ведет уголовную регистрацию лиц с помощью электронно-вычислительной техники и помещает в открытую часть своего сайта в Интернете сведения о лицах, в отношении которых имеются международные уведомления о розыске. В автоматизированных банках данных Генерального секретариата Интерпола имеются сведения о более 47,5 тыс. преступников, разыскиваемых правоохранительными органами стран, входящих в Интерпол.

Начиная с 2000 г. дактилоскопические карты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, объявленных в международный розыск по линии Интерпола, включаются в Федеральный автоматизированный банк данных дактилоскопической информации. Передача дактокарт осуществляется через НЦБ Интерпола. Кроме того, в НЦБ Интерпола при МВД России ведется отдельная база данных «Международный розыск лиц». В ней размешается информация об обвиняемых, осужденных, пропавших без вести лицах, объявленных в розыск по каналам Интерпола российскими правоохранительными органами.

Организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами России по линии Интерпола регламентируются межведомственными нормативными актами.

Наши партнеры

2015-2020 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Как объявляется розыск по линии Интерпола?

11 февраля экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский был объявлен в международный розыск через Интерпол по делу Пичугина. Напомним, что 23 декабря 2015 года Басманный суд Москвы по ходатайству следователя заочно арестовал Ходорковского. Россия намерена добиваться экстрадиции экс-главы нефтяной компании.

АиФ.ru рассказывает о процедуре объявления в международный розыск.

Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путём денежных средств и имущества — это акт международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами.

Как осуществляется международный розыск лиц?

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество национального Центрального бюро (НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Что необходимо для объявления лица в международный розыск?

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, для объявления лица в международный розыск необходима санкция суда на арест, последующую экстрадицию и постановление о предъявлении обвинения. Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает неопровержимыми доказательствами вины того, кого оно хочет найти за границей.

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска.

Читайте также:  Мегатоп условия возврата обуви

Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведённых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Как происходит процедура объявления лица в международный розыск?

Процедура объявления в международный розыск такова: поручение передаётся из Генпрокуратуры в национальное бюро Интерпола, откуда поступает в штаб-квартиру в Лионе (Франция). Генсек Интерпола сам выносит решение об извещении государств-членов организации о розыске конкретного лица.

Сначала в Интерполе вопрос изучается. Если нет оснований для отказа (то есть человек действительно разыскивается на родине за уголовное преступление и скрывается от правоохранительных органов) — запрос удовлетворяется.

Осуществляется ли международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер?

Нет, международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется. Если государство-инициатор объявления международного розыска обвиняемого не соблюдает этот пункт, Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учётов Интерпола.

В каких ещё случаях не осуществляется международный розыск?

В организации международного розыска может быть отказано и в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осуждён, не влечёт уголовной ответственности.

Интерпол ищет шесть тысяч россиян. Как это работает

– Павел Константинович, как наши органы ищут преступников, скрывшихся за рубежом. Кто вообще уполномочен объявить человека в розыск по всему миру?

– Чтобы организовать поиск подозреваемого или обвиняемого, оперативник в чьем производстве находится розыскное дело, просто выносит постановление об объявлении его в международный розыск.

– Что для этого нужно?

– Только наличие уголовного дела и достоверных сведений о пребывании беглеца вне России . Потерпевшему достаточно заявить следователю или оперативнику, что он располагает такими сведениями. Они могут быть от знакомых подозреваемого, даже из соцсетей. Не требуется никакого их документального подтверждения. А уж следователь или оперативник решают – задействовать ли Интерпол .

– И сколько всего объявленных в международный розыск граждан России?

– Более шести тысяч.

– Сколько уже поймано?

– Сотни. Количество задержаний и экстрадиций каждый год увеличивается. Если нам дают хорошую фактуру, как можно больше данных по беглецу, мы с очень большой вероятностью найдем человека. У нас хорошие партнерские отношения со всеми странами членами Интерпола.

– А есть страны, не выдающие разыскиваемых?

– Есть. Можно посмотреть в интернете с кем у нас есть договор о выдаче, а с кем – нет.

– Значит, стоит разыскиваемому уехать в страну, с которой у нас нет договора о выдаче, он уйдет от ответственности?

– Не уйдет. У нас, например, нет договора о выдаче с США . Но американские власти выдают нам задержанных у них россиян в порядке депортации.

– В чем разница между экстрадицией и депортацией?

– Экстрадиция – выдача обвиняемых стране, где на них есть уголовное дело. Депортация – выдворение нарушившего правила проживания. Всегда можно найти повод, чтобы выслать нехорошего человека.

Начальник отдела НЦБ Интерпола МВД РФ Павел Зайкин.

– А если страна – не член Интерпола?

– Таких стран всего четыре. Например, Тувалу . Там особо не скроешься – население меньше 12 тысяч человек, все знают друг друга в лицо. Или Северная Корея – кто в здравом уме станет скрываться там, где можно нарваться на гораздо большие неприятности, чем экстрадиция в Россию.

– Ловит ли ваше подразделение граждан других стран, скрывающихся в России?

– Конечно. Один мой отдел занимается розыском наших лиц, скрывшися за границей. Другой отдел – лиц, что-то натворивших «там» и приехавших в Россию. В этом мы особенно продуктивно взаимодействуем с Германией , Италией , Грецией , там много наших бывших соотечественников. Некоторые из них думают, что могут, совершив преступление, скрыться на бывшей родине. Мы их обычно разочаровываем – ловим и экстрадируем. На сайте МВД России есть страничка Интерпола, где в открытом доступе вся информация по экстрадициям. Пофамильно. Сколько, кого, куда и откуда.

– Есть ли проблемы во взаимодействие с бюро Интерпола других стран?

– Проблемы есть. Например, мы объявили в розыск около 60 человек, совершивших преступление в Крыму . Генсекретариатом Интерпола принято странное решение о снятии этих лиц с розыска, так как Крым не признан ООН территорией России. Директор российского бюро, вице-президент Интерпола Александр Прокопчук уже пять лет пытается донести до коллег, что нельзя из-за политических разногласий позволять передвигаться по миру десяткам преступников. Это опасно для всех.

– А если розыскники отказываются объявить подозреваемого в международный розыск? Скажем, отвечают, что это нецелесообразно?

– Ловить преступников всегда целесообразно. Кроме письменной жалобы в прокуратуру можно сообщить на горячую линию Главного Управления Собственной Безопасности. Это должно подействовать. В конце концов, если потерпевший подозревает, что тут имеет место коррупция и нежелание эффективно вести поимку, он может заявить в подразделение «М» ФСБ .

– Не слишком круто?

– Нормально. Все эти ведомства имеют рычаги, чтобы реально воздействовать на ситуацию

(Полностью интервью с Павлом Зайкиным читайте в журнале «Стоп мошенник»)

ИЗ ДОСЬЕ

Интерпол – Международная организация уголовной полиции – объединяет 194 государства. Штаб квартира расположена в Лионе ( Франция ).

КРАСНЫЙ УГОЛ – ЧЕРНАЯ МЕТКА

Интерпол получает от национальных бюро уведомления с «красным углом» и распространяет их по миру. В них – данные на преступников, на которых в их стране выписаны ордеры на арест. Но «красный угол» – еще не международный ордер на арест. Страна, получившая его, сама решает, как поступить. Некоторые, как, например, Великобритания , не считают «красный угол» автоматическим основанием для ареста. Однако многие страны сначала все же арестовывают, а потом начинают разбираться.

ДЖЕЙМС БОНД – АГЕНТ ИНТЕРПОЛА?

Еще в 60-е годы по английскому и американскому телевидению показывали сериал об умопомрачительных приключениях «Человека из Интерпола», эдакого агента 007, который разъезжал по свету и арестовывал гангстеров. Это полнейшая выдумка: таких «агентов» Интерпола не существует. Ни один его сотрудник не имеет полномочий производить арест в чужой стране. Это может сделать лишь полицейский, действующий в пределах своей территориальной юрисдикции.

Беcсилие международного розыска или доставка преступников з-за границы не работает! (на рус. языке)

Авторы: Ольга Просянюк, управляющий партнер

Андриана Фозекош, помощник адвоката уголовно-правового департамента

Специально для “Юридическая практика”

В результате проверки данных, в случае их соответствия всем требованиям, при наличии всех оснований и доказательной базы, Генеральный Секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.

После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных, Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы через доступные (или специально определенные) информационные системы.

Как только правоохранительные органы, к примеру Страны А, обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.

Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого он совершил преступление, является довольно длительной и состоит из множества формальностей.

Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица, правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения. При этом, абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдачи, поскольку без применения таких мер, лицо может сбежать и скрыться (хотя, теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).

Параллельно, информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны-инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.

С момента заключения под стражу «беглеца», страна-инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдачи, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако, фактически, страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на срок не более 40 дней). Весь этот процесс сопровождается многочисленной перепиской между странами.

После получения информации орган-инициатор розыска в течении 10 дней, должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. В результате правового анализа предоставленных документов, непосредственно Генеральная прокуратура Украины отправляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.

Именно на этом этапе, после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.

Общепризнан факт, что выдача преступников – это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах – суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом, лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.

В результате анализа международного законодательства, обнаружено целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, основными из которых являются:

1. если запрашивающей страной не было предоставлено всех необходимых для удовлетворения запроса материалов и доказательств;

2. истек срок давности преступления;

3. совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;

4. запрашивающей страной не предоставлено гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;

5. правонарушение предусмотрено военным правом;

6. правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением.

7. экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;

8. экстрадируемым лицом получено право убежища.

Довольно часто на практике случается отказ запрашиваемой страной в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.

Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они на практике являются наиболее частыми.

Наиболее встречающимися являются отказы в экстрадиции, связанные с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержано. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством подавляющего большинства стран.

Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск. Но, если Генеральный Секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс, что запрашиваемая страна, все же признает политические мотивы экстрадиции. При этом, «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.

Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, действительно большое количество отказов связанно с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.

Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения права убежища, а право убежища служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах, для упрощенной процедуры получения гражданства).

При этом, следует отметить то обстоятельство, что если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.

Таким образом, существуют основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.

Подобные ситуации в многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом, могут быть верным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.

Человек пропал за границей: что делать

Статистика пропавших без вести на сегодня – это страшные цифры. Каждый день в правоохранительные органы поступают заявления об исчезновении людей, которые вносятся в специальный реестр, затем заводятся оперативно-розыскные (или даже криминальные) дела, ведутся поиски… Это нескончаемый конвейер будней наших правоохранителей.

Тем временем родственники сходят с ума в треволнениях за судьбу близкого человека. Но накал страстей может увеличиться в разы, если человек пропал в другой стране. Сегодня, с развитием транспортной и туристической, выезд за границу стал обыденностью. А ведь потеряться в чужой стране намного проще, нежели в родных краях. Что же делать, если ваш родственник не выходит на связь и не дает о себе знать во время пребывания в другой стране?

Почему пропадают люди за границей

В сегодняшних реалиях выезды за границу стали чем-то будничным. Ровно, как и пропажа людей в чужих странах. Чтобы потеряться за рубежом, достаточно не знать языка, не оценить ситуацию в общении с незнакомцем, получить травму и не дождаться помощи. Чаще всего люди пропадают за границей по таким причинам:

  • На отдыхе. Великое множество россиян каждый год отправляются на отдых за границу – заморские курорты привлекают людей своей экзотичностью, сервисом, отрешенностью от ежедневных рабочих проблем, звонков с работы и прочей рутины. Но, очарованные прелестями туристических мест, люди забывают придерживаться элементарных правил безопасности – они тонут в морях, разбиваются на скалах, пропадают вследствие общения с незнакомцами.
  • На заработках. Наверное, самая численная группа пропавших за границей – это так называемые гастарбайтеры, люди, выезжающие в другую страну заработать денег. Часто они перестают подавать родственникам какие-либо сигналы о себе, как только покидают пределы России. Конечно же, взволнованные родственники идут в правоохранительные органы и просят начать поиски пропавшего. Если человек трудится легально, то падать запрос по месте его работы – не составит никакого труда. Сложности начинаются, когда выясняется, что уехавший на заработки – нелегал. Работодатели у них часто оказываются людьми вне закона, а сам рабочий может сильно пострадать: ему могут не заплатить обещанных денег по окончании договора, а могут и вовсе ограничить свободу. К сожалению, истории о трудовом и сексуальном рабстве до сих пор случаются. Чаще, чем мы можем себе представить.

Человек пропал в другой стране: что делать

Как только вы обнаружите признаки пропажи человека за рубежом, начинайте действовать. Сначала нужно обзвонить все места и учреждения, где могут располагать информацией об исчезнувшем и его передвижениях. Помимо самого человека, это:

  • Туристическое агентство, если пропавший был на отдыхе и оформлял свою поездку посредством такой организации.
  • Компания-работодатель, если лицо отправилось за границу по работе.
  • Отель, в котором остановился человек.
  • Местная полиция или спасатели.
  • Российское консульство той страны, в которой произошел инцидент.
  • Консульство страны, в которой пропал человек, в России.

Если звонки не дали никаких результатов, то нужно идти в правоохранительные органы. В полиции заведут оперативно-розыскное дело, объявят пропавшего в межгосударственный розыск. Если пропажа случилась в странах ближнего зарубежья – аналогичные розыскные дела будут заведены и там, сыщики будут работать совместно, передавая друг другу актуальные данные. Если же исчез человек в Западной Европе или на других континентах, то поисками будет заниматься Интерпол. В случае пропажи близкого человека за границей можно обратиться к местным организациям (государственным и волонтерским), занимающимся поисками пропавших людей. Помочь может и Красный Крест, который специализируется на подобного рода делах.

Но будем откровенны, никто из членов этих организаций не будет заниматься исключительно вашим случаем. А частный детектив будет. Поэтому советуем обратиться за помощью в детективное агентство «Ревизор». Наши сотрудники занимаются поиском людей за рубежом так же успешно, как и на территории России. Имея специализированные знания, каналы информации, недоступные простому обывателю, а также многолетний опыт, профессионалы частного сыска легко распутывают такие дела, которые казались безнадежными.

Ссылка на основную публикацию