Может ли оперуполномоченный возбуждать дела

Является ли органом дознания оперуполномоченный оперативного подразделения? В случае проведения оперуполномоченным оперативного подразделения органа внутренних дел проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе ли оперуполномоченный самостоятельно принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности?

Является ли органом дознания оперуполномоченный оперативного подразделения? В случае проведения оперуполномоченным оперативного подразделения органа внутренних дел проверки сообщения о преступлении в порядке статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе ли оперуполномоченный самостоятельно принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения о преступлении по подследственности?

Статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения возложены в том числе на дознавателя и орган дознания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 5 и пунктом 1 части первой статьи 40 УПК органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Исходя из указанных положений УПК, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, не являющиеся по должности дознавателями, имеют статус должностных лиц органа дознания.

Одновременно следует учитывать, что в силу пункта 7 статьи 5 УПК любое должностное лицо органа дознания приобретает статус дознавателя в случае, если оно уполномочено начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в форме дознания, а также иных полномочий, предусмотренных УПК.

В силу взаимосвязанных положений пункта 17 статьи 5, пункта 1 части первой и части третьей статьи 40 2 УПК начальник органа дознания (должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель), а в органах внутренних дел Российской Федерации также заместители начальника полиции уполномочены поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК.

Корреспондирующие положения содержатся в пункте 40 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570), согласно которому проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих.

По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения) о преступлении (пункт 41 указанной Инструкции).

Таким образом, сотрудники оперативных подразделений территориального органа МВД России, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с поручением начальника органа дознания могут быть уполномочены на проведение проверки сообщения о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

При этом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное данным сотрудником, как должностным лицом органа дознания, подлежит утверждению начальником органа дознания или заместителем начальника полиции. Однако утверждение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется, если оно вынесено дознавателем, в том числе должностным лицом органа дознания, на которое начальником органа дознания возложено осуществление полномочий, предусмотренных УПК в порядке, установленном пунктом 7 статьи 5 УПК.

По смыслу части первой статьи 144 УПК проверка сообщения о преступлении и принятие по нему решения в установленный срок должны осуществляться в пределах компетенции дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, установленной УПК.

Компетенция указанных должностных лиц и органов, разной ведомственной принадлежности определяется в том числе с учетом правил подследственности, установленных статьей 151 УПК, что подтверждается пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, согласно которому одно из решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, является передача сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК.

Оперуполномоченный вправе возбуждать уголовное дело

Кто имеет право открыть уголовное производство


Жалобу подает пострадавший, и они не завершается по договоренности сторон.Частные дела – жалоба подается потерпевшим, но дело может быть закрыто в связи с примирением участников.Следует отметить, что начальным этапом открытия дела становится подача заявления либо обнаружение факта совершения преступного деяния. После доследственных мероприятий и для определения подследственности конкретного происшествия материалы передаются прокурору, совместно с постановлением о возбуждении дела.

Прокурор изучает обстоятельства преступления и может отказать.По общим правилам, описанным в ст.

146 УКП РФ, правом возбуждать уголовные дела, наделены только определенные лица, а точнее:органы дознания. ОВД или иные представители исполнительной власти, имеющие право вести оперативную деятельность;дознаватели.

Лица, уполномоченные заниматься следственными действиями по делам уголовного характера.

№ 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570), согласно которому проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения) о преступлении (пункт 41 указанной Инструкции).

Таким образом, сотрудники оперативных подразделений территориального органа МВД России, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с поручением начальника органа дознания могут быть уполномочены на проведение проверки сообщения о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

Защита от неправомерного участия оперативников в следственных действиях

Их основная задача – получение оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем.

Участие оперативников в процессуальных или следственных действиях с процессуальными правами является существенным нарушением прав других участников процесса.

Во-вторых, в случае нарушения оперативником прав привлеченных к процессуальному или следственному действию лиц эти лица не имею возможности заявить оперативному работнику ходатайство об обеспечении их прав и законных интересов (ст.119, 121, 122 УПК РФ).

Задайте вопрос дежурному юристу,

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40 Даниил Букрябов

Некоторые вопросы компетенции оперативных сотрудников при рассмотрении сообщений о преступлениях экономической направленности (Есина А.С., Жамкова О.Е.)

С другой стороны, прокуроры не отменяют постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по той причине, что вынесены они сотрудниками ОЭБиПК, тем самым признавая законность их действий в порядке ст. 145 УПК РФ.В попытках ответить на поставленный вопрос необходимо определиться в двух принципиальных положениях: является ли оперуполномоченный ОЭБиПК субъектом уголовно-процессуальной деятельности и если да, то каковы пределы его компетенции в порядке ст.

145 УПК РФ?В поисках ответа на первую часть вопроса необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся

«.а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»

.——————————— Федеральный закон от 22.07.2010 N 158; Федеральный закон от 07.02.2011. N 4.Данная норма носит

Возбуждение уголовного дела

14 ноября 2012 в 12:07 Великий Новгород ВОЗМОЖНО ЛИ ОФОРМИТЬ ДОГОВОР ДАРЕНИЯ ДЕНЕГ….С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПОКУПКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ 05.08.2010 Здравствуйте, я работаю в гос.

21 февраля 2011 в 16:29 Томск Здравствуйте! У меня такая ситуация. Я окончил техникум, где обучался Поиск:

Может ли участковый

Проверка по сообщению о преступлении относится к стадии возбуждения уголовного дела. Часть 1 статьи 144 УПК РФ устанавливает, что проверку по сообщению о преступлении проводит должностное лицо в пределах своей компетенции, при этом компетенция и указание должностных лиц изложены статье 151 УПК РФ, из неё следует, что уголовные дела относятся к компетенции дознавателей и следователей.

Компетенция следователей и дознавателей устанавливается в зависимости от их принадлежности к определенным правоохранительным органам.

В практике я столкнулся с оппонентом – федеральным судьей, которая сослалась на часть 1 ст.145 УПК РФ в которой указано, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений… Таким образом по мнению оппонента орган дознания, к которому относится участковый уполномоченный тоже вправе принимать решение и соответственно проводить проверку по сообщению о преступлении.

Может ли оперуполномоченный отказывать в возбуждении уголовного дела

Показать полностью… Мой отец занимался строительством на своем земельном участке, и при оформлении необходимых документов для строительства дело дошло до суда. 7.2011 в Каширский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Воронежской области из прокуратуры города Нововоронежа поступил материал проверки по сообщению о неправомерных действиях главы города Нововоронежа Мозгового С. И., начальника отдела архитектуры и градостроительства Малыхиной Л.

Читайте также:  За какие госнаграды положены выплаты

В. Дальнейшим шагом моего отца было заявление в следственный отдел о возбуждении уголовного дела предусмотренного статьями 285, 286, 292 УК РФ (подлог документов, фальсификация и т.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 14-ДП01-38 от 12.11.2001] Возбуждение уголовного дела постановлением старшего оперуполномоченного органов внутренних дел, утвержденным начальником криминальной милиции, не признано нарушением уголовно — процессуального закона.

132 УПК РСФСР о месте производства предварительного следствия, а также требования ст.

Защита от неправомерного участия оперативников в следственных действиях

Защита от неправомерного участия ОБЭП в следственных действиях

Сегодня нередки случаи, когда оперативные сотрудники проводят отдельные процессуальные действия (опознание, проверку показаний на месте, присутствуют при производстве экспертизы и др.) или следственные действия (обыски, выемки, очные ставки, допросы и т.д.). Является ли это правомерным? Далеко не всегда.

Согласно ч.2 ст.163 УПК РФ сотрудники органов, осуществляющих оперативно-следственную деятельность, могу быть привлечены к сложной и объемной работе следственной группы. В данном случае необходимость привлечения определяется не законом, а усмотрением руководителя следственной группы или следователя. При этом объем полномочий оперативников строго определен.

Прежде всего, согласно ст.1 ФЗ РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе выполнять только оперативно-розыскные мероприятия.

Во-вторых, согласно ст.5 ФЗ РФ “Об ОРД” не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом “Об ОРД”.

В-третьих, согласно ч.2 ст21 УПК РФ принимать предусмотренные УПК РФ меры при обнаружении признаков преступления вправе прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель. Оперативные сотрудники такими правами не наделены.

И, наконец, согласно ч.3 ст.7, ч.2 ст.14 ФЗ “Об ОРД” должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения органов дознания, следователя, руководителя следственного органа только о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, принятых ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

Таким образом, законодательство не предоставляет оперативным сотрудникам не только возможность самостоятельно выполнять следственные и процессуальные действия, но и не допускает даже возможности оказывать содействие в их осуществлении.

Каковы же последствия осуществления оперативниками процессуальных или следственных действий?

Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 31.10.1995 № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” указал, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом либо органом.

Итак, участие в процессуальном или следственном действии оперативных работников не связано с наделением их какими-либо процессуальными полномочиями. Их основная задача – получение оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем.

Участие оперативников в процессуальных или следственных действиях с процессуальными правами является существенным нарушением прав других участников процесса.

Во-первых, подозреваемый (обвиняемый) не имеет возможности заявить отвод указанным лицам, поскольку в постановлении о производстве предварительного следствия следственной группой привлеченные к расследованию оперативники не указаны, подозреваемому (обвиняемому) не предъявлены. Приказ начальника органа дознания о выделении следователю конкретных сотрудников для производства обыска или о выделении должностных лиц следственной группе к уголовному делу не приобщается.

Во-вторых, в случае нарушения оперативником прав привлеченных к процессуальному или следственному действию лиц эти лица не имею возможности заявить оперативному работнику ходатайство об обеспечении их прав и законных интересов (ст.119, 121, 122 УПК РФ).

Что же возможно предпринять в такой ситуации для защиты своих прав? Согласно ст.5 ФЗ РФ “Об ОРД” при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ вправе принять меры по восстановлению этих прав и интересов, возмещению причиненного вреда.

Глава 16 УПК РФ предоставляет право обжалования действий и решений не только оперативных сотрудников, но и следователя, касающихся его отношений с оперативными работниками. Используя это право, лучше обжаловать незаконные действия следователя и оперативников как вышестоящему органу (должностному лицу), так и в органы прокуратуры (на основании ч.2 ст.1 ст.10, 22, 29, 30 ФЗ РФ от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре”, Приказа Генерального прокурора РФ от 16.02.2011 № 33 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”).

Отзывы

Дело о разводе и разделе имущества

Ольга Сергеевна, я Вам очень благодарна, что Вы меня поддержали в тот момент, когда все рушилось в моей жизни. Я даже не знаю, кто Вы больше были для меня – адвокат, психолог или друг.

Дело о страховом возмещении после аварии

К Ольге Сергеевне обратилась после автомобильной аварии. Тема тривиальная – не удовлетворяло решение страховой компании. Сумма за груду металлолома вместо автомобиля была ничтожной. Суд со страховой наша адвокат выиграла. Спасибо ей за это большое.

Дело по обвинению в краже

Единственное, о чем я жалею – что не знала об адвокате Ольге Жуковой, когда мою дочь задержали и предъявили обвинение в краже. Я тогда растерялась и понадеялась на государственного адвоката, бесплатного. Как выяснилось – зря.

Дело по замене содержания под стражей

Моего отца обвинили в мошенничестве и заключили под стражу. Но он страдает тяжелым сердечным заболеванием, с которым в камере находиться противопоказано. Но когда я попытался с этим вопросом к судье обратиться, меня даже не стали слушать.

Дело о невыплате компенсации по КАСКО

Попала в серьезную аварию, сама, к счастью, осталась жива, а машина – груда металлолома. Автомобиль для меня – необходимость, поэтому я очень надеялась на выплату страховки, чтобы купить другой. И была в отчаянии, когда страховая выплатила мне всего половину ожидаемой суммы!

Дело о страховании ипотечной квартиры

Я хотел взять квартиру в ипотеку – банк предлагал очень выгодные условия. Но поскольку сам я ни в недвижимости, ни в экономике ничего не понимаю, решил довериться профессионалу.

Дело о разделе имущества супругов

Муж нашел молодую любовницу и решил со мной разводиться. Мы в браке больше 30 лет прожили, я не работала, воспитывала дочку. А все имущество он на себя записывал, и квартиру, и машину, и дачу. Да так хитро, что вроде как это совместно нажитым и не считалось.

Уполномоченные лица: кто может возбудить уголовное дело?

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации :

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

    Читайте также:  Приказ отмена путевых листов

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

    Уполномоченные лица

    Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

    1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
    2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

    • капитанов судов;
    • руководителей экспедиций;
    • начальников антарктических станций;
    • начальников сезонных баз;
    • глав дипломатических представительств;
    • глав консульских учреждений.

    Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Кто может возбудить дело?

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Кто не может?

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


    Это быстро и бесплатно !

    Как подготовиться к опросу в ОБЭП

    Вы предприниматель, и вас вызывают в ОБЭП .

    С утра звонил оперуполномоченный и назначил встречу завтра на 9:00. Вам кажется, что вы знаете причину звонка.

    Подождите паниковать. Я консультирую предпринимателей, которых вызывают на опросы в ОБЭП , — если подготовиться к беседе, риски можно свести к минимуму. Расскажу, чего ожидать от встречи.

    Что за ОБЭП

    Управление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК), раньше называвшийся ОБЭП , — это полицейские, занимающиеся нарушениями, связанными с бизнесом и коррупцией. Например, нарушение авторских прав, уклонение от уплаты налогов, ограничение конкуренции. Если вы занимаетесь бизнесом, то у вас есть шансы попасть в их поле зрения. Поскольку старое название ОБЭП — Отдел по борьбе с экономическими преступлениями — пока еще на слуху, в статье я буду использовать его.

    У сотрудников ОБЭП есть два способа лично общаться с предпринимателями: допрос и опрос при проверке.

    Основания проверки или допроса

    Опрос чаще всего проводится, когда никакого уголовного дела еще нет. Это называется доследственной проверкой. В ходе доследственной проверки сотрудники полиции собирают информацию о возможном правонарушении.

    Не всегда сразу понятно, было преступление или не было. Может, человека кто-то оговорил. Может, его действия кто-то воспринял ошибочно. Возбуждать уголовное дело в отношении человека просто на основании заявления нельзя — нужно сначала проверить информацию. Сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении полиция обязана проверить. На такую проверку закон дает не более трех суток.

    Поступило сообщение о том, что ИП Иванов регулярно дает взятки чиновникам для победы на тендерных торгах и получает подряды на строительство дорог. Оперуполномоченные вызывают Иванова и говорят: «Расскажите, как вы дороги строите». Иванов отвечает: «Не занимаюсь я строительством, книжками торгую. Вот, посмотрите документы». Смотрят они: правда, книжками человек торгует. В этом случае с Иванова возьмут объяснение, и на этом все закончится. Уголовного дела не будет, вызывать на допрос никого не придется.

    Допрос возможен исключительно в ходе следствия или дознания. Этот этап наступает после доследственной проверки. Вас вызовут, если оперуполномоченные возбудили уголовное дело, а вы в нем свидетель, подозреваемый или обвиняемый. Иногда проверка не нужна, уголовное дело возбуждают сразу. Например, если нашли труп.

    Если вас вызвали на допрос

    На допрос вызывают повесткой, которую вручают под подпись. Ее могут передать где угодно, в том числе на работе. Если вас не застали дома — повестку передадут взрослому члену семьи.

    В повестке обязаны указать:

    1. ФИО вызываемого на допрос.
    2. В каком качестве вызывается — свидетель, подозреваемый, обвиняемый.
    3. К кому и по какому адресу нужно прийти.
    4. Дату и время.
    5. Последствия неявки без уважительных причин.

    Не пойти на допрос нельзя. Иначе вас насильно приведут сотрудники ОБЭП — это называется приводом.

    Если вам вручили повестку, закрывайте эту статью и звоните адвокату. Это серьезно, советы из интернета здесь не помогут.

    Текст повестки должен полностью соответствовать статье 188 УПК РФ

    Если вас вызвали на опрос

    Опрос — другое дело. Вас вызовут на опрос, если у оперуполномоченных есть заявление, в котором фигурируете вы или ваша организация. Также в ОБЭП пригласят, если вы работали с интересующим человеком или фирмой: например, заключили договор, перевели деньги с расчетного счета или просто были знакомы.

    Задача сотрудников ОБЭП — отработать заявление, которое к ним попало, и опросить вас. В законах не сказано, как вызывают на опрос, каким образом его проводят и какие последствия неявки.

    Владельцев среднего и крупного бизнеса часто вызывают в ОБЭП . Если вам позвонили, лучше сразу посоветоваться с адвокатом. Паниковать еще не надо: тех, кто действительно нужен силовикам, по телефону не приглашают.

    Полномочия ОБЭП при проведении проверки или допроса

    Опрос при проверке. Полномочий у сотрудников полиции всего два:

    1. Задавать вопросы и получать на них ответы, если опрашиваемый желает их дать.
    2. Записывать ответы на бумагу в том виде, в каком они их получили. Такие записи называются объяснительной.

    Объяснительные, которые дает предприниматель оперуполномоченным, доказательством не считаются. От всего сказанного можете отказаться. Но это не значит, что можно говорить все что угодно и потом ничего за это не будет. Иногда предприниматель может сказать лишнего — и из-за этого возникает уголовное дело.

    В ходе опроса сотрудники полиции собирают информацию. Просто спрашивают у человека, что он знает по тому или иному факту, записывают с его слов, а потом делают выводы. От ответов очень многое зависит. Варианты развития событий проще всего объяснить на примере.

    Читайте также:  Вход в магазин метро свободный или нет

    Поступило сообщение, что руководитель МФО дает взятки. Сотрудники ОБЭП решили опросить соседние торговые точки.

    Владелец торговой точки при опросе рассказывает, что соседи по офису выдают микрокредиты гражданам. Знает он об этом из вывески. С сотрудниками микрокредитной организации не общается, нарушают они закон или нет — не знает. При таких пояснениях полиция, скорее всего, потеряет к нему интерес.

    А если он скажет, что с директором микрофинансовой организации регулярно выпивает по кружке пива в баре после работы и вообще он хороший мужик, всегда готовый помочь, — есть вероятность, что общение с сотрудниками полиции на этом не закончится. Предприниматель явно в приятельских отношениях с директором — может, еще что-то знает или слышал. Могут еще вызвать и задавать новые вопросы.

    А можно рассказать, что сотрудники МФО регулярно оставляют какие-то конверты и папки в торговой точке, просят передать их другим лицам. Так появляется вероятность стать свидетелем по уголовному делу — и это в лучшем случае. В худшем могут предъявить обвинения в соучастии.

    Опрос — дело добровольное. Формально никто не может заставить вас разговаривать с оперуполномоченными, но если сотрудники ОБЭП считают, что вы можете что-то рассказать, то они найдут способ привести вас в отдел и опросить.

    Допрос. Полномочия полиции при допросе схожи с полномочиями при опросе. Основная разница в том, что все сказанное на допросе считается доказательством. Любое слово, записанное в протоколе допроса, может быть использовано в суде против предпринимателя.

    Сотрудники будут задавать вопросы, но ответы записывать в протокол, который с большой долей вероятности будет приобщен к уголовному делу. Отказаться от того, что написали с ваших слов в протоколе, будет практически невозможно.

    Как перенести встречу

    Чаще всего на опрос вызывают по телефону. Сотрудник ОБЭП может позвонить в любое время и сказать: «Вам нужно явиться на дачу объяснений завтра в 9:00». Не поддавайтесь эмоциям и подготовьтесь к беседе с оперуполномоченными.

    Вам нужен план. Большинство адвокатов советуют при первом же звонке идти на встречу и брать с собой адвоката. Они считают, что в этих ситуациях нужно защищаться сразу. Но мне кажется, если у вас малый или средний бизнес и уголовный кодекс вы не нарушаете, не стоит идти после первого же звонка. Своим клиентам я советую отложить встречу на одну-две недели: большая вероятность, что за это время о вас забудут. А если нет, то вы успеете проконсультироваться с юристом, выяснить, не вызывали ли кого-то из партнеров в ОБЭП , и составить план действий.

    У вас есть право перенести встречу на удобный вам день. Поэтому вежливо поинтересуйтесь у оперуполномоченного причиной звонка, объясните свою занятость в ближайшее время и попросите перезвонить.

    Пример диалога

    Вот как мой клиент разговаривал с сотрудником ОБЭП :

    — Доброе утро, Сергей Николаевич. Вас беспокоит отдел по борьбе с экономическими преступлениями, оперуполномоченный Иванов Иван Иванович. У нас есть материалы проверки… (тут неразборчиво). Вам нужно явиться к нам на дачу объяснений завтра в 9:00.
    — Добрый день. Я с удовольствием к вам подъеду, но, к сожалению, сейчас нахожусь в командировке. Перезвоните мне, пожалуйста, через две недели, и мы согласуем удобное для вас время.

    Я не советую специально выдумывать причину. Говорите правду: например, у вас всю неделю встречи с партнерами, или сдача отчетности, или заболел ребенок. Если для вас это важные дела, скажите о них оперуполномоченному. Будьте очень вежливы, но стойте на своем.

    Если вы перенесли встречу, а сотрудник ОБЭП не перезвонил — это отлично. Значит, ваша персона их не слишком интересовала. Не стоит напоминать о себе.

    Если собеседник был настойчив и перенести встречу не удалось, вам придется решать — идти или нет. Я несколько раз сама оказывалась в таких ситуациях и решала идти. Но не только для того, чтобы дать объяснения оперуполномоченному, но и чтобы самой выяснить, в чем проблема.

    Комментарий к СТ 143 УПК РФ

    Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

    Комментарий к статье 143 УПК РФ:

    1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом – ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 “О государственной тайне”; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 “Об оперативно-розыскной деятельности”). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

    2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника (“иного источника”) информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

    3. В рапорте об обнаружении признаков преступления “иным источником” может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника (см. ком. к ст. ст. 91 – 92). Особым значением обладает рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ от 12.08.1995 “Об оперативно-розыскной деятельности” результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения дела. Материалы оперативных проверок – результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) передаются органам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие ОРД, сами одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК) и имеют право возбудить уголовное дело при обнаружении признаков преступления. (Об использовании в доказывании результатов ОРД см. ком. к ст. 89.) Между оперативно-розыскным законодательством и ком. статьей УПК существует коллизия, которая вызывает проблемы в правоприменении. Согласно ст. 7 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Данная норма не является основанием для нарушения УПК. Поступившие в оперативные органы сведения о признаках преступления всегда могут повлечь оперативно-розыскную проверку (проведение ОРМ). Однако в тех случаях, когда эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они как поводы к возбуждению дела должны быть приняты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (статья 144 УПК).

    Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить – уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

    Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу – не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

    Ссылка на основную публикацию