Инспекции труда регулируются новыми правилами: каковы их последствия и как к ним относиться?

Инспекции труда регулируются новыми правилами: каковы их последствия и как к ним относиться?

Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?

Инспекция труда специализируется на выявлении таких нарушений, и теперь по результатам проверки могут быть наложены штрафы не только за нарушение положений трудового законодательства, но и наложение дополнительных сумм «зарплатных» налогов.

Напомним, инспекции труда могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Каждая компания может проверить на сайте Генеральной прокуратуры, входит ли она в план проверки. Обычно план размещается в декабре этого года на следующий год, и вы можете подготовиться к такой проверке.

Но внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. Самая частая причина внеплановой проверки – это жалоба сотрудника.

На что чаще всего жалуются работники?

    Заработная плата не выплачивалась. Незаконно уволен.

Часто работник, который сам является преступником, жалуется во все органы, что становится дополнительным фактором, обременяющим работодателя.

При этом следует учитывать, что с 10.03.2016 выплата вознаграждения в размере ниже минимального размера оплаты труда является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в п. 4 части. 7 статьи 360 ТК РФ – Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, сотрудник также может обратиться в прокуратуру. Затем по требованию прокурора будет проведена внеплановая проверка (п.7 части 7 статьи 360 ТК РФ). В таком случае проверка может начать проверку немедленно, без дополнительных консультаций с прокуратурой. Достаточно известить прокуратуру о начале проверки.

Должен ли инспектор предупредить о внеплановой проверке?

В какой форме будет проведена проверка?

Проверка документов может постепенно превратиться в проверку на месте, если инспектор не смог проверить полноту и достоверность информации, содержащейся в представленных для проверки документах (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ или непредоставление документов работодателем сделает невозможным их проверку и станет основанием для проверки на месте.

Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?

При проверке документации срок подачи документов составляет 10 рабочих дней с момента получения заявления (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обращаем ваше внимание, что запрос на доступ к документам должен быть мотивированным.

Уклонение от документов может рассматриваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля. Директора могут оштрафовать от 5 до 10 тысяч. рублей, а компания – от 20 до 50 тысяч. руб. Ответственность за рецидивы еще строже:

    для директора – штраф от 10 до 20 тысяч рубли или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года; Для компании – штраф от 50 тысяч. рублей до 100 тыс. руб.

Кроме того, как было сказано выше, после неполучения документов в установленный срок инспектор имеет право лично посетить работодателя на основании приказа о проведении проверки на месте. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проверки и нежелание согласовать с инспектором иную дату и время проверки неизбежно влекут за собой административную ответственность (см., Например, решение Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу 4а-483/2016).

В чем особенность представления документов в рамках выездной проверки?

Если документов много и их сложно собрать быстро, известите инспектора письменно и попросите дополнительное время для подачи документов.

Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?

Итак, при проверке жалобы работника на невыплату заработной платы инспектор вправе потребовать от этого работника:

    заявление о регистрации трудовых отношений; график работы персонала; Порядок приема на работу; трудовой договор; положение об оплате труда; положение о выплате бонусов; просьба сотрудника перечислить вознаграждение на банковский счет, табели учета рабочего времени; платежные ведомости; Документы для выплаты заработной платы.

Если работник указывает, что у него есть гражданско-правовой договор вместо трудового, инспектор также запросит сам договор и реестр гражданско-правовых договоров. Кроме того, инспектор может запросить объяснения причин заключения гражданско-правового договора.

При этом инспектор не вправе требовать документы, не связанные с увольнением сотрудника (см., Например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13 октября 2015 г. по делу № 12 -81 / 2015).

Основными принципами государственного контроля являются недопустимость произвольных мер контроля и строгое соблюдение порядка их применения (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет на запрос документов, не относящихся к предмету проверки результатов п. 3 часть 1 ст. 15 Закона. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение этого правила считается грубым нарушением при проведении проверки, в результате чего ее результаты становятся недействительными (ст. 5 (2) ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией

Кроме того, теперь инспекция труда будет предоставлять налоговым органам информацию о нарушениях и копии документов, подтверждающих эти нарушения, например, доказательства необоснованного заключения гражданско-правового договора с работником и произведенных на его основе выплат, посредством обмена информацией с налоговыми органами.

Что с этими документами будет делать налоговый орган?

Обнаружив в документах неточности, налоговый орган попросит вас в течение 5 дней дать объяснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 Налогового постановления).

Если будет установлено, что имело место нарушение правил налогообложения и сборов, организация будет подвергнута дополнительному подоходному налогу с населения и страховым взносам.

Налоговые органы сообщат результаты в инспекцию труда.

Читайте также:  Уведомление об исполнении предостережения образец

С другой стороны, если налоговые органы обнаруживают нарушения положений трудового законодательства в рамках своих проверок, они также передают эту информацию инспекции труда.

Как без стресса пережить проверку ГИТ и не нарушить законы

Инспекция труда проводит проверки с использованием так называемых подход, основанный на оценке риска. Понимание специфики такого подхода полезно как руководителям предприятий, так и специалистам по охране труда. Важно знать, как использовать контрольные списки для самоконтроля и как снизить присвоенный класс опасности или категорию риска.

С 1 января 2018 года организации, которым присвоен умеренный класс риска, начали проверку в соответствии с новым подходом, основанным на оценке рисков; с 1 июля 2018 года это правило распространяется на все компании.

Класс опасности или категория риска определяет частоту плановых проверок – чем она выше, тем чаще проводятся проверки. Внеплановых проверок на основе чек-листов или чек-листов нет.

Категория риска или класс опасности зависят от того, какие негативные последствия может иметь нарушение требований безопасности и насколько велика вероятность их нарушения.

Специфика применения риск-ориентированного подхода и присвоения категорий риска и классов опасности разъясняется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806.

Что учитывается:

    Несчастные случаи в организации; задолженность по выплате заработной платы; факты о наложении административных взысканий.

Все эти условия важно помнить и пытаться обжаловать, если руководитель организации не согласен с присвоенным классом опасности и считает, что его можно снизить.

Классы опасности и категории риска

Категория риска рассчитывается по формуле и от нее зависит периодичность плановых проверок работодателем:

    Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности): проверки каждые 2 года. Высокий риск (2 класс опасности): проверки каждые два года. Высокий риск (3 класс опасности): осмотр каждые 3 года. Средний риск (4 класс опасности): проверка каждые 5 лет. Умеренный риск (класс опасности 5): Проверяйте каждые 6 лет. Низкий риск (6 класс опасности): без проверки.

Организация может подвергаться проверке в рамках системы вознаграждения и внеплановой.

Как узнать класс опасности или категорию риска, которые присвоены организации

Компания Роструд на своем официальном сайте публикует списки организаций с высоким или значительным классом опасности, которым грозит проверка Национальной инспекции труда.

В списках организаций с категорией высокого риска и категорией значительного риска вы можете увидеть организации с разбивкой по повятам, которые были отнесены к соответствующей категории риска.

Используя название компании или ИНН, вы можете попасть в список и увидеть присвоенный класс опасности и категорию риска.

Если компании нет в списке, значит, ей присвоен более низкий класс опасности. Подробную информацию можно получить в местной инспекции труда. Достаточно подать запрос с просьбой предоставить информацию о присвоенном предприятии классе опасности и категориях риска, а также показателях, на которых основывается оценка.

К такому заявлению нет нормативных требований, поэтому его можно оформить в любой форме с указанием названия и реквизитов организации.

Срок для ответа с указанием класса опасности и показателей, которые на него повлияли, составляет 15 календарных дней, с 3 дополнительными днями для отправки ответа обычной почтой или электронной почтой.

Предприниматель может обратиться в Местную инспекцию труда с просьбой о понижении класса опасности, если считает, что присвоенный класс и категория завышены.

Что указать в заявлении

Вам необходимо проверить отчеты о результатах контроля инспекции труда за 3 года, предшествующие году отчетности в инспекцию, информацию о несчастных случаях на производстве за 3 года, предшествующие текущему году, и информацию о вознаграждении за предыдущий год. год.

Класс опасности и категория риска, скорее всего, будут понижены, если они не возникнут:

    Административные штрафы, за которые несет ответственность работодатель; Несчастные случаи на производстве, особенно со смертельным исходом; Задолженность по выплате заработной платы.

Что сделать перед плановой и внеплановой проверкой ГИТ

Перед проверкой стоит ознакомиться с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, определяющим порядок государственного контроля и надзора за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В этом законе прописаны права и обязанности инспекторов и подконтрольных лиц.

Перед плановой проверкой Инспекция издает приказ или распоряжение о проведении проверки. О визите предприниматели будут проинформированы за 3 рабочих дня до визита инспектора или даже раньше.

Инспекция на пороге — что делать?

Следует соблюдать четкий алгоритм действий и не забывать о важных деталях. А именно:

    Запросите удостоверение личности и убедитесь, что имя инспектора в заказе совпадает с именем инспектора, проводящего проверку. Если инспекторов сопровождают эксперты, которым предстоит провести дополнительные испытания, убедитесь, что их данные также указаны в задании. Контролируйте время осмотра. Максимальный срок проведения проверки организации – 20 рабочих дней. В случае малых предприятий общая продолжительность проверок не должна превышать 50 часов в год, а в случае микропредприятий – 15 часов в год. Следует помнить, что аудит может быть приостановлен только один раз, а максимальная продолжительность аудита может составлять общую продолжительность аудита данной организации. Например, если общий срок проверки составляет 20 рабочих дней, максимальное продление составляет 20 рабочих дней.

Как фиксируются результаты проверок?

Инспектор составляет файл с результатами проверки и делает запись в «Журнале аудита».

Контроль – это право предпринимателя, а не его обязанность. Если организация ведет такой реестр, инспектор должен сделать в нем запись. Если такого реестра нет, в акте контроля делается соответствующая запись.

Читайте также:  Сбербанк телефон отдел по работе с просроченной задолженностью телефон

При обнаружении нарушений инспекторы готовят напоминание. Если работодатель будет привлечен к административной ответственности, он получит протокол или постановление. Инспектор обязан ознакомить работодателя с этими документами.

Обжалование решений ГИТ

Может случиться так, что компания не согласна с решением, постановлением или приказом инспекции. Компания имеет право подать апелляцию в административном или судебном порядке. В первом случае необходимо будет обратиться в вышестоящую инстанцию, во втором – в суд.

Срок обжалования в суде – 10 дней со дня получения рецепта, в административном порядке – 15 дней.

Решение может быть обжаловано в вышестоящем органе или суде в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Важно, чтобы вы подали заявление в суд, юрисдикция которого распространяется на ваше дело.

Приказы обжалуются в районный суд, в юрисдикции которого находится инспекция труда, а решения – в районный суд, в котором находится местонахождение организации.

Самостоятельная проверка

Работодатель может проверить соблюдение требований охраны труда в организации с помощью сервиса e-Inspector.

На сайте Inspectorate Online есть ответы на часто задаваемые вопросы.

Нарушения в сфере охраны труда и ответственность

В соответствии со ст. 24 сек. 5 Коллективного трудового договора одновременное наложение уголовной и административной ответственности невозможно. Это означает, что если должностное лицо привлечено к административной ответственности за какое-либо нарушение в области охраны труда и по этому нарушению в ходе производства было возбуждено уголовное дело, то административное производство должно быть прекращено. Поэтому недопустимо одновременное ведение уголовного и административного производства по одному и тому же нарушению в области охраны труда.

Также стоит обратить внимание на статью 143 УК РФ, нарушение требований охраны труда, согласно которой должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Важно правильно определить категории должностных лиц, которые могут нести ответственность. Проблема в том, что пока нет нормативного документа, четко определяющего такие категории.

В то же время есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 41 – в нем определены категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда. Таким образом, было определено, что лицо, которое в силу занимаемой должности или в соответствии с особым приказом обязано соблюдать требования охраны труда в конкретном объеме работ, может быть привлечено к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность может быть привлечена к руководителям компаний и их заместителям, главным инженерам, главным специалистам, если они не приняли соответствующих мер по устранению нарушений правил охраны труда, издали предписания, противоречащие этим правилам, или вели отдельные виды работ без обеспечения соблюдения их.

Меры уголовной ответственности

Соответствующие штрафы указаны в ст. 143 УК РФ:

    Лишение свободы должностного лица на срок до 1 года – если нарушение требований охраны труда по неосторожности нанесло серьезный вред здоровью человека. Лишение свободы на срок до 4 лет – если нарушение требований охраны труда повлекло за собой смерть человека по неосторожности. Наказание лишением свободы на срок до 5 лет – если нарушение требований охраны труда повлекло смерть двух и более человек.

Помимо лишения свободы, виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

Инспектор ГНИ назначает штраф за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (часть 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях), это может быть штраф или предупреждение.

Меры административной ответственности

Административная ответственность за нарушения в области охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 Коллективный трудовой договор. Он состоит из пяти частей, которые формулируют как специальный состав преступления, так и общий состав преступления. Кроме того, предусмотрена ответственность за повторные нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 Коллективный трудовой договор Национальная инспекция труда налагает штраф за нарушение процедуры специальной оценки условий труда. В этом случае возможно наложение штрафа или предупреждение.

Организация может быть оштрафована на сумму до 80 000 рублей, а должностное лицо – до 10 000 рублей, если не производилась специальная оценка условий труда или был нарушен порядок ее проведения.

Стоит помнить, что невыполнение СУРБ рассматривается как продолжающееся преступление. Следовательно, независимо от времени, по истечении которого работодатель должен был выполнить FLMS, если работодатель не выполняет FLMS, срок исковой давности в соответствии с CAO (один год) в этом случае не применяется. Следовательно, инспекция, независимо от того, когда она обнаружит нарушение, имеет право привлечь работодателя к ответственности.

Следует сказать, что практически все нарушения требований охраны труда в организации считаются постоянными. Поэтому стоит помнить, что срок давности начинается со дня обнаружения нарушения.

При наложении штрафа инспектор учтет ряд фактов.

    В случае повторных нарушений при проведении ИСУ следует ожидать штрафа в размере не более 80 000 рублей. Если это первое нарушение процедуры или есть мелкие нарушения, штраф, скорее всего, будет минимальным – 60 000 рублей.

Штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 Коллективный трудовой договор должен применяться, если сотрудникам разрешается работать без предварительного отказа.

Читайте также:  Подписка газет косгу 2020

    Обучение и тестирование в соответствии с Порядком обучения и проверки знаний требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003). Обязательные предварительные или периодические медицинские осмотры и обязательные психиатрические осмотры в соответствии с порядком медицинского освидетельствования (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302Н от 12.04.2011).

За эти нарушения к работодателю будут применены следующие санкции:

    Инспектор налагает штраф на должностное лицо в размере от 15 000 до 25 000 злотых. рублей, для организации – до 130 тысяч. руб. Штраф в виде предупреждения отсутствует. При наличии смягчающих обстоятельств (например, медицинские осмотры или обучение не были проведены только для части сотрудников) штраф будет снижен до 110 000 рублей.

Часть 4 ст. 5.27.1 КоАП предусматривает ответственность за непредоставление работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Таким образом, если вы не предоставите сотрудникам СИЗ второго класса риска, ваша организация и ее сотрудники будут нести ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 Коллективный трудовой договор.

Следует помнить, что средства индивидуальной защиты делятся на два класса риска причинения вреда и от этого зависит размер штрафа.

    Средства индивидуальной защиты 2-го класса. К ним относятся меры по защите сложных конструкций. Они защищают от смерти и угроз, которые могут нанести необратимый вред здоровью или привести к смерти.

Непредоставление таких СИЗ может повлечь за собой наложение серьезного штрафа в размере 130 000–150 000 рублей для компании, а для должностных лиц – 20–30 000 рублей.

    СИЗ класса 1. Они просты по конструкции и защищают от легких травм.

В этом случае невыдача СИЗ I класса может стоить 80 000 рублей. (Часть 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа).

Работодатели часто задаются вопросом, почему инспекторы будут наказывать сотрудников разных профессий и должностей за то, что они не применяют одни и те же СИЗ по разным частям ст. 5.27.1 Коллективный трудовой договор.

Это зависит от того, что рабочие используют средства защиты для защиты от вредных или опасных факторов. За отсутствие средств защиты от ударов, вибрации, общего загрязнения работодатель будет оштрафован на 80 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.

Непредоставление работникам средств защиты от проколов и порезов – серьезного ущерба здоровью – влечет наложение штрафа до 150 000 рублей по ч. 4 ст. 5. 27.1 CLA.

Общие нарушения требований охраны труда

Если сотрудники не были обеспечены ополаскивателями или дезактивирующими средствами, не были ознакомлены с условиями труда на рабочих местах, указанных в оценке условий труда, или инспектору СИУТ не были предоставлены карточки СИУТ, виновный несет ответственность за общее нарушение трудовых норм. требования к защите, которые не указаны в конкретных частях (например, часть 1 статьи 5.27.1).

За это правонарушение налагается штраф до 80 000 рублей для организации и до 5 000 рублей для должностных лиц.

Инспектор может сделать предупреждение за незначительное нарушение техники безопасности на работе, которое не может привести к серьезным последствиям для жизни и здоровья работников. Например, если сотрудник поставил свою подпись не в той колонке журнала обучения.

При определении размера штрафа инспектор учитывает финансовое положение организации и негативные последствия, которые могут возникнуть в случае нарушения требований охраны труда.

Работодатель может обжаловать размер штрафа в суде. Суды, рассмотрев обстоятельства дела, периодически становятся на сторону работодателя и снижают размер штрафа.

Ответственность за непроведение оценки рисков

Каждый работодатель должен выявить опасности, рассчитать уровень профессионального риска для работников, составить перечень мероприятий по устранению опасностей, выявленных на рабочем месте работников (Положение о системе управления охраной труда № 438).

Непроведение оценки рисков (ч. 1 ст. 5.27.1 Коллективного трудового договора) предусматривает административную ответственность.

Предлагаемые изменения в часть 10 Трудового кодекса по охране труда предусматривают необходимость ознакомления работодателя с уровнем профессионального риска в отношении отдельных работников вне условий труда по результатам специальной оценки.

Повторные нарушения (ч. 5 ст. 5.27.1 Коллективного трудового договора) предусматривают ответственность организаций и должностных лиц за аналогичные нарушения охраны труда и повторные нарушения. Штраф составляет до 40 000 рублей для должностных лиц и до 200 000 рублей для организаций.

Чиновник может быть дисквалифицирован на срок до 3 лет, а деятельность компании может быть приостановлена ​​на срок до 90 дней.

Повторное нарушение – это не связанное или подобное нарушение, а аналогичное нарушение, за которое должностное лицо или организация были привлечены к ответственности.

Предприниматель может обжаловать это решение в суде или в административном порядке, если нарушение не было повторено.

Руководитель в составе комиссии

Судебная практика постоянно доказывает, насколько важно руководителю организации быть членом комиссии, проверяющей знание требований охраны труда.

В некоторых субъектах Российской Федерации в 2019 году ответственность за невключение в комиссию понесли работодатели.

Раньше инспекторы не обращали на это внимания при проведении проверок, но с 2018 года существует судебная практика, согласно которой и суд, и инспектор требуют соблюдения данного положения.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку новостей, и мы поможем вам разобраться в юридических требованиях, посоветуем, что делать в спорах, и научим вас, как зарабатывать больше денег.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию
×
×