Азербайджан в таможенном союзе или нет

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза – eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год – Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год – в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год – Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год – «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год – Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Вступление Азербайджана в ЕАЭС было бы интересным вариантом — интервью

В каком состоянии сегодня находятся российско-азербайджанские экономические отношения? Какое будущее у транспортного коридора «Север—Юг»? Может ли Азербайджан вступить в Евразийский союз? Экономист Фуад Ализаде и заместитель директора Русской экономической школы, профессор Азербайджанского экономического университета Эльшад Мамедов ответили на вопросы издания Dalma.News.

— Создание каких российско-азербайджанских совместных производств в Азербайджане и России может стать возможным?

Фуад Ализаде: В настоящее время сотрудничество между Азербайджаном и Россией развивается по нарастающей. Яркие примеры этого — заложенный фундамент совместной фармацевтической компании, проект совместного автомобильного завода, реализуемый азербайджанской компанией «Азермаш» и российской «Группой ГАЗ».

Не менее интересной стала и прошедшая на днях в СМИ информация о возможном приобретении SOCAR активов одного из современных российских заводов — Антипинского НПЗ, расположенного в Тюмени.

Также имеются ожидания в туристической и транспортной сферах. Уже сегодня есть проекты, связанные с запуском круизных катеров, электричек по маршруту Махачкала (Россия) — туристический центр «Шахдаг» (Азербайджан).

Также улучшается железнодорожное сообщение Баку—Махачкала. Тут, правда, имеются вопросы, связанные с прохождением таможенных пунктов, что занимает очень длительное время. В связи с этим сегодня рассматривается вопрос о том, чтобы таможенное оформление по данному пути осуществлялось в ходе движения поезда.

Читайте также:  Дополнительное соглашение с учителем об увеличении нагрузки образец 2020 года

Эльшад Мамедов: Создание совместных производств на территории Азербайджана и России, безусловно, возможно. Более того, такие производства необходимы для углубления экономического сотрудничества между двумя странами. Несмотря на существенные различия в масштабах экономик России и Азербайджана, у стран очень серьезная структурная схожесть экономических систем. Для России и Азербайджана будет крайне важно наладить взаимовыгодное сотрудничество, технологическую кооперацию, углубление интеграционных связей между хозяйствующими субъектами двух государств, сотрудничество в высокотехнологичных сферах экономики. В противном случае Азербайджан и Россия могут остаться на обочине мирового экономического развития. С постепенным переходом в постнефтяную эру сотрудничество между этими двумя странами необходимо будет углублять для того, чтобы поддерживать на высоком уровне степень экономического развития.

Что же касается сфер, в которых у Азербайджана и России должно наблюдаться углубление сотрудничества, то это те сферы, которые уже сегодня в мировой экономике дают опережающий рост: биотехнологии, нанотехнологии, клеточные технологии, генная инженерия. Азербайджан и Россия сегодня должны инвестировать в эти сферы.

Необходимо активно заниматься нефтехимией, газохимией. Углублять гуманитарное сотрудничество, так как оно является важной составляющей социально-экономического развития. В мировой экономике сегодня на первом плане развитие человеческого капитала. Для этого нужно активно инвестировать в сферы образования, здравоохранения, науки, в социальную сферу.

Потенциал сотрудничества между Россией и Азербайджаном огромен. Но для того, чтобы все это притворять в жизнь, нужна соответствующая воля.

Конечно, необходимо наращивать объемы взаимной торговли. Но если мы будет только лишь торговать сырьем друг с другом, то выйти на те целевые показатели, о которых может идти речь, будет невозможно. Поэтому необходимо инвестировать в технологические сферы, в наукоемкие отрасли с тем, чтобы товарооборот двух стран рос, и постепенно выходить на формирование общих рынков.

— Транспортный коридор «Север—Юг»: когда на ваш взгляд он сможет заработать в полную силу с учетом фактора Ирана?

Фуад Ализаде: Транспортный коридор «Север-Юг» позволяет перевозить грузы из скандинавских стран через Россию, Иран, Азербайджан в другие страны, в том числе и Индию. Первые пилотные проекты уже показали, насколько этот коридор выгоден для грузоотправителей в связи с резким сокращением пути следования.

Если брать традиционный путь, когда грузы из Индии огибали всю Африку, Средиземное море, доходили до портов Скандинавии, то благодаря «Север—Юг» путь доставки сокращается едва ли не в два раза.

В то же время надо понимать, что одной из ключевых стран этого пути является Иран. Санкции США против Ирана препятствуют вложению крупных инвестиций в эту страну.

На пути коридора «Север—Юг» для наиболее дешевых грузоперевозок по железной дороге отсутствует один участок — Астара—Решт. В связи с этим грузы, следующие по железной дороге, приходится там переваливать на автомобильный транспорт и потом обратно.

Поэтому если Азербайджану, России и Ирану удастся решить проблему участка Астара-Решт, можно будет говорить о том, что проект «Север—Юг» выйдет на свои запланированные 10−15 миллионов тон грузов в год.

Более того, после сдачи в эксплуатацию железной дороги Баку—Тбилиси—Карс, появились новые вариации транспортных коридоров. Например, «Север — Запад», который может пойти через Азербайджан в Турцию.

Одним словом, транспортные коридоры в российско-азербайджанских отношениях будут играть важную роль.

Эльшад Мамедов: Безусловно, «Север—Юг» может заработать в полную мощность. Даже если по отношению к Ирану будут реализовываться какие-то агрессивные действия, они все равно будут носить временный характер. Полностью исключить Иран из мировой экономики не получиться.

Кроме этого, сегодня формируется достаточно существенное региональное ядро стран, которые фактически не присоединяются к санкционным действиям.

Более того, нашим странам постепенно стоит переходить во взаиморасчетах на национальные валюты, и это даст стимул и толчок для углубления экономических отношений, в том числе и с Ираном.

«Север—Юг» очень перспективный проект. Он связывает европейскую часть России с таким динамично развивающимся регионом, как Индия. И участие наших стран в этом проекте может дать стимул экономическому росту в целом в регионе.

— В каких третьих странах возможно совместное участие и организация производств Азербайджана и России?

Фуад Ализаде: Если говорить о третьих странах, то одним из главных направлений тут является Иран. Кроме этого, Азербайджан и Россия могут сотрудничать в турецком направлении. Также интересные возможности имеются у России и Азербайджана в нефтегазовой сфере. Азербайджан построил крупнейший НПЗ Star в Турции и уже закупает российскую нефть для переработки на этом заводе.

Эльшад Мамедов: Это и Иран, и Турция. Кроме того, пока Азербайджан не является участником экономических интеграционных образований, и тут Россия может быть мостиком для азербайджанской стороны с точки зрения выхода на те страны, с которыми Москва участвует в интеграционных объединениях. Это страны Евразийского экономического союза.

Используя конкурентные преимущества наших стран, мы можем углублять и развивать сотрудничество на рынках третьих стран. Тут, если говорить о дальнем зарубежье, это азиатский регион, а также проекты, связанные с китайской инициативой «Один пояс, один путь» и в целом развитием Юго-Восточной Азии.

— Возможно ли вступление Азербайджана в Евразийский Союз и единая валюта?

Фуад Ализаде: Для азербайджанских граждан вступление Азербайджана в Евразийский Союз было бы интересным вариантом. Но существуют некоторые политические моменты, поэтому пока Азербайджан будет придерживаться двусторонних отношений со странами Евразийского Союза, за исключением Армении. Но в дальнейшем, в случае, если карабахский конфликт будет урегулирован, я не исключаю возможность вступления Азербайджана в этот Союз.

Что же до единой валюты, то сегодня некоторыми странами ведется борьба с долларом. И действительно совершаются попытки найти альтернативную валюту. Многие считают, что ею может стать юань.

Но Азербайджан вряд ли в ближайшем будущем захочет переходить на единую валюту. Национальная валюта является важным атрибутом независимого государства. И Азербайджан как молодое государство будет придерживаться маната, и выступать за расчеты в национальных валютах.

Эльшад Мамедов: Вступление Азербайджана в Евразийский Союз — вопрос многоплановый. Тут очень много и экономических, и политических факторов. Но я уверен, что в будущем наши страны будут в интеграционных объединениях экономической направленности.

В будущем вопрос вступления Азербайджана в Евразийский Союз, в Таможенный Союз будет на повестке дня. Тут, конечно, имеются политические факторы, и если эти вопросы будут решены, то в экономическом плане и Азербайджану, и России выгодно сотрудничество в рамках вышеуказанных интеграционных проектов.

Что же до единой валюты, то пока мы максимально должны перейти на расчеты в национальных валютах. Но в перспективе появление единой валюты достаточно целесообразно. Однако следует учесть, что при переходе на единую валюту эмитент, который будет отвечать за эмиссию и за стабильность данной валюты, должен взять на себя ответственность.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

История создания

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Читайте также:  Кто несет расходы по регистрации перехода права собственности по закону

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

Список стран-участников Таможенного союза в 2020 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

Члены

В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

РоссияКазахстанБеларусьКыргызстанАрмения
85,33%7,11%4,55%1,9%1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Кто входит в список стран ЕАЭС в 2019 году

Таможенный союз, ЕАЭС, – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности. Давайте узнаем, какие страны вошли в список в 2019 году.

Таможенный союз Евразийского экономического союза или ТС ЕАЭС — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (РФ, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества, членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС. При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

ЕАЭС в 2019 году, список стран

Все страны таможенного пространства ЕАЭС применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС. Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

ЕАЭС-2019, кто управляет

Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Вступление Баку в Евразийский союз реально – азербайджанский эксперт

Недавняя ратификация соглашения о временной зоне свободной торговли между Ираном и Евразийским союзом открывает широкие перспективы для Азербайджана, находящегося на пути двустороннего потока товаров и грузов. К тому же, в середине июня Азербайджан, Иран и Россия договорились о реализации проекта по объединению железных дорог. В интервью порталу «Евразия.эксперт» азербайджанский политолог, завотделом Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии по политическим наукам Эльшад Мирбашир оглу оценил перспективы торгово-экономического сотрудничества Азербайджана с Россией и ЕАЭС, а также проанализировал условия, на которых страна может присоединиться к Союзу.

– На 15-м собрании совместной Комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству между Россией и Ираном было принято решение о реализации проекта по объединению железной дороги между Азербайджаном, Россией и Ираном. Кроме того, министр энергетики РФ Александр Новак сказал, что планируется открытие морского пути для транспортировки продуктов сельского хозяйства между Россией и Ираном. Как вы оцениваете перспективы развития трехсторонних отношений в области транспорта?

– Прежде всего, отмечу, что в последние годы сотрудничество между Азербайджаном, Россией и Ираном активно развивается и диверсифицируется в рамках трехсторонней платформы. Динамика отношений между государствами свидетельствует, что эта довольно эффективный формат сотрудничества. Кроме того, тесное взаимодействие по разным направлениям также определяет позитивный характер политических отношений между сторонами.

Развитие отношений и сотрудничества с партнерами на основе равноправия отвечает главным принципам внешнеполитической деятельности Азербайджанской Республики. Соответственно, Азербайджан выстраивает эффективные экономические и политические отношения с региональными государствами. В этом плане новый формат сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Ираном достоин особого внимания. Такой формат важен для безопасности и стабильности региона. В Южным Кавказе, где пересекаются стратегические интересы как нерегиональных, так и региональных государств, формирование системы безопасности и стабильности имеет жизненно важное значение. Пока нельзя говорить о существовании такой системы, но тесное сотрудничество между основными акторами в регионе создает условия для появления ее первичных элементов.

В двустороннем формате Азербайджан имеет тесные торгово-экономические отношения с Россией. Президент Российской Федерации Владимир Путин в одном из своих интервью отметил, что отношения между Азербайджаном и Россией носит стратегический характер.

Президент Путин говорил, что в основе таких отношений стоят не только экономические и политические, также культурно-исторические факторы. В период Советского союза Азербайджан и Россия входили в единую экономическую систему, поэтому для динамичного развития торгово-экономических отношений уже есть первичные элементы.

Естественно, в этом направлении решительную роль также сыграла политическая воля обеих государств. Сегодня есть всякое основание отметить высокий уровень экономических отношений между Азербайджаном и Россией. Признаки динамичного развития экономических отношений реально наблюдаются и между регионами двух государств. Так, сегодня некоторые крупные регионы РФ активно сотрудничают с Азербайджаном: было создано 650 совместных предприятий, в реализацию совместных проектов было вложено примерно $500 млн. Кроме того, между Азербайджаном и Россией были заключены более 200 договоров в области экономического сотрудничества. Как видно, между Азербайджаном и Россией существует прочная основа как для экономического, так и для политического сотрудничества.

Известно, что Россию и Иран связывают стратегические интересы геоэкономического и геополитического плана. Но надо учитывать также тот факт, что объем иранского экспорта в российском направлении заметно сокращается. Поэтому, можно считать, что новый формат сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Ираном дает новый импульс для активизации сотрудничества.

В ноябре 2017 г. состоялась встреча президентов трех стран. Параллельно с другими вопросами на встрече особенно серьезно обсуждался также транспортный проект «Север-Юг». Этот проект откроет новые перспективы, охватив огромную географию. Соответственно, увеличится политический и экономический вес основных инициаторов, которыми являются Азербайджан, Россия и Иран. После определения юридического статуса Каспийского моря также появились дополнительные возможности развития проекта «Север-Юг» через Каспийское море. Поэтому, считаю, что российский министр энергетики Александр Новак указывает именно на каспийскую инфраструктуру транспортного проекта «Север-Юг». То есть этот [морской путь] составит одну из трех магистралей транспортного коридора «Север-Юг». Работа, проделанная в направлении развития транспортного сообщения между тремя государствами свидетельствует о том, что этот проект, помимо экономических, обещает сторонам и огромные политические дивиденды.

Россия и Азербайджан прорабатывают переход на расчеты в нацвалютах. Об этом рассказал глава Сбербанка России Герман Греф, отметив, что на полноценный переход понадобится 5 лет. На ваш взгляд, есть ли в этом серьезная необходимость? Что это даст нашим странам?

– Считаю, что уровень нынешнего экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном многообещающий. Торгово-экономические связи активно укрепляются и диверсифицируются. Россия – наш ближайший сосед и стратегический партнер. У Азербайджана и России есть огромный потенциал для расширения экономических связей. Поэтому, считаю, что в рамках определенного времени возможно будет перейти на более эффективный финансовый оборот для обеих сторон. Естественно, важно будет учитывать непредвиденные риски.

В любом случае, уверен, что переход на расчеты в нацвалюте может дать дополнительный импульс для увеличения товарооборота нашими странами. Надо учитывать тот факт, что инвестиционный оборот между Россией Азербайджаном динамично увеличивается. Также считаю, что переход на расчеты в нацвалюте заметно ослабил бы уровень экономического влияния мировых валют.

– Как вы сегодня оцениваете перспективы вступления Азербайджана в ЕАЭС? Присматриваются ли в Азербайджане к тесному сотрудничеству с этим интеграционным объединением?

– Азербайджан имеет тесные двусторонние взаимоотношения практически всеми членами ЕАЭС, кроме Армении. Азербайджан выстраивает политические и экономические отношения с международными акторами в рамках своих национальных интересов. Наша страна активно и внимательно следит за процессами на евразийском пространстве. Естественно, если членство в ЕАЭС будет важным для национальных интересов Азербайджана, вполне реально, что наша страна вступит в эту организацию. То есть, нельзя это исключить.

Азербайджан ведет независимую внешнюю политику в рамках своих национальных интересов и внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности нашей страны не направлена против той или иной страны. Считаю, что для того, чтобы Азербайджанская Республика вступила в ряды ЕАЭС, она прежде всего, должна быть уверена в том, что условия в рамках этой организации отвечают ее интересам.

Естественно, армяно-азербайджанский конфликт играет решающую роль в определении характера отношений между Азербайджаном и ЕАЭС в целом.

Важно прежде всего исходить из того, что действующий с 2015 г. ЕАЭС был создан на основе единого таможенного союза и экономического пространства. Единый таможенный союз требует ясности насчет государственных границ между участниками. В случае неурегулирования Нагорно-Карабахского конфликта размышлять о едином таможенным союзе, конечно же, сложно.

Поэтому, считаю, что для того, чтобы начать элементарное обсуждение вопроса членства Азербайджана в ЕАЭС, прежде всего важно урегулирование нагорно-карабахского конфликта в рамках международно признанных границ и территориальной целостности Азербайджана. Перспективные отношения между Азербайджаном и членами ЕАЭС создают все условия для эффективного сотрудничества. В роли движущей силы для развития связей на всем евразийском пространстве особенно выступает стратегический характер отношений между Россией и Азербайджаном.

– А что вы можете сказать о развитии сотрудничества Азербайджана с ЕС?

– ЕС является самым крупным торговым партнером Азербайджана. Торговый оборот между странами составляет около $5 млрд. Объем инвестиций стран ЕС в Азербайджане составляет $20 млрд. У обеих сторон наблюдается воля для развития связей.

В ЕС четко осознают, что Азербайджан обладает уникальной средой для инвестиций и бизнеса. Между Азербайджаном и девятью государствами ЕС были подписаны документы о стратегическом партнерстве. В энергетическом балансе некоторых европейских стран доля азербайджанской нефти составляет примерно 20‑30%. Считаю, что новое соглашение о сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС должно форсировать развитие сотрудничества в разных направлениях.

– На ваш взгляд, подпишут ли стороны договор о всеобъемлющем и расширенном партнерстве?

Я думаю, что этот документ все же будет подписан, но трудно сказать, произойдет ли это в текущем году. Тем не менее, я полагаю, что в нем должен быть отдельный пункт про Нагорный Карабах, который ясно отражал бы территориальную целостность Азербайджана.

Эльшад Мирбашир оглу, азербайджанский политолог, завотделом Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии по политическим наукам

Читайте также:  Платежное поручение в арбитражный суд москвы по иску пример
Ссылка на основную публикацию