Технологии социального сопровождения несовершеннолетних

Технологии социального сопровождения несовершеннолетних

В настоящее время на основе 20-летнего опыта работы в условиях общественных трансформаций конца 1990-х – начала 2000-х гг. ученые, технологи и практики выработали интересные подходы к решению проблем детского неблагополучия. Этот опыт обосновывает необходимость восстановления прочной системы и сети общественных отношений, поддерживающих и сопровождающих подростка в процессе его социального становления.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему учреждений и организаций по работе с несовершеннолетними входят:

  • • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • • органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
  • • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • • органы управления образованием и образовательные учреждения;
  • • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием;
  • • органы опеки и попечительства;
  • • органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
  • • органы управления здравоохранением и учреждения здра воохра нсн ия;
  • • органы внутренних дел и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • • центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  • • подразделения криминальной полиции органов внутренних дел;
  • • другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовноисполнительные инспекции и т.д.).

В сфере социальной защиты в эту систему вошли специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к которым относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Отрадное» (город Москва)’

Детям и их семьям в Центре «Отрадное» готовы помочь квалифицированные специалисты: врачи, психологи, воспитатели, социальные педагоги, специалисты но социальной работе, учителя-дефектологи, логопеды, социальные работники, юристы, руководители творческих студий и мастерских. Большинство сотрудников Центра (75%) составляет молодежь в возрасте до 35 лет. Именно молодые специалисты являются инициаторами самых современных направлений работы с детьми и их родителями.

Структура Центра позволяет осуществлять непрерывный процесс реабилитации ребенка и его ближайшего окружения на ранних стадиях возникновения семейных проблем:

  • • Отделение социальной диагностики;
  • • Социальный приют;
  • • Отделение дневного пребывания;
  • • Отделение социальной гостиницы;
  • • Отделение семейных воспитательных групп;
  • • Отделение социально-правовой помощи;
  • • Отделение ранней профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
  • • Экспериментально-методическое отделение;
  • • Отделение научно-методического обеспечения;
  • • Отделение социально-досуговой реабилитации семьи;
  • • Отделение социальной реабилитации детей-инвалидов.
  • 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

Государственное учебно-воспитательное учреждение «Социальный приют для детей и подростков»

(деревня Радужная Ступинского района Московской области) [1] [2]

Государственное учебно-воспитательное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» образовано постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 1995 г. и является одним из первых приютов для детей и подростков в России.

ГУВУ «Социальный приют для детей и подростков» — стационарное реабилитационное, учебно-воспитательное учреждение для временного проживания и оказания социальной помощи безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которое осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации. Приют — самое крупное учреждение столицы, рассчитанное на проживание 150 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет. Штат сотрудников составляет 320 единиц.

В настоящее время система размещения детей в Приюте – семейно-воспитательная группа (шесть детей разного возраста и воспитатель) в условиях, максимально приближенных к семейным. Каждая семья проживает в отдельной трехкомнатной квартире, имеющей прихожую, гостиную, две спальни, санузел с душем. Все квартиры оборудованы современной мебелью, телевизором, телефоном, играми, игрушками, посудой. Па этажах имеются прачечная со стиральными машинами, гладильная и сушильная комнаты, работает парикмахерская. В системе социального приюта работают детский сад, общеобразовательная школа, учебно-производственные мастерские (пекарня, швейная и автомастерская, типография, тепличный комплекс). В школе обеспечивается высокий уровень образовательного процесса: открыты кабинет информатики и лингафонный кабинет, классы оборудованы интерактивными досками, работает библиотека и читальный зал. 11а базе приюта работают 16 кружков и спортивных секций, проводятся культурно- массовые мероприятия. Воспитанники обучаются навыкам и азам профессий (автомеханика, пекаря, полиграфиста, садовода, закройщика, швеи и др.).

Удаленность Приюта от города способствует социальной реабилитации детей, их гармоничному развитию в условиях сформированной структуры учреждения. В то же время им доступна вся инфраструктура Москвы: дети имеют возможность посещать театры, цирк, зоопарк, концерты и т.д. Отдых воспитанников проходит в Венгрии, Болгарии, на побережье Черного моря. По программе «Москва — Берлин» дети выезжают по обмену в Германию.

За время работы учреждения проведена комплексная медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация более 1860 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Па семейные формы воспитания переданы 380 воспитанников (под опеку (попечительство) родственникам, в приемные семьи, возвращены в «кровную» семью). Специалистами проводится работа с родителями, лишенными родительских прав.

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются несовершеннолетние:

  • — оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
  • – проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • — заблудившиеся или подкинутые;
  • – самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • – не имеющие места жительства, места пребывания и/ или средств к существованию;
  • — оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации.

Технологии социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей

1. Организационно-правовые основы работы с несовершеннолетними и семьями группы риска.
• Система и полномочия органов власти в работе с несовершеннолетними и семьями группы риска. Виды и направленность учреждений и организаций по работе с несовершеннолетними и семьями группы риска.
• Консолидированная политика в сфере работы с несовершеннолетними и семьями группы риска. Основные направления деятельности и проблемы межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений, служб и организаций в сфере социальной работы с несовершеннолетними и семьями группы риска. Семейно-центрированный подход. Опыт Новосибирска, практические рекомендации.
• Нормативно-правовая база социальной работы с несовершеннолетними и семьями группы риска: международные, федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты. Правовые основы создания и реализации моделей работы с несовершеннолетними и семьями группы риска.

2. Технологии работы с семьями и несовершеннолетними группы риска.
• Категории несовершеннолетних и семей группы риска, особенности социальной работы в зависимости от принадлежности к категории.
• Психологические особенности семей группы риска. Способы установления контакта с семьями. Понятие и критерии семейного неблагополучия. Практические рекомендации по применению восстановительного подхода и восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними и семьями группы риска. Технология проведения «круга заботы».
• Особенности личности несовершеннолетних группы риска. Понятия «антисоциальное личностное расстройство» (АЛР), «нарушение поведения» (НП). Типичные признаки формирования АЛР и НП, возрастные рамки проявления АЛР и НП. Социальный статус несовершеннолетних группы риска. Практические методики контактного взаимодействия с подростками.
• Применение метода транзактного анализа в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом. Психотерапевтическая методика группового и личностного роста.
• Проектирование как технология активизации потенциала несовершеннолетних группы риска в системе профилактики социального сиротства. Способы вовлечения несовершеннолетних в проектную деятельность. Формирование проектных команд. Рекомендации по разработке, управлению и реализации проектов. Фандрайзинг ресурсов проекта.

3. Опыт работы государственных, муниципальных и общественных организаций с несовершеннолетними и семьями группы риска.
• Опыт взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: КСЦОН, центром занятости, районной наркологической службой, социально-психологическими центрами на примере ФБУ МРУИИ № 2 ГУФСИН.
• Специфика работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними условно осужденными. Методы и подходы уголовно-исполнительных инспекций и социальных участковых в исправлении несовершеннолетних, помощи семье в вопросах ресоциализации несовершеннолетних.
• Специализированная программа социально-терапевтического сопровождения несовершеннолетних «Твой выбор». Проектирование социальной работы в отношении конкретных лиц. Презентация результатов проектирования.

4. Круглый стол, обсуждение проблемных вопросов, обмен опытом. Работа в микрогруппах по предоставленным кейсам, практические занятия, индивидуальные консультации.

Занятия проводят:
ведущие специалисты-практики региона, председатель межрегиональной общественной организации «Социальное партнерство», преподаватели кафедры социальной работы НГТУ, специалисты Новосибирского областного методического центра «Семья» и другие специалисты.

Участники семинара обеспечиваются информационно-справочными материалами по тематике семинара.

Для участников семинара организованы ежедневные обеды.

Всем участникам выдается Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца (72 часа по очно-заочной форме) по теме семинара (лицензия А № 255894 рег. № 8570 от 23.04.2007)

Читайте также:  Платежка в беларусь образец

Социальное сопровождение как технология профилактики правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае

В Пермском крае достаточно высокий уровень подростковой преступности, превышающий показатели количества правонарушений несовершеннолетних в Приволжском федеральном округе и в среднем по России. Данный факт подтверждает начальник Главного управления МВД России по Пермскому краю генерал-лейтенант полиции Виктор Кошелев, с предоставленной им информацией возможно ознакомиться в материалах Первого пермского правового портала. Так, в 2016 году, удельный вес подростковой преступности в целом по Российской Федерации составил 4,5%, в Приволжском федеральном округе – 4,3%, тогда как в Пермском крае этот показатель равен 6,3%. Это связано с историческими особенностями региона. Пермский край – край ссыльных, отбывающих уголовные наказания людей. И в настоящее время на территории края находится большое количество исправительных учреждений. Освобождаясь, граждане из других регионов часто остаются жить на территории Пермского края. Их социальная неустроенность имеет прямое влияние на криминальный образ жизни, неблагополучное семейное воспроизводство. Все это влечет за собой рост правонарушений, в том числе и несовершеннолетних.

Проблема криминализации молодежной среды ставит под угрозу успешное развитие общества и его благополучие в целом, поэтому она актуальна не только в Пермском крае, но и во всей России. Именно от молодежи зависит будущее нашего государства.

Для снижения рисков детского и семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних ведется различная работа по профилактике правонарушений среди подростков, одной из технологий данной профилактики является социальное сопровождение семей с детьми. Разработка данной технологии обусловлена тем, что к основным причинам формирования противоправного поведения несовершеннолетних относятся: семейное неблагополучие, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, безнадзорность и вовлечение подростка в преступную среду со стороны взрослых.

Социальное сопровождение подразумевает помощь семьям с детьми, которое заключаются в содействии в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Целью социального сопровождения семей с детьми является – снижение численности семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. По статистике в Пермском крае на период 2016 года насчитывается 3996 семей находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитываются 7000 несовершеннолетних.

К обстоятельствам для оказания социального сопровождения семьи относятся: кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежение нуждами детей; наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных представителей) с ребенком (детьми); полная или частичная утрата родителями контроля поведения детей. Так же немаловажными причинами для оказания сопровождения семьи являются: отсутствие работы у родителей, отсутствие у ребенка необходимой одежды и регулярного питания, бедность семьи и др.

Основаниями для постановки на социальное сопровождение семьи с детьми служат: письменное заявление родителя (законного представителя) несовершеннолетнего, сообщение, поступившее от физических и юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи, сообщение, поступившее от органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По форме социальное сопровождение бывает индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи, и групповое, когда сопровождается вся семья.

Не смотря на то, что социальная работа с семьями ведется во многих странах мира, такая технология как социальное сопровождение семей для профилактики правонарушений несовершеннолетних существует в малом количестве стран. Технология социального сопровождения семей успешно функционирует и развивается в США. Стоит заметить, что эта система очень схожа с российской. Международное взаимодействие и обмен опытом являются очень важным элементом по развитию технологий профилактик правонарушений несовершеннолетних.

В технологии социального сопровождения семей с детьми важно взаимодействие всех структур, работающих с несовершеннолетними. К ним относятся: органы управления и организации социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта, службы занятости населения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы местного самоуправления, органы по работе с молодежью. Только при налаженном межведомственном взаимодействии можно не только во время выявить семьи, нуждающиеся в социальном сопровождении, но и успешно проводить необходимые мероприятия для вывода семьи из социально-опасного положения. «На сегодняшний день в Пермском крае прослеживается тенденция сокрытия образовательными учреждениями от правоохранительных органов мелких правонарушений среди обучающихся и неблагополучного положения в их семьях», – делится с нами директор АНО «Центр социальных технологий «Согласие» Рыскаль Ольга Евгеньевна.

Это приводит к рецидивам и усилениям тяжести преступлений, совершаемых в дальнейшем. Образовательное учреждение – это одно из звеньев ранней профилактики правонарушений среди подростков. Главной задачей данного этапа является не допустить перехода подростка на преступный путь.

Для каждой семьи, находящейся в социально-опасном положении, разрабатывается межведомственная индивидуальная программа сопровождения. При составлении данной программы важно учитывать, чтобы спектр поставленных в программе задач и проводимых мероприятий соответствовал реальным проблемам ребенка. В качестве примера несоответствия мероприятий существующей проблеме можно привести ситуацию, когда ребенок остался на повторный год обучения из-за конфликта с учителем. В программе были указаны несоответствующие проблеме мероприятия – контроль посещаемости и успеваемости, организаций каникулярной занятости, тогда как проблему необходимо было решать с помощью мероприятий, способствующих решению конфликта с учителем и адаптации ребенка в детском коллективе.

Современные технологии и методики работы по социальному сопровождению семей с детьми включат в себя кураторство семей, находящихся в социально-опасном положении и работу служб примирения. Службы примирения существуют практически во всех школах Пермского края. Их работа позитивно сказывается на профилактике преступности несовершеннолетних на раннем уровне.

В Пермском крае краевым ресурсным центром по социальному сопровождению семей с детьми является АНО «Центр социальных технологий «Согласие». Данный центр проводит различные обучающие семинары для специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение семей с детьми.

Так же организацией обеспечивающей работу с несовершеннолетними правонарушителями, подростками, находящимися в социально-опасном положении и их семьями является Пермская Общественная Организация «ПравДА вместе». За 6 лет существования организации через технологию профилактики прошло более 400 несовершеннолетних. Одной из программ, по которой работает организация «ПравДА вместе» является краевая программа совместная с ГУ МВД «На пути героя». Данная программа создана для детей, которым нужна социальная помощь. Работа с такими детьми и их семьями ведется в течение всего года, а по необходимости и дольше.

На наш взгляд, оказывая социальное сопровождения, нельзя допускать развитие иждивенчества, когда семья, надеясь на помощь государства, не прилагает усилия для улучшения материального и социального положения семьи. Помощь со стороны не должна приниматься как должное. С другой стороны, такие семьи не должны восприниматься как изгои в обществе. Специалисты, осуществляющие социальное сопровождение, должны уважать мнение и суверенитет семьи.

Подводя итог, хочется отметить, что в России нет единой профилактической системы на сегодняшний день. В некоторых регионах нашей страны ведется активная борьба с преступностью несовершеннолетних и уделяется большое внимание ее профилактике, а в некоторых, напротив, не реализуются даже обязательные государственные программы. На наш взгляд, необходимо создать единую, целостную систему профилактики преступности для страны. Нужно согласовано работать всем субъектам профилактики. Регионам необходимо обмениваться опытом. Важно заимствовать и реализовывать различные эффективные методики других государств.

Все государственные структуры, связанные с работой с несовершеннолетними, должны тесно взаимодействовать между собой. Государство заинтересовано в таком взаимодействии. Преступления целесообразней предотвращать. Для этого нужно использовать все эффективные средства работы с молодежью: создание различных молодежных организаций, развитие волонтерского движения, функционирование клубов по интересам, работа патриотических объединений, развитие молодежного предпринимательства и т.д.

При слаженной работе всех структур и при активном участии самой семьи социальное сопровождение как технология профилактики правонарушений несовершеннолетних будет очень эффективна. Важно работать со всей семьей, так как судьба ребенка во многом зависит от семьи, от поведения его родителей.

Дарья Коурова, ПГНИУ

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!

Социальное сопровождение

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Социальное сопровождение является формой социальной поддержки и предусматривает предоставление конкретному лицу или семье комплекса социальных услуг.

Цель социального сопровождения — преодоление жизненных трудностей, минимизация негативных последствий или даже полное решения проблем семьи или лица.

Социальное сопровождение оказывается гражданам, в т.ч. родителям (законным представителям), опекунам, попечителям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении:

семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;

малообеспеченным семьям (с низким уровнем дохода);

семьям, имеющим намерение отказаться от ребенка (в т.ч. от новорожденного);

семьям с одним родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;

Читайте также:  Где находится серия и номер биометрического паспорта украина

семьям, находящимся в социально опасном положении;

семьям переселенцев, беженцев, мигрантов;

семьям с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;

семьям, в которых несовершеннолетний ребенок находится в конфликте с законом;

женщинам с детьми и беременные, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное сопровождение предусматривает:

осуществления социальной помощи, предоставления социальных услуг и социальной реабилитации в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем;

социальное воспитание, включающее создание и проведение мероприятий, направленных на овладение и усвоение общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования социально-положительных ценностных ориентаций;

психологическую, социальную и юридическую поддержку, назначению которой является предоставление профессиональной посреднической помощи в решении различных проблем;

консультирование, в процессе которого выявляются основные направления преодоления сложных жизненных обстоятельствах;

сохранение, поддержание и защиту здоровья семьи или лица, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала и т.д.

В процессе осуществления социального сопровождения предоставляются следующие услуги:

Предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги), а именно:

о видах социальных выплат (если семья или лицо имеет на них право в соответствии с действующим законодательством);

предоставление контактов служб или учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, учреждений, предоставляющих услуги, условия получения социальных услуг и т.п.

психологическая диагностика, направленная на выявление социально-психологических характеристик личности;

предоставление консультаций по вопросам психологического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей средой;

обсуждение проблем и предоставления советов по решению социальных и психологических проблем, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими;

содействие в предотвращении возникновения недоразумений и конфликтов между членами семьи, психологическая коррекция и психологическая реабилитация

планирование совместно с семьей или лицом мер и действий по устранению причин, повлекших сложные жизненные обстоятельства;

мониторинг выполнения запланированных действий; выявление и содействие развитию разносторонних интересов членов семьи;

просветительская работа по всестороннему и гармоничному развитию ребенка, особенностям развития семьи и семейных отношений;

обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения проблем в дальнейшем;

помощь родителям в решении конфликтных ситуаций семейного воспитания, осуществление мониторинга защиты ребенка от жестокого обращения и насилия;

педагогическое консультирование по вопросам решения педагогических проблем семьи и ее членов, устройство ребенка в секцию, кружок и т.д.

посредничество в осуществлении профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;

консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

формирование идеологии здорового образа жизни и преодоления вредных привычек;

содействие в поддержке и охране здоровья и т.п.

предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, гарантий и льгот;

осуществление защиты прав и интересов семьи или лица, защита прав ребенка

помощь в привлечении дополнительных ресурсов для удовлетворения материальных интересов и потребностей семей или лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

содействие в получении государственных социальных пособий, в предоставлении денежной помощи, а также помощи в виде денежных компенсаций;

информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;

посредничество в оказании гуманитарной помощи и т.п.

Уровни социального сопровождения семьи с детьми:

1. Адаптационный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, приемной, молодой и иной семьи, в течение первого года ее создания.

2. Базовый (профилактический) уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях.

3. Кризисный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям.

4. Экстренный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи.

«Социально-психологическое сопровождение условно осужденных несовершеннолетних и родителей, имеющих несовершеннолетних детей»

Описание технологии

«Социально-психологическое сопровождение условно осужденных несовершеннолетних и родителей, имеющих несовершеннолетних детей»

Характеристика проблемы

Каждый человек на Земле – явление уникальное, неповторимое, особенное; это особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями – индивидуальностью.

Индивидуальность характеризуется своеобразным темпераментом, своеобразием ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, совокупностью волевых, моральных качеств, особенностями интересов, склонностей, способностей, которые заметно отличают данного человека от других людей. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности в целом. В различные периоды взросления психическая жизнь человека определяется социальной ситуацией развития, возрастные новообразования перестраивают и внешнюю, и внутреннюю жизнь ребенка. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни.

Подросткам, вступающим в мир взрослых, требуется очень много времени и усилий для адаптации к окружающим условиям. Процесс адаптации к новым условиям всегда проходит достаточно болезненно, но от того, насколько индивид способен приспособиться к изменяющимся условиям с минимальными потерями для своего «Я», зависит его эмоциональное и психическое здоровье. Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современном обществе. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот процесс подтверждает и тот факт, что в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Основными видами преступлений продолжают оставаться: угон автотранспортных средств, кражи и грабежи. Причинами подростковой преступности является стремление к материальному обеспечению, самоутверждение, отсутствие контроля со стороны родителей, а также асоциальная направленность личности. Кроме того, отмечается преобладание у несовершеннолетних низкой культуры досуга, потеря интереса к учебе и школьной жизни и, как следствие, происходит попадание в разряд проблемных учеников, ненужность в классном коллективе. Серьезный дефицит семейного внимания, уважения к несовершеннолетнему, отчуждение взрослого сообщества от детей, невключенность в различные сферы деятельности общества, в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые, отсутствие доверия осложняют социальное созревание несовершеннолетних, способствуют выработке иждивенчества, потребительской позиции, социальной пассивности, росту цинизма, потере уважения к важнейшим человеческим ценностям. Вышеперечисленные причины подростковой преступности являются предметом обеспокоенности государства и общества, задачами которого является повышение эффективности профилактической и предупредительной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Своевременная оказанная психолого-педагогическая помощь должна быть направлена на формирование собственных жизненных стратегий подростков, т.к. важной составляющей психического здоровья является способность самостоятельно определять цели своей жизни и действовать согласно этим целям, а также на ознакомление с основными законами, по которым живет общество. В профилактической работе с несовершеннолетними «Группы риска» особого внимания требуют подростки, которые относятся к категории «условно осужденный», поскольку велика вероятность совершения ими повторных преступлений и антиобщественных действий.

Взаимодействие с организациями и учреждениями различной ведомственной принадлежности заключается в оказании всесторонней помощи несовершеннолетним в социальной поддержке. Комплекс межведомственных мероприятий, направленный на предупреждение повторных преступлений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, социально-психолого-педагогическую помощь, правовую поддержку условно осужденным подросткам, с целью их адаптации в семье и обществе.

Реализация совместных планов позволяет организовать межведомственное взаимодействие в рамках единого реабилитационного пространства, видеть результат социального воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего.

В работе с данной категорией подростков главным является желание специалистов всех заинтересованных ведомств помочь им в трудный период жизни, убедить подростка и членов его семьи поверить в свои силы и понять, что только вместе, поддерживая друг друга, они могут решать возникающие проблемы.

Актуальность проблемы состоит в том, в настоящее время развивается тенденция к сокращению применения реального лишения свободы посредством введения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Одной из мер уголовно-правового характера и главной альтернативой лишению свободы является условное осуждение, преимущество которого заключается в том, что оступившийся человек имеет реальную возможность реабилитировать себя вне изоляции от общества. Поэтому условное осуждение сегодня в России применяется практически к каждому второму осужденному.За то время (2012-2015 гг.), что Центр осуществляет сопровождение данной категории населения, количественный показатель ежегодно меняется как в сторону повышения, так и понижения, но остаётся стабильно высоким в отношении условно осужденных родителей, имеющих несовершеннолетних детей (средний показатель – 16 родителей за год). Количество несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, также требует обращения внимания специалистов. Средний показатель за последние 4 года составляет 10 несовершеннолетних за год.

Инновационные социальные технологии работы с несовершеннолетними и молодежью: от апробации и внедрения к образованию (на примере СПб ГБУ «КОНТАКТ») 902

1. История. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» (далее Центр) начал работу в 1998 году. В Санкт-Петербурге по инициативе Комитета по делам семьи, детства и молодежи была создана Служба уличной социальной работы в рамках Целевой программы Санкт-Петербурга «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге», подпрограмма «Улицы Санкт- Петербурга».

Читайте также:  Должностная инструкция вахтера в доу 2020

В 2001 году накопленный опыт работы и понимание важности проблемы безнадзорности несовершеннолетних привели к решению создания подведомственного Комитету по молодежной политике Санкт-Петербургского Государственного Учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних» (СПб ГУ «ГЦПБНН»).

В период с 2001 по 2003 года по итогам конкурсов целевых программ среди учреждений социального обслуживания молодежи по реализации подпрограммы «Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001 – 2005 годы)», Центру был присвоен статус Федерального Экспериментального центра по социальной работе для апробации, внедрения и распространения инновационных социальных технологий работы с молодежью.

К 2005 году СПб ГУ «ГЦПБНН» – один из основных исполнителей Целевых программ, реализуемых в Санкт-Петербурге: «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на период с 2002 по 2005 год» и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005 годы». В ходе реализации Целевых программ и текущей деятельности учреждения на базе районных подростковых клубов было открыто 11 Опорных площадок, создана Служба молодежных работников, открыты Отделы по воспитательному сопровождению несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, разработана и запущена программа «Социальный патруль» в 15 районах Санкт-Петербурга, создан Отдел социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в сфере уголовно-процессуального преследования.

2. Достижения. В 2009 году по итогам конкурсов Центру был присвоен статус Федерального Экспериментального центра по социальной работе для апробации, внедрения и распространения инновационных социальных технологий работы с молодѐжью и статус «Лучшее учреждение государственной молодѐжной политики в Российской Федерации».

Спустя два года эффективной деятельности, в 2011 году, решением Экспертной комиссии Всероссийского конкурса учреждений органов по делам молодѐжи Центр был признан лучшим учреждением сферы государственной молодѐжной политики Российской Федерации в номинации «Опорный центр по работе с молодѐжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации».

В январе 2012 года Центр был переименован в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».

3. Основные задачи Центра:

Специалисты Центра осуществляют деятельность по первичной неспецифической, вторичной профилактике асоциального поведения.

4. Целевые группы, с которыми специалисты Центра ведут работу: несовершеннолетние и молодежь в контексте первичной профилактики, а также склонные к совершению правонарушений и совершившие правонарушения и преступления, находящиеся в сфере уголовного судопроизводства, состоящие в неформальных молодежных объединениях.

5. Основные методы работы, используемые специалистами Центра: групповая и индивидуальная воспитательная работа с детьми и молодежью.

5.1. К групповым методам работы относятся психологические тренинги, тематические занятия с элементами тренинга, игры по станциям, круглые столы, кинолектории, социодрамы, дискотерапии и пр.

5.2. Учитывая, что целевой группой индивидуальной воспитательной работы специалистов центра являют несовершеннолетние и молодежь, совершившие административные или уголовные правонарушения, а также причисляющие себя к неформальным молодежным объединениям, основной формой индивидуальной воспитательной работы является социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, направленное на улучшение отношений в семье, возвращение в образовательное учреждение, коллектив, системную организацию свободного времени. Единовременно в Центре «КОНТАКТ» данную услугу получают 1020 несовершеннолетних, за год же социальное сопровождение проходят более 2500 человек.

Социальное сопровождение состоит из двух этапов:

На этапе социального расследования происходит знакомство специалиста по социальной работе с семьей и окружением подростка. Он собирает информацию о составе семьи, жилищно-бытовых условиях проживания, психологическом климате, взгляде родителей и самого подростка на сложившуюся ситуацию. Специалистом также собирается информация из субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Собранная информация анализируется, и выявляются факторы риска, способствовавшие совершению правонарушения, а также факторы защиты, препятствующие повторному совершению правонарушения. По результатам социального расследования специалистом по социальной работе совместно с несовершеннолетним, его семьей, педагогом-психологом и юрисконсультом составляется план реабилитации подростка, который и реализуется на второй стадии социального сопровождения.

На втором этапе социального сопровождения (индивидуальном сопровождении) специалистом по социальной работе с молодѐжью проводятся мероприятия по выполнению плана реабилитации несовершеннолетнего, направленные на улучшение взаимоотношений между членами семьи, формирование и закрепление позитивных навыков у несовершеннолетнего, повышение успеваемости и посещаемости учебного заведения. Всем категориям несовершеннолетних, состоящим на социальном сопровождении, при необходимости, оказывается широкий спектр социальных услуг:

Также специалисты Центра «КОНТАКТ» оказывают содействие в направлении несовершеннолетних в медицинские, наркологические учреждения, центры социальной реабилитации и санатории; оказывается помощь в оформлении документов.

В рамках индивидуального сопровождения педагоги-психологи ведут консультационную работу, направленную на корректировку поведения несовершеннолетнего. Основными целями юрисконсультов при индивидуальной работе с несовершеннолетними является повышение их правовой грамотности, разъяснение им норм административного и уголовного законодательства. Педагоги-психологи и юрисконсульты также осуществляют групповую работу с несовершеннолетним. В рамках программы «Клуб успешного будущего» ведется формирование у несовершеннолетних позитивных навыков в сфере коммуникаций, жизненных ценностей, эмоциональной сферы, здорового образа жизни, профилактики употребления ПАВ, самостоятельности и самоконтроля. Дополнительно юрисконсульты и педагоги-психологи проводят профилактическую работу по широкому кругу вопросов в образовательных учреждениях.

Несовершеннолетним, совершившим уголовные правонарушения, дополнительно оказываются следующие виды услуг:

Интенсивность проводимых мероприятий с несовершеннолетними обуславливает эффективность индивидуальной и групповой воспитательной работы, так уровень повторных правонарушений среди несовершеннолетних, состоящих на социальном сопровождении в связи с совершением уговорного преступления составляем от 5 до 7 %.

6. Межведомственное взаимодействие. В ходе работы специалисты Центра взаимодействуют с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защитой населения, управления в сфере образования, местного самоуправления, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел, согласно Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

7. Основные содержательные направления деятельности Центра: индивидуальное социальное сопровождение; координация деятельности подростково-молодежных центров и подростково-молодежных клубов; первичная профилактика наркозависимости; организация и проведение рейдов «Социального патруля»; разработка методических материалов и обучающих программ и их практическая реализация; создание информационного фона деятельности Центра; подготовка информационно-аналитических материалов.

7.1. В рамках направления «Регламентное индивидуальное социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, совершивших административное правонарушение, находящихся в сфере уголовно-процессуального преследования, относящихся к неформальным молодежным объединениям» осуществляет деятельность Служба профилактики асоциального поведения молодежи (СПАПМ). В составе Службы действуют два отдела: отдел социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей (ОССНП) и отдел координации деятельности подростково-молодежных центров и подростково-молодежных клубов.

ОССНП расположены в 13 районах города и основной целью их деятельности является профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

7.2. Отдел координации деятельности подростково-молодежных центров и подростково-молодежных клубов осуществляет работу по месту жительства с детьми и молодежью, направленную на создание и обеспечение условий для воспитания, развития, социального становления и самореализации детей и молодежи.

7.3. В рамках реализации направления «Первичная профилактика наркозависимости среди подростков и молодежи Санкт-Петербурга» Служба профилактики наркозависимости осуществляет следующую деятельность:

7.4. В рамках направления деятельности «Организация и проведение рейдов «Социального патруля» в 18 районах СПб в целях раннего выявления несовершеннолетних и молодѐжи, склонных к совершению правонарушений, профилактики беспризорности и безнадзорности» проводит работу Отдел мобильной уличной социально-патрульной работы. В сферу деятельности данного отдела входит:

7.5. В рамках направления деятельности «Подготовка информационно- аналитических материалов о мероприятиях по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге» Информационно-аналитическая служба, Отдел анализа молодежных субкультур и Координационно-методический отдел осуществляют следующую работу:

Отдел публичных коммуникаций формирует и поддерживает информационное поле Центра: ведет сайт Центра и группы в социальных сетях; поддерживает связи со СМИ и участвует в создании информационных материалов; создает медийный контент Центра путем фото и видео фиксации мероприятий (уличные акции, мастер-классы, семинары, круглые столы и др.).

7.6. Учитывая актуальность проблемы и недостаток высококвалифицированных специалистов, работающих в данной сфере, в 2013 году на базе СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ» создан Центр повышения квалификации, который проводит обучение по программам, включающим в себя опыт применения инновационных технологий и современных методов работы в области профилактики девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения и одобренных на федеральном уровне.

Качество программ, проводимых Центром, обеспечивается:

В настоящее время Центр проводит набор на обучение специалистов, работающих в сфере профилактики безнадзорности, наркозависимости и правонарушений 46 несовершеннолетних и молодежи по следующим дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации:

Основополагающим принципом формирования программ обучения является наличие научно-преподавательского состава из специалистов Центра. Опираясь на это, становится возможным реализовать программы, основанные на собственном передовом опыте.

Данную позицию поддержал и Комитет по образованию Правительства Санкт- Петербурга, предоставив государственному бюджетному учреждению «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» лицензию от 16 января 2013 года на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам к среднему и высшему профессиональному образованию со сроком освоения 72-500 часов по направлениям профилактики безнадзорности, беспризорности, злоупотребления психоактивными веществами, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и молодежи.

Ссылка на основную публикацию