Обоснование цены договора с единственным поставщиком образец

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Когда закупки у ЕП можно не обосновывать

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». З акупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
« Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

Ответственное должностное лицо заказчика

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

Закупка у единственного поставщика

17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

2. Обоснование цены

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данные получены на сайте поставщика http://www.

Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

3. Обоснование иных существенных условий контракта

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

«_____» ________________2017 г.

Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

Содержание работ (услуг)

Трудоемкость, чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

Стоимость работ, руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС

Вид работ № 4 Тестирование, контроль

Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

1 472 000

Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

Материалы и программное обеспечение, руб.

Оборудование и спецтехника, руб.

Прочие прямые расходы, руб.

Накладные расходы (40%)

Себестоимость работ, руб.

4 730 600

Общая стоимость, руб.

Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

5 271 360

Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

Обоснование закупки у единственного поставщика

    On 05.10.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Электронный аукцион

В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.

Когда обоснование не понадобится

Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

  • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
  • услуг по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
  • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
  • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
  • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

Что следует включить в обоснование

Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • цель, для осуществления которой производится закупка;
  • описание объекта и его цена;
  • условия заключения контракта;
  • плюсы конкретного поставщика;
  • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.
Читайте также:  Топ 10 запросов авито

В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:

  1. Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
  2. На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
  3. Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
  4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
  5. Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

Когда нужно составить и разместить отчет

Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.

Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты». Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Как обосновать контракт с единственным поставщиком

Обоснование закупки у единственного поставщика — это объяснение, почему выбран именно неконкурентный способ. Если этого не сделать или основания окажутся незаконными, то контракт отменят, а заказчика накажут.

В каких случаях необходимо обоснование

Случаи, когда заключение госконтракта разрешено с единственным поставщиком, то есть без конкуренции, определены в ст. 93 44-ФЗ. В договоре нужно приводить отчет о нецелесообразности либо невозможности использовать иные способы закупки, а также расчеты и аргументацию цены. В ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о госзакупках перечислено, какую закупку у единственного поставщика необходимо обосновать:

  • работы по мобилизационной подготовке;
  • работы, которые выполняют только органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия;
  • товары, которые срочно нужны, чтобы ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, непреодолимой силы либо для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, в том числе в случаях, которые предусмотрены ч. 7, 12 ст. 82 44-ФЗ. По этому основанию не закупаются ТРУ по Перечню, который утвержден Распоряжением Правительства № 1765-р от 30.03.2013;
  • культурные ценности для пополнения госфонда;
  • ТРУ, которые приобретаются у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы по Перечню, который утвержден Постановлением Правительства № 1292 от 26.12.2013;
  • сырье, материалы, комплектующие изделия, которые нужны для производства ТРУ при трудоустройстве осужденных на основании и за счет договоров, которые заключены учреждением, исполняющим наказания, с юридическими лицами;
  • произведения литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений, фонограмм конкретных изготовителей у лица, которому принадлежат исключительные права (исключительные лицензии) на них;
  • печатные или электронные издания (в том числе используемые в них программно-технические средства и средства защиты информации) определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права (исключительные лицензии) на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности госучреждений образования, библиотек, госорганизаций науки;
  • закупка культурным учреждением создания, исполнения произведений литературы или искусства, изготовления (поставки) декораций, костюмов, театрального реквизита, которые нужны, чтобы создать или исполнить произведения. Контракт заключается с конкретным физлицом или конкретным юрлицом, а на создание произведений литературы или искусства — с конкретным физлицом;
  • услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, билетов и путевок на экскурсии — бланков строгой отчетности;
  • управление многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной или госсобственности;
  • содержание и ремонт нежилых помещений, которые переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, в случае если эти услуги оказываются другим лицам, использующим нежилые помещениями, которые находятся вместе с помещениями заказчика в одном здании;
  • закупка у поставщика, который определен Распоряжением Правительства по предложениям ЦИК России, властями в регионах, отдельных видов товаров и услуг для проведения выборов, референдумов;
  • нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение для госнужд;
  • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд либо аренда жилых помещений, которые находятся за рубежом, заказчиками, которые осуществляют там деятельность;
  • лечение гражданина России за границей иностранной организацией;
  • закупка оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программ с обладателем исключительных прав на такие товары за счет средств, которые выделены на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;
  • изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • закупка стандартного жилья у юрлиц по условиям договоров об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства стандартного жилья;
  • закупка стандартного жилья органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в рамках Федерального закона № 161-ФЗ от 24.07.2008 договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, который предусматривает строительство такого жилья по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров;
  • ТРУ для обеспечения органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности по перечню, который утверждает руководитель такого органа;
  • ТРУ для обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом по перечню, который утверждает руководитель ФСБ;
  • ТРУ за счет средств, которые выделены на оперативно-розыскную деятельность, по перечню, который утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление такой деятельности. По ч. 13 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 об оперативно-розыскной деятельности, такими органами могут быть Органы внутренних дел, ФСБ, госохраны, таможни, СВР, ФСИН;
  • работы по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, которая ввозится в Россию, по ценам (тарифам), которые установлены законом.

В некоторых регионах России созданы специальные учреждения с возложенными на них полномочиями, позволяющими им попадать под п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Они могут заказывать товары (в основном лекарственные средства и медикаменты) у единственного поставщика, то есть без организации конкурсных процедур, что существенно сокращает затраты времени. По сумме сделки с единственным поставщиком законом не ограничиваются. Но от составителя госконтракта требуется «подтвердить», почему выбранный исполнитель или товар являются уникальными, либо что существует непредвиденная ситуация. Это и называют обоснованием. Документ с обоснованием цены является частью госконтракта. Все расчеты прописываются в договоре либо оформляются в форме приложения с подписями обеих сторон. А отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика всегда печатают отдельным документом за подписью только представителя компании-заказчика.

Требования к обоснованию

В нормативно-правовых актах нет специальных требований относительно формы и содержания обоснования закупок неконкурентным способом. В документе следует отразить:

  • обоснование НМЦК;
  • соответствие выбранной организации-исполнителя 44-ФЗ;
  • причины невозможности проведения госзакупки по-другому.

Вот реальный пример обоснования закупки у единственного поставщика из ЕИС:

Как обосновать цену при закупках у единственного поставщика

Организация госзакупок – сложный процесс, который требует детального анализа нормативных актов, регулирующих его. Многие государственные и муниципальные учреждения и сами поставщики не хотят «связываться» с такими способами определения поставщика, как аукцион, конкурс и т.д., так как для этого необходимо оформить внушительный пакет документов, и сама процедура занимает достаточно много времени. К счастью, закон предусматривает более простой способ выбрать поставщика – заключение контракта с единственным поставщиком. Статья 93 закона 44-ФЗ регулирует вопросы, связанные с заключением подобного рода контрактов. В части 1 названной статьи указаны случаи, когда возможно заключить контракт с единственным поставщиком (далее по тексту – ЕП). Наиболее популярные среди заказчиков случаи, указанные в данной статье, – заключение контракта на сумму не более 100 и не более 400 тысяч рублей. Но даже для самых минимальных закупок требуются обоснование цены. О том, как это правильно сделать, поговорим в настоящей статье.

Какими нормативными актами руководствоваться при обосновании цены?

В первую очередь, необходимо обратить внимание на ст. 22 ФЗ 44. Данная статья перечисляет доступные методы для расчета цены как для заключения контракта с ЕП, так и для проведения конкурентных процедур. Кроме того, Минэкономразвития разработало рекомендации (далее по тексту – рекомендации) для расчета цены при заключении контракта с ЕП (приказ от 02.10.2013 № 567).

В чем заключается обоснование цены?

Под обоснованием цены предполагается расчет цены на закупаемые товары, который должен быть подтвержден приложенными справочной информацией, документами или реквизитами документов, по которым был сделан расчет. Если данная информация будет размещена в Интернете, то нельзя указывать наименование поставщиков, которые предоставили информацию.

Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?

Закон выделяет следующие методы:

  1. Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
  2. Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
  3. Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
  4. Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.
Читайте также:  Путь солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди

Если ни один из вышеперечисленных методов не подходит, то можно в качестве обоснования цены избрать и другой метод, но тогда потребуется обосновать, почему отсутствовала возможность применить методы, указанные в законе.

Более подробно рассмотрим такой метод определения цены как анализ рынка, так как он является приоритетным и наиболее востребован.

Под анализом рынка закон понимает получение информации о ценах на рынке, установленных для идентичных товаров, которые необходимо закупить, а если идентичные товары найти не представляется возможным, то для анализа применимы и однородные товары.

Какие товары считаются идентичными и однородными?

Идентичными считаются товары с одинаковыми характеристиками (качество, функционал и т.п.). Кроме того, учитываются страна происхождения и производитель.

Пример 1:

Два идентичных стола, схожие по следующим критериям: функциональное назначение; материал, из которого изготовлены; страна производства. Различия в форме, размере и цвете незначительны и принципиального значения не имеют.

Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, вследствие чего они могут выполнять одни и те же функции. При определении однородности следует учитывать качество товаров, репутацию на рынке и страну происхождения.

Пример 2:

Два однородных шкафчика для переодевания схожи по следующим критериям: страна производства, материал изготовления, функциональное назначение. Принципиальное отличие: размер (во втором варианте секций меньше), дополнительные функции (во втором варианте есть функция подсушки).

Какие действия предпринять для обоснования цены?

Минэкономразвития рекомендует осуществить следующие действия:

  1. выбрать товар (услугу, работу) которую необходимо закупить;
  2. определить требования, по которым будет отбираться товар и условия поставки;
  3. исследовать общедоступные источники информации на предмет рыночных цен на закупаемый товар и условия поставки;
  4. описать объект закупки с учетом требований ст. 33 ФЗ 44;
  5. осуществить проверку принятых по данному объекту закупки государственных и муниципальных нормативных актов;
  6. выбрать метод расчета цены;
  7. рассчитать цену;
  8. сформулировать обоснование.

Как получить информацию для анализа рынка?

Закон предусматривает следующие способы для получения информации:

1. Сбор общедоступной информации о ценах на рынке на товары, которые необходимо закупить. В качестве общедоступной признается информация, которая содержится:

  • в контрактах на поставку подобных товаров, если по данным контрактам не было взыскания неустоек за неисполнение контракта. Подробная информация о том, как осуществить поиск информации в реестре контрактов, изложена в Приложении № 2 к рекомендациям Минэкономразвития;
  • в каталогах, рекламе, описаниях или иных предложениях, которые обращены к неопределенному кругу лиц и признаются публичной офертой;
  • в котировках на российских и иностранных биржах;
  • в котировках на электронных площадках;
  • в официальных источниках государственных и муниципальных органов, а также иностранных государств, международных организаций;
  • в государственной статистической отчетности;
  • в общедоступных результатах изучения рынка или полученных по заказу заказчика;
  • в отчете оценщика о рыночной стоимости объектов, которые подлежат оценке;
  • иные источники.

2. Направление запросов поставщикам на получение информации о ценах. Поставщики должны осуществлять поставки идентичных или однородных товаров. Минэкономразвития рекомендует направить запросы не менее чем 5 поставщикам, которые исполняли подобные контракты в течение последних 3 лет.

3. Размещение запросов цен на товары в ЕИС (до того как она будет введена, запросы необходимо размещать на сайте госзакупок).

Калькулятор для расчета НМЦК с коэффициентом вариации

После того как вы получили коммерческие предложения от поставщиков, используйте наш калькулятор.

Как рассчитать цену?

В рекомендациях Минэкономразвития (п. 3.21) указана формула, по которой производится расчет цены:

где НМЦК рын – начальная максимальная цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество закупаемого товара;

n – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Ц i – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих условий поставок товаров, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 рекомендаций.

Стоит учесть, что предпочтительно использовать для расчета приблизительно одинаковые цены, то есть однородные цены. Чтобы определить однородность цен, необходимо прибегнуть к формуле, указанной в п. 3.20 рекомендаций. Коэффициент по данной формуле не должен быть больше 33%.

Обратите внимание, что при использовании в расчетах цен, которые применялись более шести месяцев назад до расчета цены, придется корректировать данные цены с применением коэффициента, который рассчитывается в соответствии с п. 3.18 рекомендаций. Кроме того, при расчете цены необходимо ориентироваться на те коммерческие предложения, которые максимально сходны с условиями закупки, в противном случае придется применять коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий (п. 3.17 рекомендаций).

Учитывая вышеизложенное, в качестве поиска информации по ценам целесообразным представляется направление запросов поставщикам. В этом случае поставщики будут указывать цены уже с учетом условий, которые подлежат включению в контракт.

Пример расчета:

ДОУ необходимо закупить 10 столов для письма. По запрошенной информации от поставщиков поступили следующие ценовые предложения по идентичным товарам (столам) с одинаковыми условиями поставки:

Поставщик 1 – 3500 рублей.

Поставщик 2 – 3650 рублей.

Поставщик 3 – 3860 рублей.

Расчет общей цены производится следующим образом: Общее количество закупаемого товара (10) делится на общее количество ценовых предложений (3) и умножается на общую сумму ценовых предложений.

Как оформить обоснование цены?

Закон не предусматривает каких-либо обязательных требований к оформлению расчета. Информацию о расчете цены можно включить в текст контракта либо оформить в виде приложения к нему. При этом документы (оригиналы), снимки с экрана компьютера (скриншот), на котором отражена информация с соответствующих сайтов или реквизиты документов, по которым составлялся расчет, нужно хранить вместе с остальными документами о закупке.

Примерная форма обоснования цены установлена в Приложении № 1 к рекомендациям.

Как сформировать отчет с обоснованием цены?

Это можно сделать с помощью бесплатной версии программы “Эконом-Эксперт”. Скачать программу можно здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Как рассчитать цену контракта с единственным поставщиком

Д аже если в определенном случае Закон № 44-ФЗ не требует обосновывать цену контракта, лучше это сделать. Оформите отдельный документ, где обоснуете цену, и храните его вместе с контрактом. Это поможет, если у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля возникнут вопросы во время проверки (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

На что можно сослаться, рассчитывая цену контракта

Чтобы рассчитать цену контракта с единственным поставщиком, можно использовать основные методы, которые установлены в Законе № 44-ФЗ. Кроме того, заказчик вправе применять другие способы расчета, если базовые не подходят.

На нормативно-правовой акт. Например, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по указу, распоряжению или поручению Президента РФ. Обоснование НМЦК в этом случае содержит проект правового акта. Заказчик вправе применить другой метод и сослаться на нормативно-правовой акт.

На расценки конкретного поставщика. Заказчик заключает контракт по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на услуги фельдъегерской связи или госохраны. Цена контракта зависит от стоимости услуг конкретного исполнителя. Заказчик применяет иной метод, чтобы определить НМЦК, и ссылается на расценки, которые утвердил исполнитель.

Также заказчик вправе сослаться на цену конкретного поставщика, если заключает контракты по пп. 13–17, 22, 23, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик не вправе требовать, чтобы контрагент раскрыл правила, по которым формирует цену.

На утвержденный порядок. Заказчик заключает контракт по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на госэкспертизу проектно-сметной документации или по п. 19 на услуги авторского надзора. Правительство РФ закрепило порядок, в котором определяет стоимость таких услуг. Заказчик применяет иной метод, чтобы рассчитать НМЦК, и ссылается на утвержденный порядок.

На закон о перевозки пассажиров и багажа. Заказчик закупает регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Чтобы рассчитать НМЦК, он руководствуется ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Это отмечено в ч. 21.2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

На закон о развитии жилищного строительства. Заказчик закупает жилье экономического класса у единственного поставщика по п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство РФ вправе установить особенности, по которым заказчик рассчитывает цену такого контракта. Основание – Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Такое правило установлено в ч. 21.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Сейчас таких особенностей нет.

Пример расчета НМЦК

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по п. 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на доступ к информации из специальных баз данных. Цену такого контракта считайте по формуле:

  • ЦК – цена контракта в российских рублях;
  • СУ – cтоимость услуг;
  • N – размер налогов и обязательных платежей по контракту, которые платит исполнитель.

Стоимость услуг рассчитайте так:

СУ = ЦО × ОК + ЦО × ОК × К,

  • СУ – cтоимость услуг;
  • ЦО – цена услуг оператора в иностранной валюте;
  • ОК – курс иностранной валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта;
  • К – цена услуг исполнителя, предельное значение которой – 0,05 от ЦК;

Возьмите курс валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта.

ЦК = ЦО × ОК + (ЦО × ОК × К) + N,

  • ЦК – цена контракта в российских рублях;
  • ЦО – цена услуг оператора в иностранной валюте;
  • К – цена услуг исполнителя, предельное значение которой – 0,05 от ЦК;
  • ОК – курс иностранной валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта;
  • N – размер налогов и обязательных платежей по контракту, которые платит исполнитель.

Например, заказчик закупает доступ к информации из специальных баз данных у единственного поставщика по цене 25 долл.

Контрактный управляющий рассчитал цену контракта:

ЦК = 25 долл. × 62,39 руб. + (25 долл. × 62,39 руб. × 50 руб.) + 9 руб. = 79 556,25 руб.

Читайте также:  Режим работы табличка для ип
Ответы на вопросы, которые возникают при расчете НМЦК на закупку у единственного поставщика

Заказчик изучил рынок и выяснил, что только одно учебное заведение проводит нужный семинар. Как обосновать цену контракта с единственным поставщиком?

В обосновании цены укажите, что исследовали рынок и выявили только одно учебное заведение, которое проводит необходимый семинар. К обоснованию приложите доказательства – обращения к потенциальным исполнителям, ответы учебных заведений, прайсы. Контракт заключите по цене, которую предлагает единственный поставщик.

Заказчик закупает товары у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. Правомерно ли заключить контракт с участником, от которого поступило минимальное предложение о цене контракта?

Да, правомерно. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по наименьшей цене, которую получил в результате мониторинга рынка. Такое разъяснение приведено в абз. 8 п. 2 письма Минэкономразвития России от 03.03.2014 № Д28И-254.

Заказчик закупает печатные издания определенного автора. Для этого он заключает контракт с издательством по п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Каким методом рассчитать НМЦК?

Рассчитайте цену контракта методом сопоставимых рыночных цен. Такой способ – приоритетный.

Работники едут в командировку на автомобилях и заправляются по дороге. Как обосновать цены на бензин?

Определитесь, попадает ли командировка под закупку. Если выдаете сотруднику деньги на командировку под отчет, это не считают закупкой. Руководствуйтесь ст. 166 Трудового кодекса РФ и пп. 10, 11, 12, 13, 14 и 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

Если оформляете командировку как закупку у единственного поставщика, то есть заключаете контракт по п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, обоснуйте цены на бензин.

Для этого используйте метод сопоставимых рыночных цен. Проанализируйте рынок цен на бензин, соберите не менее трех ценовых предложений поставщиков и выберите из предложений минимальное или среднее. Заключите контракт с выбранным поставщиком. В контракте опишите условия, на которых компания поставляет бензин. Например, что заправлять машину сотрудники вправе по топливной карте.

Подготовила Екатерина Афанасьева,
Минэкономразвития

Обоснование цены договора с единственным поставщиком образец

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по применению
методов определения начальной (максимальной)
цены контракта, цены контракта, заключаемого
с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 2 октября 2013 года N 567

Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками

В целях получения ценовой информации, содержащейся в контрактах, заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям необходимо использовать реестр контрактов, заключенных заказчиками, размещенный на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее соответственно – Реестр контрактов, официальный сайт).

Для этого необходимо:

1. Выполнить вход на официальный сайт.

2. Выполнить вход в раздел “Реестр контрактов”.

3. В целях выполнения поиска по конкретным параметрам закупки необходимо открыть страницу расширенного поиска, для этого необходимо нажать ссылку “Расширенный поиск” в блоке поиска на странице “Реестр контрактов”.

4. На странице расширенного поиска в блоке “Общая информация о контракте” необходимо изменить статус контракта, а именно перейти на закладку “Исполнение завершено”. Для этого необходимо выбрать данную закладку на странице “Реестр контрактов”. На закладке “Исполнение завершено” отображаются реестровые записи, для которых “Сведения об исполнении действия контракта” опубликованы по всем этапам оплаты контракта. Изменение статуса контракта необходимо в целях обеспечения требований пункта 1 части 18 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 27, ст.3480), в соответствии с которым для целей определения НМЦК необходимо использовать ценовую информацию, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.

5. В целях поиска ценовой информации максимально приближенной к потребностям заказчика возможно установление различных критериев поиска, например в блоке “Общая информация о контракте” можно установить диапазон дат заключения контракта, в блоке “Информация о заказчике” можно установить поиск по конкретному региону заказчика, в блоке “Информация о заказе” – способ размещения заказа, в блоке “Информация о поставщике (исполнителе, подрядчике)” может быть задан статус поставщика:

субъект малого предпринимательства;

учреждения уголовно-исполнительной системы;

общероссийские общественные организации инвалидов;

другие критерии, имеющие значение для заказчика и способные влиять на цену контракта.

6. Для осуществления поиска по параметрам предмета закупки необходимо задать требуемые заказчику критерии поиска предмета закупки в блоке “Предмет контракта”.

Применительно к критерию “наименование товара, работ, услуг” можно указать часть наименования или полное наименование товара, работы, услуги (например, канцелярские принадлежности, мебель, молоко и проч.).

Использование признака “С учетом всех форм слов” позволяет выполнить поиск любого соответствия, в том числе любого словосочетания с другим порядком слов, с учетом морфологии русского языка. При установке признака “Строгое соответствие” выполняется поиск указанного значения. Поиск может осуществляться либо с учетом всех форм слов либо по строгому соответствию.

Также можно выбрать значение из классификатора при помощи ссылки “Поиск в классификаторе”. Для этого необходимо выбрать код продукции – ввести значение вручную либо нажать ссылку “Поиск в классификаторе”. При вводе в поле значения кода и нажатии рядом с полем ссылки “Поиск в классификаторе” введенное значение скопируется в строку поиска в открывшемся окне поиска в классификаторе.

В целях выявления сопоставимых условий возможно установить приемлемый заказчику диапазон условий, таких как цена за единицу товара, работ, услуг; количество товара, работ, услуг; общая сумма по коду продукции. При этом, если установить признак “Включая вложенные позиции”, поиск будет осуществляться по указанной позиции классификатора с учетом всех установленных заказчиком условий.

7. После заполнения всех необходимых заказчику параметров необходимо нажать кнопку “Найти”. Поиск будет производиться с учетом заданных параметров среди всех контрактов, находящихся в Реестре контрактов.

В результатах поиска будут отображены контракты, удовлетворяющие одновременно всем заданным критериям поиска.

В целях объективного и корректного сбора информации для определения НМЦК необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в прикрепленных контрактах. Для этого необходимо перейти в “Карточку контракта” далее в закладку “Документы”. Указанная закладка содержит прикрепленные документы, в том числе контракт, заключенный по результатам проведения процедуры закупки. Наименование прикрепленного документа является гиперссылкой для сохранения или открытия документа.

Из отображенных по результатам поиска контрактов необходимо выделить и использовать для подготовки обоснования НМЦК контракты с условиями, схожими с потребностями заказчика. Такими условиями могут быть:

условия о предмете контракта (количество и наименование товаров, работ, услуг);

в целях обеспечения условий конкуренции рекомендуется при выборе товара, работы, услуги в соответствии с настоящим пунктом отдавать предпочтение товарам, работам, услугам, наиболее полно удовлетворяющим потребности заказчика, обладающим улучшенными техническими и качественными характеристиками и свойствами. Остальные выявленные товары, работы, услуги необходимо распределить на две категории – идентичные товары, работы, услуги и однородные товары, работы, услуги;

дата поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (наиболее приближенная к процедуре закупки заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения дата поставки товара, выполнения работ, оказания услуг по контракту, отобранному в Реестре контрактов, позволит наиболее точно определить актуальные цены на товар, работы, услуги);

сроки и порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (поставка всего объема сразу или партиями, по одному адресу или по нескольким адресам и т.д.);

порядок и сроки оплаты (в том числе наличие и размер аванса);

наличие обеспечения исполнения контракта и другие условия контракта, являющиеся, по мнению заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, существенными и способными оказывать влияние на цену контракта.

По результатам проведенного отбора контрактов рекомендуется исходить из необходимости использования в расчетах не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Полученная ценовая информация используется для определения и обоснования НМЦК с учетом положений раздела 3 настоящих Рекомендаций.

Приложение N 3. Пример определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием .

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по применению
методов определения начальной (максимальной)
цены контракта, цены контракта, заключаемого
с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 2 октября 2013 года N 567

Пример определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками

Необходимо осуществить закупку сплит-систем в количестве 10 штук.

В целях установления НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчику необходимо определить четкие параметры предмета закупки, а также основные, оказывающие влияние на цену контракта условия исполнения контракта.

Указанные сведения выявляются при подготовке и формировании потребности заказчика, а также при подготовке технических требований, спецификаций и технических заданий на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, и подготовке документации о закупке.

Таким образом, при потребности в сплит-системе, заказчик выявляет возможные характеристики требуемого оборудования, например:

размеры оборудования;

тип (моноблок, мультисплит-система, сплит-система);

тип внутреннего блока (канальный, кассетный, колонный, мобильный, напольно-потолочный, настенный, оконный);

число внутренних блоков мультисплит-системы;

уровень шума;

режимы работы (охлаждение, охлаждение/обогрев);

обслуживаемая площадь;

наличие пульта дистанционного управления;

режим приточной вентиляции;

наличие сенсора движения;

инверторное управление мощностью;

наличие автоматического режима;

наличие ночного режима;

наличие режима осушения воздуха;

наличие фильтров тонкой очистки воздуха и другие.

Исходя из возможных характеристик оборудования, заказчик выявляет характеристики, соответствующие его потребностям, например, заказчик определил, что ему требуется настенная сплит-система с режимом работы на охлаждение и обогрев, с обслуживаемой площадью от 30 до 50 кв.м, с инверторным управлением мощностью.

Далее, заказчику необходимо провести анализ рынка в целях выявления предложений, соответствующих установленным требованиям к продукции по определенным параметрам.

Сведения о конкретных моделях товаров, их производителях и поставщиках можно получить в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также в каталогах и других справочных изданиях.

По итогам проведения анализа рынка заказчик выявил конкретные модели, полностью соответствующие всем указанным заказчиком требованиям, а именно:

Ссылка на основную публикацию