Сотрудники Ространснадзора — нужно ли останавливаться, какие полномочия у сотрудников УГАДН
Некоторые представители УГАДН выдают себя за инспекторов ДПС и незаконно останавливают перевозчиков на трассах вне специально оборудованных для этого постов.
Такое действие неправомерно при отсутствии нарушения ПДД, но вместе с тем игнорирование просьбы остановки может привести к серьезным последствиям.
Полномочия сотрудников Ространснадзора по закону
Права сотрудников Ространснадзора прописаны в Правилах дорожного движения, согласно пункту 2.4:
- Остановка ТС российских перевозчиков, которые занимаются перевозкой грузов в пределах РФ с целью весового контроля (допускается только на стационарных контрольных пунктах).
- Остановка ТС перевозчиков вне стационарных постов, если перевозчики осуществляют международную автомобильную перевозку (то есть, если речь идет только о перевозке внутри России, остановка вне пункта не входит в полномочия сотрудников УГАДН).
- Проверка документов на груз.
Из этого следует, что приостановка автомобилей вне поста при внутрироссийской перевозке незаконна в таких местах:
- федеральная трасса;
- региональная и межмуниципальная трасса;
- автодорога местного значения.
Останавливаться или нет обычному водителю вне постов
Остановиться нужно в любом случае, чтобы избежать неприятных последствий.
Однако стоит рассмотреть несколько ситуаций и способов их решения, когда водитель знает, что остановка не законна, но хочет избежать проблем:
- Сотрудник подает знак жезлом, а не катафотом и сообщает о причине остановки и нарушении правил.
Прежде чем передавать свои документы, водитель должен ознакомиться с удостоверением уполномоченного лица: мошенник откажется показывать удостоверение.
Это нужно для того, чтобы не дать возможности вменить неуплату «Платона» и любых других нарушений.
Ответ о том, что копия находится в участке, – прямое доказательство незаконных действий. И сотрудник, и водитель должны показывать документы на равных основаниях.
А если не остановиться?
Даже если у водителя есть основания полагать, что работник Ространснадзора не имеет права останавливать его авто, лучше остановить ТС, и разобраться во всем на месте.
Игнорирование сигнала может привести к задержанию машины если не на этом, то на следующем посту с последующей проверкой документов. Не исключены проблемы и с дорожной полицией.
Приостановка машин вне поста незаконна, даже для обычной проверки документов. Она допускается только при фиксации явных нарушений, без них основания проверки ТС нет. При предъявлении работниками УГАДН каких-либо нарушений, не относящихся к делу, нужно уехать и позвонить на горячую линию Ространснадзора.
Какие полномочия у сотрудника транспортной инспекции?
Имеет ли сотрудник трансп.инспекции право штрафовать и ставить грузовик на штраф.стоянку(за неоплаченный ПЛАТОН) ?
Ответы юристов ( 1 )
транспортная инспекция может:
— Осуществлять проверку работы предприятий и организаций в части исполнения транспортного законодательства;
— Проверять соблюдения транспортного законодательства лицами занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью;
-проверять соблюдение грузоотправителями и грузополучателями, транспортных уставов и правил перевозок;
-Осуществлять в уст. порядке проверку транспортных средств на линии;
а) производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает беспрепятственно служебные и производственные помещения (включая контролируемую зону аэропорта (аэродрома)) субъектов транспортного комплекса; б) проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; в) запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию; г) задерживает багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозкам воздушным транспортом; д) осуществляет отбор и направление на экспертизу, испытания, анализ и оценку проб горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций; е) участвует в установленном порядке в проведении расследования происшествий (инцидентов); ж) участвует в установленном порядке в составе экипажей транспортных средств в качестве проверяющего при осуществлении мероприятий по контролю и надзору на внутренних и международных воздушных линиях (маршрутах); з) проводит проверки воздушных судов, осуществляющих полеты над территорией или за пределы территории Российской Федерации, на борту воздушного судна в пределах стоянки воздушного судна в целях установления действительности находящихся на борту воздушного судна документов членов экипажа, оценки технического состояния воздушного судна и его оборудования при условии, что это не будет являться причиной необоснованной задержки воздушного судна (рамповая проверка); и) осуществляет проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов на объектах гражданской авиации; к) сопровождает воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения на воздушном судне требований авиационной безопасности; л) осуществляет мероприятия по весовому контролю; м) осуществляет мероприятия по транспортному контролю; н) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений; о) составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления; п) выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее — предписания), и проверяет их исполнение.
При проведении документальной проверки устанавливаются следующие вопросы:
наличие и соответствие учредительных документов, лицензии производителя транспортных работ и услуг либо копии лицензии его обособленного подразделения (филиала) осуществляемым видам транспортной деятельности;
соответствие специалиста, ответственного за выполнение лицензируемой деятельности, требованиям профессиональной компетентности;
наличие документов, подтверждающих назначение лиц, ответственных за выполнение лицензируемой деятельности;
наличие документов, подтверждающих оборудование автомобильных транспортных средств контрольными устройствами (кассовым суммирующим аппаратом, тахографом и так далее) и их соответствие установленным требованиям;
соблюдение требований законодательства в области транспортной деятельности по организации и обеспечению проведения предрейсового медосмотра водителей и контроля технического состояния транспортных средств;
правильность заполнения путевых листов установленных форм, иных транспортных документов, журналов их учета;
наличие документов, подтверждающих право владеть и (или) пользоваться транспортными средствами, с использованием которых осуществляется транспортная деятельность;
соблюдение водителями рабочего времени и времени отдыха;
соблюдение порядка работы с обращениями граждан, связанными с выполнением производителем транспортных работ и услуг транспортной деятельности;
иные вопросы в соответствии с действующим законодательством.
Деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 (ред. от 26.05.2011) «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (вместе с «Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»)
Знай свои права: как вести себя с сотрудниками УГАДН 16:55, 24 декабря 2018 Версия для печати
Водитель большегруза Александр Черевко рассказывает, какими полномочиями наделены сотрудники УГАДН и что делать, если вам кажется, что они их превышают.
– В последнее время участились случаи незаконных действий со стороны сотрудников УГАДН. Они останавливают транспортные средства, а водители по своей неграмотности совершают ошибки, которые впоследствии приводят к плачевным результатам.
Мы должны из этих ситуаций выходить победителями.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Вы едете по дороге. Впереди у вас стационарный пост весового контроля, оборудованный соответствующими знаками. Вас останавливает человек в форме, очень похожий на сотрудника полиции. Зачастую они останавливают автомобили жезлом, дабы ввести неграмотного водителя в заблуждение.
Вы останавливаетесь, первым делом открываете окно (не дверь!), а затем достаёте телефон и просите представиться остановившего вас человека. Если он оказался сотрудником полиции и остановил вас жезлом – всё нормально. Поинтересуйтесь, с какой целью вас остановили: это всё-таки пост весового контроля, а не ДПС. Затем проверьте удостоверение сотрудника, чтобы убедиться, что он не мошенник.
Прочтите вслух имя, фамилию, отчество и номер удостоверения. После предупредите сотрудника об ответственности за передачу личных документов третьему лицу.
Теперь вы можете предоставить ему ваши личные документы. Какие? Их список перечислен в ПДД. Правила дорожного движения – главный документ, регламентирующий действия сотрудников полиции. В нём все четко прописано: сотрудники полиции могут потребовать водительское удостоверение, талон на машину и страховку.
Если выяснится, что вас остановил сотрудник УГАДН (о чем вы могли узнать, проверив его удостоверение) задайте ему вопрос – почему он останавливает вас жезлом?
Это – грубейшее нарушение. Представьте, что будет с вами, если вы оденете форму полиции и будете ходить в ней по улице. Конечно же, вы будете привлечены к ответственности. Почему сотрудник УГАДН, не имеющий никакого отношения к МВД, держит в руках жезл и более того – останавливает им вас? Он должен останавливать вас светоотражающим катафотом.
Если сотрудник транспортной инспекции требует у вас документы, вы обязаны предоставить ему транспортную накладную и путевой лист. Все остальные документы они требовать у вас не могут; показывать или передавать их сотрудникам УГАДН можно только добровольно и никак иначе.
Таков закон, и вы должны следовать его букве. И сотрудники госорганов тоже должны ей следовать.
Зачастую водители допускают ошибку: передают сотрудникам УГАДН личные документы, после чего сотрудники те начинают совершать противоправные действия. Иногда они пытаются вменить неоплату «Платона», хотя в правилах четко прописано: штрафы за неоплату системы «Платон» в счет возмещения вреда, нанесенного дорогам транспортными средствами выписывается в автоматическом режиме на основании фото-видео-фиксации с автоматических рамок. Для этого их установлено около 450 штук по всей стране, и порядка 150 «Ларгусов» находится на наших дорогах. Только на основании фотовидеофиксации в автоматическом режиме с последующим высыланием “письма счастья” на ваш домашний адрес. Других вариантов нет!
Всё остальное, что вам могут попытаться вменить, может относиться только к иностранным перевозчикам. Иностранный перевозчик может уехать за границу, и тогда государство не сможет взыскать с него штраф за неоплаченный «Платон». Таким же образом с иностранных перевозчиков взыскивают штрафы за превышение скорости – останавливают машину и не пускают дальше, потому что водитель может уехать и никогда больше не вернуться.
Российским же водителям дается законное право оплатить штраф в течении 60 дней, либо раньше – с 50%-й скидкой. Никто у нас этого права не забирал, в законе все четко прописано.
Если вы поступите грамотно, сотрудники УГАДН не смогу совершить по отношению к вам никаких противоправных действия. Вы выполнили все их законные требования! Предоставили транспортную накладную (подчеркну – не весь пакет документов, достаточно всего одного листа) и путевой лист с отметками контролера и медика. Даже если они удержат у себя эти документы, будут вас стращать и пугать блокиратором, правда на вашей стороне. Прежде чем поставить блокиратор, они должны составить протокол о задержании вашего транспортного средства, что они категорически отказываются делать, потому что понимают, что этот документ станет доказательством их незаконных действий. И у нас до сих пор в ОПР нет ни одного такого протокола, хотя мы всегда пытаемся их заставить это делать. Если сотрудники попытаются препятствовать вам – например, перекрывать ваш грузовики своими транспортными средствами, вставать у вас на пути, звоните в службу 112 и говорите о том, что в таком-то месте происходят противоправные действия.
После этого вы можете уезжать. Транспортную накладную можно восстановить, а о том, что сотрудники УГАДН забрали ваш путевой лист, вы уже заявили. Это уже факт нарушения. Не ждите, когда вам поставят блокиратор, потому что суды и прокуратуры встанут на сторону надзорных служб. Действуйте уверенно, жестко. Никогда не отдавайте свои личные документы. Если вдруг приедет сотрудник полиции (они любят вызывать сотрудников полиции), вы опять же фиксируете все на видео, чтобы потом можно было что-то в суде предоставить. И когда вы фиксируете всё на видео, они действуют исключительно в рамках закона, боятся ответственности.
Сотрудник полиции потребует у вас документы на ТС; эту просьбу вы можете опротестовать, т.к. он вас не останавливал, грузовик стоял на обочине. Вы можете показать ему свой паспорт, при этом паспорт вы не обязаны давать лично в руки. Всё это необходимо фиксировать на видео.
А вот если вы тронетесь с места, сотрудник полиции получит право вас остановить. Но и в этом случае он должен будет действовать в рамках закона. Сотрудник полиции не может останавливать ТС только лишь для проверки документов. Вне поста ДПС машины можно останавливать только в случае явных нарушений. Если их нет, то нет и оснований для остановки.
Если сотрудник начнет говорить, что проходит спецоперация, то необходимо потребовать ксерокопию приказа о её поведении. Обычно в таких случаях они говорят, что ксерокопия находится в участке – так быть не должно. Но вы же не говорите, что ваше водительское удостоверение находится дома? Вот и у сотрудников полиции все документы должны быть на руках.
Лица, имеющие право останавливать транспортное средство
Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку транспортного средства.
Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.
Однако нужно понимать, что остановить ваш автомобиль имеет право не любой сотрудник ГИБДД.
Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения
Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД
Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.
Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.
Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой полицейский на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?
Правила дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос
Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).
Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях
предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.
Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС. А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.
Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?
Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942
10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:
поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;
Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено право на остановку транспортного средства.
Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?
Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.
С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.
На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.
Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),
Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.
Согласно пункту 38 Административного регламента
Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.
Согласно п.57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)
Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).
Согласно п.65.2 Наставления
Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.
Согласно п.104.3 Наставления
При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….
Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?
Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.
У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.
В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.
Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.
Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.
Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.
Согласно пункту 41 Административного регламента
При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.
Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента
К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».
Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.
При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента
При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.
Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента
Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности
То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.
Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.
Указанное подтверждает и судебная практика. Так в своём Решении от 11.04.2011 №ГПКИ 11-372 Верховный суд РФ указал следующее:
Данное право предоставлено этим должностным лицам при условии, что они являются сотрудниками органов внутренних дел, и лишь при осуществлении ими в установленном порядке обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Возьмём к примеру сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП). Согласно пункту 218.2 Устава Патрульно-постовой службы полиции, утв. Приказом МВД РФ от 29.01.2008 №80
Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.
Другими словами, просто выйти на дорогу и тормозить кого угодно для проверки документов или, например, выписать штраф за непристегнутый ремень кому угодно сотрудник ППСП права не имеет, так как нет очевидной угрозы жизни и здоровью.
А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — это запросто. Поэтому не удивляйтесь, если вы перейдете дорогу в неположенном месте и до вас вдруг начнут докапываться сотрудники ППСП.
Теперь, вы знаете, что одной из их обязанностей является пресечение нарушения Правил дорожного движения пешеходами.
Запомните, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а сотрудник другого подразделения полиции, его действия должны в точности быть такими же, какие прописаны в Административном регламенте для сотрудников ГИБДД (то есть представиться, кратко назвать причину остановки и т.п.).
Соответственно и ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.
Надеюсь, теперь вам понятно, кто из полицейских имеет право на остановку вашего транспортного средства.
Знай свои права: что делать, если транспортники забирают документы и угрожают штрафстоянкой?
Водителя тормозят сотрудники транспортной инспекции, придираются и заставляют пройти в помещение поста. Затем забирают документы. Такие действия незаконны; тем не менее, они постоянно происходят на российских дорогах.
О том, как вести себя с сотрудниками РТС/УГАДН, рассказывает Игорь Апухтин
Как правило водитель, особенно не опытный, в такой ситуации растерян и деморализован. Покорно отдает документы, включая водительское удостоверение и документы на транспортное средство, то есть, передает им в руки «золотой ключик». Дальше угадновцы угрожают поставить машину на штрафстоянку. А вот имеют ли они на это право?
…Уж сколько раз твердили: собрался в рейс — хоть почитай внимательно, кто и что от тебя может потребовать. И если требуют лишнего — посылай, и будешь прав. Не грубо посылай, разумеется, вежливо, со ссылкой на те или иные статьи нормативных документов, которые регулируют деятельность того же РТС/УГАДН.
И, разумеется, звони на горячую линию в ОПР.
11 августа принесло новую историю. Водителя Сергея тормознули в Кандалакше, выяснилось, что он не сделал пожертвование «Платону». Ситуация понятная и вполне разрешимая. Сотрудники УГАДН забрали документы у водителя, включая водительское удостоверение, чего категорически не имеют права делать, и пригрозили штраф-стоянкой. Эту ситуацию был готов разруливать член ОПР Сергей Овчинников, поехав за четыреста километров. Но в этом необходимости уже не было. Водитель заплатил штраф и поехал дальше.
А теперь о том, что имеют право требовать и чего категорически не могут делать сотрудники УГАН. Их деятельность регламентирована целым рядом документов, здесь процитирую только один. В соответствии с п. 2.1.1. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель обязан в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
путевой лист и документы на перевозимый груз;
специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Все! Водительское удостоверение и документы на автомобиль требовать и задерживать сотрудники РТС/УГАДН права не имеют!
Впрочем, эта норма сформулирована весьма пространно (что не удивительно, государство дает своим сатрапам разные лазейки). Вызывает разночтения то, что она обязывает водителя передавать документы сотруднику УГАДН только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, но ни в одном нормативно-правовом акте этих «случаев, прямо предусмотренных законодательством» четко не сформулировано.
В любом случае, если у вас начинают требовать водительское удостоверение и уж тем более задерживать его — необходимо тут же звонить по телефону доверия горячей линии Ространснадзора: +7 (499) 231-53-50.
Правда, сотрудники РТС и ГИБДД начали работать совместно. А гаишник вправе потребовать и водительское, и документы на автомобиль. Но передавать эти документы третьим лицам, то есть, сотрудникам РТС/УГАДН он не вправе.
И про штрафстоянку. Задержание транспортного средства может быть применено инспектором ГИБДД в ряде случаев, которые регламентируются действующим КоАП:
Использование ТС, то есть езда без соответствующих документов. К ним относятся водительское удостоверение, документ на право собственности, регистрационные документы на ТС или доверенность на его использование без присутствия собственника (статья 12.3 часть первая КоАП);
Использование автомобиля его владельцем с неисправными тормозами, сцеплением (при движении автопоездом) или рулевым управлением, причем важен тот факт, что владелец об этом знал заранее (статья 12.5 часть вторая КоАП);
Управление автомобилем гражданином, не имеющим водительского удостоверения (имеется в виду вообще отсутствие прав, статья 12.7 части первая и вторая КоАП);
Езда на автомобиле в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, либо передача права управления владельцем автомобиля лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 части первая и третья КоАП);
Нарушения, допущенные при парковке или остановке автомобиля (статья 12.19 часть четвертая КоАП);
Нарушения, допущенные в ходе транспортировки крупногабаритного груза (статья 12.21.1 части первая и вторая КоАП);
Нарушения, допущенные при транспортировке опасных грузов (статья 12.21.2 часть первая КоАП);
Обнаружение инспектором ГИБДД того факта, что остановленный автомобиль находится в розыске, либо отказ водителя от прохождения освидетельствования на опьянение (статья 12.26 КоАП).
К слову, пытался забить в поиск Яндекса вопрос: «Имеет ли право сотрудник РТС отправить транспортное средство на штрафстоянку?» И вот что обнаружил.
Статья 12.21.3.КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством (то есть, неуплата в «Платон»).
Статья 27.13. КоАП РФ регламентирует условия возможного задержания транспортного средства: в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. Никакой речи о принудительной постановке ТС на платную штрафстоянку здесь речи нет.
Буквальное толкование данного пункта приводит к выводу о том, что задержание ТС как мера обеспечения производства по делу применяется только к транспортным средствам, принадлежащим иностранным субъектом, в силу затруднения или невозможности взыскания штрафов с субъектов предпринимательской деятельности иностранных государств. Применение мер задержания к российским собственникам транспортных средств нецелесообразно.
В пользу этого довода указывает статья 32.2. КоАП РФ, пункт 1.2. которой раскрывает, что административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения статьей 12.21.3, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.
Тем не менее, эта же норма говорит о том, что штраф выгоднее оплачивать на месте, а не ждать 20 дней, пока придет «письмо счастья».
Российское законодательство запутанно и противоречиво, и его толкование открывает множество лазеек для коррупции.
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
О полномочиях государственных инспекторов Ространснадзора
В связи с возникающими вопросами от водителей транспортных средств, на каком основании государственные инспекторы Ространснадзора имеют право останавливать транспортные средства, а также требовать предоставить документы, р азъясняем следующее.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 №409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций», государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия:
- производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств;
- проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
- запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
- осуществляет мероприятия по весовому контролю;
- осуществляет мероприятия по транспортному контролю;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
- составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления;
- выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее – предписания), и проверяет их исполнение.
Согласно п. 2.4 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 право остановки транспортных средств, предоставлено регулировщикам, а также:
– уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля.
Согласно абзацу 6 п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан:
– в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Дата последнего изменения 15 ноября 2019 15:20