Сколько должна отработать на предприятии после целевого обучения?

Сколько должна отработать на предприятии после целевого обучения?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С работником предприятия заключен договор о целевом обучении, по которому работник обучается по направлению предприятия и получает стипендию от предприятия, а после обучения должен отработать определенный срок. Правомерно ли включение в ученический договор условия о расторжении ученического договора, если работник увольняется, и его обязанности в этом случае возместить работодателю расходы, связанные с обучением?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если стороны не предусмотрели иное, ученический договор прекращает свое действие в случае расторжения трудового договора до окончания срока ученичества, указанного в договоре, независимо от того, указали ли стороны в ученическом договоре такое основание для досрочного прекращения ученического договора или нет. Работодатель вправе требовать возмещения расходов, понесенных в связи с обучением работника, если условие об обязанности работника возместить эти расходы в случае досрочного прекращения ученического договора было включено в ученический договор.
Включение в ученический договор условия о досрочном прекращении ученического договора по основаниям, предусмотренным сторонами, в том числе в связи с расторжением трудового договора, а также условие о возмещении расходов, понесенных работодателем на обучение работника в период действия ученического договора, не противоречит действующему законодательству.

Обоснование позиции:
В соответствии с частью первой ст. 198 ТК РФ работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ст. 200 ТК РФ) и действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока (ст. 201 ТК РФ).
Трудовое законодательство не упоминает о возможности расторжения сторонами ученического договора до окончания срока обучения работника и правовые последствия такого расторжения. Однако ст. 208 ТК РФ предусмотрено, что ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором. Следовательно, непосредственно в ученическом договоре работодатель и работник могут предусмотреть какие-либо другие основания его прекращения, помимо окончания срока обучения, в том числе и досрочного. Причем ст. 208 ТК РФ не ограничивает работника и работодателя в выборе оснований прекращения такого договора (апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29.03.2017 по делу N 33-2307/2017).
Если же в ученическом договоре не предусмотрены дополнительные основания его прекращения, этот договор прекращает свое действие лишь по окончании срока обучения. Поскольку в соответствии с частью второй ст. 198 ТК РФ ученический договор, заключенный между организацией и ее работником, является дополнительным к трудовому договору, мы полагаем, что в данном случае ученический договор является неотъемлемой частью трудового, а значит, прекращение трудового договора влечет за собой и прекращение договора ученического (смотрите, например, определение Пермского краевого суда от 03.09.2014 N 33-8075/2014, кассационное определение СК Пензенского областного суда от 22.11.2011 N 33-2953 (извлечение))*(1). Таким образом, по общему правилу, после расторжения трудового договора бывший работник и работодатель больше не связаны обязательствами по ученическому договору, даже если стороны не предусмотрели в договоре условие о досрочном прекращении ученического договора в случае расторжения трудового договора.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором (дополнительным соглашением), которым было предусмотрено, что работник обязан отработать у данного работодателя какое-то время после окончания обучения, работник должен возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение. Сумма затрат исчисляется пропорционально фактически неотработанному после окончания обучения времени. Анализируя положения этой нормы можно сделать вывод о том, что даже если работодатель предусмотрел в трудовом договоре условие об обязанности работника отработать определенный срок после окончания обучения и возмещении расходов, то требовать от работника возврата средств, затраченных на обучение, он может лишь в том случае, если на момент увольнения работника соблюдено каждое из следующих условий:
– работник фактически прошел обучение;
– обучался за счет работодателя;
– увольняется без уважительных причин до истечения срока отработки после обучения.
Таким образом, при буквальном толковании ст. 249 ТК РФ можно сделать вывод о том, что законодательством предусмотрена возможность возмещения затрат работодателя на обучение работника только при увольнении последнего после завершения обучения в период предусмотренной соглашением (договором) отработки. Это означает, по нашему мнению, что на случаи прекращения ученического договора до завершения срока ученичества, указанного в ученическом договоре, эта норма не распространяется.
В то же время часть вторая ст. 199 ТК РФ допускает включение в ученический договор по соглашению сторон иных условий, помимо перечисленных в этой норме. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 N 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока – возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Соответственно, стороны вправе договориться, что расходы, понесенные работодателем, будут возмещены работником и в случае, если работник уволиться, так и не приступив к “отработке” после обучения. Принципу соблюдения баланса прав и интересов сторон такая договоренность, по нашему мнению, не противоречит, если работник добровольно берет на себя такие обязательства.
Анализ судебной практики подтверждает, что включение условий в ученический договор о возможности его досрочного прекращения по основаниям, предусмотренным сторонами (в том числе и в связи с расторжением трудового договора), и о возмещении работником расходов, понесенных работодателем на обучение, в случае его досрочного прекращения не противоречит требованиям трудового законодательства. Суды, рассматривая ситуации, в которых работник увольняется до окончания срока обучения, в связи с чем прекращает действие и ученический договор, признают за работодателем право на взыскание с работника расходов, понесенных на его обучение, если обязанность работника по возмещению таких затрат была предусмотрена в ученическом договоре (смотрите, например, определение Московского городского суда от 28.09.2016 N 33-32630/16, определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.04.2016 N 33-6138/2016, определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.10.2016 N 33-8063/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2016 по делу N 33-9743/2016, решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07.06.2017 по делу N 2-1725/2017).
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что при расторжении трудового договора ученический договор прекращает свое действие, если стороны ученического договора не предусмотрели в договоре иное. Однако требовать возмещения расходов, понесенных в связи обучением работника в период действия ученического договора, работодатель вправе только в том случае, если в самом договоре предусмотрена обязанность работника по возмещению этих расходов в случае досрочного прекращения ученического договора, в том числе и в связи с расторжением трудового договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

4 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Вопрос о том, прекращает ли ученический договор свое действие автоматически в случае прекращения трудового договора до окончания ученичества, является спорным. В судебной практике можно встретить мнение судов о том, что действие ученического договора может продолжиться и после прекращения трудовых отношений при наличии на то воли сторон (определение Свердловского областного суда от 30.08.2011 N 33-11750/2011).

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учеба по целевому направлению — плюсы и минусы

Все знают, что поступить в учебное заведение можно на бюджетное либо на коммерческое отделение. При этом не всем известно, что бесплатная основа может быть предоставлена не только за счет государственного финансирования обучения, но и при зачислении абитуриента по целевому направлению.

Если платная и бесплатная формы обучения достаточно понятны, то последняя зачастую вызывает множество вопросов. Запомнить ее главное отличие просто – только она дает гарантию на трудоустройство студента после окончания вуза. Однако, прежде чем сделать выбор в пользу такого обучения, необходимо изучить все его особенности.

Что представляет собой учеба по целевому направлению?

Целевым называется прием, при котором абитуриенты поступают на первый курс учебного заведения по выбранной ими специальности на конкурсной основе в рамках установленной квоты. Поступить на бюджет таким образом можно при наличии соответствующего договора с предприятием.

Поступив по целевому направлению от выбранной им организации, студент получается возможность обучаться бесплатно. Для получения такого документа гражданину необходимо заблаговременно, желательно ранней весной, обратиться с данным вопросом в интересующие его организации. К числу таковых относятся, например, органы государственной власти местного, регионального или федерального значения, коммерческие организации, государственные учреждения, корпорации, компании или хозяйственные общества.

Преимущества целевого обучения

Гражданин, заключающий договор, должен тщательно изучить все условия, права и обязанности, с которыми будет соглашаться. Поэтому прежде всего следует взвесить все «за» и «против» и только потом принимать окончательное решение. Причин, по которым данное обучение является привлекательным для будущих студентов, достаточно много:

  • Первое преимущество связано с процессом поступления, который становится немного проще: абитуриент участвует в отдельном конкурсе среди таких же «целевиков» и зачисляется раньше остальных.
  • Студент будет обучаться по выбранной им специальности бесплатно, поскольку оплачивать учебу обязуется организация-заказчик.
  • Предприятие, направившее студента на учебу, оказывает ему социальную поддержку, если это предусматривается документом: может выплачивать стипендию, покрывать расходы на проезд, проживание, питание, платные образовательные услуги или оказывать иную помощь.
  • К числу приятных обстоятельств можно отнести также то, что данная категория учащихся в некоторых аспектах имеет преимущества перед остальными студентами. Например, при заселении в общежитие их заявления могут рассматриваться в первую очередь, что особенно актуально для граждан, приехавших из других населенных пунктов. Кроме того, учась на хорошие оценки, появляется возможность получать помимо стипендии от предприятия еще и академическую.
  • Учебный план каждой специальности предусматривает прохождение практики: учебной, производственной и преддипломной. Гражданам с целевым направлением не придется переживать о том, где найти подходящую организацию для этих целей. Прохождение практики предусмотрено на предприятии, с которым учащийся заключал договор.
  • Студент может рассчитывать на помощь со стороны своей организации во время учебного процесса (например, при поиске данных для научных статей или курсовых работ и проектов).
  • Главное преимущество учебы по целевому направлению в том, что после получения диплома выпускнику не нужно будет переживать о поиске работы. Он будет трудоустроен в организацию, с которой у него заключен договор.
Читайте также:  Является ли правовым документом дарственная, написанная от руки?

Изучив плюсы рассматриваемого обучения, можно сказать, что его особенности в целом стали более понятны. Но чтобы иметь о нем полное представление, необходимо обратиться и к существующим недостаткам.

Минусы учебы по целевому направлению

  • В качестве самого первого и самого главного недостатка большинство студентов отмечают отсутствие возможности самостоятельно выбрать работу после окончания вуза. Согласно условию заключенного договора, выпускник обязан после получения диплома вернуться в организацию, выдававшую направление, и проработать там как минимум 3 года. То есть, если студент, например, обучался в вузе крупного города и у него могли быть перспективы для трудоустройства там на престижной работе, ему все равно нужно будет вернуться в свой населенный пункт.
  • Еще одна особенность, которая является следствием предыдущей, — это неизвестность будущих условий работы. Возможно, что на предприятии, куда вы обязаны вернуться, низкий уровень оплаты труда, не совсем устраивающие вас условия состояния рабочего места, отсутствует карьерный рост и так далее.
  • В период обучения студент не может перевестись на другую специальность, если вдруг решит, что изначально выбранная его не устраивает.
  • Кроме того, если абитуриент собирается поступать по целевому направлению, он выбирает только организацию, которая сможет ему его предоставить, но выбрать конкретное учебное заведение он не может.
  • Бывают ситуации, когда абитуриент поступает по целевому направлению, учится и только потом понимает, что выбранный профиль подготовки не для него, будущая профессия уже не привлекает, но он еще должен отработать по ней несколько лет.
  • Еще один очень важный момент – если гражданин не исполняет свои обязательства, касающиеся освоения учебной программы или дальнейшего трудоустройства в организации, он будет обязан выплатить предприятию денежные средства, затраченные на его обучение.

Выбирать или не выбирать?

Это каждый для себя решает самостоятельно, опираясь на собственные желания и цели. Точно можно сказать одно — учеба по целевому направлению является хорошим шансом для тех, кто окончательно определился со своей будущей профессией. Выбирая такой вариант обучения, важно оценить все его плюсы и минусы и помнить, что прописанные в договоре обязательства необходимо исполнять, иначе придется возмещать расходы заказчика.

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

С 2019 года подготовка специалистов вузов за счёт будущего работодателя будет проходить по новым правилам

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Фото:Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение. И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами. Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии. Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Как собрать ребёнка в школу

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт. На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами. Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения. Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций.

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности. Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.

Сколько баллов нужно для поступления в вуз в 2018 году

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного. Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги. В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента. А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет. Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Изучать родные языки народов России в школах можно будет только с согласия родителей

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Целевой набор в вузы в 2020 году

Высокие баллы ЕГЭ или победа во Всероссийской олимпиаде школьников – это не единственный способ учиться бесплатно и в хорошем вузе. Рассказываем о таком варианте поступления, как целевой набор. Какие особенности целевого обучения есть на данный момент и на что рассчитывать абитуриентам в 2020 году?

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (устар.), он же прием на целевое обучение/направление – это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет работодателя, который заинтересован в специалисте этого профиля.
Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.

Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже – 1,5-2 человека на место.

5 вещей, которые важно знать о целевом наборе

1. На целевой набор действует квота, которая “устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей” (Постановление о целевом обучении от 21 марта 2019). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественнонаучные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, “Противодействие техническим разведкам”.
2. С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который ее оплатит, ищет сам абитуриент.
3. Оплатить обучение студента могут разные работодатели: от федеральных государственных органов и корпораций до акционерного общества или индивидуального предпринимателя.
4. Организация, которая оплачивает обучение, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-“целевика”. В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др. корпорации) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента. А тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
5. Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть родителей.

Читайте также:  Нужно ли нотариально заверять сделку купли продажи участка и жилого дома, если собственниками являются супруги?

Плюсы и минусы целевого обучения

В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.

Минусы:
Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения
Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы)
Если заказчик не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :))

Из отзывов студентов:
“Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете”.

Плюсы:
+ Отдельный конкурс для “целевиков” (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ)
+ Зачисление до “первой волны” (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже
+ Бесплатное обучение
+ Прохождение практики на “своем” предприятии
+ 100-процентное трудоустройство после обучения
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы

Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент.

Из отзывов родителей:
“Сын учится в академии госслужбы. Поступал по направлению, ЕГЭ – в сумме 251 балл по трем дисциплинам. Направление получил сам, я ни к кому не обращалась. В старших классах входил в состав “молодежной палаты” местного законодательного собрания и даже получал губернаторскую стипендию как молодой общественный деятель. На 15 мест целевого приема по его специальности было 13 человек, то есть, конкурса не было. А на общих основаниях – конкурс 14 человек на место. Проходной балл на общих основаниях был 255, поэтому на общих основаниях не прошел бы на бюджет, а по направлению – без проблем. Учится легко и почти отлично”.

Специальности целевого набора в 2020 году

Больше всего “целевиков” в 2019 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2020 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
Прикладная математика
Информатика и вычислительная техника
Программная инженерия
Радиотехника
Информационная безопасность
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Приборостроение
Авиастроение
Машиностроение
Лазерная техника и лазерные технологии
Ракетные комплексы и космонавтика
Материаловедение и технологии материалов
Баллистика и гидроаэродинамика
Стандартизация и метрология
Нанотехнологии и микросистемная техника
Радиоэлектронные системы и комплексы
Металлургия
Химическая технология
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Системный анализ и управление

Да, сам целевой прием закрывает потребности экономики в тех направлениях, где спрос у абитуриентов стабильно не очень высок. Инженеры и геологи, которые будут работать за полярным кругом, агрономы и зоотехники, которых ждут на работу в “родной” агрокомплекс, специалисты силовых структур, которые будут заниматься “сверхсекретными” IT-разработками для ВПК. И сами организации, которые из года в год готовы финансировать студентов-“целевиков”, – это КБ, НИИ, корпорации, которые еще 50 лет назад таким образом набирали кадры.

Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности “Лингвистика”, “Экономика” или “Гостиничное дело”, то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, вот здесь вы найдете информацию, сколько “целевиков” взяли в РАНХиГС в 2019 году по программам бакалавриата и магистратуры. А на сайте МГЛУ (лингвистический университет) вы найдете количество целевых мест на 2020 год, смотрите столбец “Квота”.

Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.

Как попасть на целевое обучение – 5 шагов

С 2019 года искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.

Какой план действий мы рекомендуем

1. Определитесь с профессией. Целевое обучение – это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.

2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все “компании мечты” в той сфере, которая вам понравилась.

3. Выберите организацию, в которой вы хотели бы работать после вуза. Возможно, вы уже после предыдущего пункта определитесь с желанным работодателем. Если нет, то начинайте изучать сайты вузов, которые предлагают целевые места. На сайтах вузов можно найти списки организаций, с которыми они взаимодействуют. Например, вот здесь вы найдете перечень аэропортов и авиакомпаний, которые сотрудничали с МГТУ ГА (Университет гражданской авиации). Чтобы поступить в медицинский вуз, необходимо обратиться в департамент здравоохранения своей области, за юридическим образованием сначала приходите в прокуратуру. Поиск организации можно начинать и с сайтов самих работодателей. Изучите сайты корпораций и госорганов, которые постоянно ищут новых специалистов. Например, вот здесь вы найдете 17 вузов-партнеров Газпрома.

4. Напишите работодателю. В письме объясните, почему вы хотите у них работать в будущем и какая у вас успеваемость в школе. Не забудьте упомянуть о других ваших достижениях: олимпиады, ГТО, волонтерство и т.д.

5. Заключите договор с работодателем. Вам понадобится паспорт, дипломы об участии в различных конкурсах и олимпиадах, справка из школы об успеваемости. Итоги ЕГЭ можно принести позднее. Иногда ведомства просят еще характеристику из школы, а если будущая работа предполагает экстремальные условия (Газпром, Роснефть, Роскосмос, Уралкалий и т.д.), то абитуриента могут отправить на медкомиссию.

6. Отправьте документы в приемную комиссию вуза. Вам нужны стандартные документы для поступления в вуз и заверенную копию договора с работодателем.

Удачи в поступлении в 2020-м году!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Ушел и не вернулся?

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ. При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков – 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

– В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м – 286, в 2014-м – 162, – рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну. Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. “Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет”, – поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

– Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения. При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс. В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, – считает Елена Болотова.

– Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? – спрашиваю.

– Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе “человек-человек” ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали. И потом, тестирование – очень затратное мероприятие, – говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе – около трети всех студентов. В филиалах – до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

– Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. – Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов. Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек. Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

Читайте также:  Мой муж снял с учёта машину в 2020 году и продал на авторазбор, а ему приходит налог на неё за 2020 год что делать в данной ситуации? Прилагаю документ с налоговой

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 – 4 курсах.

Все договоры – индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20. Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу. Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

– Эффективная модель – когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, – считает Алевтина Черникова.

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом – предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

– Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, – рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают “своих” целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

– Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, – поясняет Глибовец.

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей. Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку “своего” целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны – для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Все особенности целевого обучения

Дарья Карпова, IRK.ru

2 июля 2012 г. 14 комментариев около 8 минут на чтение

Как собирают и перерабатывают мусор в Иркутске

Инфографика о результатах и планах работы регионального оператора.

«Не дай Бог здесь все обрушится, я ночами боюсь спать»

Репортаж из заледеневшего бывшего общежития ИВВАИУ.

История Дома офицеров: от купеческой усадьбы до молодёжного центра

Обзор популярных гаданий на Святки

Для тех, кто хочет узнать свое будущее.

Повлияет ли выплата маткапитала на демографию? Разбор IRK.ru

Эксперты рассуждают о заявлении Путина.

Политики и эксперты оценили послание Путина Совфеду

Повлияет ли на вас заявление Путина о маткапитале?

Мусор после нового года. Куда сдать и как избежать отходов в будущем

Горячие обсуждения

Ученики начальных классов Иркутской области стали получать по стакану молока в день

Юрий Чайка уходит с поста генпрокурора России

Маткапитал за первенца в России начнут выдавать с марта 2020 года

Нынешнее образование достаточно дорогое, а на немногочисленные бюджетные места всем не попасть. Но есть еще один спасательный круг для поступающих — это целевое обучение.

Что такое целевое обучение?

Целевое обучение — это возможность бесплатно учиться по направлению от предприятия или учреждения. Оформляется трехсторонним договором между государственным учреждением, вузом и студентом. После завершения учебы в университете выпускник обязательно должен отработать 3 года в организации, направившей его на обучение и оплатившей всю стоимость его учебы. В случае нежелания отрабатывать студент должен вернуть полную стоимость обучения, оплаченного ему предприятием.

Плюсы и минусы обучения по целевому направлению

– гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
– обучение на бюджетной основе;
– возможность получать стипендию;
– обеспечение местом для прохождения ознакомительной и преддипломной практики в государственном учреждении;
– помощь и поддержка от организации во время обучения (помощь в сборе материалов для курсовых работ и научных статей).

Недостатки такого обучения заключаются в том, что где бы вы ни учились и какие бы у вас ни были планы, после завершения университета вы должны будете работать в том городе, в котором вам выдали направление. Например, студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого он может трудиться на достойной работе в столице. Но направление на учебу, допустим, давала администрация Иркутской области. Значит, ему положено вернуться в Иркутскую область.

Помимо таких ситуаций, вам никто не обещает высокую оплату труда. Может случится и так, что в организации, в которой вы обязаны отработать свое обучение, будет низкая заработная плата или отсутствие карьерного роста.

Также не стоит забывать, что при целевом обучении смена специальности будет невозможна. Только если она не связана тесно с другой. В любом случае, вам предстоят сложные переговоры с вашей организацией-донором. И, безусловно, от вас будут ждать хорошей учебы.

Как поступить на целевое обучение?

Для этого необходимо пройти конкурсный отбор, так как количество целевых мест ограничено. В университете, в котором вы планируете учиться, нужно заполнить заявление на целевое обучение и предоставить его приемной комиссии вместе с направлением, выданным организацией.

Фактически претендентам приходится выдержать два конкурса. Предприятие может самостоятельно установить форму и правила проведения внутреннего отбора среди абитуриентов, желающих поступить по целевому направлению. По его итогам на выделенное количество мест организация рекомендует несколько человек, между которыми уже на уровне вуза, согласно общим правилам приема, также проходит свой конкурс. Он проводится на основании результатов ЕГЭ. Обычно средний балл поступающих на целевые места ниже, чем у тех, кто поступает на бюджет.

Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору — еще остается время подать документы на общих основаниях.

Каковы шансы попасть на целевое место?

На самом деле, шансы не так уж велики. В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, знакомым с организацией желательно надо быть со школьной скамьи.

Многие руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы попасть в поле зрение организации существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые она проводит среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии, тематические олимпиады, организатором или спонсором которых оно выступает. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны — у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов.

Еще в «целевики» обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии и пользуются авторитетом. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование и дает направление.

В каких случаях можно не отрабатывать стоимость обучения?

Конечно, после окончания университета не всем захочется отрабатывать свой долг. Здесь некоторые студенты начинают искать пути «откосить». Уважительной причиной для отказа от отработки является:

– инвалидность 1-й или 2-й группы у выпускника, его жены/мужа или кого-то из родителей;
– декретный отпуск;
– наличие ребенка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению ВКК (врачебно-консультационной комиссии) ребенок нуждается в уходе;
– одинокая мать или отец с ребенком до 14 лет;
– уход выпускника вуза в армию;
– поступление в институт или университет, если выпускник закончил техникум, колледж.

Опять же, в каждой организации свои требования. Где-то уход в армию, к примеру, не освободит вас от отработки, а просто оттянет этот срок. Так что по таким вопросам лучше разговаривать непосредственно со своим будущим работодателем и уточнять у него условия.

Разрыв же контракта по вине заказчика может быть осуществлен в случае, если предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением, а также в случае банкротства заказчика.

Какие вузы в Иркутске принимают абитуриентов на целевое обучение?

Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщения, легкой промышленности и другие). В Иркутске все государственные вузы набирают студентов на целевое обучение.

Где-то прием на целевые места осуществляется практически по всем направлениям:

В некоторых вузах набор ведется только по определенным направлениям:

– Иркутский государственный университет. Целевые места есть в институте математики, экономики и информатики по всем его профилям. Также они есть на некоторых специальностях института социальных наук, международного института экономики и лингвистики, юридического института и геологического факультета.

– Байкальский государственный университет экономики и права. Целевой набор проходит по специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

– Иркутский государственный лингвистический университет набирает «целевиков» на некоторые специальности гуманитарно-педагогического факультета, перевода и переводоведения, восточных языков, социальных наук и европейских языков.

– Иркутский государственный медицинский университет. Целевые места есть на таких специальностях, как лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия и фармация.

Используйте любую возможность для получения образования. Если вы ответственный и целеустремленный человек, то вас обязательно отметят в организации. В перспективе у вас будет возможность сделать карьеру и получать достойную зарплату.

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Ссылка на основную публикацию